Отчётность в тестировании
Отчётность — сбор и распространение информации о результатах работы (включая текущий статус, оценку прогресса и прогноз развития ситуации).
К высокоуровневым задачам отчётности относятся:
- Сбор, агрегация и предоставление в удобной для восприятия форме объективной информации о результатах работы.
- Формирование оценки текущего статуса и прогресса (в сравнении с планом).
- Обозначение существующих и возможных проблем (если такие есть).
- Формирование прогноза развития ситуации и фиксация рекомендаций по устранению проблем и повышению эффективности работы.
Отчёт о результатах тестирования — документ, обобщающий результаты работ по тестированию и содержащий информацию, достаточную для соотнесения текущей ситуации с тест-планом и принятия необходимых управленческих решений.
К низкоуровневым задачам отчётности в тестировании относятся:
- Оценка объёма и качества выполненных работ.
- Сравнение текущего прогресса с тест-планом (в том числе с помощью анализа значений метрик).
- Описание имеющихся сложностей и формирование рекомендаций по их устранению.
- Предоставление лицам, заинтересованным в проекте, полной и объективной информации о текущем состоянии качества проекта, выраженной в конкретных фактах и числах.
Качественный отчёт о результатах тестирования обладает многими свойствами качественных требований, а также расширяет их набор следующими пунктами:
- информативность (в идеале, после прочтения отчёта не должно оставаться никаких открытых вопросов о том, что происходит с проектом в контексте качества);
- точность и объективность (ни при каких условиях в отчёте не допускается искажение фактов, а личные мнения должны быть подкреплены твёрдыми обоснованиями).
Отчёт о результатах тестирования создаётся по заранее оговорённому расписанию (зависящему от модели управления проектом) при участии большинства представителей проектной команды, задействованных в обеспечении качества.
Большое количество фактических данных для отчёта может быть легко извлечено в удобной форме из системы управления проектом. Ответственным за создание отчёта, как правило, является ведущий тестировщик («тест-лид»). При необходимости, отчёт может обсуждаться на небольших собраниях.
Отчёт о результатах тестирования предоставляется:
- менеджеру проекта — как источник информации о текущей ситуации и основа для принятия управленческих решений;
- руководителю команды разработчиков («дев-лиду») — как дополнительный объективный взгляд на происходящее на проекте;
- руководителю команды тестировщиков («тест-лиду») — как способ структурировать собственные мысли и собрать необходимый материал для обращения к менеджеру проекта по насущным вопросам, если в этом есть необходимость;
- заказчику — как наиболее объективный источник информации о том, что происходит на проекте, за который он платит свои деньги.
Отчёт о результатах тестирования включает следующие разделы:
- Краткое описание. В предельно краткой форме отражает основные достижения, проблемы, выводы и рекомендации. В идеальном случае, прочтения краткого описания может быть достаточно для формирования полноценного представления о происходящем, что избавит от необходимости читать весь отчёт (это важно, т.к. отчёт о результатах тестирования может попадать в руки очень занятым людям).
- Команда тестировщиков. Список участников проектной команды, задействованных в обеспечении качества, с указанием их должностей и ролей в подотчётный период.
- Описание процесса тестирования. Последовательное описание того, какие работы были выполнены за подотчётный период.
- Расписание. Детализированное расписание работы команды тестировщиков и/или личные расписания участников команды.
- Статистика по новым дефектам. Таблица, в которой представлены данные по обнаруженным за подотчётный период дефектам (с классификацией по стадии жизненного цикла и важности).
- Список новых дефектов. Список обнаруженных за подотчётный период дефектов с их краткими описаниями и важностью.
- Статистика по всем дефектам. Таблица, в которой представлены данные по обнаруженным за всё время существования проекта дефектам (с классификацией по стадии жизненного цикла и важности). Как правило, в этот же раздел добавляется график, отражающий такие статистические данные.
- Рекомендации. Обоснованные выводы и рекомендации по принятию тех или иных управленческих решений (изменению тест-плана, запросу или освобождению ресурсов и т.д.) Здесь этой информации можно отвести больше места, чем в кратком описании (summary), сделав акцент именно на том, что и почему рекомендуется сделать в имеющейся ситуации.
- Приложения. Фактические данные (как правило, значения метрик и графическое представление их изменения во времени).
Логика построения отчёта о результатах тестирования
Для того, чтобы отчёт о результатах тестирования был действительно полезным, при его создании следует постоянно помнить об универсальной логике отчётности:
- Выводы строятся на основе целей (которые были отражены в плане).
- Выводы дополняются рекомендациями.
- Выводы, так же, как и рекомендации, строго обосновываются.
- Обоснование опирается на объективные факты.
Выводы должны быть:
- Краткими.
- Информативными.
- Полезными для читающего отчёт.
Рекомендации должны быть:
- Краткими.
- Реально выполнимыми.
- Дающими как понимание того, что надо сделать.
Definition of Done
Вы это уже сделали?
Что отвечать на такой вопрос рядовому сотруднику? Варианта два, но и два пути, которые данному работнику могут и не понравиться. Если он отвечает «да», то это означает, что он может взять еще работу на исполнение, а потом окажется, что ему нужно доделать старую. Также если он отвечает «нет», то его могут посчитать медлительным и он тормозит процесс.
Такой вопрос обычно задается бесчисленное количество раз при разработке какого-либо программного продукта, да и, в целом, во время рабочего процесса. В этих моментах, как и в любых других, должна быть оптимизация способная минимизировать или исключить полностью негативные стороны этого процесса. Вообще, понимание выражения «Definition of Done» в полной мере понятна людям, знакомыми с философией Scrum. Определенно сделанная задача – это та задача, которая не нуждается в доработках, но тут встает законный вопрос: «А как оценить, что задача действительно выполнена?»
Как может показаться изначально, вопрос так себе. Ну что значит «как оценить?» Выполнена — значит, выполнена, не выполнена — значит ,не выполнена.
Давайте посмотрим банальный пример про разработку чего-нибудь, например, части программы. Скажем, мы написали какой-то функционал, и вроде бы всё, однако, мы понимаем что наш функционал может иметь баги (ошибки), которые, например, сейчас не могут быть проверены, так как не готовы другие модули, позволяющие протестировать. Получается, ставя напротив этой задачи «Выполнено», мы немного лукавим, так как нам к ней придется возвращаться. Даже если есть модули для тестирования, необходимо ли тестировать? Может, следует поставить «Выполнено» только после результатов code review? Как мы видим, у нас очень много вопросов, которые мешают нам правильно построить работу. Из-за нашей неопределенности вытекают очень большие проблемы. Мало того, что мы сами можем не понять ,сделали ли мы до конца, а уж другие члены группы точно не смогут разобраться. Как Вы уже, наверное, догадались, Definition of Done и призвана исправить это и не дать нам повода беспокоиться!
Definition of Done на страже нашего спокойствия
На самом деле, на страже общего спокойствия. Мы действительно можем не понять до конца степень законченности нашей задачи, однако оповестить команду, что же мы все-таки сделали, обязаны. Definition of Done, как и всё в Scrum, должно быть лаконично, поэтому зачастую отводится для этого одно предложение, однако это не единственный вариант.
Для примера приведем несколько выполненных задач с использованием Definition of Done:
- Done = функционал оплаты реализован, проведено тестирование с тестировщиком Алексеем
- Done = разработан документ по спецификации, проведено обсуждение с клиентами
- Done = модуль авторизации разработан полностью, протестирован, продемонстрирован на Sprint Review Meeting
- Done = модуль полностью реализован и выгружен для использования
Как видно, любое описание начинается с “done=”, что дает понять, на что обращать внимание. Вообще, в листе принято писать такие результаты, которые можно проверить. Нет смысла описывать мысли, ведь, скажем, «done = придуман внешний вид интерфейса корзины» звучит странно и никак это проверить нельзя.
Желательно, изначально разработать список правил, которые будут описывать Definition of Done, чтобы все в команде писали в одном стиле. Это приведет к более быстрому пониманию того, что хотел передать коллега.
Еще одним из знаменитых способов записи Definition of Done — является простой список.
В заключении, хочется сказать, что не стоит пренебрегать Definition of Done, ведь это приводит не только к осознанию того, что было сделано, но и к тому, как это нужно сделать в будущем. Благодаря использованию Definition of Done все будут стараться делать задачи более четкими и конкретными, чтобы потом гордо сказать: «Точно сделано!». Помимо этого, набор рейтинга в Velocity будет гораздо выше.
В большинстве своем, мы привыкли к графикам идущими вверх, что означает положительную динамику, однако они могут идти и вниз и также показывать положительную динамику. Одним из таких ярких примеров является Диаграмма сгорания задач (Burndown chart). Само сочетание «Burn Down» дословно переводится как «гореть вниз» и это действительно так. Данный график является основным средством для отслеживания выполненных задач в спринте или во всем проекте. Хотя, по сути, он может использоваться как угодно, но мы его рассматриваем внутри методологии Scrum.
Пример Диаграммы сгорания задач:
Синим цветом на диаграмме сгорания отмечена идеальная линия выполнения задач, на которую и следует опираться.
Красным цветом отмечена реальная история выполнения задач.
По шкале Y отмечают количество запланированных баллов (в данном случае), идеальные часы, количество задач и так далее.
По шкале X отмечают количество дней до окончания Sprint.
Как может показаться на первый взгляд, данная диаграмма сгорания задач / Burndown chart служит всего лишь для самоконтроля и самоотчета, однако ее использование может рассказать об очень многом.
Читаем Диаграмму сгорания задач / Burndown chart
Начнем с примеров негативных результатов как ведения графика, так и самой работы команды и закончим более качественными.
1. Burndown Chart: Слишком рано
По диаграмме сгорания задач/Burndown chart отчетливо видно, что команда все задачи выполнила раньше срока. Такая ситуация тоже не является позитивной, так как это означает ряд совершенных проблем:
- Команда сделала неправильную оценку предстоящей работы.
- В случае быстрого выполнения задач, разработчики не добавляли задачи из следующего спринта.
- Команда сильно перестраховалась, включив изначально дополнительный срок.
В случае такой проблемы, чаще всего Scrum Master спрашивает команду о возможности добавления дополнительных задач из Product Backlog.
2. Burndown Chart: Опоздали
Также один из видов негативных диаграмм сгорания задач.
Одной из возможных причин здесь может быть постоянное добавление новых задач во время спринта, что увеличило нагрузку.
Второй частой проблемой является недоделанность задач, когда задачи сделаны наполовину. Такие задачи, как выразился Джефф Сазерленд, являются хламом.
В такой ситуации, на Daily Scrum Meeting обязательно нужно говорить о проблемах, мешающих идти к цели ровной дорогой. Как только линия реальных задач пошла выше, сразу надо решать проблему – это также один из постулатов методологии Scrum.
3. Burndown Chart: Без оценок
Может быть даже команда и работала, только забыла или не захотела использовать диаграмму сжигания задач, что является прямо сказать дурным тоном и противоречит эффективной работе. Команда не может контролировать себя, не может совершенствоваться и так далее.
4. Burndown Chart: Конечная оценка
Собственно, ситуация равна предыдущей. Не смотря на законченный Sprint, все итоговые оценки были внесены в диаграмму сгорания в самый последний день после завершения работы. Это равносильно тому, когда вообще законченные задачи не вносятся. По данному графику невозможно сделать вывода о правильности работы команды и, даже более того, можно предположить, что команда не стремится к развитию.
5. Burndown Chart: Zero
Отсутствие показателя реальных задач в диаграмме не является поводом считать, что работа не производилась, ведь она могла быть просто не оценена. Как и в предыдущих пунктах, такая позиция не позволяет контролировать работу собственной команды и совершенствоваться.
6. Burndown Chart: Релаксирующая команда
Этот пример диаграммы сгорания задач уже значительно лучше, нежели другие, ведь в нем можно увидеть, как усовершенствовать команду. Возможные проблемы здесь такие же, как и в пункте «Слишком рано», но Scrum Team решили не заканчивать Sprint раньше, а более расслаблено продолжить работу, что также является ошибкой.
7. Burndown Chart: Совершенствование
Scrum Team на текущих показателях выглядит достаточно хорошо. По линиям видно, что в самом начале были трудности, но во время Daily Scrum Meeting все вопросы вскрывались и Scrum Master исправлял работу, ведя команду к цели.
Также, возможно, группа делала принципиальное ускорение для достижения цели.
Еще одной причиной, к примеру, может быть то, что команда брала дополнительные задачи.
8. Burndown Chart: Опыт
На лицо опытная группа, которая, после начала работы, сразу исправляет все возникающие трудности и совершенствуется так, что резко переходит к активному сжиганию.
9. Burndown Chart: A++
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как строится идеальный график =).
Матрица соответствия требований (Requirements Traceability Matrix)
Это двумерная таблица, содержащая соответствие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк — тестовые сценарии. На пересечении — отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки. Матрица обычно хранится в виде электронной таблицы.
Матрица соответствия требований используется QA-инженерами для валидации покрытия требований по продукту тестами.
Источник
Опрос с пристрастием: программы для создания тестов
Наверняка любой взрослый человек хотя бы несколько раз в жизни проходил тесты. Иногда тестирование было развлечением, иногда приходилось отвечать на вопросы, чтобы сдать экзамен или устроиться на работу. Тесты настолько популярны и востребованы, что существует достаточно много специализированных приложений и онлайновых сервисов для их создания.
Основная, но далеко не единственная категория людей, которым может пригодиться программа для создания тестов, – это преподаватели учебных заведений. Разнообразные опросники постоянно используются также практикующими психологами, сотрудниками отделов кадров, занимающимися отбором кандидатов на вакантные должности в компании, и так далее. Тестирование часто бывает необходимо и в тех случаях, когда в организации выполняется проверка уровня профессиональной подготовки сотрудников в той или иной области. И, конечно, тесты активно используются веб-мастерами, ведь нет лучшего способа удержать посетителя на своем сайте, чем предложить ему выяснить, к какому психотипу он относится, или позволить ему проверить знания в той области, где он считает себя экспертом.
В нашем обзоре мы рассмотрим четыре разные программы для создания тестов и опросов.
⇡#Quiz Press 2.5.8 – простые тесты для публикации в Интернете
- Разработчик: Sol Robots
- Размер дистрибутива: 2,7 Мбайт
- Распространение: shareware
- Русский интерфейс: нет
При помощи Quiz Press преподаватели могут создавать тесты для проверки знаний учащихся. Программа дает возможность генерировать тесты с вопросами разных типов: такие, в которых нужно выбрать правильные ответы из предложенных вариантов, где нужно вписать ответ самостоятельно, где нужно указать, является ли утверждение ложным или верным, и другие. Причем один тест может содержать вопросы разных типов. При составлении вопросов у преподавателя есть возможность использовать мультимедийные файлы (графику, флеш, звук). По умолчанию при оценивании за каждый правильный ответ студенту начисляется один балл, однако в настройках теста можно установить разное количество баллов, в зависимости от типа вопроса. Кроме этого, есть возможность, ограничить время, которое студент может потратить на решение заданий, добавить напоминание о скором завершении отведенного времени, указать, нужно ли учитывать при оценке ответов пунктуацию и то, написаны ли слова с большой буквы.
При создании тестов можно быстро распечатать листок с правильными ответами. Сам же тест, созданный при помощи Quiz Press, представлен в виде набора файлов, готовых для размещения на веб-сайте. Кроме этого, можно экспортировать получившееся в другие популярные форматы тестов.
Результаты сообщаются студенту в конце теста, а также отправляются преподавателю в зашифрованном виде на адрес электронной почты, указанный в настройках программы, или же выводятся на печать.
⇡#Wondershare QuizCreator 4.01 – flash-тесты и опросники
- Разработчик: Wondershare
- Размер дистрибутива: 11,5 Мбайт
- Распространение: shareware
- Русский интерфейс: нет
Если требуется создавать не только тесты, но и обычные опросы, в которых не нужно учитывать правильность ответов, можно обратиться к возможностям программы Wondershare QuizCreator. С ее помощью можно сгенерировать опросник с самыми разными типами вопросов.
Принимающие участие в исследовании могут отвечать «да» или «нет», выбирать один или несколько вариантов ответов из предложенных, располагать варианты ответов в определенном порядке, вписывать короткий ответ в нужное поле, соотносить изображения с текстовыми надписями, подбирая для них пару, и так далее. Те же варианты вопросов доступны и при составлении тестов. Кроме этого, тесты могут включать вопросы, ответы на которые спрятаны на изображении. Этот вариант удобно использовать, например, при проверке знаний по географии. Преподаватель может добавить в тест карту, и задачей студента будет показать на ней определенные области. Также можно создавать вопросы, для которых студенту не предлагаются варианты ответа. В этом случае отвечающий должен вписать ответ вручную, и он будет сравниваться с теми вариантами, которые преподаватель указал при составлении теста. В Wondershare QuizCreator есть подробное описание всех типов вопросов, поэтому запутаться в них программа не даст. Отметим также, что в программе есть возможность импорта списка с вопросами из Microsoft Excel.
Каждый вопрос может содержать не только текстовую информацию, но и различные мультимедиа-данные. Причем они могут выступать как частью вопроса, так и просто иллюстрировать его. Например, добавляя вопрос от теории относительности в тесте по физике, можно разместить на странице фотографию Эйнштейна. Правильный ответ на каждый вопрос по умолчанию оценивается в десять баллов. При желании можно установить определенное число баллов для каждого вопроса. Кроме этого, есть возможность отнимать определенное число баллов от общего результата при неправильном ответе на вопрос, а также устанавливать число попыток, которые даются студенту для поиска правильного ответа.
После того как вопросы будут добавлены, программа предлагает определить многочисленные параметры теста. Можно указать автора и контактные данные, добавить вводную страницу с информацией о тесте (это может быть не только текст, но и графика, звук, видео), определить, как тест будет реагировать на действия пользователя в случае правильных и неправильных ответов, установить процент правильных ответов, при достижении которого тест будет считаться пройденным, указать, какие сообщения пользователь должен получить в случае успешного прохождения или провала теста. Кроме этого, есть возможность настроить переход на заданную веб-страницу после завершения теста.
Не забыты и средства для защиты. Так, для запуска теста может потребоваться указать пароль или даже данные учетной записи. Кроме этого, есть возможность разрешить запуск теста только с определенного домена, что позволит защитить его от копирования при размещении в Интернете. По умолчанию статистика о тех, кто проходил тест, не собирается, однако автор может сделать обязательным ввод имени, адреса электронной почты и других данных. Также можно установить лимит времени для ответов на определенные вопросы или для теста в целом, разрешать или запретить просмотр своих ответов, повторное прохождение теста и переход к следующему вопросу, когда не дан ответ на предыдущий.
Много внимания в Wondershare QuizCreator уделено внешнему виду теста. У пользователя есть возможность выбрать одну из множества предлагаемых тем оформления, отредактировать ее (изменить цвета и надписи, убрать элементы, определить положение графических данных и пр.), добавить аудиофайл, который будет проигрываться в фоне.
Сгенерированный в программе тест может быть сохранен в разных форматах, в зависимости от того, каким образом планируется его распространять. Например, можно сохранить его в формате Word/Excel для отправки на печать, записать диск с меню автозапуска. Однако наиболее современным и интересным вариантом, вне всякого сомнения, является создание flash-версии теста для размещения на сайте. При выборе этого варианта появляется возможность указать электронный адрес, на который будут отправляться результаты, а также разрешить отправку результатов студентам.
Что касается опросов, то при их создании можно использовать большинство описанных настроек и возможностей экспорта. Исключение составляют те, которые актуальны только при оценке уровня знаний (разные оповещения для правильных и неправильных ответов и прочее), что в случае с опросами несущественно.
И тесты, и опросы можно сохранять в Сети на сервисе Quiz Management System, который также является разработкой компании Wondershare. Удобство этой системы в том, что с ее помощью можно распространять тесты только среди зарегистрированных пользователей, просматривать результаты выполненных заданий, используя разнообразные фильтры, генерировать отчеты. А еще Quiz Management System поддерживает импорт вопросов, создаваемых в Wondershare QuizCreator, и сборку на их основе новых тестов непосредственно в веб-интерфейсе.
⇡#Schoolhouse Test 3.1.6 – помощник для преподавателей
- Разработчик: Schoolhouse Technologies
- Размер дистрибутива: 16,5 Мбайт
- Распространение: shareware
- Русский интерфейс: нет
В отличие от предыдущих программ, Schoolhouse Test ориентирована, прежде всего, на преподавателей учебных заведений. Цель программы – упростить работу с базой данных вопросов, а также максимально автоматизировать процесс создания тестов и проверки результатов. При этом никаких возможностей для создания онлайновых заданий не предусмотрено – программа позволяет лишь распечатать результаты работы, а также экспортировать тесты в PDF.
Работа со Schoolhouse Test начинается с формирования базы вопросов. Добавляя вопросы, преподаватель может указать область знаний, а также уровень подготовки студента и число баллов, которые тот получит за правильный ответ.
Вопросы могут сопровождаться графическими файлами, а кроме этого, картинку можно прикрепить к любому из вариантов ответа. Schoolhouse Test поддерживает самые разные типы ответов, среди которых и такой необычный, как рисование студентом диаграммы. Также есть возможность создания тестов, в которых учащемуся нужно вставить пропущенное слово. Для создания вопросов такого типа нужно ввести фразу целиком, после чего щелкнуть по слову, на месте которого в задании должен быть пропуск. Schoolhouse Test отличается гибкими средствами для управления всеми вопросами. Например, при создании заданий с несколькими вариантами ответов каждый из них можно временно отключить или исключить из перемешивания случайным образом.
Когда база данных вопросов будет создана, преподаватель может быстро указать, какие из них необходимо включить в тест, а также создать несколько разных вариантов тестов с заданным количеством вопросов в каждом.
Schoolhouse Test имеет три режима представления данных. В первом – Design View – ведется работа с базой вопросов. Тут преподаватель может отобрать вопросы для теста, установить их порядок, добавить сопровождающие графические файлы, внести другие правки в содержание задания. В режиме Document View можно увидеть, как будет выглядеть тест на печати, изменить его оформление, колонтитулы, параметры печати страницы. Для удобства преподавателя в этом режиме доступна возможность отображения правильных ответов. Таким образом, можно быстро просмотреть странички с заданиями и проверить, не вкралась ли ошибка.
При переходе в третий режим представления данных – Answer View – программа генерирует лист ответов. Его удобно использовать для быстрой проверки тестов, а также для экономии бумаги. При его использовании предполагается, что студенты получат вопросы отдельно и будут заполнять не листок с вопросами, а свой лист ответов.
⇡#Adit Testdesk 2.4 – полный комплекс решений для тестирования
- Разработчик: Adit Software
- Размер дистрибутива: 41 Мбайт
- Распространение: shareware (есть несколько редакций)
- Русский интерфейс: есть
Программа Adit Testdesk – это универсальное средство для создания тестов самой различной направленности. Особенность этого решения в том, что с помощью утилиты можно не только сгенерировать тесты, но и организовать тестирование. В состав Adit Testdesk входит несколько утилит: редактор тестов Editor, средство для создания сложных скриптовых тестов с использованием языка программирования ScriptMaker, программа Reporter для оценки результатов и их экспорта в формат XML, а также клиент для прохождения тестов Tester. При использовании сетевой редакции программы доступна также утилита Testserver, с помощью которой можно организовывать тестирование в локальной сети или через Интернет. Также есть возможность подготовить печатную версию любого теста, используя для этого встроенный текстовый редактор.
Adit Testdesk предлагает несколько основных типов проектов, которые различаются по способу оценивания. Тип «с правильными ответами» подойдет для создания тестов, в которых нужно оценить знания учащихся или сотрудников. Тип «психологический» предусматривает возможность установки определенного числа баллов для каждого из вариантов ответов. Для составления более сложного алгоритма оценивания можно использовать тип «скриптовый», а вариант «опрос» подойдет в тех случаях, когда правильность ответов значения не имеет и важно узнать мнение опрашиваемых.
Программа поддерживает просто невероятное количество типов вопросов, многие из которых в других приложениях недоступны. Например, можно создать такие вопросы, где в качестве ответа человек, который проходит тест, должен поставить точку, построить граф, ввести время или дату, сопоставить число каждому утверждению, выбрать «горячие» зоны на изображении, нарисовать окружность, прямоугольник, отрезок или линию и так далее.
Составляя вопросы, можно не просто указать правильный ответ или несколько вариантов ответа, но и задать специальные условия для оценивания его правильности. К каждому вопросу можно прикрепить графический, аудио- или видеофайл, а также создать учебный пример, представленный в виде дерева небольших текстов.
Каждый проект, создаваемый в программе, содержит не только список вопросов, но и также темы и профили. Темы используются для более удобной организации вопросов: каждый вопрос можно отнести к определенной теме, после чего их становится гораздо проще искать. Кроме этого, если используется ограничение времени на прохождение теста, то можно отдельно установить лимиты для вопросов, относящихся к разным темам.
Профили – это очень удобное средство управления большой базой вопросов. Благодаря профилям можно создавать похожие тесты с разным оформлением и с разными настройками, а также с разными вопросами. Это может пригодиться, например, если преподаватель создает несколько вариантов одного и того же теста для группы студентов. Оформлением тестов можно гибко управлять при помощи модуля «Дизайнер текста». С его помощью можно изменить цвет фона, шрифты, расположение различных элементов, добавить собственные надписи или логотипы.
Отдельно стоит упомянуть о возможности использования в тестах переменных. Они позволяют изменять вопросы или другие параметры теста на лету, в процессе проведения тестирования, в зависимости от того, какие ответы дает пользователь. Например, если опрашиваемый указывает, что он – мужчина, ему показывается одна группа вопросов, а если сообщает, что он – женщина, вопросы возникают совершенно иные. Кроме этого, переменные удобны при оценивании психологических тестов, где при выборе того или иного ответа могут отниматься баллы от уже набранной суммы или добавляться бонус. Переменные можно использовать и для предоставления вспомогательной текстовой информации, которая выводится в процессе прохождения теста. Например, если при проведении оценки знаний получены неудовлетворительные результаты, при помощи переменных можно вывести текст со ссылками на учебные материалы, которые должны помочь студенту в дальнейшем обучении.
Много внимания в Adit Testdesk уделено безопасности. Все тесты сохраняются в зашифрованном виде, и автор теста может установить права на просмотр и изменение данных. Скажем, одним пользователям можно разрешить добавлять новые профили тестирования, другие могут вносить изменения в вопросы, а еще одна группа имеет право лишь просматривать готовые тесты. Доступ к тестам может быть ограничен IP-адресом пользователя, идентификатором группы и логином. Также можно установить квоты тестирования, например ограничить число пройденных тестов для пользователям двумя в сутки. Для тех, кто планирует активно использовать Adit Testdesk для тестирования через Интернет, существует специальная безопасная сетевая редакция. В ней реализована защищенная передача данных с использованием протокола SSL, а также безопасное удаленное администрирование с поддержкой протокола SSH.
⇡#Заключение
Несмотря на то, что все четыре утилиты, рассмотренные в этом обзоре, используются для одной и той же цели – создания тестов, у каждой из них свое предназначение, которое определяется, прежде всего, тем, какие варианты использования готовых тестов предусмотрели разработчики. Так, результаты работы в Quiz Press можно сохранить лишь в виде набора файлов для загрузки на FTP-сервер, поэтому очевидно, что программа может использоваться для создания тестов, которые планируется размещать в Интернете.
Wondershare QuizCreator может сохранять тесты и опросы в формате Flash, что будет удобно для веб-мастеров, желающих разнообразить информацию на своем сайте. При помощи этой программы можно также записывать тесты на диск. Schoolhouse Test предназначена исключительно для создания бумажных тестов и является удобным инструментом для организации вопросов в удобном для преподавателя виде. Наконец, Adit Testdesk предлагает для проведения тестов собственный клиент, а значит, ориентирована, прежде всего, на использование в организациях и учебных заведениях, где требуется реализовать полный цикл тестирования.
Источник
Программы для создания тестов и проведения тестирования
омпьютер как средство для тестирования имеет свои достоинства и недостатки. Однако в объективности оценки ему отказать трудно. Видимо, именно этот фактор способствует расширению сферы применения компьютерного тестирования оно успешно используется в школах, вузах, при поступлении на работу, при сдаче экзаменов в ГИБДД и т.д.
При этом набор методик тестирующих комплексов достаточно ограничен:
Обычно в тестах возможно использование пяти следующих типов вопросов:
- Выбор единственно правильного ответа.
- Выбор нескольких возможных правильных ответов.
- Установка последовательности правильных ответов.
- Установка соответствий ответов.
- Ввод ответа вручную с клавиатуры.
Учитывая небольшое количество методик тестирования, целесообразно разработать универсальную программу, которая позволила бы преподавателям различных дисциплин создавать свои базы данных и быстро получать контрольные задания для своего предмета. На рынке предлагается несколько подобных программ, и в настоящей статье мы сделаем их обзор. На CD-ROM вы найдете ознакомительные версии некоторых из рассмотренных программ.
SunRav TestOfficePro
Разработчик: SunRav Software (/sunrav.ru)
Способ распространения: shareware
Цена: 5900 руб. (для всех образовательных учреждений предоставляется 20% скидка, то есть цена для них 4720 руб).
В пакет SunRav TestOfficePro входят программы для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. С его помощью можно организовать и провести тестирования и экзамены в образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы), а предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.
Пакет позволяет создавать тесты по предметам школьной программы, вузовским дисциплинам, тесты для профессионального тестирования, психологические тесты и т.д.
Все тесты и результаты тестирования шифруются методами стойкой криптографии, что исключает возможность подделки результатов. Кроме того, на тест можно установить пароли: на редактирование защищает тест от просмотра его структуры, правильных ответов и т.д.; на просмотр предотвращает пробное тестирование с целью выяснения правильных ответов.
Вопросы и варианты ответа можно форматировать, используя для этого встроенный текстовый редактор, близкий по своим функциям к MS WORD. В редакторе можно вставлять изображения, формулы, схемы, таблицы, аудио- и видеофайлы, HTML-документы и любые OLE-документы.
В тестах возможно использование пяти вышеперечисленных типов вопросов.
Тест может быть разделен на несколько тем. При этом возможно оценивать знания тестируемого как по каждой теме в отдельности, так и по тесту в целом.
Вопросы в тесте можно перемешивать. Более того, создатель теста может определить, сколько вопросов из каждой темы получит пользователь для тестирования. Допустим, каждая тема состоит из 100 вопросов. Если выбрать случайным образом только 10 вопросов, то тестируемые получат совершенно разные наборы вопросов из одного и того же теста. Варианты ответов также можно перемешать.
Порядок следования вопросов может быть не только линейным, но и зависеть от ответов пользователя.
Каждый вопрос и вариант ответа может иметь свой «вес». Это позволяет начислять пользователю больше баллов за правильные ответы на сложные вопросы и меньше баллов за ответы на легкие вопросы.
Каждый вопрос может быть снабжен комментарием, содержащим информацию о правильном ответе и т.п.
Возможна следующая реакция на ответ пользователя:
- предложение пользователю ответить на следующий вопрос;
- сообщение о том, что пользователь ответил правильно/неправильно;
- показ любого документа, связанного с вопросом. В нем, в частности, можно подробно объяснить, почему данный ответ неправильный, предоставить дополнительный материал, который позволит глубже изучить вопрос.
Тестирование можно ограничить по времени как для теста, так и для каждого вопроса. При этом количество времени, выделяемое для каждого вопроса, может быть разным.
В пакет SunRav TestOfficePro входят следующие программы:
- tMaker программа, позволяющая создавать и редактировать тесты. Возможно импортирование тестов, созданных в текстовом редакторе или в редакторе электронных таблиц;
- tTester программа для проведения тестирования;
- tAdmin программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать/печатать результаты тестирования, а также создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей. Возможно создание матрицы ответов.
Технические данные SunRav TestOfficePro:
- количество вопросов не ограничено;
- количество ответов не ограничено;
- количество пользователей не ограничено;
- количество тестов не ограничено;
- количество тем в тесте до 256;
- тесты и результаты хранятся в файлах.
В настоящее время для данного пакета подготовлено большое количество тестов. В частности, имеются образовательные тесты по информатике, экономике, английскому языку, истории, обществознанию.
SunRav TestOfficePro.WEB
Разработчик: SunRav Software (/sunrav.ru)
Способ распространения: shareware
Цена: 5900 руб. (для всех образовательных учреждений предоставляется 20% скидка, то есть цена для них 4720 руб).
SunRav TestOfficePro.WEB это приложение для тестирования по сетям Интернет и интранет. Вся информация (тесты, разделы тестов, результаты и т.д.) хранится в базе данных и защищена от несанкционированного доступа. Если у пользователя нет соответствующих прав, то он не сможет просматривать, редактировать и удалять свои или чужие результаты тестирования.
Пакет подходит для тестирования удаленных сотрудников, студентов, школьников и т.д. Пользователю для тестирования ничего на своем компьютере устанавливать не нужно достаточно браузера (Microsoft Internet Explorer, Opera, Mozilla и т.п.).
Возможности тестов аналогичны возможностям тестов из программы SunRav TestOfficePro, которые можно использовать и в программе SunRav TestOfficePro.WEB.
Для организации тестирования требуются:
- Web-сервер в качестве такового можно использовать Apache или и MS IIS. По сведениям авторов программы, разработка велась с использованием бесплатного сервера Apache версии 1.3 и 2.0. Его можно свободно скачать с сайта /apache.org;
- база данных MySQL по сведениям авторов программы, разработка велась с применением версии 3.23. Ее можно свободно скачать с сайта /mysql.com;
- PHP-интерпретатор по сведениям авторов, разработка велась с использованием версии 4.3. Его можно свободно скачать с сайта /php.net.
Если у пользователя нет собственного Web-сервера, можно использовать обычный хостинг, который предоставляет услуги по применению БД MySQL и PHP.
С помощью SunRav TestOfficePro.WEB можно:
- организовывать тесты в разделы;
- регистрировать импортировать, редактировать пользователей;
- проводить тестирование как зарегистрированных, так и не зарегистрированных пользователей;
- просматривать результаты тестирования по индивидуальному пользователю и по группе пользователей (отчеты);
- просматривать результаты рейтинга по данному тесту;
- сохранять результаты тестирования в базе данных.
Конструктор тестов Keepsoft
Разработчик: Keepsoft
Способ распространения: shareware
Цена: Стандартная лицензия 300 руб.; студенческая лицензия 200 руб.; корпоративная лицензия на 10 компьютеров 1000 руб.; корпоративная лицензия на 20 компьютеров 1500 руб.; корпоративная лицензия на неограниченное число компьютеров 3000 руб.
«Конструктор тестов» это универсальная программа для проверки знаний. Приложение можно применять для проведения тестирования дома и в учебных заведениях. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов.
- вопросы могут содержать музыку (файлы WAV, MID. RMI), изображения (файлы JPG, BMP, ICO, EMF, WMF), видеоролики (файлы AVI);
- поддерживаются вопросы всех пяти вышеперечисленных типов;
- печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов;
- печать на принтере и сохранение в файл результатов тестирования;
- экспорт тем, вопросов и ответов в файлы различных форматов (MS Excel, MS Word, MS Access, Paradox, DBase, текстовый файл, HTML, XML, RTF (RichText format), PDF (Adobe Acrobat), буфер обмена MS Windows, Lotus 1-2-3 и др.);
- тестирование на одном компьютере нескольких пользователей. Для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя, поля в которой являются настраиваемыми;
- установка различных прав доступа к редактированию базы данных в «Редакторе» для разных пользователей;
- задание вопросов в произвольном порядке;
- задание цены каждому вопросу в баллах;
- ограничение времени на ответ;
- возможность прервать тестирование и продолжить его в другое время;
- выставление оценки по окончании тестирования. Система оценок настраивается в «Редакторе». Шкалу оценок можно настроить от 2- до 100-балльной системы;
- синхронизация базы данных; при помощи этой функции можно легко обмениваться данными с другими пользователями и переносить данные с компьютера на компьютер;
- проверка орфографии в «Редакторе»;
- поиск по базе данных в «Редакторе»;
- сжатие базы данных;
- настраиваемый интерфейс;
- функция проверки обновления через Интернет.
«Конструктор тестов» можно загрузить с сайта разработчика и ознакомиться с программой бесплатно в течение 30 дней. Для дальнейшей работы с программой необходима регистрация с оплатой. Зарегистрированным пользователям предоставляются персональный регистрационный ключ и бесплатная техническая поддержка по e-mail.
В зарегистрированной версии можно использовать готовые тесты, которые можно скачать с сайта разработчика по адресу: /keepsoft.ru/simulator_download.htm. На момент написания статьи были доступны следующие готовые тесты: по правилам дорожного движения, единый государственный экзамен для выпускников средних школ, по английскому и французскому языку, по информатике, математике и др.
Конструктор тестов «Техносервис плюс»
Разработчик: ООО «Техносервис плюс»
Способ распространения: заказ по e-mail
Цена: 5200 руб.
Программа предназначена для создания тестов, экзаменов, электронных учебников. Для разработки теста или учебника пользователю необязательно иметь навыки программирования программа адаптирована и предназначена прежде всего для облегчения процесса проверки знаний в образовательных учреждениях. Основным отличием продукта от аналогов является дополнительная возможность создание модуля закрепления материала, когда уже в процессе обучения пользователь отвечает на вопросы по заданной теме.
Программный комплекс содержит три модуля:
- конструктор, позволяющий создавать тесты, учебники, а также модули закрепления материала. В конструкторе предусмотрена возможность использования текстового формата, формул, звукозаписи, видеороликов и изображений;
- учебник он создается в конструкторе и может иметь неограниченное количество разделов, параграфов и страниц;
- тест, который также может быть приравнен к экзамену, поскольку исключает возможность пользоваться учебником во время проверки знаний, как при закреплении материала.
В этом модуле создаются новые разделы и вопросы, а также указываются ответы на вопросы. При этом в свойствах вопроса необходимо указать количество баллов, начисляемых за правильный ответ на него.
- самостоятельно создавать тесты для контроля знаний учащихся. Разработка теста автоматизирована и выполняется быстро, предусмотрена возможность использования не только текста и рисунков, но и звукозаписи, видео, формул, графиков, сложных графических объектов и пр.;
- с легкостью импортировать в конструктор материалы, по которым построены текущие электронные учебники;
- производить проверку учащихся с целью выявления их уровня знаний при поступлении в учреждение (при переходе в следующий класс (курс);
- производить внутренние плановые/внеплановые проверки знаний после прохождения нового материала для оценки усвоения материала;
- создавать электронные учебники, инструкции, методические материалы;
- в режиме обучения производить опрос учащегося по выбранным вопросам; в случае неверного ответа программа укажет на ошибку и порекомендует еще раз прочитать соответствующий раздел учебника.
В пакет программ «Конструктор тестов» входят:
- модуль создания тестов и учебников;
- модуль тестирования;
- модуль обучения;
- модуль для просмотра учебников.
Ограничений по количеству компьютеров, на которые устанавливается программа, нет.
Заказать программу можно по адресу: [email protected].
Конструктор тестов для детей и родителей
Разработчик: Павел Козловский
Издательство: ИД «Равновесие»
Способ распространения: CD-ROM
Цена: 123 руб.
Данную программу можно использовать как дома, так и в любых учебных заведениях для проведения тестирования по различным областям знаний.
Конструктор позволяет охватить в одном тесте неограниченное количество тем, вопросов и ответов, поэтому с его помощью родители смогут не только проверить знания своего ребенка по конкретному предмету, но и определить общий уровень его эрудиции.
Программа поддерживает все перечисленные в начале статьи пять типов вопросов и позволяет включать в вопросы музыку, звуки, изображения и видеоролики. Помимо использования имеющихся на диске готовых образцов вопросов и картинок пользователь может самостоятельно добавить в тест свои варианты.
На CD-диске с программой выложены готовые проверочные тесты по наиболее актуальным темам: единому государственному экзамену, предметам школьной программы, правилам дорожного движения и др.
Любые данные можно распечатать на принтере и экспортировать в файлы различных форматов (Word, Excel, HTML, XML и др.).
AnyTest 2.50
Разработчик: Георгий Гуляев
Способ распространения: shareware
Программа AnyTest средство для организации тестирования людей. Она позволяет поддерживать базу тем и заданий для тестов, создавать на ее основе любые тесты и проводить тестирование как одного человека на отдельном компьютере, так и группы людей (класса, курса, отдела фирмы или учреждения и т.д.) в локальной сети. С помощью этой программы легко организовать автоматизированный прием зачетов и экзаменов в учебных заведениях, тестирование работников при их приеме на работу на интеллект или знание конкретной специальности, аттестационное тестирование сотрудников предприятий, психологическое тестирование коллектива и т.п. Программа позволяет хранить результаты всех тестирований, группируя их по конкретным людям, по группам людей, по дате, конкретному тесту и в любой момент печатать отчеты, а также видеть все детали тестирования (какие задания выпали, какие ответы были даны, правильные ответы, баллы, полученные за каждый ответ). Широкие возможности администрирования, встроенные в программу, позволяют настроить ее так, что процесс тестирования будет проходить даже без участия преподавателя или организатора тестирования. Все попытки сдачи того или иного теста будут оценены и сохранены с указанием всех подробностей и могут быть проанализированы позднее в любой удобный момент.
Источник
Как создать онлайн тест: подробное руководство
Эффективность обучения зависит от своевременной проверки знаний. Чтобы закрепить и оценить изученный теоретический материал, используют тесты. Однако при разработке теста часто возникают вопросы — сколько вопросов придумать, какие типы тестов выбрать и в какой программе их разместить.
Что такое онлайн тест
Если обратиться к этимологии слова Тест, то можно узнать интересные факты. Английское слово Test произошло от латинского слова testum (testu), что означает «глиняный сосуд». И до определенного момента не имело отношения к текущему толкованию слова.
Причем тут сосуд, спросите вы? Дело в том, что в начале 17 века, словом Тест стали называть сосуды, которые использовались для проверки драгоценных металлов. Так слово Тест с течением времени приобрело новое значение — “испытание” или “проверка”. Статья, которую вы сейчас читаете, посвящена проверочным онлайн тестам. Онлайн тест — это текстовая конструкция, состоящая из вопроса и готовых вариантов ответов, которая используется для проверки уровня знаний испытуемого в конкретной области. Реализуется онлайн тест при помощи современных программных средств.
Типы онлайн тестов
Современные педагоги используют онлайн тесты как для закрепления пройденного материала, так и для проверки остаточного уровня знаний. Поэтому по типу тесты можно разделить на обучающие и аттестационные.
Обучающие тесты
Цель обучающего теста — помочь студенту закрепить материал. Обычно обучающие тесты сопровождают теоретический материал в процессе обучения. Такие тесты помогают подсветить ключевые идеи урока и сосредоточить на них внимание студента. Обучающие тесты, как правило небольшие, 1-2 вопроса на 7-10 минут обучения. Каждое задание проверяет понимание одного из существенных смыслов. Если студент совершает ошибку, то обучающий тест может показать это студенту, а также объяснить почему данный ответ считается неверным, и показать верный ответ. То есть основная задача обучающего теста — научить студента новым знаниям.
Аттестационные тесты
Цель аттестационного теста — иная, проверить и оценить полученные студентом знания. Такие тестирования обычно проводят в конце курса и называют Аттестацией или проверкой знаний. Поскольку аттестационный тест проверяет внушительный объем знаний, он содержит большое количество вопросов. Как правило, не меньше 15-20 . Результат прохождения такого теста показывает, чему фактически научились студенты в процессе обучения. Такие тесты могут сопровождаться блокировкой доступа к теории и ограничением времени на прохождение.
Виды онлайн тестов
Таксономия Блума описывает разные уровни усвоения материала студентами: знание фактов, понимание смысла, способность применить знания на практике и так далее. Чтобы повысить эффективность усвоения знаний мы также рекомендуем различать и использовать тестовые вопросы разного вида. Ниже мы расскажем об основных видах вопросов и приведем подходящие примеры тестов.
Вопросы на запоминание
Это самый простой и низкоуровневый тип вопросов. Во время ответа мыслительная активность студентом практически не ведется. Он просто перебирает существующие ячейки памяти, вспоминая правильный ответ. Чтобы сделать тесты на запоминание, вы просто берете ключевые данные из учебного материала и вставляете их в качестве правильного ответа, никак не изменяя форму.
Например, в учебном курсе у нас содержится фраза:
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Тогда вопрос на запоминание будет таким:
Что является качественно оказанной услугой?
а) вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования
б) ….
Вопросы на понимание
Это более сложный тип задания по сравнению с запоминанием. Понимание — это способность изменить форму высказывания, сохранив при этом исходный смысл. Как сделать тест на понимание? Вы должны перефразировать сказанное в уроке другими словами, сохраняя ту же логику или причинно-следственную связь.
Рассмотрим на том же примере:
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Вопрос остается тот же, а правильный ответ составляется уже другими словами:
Что является качественно оказанной услугой?
а) кухня, установленная в оговоренный с клиентом срок
б) ….
Вопросы на применение
Самый сложный и самый эффективный тип вопросов, когда студенту приходится пораскинуть мозгами, прежде чем выбрать правильный ответ. Заключается в том, что студент должен применить новые знания к тестовому вопросу, чтобы найти правильный ответ. Как сделать тест на применение? Смоделируйте подходящую учебную ситуацию и поставьте задачу на применение знаний.
Качественно оказанная услуга — это вовремя произведенный монтаж гарнитуры и оборудования.
Вопрос и ответы формируется уже в виде кейсового задания:
Можно считать, что монтажная бригада выполнила ценную и законченную работу, если …
а) рабочие прибыли на объект без опоздания и выполнили все работы по монтажу в указанный срок
б) …
Чтобы провести качественный контроль знаний и гарантировать максимальное усвоение материала, мы рекомендуем использовать описанные виды вопросов в конкретном соотношении: 20% на запоминание, 50% на понимание и 30% на применение.
Технология составления теста
На первый взгляд может показаться, что разработать тест достаточно просто — придумал вопрос, набросал варианты ответов и готово. На практике же многие испытывают сложности с разработкой. Чтобы быстро составить эффективный тест, мы рекомендуем следующие этапы разработки теста: выбрать правильный ответ, поставить к нему вопрос, подобрать неправильные ответы (или дистракторы). Разберем это подробней.
Правильный ответ
Разработка тестов начинается с постановки правильного ответа. Правильный ответ вы формулируете на основании выбранной смысловой единицы. Смысловая единица — это то самое важное, что студент должен вынести из пройденного урока. Главное ключевое данное урока. Тесты мы всегда делаем на смысловые единицы. По-хорошему на каждую смысловую единицу нужно делать минимум по 3 теста.
Постановка вопроса
Поставьте вопрос к правильному ответу. Комбинируйте разные типы вопросов из тех, которые мы рассмотрели выше. Чтобы студент запомнил ключевую мысль и в будущем использовал знания на практике, нужно ставить вопросы к существенным данным и взаимосвязям курса. Каждое задание проверяет понимание одного из существенных смыслов/образов, которые вы стремитесь передать через обучение.
Дистракторы
Или раздражители. Так называют неправильные варианты ответов в тесте. Как составить дистракторы? Чтобы придумать неверные варианты ответов, попробуйте сначала сделать простое противопоставление правильному ответу. Затем можно поменять одну деталь формулировки из нескольких и сделать погранично верный ответ. И так далее. На разработку дистракторов можно привлечь самих студентов, оставив ответ незаполненным и попросив их закончить фразу.
Правила составления тестов
Когда студент проходит тестирование, он остается один на один с заданиями. Если ему что-то непонятно — спросить не у кого. Приходится отвечать наугад, а это снижает объективность результата. Ниже мы подготовили правила составления тестов, следуя которым вы сможете существенно повысить качество своих тестов.
Как составлять вопросы для теста
-
Ключевые мысли
Вопросы нужно ставить к основным логическим заключениям, передача которых являлась целью данного обучения. Тестовые задания должны проверять какую-то существенную часть пройденной теории. Заведомо глупые и бесполезные вопросы стоит исключать.
-
Недвусмысленность
Человек после прочтения вопроса сразу должен понять, что именно от него хотят. Тестовые задания не должен содержать двусмысленности. Нужно исключать из текста неопределенные слова, которые могут трактоваться студентом субъективно.
-
Простой язык
Формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, простой и понятной. Использование сложных текстовых конструкций необходимо минимизировать. Не перегружайте текст вопроса ненужной информацией. Исключайте из текста обороты, не несущие в себе смысловой нагрузки. Например, фразы “Как вы думаете”, “на ваш взгляд”, “по желанию”. Не используете в формулировке непонятные термины или сокращения.
-
Без подсказок
Одни тестовые задания не должны содержать подсказки к другим. Испытуемый не должен использовать знание, полученное им из предыдущего задания, для решения следующего.
-
Сократите отрицания
Избегайте использования негативных суждений в формулировке задания. При использовании отрицания четко обозначьте его — например, выделите строчными буквами «НЕ», «НЕТ», «НАИМЕНЬШЕЕ», «КРОМЕ».
Как составлять ответы для теста
К каждому сформулированному вопросу нужно подобрать правдоподобные дистракторы — варианты ответа, призванные сбить с толку и отвлечь внимание. Составление хороших дистракторов порой является самой трудоемкой частью создания теста. Делимся с вами правилами, которые помогут в составлении неправильных ответов.
-
Внешний вид
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию и структуре. Желательно, чтобы все ответы были краткими и одинаковыми по своей длине. Старайтесь максимум текста выносить в тело вопроса. Длинный вопрос и короткие ответы предпочтительнее, чем короткий вопрос и развернутые ответы.
-
В пределах знаний
Ответ на вопрос должен находиться в пределах переданных уроком знаний. То есть, нужно убедиться, что в пройденном студентом уроке действительно и однозначно дается ответ на вопрос теста.
-
Адекватность
Неверные варианты ответа должны выглядеть адекватно, чтобы их нельзя было отбросить только лишь на основании общих логических рассуждений. Один или несколько могут быть точно правильными, а остальные должны выглядеть правильными, то есть быть условно правильными. Варианты ответов не должны содержать спорных моментов и непроверенных данных. В профессиональном тесте недопустимы шуточные варианты ответа.
-
Обоснованность
Нельзя включать дистракторы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными. Неправильные ответы должны быть основаны на фактах.
-
Случайный порядок
Правильные ответы должны располагаться среди всех предлагаемых ответов в случайном порядке.
-
Количество ответов
Рекомендуемое количество вариантов ответа для теста с одиночным выбором — 4, для теста с множественным выбором 5-6.
-
Нет подсказок
Правильный ответ не должен содержать грамматической подсказки (выделения, однокоренные слова). Все варианты ответов должны грамматически верно сочетаться с вопросом. Каждый вариант ответа должен логично продолжать изначальное предложение. То есть, если их склеить, то должно каждый раз получаться нормальное предложение без пропущенных слов.
-
Нет обобщений
Не используйте варианты ответов: «все вышеперечисленное верно», «все указанные ответы неверны», «ни одного». Это вводит ученика в заблуждение. Если вы хотите, чтобы студент выбрал все варианты ответа в задании, то используйте вид теста с множественным выбором (чек-бокс).
-
Нет одинаковых фраз
Ответы на вопрос не должны начинаться или заканчиваться одинаковыми словами или фразами. Если такое произошло, то нужно переформулировать вопрос так, чтобы перенести эти слова или фразы в тело самого вопроса.
Когда составлены вопросы и ответы, нужно поместить их в уроки электронного курса.
Программа для создания тестов
Тесты в бумажном виде устарели. Сегодня есть возможность автоматизировать тестирование, использовав для создания тестов специальный сервис, например, платформу для онлайн обучения Unicraft. Основное преимущество электронного теста на сайте — это автоматическая проверка. Вы заранее отмечаете правильные ответы, а программа самостоятельно проверяет, правильно ли ответил студент и направляет вам сводный отчет.
Кроме автоматической проверки, онлайн-сервис позволяет вам использовать различные форматы тестов. Рассмотрим возможности, которые дают программы для онлайн обучения.
Форматы тестов в программе
В программе Unicraft можно создать тест онлайн в разных форматах. Комбинируйте различные шаблоны тестов, чтобы улучшить усвоение информации студентами и повысить мотивацию к обучению.
1. Вопросы с одиночным выбором ответа
Пользователь выбирает только один правильный вариант ответа. Удобно использовать, когда нужно выбрать как правильно действовать в ситуации и альтернативные варианты не допускаются. Рекомендуем использовать 3-4 варианта ответа. Это самый простой и привычный вид тестов. Оптимальное количество таких вопросов в тесте — 60%.
2. Вопросы с множественным выбором ответа
Такой вопрос сложнее вопроса с одиночным выбором. Пользователь выбирает несколько правильных ответов из списка. Вопросы с множественным выбором ответа используют, когда есть несколько правильных вариантов действий. Например, можно спрятать в такой тип вопроса свойства определенного объекта. В таких вопросах рекомендуем использовать 4-6 вариантов ответов. Оптимальное количество таких вопросов в тесте — 20%.
3. Вопросы на сопоставление
Это электронный тест, в котором студент сопоставляет высказывания из левой колонки с высказываниями из правой. Задача — правильно определить связь. Такой формат, например, можно использовать, когда нужно сопоставить действия продавца и этапы продаж. Или в ситуации как на примере ниже. Оптимальное количество вопросов в тесте на сопоставление — 10%.
4. Вопросы на установление правильного порядка
Пользователь расставляет в правильном порядке действия, которые перемешаны. Удобно использовать, когда вы описываете алгоритм или правильную последовательность действий. Оптимальное количество вопросов в тесте на установление правильного порядка — 10%.
Параметры тестирования
Создание тестов онлайн позволяет вам использовать разные дополнительные функции, которые сделают вашу работу с тестами более удобной и эффективной. Вот, некоторые их них:
-
Случайный вывод
Онлайн-тест может каждый раз выдавать студенту разные вопросы. Например, создайте 50 заданий и дайте программе установку каждый раз случайным образом выбирать 15 вопросов. Такой маневр затруднит студентам списывание и сохранит объективность проверки при повторном прохождении теста.
-
Проходной балл
Тест считается пройденным, если студент набрал проходной балл. Часто спрашивают, какой именно балл установить? Нет четкой формулы или константы. Отталкивайтесь от цели. Например, если нужно закрепить изученный материал, установите проходной балл 60-70%. А если вы проводите аттестацию медработников по дисциплине “Анатомия головного мозга”, лучше будет поставить на максимум — 100%.
-
Количество попыток
Когда у студента неограниченное количество попыток, он может пройти тест методом перебора. Чтобы провести более точный контроль знаний, ограничьте количество попыток до одной-двух. Если студент израсходует все свои попытки, тест будет заблокирован.
-
Ограничение по времени
Чтобы у студента не было достаточно времени на поиск ответов, ограничьте время прохождение теста. Количество минут зависит от количества и сложности заданий. В среднем устанавливают 10-15 минут на тест из 20 вопросов.
Этапы разработки тестов
Резюмировав материал статьи, образовалась технология создания тестов из 6 этапов:
- Определить цель теста: обучение или аттестация
- Выбрать формат теста: с одиночным или множественным выбором ответа, на сопоставление или установление правильного порядка
- Сформулировать правильный ответ
- Поставить к правильному ответу проверочный вопрос: на запоминание, понимание или применение на практике
- Подготовить правдоподобные варианты ответов
- Создать тест в платформе для онлайн обучения Unicraft.
Популярные вопросы о тестах
Сколько онлайн тестов нужно разработать для урока?
На одной странице А4 в среднем рассматривают 2-3 ключевые идеи. На каждую ключевую идею нужно создавать, как минимум, по одному тесту. Например, если в уроке 15 страниц, то общее количество тестовых вопросов должно быть не менее 45.
В какой программе создавать онлайн тесты?
В программе Unicraft вы можете создавать тесты разных форматов и устанавливать дополнительные параметры. Например, проходной балл, случайный вывод, ограничения по времени и количеству попыток.
Сколько стоит создание профессиональных онлайн тестов на заказ?
Команда Unicraft разрабатывает тесты всех типов на заказ — на запоминание, понимание и применение полученных знаний. Соблюдает баланс теории и практики, выделяя ключевые аспекты и доводит сотрудников до максимального уровня усвоения информации.
Стоимость одного теста — 250 р, блок из 100 тестов — 21500 р.
Как создать тест для урока?
Нужно последовательно выполнить 6 шагов: определить цель теста, выбрать его формат, сформулировать правильный ответ, поставить к нему вопрос, придумать варианты ответов и разместить тест в программе.
Источник