Организация учебного процесса Учебное пособие страница 2

Основы формирования и усвоения знаний, навыков, умений

Продуктом нашей познавательной деятельности являются знания. Они представляют собой сущность, отраженную человеческим сознанием, и запоминаются в виде суждений, конкретных теорий или понятий.

Знания, умения и навыки

Что такое знание?

Знания определяют наши умения и навыки, они представляют собой основу нравственных качеств человека, формируют его мировоззрение и взгляды на мир. Процесс формирования и усвоения знаний, навыков, умений является основополагающим в работах многих ученых и психологов, однако понятие «знание» определяется у них по-разному. У некоторых – это продукт познания, у других – отражение и упорядочение реальности или способ сознательного воспроизведения воспринятого объекта.

Элементарными знаниями обладают и представители животного мира, они помогают им в их жизнедеятельности и реализации инстинктивных актов.

Усвоение знаний

Усвоение знаний во многом зависит от избранного пути, от него зависит полнота умственного развития обучаемого. Сами по себе знания не могут обеспечить высокий уровень интеллектуальной развитости, но без них этот процесс становится немыслимым. Формирование моральных взглядов, волевых черт характера, убеждений и интересов происходит под влиянием знаний, поэтому они являются важным и необходимым элементом в процессе развития способностей человека.

Какие существуют виды знаний?

  • Житейский вид знаний, основывается на житейской мудрости, здравом смысле. Это основа поведения человека в повседневной жизни, оно формируется в результате соприкосновения человека с окружающей действительностью и внешними сторонами бытия.
  • Художественные – это специфический способ усвоения действительности посредством эстетического восприятия.
  • Научные знания представляют собой систематизированный источник информации, основанный на теоретических или опытных формах отражения мира. Научные знания могут противоречить житейским из-за ограниченности и односторонности последних. Наряду с научными знаниями существуют еще донаучные, которые предшествовали им.

Усвоение знаний и его уровни

Усвоение знаний основывается на активной мыслительной деятельности обучаемых. Весь процесс контролируется преподавателем и состоит из нескольких этапов усвоения.

  1. На первом этапе – понимания, происходит восприятие объекта, то есть выделение его из общей среды и определение его отличительных качеств. У обучающегося нет опыта в данном виде деятельности. А его понимание информирует о его способности к обучаемости и восприятию новой информации.
  2. Второй этап – узнавания, связан с осмыслением полученных данных, усмотрением его связей с другими субъектами. Процесс сопровождается выполнением каждой операции, при этом используются подсказки, описание действия или намеки.
  3. Третий уровень – воспроизведения, характеризуется активным самостоятельным воспроизведением понятой и рассмотренной ранее информации, она активно применяется в типовых ситуациях.
  4. Следующим уровнем процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков является применение. На данном этапе учащийся включает воспринятое знание в структуру предшествующего опыта, способен применить приобретенную совокупность умений в нетиповых ситуациях.
  5. Заключительный пятый уровень усвоения – творческий. На данном этапе сфера деятельности для обучаемого становится известна и понятна. Возникают непредвиденные ситуации, в которых он способен создать новые правила или алгоритмы разрешения возникших сложностей. Действия обучаемого считаются продуктивными и творческими.

Классификация уровней формирования знаний позволяет качественно оценить усвоение материала учащимся.

Развитие ученика происходит, начиная с первого уровня. Понятно, что если уровень знаний ученика характеризуется начальным этапом, то роль и ценность их невелика, однако, если учащийся применяет в незнакомых ситуациях полученную информацию, тогда можно говорить о значимом шаге в сторону умственного развития.

Таким образом, усвоение и формирование умений реализуется путем осмысления и повторения информации, понимания и применения в знакомых или новых условиях или сферах жизнедеятельности.

Что такое умения и навыки, из каких этапов состоит процесс их формирования?

До сих пор ведутся жаркие споры среди ученых о том, что находится выше в иерархической схеме формирования новых знаний, умений и навыков, характеризующей умственное развитие. Некоторые подчеркивают важность навыков, другие убеждают нас в ценности умений.

Навык – наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов.

Умение же выражается в способности к действию, совершающемуся сознательно, не достигшему высшей степени сформированности. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.

Формирование навыков

Как видно из сказанного, умение со временем превращается в навык, но в некоторых случаях, когда действие чрезвычайно сложно, оно может так и не перерасти в него. Школьник, на начальном этапе своего обучения чтению, с трудом сочетает буквы в слова. Этот процесс усвоения занимает немало времени и отбирает много сил. Читая книгу, многие из нас контролируют лишь смысловое ее содержание, мы считываем буквы и слова автоматически. В результате длительных тренировок и упражнений, умение читать доведено до уровня навыка.

Формирование навыков и умений – процесс длительный и занимает немало времени. Как правило, для этого потребуется не один год, а совершенствование умений и навыков происходит в течение всей жизни.

Теория умений

Определение уровня овладения учениками действия происходит благодаря следующей классификации:

  • Нулевой уровень – ученик совершенно не владеет данным действием, отсутствие умения;
  • Первый уровень – он знаком с характером действия, для его выполнения требуется достаточная помощь учителя;
  • Второй уровень – учащийся выполняет действие самостоятельно по образцу или шаблону, подражает действиям коллег или учителя;
  • Третий уровень – он самостоятельно выполняет действие, каждый шаг осознается;
  • Четвертый уровень – ученик выполняет действие автоматически, формирование навыков произошло успешно.

Условия формирования и применение знаний, умений и навыков

Одним из этапов усвоения является применение знаний, умений и навыков. Характер и специфика учебного предмета определяет тип педагогической организации этого процесса. Он может быть реализован с помощью лабораторных работ, практических упражнений, решения учебно-исследовательских задач. Ценность применения умений и навыков велика. Мотивация ученика усиливается, знания становятся прочными и осмысленными. В зависимости от своеобразия изучаемого объекта, используются различные методы их применения. Такие предметы как география, химия, физика предполагают формирование навыков, используя наблюдение, измерение, решение задач и записывание всех полученных данных в специальные формы.

Развитие умений

Реализация навыков при изучении гуманитарных предметов происходит посредством применения правил правописания, объяснения, распознавания конкретной ситуации, где это применение целесообразно.

Условиями формирования знаний, умений и навыков являются обобщение, конкретизация и обеспечение последовательности операций. Проработка этих задач позволяет избежать формализма познаний, так как основой решения задач служит не только память, но и анализ.

Похожее:  Основные составляющие эколого экономического анализа

Процесс формирования новых познаний неразрывно связан со следующими условиями:

  • 1 группа – условия мотивации действий учащихся;
  • 2 группа – условия обеспечения корректного выполнения действий;
  • 3 группа – условия отработки, воспитания желаемых свойств;
  • 4 группа – условия превращения и поэтапной отработки действия.

Общеучебные навыки и умения – это те навыки и умения, которые формируются в процессе обучения многим предметам, а не одному конкретному. Этому вопросу следует уделить немало внимания, однако многие педагоги недооценивают важность этой задачи. Они считают, что в процессе обучения ученики приобретают все необходимые умения самостоятельно. Это неверно. Переработка и трансформация полученной информации школьником может осуществляется тем или иным способом, используя различные способы и методы. Зачастую способ работы ребенка отличается от учительского эталона. Контроль этого процесса преподавателем не всегда выполняется, так как он обычно фиксирует только конечный результат (решена ли задача или нет, содержательный ли ответ или малоинформативный, глубокий ли анализ или поверхностный, выполнены ли условия или нет ).

Обучение и воспитание

У ребенка стихийно складываются некоторые умения и приемы, которые оказываются нерациональными или ошибочными. Последующее развитие ребенка становится немыслимым, существенно тормозится учебный процесс, затрудняется осознание новых познаний и их автоматизацию.

Методы

Правильным методам формирования знаний, умений и навыков должно уделяться немаловажное значение в процессе обучения. Можно отметить два главных момента. Это – постановка цели и организация деятельности.

В случаях, когда учитель обнаруживает отсутствие у ученика конкретного умения, важно осознать, была ли поставлена цель перед учеником, осознал ли ее он. Только избранные учащие, с высоким уровнем интеллектуального развития могут самостоятельно определить и осознать ценность учебного процесса. Отсутствие цели – считается самым распространенным недостатком организации учебной работы. Вначале учитель может указывать ту или иную цель, к которой должен стремиться ученик, решая задачу. Со временем каждый учащийся приобретает привычку устанавливать цели и мотивы самостоятельно.

Мотивация каждого ученика индивидуальна, поэтому учителю следует ориентироваться на широкий спектр мотивов. Они могут быть социальными, направленными на достижение успеха, позволяющие избежать наказания и другие.

Что такое мотивация

Организация деятельности заключается в составлении перечня основных процессов, связанных со знаниями, умениями и навыками. В этот список следует включить самые важные вопросы, без которых невозможно дальнейшее продвижение. Далее, нужно разработать алгоритм решения задачи или образец, пользуясь которым ученик самостоятельно или под руководством преподавателя сможет разработать свою систему правил. Сравнивая задание с полученным образцом, он учится преодолевать трудности и сложности, встречающиеся на учебном пути. Углубление и закрепление знание происходит в случае обобщения, анализа и сопоставления работ, выполненных учащимися класса.

Школьное обучение

Процесс обучения связан со способностью учащихся различать главное и побочное. Для этого предлагаются разнообразные задания, в которых нужно выделить наиболее существенную часть текста или слова, имеющие второстепенное значение.

При тренировках, необходимых для отработки умения, важно обеспечить их многогранность и нормальную интенсивность. Чрезмерная обработка одного умения может помешать правильному применению его и включению в целостную систему обучения. Нередки случаи, когда ученик, отлично усвоивший определенное правило, допускает ошибки в диктанте.

Комплексный подход и педагогическая работа – условия, которые гарантируют полноценное воспитание молодого поколения.

Источник

Организация учебного процесса: Учебное пособие , страница 2

Воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенной роли в системе общественных отношений.

Образование — совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.

Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков и способов познавательной деятельности человека, результатом которого является целенаправленное изменение его поведения.

Дидактика — область педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования человека.

II. Учебный процесс — двусторонний процесс взаимообусловленной деятельности преподавателя и учащегося — преподавания и учения.

Преподавание — это сообщение учащимся объема знаний, определенного целями обучения, инструктаж их о способах и приемах работы, руководство процессом учения и проверка качества усвоения ими знаний, умений и навыков.

Учение — активный процесс усвоения учащимися знаний, умений и навыков, определенных целями обучения.

Научение — результат усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, определенных целями обучения, приобретение новых свойств, имеющих значение для их деятельности и обеспечивающих успешное осуществление определенной потребной деятельности.

III. Усвоение — сложный познавательный процесс, направленный на прочное овладение знаниями, умениями и навыками и складывающийся из ряда психических процессов, осуществляемых в ходе учебного процесса в некоторой последовательности — восприятие, внимание, память и мышление, речь и воображение.

IV. Учение — процесс, характеризующийся следующими признаками:

— это, в первую очередь, деятельность учащегося;

— оно является неповторимо индивидуальным;

— оно является делом сотрудничества преподавателя и учащегося к учащимся между собой;

— оно представляет собой динамически развивающийся процесс, подчиненный конкретной цели;

— оно достигается путем использования различных методов, форм и средств;

— его невозможно прямо наблюдать, а можно лишь оценивать его результат;

— результат для учащегося является стимулом дальнейшего учения.

V. Знания — осознанно воспринятая и зафиксированная в памяти объективная информация о процессах, предметах и явлениях объективного мира, их внешних и внутренних связях, усвоенная на уровне творческого применения.

К факторам, влияющим на усвоение знаний и зависящим от учащихся, относятся: тип высшей нервной деятельности, быстрота мышления, умение переходить от абстрактного к конкретному и, наоборот, степень развития зрения и слуха, качество восприятия, вид памяти, характеристика внимания, мотивы учебной деятельности, активность обучения, работоспособность, уровень первоначальной подготовки, целевая установка не учение, возраст, занимаемое положение, “инертность” мышления.

К факторам влияющим на уровне знаний, зависящих от преподавателя, относятся: выбор дидактической системы, требуемый уровень обучения, методика занятий, обеспечение управления обучением, концентрация важнейшего учебного материала, его трудоемкость, КПД рабочего времени и принципы ВОТ, время обучения, квалификация и личность преподавателя, характер, эффективность и точность критериев оценки результата обучения.

VI. Знания следует считать полноценным, если они соответствуют следующей структуре:

— знание и понимание факторов, терминов, принципов, законов и закономерности;

— умение сравнивать, анализировать, оценивать факты, делать выводы;

— умение применять знания к решению типовых задач;

— умение решать сложные творческие задачи, т. е. применять знания в новых условиях;

— умение владеть профессиональными приемами и навыками.

Похожее:  Стояние на Угре как Русь освободилась от двухсотлетнего ига

VII. Умение и навыки — представляют собой результат овладения способами учебно-познавательной деятельности и выражаются в способах (готовности) человека совершать эту деятельность.

Умения — способность человека выполнять ту или иную деятельность на основе полученных знаний с и использованием полученного опыта.

Навык — умение, характеризующиеся высокой степенью освоения, выполняемое автоматически, без внешне выраженного сознательного самоконтроля.

Умения — формируются упражнениями в изменяющихся условиях, в целом не автоматически и всегда осознаваемы.

Навыки формируются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности, носят автоматизированный характер, а контроль за выполнением осуществляется подсознательно.

Высокоразвитые умения имеют сложную структуру и включают в себя более простые умения и ряд навыков, которые так связаны между собой, что обеспечивают целостный акт решения той или иной задачи.

VIII. Обучение — исходит из существования двух видов деятельности — репродуктивной и продуктивной.

Репродуктивная деятельность — представляет собой точное повторение ранее усвоенных операций, но ранее изученному образцу и правилу.

Продуктивная деятельность — это способность на основе ранее изученной информации и уже сформированной системы знаний решать задач в новых, нетипичных условиях, приспосабливая эти знания к новой ситуации, ранее не входящей в учебной процесс.

IX. Уровни усвоения

На первом уровне усвоения — учащийся приобретает знания, с помощью которых он способен узнать то или иное явление в ряду ему подобных (деятельность по узнаванию). Основная особенность данного уровня состоят в том, что для своей реализации он требует обязательной споры на конкретное явление, информация о котором ему была представлена в процессе обучения. Это — узнавание ранее изученных объектов (признаков, приемов и пр.) и возможность с помощью извне производить действия с ними.

Источник



Что такое ЗУН в педагогике

Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?

ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.

Определение и сущностные характеристики знаний

В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:

  • Умения и навыки;
  • Умственные и практические действия;
  • Нравственные убеждения;
  • Эстетические взгляды;
  • Мировоззрение.

В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.

Какие существуют виды знаний

Знания могут быть:

  • Житейскими;
  • Донаучными;
  • Художественными;
  • Научными (эмпирическими и теоретическими).

Качественные характеристики знаний:

  • Системность;
  • Обобщенность;
  • Гибкость;
  • Действенность;
  • Осознанность;
  • Прочность;
  • Полнота.

В процессе обучения знания зависят от:

  • Достигнутого уровня познания явлений;
  • Целей обучения;
  • Имеющегося запаса знаний;
  • Индивидуальных особенностей школьников;
  • Уровня интеллектуального развития;
  • Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.

Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.

Характеристика умений и навыков

В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.

Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.

Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.

Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.

Применение ЗУН в педагогике

Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.

Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.

Источник

Результаты обучения

Результаты обучения (learning outcomes) — усвоенные знания, умения, навыки и сформированные компетенции; то, что обучающийся будет знать, понимать и уметь после успешного окончания процесса обучения.

Термин «результат обучения» официально впервые был использован в документах Болонского процесса в 2003 году в коммюнике Берлинской конференции министров образования 1 . Болонский процесс — запущенный в 1999 года процесс создания единой общеевропейской системы высшего образования, в нем участвует 48 стран, включая Россию.

Одна из его целей — «создание системы зачетных единиц как надлежащего инструмента стимулирования наиширочайшей студенческой мобильности». Была запущена ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) — Европейская система перевода и накопления зачетных единиц. Это ориентированная на обучающегося система накопления и перевода зачетных единиц, основанная на прозрачности результатов обучения и процессов обучения, используется, например, при переходе из одного учебного заведения в другое.

Цель системы — способствовать процессам планирования, реализации, оценки, признания и легализации:

В системе, ориентированной на обучающегося, образовательные организации:

► способствуют и поддерживают обучающихся в формировании их индивидуальных образовательных траекторий и помогают им выстраивать собственный стиль обучения;

►дают обучающимся больший выбор в содержании, способах, скорости и месте обучения;

►используют «результаты обучения» и «трудоемкость для обучающегося» для оценки результатов обучения.

Результаты обучения, включая компетенции, в Европейской системе перевода и накопления зачетных единиц рассматриваются как общие итоги обучения.

Результаты обучения должны:

►отражать связь преподавания, обучения и оценки;

► включать базу для оценки трудоемкости и распределения зачетных единиц;

►содержать четкие критерии оценки, включая как минимальные требования, так и ожидаемый уровень;

►оценивать как теоретические концептуальные знания, так и полученные профессиональные и общие навыки их использования;

►отражать желаемые результаты по окончании обучения, а не средства или процесс.

Основные показатели достижения результата обучения

Знания (knowledge) — это результат процесса познания реальности, обобщающий и систематизирующий полученную информацию, понятия, суждения, теории, представления о предметах и явлениях.

Характеристики знаний

Глубина — уровень усвоения сущности и взаимосвязей изучаемых предметов и явлений;

Похожее:  Доблестные рыцари и великие ораторы

Гибкость — возможности применения знаний в различных условиях;

Прочность — длительность сохранения знаний;

Действенность — возможность применять знания в практических целях.

Умения (skills) — усвоенные способы выполнения действий, способность применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности в меняющихся условиях.

Навыки (habits, skills) — принимаемые, применяемые, а в ряде случаев и доведенные до автоматизма модели действий сотрудника как совокупность знаний, умений и мотивации применять их в своей деятельности.

Группы навыков

перцептивные (чувственные) — навыки, направленные на сенсорное восприятие окружающего мира и анализ полученной информации. Например, распознавание лиц и голосов;

умственные (мыслительные) — способности и методы осуществления мыслительной деятельности, включая концентрацию и распределение внимания, наблюдение, запоминание, целеполагание, образное представление, воображение,саморефлексию. Например, счет в уме;

двигательные (моторные) — крупная и мелкая моторика и в целом автоматизированное механическое воздействие на среду или предмет с целью его преобразования. Например, игра на музыкальном инструменте;

поведенческие (социальные) — модели поведения в определенных ситуациях, включая коммуникабельность, обучаемость, взаимодействие. Например, пользование столовыми приборами в заведениях общественного питания.

Сформированные компетенции

►способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области;

►совокупность взаимосвязанных базовых качеств личности, включающая в себя применение знаний, умений и навыков в качественной продуктивной деятельности.

«Таксономия образовательных целей» Бенджамина Блума (Benjamin Bloom) (1956) 2

Позволяет выразить результаты обучения через когнитивные навыки. Согласно этой классификации, существует шесть уровней (от простейших до сложных когнитивных навыков):

Уровень
результатов обучения

Описание уровня
результатов обучения

Примеры глаголов, описывающих
уровень результатов обучения

1. Фактические
знания (знать)

Помнить и уметь
воспроизводить фактическую
информацию

Знать: определять, перечислять,
указывать, помечать, называть

Демонстрировать понимание
идей и понятий

Понимать: описать, объяснить,
суммировать, интерпретировать,
иллюстрировать

Применять знания
в незнакомых ситуациях

Применять: демонстрировать,
использовать, вычислять, решать,
предсказывать, конструировать,
модифицировать

Структурировать и разделять
на части идеи и понятия

Анализировать: сравнивать,
классифицировать, различать,
идентифицировать, сопоставлять

5. Синтез, создание

Изменять и комбинировать
идеи для создания нового>

Создавать: развивать,
предлагать, формулировать,
проектировать, изобретать

Демонстрировать критическое
мышление и отстаивать свою
точку зрения

Оценивать: судить,
рекомендовать, оправдывать,
защищать, критиковать, определять

Наряду с когнитивными навыками Блума психолог Роберт Ганье (Robert Gagne) выделяет пять типов приобретаемых способностей как результатов обучения: интеллектуальные способности, вербальная информация, отношение, моторные навыки и когнитивные стратегии.

Результаты обучения по Ганье как педагогические цели и соответствующие им педагогические рекомендации 3

Результаты обучения

Педагогическая цель

Соответствующие
условия обучения

1. Интеллектуальные
способности:

►Правила высокого
порядка

Учащийся может вычислить
площадь трапеции

Объяснение правил:
вербальные инструкции
в отношении запоминания
правил и их применения

Учащийся выявляет
характеристики, общие для всех
млекопитающих

Учащийся должен представлять
желаемый результат;
рассматриваются основные
понятия по теме;
рассматриваются конкретные
примеры

Учащийся способен
классифицировать объекты
по цвету и размеру

Даются примеры:
учащийся сам приводит
примеры; подкрепление

Учащийся способен
различить печатные
буквы

Стимулы для различения
даются одновременно;
подкрепление; повторение

►Простейшие типы
обучения (сигнальное,
стимул-реактивное)

Позитивное отношение
к обучению

Подкрепление; модели;
позитивный опыт в
различных контекстах

2. Вербальная
информация

Учащийся перечисляет
пять областей
обучения Ганье

Информация организована
по содержанию; смысловой
контекст; мотивирование

3. Когнитивные
стратегии

Учащийся вырабатывает
собственную стратегию
запоминания

Частое решение задач;
обсуждение и непосредственное
обучение стратегическому
мышлению

Учащийся предпочитает
учебник по психологии,
а не художественную литературу

Модели; подкрепление;
вербальное руководство

5. Моторные навыки

Учащийся собственноручно
печатает резюме текста

Модели; вербальные
инструкции; подкрепление
(знание результатов); практика

Навыки, развивающиеся за счет приобретения релевантных знаний и умений, при наличии мотивации применять эти знания и умения в практической деятельности формируют новую, более эффективную модель поведения руководителя.

В результате навыкового обучения формируются первичные навыки, закрепляемые далее в практической деятельности руководителя. При навыковом обучении знания и умения, включаемые в программу, должны быть релевантны и достаточны формируемым навыкам.

При этом мотивация или желание применять их на практике формируются за счет создания соответствующего опыта и установок: до начала программы, во время программы и по окончании программы обучения.

Формирование навыков связано с компетентностным подходом в обучении. Для каждого уровня менеджмента определяется целевой уровень развития компетенций, которому соответствуют определенные навыки.

Два основных подхода к пониманию компетенций в менеджменте:

►Американский подход рассматривает компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция — это основная характеристика сотрудника, при обладании которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.

►Европейский подход рассматривает компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. Компетенция — способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации.

Необходимо разделять понятия «компетенции» и «результаты обучения» с точки зрения различных ролей участников образовательного процесса. Компетенции — это динамическая комбинация знания, понимания, умений, навыков и способностей. Компетенции сфокусированы на результат, в качестве которого выступает как получение знаний, навыков и умений, так и способность применять их на практике в изменчивой среде. Результаты обучения отражают достигнутый обучающимся уровень компетенций и направлены на процесс.

Виды контроля результатов обучения

►Текущий контроль — наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения, обычно проводится на первых этапах обучения.

►Периодический и/или тематический контроль — проверка усвоения программного материала по каждому этапу / каждой теме курса.

►Итоговый контроль — оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток учебного времени, либо по итогам прохождения всего курса.

Методы контроля 4

Выделяют следующие методы контроля: устный контроль, письменный контроль, практический контроль, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Г.И. Щукина), методы программированного и лабораторного контроля (Ю.К. Бабанский).

Схема навыкового образования

Схема навыкового образования

►Во взаимодействии со своими коллегами, партнером, детьми я постоянно говорю им о своей точке зрения и никогда не выслушиваю их мнение.

►Я неэффективен во взаимодействии. Как поменять модель поведения?

Источники

Российское образование для иностранных граждан — Коммюнике Конференции министров высшего образования «Формирование общеевропейского пространства высшего образования», 2003

Bloom B. S. — ‘’Taxonomy of educational objectives: The classiication of educational goals: Handbook I, cognitive domain’’, 1956

Лефрансуа Г. — «Психология для учителя: учебное пособие» — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России,1998

Источник