Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
Пример № 1 «Пригодились все знания, полученные в вузе»
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Училась в Югорском государственном университете в Ханты-Мансийске , в Институте менеджмента и экономики, на специальности «общий коммерческий менеджмент». Вуз выбирала довольно чудным образом. Сначала думала о крупном университете Новосибирска. Но дорога от жилья до места учебы занимала бы много времени — 40 минут без учета пробок, а в Ханты-Мансийске можно было дойти до вуза пешком. К тому же в этом городе работал двоюродный брат, проходит много классных спортивных мероприятий, завораживающая природа и лучшие закаты. Когда мне позвонили и сказали, что я прошла по конкурсу в ЮГУ, я попросила родителей забрать документы из Новосибирска.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
Пример № 2 «Найти работу помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов»
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
Пример № 3 «Польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде»
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С детства я увлекалась иностранными языками и восточными культурами, грезила Японией, читала все, что попадалось по ее истории. Выбирая, куда поступать, надеялась изучать хоть что-то , связанное с Востоком, но в регионе был всего один университет с бюджетными местами. На Москву и Петербург денег, естественно, не было. Так я оказалась на направлении «востоковедение и африканистика» на факультете международных отношений в федеральном университете нашего областного центра. Правда, оказалось, что японский можно выбрать только на платном, а на бюджете турецкий без права выбора. Пришлось учить его, хотя ко второму курсу я вполне втянулась и даже полюбила этот весьма красивый язык.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Пример № 4 «Первое образование помогает мне и моим близким почти каждый день»
На кого училась: юрист
Кем работает: преподаватель
В моем маленьком городе были только профессиональные училища и техникумы, но работать на заводе, как родители, не хотелось. Хотелось уехать, и поступление в вуз было единственной возможностью.
Я не особенно разбиралась в вопросах поступления и остановилась на вузе, в котором могла оплатить учебу сама. Выбрала заочное по направлению «юриспруденция». Руководствовалась двумя соображениям: во-первых , хотела учиться так, чтобы параллельно устроиться работать по специальности, вникать и набираться опыта; во-вторых — меньше платить за обучение, так как стоимость заочного ниже.
Внутренняя обстановка в университете была, мягко говоря, не очень. Но среди преподавателей большинство — адекватные люди, практикующие юристы, которые давали реальные знания. Минус заочной формы в том, что 80% материала нужно было осваивать самостоятельно. Для меня это не было проблемой: я люблю учиться, все выходные проводила в областной библиотеке.
Когда настало время выбрать специализацию, остановилась на уголовно-правовой. Хотела работать на стороне обвинения. Но сложилось так, у меня появилась возможность работать в очень классном месте по гражданско-правовой специальности. Спустя два года после получения диплома я решила изменить свою жизнь и завязать с исками, претензиями, договорами и другими бумажками и стать преподавателем, но о потраченном времени не жалею. Полученное образование помогло мне обеспечить себя, развить характер, встретить умных людей и чему-то у них научиться.
Ориентироваться в праве и уметь отстаивать свое полезно. Первое образование помогает мне и моим близким почти каждый день. Будь то покупка вещей, медицинское обслуживание, вступление в брак, взаимодействие с государственными органами — в моей голове сразу выстраивается четкая схема, и я еще ни разу не осталась в проигрыше.
Пример № 5 «Вуз позволил мне попробовать себя в качестве руководителя»
На кого учился: эколог
Кем работает: маркетолог
Я пошел в университет, потому что не хотелось сразу после школы попасть в армию. К тому же сказалось давление родственников: надо поступать, надо учиться. И в целом построить карьеру без какого-либо диплома, я думаю, было бы сложно.
Учился в главном педагогическом вузе России — МПГУ, на географическом факультете. Попал туда случайно, сдавал про запас много предметов на ЕГЭ. Среди них была и география, по которой я неожиданно получил достаточное количество баллов, чтобы без нервов пройти на бюджет. Поступал на учителя географии и английского языка, потом перевелся и выпустился с дипломом эколога. Не могу сказать, что с точки зрения образования все было прекрасно, но вуз дал многое.
Во-первых, университет научил организовывать себя и работать в любых условиях. Уже на младших курсах я начал подрабатывать. Приходилось работать на лекциях, в метро, где угодно — был бы с собой ноутбук. Курс молодого бойца по тайм-менеджменту, короче говоря.
Во-вторых, я научился общаться с людьми разного статуса, возраста, позиции: выстраивать подход, находить общий язык, стараться понравиться, заработать очки репутации. Такую школу точно следует пройти каждому, прежде чем сталкиваться со взрослой жизнью.
В-третьих, узнал, как устроены крупные организации: по каким правилам существуют большие коллективы, как правильно встраиваться в иерархию, каким законам там все подчиняется. Эти же явления я потом обнаружил и в коммерческих компаниях, и в госкорпорациях — вуз оказался для меня моделью всей будущей жизни.
В-четвертых, вуз позволил попробовать себя в качестве руководителя: на старших курсах я возглавлял студенческий совет факультета. Это был очень интересный опыт — брать на себя ответственность за высокоуровневые задачи, мотивировать людей, добиваться результата, доносить мысли до других так, чтобы они не только слушали, но и слышали. Помимо этого, я составлял документы и читал то, что составили другие: приходилось искать нестыковки, трактовать в ту или иную сторону, отстаивать свою позицию. Иногда кажется, что я в сжатые сроки практически окончил юрфак.
По специальности я не работал, но, кажется, именно наличие диплома позволило мне попасть в то место, где я работаю сейчас, — это крупная и серьезная компания. Может быть, вообще неважно, что за диплом у меня и откуда, главное, чтобы он просто был. А еще на вечеринке, если разговор не клеится, я могу попробовать заинтересовать всех разговорами о глобальном потеплении и самых загрязненных районах Москвы.
Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.
Источник
Что дает человеку высшее образование?
Все еще думаете, стоит ли поступать в вуз? Сомневаетесь, пригодится ли высшее образование в повседневной жизни? Давайте разбираться вместе.
Каждый выпускник школы стоит перед выбором – получать высшее образование или нет
Что из себя представляет высшее образование в России?
Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.
В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:
- Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
- Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.
Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.
Что дает высшее образование
Окончив вуз, вы получите:
- Профессию. Прежде всего вы получите знания по специальности, что позволит работать в определенной сфере. Если вы выберете востребованную профессию на рынке труда, то никогда не останетесь без работы.
- Преимущество при трудоустройстве. Большинство работодателей отдает предпочтение специалистам с высшим образованием. Ведь наличие диплома подтверждает, что вы обладаете как минимум базовыми знаниями и начальными навыками в профессии, имеете высокий интеллект и достаточный уровень культуры.
- Перспективу карьерного роста. Особенно это касается государственных организаций. На более высокие должности можно рассчитывать только при наличии высшего образования.
- Глубокие знания в определенной сфере. Даже если вы не будете работать по специальности, полученные знания могут пригодиться и в другой сфере. Например, окончив юридический факультет, вы сможете легко ориентироваться в законах. С экономическими специальностями, вы приобретаете финансовую грамотность, что пригодится в любой сфере жизни.
- Возможность открыть свое дело. Да, чтобы стать предпринимателем, не обязательно иметь высшее образование. Но все же специальные знания могут открыть перед вами новые возможности. Например, если вы получили профессию стоматолога – сможете открыть свой частный кабинет. Став юристом, сможете оказывать индивидуальные консультации и т. д.
Кроме профессиональных возможностей, высшее образование позволяет получить много полезных навыков и качеств, которые пригодятся в повседневной жизни. В вузе вы научитесь:
- Быстро находить и обрабатывать большое количество информации. Во время обучения вам придется изучить много профильных дисциплин, вы будете писать курсовые, рефераты, контрольные. Одних учебников здесь будет недостаточно. Вы научитесь быстро находить нужную информацию, что пригодится в любой сфере жизни.
- Самостоятельно обучаться. Здесь не будут все «разжевывать», как в школе, а укажут лишь нужное направление. Способность к самообразованию нужна в любой профессии.
- Общаться и договариваться с разными людьми. В вузе вы получите первые серьезные коммуникативные навыки. Вас ждет новое и непривычное для вас окружение. Вам придется научиться находить общий язык с преподавателями и однокурсниками, работать в команде.
- Работать с компьютерными программами. C какими именно, все зависит от специальности, как минимум это – Word и Excel. В век компьютерных технологий этот навык особенно полезен.
- Самостоятельности и ответственности. Вуз – это первый шаг во взрослую жизнь. Здесь никто больше не будет водить вас за ручку и решать ваши проблемы. Вы научитесь сами принимать решения, нести за них ответственность. Особенно хорошую школу выживания пройдете, если поступите в другой город. Здесь помимо учебы вас будут ждать бытовые проблемы.
- Планировать и организовывать свое время. В вузе вас ждет жизнь по графику, близкому к рабочему. Чтобы все успевать, придется научиться правильно планировать свое время и распределять задачи по их приоритетности. Такой навык точно пригодится в повседневной жизни.
Все эти полезные навыки и возможности вы получите только в том случае, если пойдете в вуз за знаниями, а не «корочкой».
Есть ли жизнь без высшего образования?
Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:
- Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
- Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
- Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
- Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.
Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех
Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.
Я всю жизнь проработала главным Бухгалтером!Образование Вышее экономист ,и не о чём не жалею пенсия в 30тысяч заработала .В молодости я водила жигули 5-6модели … Читать ещё
Я всю жизнь проработала главным Бухгалтером!Образование Вышее экономист ,и не о чём не жалею пенсия в 30тысяч заработала .В молодости я водила жигули 5-6модели мне на жизнь хватало .Если есть желания у людей быть успешным то ВПО вам в помощь .
Понамарева Любовь Ивановна, добрый день. Спасибо за мотивацию будущим студентам
Когда я закончил колледж, знакомые и учителя удивлялись, что я не пошёл учиться дальше. Они считают меня способным, но я с самого раннего детства мечтал быть ш… Читать ещё
Когда я закончил колледж, знакомые и учителя удивлялись, что я не пошёл учиться дальше. Они считают меня способным, но я с самого раннего детства мечтал быть шофёром. Сейчас я вожу троллейбус уже 14 лет, открыл категории C и D (категорию В открыл в колледже), в планах устроиться на автобус или грузовик. Мне нравится управлять автомобилем, причём как профессионал, а не частник-любитель. Так что ориентироваться нужно на призвание, «зов сердца», или как это сказать по-другому. Только на любимой работе можно добиться успехов, не превращая жизнь в каторгу. Поэтому не стоит уничижать рабочие профессии — не всем нравится сидеть в офисе.
Источник
Уровни высшего образования
Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели среднего общего или среднего профессионального образования. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку. Для поступления в вуз необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ. По окончании бакалавриата студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра с присвоением квалификации («Академический бакалавр», «Прикладной бакалавр»). Документ дает право работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.
Специалитет
В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели среднего общего или среднего профессионального образования. Для поступления в вуз необходимо написать заявление в приёмную комиссию учебного заведения и представить паспорт и аттестат или диплом об окончании школы или техникума, результаты ЕГЭ. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации. Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.
Магистратура
Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр». Выпускники магистратуры имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в аспирантуре.
Аспирантура
Это форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.
Интернатура
Это форма последипломного обучения выпускников медицинских вузов, по итогам которого им присваивается право профессиональной деятельности. Учеба длится в течение года, представляет собой практику в медучреждении под руководством старших коллег.
Ординатура
Это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.
Ассистентура-стажировка
Это форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании с присвоением квалификации («Концертный исполнитель и преподаватель высшей школы»), дающий право исполнительской и преподавательской деятельности.
Услуги
Частые вопросы
Какие формы обучения существуют в вузах России?
Их несколько: очная, очно-заочная, заочная, дистанционная и сетевая формы обучения. Во время очного обучения все занятия проходят непосредственно в зданиях учебного заведения. Процесс обучения предполагает личный контакт преподавателей и студентов во время лекций, семинаров, практических занятий.
Очно-заочное обучение — удобная форма для тех, кто работает. Большая часть времени отдается самостоятельному изучению предметов.
Студенты-заочники проводят в университете лишь 30 процентов учебного времени, остальные 70 процентов уходят на самостоятельное изучение материалов в соответствии с разработанным вузом образовательным планом.
Основу дистанционного обучения составляет онлайн-обучение – лекции, семинары, общение студентов и преподавателей проходит по скайпу или другим системам видеосвязи.
Сетевая форма обучения обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Чем отличается магистратура от бакалавриата?
Для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.
Можно ли получить второе высшее образование бесплатно?
Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), однако есть несколько исключений:
- если имеется диплом о высшем военном образовании;
- если в вузе введена двухступенчатая система образования, можно поступить в магистратуру по другой специальности;
- если сотрудник проработал в госучреждении более 5 лет и руководство решило направить его на повышение квалификации путём получения второго высшего образования.
Полезные ресурсы
Министерство образования и науки Российской Федерации Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ. Обучение в России Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранцев
Источник
Получение второго высшего образования: вопросы и ответы
Согласно исследованиям, на текущий момент наблюдается повторная волна популярности получения второго высшего образования. Заявления в приемную комиссию поступают от самых разных возрастов — как сразу же после получения диплома о первом образовании, так и от людей, уже получивших опыт в определенной сфере и желающих получить знания в смежной области — как правило, это мужчины и женщины старше 25-30 лет. Не исключение и слушатели старше 40 лет. Это значит, что человек адаптируется к изменяющимся трендам и продолжает соответствовать запросам рынка труда.
Зачем вторая вышка?
Вопрос достаточно многогранный. Хотя, как правило, причины у каждого и свои, мы собрали несколько основных аргументов, с которыми приходят подавать документы на второе образование
1. Для продвижения по карьерной лестнице нужны знания в смежной области.
Это более чем разумный ход. В некоторых случаях на обучение напрямую направляет работодатель, однако в большинстве случаев это желание самого абитуриента, ведь он заинтересован в собственном карьерном росте. Из частых примеров смежных областей — изучение психологии для маркетолога или же программы ГМУ для лиц с любым базовым образованием.
2. Для перехода на вышестоящую должность требуется образование в определенной области.
В некоторых случаях наличие двух образований как факт — критерий для занятия определенной должности. Или же для этого требуется диплом определенного факультета — например, экономического.
3. Первое высшее выбрано не совсем удачно.
Одно время наблюдалась целая волна абитуриентов, в качестве первого высшего имеющих диплом юриста, экономиста или инженера. Как бы то ни было, при выборе первого высшего образования для многих решающее значение имело мнение родителей или окружения. А стремление к реализации собственных желаний и устремлений рано или поздно берет верх.
4. Повышение конкурентности при устройстве на работу.
Овладение необходимыми компетенциями или же просто дополнительная уверенность в своих силах — все это направляет людей вновь в вузовские аудитории (тем более, что это без проблем совмещается с текущей работой, так как занятия проходят в заочной форме или в weekend-форме. Осознанное получение второго диплома по связанной с рабочей деятельностью специальностью, заметно прибавляет баллов кандидату на интересующую должность.
5. Дополнительный круг общения, новые знакомства и связи.
Конечно же, полезность получаемых связей зависит от направления и выбранного ВУЗа. Например, ИБДА РАНХиГС славится своей бизнес-подготовкой, международными модулями и мастер-классами, которые проводят гуру менеджмента и представители элиты российского и зарубежного бизнеса.
6. Соответствие современным трендам и тенденциям
Бизнес, как и весь мир, постоянно претерпевает изменения, причем со все более возрастающей скоростью, а адаптация под эти изменения – это всегда новый вызов. Более того, требования к практически любой должности довольно существенно видоизменяются каждые 2-3 года: все больше функций автоматизируется или роботизируется, при этом появляется необходимость в новых компетенциях, соответствии новым стандартам. И о чем большем временном промежутке мы говорим, тем более остро ощущается необходимость овладения новыми компетенциями. При этом всегда разумнее постоянно держаться «на гребне волны», а не наверстывать упущенное большими прыжками. Этому соответствует все более распространяющаяся концепция непрерывного и качественного образования.
Таким образом, люди, стремящиеся к получению второго или даже третьего высшего образования преследуют различные цели (а иногда и несколько сразу) — повышение своей значимости как специалиста на рынке труда, получение большей вариативности при выборе или смене рода занятий, или же следующий шаг в карьерной лестнице. Наверняка можно сказать одно: образование — это полезная и эффективная инвестиция в личностное развитие. Самый ценный ресурс, приносящий дивиденды — это вы сами, ваш творческий и интеллектуальный потенциал.
Особенности второго высшего
1. Формат обучения.
Чаще всего в получении дополнительного образования заинтересованы люди, которые где-то работают, поэтому наиболее популярный формат обучения — это различные варианты заочных форм, а также форматы выходного дня (weekend).
2. Отношение к учебе.
Так как выбор второго высшего делается уже гораздо более тщательно, без спешки и со всей осознанностью, то мы наблюдаем и более ответственный подход к обучению, когда и слушатели, и преподаватели получают наибольший синергический эффект.
3. Понимание истины “лучшая инвестиция — это инвестиция в себя!”
Большинство приходит с пониманием, зачем конкретно ему нужен второй диплом или магистратура, соответственно и пониманием окупаемости вложений в свое обучение (вложений как финансовых, так и временных ресурсов).
4. При поиске работы — больше свободы выбора.
Ведь по сути вы воплощаете в себе две специальности, а это дает дополнительное пространство для маневра.
5. Нетворкинг.
По отзывам выпускников, получая второе высшее образование, приобретается больше полезных связей и знакомых, чем при первом обучении. Это логично, так как слушатели программ имеют опыт работы в различных областях, делятся опытом, стремятся к новым деловым связям.
Можно с определенностью сказать, что второе высшее, будучи более осознанным выбором и более целевым с точки зрения понимания отдачи, приносит вполне ощутимый результат уже в ближайшее время после выпуска, обычно в течение 1,5-2,5 лет.
Популярные вопросы о втором высшем образовании.
1. Смогу ли совмещать с работой?
Конечно. А иногда даже нужно. Получаемые знания и навыки вы сможете сразу же закреплять на практике.
2. Мне 35. Боюсь, что буду учиться в окружении подростков, и это будет некомфортно.
Согласно статистике, на второе высшее поступают в основном в возрасте около 30 лет, поэтому можно смело утверждать, что учиться вы будете рядом с единомышленниками. Более того, стоит помнить, что главный объединяющий фактор — это не возраст, а образ мышления и общие потребности, с которыми собралась группа. Более того, многие слушатели отмечают, что за время учебы обзавелись множеством знакомств — завели как новых друзей, так и полезные деловые связи.
3. Мне нравится определенное направление. Важна ли специальность первого образования при поступлении?
Не важна. Это может иметь некоторое значение при поступлении на магистратуру, но не решающее.
4. Я получал первое образование 5 лет. Неужели потребуется еще 5?
Второе высшее идет по сокращенным программам, которые занимают, в среднем, 2,5 года. И это при учете того факта, что формат обучения в большинстве случаев — заочное или weekend-формат (то есть с посещением по выходным).
5. Это платно?
Да. Если получение первого высшего образования возможно на “бесплатной” основе, т.е. “на бюджете”, то все последующие образования оплачиваются самим слушателем или работодателем (на добровольной основе, такой обязанности у работодателей нет). Однако, стоит помнить, что самая выгодная инвестиция — в собственное образование. Будь то второе высшее, магистратура или MBA — статистика показывает, что это окупается в первые же годы после выпуска.
6. У меня есть первый диплом и опыт работы. Что выбрать: второе высшее, магистратуру или MBA?
Все зависит от ваших целей. Если нужно широкое представление по смежной области — то вероятнее подойдет обычный формат “второго высшего образования”. Если нужно чуть более углубленное изучение выбранной области, при этом с уклоном на практику — то ваш выбор — магистратура. По ее окончанию также выдается диплом. Если нужно повышение уровня навыков в конкретной области, например, в управлении финансами, маркетинге, управлении персоналом, то можно рассмотреть формат обучения по программам “повышения квалификации”.
В свою очередь MBA — это несколько иная история. Этот курс рассчитан на руководителей с опытом и собственников бизнесов, которые хотят систематизировать свои знания и опыт, заручиться деловыми связями и получить понимание актуальных трендов.
Выбирая любой из вариантов, обращайте внимание на реальные отзывы выпускников и их карьеру, известность ВУЗа, а также уровень их аккредитаций. Например, ИБДА РАНХиГС — первый и единственный в России получил мировую аккредитацию AACSB.
Подводя итоги
Стоит вспомнить одну расхожую поговорку: “чтобы начать — начните!” и “у страха глаза велики”. Один из трендов современности — постоянное развитие, и он полностью перекликается с все возрастающей скоростью изменений как мира в целом, так и рынка труда, а также бизнеса как такового. Наличие дополнительных квалификаций становится таким же неотъемлемым параметром, как и развитые soft-skills.
Современные ВУЗы, являющиеся так же бизнес-школами, находятся на острие актуальных трендов, разрабатывают программы, идеально подходящие под запросы общества: weekend, модульные и заочные формы обучения, все возрастающий акцент на живую практику, реально применимую в тех кейсах, с которыми слушателям предстоит сталкиваться постоянно в своей работе.
Сегодняшние программы передовых бизнес-школ – дают реальный инструментарий, который помогает взбираться по непростому пути карьерной лестницы, а также дают новое деловое окружение — единомышленников с особым форматом мышления. Форматом, приводящим к качественному результату. Недаром слоган ИБДА РАНХиГС — одного из ведущих ВУЗов страны — звучит как “учим умных не быть бедными”. Не бойтесь учиться новому, и карьерные успехи не заставят себя долго ждать!
Источник
Знания "впрок" не в тренде
За десять лет число желающих получить высшее образование снизилось почти в два раза. Таковы результаты исследования, проведенного сервисом по поиску работы Superjob. В этом году о намерении ребенка продолжить обучение в вузе сообщили 43 процента опрошенных, хотя в 2010-м их было 80 процентов. При этом в два раза (до 21 процента) возросло число тех, кто хочет получить среднее профессиональное образование. Эксперты уверены: полученные результаты не отражают всей сложности ситуации, в которой находится система высшего образования сейчас.
Если брать «холодные» цифры, то объяснение полученным результатам простое: во всем виноваты демографическая яма девяностых годов и статистическое сокращение числа тех, кому «пора поступать». Оказал на решение подростков и сложный ковидный год, когда на фоне финансовых проблем многие опрошенные вынуждены пойти работать, чтобы не тратить время и деньги на институт.
Рано начать трудовую деятельность позволяют и возможности больших компаний, обучающих сотрудников под текущие задачи. Однако уже здесь кроется подвох: узкопрофильное обучение никогда не заменит получения фундаментальных знаний в университете, поясняет Юрий Ляндау, эксперт РЭУ имени Плеханова.
Не заменят вузов и краткосрочные курсы, позволяющие онлайн или офлайн получить ограниченный набор практических навыков. В целом онлайн нельзя рассматривать как развитие офлайна — оба формата должны работать вместе. Так же, как онлайн-школы должны дополнять классические вузы, а не заменять их, полагают эксперты.
Не случится такая подмена даже в ситуации временного перехода вузов на новый дистанционный формат обучения в ковидный период, который вызвал дополнительную «усталость» и снизил мотивацию к обучению в вузах (особенно по сложным техническим и инженерным направлениям подготовки) многих школьников старших классов и студентов вузов, уверена Ольга Горлова, замдекана по учебной работе экономического факультета РУДН.
Проблема в другом — система высшего образования как-то незаметно обесценила сама себя и перестала быть тем общественным институтом, который отвечает за его культуру. Место культуры занял рынок и за ним — громадное число коммерческих вузов, которые еще недавно готовили армии экономистов и юристов в ожидании экономического бума. Свою роль в обесценивании диплома сыграли социальные сети и СМИ, распространяющие мифы о том, как можно быстро добиться успеха, не тратя времени на вуз, напоминает Анастасия Панкина, основатель «101 балл».
Идея быстрого успеха пришла на смену другой — той, которая была доминирующей тридцать лет назад, когда полстраны имело высшее образование. Тогда поступление в вуз было единственным возможным социальным лифтом для любой профессии, вспоминает Александр Рикель, замдекана факультета психологии МГУ имени М. В.?Ломоносова. Реально же потребности в таком числе дипломированных специалистов не было, что и привело к падению спроса на них, уточняет руководитель Департамента развития управленческих программ Русской Школы Управления Константин Тютюнов.
Ориентация на успех, и прежде всего — финансовый, стала и главной мотивирующей идеей поступающих в вузы. Сегодня студенты хотят работать в силовых структурах, в госкорпорациях или стать чиновниками. В частном бизнесе себя видят не более десяти процентов абитуриентов, предпринимателями — не более трех процентов опрошенных, делится наблюдениями Наталья Венерова, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».
Есть в этом вина и рынка труда — затраты на получение высшего медицинского образования сегодня никак не имеют корреляции с длительностью и сложностью обучения. В результате поступающие ориентированы только на престижные профессии с высокими зарплатами, а работодатели — только на выпускников определенных вузов, уверен Владимир Трегубов, доцент кафедры Национальной экономики ЭМИТ РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Главной ценностью целевой аудитории стало время и его способность превращаться в деньги — во всех смыслах. За институтскими стенами. Многие профессии рождаются и умирают еще до того, как о них узнают составители учебных программ в большинстве вузов. Время стало частью бизнес-модели и многих компаний — согласно опросам, стартапы, например, часто не готовы вести глубокие исследования, потому что ориентированы на быстрый результат, а не на «разговоры с вечностью».
Пока вузы не учитывали время, среднее профессиональное образование фактически вступило с вузами в конкурентную борьбу за слушателей. Для этого у первого есть ряд преимуществ: отсутствие формальной системы ЕГЭ, низкая стоимость (если таковая есть), короткие сроки обучения, ориентация на практические навыки и главное — их актуальность, перечисляет эксперт Павел Чернышов.
Чтобы вернуть потерянный блеск системе высшего образования, нужно прежде всего восстановить традиционную цепочку «школа — вуз — работа», уверен Александр Снегуров, профессор МГПУ.
Способствовать правильному выбору профессии должна и система профессиональной ориентации, как в советских школах. Вчерашние школьники просто не понимают, что им может дать диплом, кем они могут работать. В результате лишь каждый пятый после вуза работает по специальности. Правильный выбор профессии даст все условия для хорошего старта, а возможность учиться бесплатно поможет студентам не отвлекаться на подработки.
Поменяться должна и сумма знаний — надо отказаться от того, что можно долго изучать в теории, а затем применять полученные знания на практике. Путь профессионала в любой сфере — это путь ошибок, поэтому учиться «впрок», чтобы гарантированно избежать их, не получится, уточняет Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда.
В целом же тренд нелюбви к глобальному образованию большинство экспертов считает временным, как и дно демографической ямы. Ожидается, что к 2030 году число поступающих в вузы увеличится на 40 процентов по сравнению с 2020-м. Так что осталось подождать совсем немного, чтобы понять, сбудутся эти прогнозы или нет. А пока самой дефицитной профессией стала профессия инженера. Не сложно догадаться почему.
Дмитрий Тихонов, директор Центра профориентации и довузовской подготовки Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ):
— На мой взгляд, данные, представленные в исследовании, не очень показательны. Дело в том, что количество зачисленных в российские университеты после сокращения мест и некоторой «чистки» среди университетов в период 2010-2015 годов в последние годы остается стабильной. Так что, на мой взгляд, эти данные нужно рассматривать несколько под другим углом. Деятельность в сфере профориентации и определения карьерного пути дает свои результаты. Школьники и родители более тщательно подходят к выбору профессии. И действительно, для части абитуриентов лучшим выходом будет обучение в колледже для развития своих навыков. Тем более что рабочие профессии сейчас оплачиваются очень хорошо, а их популяризация находится на должном уровне (примером может служить движение WorldSkills). Кроме того, в вуз можно поступить и после колледжа.
Источник