Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
Работу по воспитательно-образовательному процессу строю на основе общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом федерального государственного образовательного стандарта.
Моя профессия, конечно же, уникальная и бесценная, и никто не переубедит меня в обратном! Каждый мой день начинается с того, что в мою руку доверчиво ложится крохотная тёплая ладошка, и на меня устремляется любопытный взор голубых, карих, зеленых глаз,ждущих ежесекундного ответа на бесконечные детские: «почему?», «зачем?», «как?».
Гармоничное развитие детей может быть обеспечено лишь при единстве воспитательно-образовательной и оздоровительной работы.Поэтому я в своей работе использую современные образовательные технологии и методики:
— проблемно-поисковый метод. Преднамеренно создаю проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь партнером для ребенка, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщать, проверять решения путем проб и ошибок;
— метод экспериментирования, который развивает любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В группе организовала уголок экспериментирования с набором необходимого оборудования. С детьми старшего возраста проводим опыты. Одни из самых понравившихся детям — «Облако в банке», «Что такое ветер?», «Какие цвета любит солнышко?». Включаю эксперименты с песком, мелом, солью, водой;
— метод интеграции. Он является для меня инновационным, помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
— социоигровая методика. Практикую разнообразные приёмы объединения детей в малые группы: «Найди пару» по геометрическим фигурам, считалочкам, с помощью волшебной палочки. Использование данной методики помогло найти способы такого общения детей, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка в моей работе,является организация работы с детьми с применением нетрадиционных изобразительных техник: изготовление поделок из соленого теста и макарон, декупаж, квиллинг, «Волшебный песочный экран», которые не позволяют копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Я наблюдаю, что для моих воспитанников самоценным является результат – рисунок, поделка, насыпушка. А я как педагог вижу в каждом ребенке развитие личностных качеств: уверенность в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность, сплоченность и умение работать в коллективе.
Моя тема по самообразованию «Со здоровьем мы дружны». Изучая и работая над этой темой, решаю задачи сохранения и укрепления здоровья своих подопечных.Для этого использую разнообразные формы и методы: утренняя гимнастика, физкультминутки, прогулки на свежем воздухе, гимнастика после сна, массаж, закаливающие процедуры, умывание холодной водой, подвижные игры и упражнения в течение дня, луково-чесночную терапию. В летний период дети принимают воздушные и солнечные ванны, ходят босиком по траве и песку. Применение их на практике помогает сохранить здоровье детей, снимает психическое напряжение, успокаивает. Что позволило снизить заболеваемость на 2,2% в сравнении с прошлым годом. Для профилактики проблем зрения использую тренажер Ковалева. В групповой комнате созданы условия для двигательной активности детей, имеется нетрадиционный спортивный инвентарь, атрибуты для подвижных игр, оборудование для коррекции плоскостопия. Результатом моей работы в этом направлении является желание детей заботиться о своём организме, соблюдать санитарно – гигиенические навыки.
Результативность освоения программы выявляю через проведение мониторинговых исследований
Таких результатов я добилась благодаря созданию предметно – пространственной среды в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Развивающую предметно-пространственную среду планирую с учётом современных подходов: использую принципы интеграции как важную составляющую педагогического процесса и организовываю профессиональную деятельность, используя интегрированные виды деятельности.
Осуществляю дифференцированный подход к детям, учитываю их индивидуальные различия (темпов развития, интересов). Организацию детской деятельности начинаю с организации общения. Для достижения лучшего результата в какой-либо деятельности эффективно применяю многопозиционность в общении, даю возможность каждому ребенку попробовать себя в разных ролях.
Владею методикой проведения различных типов непосредственной образовательной деятельности: игра, экскурсия, путешествие, интегрированная деятельность, занятие с использованием психогимнастики, сказкотерапии, куклотерапии.
В своей деятельности применяю различные формы работы с детьми: презентация, игровая обучающая ситуация, опытно-экспериментальная деятельность, индивидуальная (карточки, трафареты, таблички, геометрический материал, диагностический материал, групповая (игры, карточки для работы в группах, фронтальная (коллективный рассказ, опрос, перекрестная беседа, работа в парах.
Инновацией в своей профессии считаю проектную деятельность с детьми и родителями. Родители являются моими партнерами и помощниками. Мною было создано три социально-значимых для группы проекта. Через совместную деятельность мы воплотили наши проекты в реальность. В работе по проекту «Молочные реки» дети пополняли запас знаний о полезных качествах молочный продуктов через подбор и чтение специальной литературы, изготовление творожной массы самими детьми вместе с взрослыми, театрализацию совместно с родителями «Молочная река, кисельные берега». Проект «От песочницы до улицы» с привлечением сотрудников ГИБДД был направлен на ознакомление детей с правилами дорожного движения и поведения на улицах и дорогах нашего города. Партнер проекта -детское Иланское телевидение «ДеТИ», смонтировал видеоролик, который был успешно показан по телевидению. Через проект «Наш чудесный дворик» на территории участка были сооружены: русская изба, кораблик, машина, мосток через ручеек с атрибутами.
Ребята с большим интересом и любопытством занимаются данным видом деятельности: исследуют, фантазируют, познают, экспериментируют. Я считаю, что такая форма работы очень значима и актуальна как для детей, так и их родителей. В перспективе у меня много идей по дельнейшей проектной деятельности. Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно. Работа с родителя не ограничена только проектной деятельностью. Совместно с ними был оформлен информационный уголок, организуются и проводятся праздники и досуговые программы «Моя мама лучшая на свете», «Веселая мастерская», КВН, «Бабушка рядышком с дедушкой», малые олимпийские игры, «Настоящий мужчина» и прочее.
Совместно с детьми принимаю участие в конкурсах
Уровень Мероприятия Достижения
Всероссийский «Талантоха»; «Наполни сердце добротой»; «Экологическая азбука»; «По страницам любимых сказок» сертификат
Краевой «Поздравь ветерана с победой» Сертификат
Муниципальный «Пасхальная аранжировка»;
«У светофора нет каникул»;
интеллектуальная олимпиада «Умка»,
«Новогоднее ассорти» грамота за III место,
грамота за I место
грамота за II место
грамота за I место
МБДОУ Конкурс рисунков: «Зимняя сказка» «Дорожная азбука». Конкурс чтецов
дипломы за I, II место
Мои достижения: сертификат за участие в Едином методическом дне педагогов ДОО по теме «Новогодние фантазии»; сертификат «Голубой креатив» за участие в монтировании детских фильмов.
2014 — 2015 г. г. — участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года».
Работая в детском саду, ощущаю потребность в совместной деятельности со всеми специалистами, учусь у коллег и делюсь опытом своей работы на районных методических объединениях, педсоветах,семинарах: «Мероприятия по повышению качества дошкольного образования», «Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ», «Организация образовательного процесса в ДОУ в рамках ФГТ», «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения ФГОС»; семинары – практикумы «Игровые технологии в образовании и воспитании»; «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»; «Использование метода проекта в работе ДОУ»; «Принципы построения воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС).
Я постоянно совершенствую свой профессиональный потенциал в соответствии с современным уровнем требований общества. 2013г. – курсы повышения квалификации по программе «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте ВГТ» (оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей) в КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»; 2013г.— курсовая подготовка по теме: «Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольные учреждения» в КГАОУ ДПО (ПК) С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования».
Как педагог обладаю такими профессиональными компетенциями как: целеустремленность, мобильность, коммуникативность, речевой этикет, культура межличностных отношений, выдержка и терпение, доброжелательность и находчивость.Сформированы универсальные компетентности: самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, развиты личностные качества, умение работать в команде, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу.
Мой педагогический принцип заключается в том, чтобы помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свои силы и возможности.
В дальнейшем планирую продолжать работу по теме самообразования «Со здоровьем мы дружны!», пополнять знания и повышать свой профессиональный уровень, изучая новинки методической литературы и использование Интернет-ресурсов, через курсовую подготовку.
Анализ профессиональной деятельности за 2015–2016 учебный год 1. В течение года в работе использовали: Технология проектной деятельности; ИКТ; Здоровьесберегающие.
Карта результативности профессиональной деятельности воспитателя Карта результативности профессиональной деятельности педагогического работника Республики Татарстан 1. Личные данные 1.1. Фамилия Галиева.
Исользование современных образовательных технологий в профессиональной деятельности Целью в исследовательской деятельности было выяснить какие педагогические технологии,использованные в ДОУ являются наиболее эффективными.
План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год План анализа профессиональной деятельности педагога за учебный год Уважаемые коллеги! Напишите отчет о проделанной работе за учебный год.
Портфолио профессиональной деятельности воспитателя. Для аттестации. Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом, в подготовке профессионального портфолио, для получения квалификации. Я получила 1 категорию.
Потфолио для проведения анализа профессиональной деятельности Иващенко Алина Сергеевна воспитателя группы №8 «Колокольчики» Содержание: 1. Общие сведения о педагоге 2. Результаты педагогической деятельности.
Сведения о результативности профессиональной деятельности Цель моей педагогической деятельности — создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных.
Тренинг «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Тренинг. Тема: «Эмоции и чувства в профессиональной деятельности педагога» Педагог — психолог: Костенко Л. Н. Участники: сотрудники МБДОУ.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.
Эссе о профессиональной деятельности Эссе о профессиональной деятельности. «Воспитателем и учителем надо родиться; Им руководит прирождённый такт» А. Ф. Дистервег. Почему я.
Источник
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
статья по теме
С целью достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы регулярно использую в своей деятельности технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, метод проектов, разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения., а также информационные технологии
В своей работе использую общественно признанные авторские методики: А.Г.Ривина, В.Ф. Шаталова.
Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_professionalnoy_deyatelnosti.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
Слепковой Татьяны Владимировны,
учителя физики и математики МБОУ Талажанская ООШ
Профессиональные действия и средства по обучению
С целью достижения планируемых результатов освоения обучающимися образовательной программы регулярно использую в своей деятельности технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые технологии, метод проектов, разноуровнего обучения, коллективного взаимообучения., а также информационные технологии
В своей работе использую общественно признанные авторские методики: А.Г.Ривина, В.Ф. Шаталова.
Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК издательства «Мнемозина», разработанные группой – А.Г.Мордкович и другие. Работаю по ним уже 6-й год.
Материалы учебника А.Г.Мордкович, изложены подробно и обстоятельно, что позволяет использовать их не только на уроке, но и для самостоятельного изучения, в домашней работе. Таким образом, на изучение нового материала на уроке отводится минимум времени, после чего учащиеся большую часть урока работают самостоятельно.
В это время я наблюдаю за работой всех учеников, то есть обучаю всех, и работаю индивидуально с каждым. Школьники могут работать в нескольких режимах: совместно с учителем; индивидуально; в паре; самостоятельно под моим руководством. Обязательным условием является – дифференцированное и индивидуальное домашнее задание, а также дифференцированные и индивидуальные задания для работы на уроке.
На этапах взаимопроверки по образцу и взаимооценки любого вида работ (проверка домашнего задания, работа у доски, проверка самостоятельной, контрольной работы) я использую форму работы в статической паре.
Индивидуальную работу с одаренными детьми организую разными способами: решение в классе дополнительных задач, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи, предложение дополнительных заданий для домашней работы, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, стимулирование поиска различных доказательств одной и той же теоремы.
Информационные технологии использую в комплексе с другими технологиями, что позволяет разнообразить деятельность на уроке . После того, как я освоила программу Microsoft Office Power Point, но до того, как я познакомилась с коллекцией цифровых образовательный ресурсов, я стала создавать собственные электронные средства обучения, а именно – электронный дидактический материал (компьютерные задания и презентации с изложением нового материала), по отдельно взятым темам алгебры и геометрии.
Игровые технологии так же играют не маловажную роль на уроках математики и физики. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в предмете. Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся. .
Также в своей работе, на уроках физики, я использую регулярно метод проектов. Метод проектов позволяет каждому ребенку проявить себя при решении общей практической задачи и в тоже время пережить ответственность перед группой, приобрести опыт обсуждения и принятия самостоятельных решений, делового взаимодействия на всех этапах проектной деятельности.
Профессиональные действия и средства внеурочной деятельности по предмету
Моя программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» рассчитана на учащихся 6-8 классов. Основной целью программы является: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Занятия разнообразны и по тематики и по форме; способствуют развитию у учащихся внимания, памяти, умение быстро считать. Учащиеся учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать. Мои ученики с 6 по 8 класс регулярно участвуют школьных и районных олимпиадах по предмету, в Международном конкурсе по математике «Кенгуру» и занимают призовые места на уровне школы и района.
Ежегодно провожу предметные недели. В ходе предметных недель учащиеся защищают проекты, например, «Математика в нашей жизни» «От очевидного к вероятному» и др., участвуют в олимпиадах и викторинах, выпускают стенгазеты, брошюры, листовки, традиционно в конце предметной недели определяем наиболее активного математика.
Профессиональные действия и средства деятельности в области здоровьесбережения
В своей работе использую систему мер по сохранению и укреплению здоровья. Систематически провожу физминутки, упражнения для глаз. На уроках и внеклассных мероприятиях для профилактики утомления учащихся переключаю внимание с одного вида деятельности на другой. Использую на уроках здоровьесберегающие технологии, практически в содержание каждого урока входит материал о профилактике здорового образа жизни. Например: при изучении темы «Нахождение части от целого и целого по его части» находим процентное содержания никотина в сигаретах, доказывая, что при курении в наш организм поступает много вредных веществ. При изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе обсуждаем с учащимися как мы дышим и что мы пьем.
В 2012 году принимала участие в разработке общешкольной программы по здоровьесбережению «Здоровье- это жизнь» на 2012-2015 годы.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
В 2012 учебном году ребята нашей школы под моим руководством участвовали в муниципальной акции «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам!», которая проводилась в два этапа школьном и районном, моя ученица заняла в районе первое место. Принимали участие в школьных мероприятиях: конкурс рисунков «Курить – здоровью вредить», конкурс агитбригад «Мы – здоровое будущее».
Профессиональные действия и средства в области воспитания
Работая учителем математики и физики, я также являюсь классным руководителем. В классе четко построена структура самоуправления, каждое мероприятие продумываем совместно, обязательно подключаем родителей. Регулярно провожу с учащимися беседы о вредных привычках, правилах поведения и хорошего тона, толерантности и др.
Все ученики моего класса принимают активное участие в общешкольных и районных мероприятиях: общешкольное мероприятие «Первоапрельский КВН» в 2010 году, где заняли второе место, школьном мероприятии «Осенний бал», 2011 г. Мои ученики являются победителями районного спортивного мероприятия «Осенний кросс», 2011 г. и конкурса на лучшую новогоднюю елочку, сделанную из пенопласта, 2011 г.
В 2011 году класс принимал участие в краевой акции «Обелиск», оказывали помощь ветеранам и пожилым жителям нашего села.
Большую роль в развитии классного коллектива играют родители, которые принимают участие в делах класса и школы. Родительский комитет систематически проводит рейды на квартиры учащихся, в клуб. Взял на себя организационную работу по проведению КТД, поездок, посещает уроки. Через родительский комитет держим связи с общешкольным комитетом, общественностью.
Результатом работы в области воспитания является то, что, в классе доброжелательная психологическая обстановка, ребята с уважением относятся друг к другу и к старшему поколению.
Профессиональные действия и средства духовно-нравственной позиции
По анкетированию, проведенному среди учащихся и родителей школы, было выявлено, что я уважительно отношусь к каждому ребёнку, обладаю профессиональным педагогическим тактом, пользуюсь уважением среди учащихся, родителей, коллег.
На уроках и на внеклассных мероприятиях стимулирую активность ученика, поощряю инициативу как личностную ценность. Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства.
Под моим руководством в школе реализуется программа внеурочной деятельности по духовно — нравственному направлению «Я — гражданин России» для учащихся начальной школы, которая направлена на воспитание у учащихся высокой нравственности и культуры, чувства патриотизма и ответственности
Считаю, что созданные мною условия позволяют учащимся чувствовать себя комфортно на уроках математики и физики.
Результаты в области профессионального развития .
Для получения значимой, актуальной информации об изменениях в системе образования являюсь постоянным пользователем таких интернет-сайтов как : nsportal.ru , /school-collection.edu.ru/ .
Прохожу курсы повышения квалификации при Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Моими незаменимыми помощниками являются методические журналы «Математика в школе», «Классный руководитель», «Школьные технологи». Я регулярно делюсь знаниями и опытом со своими коллегами, даю открытые уроки для учителей школы.
В 2009 году участвовала в работе круглого стола «Развитие учительского потенциала» на августовской конференции.
В 2010 участвовала в районном конкурсе методических разработок «Мой любимый урок»..
На протяжении нескольких лет работаю над методической темой «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»
По данной теме разработала и провела ряд уроков на уровне школы: 2010 г — урок путешествие по теме «Десятичные дроби» 5 класс, 2011 г. – «Делимость натуральных чисел» 6 класс; и внеклассных мероприятий 2011 г. — «Математический КВН» 5 — 8 классы, 2012 г. — «Счастливый случай» 7-9 классы. Все проведенные мной уроки были нестандартны по форме, на каждом уроке я использовала цифровые — образовательные ресурсы, результатом своей деятельности считаю то, что учащиеся с удовольствием посещают мои уроки и занятия, с интересом участвуют в мероприятиях, что является неотъемлемой частью образовательного процесса. Для организации на данных занятиях активно познавательной деятельности учащихся в нашей малокомплектной школе я применяла сочетание активных методов деятельности, таких как дидактические игры, дифференцированное обучение, коллективное взаимообучения (работа в парах).
В социальной сети работников образования у меня имеется свой персональный сайт. Web-адрес сайта: /nsportal.ru/slepkovatv. На данном сайте я размещаю свои методические разработки и регулярно пополняю свое электронное портфолио.
Профессиональные действия и средства при обобщении и распространении собственного педагогического опыта и мастерства.
Я выступала на школьных педагогических советах с темами: «Применение активных методов обучения на уроках математики» в 2011-2012 учебном году, «Универсальные учебные действия: сущность и виды» в 2012-2013 учебном году.
В 2011-2012 учебном году выступала на районном объединении учителей математики на тему «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по математики».
В 2013 году я опубликовала в электронном СМИ учебно-методический материал «Рабочая программа по математике для 6-7 классов по УМК А.Г. Мордковича» ( /nsportal.ru/node/768213 ) , разработки уроков: «Десятичные дроби, 5 класс », « Делимость натуральных чисел», 6 класс ( /nsportal.ru/node/768217 ), и внеклассных мероприятий по математике.
Я принимала участие в V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика» с докладом «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики». По результатам данной конференции в 2013 году вышел сборник, в который вошла моя работа.
В 2013 году приняла участие во Всероссийском интернет — конкурсе педагогического творчества, проводимого Ассоциацией творческих педагогов России. В рамках данного конкурса я представляла свой педагогический опыт в номинации «Педагогические идеи и технологии: среднее образование», за что получила диплом и свидетельство о публикации материалов.
Социальные и профессиональные действия и средства
Принимаю активное участие в жизни села, являюсь членом административной комиссии при сельской администрации, неоднократно являлась председателем участковой комиссии на выборах депутатов сельской администрации и государственной думы, президента Российской Федерации.
На протяжении двух лет являюсь экспертом Территориальной экспертной комиссии по проверке работ учащихся ГИА по физике.
Источник
Сущность и структура профессионально-педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человеческих знаний, опыта, культуры и создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных образовательных учреждениях. Профессионально-педагогическая деятельность — это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как отражение социально-культурного развития в обществе с учетом духовных и природных возможностей личности и запросов общества в квалифицированных специалистах. В ней заключены интересы и потребности различных социальных и этнических групп и общества в целом, с одной стороны, и потребности, интересы и стремления отдельной личности — с другой.
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.
Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.п.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.
Содержание профессионально-педагогической деятельности
В педагогической деятельности преподавателя и мастера производственного обучения выделяют следующие деятельностные компоненты: коммуникативный, конструктивный, организаторский и гностический (исследовательский). Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений. Аналитические умения складываются из таких умений, как умение разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы); выделять основную педагогическую задачу и определять способы ее оптимального решения. В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Проективные умения предполагают умения переводить цели и содержание образования в конкретные педагогические задачи, планировать индивидуальную работу с учащимися; отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педагогического процесса в их оптимальном сочетании.
Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе.
Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и умений педагогической техники. Перцептивные умения сводятся к наиболее общему умению — понимать других (учащихся, учителей, родителей). В совокупность перцептивных умений В.А. Сластенин включает такие частные умения, как глубоко проникать в личностную сущность других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять, к какому типу личности и темперамента относится человек и др. Умения педагогического общения связаны с умениями распределять внимание и поддерживать его устойчивость, устанавливать психологический контакт с учащимися, способствующий эффективной передаче и восприятию учебной информации; умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке; выбирать по отношению к классу и отдельным учащимся наиболее подходящий способ поведения и обращения; анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствовались в той или иной ситуации; устанавливать эмоциональную обратную связь. Умения педагогической техники составляют совокупность следующих умений и навыков: выбрать правильный стиль и тон обращения с воспитанниками; управлять их вниманием; чувство темпа; развитие культуры речи преподавателя; управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса; регулирование своего психического состояния; располагать к себе собеседника; образно передавать информацию и др.
ВОПРОС №27. "Генезис понятия "педагогические технологии" и его современная интерпретация. Назначение и свойства современных педагогических технологий".
Педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
1. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
3. Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
4. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
В настоящее время педагогическая технология рассматривается как один из видов человековедческих технологий, базирующихся на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Термин «педагогическая технология» является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех дефиниций, приводимыми различными авторами в своих работах. Следовательно, педагогическая технология — комплексная интегративная система, включающая иерархизированную и упорядоченную систему операций и действий, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата (требования государственного образовательного стандарта), обеспечивает педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучающихся, заданных целями обучения; набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного результата; последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников; упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих.
Педагогическая технология функционирует как наука, которая исследует наиболее рациональные пути обучения, и как система способов, принципов и регулятивов, применяющих в обучении, и как реальный процесс обучения. Не менее распространенный взгляд на нее как на конструкцию, стратегию, алгоритм действий педагога, организацию педагогической деятельности. Но как бы ее не рассматривали, главное в педагогической технологии — разработка, детализация инструментальных аспектов педагогического процесса. Создание новой технологии, как правило, является следствием недовольства результатами обучения и воспитания, а также неэффективностью педагогической деятельности в качестве профессионального экспромта. Существенной особенностью технологии является то, что произвольным действиям она противопоставляет жесткие алгоритмические предписания, систему логически мотивированных действий, последовательный переход от элемента к элементу.
28. Управление образовательными системами разного уровня: сущность и принципы.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами.
Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами.
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении – коллегиальное принятие управленческих решений. Это возможно лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчеты администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы в отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Это находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Источник
Педагогическая деятельность
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации.
Однако в первом случае эта деятельность — профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях:
· средних специальных и высших учебных заведениях,
· учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата.
Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
2) Цель педагогической деятельности
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Это общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Цель педагогической деятельности — явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей.
В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой — потребности и стремления отдельной личности.
Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А.С.Макаренко, но ни в одной его работе нет их общих формулировок. Он всегда резко выступал против любых попыток свести определения целей воспитания к аморфным определениям типа «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п. А.С.Макаренко был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов.
В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Цели педагогической деятельности — явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели — развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания.
Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и все богатство отдельного.
Обращение к формам материализации педагогического действия помогает показать логику педагогической деятельности.
Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи.
Опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. Познавательная задача, будучи решенной психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта.
При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя.
В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней.
Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств.
Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза.
Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации.
Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов связано с поиском новых решений педагогических задач.
3) Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.
А преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
По большому счету, педагогическая и воспитательная деятельность — понятия тождественные. Такое понимание соотношения воспитательной работы и преподавания раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания, рассматривается изолированно от воспитания. Не случайно педагоги, занимающиеся разработкой проблемы содержания образования (В.В.Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), неотъемлемыми его компонентами наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Без единства преподавания и воспитательной работы реализовать названные элементы образования не представляется возможным.
Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (А.Дистервег).
Сравним в общих чертах деятельность преподавания, имеющую место, как в процессе обучения, так и во внеурочное время, и воспитательную работу, которая осуществляется в целостном педагогическом процессе.
Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки.
В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, а, следовательно, и логику преподавания, можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы.
Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение.
В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
Преподаватель имеет дело примерно с однородным «исходным материалом».
Результаты учения практически однозначно определяются его деятельностью, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика.
Воспитатель вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными отрицательными влияниями на школьника.
Преподавание как деятельность имеет дискретный характер. Оно обычно не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть более или менее продолжительным. Особенность воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с учителем воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Обычно подготовительная часть в воспитательной работе более продолжительна, а нередко и более значима, чем основная часть.
Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и практических задач, интенсивности продвижения в развитии.
Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
В воспитательной работе осложнено соотнесение результатов деятельности воспитателя с выработанными критериями воспитанности. Очень трудно в развивающейся личности выделить результат деятельности именно воспитателя.
В силу стохастичности воспитательного процесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий и их получение намного отсрочено во времени.
В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Отмеченные различия в организации деятельности преподавания и воспитательной работы показывают, что преподавание значительно легче по способам его организации и реализации, а в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение.
Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора.
Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированного познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
4) Структура педагогической деятельности
В отличие от принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы, компонентами которой являются цель, мотивы, действия и результат, применительно к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов как относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях.
Конструктивная деятельность, в свою очередь, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Однако названные компоненты, с одной стороны, в равной мере могут быть отнесены не только к педагогической, но и почти к любой другой деятельности, а с другой — они не раскрывают с достаточной полнотой все стороны и области педагогической деятельности.
А. И. Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.
Особо следует обратить внимание на исследовательскую функцию, хотя она и относится к общетрудовым. Реализация исследовательской функции требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, владения умениями эвристического поиска и методами научно-педагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.
Конструктивный компонент педагогической деятельности может быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналитическая, прогностическая и проективная функции.
Углубленное изучение содержания коммуникативной функции позволяет определить ее также через взаимосвязанные перцептивную, собственно коммуникативную и коммуникативно-операциональную функции. Перцептивная функция связана с проникновением во внутренний мир человека, собственно коммуникативная — направлена на установление педагогически целесообразных отношений, а коммуникативно-операциональная — предполагает активное использование средств педагогической техники.
Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи.
Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности.
Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
Практическое задание
Раскройте смысл утверждения: «педагог является субъектом педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы.
В педагогической деятельности учитель занимает определенную позицию.
В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве:
· информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);
· друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;
· диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;
· советчика, если использует осторожное уговаривание;
· просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, «как надо», опускаясь порой до самоунижения, лести;
· вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.
Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.
Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы и т.п.
Источник
Что является результатом профессиональной деятельности учителя?
Что является результатом профессиональной деятельности учителя?
В педагогическом процессе учитель организует деятельность детей ради обеспечения возможности их личностного развития, которому способствует их активное, деятельное овладение опытом взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим я постоянно задаю себе вопрос: что же считать результатом моей профессиональной деятельности?
Ещё из работ К. Маркса известно, что любая деятельность носит двойственный характер с точки зрения её цели. С одной стороны она имеет целью получение некоего продукта («цель-в-продукте»), а с другой – целью является достижение некоторых изменений в самом деятеле, её субъекте («цель-в-субъекте»). Существует точка зрения, согласно которой в педагогическом процессе деятельность детей, организуемая педагогами, отличается от любой другой человеческой деятельности тем, что в ней «цель-в-субъекте» имеет первичное, первостепенное значение. Это значит, что деятельность воспитанников организуется ради обеспечения возможности их личностного и индивидуального развития.
При осуществлении своей деятельности педагог выдвигает два вида целей: одни цели содержат его представления о предполагаемых личностных изменениях и проявлениях воспитанников в процессе организуемой деятельности. Другие – об их практических достижениях: творческих, интеллектуальных, трудовых, спортивных и др. Логично предполагать, что этим двум видам целей будут соответствовать два вида результатов.
Доктор педагогических наук Е. В. Титова считает, что первый вид составляет качество организации педагогом совместной деятельности воспитанников, обеспечивающее возможности их разностороннего личностного проявления позитивных качеств и обогащение личного опыта социально и личностно значимым содержанием.
Второй слой результатов педагогической деятельности составляют практические результаты: реальные достижения воспитанников в различных конкретных видах деятельности (трудовой, познавательной, художественно-эстетической, спортивной, социально–творческой и др.).
И, наконец, третий, глубинный слой результатов, под которыми следует понимать не вообще уровень сформированности тех или иных качеств личности, т. к. этот уровень может быть достигнут не за счёт воспитательной образовательной деятельности, а лишь положительную динамику проявлений позитивных личностных качеств воспитанников в специально организуемой, разнообразной совместной деятельности и отрицательную динамику негативных проявлений воспитанников.
Цели своей деятельности я задаю на диагностической основе. К нам приходят дети с довольно низким уровнем развития познавательной деятельности, несформированной мотивацией (что наблюдается и у большинства родителей), неустойчивой чувственно-эмоциональной сферой. Передо мной встаёт цель: так организовать деятельность воспитанников, чтобы в ней учащиеся проявили себя наилучшим образом и получили максимальное развитие, а так же достигли возможных практических результатов. Этому способствует и созданная мною программа «Патриот». Дети и родители могут увидеть практические результаты, ведь качественные изменения в личности воспитанников: в системе личностных отношений, позиции личности, развитии ценных личностных качеств — обнаружить очень сложно.
Необходима тщательная разработка критериев результативности и прежде всего признаков и показателей качества образования. Проблема поиска критериев эффективности воспитания едва ли не самая острая из проблем практической методологии педагогики. Быть может ТВОСКу позволят реально отслеживать все виды результатов педагогической деятельности?
Источник