НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение национальной политики, ее задачи, принципы и механизмы реализации

Тысячелетиями в отношениях между народами правящая элита провозглашали короткий и жесткий принцип: «разделяй и властвуй». Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Османской и др.). По сути дела, к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный), решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

Что же такое национальная политика вообще и демократическая в частности? Каковы ее основные задачи, принципы и механизмы реализации?

Прежде всего, о терминах. Термин «национальная политика» как политика в сфере этнонациональных отношений традиционно употребляется в России (в СССР тоже употреблялся) в научной, политической, правовой литературе. Этот же термин в значении политики в отношении национальных меньшинств и коренных народов используется и в других странах (Китай, Вьетнам). Однако в большинстве государств мира чаще применяется термин «этническая политика» (этнополитика). В, странах Запада термин «национальная политика» является синонимом понятия «государственная политика». Следовательно, смысл понятия «национальная политика» в западных странах иной, совсем не такой, каким он представляется в России. Исходя из этого, в данном разделе употребляется традиционный для России термин «национальная политика».

Национальная политика – система законодательных, организационных и идеологических мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений.

Национальная политика – это целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Важной задачей многонационального, полиэтнического государства является оптимизация межнациональных, межэтнических отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения.

Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики. Ее главным предназначением является управление интересами и через интересы национальностей.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целью национальной политики может быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального, национальный суверенитет и т.д.

По содержанию национальная политика бывает гуманистической, интернационалистической, антигуманной, националистической, великодержавно-шовинистической.

По направленности можно говорить о демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной, тоталитарной, разрушительной, реакционной национальной политике.

Среди форм и методов осуществления национальной политики можно отметить насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, «разделяй и властвуй».

Результатами национальной политики могут быть согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность, недоверие, неприязнь.

Национальная политика, как и всякая другая, структурно может состоять из разных временных и пространственных элементов, этапов реализации, приоритетов. В ней следует различать стратегические, рассчитанные на длительный период цели и задачи, требующие концептуального подхода, программного планирования, и задачи ближайшего характера. Что касается политики, рассчитанной на ближайший период, то она является частью долговременной политики, вытекает из нее, но регулирует конкретные межнациональные проблемы, порожденные жизнью, возникшие в ходе текущих событий.

При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие.

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.

Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием национальных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

Похожее:  Результаты егэ когда сдал

В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход. При этом следует учитывать природно-климатические условия, социально-исторические особенности формирования этносов, их государственности, демографические и миграционные процессы, этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи и т.п.

Национальная политика должна охватывать все уровни и формы национальных отношений, включая межличностные. Она должна быть нацелена на каждого человека, каждую этническую общность, группу, независимо от того, имеет ли она свое национально-государственное образование, живет ли человек в «своей» республике или национальной среде.

Наконец, при формировании национальной политики необходим учет мирового опыта регулирования межнациональных отношений, решения национальных проблем. Причем нужно иметь в виду как положительный, так и отрицательный опыт. Вместе с тем, принципы национальной политики должны соответствовать международно-правовым нормам и актам.

Источник

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Национальная политика – это сложнейшая теоретическая и практическая проблема современности, охватывающая все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система осуществляемых государством мер по учету и реализации национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонациональных особенностей в жизни общества должен осуществляться в рамках соблюдения прав человека.

В разное время и в разных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид и др.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнической, конфессиональной принадлежности в другую) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальную политику Российской Федерации определяют Конституция РФ и принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации». В соответствии с этими документами, национальная политика Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства. Она должна обеспечить равноправные отношения всех народов страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Для нашей многонациональной страны жизненно необходима продуманная, демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также в странах Прибалтики, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов России;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;

Похожее:  Исторические этапы развития философии

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами. Поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной, в соответствии с нормами международного права.

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Что такое этнос?

2.Что является объектом и предметом этносоциологии?

3.Перечислите условия формирования этноса.

4.Охарактеризуйте формы этнической общности.

5.Почему этническое самосознание является главной характеристикой

6.Перечислите виды субэтносов.

7.Какие виды межнационального сотрудничества вы знаете?

8.Что такое «шовинизм» и «фашизм»?

9.Перечислите виды национализма.

10.Назовите основные причины возникновения этнических конфликтов.

11. Каковы пути регулирования межнациональных проблем.

12. Что такое «национальная политика»?

13. Назовите основные направления национальной политики в Российской Федерации.

14. В каких документах определена национальная политика Российской Федерации?

15. Назовите основные принципы национальной политики России.

16. Проанализируйте национальные отношения в современной России. Есть ли здесь объективные причины этнонациональных конфликтов? Какие этнические конфликты чаще всего возникают без видимых причин? Можем ли мы говорить об этническом, национальном неравенстве в современной России? Если да, то какие народы объективно или субъективно могут считать себя обиженными, ущемленными в правах и по каким причинам?

17. Ознакомьтесь с основными принципами национальной политики в России. Какие из направлений вы оцениваете как наиболее важные? Какие, на ваш взгляд недостаточно разработаны или по другим причинам неэффективны? Какие

Источник



НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Это система мер, осуществляемых государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика тесно взаимосвязана с социальной, региональной, демографической и другими направлениями политической деятельности.

Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, т.е. поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений. Главное в содержании национальной политики — отношение к национальным интересам с учетом их: а) общности; б) расхождения; в) столкновения. Общность коренных интересов отдельных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в масштабе государства имеет объективные основания. Расхождение интересов связано с объективно имеющимися специфическими условиями и потребностями развития национально-этнических общностей. При переплетении национальных и политических интересов их расхождение может перерастать в столкновение, конфликт. В этих условиях необходима координация национальных интересов как предпосылка их реализации, в чем и заключается смысл национальной политики.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение, слияние наций. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защиту национального от инонационального влияния.

По содержанию национальную политику можно разделить на гуманистическую, интернационалистическую и антигуманную, националистическую, великодержавно-шовинистическую.

По направлению выделяют национальную политику демократическую, миротворческую, созидательную, прогрессивную и тоталитарную, воинственную, разрушительную, реакционную.

По формам и методам осуществления национальная политика характеризуется ненасилием, толерантностью, уважительным отношением. Наряду с этим национальная политика может осуще ствляться в форме господства, подавления, репрессий, методом насильственным, грубым, унизительным, методом «разделяй и властвуй».

По результатам национальной политики межнациональные отношения отличаются, с одной стороны, согласием, единением, сотрудничеством, дружбой, а с другой — характеризуются напряженностью, конфронтационностью, конфликтностью.

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития. Необходимым условием действенной, эффективной национальной политики является ее научность, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, выбор путей, форм и методов их достижения нуждаются в опоре на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса.

В практическом осуществлении национальной политики в регионах и республиках необходим дифференцированный подход.

Функциями национальной политики являются: •

функция целеполагания: определение целей и задач, выработка программ деятельности в соответствии с интересами всех наций и этнических групп страны; •

Похожее:  Неудачный Исход Игры Состязания 8 Букв

организационно-регулятивная функция, т.е. функция регулирования деятельности социальных и политических институтов, общественных групп, национальных организаций и движений, групп населения и т.д.; •

функция интеграции, сближения национально-этнических общностей на основе общности коренных интересов и целей; •

функция разрешения межнациональных противоречий, выработки эффективных путей и методов урегулирования межэтнических конфликтов; •

прогностическая функция, включающая разработку превентивных мер по предотвращению возможных осложнений и обострений этнополитической ситуации в стране, регионе; •

функция воспитания людей в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высокой культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению национализма и шовинизма.

Долговременной программой, стержнем национальной политики является ее научно разработанная концепция. В концепции определяются стратегические цели и задачи национальной политики, пути, формы и методы решения национальных проблем, научное и практическое обеспечение основных направлений национальной политики.

В Российской Федерации в июне 1996 г. была принята концепция национальной политики. Основные концептуальные положения национальной политики в Российской Федерации — равенство народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, защита прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, равенство прав и свобод человека независимо от национальности и языка, свобода пользования родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Высшая цель национальной политики Российской Федерации состоит в том, чтобы создать всем народам России на основе соблюдения прав человека и народов необходимые условия для их полноценного социального и национального культурного развития в составе единого многонационального государства.

Источник

Национальная политика цели и результаты

Раздел ЕГЭ: 3.6. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации

Каждое государство выстраивает свою линию поведения касательно различных наций. Без этого невозможно ведение политики в принципе.

Национальная политика — часть общей политики, проводимой государством, которая касается межнациональных отношений. Относится к теоретическим и актуальным практическим проблемам современности.

Главная цель национальных отношений — регулирование отношений между различными этносами.

Вся политическая система Российской Федерации основывается на Конституции. Она очерчивает все основные моменты жизни страны, в том числе и необходимой национальной политики.

Конституция — главный закон страны, определяющий основы политической, правовой и экономической систем государства.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ

Согласно Конституции государству необходимо проводить политику, направленную на сохранение исторически сложившегося территориального единства народов, а также сохранение памяти предков. На территории государства должны соблюдаться права и свободы человека, гражданский мир и согласие, а также равноправие народов.

Четыре статьи Конституции регулируют национальные отношения внутри Федерации.

  • Статья 2, пункт 19. Человеку гарантируются права и свободы человека вне зависимости от его национальной принадлежности, их равенство, понимание, соблюдение и защита.
  • Статья 26. Каждый человек имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения, творчества.
  • Статья 68. Русский язык — государственный язык на всей территории РФ. При этом республики имеют право дополнительно установить свои государственные языки.
  • Статья 13, пункт 29. На территории РФ запрещены действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Федерации, ведение пропаганды расового, национального или языкового превосходства.

НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации от 1996 г. предписывает основные направления и принципы проводимой этносоциальной политики. К данным направлениям относятся:

  • контроль сохранения равенства прав и свобод человека вне зависимости от его расы, национальности, языка;
  • запрет на любые формы ограничений прав граждан по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам;
  • сохранение исторически сложившейся целостности РФ;
  • равные права всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  • гарантия соблюдения прав коренных малочисленных народов;
  • право самоопределения гражданина своей национальной принадлежности без всякого принуждения;
  • поддержка развития национальных культур и языков народов РФ; мирное и своевременное разрешение национальных противоречий и конфликтов;
  • запрет деятельности, подрывающей безопасность государства, разжигание социальных, расовых, национальных и религиозных конфликтов, ненависти и вражды;
  • защита прав и интересов граждан РФ за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих за пределами государства.

Вы смотрели конспект «Национальная политика Российской Федерации».

Источник

Рубрики Результат

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Сущность национального вопроса

В политической и научной литературе нередко встречается понятие «национальный вопрос». Это довольно широкое понятие, включающее в себя и теоретические аспекты наций и их взаимоотношений, и практические проблемы развития наций и национальных отношений, и пути, способы решения национальных проблем, и другие вопросы межнациональных отношений. Таким образом, «национальный вопрос» представляет собой совокупность многих «вопросов», затрагивающих жизнь и взаимоотношения народов в различных сферах общественного бытия.

Под национальным вопросом имеется в виду совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями, национальными (этническими) группами.

Национальный вопрос всегда имеет конкретно-историческое социальное содержание. В каждую историческую эпоху, так же как и на каждом историческом этапе развития той или иной страны, национальный вопрос занимает специфическое место и играет своеобразную роль в общественно-политической жизни. На конкретном содержании национального вопроса отражаются также особенности исторического развития данной страны и ее народов, специфика их социально-экономического и политического устройства, социально-классовой структуры, этнического состава населения, исторических и национальных традиций и других факторов.

В широком историческом плане национальный вопрос возник тогда, когда в процессе общения между этносами появились проблемы, когда этносы оказались в неравноправном положении по отношению друг к другу и начались межэтнические конфликты. Завоевание и подчинение одних народов другим стало фактом в классовом обществе, т.е. при рабовладельческом строе, и продолжалось в эпоху феодализма. Однако эти процессы вырастают в национальный вопрос в период разложения феодализма и утверждения капитализма, когда происходит становление наций.

Национальный вопрос в современную эпоху во многом характеризует как все стороны внутренней жизни наций, так и их взаимоотношения, оказывая существенное влияние на экономическое, политическое, духовное развитие всего человечества и отдельных народов. Суть национального вопроса в глобальном масштабе обусловлена противоречием между стремлением наций к самостоятельности, ростом национального самосознания и их потребностью в углублении международных связей, вызванной процессом мирового экономического, научно-технического и культурного развития.

Национальный вопрос в строгом смысле формируется и проявляет себя в многонациональном государстве. В широком же смысле национальный вопрос – вопрос мировой, и в этом качестве он не сводится к простой механической совокупности национального вопроса в многонациональных странах. Национальный вопрос остается острым социальным вопросом всего бывшего колониального и полуколониального мира, выступает как проблема равноправия и равенства этих стран в мировом хозяйстве, ликвидации отсталости, зависимости и эксплуатации в мировых отношениях. Это одновременно проблема национально-государственной консолидации и национального прогресса в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Именно на этом широком социально-экономическом и политическом фоне складываются конкретные национальные вопросы внутри многих из этих многонациональных государств.

Национальный вопрос – явление сложное, многоаспектное, видоизменяющееся во времени и пространстве. Он имеет конкретно-историческое содержание в каждую эпоху, конкретное своеобразие в каждой многонациональной стране. При этом на различных исторических этапах могут выдвигаться на первый план и сам национальный вопрос, и разные его стороны (например, борьба за политическую или экономическую независимость, проблемы культуры, языка и др.). К тому же новая обстановка выдвигает на первый план новые грани проблемы.

Существование в обществе различных наций, этнических общностей служит необходимым условием и предпосылкой возникновения национального вопроса. Однако национальный вопрос – проблема не столько этническая, сколько социально- политическая. Он не обособлен от других социальных проблем и противоречий, а наоборот, является их составной частью. В постановке национального вопроса всегда присутствует политический аспект, хотя он может выступать и как вопрос социально-экономического развития, и как культурный и языковой вопрос, и даже как вопрос экологической защиты.

На ранних этапах в процессе формирования наций главным содержанием национального вопроса были свержение феодализма и ликвидация национального гнета. Поэтому традиционно содержание национального вопроса сводилось к угнетательским и эксплуататорским отношениям, и считалось, что с преодолением классового антагонизма внутри наций исчезнут и враждебные отношения между ними. Считалось также, что с установлением политической демократии в многонациональном обществе сам по себе исчезает и национальный вопрос, а политическое самоопределение и есть демократизм в национальных отношениях. Однако новейшая практика показала, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы в странах, где не только нет национального гнета, но все живут в условиях политической демократии. В Великобритании, например, причиной обострения национального вопроса выступает, в основном, проблема культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса. В Бельгии это вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами, в Канаде – культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами.

Выступая как вопрос политической демократии, национальный вопрос обнаруживает свою сущность в достижении равноправия этносов. В Испании это проявилось в проблеме политического равенства и в получении автономии пятью ее провинциями. В Бельгии реализуется принцип федерализма, Квебек в Канаде стремится к политической самостоятельности. Мирное сожительство и межнациональное согласие могут быть между равноправными народами. Можно сказать, что национальный вопрос не будет полностью решен до тех пор, пока между нациями сохранятся неравноправные отношения.

Таким образом, суть национального вопроса состоит в неравенстве наций, делении их на «высшие» и «низшие», в ущемлении, дискриминации, унижении людей по этническому признаку и возникновении на этой основе межнациональной розни, подозрений, вражды, конфликтов. Это один из важнейших вопросов общественной жизни, решение которого предполагает поэтапный и длительный подход. Конкретное содержание национального вопроса может меняться, поскольку с решением одних проблем возникают другие. В современном мире насчитывается более 350 крупных (свыше 1 млн) наций и народов (всего их более 5 тыс.), а число государств составляет 200. Отсюда очевидно, что для большинства наций и народов национальный вопрос будет решаться в рамках многонациональных государств.

Источник

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Национальная политика – это сложнейшая теоретическая и практическая проблема современности, охватывающая все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система осуществляемых государством мер по учету и реализации национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонациональных особенностей в жизни общества должен осуществляться в рамках соблюдения прав человека.

В разное время и в разных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид и др.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнической, конфессиональной принадлежности в другую) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Похожее:  История России Князь Владимир Святой Вс о князе Владимире

Национальную политику Российской Федерации определяют Конституция РФ и принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации». В соответствии с этими документами, национальная политика Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства. Она должна обеспечить равноправные отношения всех народов страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Для нашей многонациональной страны жизненно необходима продуманная, демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также в странах Прибалтики, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов России;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами. Поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной, в соответствии с нормами международного права.

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Что такое этнос?

2.Что является объектом и предметом этносоциологии?

3.Перечислите условия формирования этноса.

4.Охарактеризуйте формы этнической общности.

5.Почему этническое самосознание является главной характеристикой

6.Перечислите виды субэтносов.

7.Какие виды межнационального сотрудничества вы знаете?

8.Что такое «шовинизм» и «фашизм»?

9.Перечислите виды национализма.

10.Назовите основные причины возникновения этнических конфликтов.

11. Каковы пути регулирования межнациональных проблем.

12. Что такое «национальная политика»?

13. Назовите основные направления национальной политики в Российской Федерации.

14. В каких документах определена национальная политика Российской Федерации?

15. Назовите основные принципы национальной политики России.

16. Проанализируйте национальные отношения в современной России. Есть ли здесь объективные причины этнонациональных конфликтов? Какие этнические конфликты чаще всего возникают без видимых причин? Можем ли мы говорить об этническом, национальном неравенстве в современной России? Если да, то какие народы объективно или субъективно могут считать себя обиженными, ущемленными в правах и по каким причинам?

17. Ознакомьтесь с основными принципами национальной политики в России. Какие из направлений вы оцениваете как наиболее важные? Какие, на ваш взгляд недостаточно разработаны или по другим причинам неэффективны? Какие

Источник

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Национальная политика – это сложнейшая теоретическая и практическая проблема современности, охватывающая все сферы жизни общества. Она имеет и относительную самостоятельность как система осуществляемых государством мер по учету и реализации национальных интересов. Национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства и обеспечивает реализацию интересов всей нации.

Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на принципах добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет этнонациональных особенностей в жизни общества должен осуществляться в рамках соблюдения прав человека.

В разное время и в разных странах национальная политика может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки, геноцид и др.), искусственной ассимиляции (политика и практика насильственного обращения лиц одной социально-культурной, этнической, конфессиональной принадлежности в другую) до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства.

Национальную политику Российской Федерации определяют Конституция РФ и принятая в 1996 г. «Концепция национальной политики Российской Федерации». В соответствии с этими документами, национальная политика Российской Федерации представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства. Она должна обеспечить равноправные отношения всех народов страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. Для нашей многонациональной страны жизненно необходима продуманная, демократическая национальная политика, которая включает следующие направления:

— развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

— развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

— обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

— достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

— поддержка соотечественников, проживающих в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, а также в странах Прибалтики, содействие развитию их связей с Россией.

Основные принципы национальной политики в России:

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

— сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

— равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

— содействие развитию национальных культур и языков народов России;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

— запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами. Поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной, в соответствии с нормами международного права.

Похожее:  Вторая мировая война все самое главное

Национальная политика в Российской Федерации призвана создать наиболее благоприятные условия для свободного развития всех народов и каждого человека в отдельности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1.Что такое этнос?

2.Что является объектом и предметом этносоциологии?

3.Перечислите условия формирования этноса.

4.Охарактеризуйте формы этнической общности.

5.Почему этническое самосознание является главной характеристикой

6.Перечислите виды субэтносов.

7.Какие виды межнационального сотрудничества вы знаете?

8.Что такое «шовинизм» и «фашизм»?

9.Перечислите виды национализма.

10.Назовите основные причины возникновения этнических конфликтов.

11. Каковы пути регулирования межнациональных проблем.

12. Что такое «национальная политика»?

13. Назовите основные направления национальной политики в Российской Федерации.

14. В каких документах определена национальная политика Российской Федерации?

15. Назовите основные принципы национальной политики России.

16. Проанализируйте национальные отношения в современной России. Есть ли здесь объективные причины этнонациональных конфликтов? Какие этнические конфликты чаще всего возникают без видимых причин? Можем ли мы говорить об этническом, национальном неравенстве в современной России? Если да, то какие народы объективно или субъективно могут считать себя обиженными, ущемленными в правах и по каким причинам?

17. Ознакомьтесь с основными принципами национальной политики в России. Какие из направлений вы оцениваете как наиболее важные? Какие, на ваш взгляд недостаточно разработаны или по другим причинам неэффективны? Какие

Источник

Доклад по национальному вопросу

Докладчик т. Коренев 14 указал на то, что национальный вопрос является страшно запутанным в ходе революции. Вопрос этот должен разрешиться в грандиозной борьбе труда с капиталом. Что национальный вопрос плелся в хвосте революционного движения и не давал покоя и удовлетворения нац[иональным] группам Отдельные племена и народы стали подходить к осуществлению своих затаенных надежд путем накопления национальных] полков, будто бы в остановке российской революции им угрожала опасность. Докладчик охарактеризовал роль в Германской войне, тогда же национального вопроса. Далее он метко указал на то, что формулой «самоопределения народов» наравне с пролетариатом пользуется и буржуазия. Последняя для того, чтобы натравить демократию соседних народов друг на друга и погубить этим дело революции. Т. Коренев разоблачил блестяще в своей речи темные реакционные силы Кавказа, которые, пользуясь богатым материалом из истории покорения Кавказа, когда горцы переживали угнетения под русским владычеством, сеяли на этой почве шовинистические семена, распаляя религиозный фанатизм мусульман. Кровь на Сунже и Тереке, опустошения в Хасав‑Юртовском округе – результат этой черной работы. Докладчик указал на то, что во все периоды человеческой истории в руках господствовавших классов развитие национального чувства было сильнейшим орудием для борьбы с солидарностью трудовых масс. Далее он указал на печальный пример народов Терской области, когда в момент решительной схватки труда с капиталом представители крупной земельной собственности пользовались формулой самоопределения народов для того, чтобы затушить стихию классовой борьбы и сохранить в рамках национального хозяйства имущественные права, которые были обеспечены за ними старым строем. Национальное движение должно подчиняться высшему критериуму – классовой борьбе. Если Терская область будет самостоятельным государством, не связанным ни с Кавказом, ни с Россией, то национальный вопрос будет решен так, что Тер‑область будет союзом государств – Ингушетии, Чечни, Осетии Кабарды и Тер[ского] казачества. Коренев выразил свое мнение о том, что большинство делегатов съезда мыслят одинаково с ним, что Теробласть должна входить в общую Российскую федерацию. В заключение докладчик предлагает, в поисках разрешения национального вопроса, принять за исходную точку следующее: 1) междунациональные отношения, как и вообще все важнейшие культурно‑экономические вопросы Теробласти, могут найти справедливое согласованное с заветами российской революции разрешение только лишь при условии установления организованного единства всей России, и в частности Кавказа. Но, исходя из фактических обстоятельств текущего момента, необходимо признать, что Тер‑область является временно составною единицею Рос[сийской] федерации, и 2)как основная часть Российской федерации – Теробласть является союзом народов и племен, политическое участие которых по управлению областью выражается пропорциональным представительством в состав единого объединенного органа обл[астной] власти.

Поэтому докладчик, в разрешении вопроса о территориально‑национальном самоуправлении, предлагал создать территориальный или земельный союз народов, а не государства отдельных горских народов, и казачества. Тут возникал серьезный и сложный вопрос об определении территории и земель каждого народа, вопрос тесно связанный с земельным вопросом. В связи с разрешением земельного вопроса в России, по которому каждый крестьянин, без различия нации, желающий обрабатывать землю, должен ее иметь, произойдет переселение, передвижение народов, известный сдвиг при распределении. Еще сложнее вопрос с городами со смешанным составом населения. Но решается он просто – эти города будут экстерриториальными, т. е. внеземельными. Здесь докладчик дал подробное объяснение относительно организации национальных меньшинств. В заключение он к двум предложенным пунктам проекта предложил еще 13 пунктов: форма союза, права меньшинств, границы территорий, язык, школа, суд, армия и органы национального самоуправления.

В заседании 24 февраля доклад т. Коренева вызвал оживленные прения. Т. Малыгин 15 , считает, что проект докладчика не отвечает задачам социализма, [призванного] разбивать национальные перегородки; что Великая российская революция вручила власть трудовому народу и, проводя это в жизнь, надо руководиться строго принципами интернационализма, чтобы не мешать основной задаче – борьбе труда с капиталом.

Докладчик, во избежание дальнейших недоразумений, разъяснил, что доклад – плод коллективного творчества секции. Основная линия социалистического поведения в решении национального] вопроса – объединение трудящихся всех наций. Учреждение Совдепов с национальными] отделами не разрешит национального] вопроса. Но практика показала, что рядом с Совдепами существуют национальные] советы. В заключение т. Киров сообщил, что не возражает о передаче вопроса о национальных] вооруженных силах в военную секцию.

Большинством принимается предложение Анджиевского 16 – считать решение съезда резолюциями, а декретирование их поручить исполнительному] органу – Тер[скому] Нар[одному] Совету.

Заседание 24 февраля закончилось выборами от групп членов делегации для поездки в Беслан – для встречи и оказания содействия чеченским делегатам.

На следующий день съезд открылся чтением ответа на телеграмму Нальчикского исполкома от Каб[ардино]‑Балкарской фракции съезда: «Принимая во внимание, что окр‑исполком и окркомиссар давно потеряли доверие в глазах Кабардинского народа, считать членов исполкома врагами народа и злостными клеветниками, действия их провокационными».

Источник

Конституции и национальный вопрос в становлении советского государства

Становление нового государства на большой территории и с большим количеством национальностей было тесно связано с признанием и попыткой решения национального вопроса. Старая национальная политика подчеркивала роль русского народа как «ведущего» этноса. Власть большевиков видела необходимость в создании союза национальных республик на свободной основе, что находило отражение в основных документах того времени.

Похожее:  Результаты егэ когда сдал

Присоединение новых территорий к России на протяжении долгой истории, вхождение различных народов в состав, начинает формировать общность исторических судеб разных народов.

Октябрьская революция 1917 г. поставила перед большевиками вопрос о введении в сознание людей идеологии, которая приведет к сплочению народов. Для привлечения союзников в борьбе против царизма большевики объявили право наций на самоопределение в качестве одного из политических принципов и поддержали национальные движения нерусских народов. Этот принцип был рассмотрен и принят в качестве решения на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Он гласил: «Советская республика учреждается на основе свободных наций, как федерация советских национальных республик». В любой стране после образования нового государственного единства возникает необходимость в основном Законе государства — Конституции. Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием.

10 июля 1918 г. постановление V Всероссийского съезда Советов была принята Конституция РСФСР [4, c.332]. Эта 1-я конституция, которая не делала упор на принципы преемственности. Она закрепляла власть за Советами, за рабочим населением, устанавливала диктатуру пролетариата. Признавались равные права граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности. Объявлялись незаконными какие-либо привилегии или преимущества и на этом основании какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.

Предусматривалось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могли объединяться в автономные областные союзы, входившие на началах федерации в РСФСР (ст.11). Устанавливалась единая, взаимосвязанная система центральных и местных органов государственной власти.

Недавно закончившаяся Гражданская война создала ряд предпосылок для дальнейшего развития молодого государства. С одной стороны, восстановление народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании республик. С другой стороны, опасность новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед лицом капитализма. И, с третьей стороны, интернационализм, являющийся принципом большевиков, подразумевает объединение трудящихся масс в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства требуют объединения советских республик в одно государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.

На Х съезде РКП (б) в своем докладе «Об очередных задачах партии и национальном вопросе» И. В. Сталин подчеркивал: «Единственное государство, которое способно поставить и разрешить национальный вопрос, — это государство, покоящееся на коллективной собственности на средства и орудия производства — Советской государство. При Советском федеративном государстве нет больше ни угнетенных наций, ни господствующих, национальный гнет уничтожен, но, ввиду унаследованного от старого буржуазного порядка фактического неравенства (культурного, хозяйственного, политического) между нациями более культурными и нациями менее культурными, национальный вопрос принимает форму, требующую выработки мероприятий, ведущих к тому, чтобы трудовым массам отсталых наций и народностей облегчить хозяйственное, политическое и культурное преуспеяние, дать им возможность догнать ушедшую вперед центральную — пролетарскую — Россию» [3, c. 34].

30 декабря 1922 было образовано государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). 31 января 1924 II Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию СССР, которая провозглашала объединение трудящихся всех стран в мировую социалистическую советскую Республику. Основной документ состоял из двух разделов: Декларация об образовании СССР и Договора об образовании СССР [1].

Декларация содержала изложение политических аспектов образования СССР. В ней подчеркивалось, что «в лагере социализма — взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов».

Договор состоял из 11 глав, в которых закреплялись предмет и юридические нормы взаимодействия законодательных, распорядительных и исполнительных органов управления различных вертикалей власти [1]. Также определялись суверенные права союзных республик. Вопросами национальностей занимался Совет Национальностей, который состоял из представителей союзных и автономных республик. В национальных регионах страны представители занимались привлечением в органы власти и управления представителей коренного населения, а также возможностей формирования автономий. Внедрение национальных языков в официальное делопроизводство и все сферы государственной и общественной деятельности соответствующих национально-государственных образований был прописан в Конституции, но этот процесс шел не всегда безболезненно, т.к. у некоторых народов отсутствовал развитый литературный язык и в нем не было необходимых современных политических, правовых, юридических терминов. Это снижало эффективность управления. Все национальности могли получить определенную долю культурной автономии: продвижение родного языка, создание и развитие национальных школ, печать газет, журналов и книг на родном языке с привлечением местных поэтов, писателей и художников. Важным элементов национальной политики того времени можно считать латинизацию алфавитов для создания письменности даже самых малых народов СССР, что связывалось с правом управления на родном языке.

Советская национальная политика того времени основывалась на поощрении и продвижении этнических меньшинств, которые получали право на создание национальных районов.

Однако, к середине 30-х годов, такая позитивная национальная политика достигла своего предела, после которого И. В. Сталин начал радикальный пересмотр сложившейся тенденции [3].

К этому времени в политической, экономической и социальной структуре страны произошли серьезные изменения: отменена новая экономическая политика, ликвидированы многоукладная экономика и эксплуататорские классы. На основании этого посчитали, что переходный период от капитализма к социализму закончился.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР утверждает проект Конституции, которая освещала вопросы общественного устройства государства (ст. 1–12). Этот документ провозгласил победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления [4, c. 335].

Важнейшей тенденцией Конституции стала значительная перестройка национальной политики в СССР. Национальные аспекты Конституции, фактически уровнявшие между собой наиболее многочисленные народы СССР, были исключительно важны для решения межнациональных и межрелигиозных проблем [1]. Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа [2, c.34].

Новая национальная политика подчеркивала роль русского народа, который в период коллективизации и индустриализации показал себя наиболее лояльной этнической группой. Официальная позиция подчеркивала историческое и мировое значение «русского пролетариата», который дал большие возможности другим народам.

Взаимопомощь, общий героизм, единство в защите своей общей Родины во время Великой Отечественной войны показали сплоченность наций перед лицом тяжелых испытаний. Однако, именно в эти тяжелые годы была проведена поголовная депортация некоторых народов крымские татары, чеченцы, греки, ингуши, калмыки и т.д.), которых «уличили» в сотрудничестве с немцами. Имеющие национальную государственность народы были ее лишены.

Источник