Организации и проведения диспута в школе
В наше время вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе приобретает крайне острый характер. В большей части случаев, классические уроки не дают возможности расширить методы общения из-за необходимости соблюдения дисциплины и существенного объема материала, который должен быть преподнесен учащимся. Именно по данной причине возникли так называемые уроки-диспуты, нацеленные конкретно на развитие общения.
Что такое диспут. Определение
«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать». Слово “Диспутировать” подразумевает под собой процесс публичного спора на некоторую тему. При этом учитывается столкновение разных, иногда, даже диаметрально противоположных точек зрения при рассмотрении обсуждаемого вопроса, проблемы с целью выбора верного решения.
Так же, как и в ходе обсуждения вопроса, с помощью диспута моделируется проблемный расклад к организации всевозможных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с определением ответов на некоторые темы из жизни школы, класса, подходящих под требования современности моральных норм личности. Всем известным фактом является то, что истина находится в споре, другими словами в конфликте воззрений. С другой стороны, диспуты подразумевают не только споры, но также и инсценировки с музыкальным оформлением, в некоторых случаях учащиеся примеряют на себя конкретные роли, представляя себя на месте выбранного героя. В игру-анализ входят все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагогу необходимо осознанно провоцировать и даже стимулировать спор, подсказывая заведомо неверные решения, создавая нужную атмосферу поиска правды. В процессе обсуждения вопроса возрастает учебная активность слабых учеников, все становятся более открытыми и, как следствие, общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что диспут в педагогике — это не только особая форма учебной работы, но и высокая духовная форма общения. Дети приобретают необходимые для жизни в обществе умения: выстраивают свое поведение относительно позиции других людей, воспитывают в себе культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности. В зависимости от уровня подготовки аудитории могут быть выделены:
- диспут-лекция;
- диспут-конференция;
- диспут-дискуссия.
По содержанию диспуты подразделяются на следующие типы:
- нравственно-этические;
- общественно-политические;
- эстетические;
- профессиональные.
Основные этапы
Понятие диспута основывается на трех фундаментальных этапах его подготовки и проведения: подготовительном, основном, итоговом.
Подготовительный этап
- формирование организационной группы;
- распределение обязанностей;
- выбор ведущего;
- анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
- подготовка инструкций и оборудования;
- выбор помещения и его соответствующего мероприятию оформления.
Основной этап
- ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.
До начала обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной для него темы, конкретизировать предмет обсуждения, а также уточнить некоторые отдельные понятия. В качестве начала диспута может послужить проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который провоцирует возникновение проблемной ситуации, песни, стихотворения, связанные с проблемой. Роль составной части диспута будет играть выражающее истину резюме проблемы. В его качестве могут выступать взгляды на рассматриваемую проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты или же примеры.
Итоговый этап
- краткий анализ диспута, присущих его плюсов и минусов, а также путей решения задач. Поощрительная оценка участников, определение новых необходимых для рассмотрения дискуссионных проблем.
Требования к организации и проведению диспута
Диспут может быть проведен исключительно в тех случаях, когда дети обладают некоторым опыт бесед о жизни и сформированными начальными навыками общения, позволяющими исключить неуважительное отношение к выступающему. Более того, существует целый ряд правил по успешному проведению диспута:
Источник
Диспут — это. Значение слова
Диспут – это что такое? Данный термин достаточно часто встречается в нашей жизни. Но вот точное его значение известно немногим. Тем более, что существуют еще и похожие по смыслу слова, такие, как, например, полемика, дискуссия. Чем они отличаются друг от друга? Подробнее о том, что это – диспут будет рассказано в статье.
Что сказано в словаре?
О том, что значит «диспут», в словаре сказано следующее:
- Спор на научные темы, проводимый публично. (Пример: Происхождение человека является одной из самых популярных тем диспутов).
- В устаревшем значении – это публичная защита диссертации. (Пример: В огромной аудитории на диспут магистра философии собралась тьма народа).
Чтобы лучше понять слово «диспут», ознакомимся с его происхождением. По мнению ученых, оно восходит к праиндоевропейскому pau в значении «бить». От него в латинском языке образовался глагол putāre, обозначающий «обдумывать, взвешивать». К нему была присоединена приставка dis, которую используют, когда нужно выразить разделение, разъединение.
В результате получился глагол disputāre – «подсчитывать, рассуждать», от которого и произошло существительное disputātio – «рассмотрение; обсуждение». В русский язык, изучаемый нами термин, «перебрался» при Петре I из польского, образовавшись от слова dysput. Но существует и еще одна версия, говорящая о том, что источником для русского «диспута» был немецкий disput.
Синонимы
Среди синонимов к «диспуту» находятся такие, как:
- спор;
- дискуссия;
- обсуждение;
- дебаты;
- полемика;
- прения;
- словопрение;
- препирательство;
- контроверза;
- дискутирование.
Диспуты схоластов
Рассматриваемое нами понятие тесно связано с понятием схоластической системы образования, распространенной в средневековой Европе. Данная система представляет собой одну из философских школ, сконцентрированных вокруг университетов. Это соединение христианского богословия (католического) и логики Аристотеля.
При этом не нужно путать обозначение философского направления со «схоластикой», под которой понимают любые представления, которые оторваны от реальной жизни и основаны на отвлеченных рассуждениях, не подтвержденных опытом.
Проведение диспутов средневековыми схоластами было основано на формальном способе ведения спора, который проводился с целью установления научной или богословской истины. Основным правилом являлись ссылки на письменные источники, которые признавались устоявшимися и авторитетными. А также было необходимо анализировать аргументы каждой из сторон.
Как проходили диспуты?
В формальном диспуте схоластов один из участников осуществлял защиту некоторого тезиса перед оппонентами, которые выдвигали возражения и контраргументы. В средневековых университетах данный метод был общепринятой практикой.
Он рассматривался как основной способ подготовки к экзамену, а также как форма проведения самого экзамена. Это в полной мере касалось всех четырех основных наук, какими тогда являлись искусство, теология, медицина и юриспруденция.
По своей структуре диспут напоминал юридический процесс. Его возглавлял магистр, который наподобие судьи выносил окончательный вердикт относительно результатов спора. При этом существенным условием являлось соблюдение принципа о несении бремени доказательств. То есть тезис должно было доказывать то лицо, которое его выдвинуло. Указанные правила были основаны на теории, изложенной в работах Аристотеля и Цицерона.
Другие разновидности
В германских университетах диспут в качестве способа защиты докторских диссертаций появился в Средние века. Он применялся как в гуманитарных, так и в естественных науках.
Еще одна категория диспутов – это межконфессиональные диспуты, которые призваны доказывать превосходство какого-либо религиозного учения. В Средневековье большое внимание уделялось диспутам между христианскими и иудейскими богословами.
Зачастую в них использовался следующий прием. На христианской стороне выступал крещеный еврей, который был хорошо подкован по части содержания талмудической литературы. Одним из самых известных было состязание под названием «Парижский диспут», проведенное в 1240 году между Николаем Донином, францисканским монахом, и четырьмя уважаемыми раввинами из Франции. В нем последние потерпели поражение, в результате чего Талмуд был приговорен к сожжению.
Диспут и дискуссия
В заключение рассмотрения вопроса о том, что это – диспут, выясним, чем он отличается от дискуссии. Под дискуссией подразумевается обсуждение какого-либо спорного вопроса, которое происходит на публичном уровне. При этом спор направляется на выяснение истины, и в нем используются только корректные приемы. В качестве одной из важных характеристик дискуссии, отличающих ее от прочих видов спора, выступает аргументированность.
Очень похоже на диспут, не так ли? В чем же состоит отличие? Последний более связан с публичными спорами по конкретной тематике, с обсуждениями научных работ, литературных произведений. К таким обсуждениям привлекают специалистов из области обсуждаемых проблем. В то время как дискуссия, имея объединяющее начало в виде темы, характеризуется отсутствием научного тезиса. Она может возникнуть спонтанно, а диспут является подготовленным мероприятием.
Источник
Что такое результат диспута
Диспут – пожалуй, наиболее сложный и интересный из методов формирования сознания личности. Диспут, как и беседа, основан на специально организованном диалоге, однако он имеет существенное отличие от беседы. Беседу, применяемую в воспитательном процессе, можно охарактеризовать как практический метод, при котором правильно поставленные педагогом вопросы приводят воспитанников к пониманию, усвоению определенных ценностей, норм, правил. Обязательный элемент диспута – дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость воспитанников аргументировать, отстаивать свое мнение. Таким образом, если при организации беседы им достаточно пассивного следования ходу мысли педагога, то диспут представляет собой поиск самостоятельного решения проблемы в споре с помощью сопоставления различных точек зрения.
Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин».
Однако более высокие, чем при беседе, требования к развитию мышления и коммуникативных способностей воспитанников делают этом метод доступным для использования лишь с детьми среднего и старшего школьного возраста. Особенно хорошо соответствует особенностям старшеклассника, так как. личность, которая формируется на этой ступени развития, не стремится верить на слово, ней скорее проявляется желание сравнивать факты в поисках смысла жизни.
Темы диспута должны содержать жизненно значимую для участников проблему, волновать их, тем самым звать к искреннему, открытому разговору. Тему могут подсказать сами ученики. Например:
— Почему поведение не совпадает с требованиями жизни?
— Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»?
— Как стать кузнецом своего счастья?
— Откуда берутся равнодушные?
Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей).
Для данного способа организации общения требуется тщательная подготовка как воспитателя, так и воспитанников. Вопросы готовятся заранее, к их подготовке полезно привлечь самих участников.
В ходе диспута педагог должен уметь преподнести все так, чтобы воспитанники почувствовали его личность, волю, культуру. Сама суть диспута не позволяет педагогу грубо вмешиваться в спор, торопиться отвергнуть ошибочное мнение и навязывать свое мнение. Он должен быть терпеливым, деликатным. Данная манера поведения никого не унижает, не отбивает желания участвовать в полемике и высказывать свою точку зрения.
Но и молчание для педагога непозволительно, поскольку всякая недоговоренность оставляет возможность для искаженных догадок, домыслов, неправильных толкований. Кроме того, спор есть спор, и задача педагога состоит в том, чтобы столкновение мнений и естественное желание воспитанников победить сохраняли общение в рамках культурных норм. Для этого заранее вводятся правила диспута, и педагог следит за их неукоснительным выполнением, вмешиваясь в спор, если нарушены эти правила (повторение уже высказанного без новых аргументов, «переход на личности», угрозы и оскорбления участников в адрес друг друга и т.д.).
Диспут развивает умение мыслить логически и критически, учит владеть устной речью, организовать свои мысли, быть уверенным в собственных силах, работать в группе, сосредоточиться на сути проблемы, держаться на публике.
Источник
Что такое результат диспута
Обзор научной литературы, посвященной изучению дискурса, позволил выявить ряд проблем, связанных с неоднозначностью данного понятия, а также сферой его применения. С одной стороны, термин дискурс востребован многими дисциплинами – философией, психологией, социологией, языкознанием, педагогикой и др. В настоящее время активно разрабатывается новое направление – дискурсология. Тем не менее с точки зрения лингвистики еще не установился объем понятия дискурс, что стало причиной его широкой трактовки. С другой стороны, несмотря на большое количество направлений и научных течений, изучающих дискурс, еще не определена его методология. Дискурс – сложное коммуникативное явление, включающее не только акт создания определенного текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств – знаний о мире, мнений, установок и конкретных целей говорящего [ван Дейк; А. Фуко и др.].
Изучение частных видов дискурса в зависимости от объекта исследования не позволяет выделить иерархически организованную структуру «глобального» дискурса в силу взаимообусловленности, взаимодействия, пересечения отдельных его разновидностей.
Так, если принять во внимание диалогичность общения, базовым для всех выделяемых видов дискурсов будет диалогический дискурс, который включает такие виды, как устный и письменный дискурс. Общими для диалогических видов дискурса являются признаки логичность изложения и культура мышления; сфера функционирования (по стилям речи); тема/тематика общения (по областям знания); учет конвенциональности общения.
Цель исследования – изучить роль интенций в педагогическом дискурсе.
Материал и методы исследования
Материалом работы явился анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике, наблюдение и анализ уроков. Применены общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, классификация и обобщение, а также описательно-аналитический метод.
Результаты исследования и их обсуждение
Признавая диалогический дискурс как родовой по отношению к другим видам дискурсов, обратимся к одному из его видов – педагогическому дискурсу.
Цель педагогического дискурса – социализация нового члена общества (объяснение устройства мира, норм и правил поведения, организация деятельности нового члена общества в плане его приобщения к ценностям и видам поведения, ожидаемым от ученика, проверка понимания и усвоения информации, оценка результатов)… Стратегии педагогического дискурса состоят из коммуникативных интенций, конкретизирующих основную цель социализации человека – превратить человека в члена общества, разделяющего систему ценностей, знаний и мнений, норм и правил поведения этого общества. Можно выделить следующие коммуникативные стратегии: объясняющую, оценивающую, контролирующую, содействующую, организующую [2, с. 302].
Действительно, динамика коммуникативного акта, его продуктивность, гармоничность / дисгармоничность зависят от выбора говорящими тех или иных стратегий и тактик. Определенную роль играют и целеустановка речевых партнеров, социокультурные, психологические, индивидуальные особенности и др. «Успешность диалога зависит от многих факторов: психологических, социальных, иерархических и т.п. Процесс кодирования сообщения адресатом и его декодирование адресантом довольно сложен. Например, в ситуации бесконфликтного общения часто используются реплики-подхваты – ответные реакции, которые являются структурно-семантическим продолжением инициальной реплики» [3, с. 159].
Под интенцией понимается ведущая (глобальная) цель субъекта, его стратегия; под установкой – контроль над реализацией ведущей цели, который реализуется посредством набора конкретных тактик.
Компонент установка выделяется В.Н. Степановым в рамках провокационного дискурса, который «в целом относится к дескриптивному типу текстов и нацелен на «проговаривание» того, что мыслится в качестве объекта когнитивной установки адресанта, с целью эксплицировать ее для адресата и тем самым предложить, а точнее «навязать» последнему то или иное речевое действие, определенного рода речевой «поступок». Последнее звено возникающего речевого произведения, содержащего собственно номинацию конкретной обстановки, остается скрытым. Таким образом, при удачном для адресанта стечении обстоятельств его когнитивная установка будет распознана и воспринята, а провокация окончится успехом» [4, с. 116].
Справедливо мнение, что «в соответствии с воздействием на разные аспекты сознания слушающего целевые установки речи могут формировать определенные сферы эффективности, к которым относятся:
1) провокация эмоций;
2) привлечение внимания;
3) распространение знаний;
4) создание намерений;
5) побуждение к действию;
6) формирование навыков» [1, с. 104].
Изучению интенциональных характеристик в ткани того или иного дискурса посвящен ряд исследований. Так, например, в рамках научного дискурса выявляется, что «интенции автора составляют его когнитивную и психологическую стороны речи и во многом определяют взаимодействие с собеседником или аудиторией. Изучение интенционального подтекста, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с целями автора в научной коммуникации, необходимо для описания процессов формирования научной мысли в тексте. Такие значимые в современной науке темы, как научная дискуссия, научная оценка, научная полемика, непосредственно связаны с изучением интенциональной основы текста» [6, с. 192].
В зависимости от коммуникативных ситуаций выделяются контактоустанавливающие интенции, регулирующие интенции (побуждение к действию – выражение просьбы, предложение, пожелание, требование, приказ и др.), информативные интенции (запрос о событиях, фактах, причине, следствии и др.), интенция-поддержка (разновидности: поддержка-одобрение, поддержка-согласие и др.), оценочные интенции и др.
Репертуар интенций разнообразен, и используется для создания гармоничного взаимодействия педагога и учащихся.
Интенциональную направленность имеют все типы и виды уроков, все структурные компоненты занятия, начиная с организационного момента, заканчивая рефлексией.
Большое внимание уделяется методической разработке урока: определение типа урока, его вида, темы урока, постановка цели, постановка задач для достижения цели, выбор методов и приемов, учет психологических требований к уроку, выбор форм и методов контроля, техническое оснащение урока и др.
Формулировка цели урока не с позиции преподавателя (ввести новое понятие, показать, научить, закрепить, проверить), а с позиции обучаемого (Что я узнаю?, Чему научусь?, Где и как я применю эти знания?) дает возможность сменить вектор от передачи знаний к поиску, осмыслению новых знаний.
Вектор «к знаниям» вполне обеспечивается использованием интерактивных методов обучения: метод проектов, кейс-метод, исследовательский метод, метод «мозговой штурм», игровые методики и др.
Повышению продуктивной деятельности студентов способствуют творческие задания.
Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для студентов; связано с жизнью студента; вызывает интерес у студента; максимально служит целям обучения [5, с. 65].
В процессе обучения активизируются речевые формулы той или иной интенции. К примеру, для организации и проведения занятий в форме диспута необходима предварительная подготовка.
Приведем фрагмент занятия по теме: «Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации». Лексическая тема: «Средства массовой информации. Средства связи и их роль в жизни современного человека».
1. Развитие семантики предложения в функции прогрессии в последующих микротемах посредством новой информации.
2. Предложение, выполняющее функцию обобщения текста.
1. Уметь увеличить объем микротекста за счет добавления новой информации (прогрессия текста).
2. Уметь находить в микротексте предложение, выполняющее функцию обобщения текста.
На изучение темы отводится следующее количество часов: практические занятия – 2 ч., СРСП – 2 часа, СРС – 2 ч.
Практическое занятие, второй час. Урок – систематизации и обобщения учебного материала. Форма проведения – урок-диспут.
Проведение занятия в форме урока-диспута вполне обосновано: с одной стороны, закрепляются знания по определенной теме, с другой стороны, активизируется работа студентов на занятии.
Под диспутом понимается организованное, регламентированное профессиональное общение участников, каждый из которых выдвигает свою точку зрения.
В отличие от дискуссии, диспут – это форма аргументированной речи полемического дискурса, в которой принимает участие большое количество участников, каждый из которых предлагает свое мнение, свою точку зрения на общественно важный вопрос. В диспуте результат общения сводится организаторами к необходимому, заранее определенному итогу.
Специфика дебатов заключается в наличии узкой аудитории, в обмене мнениями на конкретный вопрос как реакции на выступление одного из участников речевого события.
Дебаты как форма аргументированной речи представляет собой коммуникативное взаимодействие субъектов при наличии конкретного вопроса, требующего прояснения, уточнения и т.д. Субъекты общения настаивают на своей точке зрения, однако выбор правильного решения определяется большинством голосов.
Постановка следующей цели занятия по данной теме является достаточно объемной:
повторить и углубить знания о научном тексте; отработать умения и навыки опознавания прогрессии текста на основе анализа научного произведения; формировать умения развертывать высказывания посредством увеличения объема предложений; создать условия для осознания студентами значения и роли средств массовой информации; проанализировать роль и влияние СМИ.
развивать коммуникативную компетенцию учащихся; развивать логическое мышление, навыки самоконтроля, необходимого на этапе совершенствования русской речи; развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом при изучении теоретического материала, умений доказывать свою точку зрения; развивать у студентов самостоятельную познавательную деятельность; умения работать в команде, формировать у учащихся собственную позицию по отношению к средствам массовой информации.
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; сознательный интерес к русскому языку как средству получения знаний; формировать интерес учащихся к работе с научной литературой, ее поиска и трансформации в необходимом ключе.
Поэтому постановка цели конкретного урока, в которой четко обозначены основные критерии, является понятной студентам, что, соответственно, и способствует ее достижению:
В течение занятия систематизировать знания по теме «Прогрессия текста как увеличение его объема и количества информации» путем подготовки микротекста по лексической теме с выделением предложений, выполняющих функцию обобщения текста, с последующей презентацией полученного текста, обсуждением его основных положений между микрогруппами для формирования и отстаивания своей точки зрения.
В данной формулировке представлена попытка представить триединство цели занятия (образовательная – систематизация теоретических знаний, умение выделить предложения с функцией обобщения; развивающая – развитие умения самостоятельной работы с научной литературой, с текстом; умение представить свою работу; умение формулировать вопросы; умение отвечать на вопросы; формирование и отстаивание своей точки зрения; умение работать в команде; умение распределять задания в команде; воспитательная – развитие интереса к русскому языку; расширение кругозора) с указанием времени для реализации цели (в течение занятия).
План проведения диспута:
Вступительное слово. Цель – подготовка студентов на участие в диспуте.
Выступление команд. Цель – презентация самостоятельной работы, демонстрация полученных знаний по изучаемой теме.
Обсуждение презентаций. Цель – развитие диалогической речи и критического мышления.
Основная форма речи на диспуте – диалогическая речь, которая предполагает обмен высказываниями по предложенной проблематике, поэтому важно умение конструировать диалог с разными коммуникативными интенциями. В данном виде речевого взаимодействия важную роль играют следующие умения:
– умения и навыки распознавания конфликтных ситуаций;
– умения находить из них выход;
– умение управлять ходом развития диалога;
– умение изменять ход диалога;
– умение задавать вопросы и отвечать на них и др.
Цель – систематизация и закрепление знаний по грамматической и лексической темам, умение оценивать свою работу, работу команды.
Рефлексия. Цель – осмысление, осознание своей деятельности на занятии.
В процессе коммуникативного взаимодействия вырабатывается умение критически мыслить, принимать решения, решать проблемные задачи и др. Так, знание различных видов интенций, оптимальное их использование положительно отражается не только на коммуникативном взаимодействии в процессе обучения, но и шире – при общении в различных ситуациях в разных видах дискурса.
Верная постановка цели урока с учетом его типа, продуманность каждого блока урока, их соотнесенность дают высокие результаты. Материал данной работы обсуждался членами методической секции, использовался при анализе открытых занятий, проводимых ППС кафедры.
Постановка цели и задач урока, каждого его этапа, четкость переходов от одного этапа занятия к другому, пропорциональность заданий каждого этапа, активизация всех видов речевой деятельности, понимание обучаемыми стратегии урока способствует повышению качества процесса обучения и его эффективности. Так, роль интенций в педагогическом дискурсе велика. Определение иерархии интенций, их структурных особенностей составляет перспективу изучения интенционального плана педагогического дискурса.
Источник
Что такое диспут
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В мире постоянно кто-то с кем-то спорит, противопоставляет свою точку зрения по какому-либо вопросу противоположному мнению других людей.
Но некоторые обсуждения имеют цель доказать свою правоту, выйти в споре победителем, а некоторые – найти истину, прийти к единому мнению. Здесь проходит тонкая грань между понятиями «диспут» и «дискуссия».
Это всё виды спора, как и близкие по значению с ними слова «дебаты» и «полемика» (что это?), Но то, как они проходят и их конечный результат отличаются между собой. В этой статье разберёмся, что такое диспут.
Значение слова диспут — что это
Слово диспут произошло от лат. disputare – рассуждать, обсуждать, спорить. В толковом словаре русского языка под редакцией Ушакова дано следующее определение понятия.
Диспут – это публичный спор на научные, культурологические, литературные, философские и другие общественно важные темы.
Например, фраза с этим словом может выглядеть так: «Диспут о пользе альтернативных методов лечения перенесли на следующий день, поскольку не все были готовы к выступлению».
Участники диспута (их называют оппонентами) противопоставляют мнения, взгляды на ту или иную проблему, сравнивают их, пытаясь переубедить противника, навязать ему свою точку зрения.
Раньше существовало ещё одно значение этого слова: диспут (устар). – это публичная защита диссертации для присуждения академической или учёной степени (кандидата или доктора наук).
У Тютчева читаем:
«Он спорил в жизни только раз на диспуте магистра».
Публичный характер обсуждения диссертационной работы придавал политическую окраску выступлениям соискателя учёной степени, но не менял их сути – утверждение норм и критериев научности. Их нарушение приводило к скандалу.
«Скандальные» диспуты считались наиболее значимыми для исследователей диссертационной культуры.
Диспуты пришли из философии и теологии
В Средние века во всём мире были распространены публичные философские диспуты – споры мыслителей и учёных разных богословских школ и направлений об обосновании христианской веры и церковных догматов. Их цель – доказать превосходство того или иного философского учения.
Диспуты также применялись в университетской практике и служили основным методом проведения устного экзамена в социальных дисциплинах (медицине, праве, искусствоведении, культурологии).
Процедура напоминала судебный процесс и возглавлялась компетентным в соответствующей области знаний учёным, который принимал окончательное решение о результате спора между участниками.
Диспуты проходили с соблюдением формальных правил и основывались на анализе конкретных событий либо аргументов. Участники ссылались на общепризнанные факты и авторитетные источники.
Особенности проведения диспута сейчас
В наше время диспуты чаще всего проводятся среди учащихся образовательных учреждений, молодёжных клубов, литературных кружков.
Такие споры считаются достаточно эффективным способом обучения студентов. Они расширяют их кругозор, воспитывают самостоятельность суждений, учат всесторонне анализировать и оценивать общественно значимые проблемы.
Выделяют несколько характерных особенностей и правил диспута:
- он проводится в большой аудитории со специальным оформлением (плакаты, выставка книг, презентации);
- каждый участник может выразить свою точку зрения («Если хочешь – говори»);
- тема и круг обсуждаемых вопросов известны заранее;
- установлен строгий временной регламент выступлений оппонентов (каждый выступает не более трёх раз и не более трёх минут); , эмоциональная корректность и правила приличия («Если спорим, то лишь с тактом, а доказываем фактом!»)
Диспут считается успешно проведённым в том случае, если оппоненты проявили следующие качества:
- активность;
- компетентность;
- аргументированность;
- убедительность;
- умение отстаивать свою позицию.
Итог диспута – это правильный вывод по отношению к рассматриваемой проблеме.
Делаем выводы
Таким образом, главные отличительные особенности диспута перед другими видами спора – это публичность, обсуждение общественно важного или научного вопроса и отстаивание своей точки зрения.
Например, выяснение семейных отношений с криками и спорами нельзя назвать диспутом, а обсуждение новых неоднозначных законопроектов депутатами в Государственной Думе – это диспут.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (3)
Хорошая статья. Спасибо! Творческих успехов.
Диспут, в отличие от спора, должен быть полностью лишен эмоций. Если речь идет о науке, нужно оперировать только фактами.
Сейчас диспут может быть перенесен и в интернет, на форумы, это очень удобный вид ведения полемики, поскольку вся информация сохраняется в виде естественной стенограммы, в диспуте могут принять участие неограниченное количество лиц, независимо от их местоположения.
Источник