Необходимость форматирования военных сил

Военная реформа Александра 2. Причины. Итоги

Военная реформа 1874

Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, который был проведен в 1860-1870-х гг. министром графом Милютиным.

Причины военной реформы

Необходимость реформы русской армии назревала довольно давно, но очевидной она стала после проигрыша России в Крымской войне 1853-1856. Русские войска не только проиграли войну, но также показали свою полную несостоятельность и слабость, проявились все недостатки выражавшиеся в плохом оснащении, плохой подготовке солдат и недостатке человеческих ресурсов.

Поражение сильно ударило по престижу правительства и Императора, и Александр 2 решил, что необходимо срочно изменить государственную политику и провести полную военную реформу.

Заработок в интернете без вложений

Изменения в армии начались еще в 1850-х гг., сразу после войны, но самые известные реформы были проведены в 1860-х гг. выдающимся военным деятелем, в те времена военным министром В. А. Милютиным, который хорошо знал о недостатках системы и знал, как можно от них избавиться.

1862 год – в докладе министра императору, назывались следующие проблемы русской армии:

• О необходимости нормализовать затраты на армию, потому как Россия тратила большие деньги на армию, которая по факту является не достаточно боеспособной.

• Наличие рекрутских наборов, из-за которых снижается качество военных в армии. Обучением рекрутов должны были заниматься офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».

Военная реформа 1874 (1)

• Нехватка учреждений военного образования, в результате около 70% офицерского состава не имело военного образования!

• Неразвитость сети государственных учреждений, осуществляющих контроль за призывом, отвечающих за оснащение армии и т. д.

• Большое количество армии, часть которой находится без действия. Необходимость увеличения резервного войска, в следствии чего уменьшаться регулярные. В случае военных действий будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Содержание военной реформы

Главной проблемой армии было то, что ей требовалось слишком много денег на содержание, но на войне она себя не окупала. Целью Милютина было создание малочисленной армии в мирное время (не требовавшей много денег на содержание), но при этом что бы она могла быстро мобилизоваться в случае войны.

Основное событие всей военной реформы Александра 2 – Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это дало возможность создания армии нового типа, которая бы не испытывала недостатка в нехватке солдат, и при этом не требовала огромных денег на ее содержание.

Военная реформа 1874 (2)

Отменили рекрутскую систему, теперь все мужчины, гражданине России, в возрасте старше 20-ти лет, не имеющие судимости, обязаны были отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск был 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другими способами было нельзя, в случае военных действий все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Но, перед тем как вводить всеобщую повинность, надо было в существенной степени изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан.

Реформа военного образования

Радикально реформировали систему образования для военных:

• Создали систему юнкерских училищ и военных академий;

• Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых имели возможность продолжать обучение в юнкерских училищах.

Так, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях.

Итоги военной реформы

• Введение военных округов создание Главного штаба. 1864 год – Россия была разделена на несколько военных округов, что в значительной степени смогло упростить управление огромным государством и его армией. На местах во главе сидели местные министры, подчиняющиеся военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, не касающиеся всего государства и отдать их в ведание округов. Теперь управление стало более систематизировано и эффективно, потому как у каждого военного чиновника имелся определенный круг обязанностей на своей территории;

• Было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое конкурировало с оружием западных государств. На военных заводах провели реконструкцию и теперь они сами могли производить современное вооружение и технику;

• Отменены телесные наказания (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;

Судебная реформа 1864 Земская реформа Александра 2 Отмена крепостного права, кратко

• Появился военный суд и военная прокуратура – это дало возможность улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия;

• 1874 год – была введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутского набора и сокращен срок службы (в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьянина, который мог рассчитывать на неплохую военную карьеру;

• Разработка и введение в войска новых воинских законов;

• Была создана сеть военных и юнкерских училищ, куда принимали представителей всех сословий;

Источник

Военная реформа Александра 2 (кратко). Суть и результаты военной реформы Александра 2

Император Александр Николаевич Романов, известный как Александр II, вошел в российскую историю как либерал и смелый реформатор. Именно с его правления начались существенные перемены в сфере государственного управления и социально-политического устройства общества. Либеральному и просветительскому складу ума изначально способствовало воспитание. В качестве учителей будущего императора, сына Николая I, выступали Василий Жуковский, Михаил Сперанский и Егор Канкрин. Наставники стремились воспитать цесаревича человеком просвещенным и всесторонне образованным. На путь преобразований император встал спустя год после вхождения на трон. Его правление запомнилось отменой крепостного права, земской, судебной, образовательными реформами. Также существенные изменения в жизнь народа внесла военная реформа Александра II.

Предвестники военных перемен

В момент прихода к власти императора страна переживала серьезный упадок, связанный в том числе и с поражением в Крымской войне. В 1856 году при посредничестве Австрии и Пруссии в Париже был заключен мир с французами на довольно тяжелых для России условиях. По мирному договору нам был возвращен потерянный Севастополь, в обмен мы вернули Карс Турции. Также российское государство уступало Молдавии устье Дуная, лишаясь тем самым прямой границы с Турцией. И самым серьезным уроном стал запрет иметь военный флот в Черном море, которое обрело статус нейтральных вод. Проливы Босфор и Дарданеллы были официально закрыты для военных судов всех государств.

Таким образом, военная реформа Александра 2 была продиктована серьезным падением авторитета государства на международной арене, упадническим настроением народа и крайне слабой организацией армии.

Необходимость форматирования военных сил

Это поражение обнажило функциональные, управленческие и административные прорехи военной системы. К моменту престолонаследия императора Александра армия представляла собой разрозненные подразделения и части, мало походящие на единый исправный организм. Более продвинутые в техническом, моральном и управленческом планах западные армии ставили под сомнение в принципе способность российских сил защищать свою территорию.

Цель военной реформы Александра 2 — создать высоко дисциплинированный, профессионально подготовленный единый организм. Необходимо было воспитать в личном составе понимание собственного долга перед Отечеством, чего, разумеется, не было в силу низкого культурного уровня офицерства, жестокой системы наказаний солдат, воровства, безнаказанности начальства и полного отсутствия воспитательного компонента в службе.

Император принялся за кардинальную переработку устаревшей, неповоротливой системы, что встречало немалое сопротивление среди сановных лиц. К одной из его задач также относилось стремление сократить численность армии в мирное время и иметь возможность максимально быстро наращивать ее, располагая в запасе обученным составом. Для этого потребовалось внести изменения и в образование.

Начальные стадии реформирования

Причины военной реформы Александра 2 крылись и в том, что отечественная милитаризованная машина не могла противостоять мощи и передовым технологиям своих противников, во-первых, из-за серьезного технического отставания, во-вторых, из-за крепостнических основ государственного устройства.

Первые шаги по перестройке системы были связаны со сменой военного министра. С 1848 года этот пост занимал князь Василий Долгоруков. Его подчиненные отмечали, что он был приятным в отношениях с людьми, но тяготел к чрезвычайному формализму. В 1855 году на этот пост император определил генерал-адъютанта Николая Сухозанета. Серьезных перемен кадровые перестановки не принесли. Под руководством Сухозанета были сокращены военные расходы и упразднены военные поселения. Однако это имело мало отношения к модифицированию самого устройства армии.

Новый министр – новый подход

Реформирование военной машины пошло быстрее и предметнее после того, как в 1861 году министром был назначен 46-летний граф, генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин. С первых дней в военном ведомстве началась активная работа по разработке плана кардинального реформирования. Министр Милютин начал с того, что упорядочил законотворческую деятельность, объединив Военно-кодификационную комиссию, отвечавшую за пересмотр законов, с другими комиссиями, занимавшимися созданием законопроектов. Также была создана комиссия, которая изучала проблемы личного состава и системы организации армии. Уже через два месяца министр доложил императору программу реформирования по основным направлениям деятельности ведомства.

Похожее:  Оценка деятельности центров доходов

Военная реформа Александра 2, кратко сформулированная генералом Милютиным, предполагала тотальное переустройство военных сил, основанное на полной и подробной программе преобразований.

Широкий размах

Существенным толчком к изменению правил комплектования войск российской армии послужил глубинный анализ рекрутского устава. Комиссия по его пересмотру действовала на протяжении почти шести лет – с февраля 1862 по январь 1867 гг. В процессе работы сформировалось четкое понимание необходимости глобального обновления системы финансирования, подготовки, комплектации вооружения и войск.

Также Милютину удалось ввести запрет отдавать в солдаты в качестве наказания за совершение преступления. В армейском укладе министр отменил телесные наказания, которые широко и без разбора применялись по отношению к простым военнослужащим, что порождало в них еще большую ненависть. Еще одним важным новшеством стало обучение солдат элементарной грамоте.

В 1864 году министр предпринял меры по децентрализации военных сил России, создав военные округа. Смысл нововведения заключался в повышении способности к быстрой мобилизации частей армии по всей стране в случае военной необходимости. Особое внимание уделялось образованности офицерского состава. Общее образование давалось в военных гимназиях, специальное – в училищах, разбитых по отдельным военным отраслям, и, наконец, с целью давать университетское образование были созданы пять академий: Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская и Военно-юридическая. Это позволило многократно улучшить качество офицерского состава.

Военнообязанные

Однако требовались куда более радикальные меры реорганизации. Военная реформа Александра 2 не была бы полной без действительно революционного шага. Одним из кардинальных изменений в российской армии многие историки называют введение всесословной воинской повинности. О необходимости данных мер генерал Милютин докладывал императору еще в январе 1862 года. На тот момент инициатива отклика не получила. А спустя восемь лет была создана соответствующая комиссия.

Стоит отметить, что высшие сановные чины сопротивлялись подобному нововведению. Для работы над реформой в 1873 году было создано специальное присутствие при Государственном совете. Многие из вошедших в его состав не одобряли такие смелые шаги и считали, что время для них еще не подошло. Однако открыто выражать несогласие никто не посмел, поскольку документ получил предварительное одобрение у императора до того, как был вынесен на обсуждение. В высшем обществе готовящиеся перемены обсуждали исключительно в негативном контексте. Тем не менее в 1874 году вышел Высочайший манифест о введении всеобщей воинской повинности. Новый устав свидетельствовал о том, что министр отрицает привилегированность сословий. Этот документ полностью изменил порядок формирования личного состава армии.

Преобразование архаичной системы

При Петре I военнообязанными были представители всех сословий без исключения. Однако в 18 веке ряд законов освободил дворянство от этого долга. Рекрутчина всей своей тяжестью легла на самые низшие и беднейшие слои общества, а богатые могли откупаться. Срок службы составлял 25 лет, в итоге семьи теряли своих порой единственных кормильцев, еще более нищали. По новому закону в армию призывались только молодые люди, достигшие 21 года, причем ровно в том количестве, в котором она нуждалась. Правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, которые выбирались по жребию. Оставшиеся зачислялись в ополчение. Срок службы в пехоте был сокращен до 15 лет, из которых шесть лет – в регулярной армии, девять – в запасе. На флоте призванные служили семь лет, в запасе – три года.

Наличие образования также сокращало сроки службы. Начальная школа уменьшала время присутствия в вооруженных силах до трех лет, гимназия – до полутора, получившие высшее образование призывались только на полгода. Были введены и иные льготы. Единственный сын в семье или единственный кормилец освобождался от воинской повинности. Также под льготы попадали лица духовенства, уроженцы Казахстана и Средней Азии, Кавказа и Севера.

Даты События
ноябрь 1861 года Назначение Дмитрия Милютина на пост военного министра.
январь 1862 года Программа преобразования армии представлена императору Александру II на одобрение.
февраль 1862 — январь 1867 гг. Работа комиссии по пересмотру рекрутского устава.
1864 год Создание военных округов, реформирование системы военного образования.
1874 год Введение в действие Устава о всеобщей воинской повинности.

Прототип нововведения, ставший его стимулом

Реализация реформы, надо признать, шла медленно, тормозилась как по субъективным, так и по объективным причинам. Однако Милютин уже мог наблюдать плоды преобразований в Пруссии. Именно в этой стране устаревшую систему чуть ли не пожизненной повинности заменили на трехлетнюю службу в армии, а отслуживших отправляли в запас. Таким образом, через военную инициацию проходила значительная часть мужского населения в предельно короткие сроки. Регулярная армия не раздувалась, а имела определенную численность. В случае государственной необходимости войска увеличивались за счет запасников в короткое время. Такой подход существенно сокращал траты на содержание армии и уменьшал тяготу службы. Эта система была принята за основу многими европейскими государствами.

В России ее введение тормозилось представителями высшего дворянства, которые были уверены, что таким образом их ставят на одну ступень с «мужиками». Однако возникали и другие препятствия на пути полноценной реализации военной реформы Александра 2, а именно — грандиозные размеры страны и неразвитая система сообщения. Она должна быть отлажена, чтобы мобилизация запасников могла проходить максимально быстро. Железнодорожная система в России бурно расти начала к 1870-м годам. Тогда стало возможным завершение реформы. Весьма кстати случилась франко-прусская война, где вооруженные силы Пруссии довольно быстро разгромили французские войска, выстроенные по рекрутскому принципу.

Результаты

Итак, что собой представляла военная реформа Александра 2? Кратко говоря, это было комплексное преобразование армии, начиная с рекрутов и заканчивая офицерским составом. Здесь учитывалось все, включая образование и техническое оснащение. Преобразования заняли тринадцать лет и завершились в 1874 году. Военная реформа Александра 2 год от года давала положительные результаты. Она позволила значительно увеличить боеспособность вооруженных сил, поднять дух солдат и дисциплинировать офицеров.

Суть и результаты военной реформы Александра 2 свелись к тому, что благодаря новому уставу о повинности в России была сформирована регулярная армия относительно небольших размеров, а на случай необходимости было достаточное количество запасников. Вооружение также претерпело изменения: в комплектации появилась винтовка, активно шло строительство военного флота. И победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. ярко продемонстрировала все положительные моменты преобразований.

Источник



290,Военная реформа Александра Второго — излагаем развернуто

Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.

Военная реформа 1874

Военная реформа Александра 2 – комплекс мер по преобразованию русской армии, который был проведен в 1860-1870-х гг. министром графом Милютиным.

Причины военной реформы

Необходимость реформы русской армии назревала довольно давно, но очевидной она стала после проигрыша России в Крымской войне 1853-1856. Русские войска не только проиграли войну, но также показали свою полную несостоятельность и слабость, проявились все недостатки выражавшиеся в плохом оснащении, плохой подготовке солдат и недостатке человеческих ресурсов.

Поражение сильно ударило по престижу правительства и Императора, и Александр 2 решил, что необходимо срочно изменить государственную политику и провести полную военную реформу.

Изменения в армии начались еще в 1850-х гг., сразу после войны, но самые известные реформы были проведены в 1860-х гг. выдающимся военным деятелем, в те времена военным министром В. А. Милютиным, который хорошо знал о недостатках системы и знал, как можно от них избавиться.

1862 год – в докладе министра императору, назывались следующие проблемы русской армии:

• О необходимости нормализовать затраты на армию, потому как Россия тратила большие деньги на армию, которая по факту является не достаточно боеспособной.

• Наличие рекрутских наборов, из-за которых снижается качество военных в армии. Обучением рекрутов должны были заниматься офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».

Похожее:  Протокол матча Рома против Ювентус

• Нехватка учреждений военного образования, в результате около 70% офицерского состава не имело военного образования!

• Неразвитость сети государственных учреждений, осуществляющих контроль за призывом, отвечающих за оснащение армии и т. д.

• Большое количество армии, часть которой находится без действия. Необходимость увеличения резервного войска, в следствии чего уменьшаться регулярные. В случае военных действий будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.

Содержание военной реформы

Главной проблемой армии было то, что ей требовалось слишком много денег на содержание, но на войне она себя не окупала. Целью Милютина было создание малочисленной армии в мирное время (не требовавшей много денег на содержание), но при этом что бы она могла быстро мобилизоваться в случае войны.

Основное событие всей военной реформы Александра 2 – Манифест о всеобщей воинской повинности. Именно это дало возможность создания армии нового типа, которая бы не испытывала недостатка в нехватке солдат, и при этом не требовала огромных денег на ее содержание.

Отменили рекрутскую систему, теперь все мужчины, гражданине России, в возрасте старше 20-ти лет, не имеющие судимости, обязаны были отслужить в армии. Срок службы в большинстве войск был 6 лет. Откупиться от службы в армии или избежать ее другими способами было нельзя, в случае военных действий все население, прошедшее военную подготовку, мобилизовалось.

Но, перед тем как вводить всеобщую повинность, надо было в существенной степени изменить систему военного управления, чтобы в ней могли служить все категории граждан.

Реформа военного образования

Радикально реформировали систему образования для военных:

• Создали систему юнкерских училищ и военных академий;

• Создавались профессиональные гимназии с военным уклоном, выпускники которых имели возможность продолжать обучение в юнкерских училищах.

Так, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях.

Итоги военной реформы

• Введение военных округов создание Главного штаба. 1864 год – Россия была разделена на несколько военных округов, что в значительной степени смогло упростить управление огромным государством и его армией. На местах во главе сидели местные министры, подчиняющиеся военному министерству в Петербурге. Разделение на округа позволило сложить с военного министра дела, не касающиеся всего государства и отдать их в ведание округов. Теперь управление стало более систематизировано и эффективно, потому как у каждого военного чиновника имелся определенный круг обязанностей на своей территории;

• Было проведено полное перевооружение армии. Солдаты получили новое современное оружие, которое конкурировало с оружием западных государств. На военных заводах провели реконструкцию и теперь они сами могли производить современное вооружение и технику;

• Отменены телесные наказания (за исключением розг для особых «оштрафованных») в армии;

• Появился военный суд и военная прокуратура – это дало возможность улучшить дисциплину в армии и ввести ответственность офицеров за свои действия;

• 1874 год – была введена всеобщая воинская повинность вместо рекрутского набора и сокращен срок службы (в сухопутных войсках 15 лет — 6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе). Благодаря всеобщей повинности, армия стала более привлекательной для крестьянина, который мог рассчитывать на неплохую военную карьеру;

• Разработка и введение в войска новых воинских законов;

• Была создана сеть военных и юнкерских училищ, куда принимали представителей всех сословий;

• Сократилась численности армии на 40 %.

Предпосылки военной реформы

Военная реформа стала одной из основных в комплексе великих реформ Александра 2. Основной предпосылкой для проведения преобразований в армии стала Крымская война, которая была проиграна. Неудача правительства не только подорвала доверия народа к царю, но также обнажила все недостатки существующей армии – плохая подготовка рядовых солдат и офицеров, несовременное оснащение, хаос в управлении армией, недостаток человеческих ресурсов.

Армия, как один из самых необходимых государству институтов, начала подвергаться изменениям еще в 50-ых годах сразу после войны, однако своего пика реформы достигли чуть позднее, в 60-ых. Большая часть преобразований была совершена выдающимся русским военным деятелем, военным министром Д.А. Милютиным.

Технологические реформы

6-линейная винтовка обр. 1856 г.

В 1856 году был разработан новый вид пехотного вооружения: 6-линейная (15,24-мм), заряжающаяся с дула, капсюльная винтовка. В 1862 году ею были вооружены более 260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и Бельгии. К началу 1865 года вся пехота была перевооружена винтовками образца 1856 г. В то же время продолжались работы по совершенствованию винтовок, и в 1868 году на вооружение принимают 10,75-мм винтовку Бердана под унитарный патрон, а в 1870 — её модифицированную версию (№ 2). В итоге, к началу Русско-турецкой войны 1877—1878 годов вся русская армия была вооружена новейшими казнозарядным нарезным оружием уменьшенного калибра.

Введение нарезных, заряжающихся с дула орудий было начато в 1860 году. На вооружение полевой артиллерии были приняты 4-фунтовые нарезные пушки Маиевского калибром 3,42 дюйма, превосходящие ранее выпускаемые как по дальности стрельбы, так и по точности.

В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казённой части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия — 4-фунтовыми. Для перевооружения полевой артиллерии требовалось 1200 орудий. К 1870 году перевооружение полевой артиллерии было полностью завершено, а к 1871 году в запасе имелось 448 орудий.

В 1870 году на вооружение артиллерийских бригад были приняты скорострельные 10-ствольные картечницы Гатлинга и 6-ствольные Барановского со скорострельностью 200 выстрелов в минуту. В 1872 году была принята на вооружение 2,5-дюймовая скорострельная пушка Барановского, в которой были осуществлены основные принципы современных скорострельных орудий.

Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий с 1104 до 2400. В 1874 году в запасе находилось 851 орудие, был осуществлён переход от деревянных лафетов к железным.

Содержание военной реформы

В задачи правительства при проведении военной реформы входило создание современной армии, которая, одновременно в мирное время не требовала бы значительных затрат на содержание и могла бы при необходимости быстро мобилизоваться.

Реформа заняла длительное время, но главным ее событием считается издание $1$ января $1874$ г. Манифеста о всеобщей воинской повинности. Этот документ полностью изменил систему русской армии. От рекрутского набора был совершен переход к всеобщей, бессословной воинской повинности. Срок службы равнялся $6$ годам, затем $9$ лет в запасе, служить обязаны были все мужчины старше $20$ лет, но существовали и определенные исключения. Так, от службы освобождались духовенство всех конфессий, а также единственные сыновья и единственные кормильцы семьи.

После прохождения службы военнообязанные поступали в государственное ополчение, которое составляли и не служившие. Кроме того, в некотором смысле всеобщая воинская повинность явилась плюсом для низов общества, т.к. дала им возможность подняться через службу в армии.

Отметим, что реальный срок службы определялся уровнем образованности индивидуума. Так, например лица с высшим образованием служили меньше всех – полгода, а те, кто не владел даже грамотой проходили службу полные $6$ лет, где получали и начальное образование.

Одновременно с Манифестом вышел Устав о воинской повинности. До Манифеста была реформирована система управления в армии. Так, в $1864$ г. территория государства была разделена на военные округа, управление которыми проводилось на местах. Общее руководство округами осуществлял военный министр. Такое новшество позволило сократить громоздкость управления армией, система стала организованнее. Через год появился Главный штаб, он стал центральным органом управления войсками. Войска разделились на полевые и местные, армии и корпуса были упразднены.

Также русская армия прошла полное перевооружение, войска получили современное оружие. Немаловажно отметить, что реформирование коснулось и военных заводов, их реконструировали для нужд современной техники. Именно эти новшества и привели к введению всеобщей воинской повинности.

Отметим, что были запрещены телесные наказания в армии. Армия должна была стать более образованной и цивилизованной, для изменилась подготовка кадров. Взамен кадетских корпусов стали появляться военные гимназии, а также военные училища, которые готовили офицеров. Через юнкерские училища офицерами могли стать недворяне. Разумеется, были пересмотрены и образовательные программы для этих учреждений. Военные суды и прокуратура позволили наладить дисциплину. Военные суды в целом копировали общую судебную систему империи – были введены полковой, военно-окружной суд и главный военный суд. Военные суды были также гласными и состязательными.

Похожее:  Новые Медицинские технологии Губкин

Результаты и значение военной реформы Александра 2

Военная реформа была одна из самых длительных в череде великих реформ Александра 2 и заняла почти два десятилетия. Однако, благодаря умело проведенным преобразованиям, удалось создать совершенно новую армию, которая отвечала всем современным стандартам. Более того, была преобразована не только сама армия, но и вся система в целом – теперь управление было менее централизованным, были созданы военные округа, в которых решения принимали местные управленцы ориентируясь на ситуацию. Военный министр же занимался более глобальными вопросами, касающимися всей армии в целом, что позволило значительно повысить качество принимаемых решений.

Результаты реформы

В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.

В конце материала хочу отметить, что основу современной армии заложила именно военная реформа Александра 2, которую курировал Милютин. Я говорю сейчас о принципах формирования подразделений, работы по мобилизации, организация министерств и ведомств и так далее. Впервые Россиия поулчила армию, которая могла глобально управляться самостоятельно и коллективно, без ожидания того, что в критический момент появится гений (Суворов, Кутузов) и поможет выправить положение дел в армии. Так, например, было в войне 1812 года, когда Александр 1 со своими советниками только и делал, что мешал армии воевать, а спас страну опальный генерал Кутузов. Теперь же структура армии менялась. Менялась в лучшую сторону. Именно поэтому историки и говорят, что военная реформа Милютина 1874 года – одно из важнейших преобразований в России Александра 2.

Новое обмундирование

Обновление армии началось с изменений в военной форме. Только в первый год царствования Александра II было издано 62 приказа, касавшихся изменений в обмундировании. Подобная активность вызывала недоумение в обществе:

Единственные преобразования, за которые тотчас принялся новый государь, состояли в перемене мундиров. На это с горестью смотрели все, кто дорожил судьбами отечества. С изумлением спрашивали себя: неужели в тех тяжелых обстоятельствах, в которых мы находимся, нет ничего важнее мундиров? неужели это все, что созрело в мыслях нового царя во время долгого его пребывания наследником? Вспоминали стихи, писанные, кажется, в начале царствования Александра I, и прилагая их к настоящему, повторяли:

«И обновленная Россия
Надела красные штаны.»

Непосвященные не подозревали, что образцы новых мундиров были готовы уже в последние дни царствования Николая Павловича, и молодой государь, издавая приказы о перемене формы, исполнял только то, что он считал последнею волею отца.

— Б.Н. Чичерин «Литературное движение в начале нового царствования»

Источник

Военная реформа (Александр II)

Военная реформа Александра II – это реформа структуры военной организации в Российской империи, проведенная в 1870-е гг. Александром II.

Период правления Александра II называют «эпохой великих реформ», и военная реформа была одной из них.

Причины реформы

В 1853-1856 гг. Россия участвовала в Крымской войне, которая была ею проиграна и в дальнейшем отрицательно сказалась на общем состоянии империи, особенно в военной и экономической сферах. Стала очевидна техническая отсталость русской армии по сравнению с европейскими.

Александр понимал необходимость проведения реформ для обеспечения будущего страны. В 1861 г. Д. Милютин был назначен военным министром. Он в 1862 г. предоставил доклад для императора, в котором были прописаны основные проблемы армии:

Готовые работы на аналогичную тему

  • плохое распределение средств на содержание армии, ибо выделаются большие суммы, но боеспособность войска не повышается;
  • рекрутские наборы, которые понижают качество армии;
  • обучение рекрутов офицерами запаса, из-за чего отсутствовало адекватное разделение войск на действующие и резервные;
  • недостаточное количество военных училищ, вследствие чего примерно 70% офицеров не имели военного образования;
  • неразвитость сети государственных учреждений, осуществлявших контроль за призывом, оснащением армии и пр.;
  • большое количество армии, часть которой находится в бездействии; необходимость увеличить резервные войск, тем самым уменьшив регулярные, а в случае военный действий будет возможность призвать резервные войска в сжатые сроки.

Цели реформы были следующие:

  • создать армию с обученными резервами;
  • усовершенствовать систему военного управления;
  • улучшить подготовку офицеров;
  • перевооружить войска новым оружием;
  • ликвидировать отставание России от европейских армий.

Содержание реформы

Реформа проводилась несколько лет: первые изменения произошли в 1862 г. и продолжались до 1880-х гг. Данная реформа затронула абсолютно все сферы жизни военных – от структуры армии до нового устава и униформы.

Основными новшествами реформы были:

  • увеличение сети военных учебных заведений: создание военных гимназий, юнкерских училищ и академий;
  • введение новых уставов;
  • отмена телесных наказаний в армии;
  • учреждение 15 военных округов для улучшения управления армией;
  • перевооружение войск нарезным стрелковым оружием и артиллерией;
  • отмена рекрутской системы и замена ее всесословной воинской повинностью.

В 1862 г. были созданы первые военные округа (Варшавский, Киевский, Виленский), а в 1874 г. их количество дошло до 15. Согласно положению об округах, командующий округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями. Было подвергнуто изменениям военное министерство, штаб которого сократился на 327 человек, благодаря борьбе с бюрократизацией.

В 1864-1869 гг. было проведено сокращение частей и перевод солдат в резерв. Этим уменьшались затраты на армию в мирное время, но в случае военных действий это позволяло иметь резерв подготовленных солдат. На мобилизацию теперь уходило 50 дней, что раньше проходило в течение года.

Кроме того, была ликвидирована система рекрутского набора, а вместо него вводилась всесословная воинская обязанность. Все мужчины, начиная с 20 лет, были обязаны проходить военную службу (с 1888 г. призывной возраст сдвинулся до 21 года). Срок службы отныне составлял 6 лет для сухопутных войск и 7 лет – для морских. От службы освобождались некоторые слои населения – духовенство, сектанты, инородцы из Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья/кормильцы в семье.

После прохождения службы большая часть уходила в запас, который составлял 3 года для флота и 9 лет для сухопутных войск.

Также были созданы Военный суд и Военная прокуратура. Суд делился на судебные инстанции: полковой, военно-окружной, главный военный суды. Во время войны функционировал главный полевой военный суд.

Изменениям подверглись не только управление и система набора, но и техническая сфера: гладкоствольное оружие заменили нарезным – в 1868 г. армия перевооружается винтовкой Бердана. Артиллерия была также полностью перевооружена в 1860-1870-х гг. – были приняты на вооружение более легкие и с лучшей скоростью и расстоянием стрельбы пушки, например, пушка Барановского или картечница Гатлинга). В 1869 г. был спущен со стапелей первый в России броненосец «Петр Первый», что считается началом замены парусников (бывших признаком отсталости России) на паровые судна.

Была изменена и униформа, что коснулось ее цвета, длины, формы отдельных частей обмундирования. Действия по изменению формы вызвали большую критику, поскольку считалось, что правительство придает слишком большое значение данным мероприятиям, которые не столь важны на самом деле.

Для совершенствования профессионального уровня военных была создана сеть военных училищ и академий, среди которых были Военно-юридическая академия (1867 г.), Морская академия (1877 г.).

Результаты реформы

Результаты реформы были следующие:

  • сокращение численности армии на 40 %, что уменьшило выплаты на ее содержание;
  • создание сети военных и юнкерских училищ, доступ в которые был открыт для представителей всех сословий;
  • усовершенствование системы военного управления и централизация, повышение мобильности, достигнутая путем создания военных округов;
  • ликвидация слабого и неэффективного рекрутского набора благодаря введению массового призыва;
  • уменьшение численности бюрократии;
  • перевооружение армии и флота способствовало повышению боеспособности войск;
  • разработка и введение новых воинских законов и уставов, способствовала структуризации военной системы и обновлению правил, которые считались устаревшими.

Таким образом Россия получила армию, которая могла самостоятельно и эффективно действовать. Реформа определенно имела положительное воздействие на состояние российской армии, поэтому она может считаться одним из важнейших преобразований, проведенных Александром II.

Источник