Эссе «Актуальные проблемы в современной педагогике»
Я думаю, что трудно переоценить важность темы «Актуальные проблемы в современной педагогике». Поскольку образование является одним из основных факторов формирования сознания, то именно образование должно стать социальным институтом,который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности нашей жизни, предотвратив тем самым реальную опасность духовной деградации человека и человечества. Это одна из самых важных проблем в современном обществе. Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальна проблема целей. Так как от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности для него более значимы, зависит в каком направлении строится процесс обучения и воспитания. Очень важно так же, чтобы педагог, выросший и получивший образование и профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета,идущими в разрез с новыми требованиями, с иными мировоззрениями, мог понять, зачем нужно менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда вроде бы и так «все прекрасно». Необходимо менять свои личные представления о норме своей деятельности, пересматривать свое мышление. Сейчас большое значение имеет факт обсуждения учеными, педагогической общественностью необходимости изменения и совершенствования системы российского образования на государственном уровне. Важнейшей задачей является переориентация современной педагогики на человека и его развитие. Современная педагогика нуждается в разработке новых подходов к построению более эффективной и адекватной модели образовательного процесса. В основу такой модели положен посыл о том, что деятельность учащихся и учителей в процессе обучения выступает единстве с одновременным сохранением руководящей роли учителя и активного самостоятельного участия учеников в учебном процессе. Задача данной модели-способствовать преодолению ряда неопределенностей, существующих в нашем образовании. Так же пути решения проблем образования предлагают системы повышения квалификации педагога. Например обновление образования с помощью телекоммуникационных образовательных технологий,через формирование новаторских качеств личности педагога, необходимых для реализации им индивидуального подхода в обучении. Эффективным методом решения педагогической проблемы остается педагогический эксперимент. Таким образом современному педагогу в непростых современных условиях необходимо использовать как можно больше различных путей решения непростых педагогических проблем.
Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ Актуальные направления работы по формированию здоровьесберегающей среды в условиях современного ДОУ[/b] «Здоровье- драгоценность и притом.
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие.
Актуальные проблемы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Актуальные проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста От природы человеку дан уникальный дар – речь. Но навыками речи человек обладает не сразу, а постепенно. Прежде чем ребенок заговорит, пройдет.
Актуальные проблемы эстетического воспитания учащихся коррекционной школы-интерната Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности.
Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе Актуальные вопросы формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС ДО Наталья Юрьевна.
Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.
Протокол родительского собрания «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» План-конспект проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) «АКТУАЛЬНЫЕ.
Актуальные проблемы педагогики дошкольного и начального образования «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». Шибаева В. А. МордГПИ (Саранск) В результате реформирования.
Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике Эвфемистические способы выражения в коррекционной педагогике Изучение эвфемизмов в области коррекционной педагогики является актуальной.
Источник
Основные вопросы педагогики
Знание в каждой стране служит самой надежной основой благополучия (Дж. Вашингтон).
Правильно руководить юношеством — это значит также создавать и преобразовывать государство (И. В. Андреэ).
Направления развития педагогики
Народная педагогика | Традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, потешки, мифы, сказания, предания и т. п. |
Педагогические идеи в русле философских и религиозно-философских произведений | Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др. |
Педагогические взгляды и теории в рамках философско-педа-гогических учений | Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, И. Гербарт, Г. Спенсер, Р. Оуэн, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, И. Кант, Г. Гегель, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьёв, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский, В. В. Розанов и др. |
Развитие педагогики как самостоятельной научной дисциплины | Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дис-тервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, К. Н. Вентцель, А. С. Макаренко, Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, В. А. Су-хомлинский, Ш. А. Амонашвили и др. |
Все направления педагогики взаимосвязаны и развиваются в современном педагогическом знании.
Цель воспитания— теоретическое обобщение и выражение потребностей общества в определённом типе личности, идеальных требований к её сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, физическому, нравственному, эстетическому развитию и отнопгению к жизни.
Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации (в этом проявляется диалектика цели воспитания).
Цель воспитания — задается обществом, государством или отдельными социальными группами.
Цель воспитания — то начало, которое раскрывает социальную и историческую сущность воспитания, определяет его направление, содержание, формы и методы воспитания (в этом проявляется функциональное назначение цели).
Источник
Педагогика сегодня: проблемы и решения
Матанова, Е. А. Педагогика сегодня: проблемы и решения / Е. А. Матанова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 9-12. — URL: /moluch.ru/conf/ped/archive/337/15172/ (дата обращения: 11.07.2021).
Развитие образования и науки является приоритетом государственной политики России. Глобальные тенденции определяют основные цели модернизации российской школы. Однако они также указывают на необходимость преодоления ряда противоречий в российской системе образования. Педагогическое образование имеет особое значение для развития всей системы образования в стране. Качество образования на всех ступенях — дошкольное, начальное, среднее (общее и профессиональное) и высшее — зависит главным образом от качества педагогического образования. Современный рынок образовательных услуг признает высокое качество образования учащихся в качестве единственного преимущества для академического учреждения перед его конкурентами.
Сегодня качество человеческих ресурсов во многом определяет конкурентоспособность государства.
В современной России социальная педагогика трактуется как социально-гуманитарная наука, которая исследует проблемы взаимосвязи между личностью и обществом, является одним из ключевых направлений развития современной педагогической науки.
Педагогическая деятельность в современном образовании переживает значительные изменения. В частности, мы можем стать свидетелями переориентации к парадигме личности, подкрепленной гуманистическими ценностями. Ключевой аспект образования заключается в том, чтобы побудить детей найти ориентиры в жизни, в области самоорганизации, а не приобретать фактические знания в различных предметных областях.
Социальная педагогика в России в последнее время сталкивается с широким кругом проблем, к ним можно отнести:
− проблемы личной и социальной дезадаптации к постоянно меняющимся условиям жизни;
− отсутствие гармонии в отношениях между человеком и обществом;
− межэтническое напряжение и конфликты межнационального характера;
− низкий уровень культуры;
− дегуманизация общественной жизни;
− отсутствие преемственности в разных отраслях промышленности и социальной сферы;
− преодоление молодежного инфантилизма;
− деформированные отношения в семьях и разрыв добрососедских связей;
− социальное неблагополучие детей и семейные проблемы.
Интеграция России в мировое образовательное пространство предполагает создание новых моделей, позволяющих высшим учебным заведениям следовать глобальным тенденциям. Однако многочисленные нерешенные проблемы сдерживают многие аспекты таких реформ. Ключевые проблемы российского образования:
− недостаточная гибкость образовательных программ и слабая реакция на реальные требования рынка труда и бизнеса;
− несоответствие структуры организаций образования и требований к экономике и социальной сфере, а также значительное увеличение числа частных высших учебных заведений, которые часто предоставляют некачественное образование;
− отсутствие эффективных систем контроля и оценки для оценки качества знаний и навыков выпускников вузов;
− снижение профессионального уровня профессорско-преподавательского состава и профессорского состава;
− устаревшие материальные ресурсы и учебное оборудование в большинстве высших учебных заведений, без вероятности обновления;
− неравенство среди высших учебных заведений с точки зрения качества и качества.
Высшее педагогическое образование в современной России разделяет все проблемы высшего образования в целом, но с рядом специфических особенностей.
Многие российские педагогические университеты пытались перейти от узкой педагогической специализации к непедагогическим специальностям для подготовки экономистов, юристов и переводчиков. В результате мы стали свидетелями превращения педагогических учреждений в классические гуманитарные колледжи и университеты. Эти преобразования вызваны экономическими причинами, которые поставили классический университет в гораздо более широкий рыночный сектор для привлечения крупных бюджетных ассигнований.
Среди академических органов власти существует мнение, что, увеличивая педагогический компонент неспециализированных учреждений, они отвечают необходимым требованиям для подготовки учителей. Демографический спад и избыток людей с учеными степенями поддерживают мнение о том, что в стране нет нужды в институтах повышения квалификации учителей.
Кроме того, ликвидация этих специализированных учреждений высвободит дополнительное бюджетное финансирование для поддержки педагогических компонентов неспециализированных высших учебных заведений.
Педагогическое образование охватывает все уровни российского образования: дошкольное, начальное, среднее, профессиональное и последипломное. Педагогика олицетворяет все системы национального образования, прогнозирует будущее образования.
Только педагогические учреждения целенаправленно готовят настоящих специалистов для обучения. Профессиональная компетентность этих специалистов зависит от педагогической культуры, в то время как в других высших учебных заведениях наблюдается тенденция игнорировать проблемы внутреннего развития выпускников.
Все попытки разрушить систему высшего педагогического образования ради модернизации, реконструкции и оптимизации не только противоречат мировым тенденциям, но и подрывают принципы образования государства.
Современные школы нуждаются в учителях с высоким уровнем знаний, с всесторонней и специализированной квалификацией. Новые глобальные тенденции образования создают новый тип школы: гуманистическая, вариабельная школа педагогического творчества, ориентированная на развитие личного потенциала и духовной культуры учащихся. Педагогическое образование должно подготовить выпускников с новыми навыками, обширной базой знаний и набором компетенций, чтобы войти в более сложный и взаимозависимый мир современной школы.
Современные учителя должны работать в условиях, которые их предшественники даже не могли себе представить. Это маркетинг образовательных услуг, диверсификация и глобализация образования, а также более тесная связь с наукой, бизнесом и религией. Эти условия требуют высококвалифицированных специалистов в современной школе. Сегодняшняя ситуация требует, чтобы школьный учитель был не просто средством передачи предметно-ориентированных знаний.
Таким образом, необходимо создать нормативную базу для подготовки учителей, разработать новые концепции педагогического образования и внедрить современные образовательные технологии в академические круги, а не разделять и игнорировать педагогику в целом.
Педагогическое образование — это оригинальная профессиональная сфера, в которой выпускник может претендовать на успешную карьеру в преподавании и включать в себя среднее или дополнительное образование по специальности.
Учитывая вышеупомянутые проблемы, можно сделать вывод, что в России ощущается острая необходимость развивать и совершенствовать систему педагогического образования, используя лучшие традиции, с одной стороны, и современную реальность, с другой. Поиски оптимального пути модернизации сферы высшего педагогического образования привели к появлению новых федеральных университетов, образованных из нескольких слияний.
Качество, как приоритет государства, включает в себя различные аспекты: качество работы, качество продукции, качество управления, качество жизни, социальные отношения и подобные ассоциации.
Управление качеством образования — это система, регулирующая характер взаимоотношений между преподавателями и учащимися. Ведущая роль в организации образовательных процессов и управлении академической ситуацией принадлежит членам преподавательского состава. Поэтому управление отношением учителя (или профессора) к профессиональной деятельности также определяет управление качеством.
Качество управления образованием зависит от учителей, которые являются основным компонентом или ведущей стороной образовательных процессов. Учитель воплощает в жизнь содержание образования, а также технические средства и технологии обучения. Высокая личная и профессиональная культура учителей способствует адаптациям в учебном процессе, которые связаны с личными качествами, а также личностным и профессиональным развитием учащихся.
Преподаватель может изменить планку успеваемости, поскольку он имеет непосредственный доступ к непосредственному предмету управления качеством образования, тогда как другие участники управления качеством образования (руководители учреждений и их подразделений, научные сотрудники, административный персонал и родители) может только косвенно повлиять на качество образования через учителя. Все образовательные системы имеют определенный набор условий, предназначенных для повышения общей успеваемости. Сознание, культура, профессионализм, ответственность, мотивация и преданность работе учителей во многом определяют, насколько качество образования будет соответствовать требованиям внешнего управления и личным требованиям студентов.
Преподаватель является наиболее квалифицированным специалистом по управлению качеством благодаря своему особому месту в образовании.
В реальном времени учитель видит результаты своей деятельности, сравнивает их с целями и вносит необходимые изменения в курс обучения. Профессиональная компетентность и богатый личный опыт позволяют учителю в полной мере оценить качество, как своей работы, так и работы коллег. Все остальные эксперты (администраторы, члены специальных советов и комитетов и т. п.) Имеют дело главным образом с формализованными показателями учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что современный рынок образовательных услуг признает качество образования, а компетенции студентов из академического учреждения — это единственное преимущество, которое учреждение имеет перед другими.
Источник
Основные вопросы современной педагогики
Человек — самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек — замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.
В начале нового тысячелетия все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы жизни общества: культуру, науку, религию, образование. Поскольку образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно образование, изменив парадигму, должно стать социальным институтом, который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества. На наш взгляд, это одна из самых важных проблем в современном обществе.
Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной проблема целей, поскольку от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности были для него приоритетны и особенно значимы, зависело, в каком направлении строиться и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания: формирующее (проективное) и свободное. Формирующий подход базируется на том, что высшей целью образования является наиболее полное удовлетворение требований государства к личности, к выпускнику, который должен обеспечить прогрессивное развитие экономики, науки, техники. В рамках этого подхода на первое место выходят интересы государства. Второй подход — свободное целеполагание — предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности. Нам представляется, что свободное целеполагание для многих является более прогрессивным по отношению к первому подходу с точки зрения гуманности и признания общечеловеческих ценностей, в то же время возникает большой вопрос по поводу практической реализации данной идеи в массовой школе в связи с четырьмя особенностями современного состояния общества:
1. Государственный стандарт, являющийся нормативным документом деятельности каждого педагога в РФ (исполнение и реализация стандарта входит в функциональные обязанности учителя), хотя и декларируют гуманистический подход к обучению, в действительности не предполагает конкретных инструментов для реализации данного подхода. К слову сказать, стандарты нового поколения содержат замечательные идеи о необходимости формирования и развития метапредметных (общеучебных, надпредметных) умений учащихся, в то же время не содержат описания технологических процедур осуществления и реализации новых целей образования. Как должен действовать педагог, который не имеет представлений о метарпедметных умениях, сам не владеет ими и не знает методики обучения этим умениям.
2. Особенности личности педагога, выросшего и получившего образование, профессиональные навыки в обществе с другими системами измерений и точками отсчета, идущими в разрез с новыми требованиями времени, с иным мировоззрением. Еще в 1971 году Лийметс отмечал, что установки изменяются и обновляются гораздо труднее, чем знания и приемы.
3. Средний возраст педагога в современной российской школе составляет 40 лет и старше. Этот возрастной период не является наилучшим для пересмотра жизненных ориентиров. Учителям, проработавшим в школе 20 и более лет, выпустившим детей, успешно определившихся в жизни, трудно понять, зачем надо менять подходы к обучению, почему необходимо самому меняться, переучиваться, когда и так «все замечательно» — контрольные написаны в основном на «хорошо и отлично». Речь идет о психологических барьерах, включающих:
— личные представления о норме своей деятельности
— мнения значимых в профессиональном и непрофессиональном плане людей
-особенности мышления человека, ориентация не на продуктивность, а на критику своих и чужих действий и идей.
4. Политические, экономические, социально-культурные условия на данном этапе развития российского общества не позволят широко реализоваться идее свободного целеполагания по известным причинам (стремление к жесткому государственному контролю во всех сферах деятельности, консервативность общественного сознания, сложившийся национальный менталитет. )
Несмотря на то, что реализация гуманистического подхода вызывает определенные трудности, большое значение имеет факт обсуждения учеными, педагогической общественностью необходимости изменения и совершенствования системы российского образования на государственном уровне. Основная тенденция модернизации общего образования в России заключается в активизации его развивающей функции. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие является важнейшей задачей. Изменившиеся политические, экономические, социально-культурные организационно — педагогические условия предопределили необходимость разработки новых подходов к построению более эффективной и адекватной дидактической модели образовательного процесса. В основу такой модели положен посыл о том, что деятельность учащихся и учителей в процессе обучения выступает в диалектическом единстве с одновременным сохранением руководящей роли учителя и активного, самостоятельного участия учеников в учебном процессе. Задача данной дидактической модели — способствовать преодолению ряда неопределенностей, существующих в Российском образовании. О.Г. Грохольская выделяет следующие факты действительности, связанные:
- С сосуществованием авторитарного и гуманистического подходов в обучении;
- С определением роли проективного и свободного целеполагания;
- С конвергенцией социоцентрического (модель личности с позиции государства) и антропоцентрического (самоценности человека как личности) подходов в образовании;
5. С необходимостью развития проектно-технологического типа организационной культуры, которому соответствуют деятельностные теории обучения.
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они облекаются в деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию того или иного типа деятельности (например, младший школьный возраст является сенситивным периодом для формирования учебной деятельности). Таким образом, обучение в современных условиях проектно-технологического типа организационной культуры необходимо рассматривать как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебно-исследователь-скую деятельность, выполняет учебные действия на материале учебного предмета. В ходе психологического процесса Интериоризация («присвоения») эти внешние предметные действия превращаются в действия внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
В связи с вышеизложенным, учебно-исследовательская деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, образовательная задача педагогического процесса состоит в организации условий образовательной среды, стимулирующих исследовательскую активность каждого ученика. При пассивном восприятии учебного материала не происходит развития познавательных способностей и формирования учебных навыков. (Например, сколько бы ребенок ни смотрел на образцы написания цифр и букв, пока он сам не начнет писать — пробовать — никакого навыка письма у него не сформируется). Следовательно, основой формирования в будущем способностей любого индивида может стать только его собственное действие в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Исследовательская деятельность является ведущим способом познания окружающего мира, это связующее звено между обучением и психическим развитием человека, один из универсальных типов мыследеятельности, адекватно соответствующий социокультурному предназначению образования. Предполагается, что образовательный процесс должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного характера.
Реализация этих хорошо известных истин сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебной ситуации исследования, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию, для которых необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и поставить эту задачу в такие условия, чтобы они побуждали учащихся к активному действию, создавали мотивацию исследования окружающей действительности. Перечисленные выше проблемы отражают современное состояние российского образования.
Источник
Актуальные проблемы современной педагогики
Черемховский медицинский техникум
Педагогическое искусство — это искусство применения педагогики или искусство педагогической деятельности, искусство решения педагогических задач.
Составной частью педагогики является дидактика – наука о передаче знаний, о формировании и развитии умений, навыков и тренированности в применении этих знаний.
Педагогика включает в себя обеспечение ориентации в соответствующих общих и частных потребностях тех, ради кого она должна развиваться и использоваться на основе использования достижений других обществоведческих и человековедческих наук, не подменяя ни одну из них.
Управление педагогической деятельностью не должно быть утопичным. Но оно должно быть ориентировано на все более полное и эффективное использование имеющихся возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому педагогика включает в себя рассмотрение закономерностей формирования и развития системы наиболее важных качеств субъекта будущей деятельности, ради которой, собственно, и осуществляется педагогическая деятельность.
Учебный процесс необходимо считать важнейшим процессом положительного и отрицательного воспитания. Учитывая, что широкое понимание воспитания содержит два аспекта узкого понимания: организованное и неорганизованное воспитание, следует считать педагогику школы наукой об организованном воспитании школьников, которая состоит из двух разделов:
- теория воспитания посредством обучения (дидактика)
- теория воспитания посредством внеклассной деятельности
Для адекватного решения вопросов об организованном и неорганизованном воспитании и так называемом воспитывающем обучении, а также о воспитательном пространстве и о соотношении воспитания и обучения следует выяснить сущность процесса воспитания. В разнообразных определениях воспитания неприемлемое то, что оно представляется как результат деятельности не самих воспитуемых, а только лишь воспитателей. «В широком смысле оно (воспитание) включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формированияличности…». «Воспитание — процесс систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности».
«Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека…». «Воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим». «В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка»
А.C. Макаренко, утверждая, что воспитание является процессом изменения воспитанника в результате его деятельности, писал: «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда он мог бы проявить мужество все равно в чем — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». Он же писал: «Передо мной ставилась, прежде всего, задача — воспитать. Мне дали правонарушителей со слишком яркими и опасными особенностями характера, и прежде всего передо мной ставилась цель — этот характер переделывать». И в настоящее время пишут: «Технология исходит из того, что цель обучения — изменение состояния ученика, его знаний, мыслей и чувств».
«В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека». Известно, что это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности. В этих определениях важно следующее: человек воспитывается в результате своей мыслительной и практической деятельности. Главное — это его деятельность и то, что он субъект деятельности. Чтобы обосновать правильность этого положения, имеющего методологическое значение, обратимся к различным определениям: «Воспитывают все… Со всем сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот хаос… создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка». Многие авторы, думая так же, всегда подчеркивают, что человек изменяется только в своей деятельности: «Для овладения достижениями человеческой культуры каждое новое поколение должно осуществить деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этими достижениями».
В психологической литературе объектом внимания стал процесс становления человека в деятельности. Об этом пишет C.Л. Рубинштейн: «Подлинным достижением человека считается не только то, что откладывается вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Создавая что-либо значительное, человек и сам растет, в творческих доблестных делах человека важнейший источник его роста». Накопленные исследователями педагогические, философские и психологические знания о внутренних, т. е. воспитательных результатах человеческой, и не только человеческой, деятельности, вынуждают рассматривать воспитание как процесс возникновения результатов человеческой деятельности в виде личностных изменений. Во всех видах деятельности человека функционирует этот процесс независимо от желания ее организатора. Это является объективно-закономерным процессом. Он или управляется или не управляется организаторами деятельности, дает положительный или отрицательный продукт в виде качества личности, но всегда он существует. Об этом и свидетельствует деятельностный подход. Значит, нет деятельности, в которой не функционировал бы механизм воспитания, т. е. становления человека, и нет воспитания без деятельности, т. е. не существует воспитание вне деятельности человека.
Посредством деятельности человек вносит заметные и незаметные изменения во внешний мир, тем самым этим процессом произвольно или непроизвольно вносятся определенные изменения в духовный и физический мир личности.
Человек — самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек — замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.
В начале нового тысячелетия все более очевидной становится непрерывная девальвация нравственных и духовных ценностей человека, человеческих общностей, социумов. Причиной является системный кризис, который охватил важнейшие сферы жизни общества: культуру, науку, религию, образование. Поскольку образование является одним из основных факторов формирования общественного сознания, то именно образование, изменив парадигму, должно стать социальным институтом, который вернет людям утраченную веру в высшие нравственные ценности бытия и смысл человеческой жизни, предотвратив тем самым реальную опасность необратимой духовной деградации человека и человечества. На наш взгляд, это одна из самых важных проблем в современном обществе.
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке в жизнь, появилась большая мотивация обучения.
Большую важность для современного обучения имеет проблема формирования у обучающихся приемов самостоятельного приобретения знаний. Этой проблеме уделяется значительное внимание и на протяжении многих лет рассматривали ее в рамках различных подходов. Так, в литературе описаны особенности овладения приемами умственной деятельности и их переноса, показано значение для интеллектуального умения не только знания приема, но и использования его обучающимся в собственном опыте, выделены индивидуальные и типические различия овладения приемами, лежащими в основе исследования обучаемости.
Задачи формирования активного молодого человека нашего общества обусловливают необходимость изучать обучающихся как активного субъекта осуществляемых им видов труда. При этом психологи опираются на принцип единства психики и деятельности; по-видимому, необходимо различать методологический принцип единства психики и деятельности и собственно деятельностный подход, в рамках которого предметом анализа являются разные виды деятельности, их структура, динамика в ходе формирования.
Наряду с проблемой ценностей в образовании всегда была актуальной проблема целей, поскольку от того, на чем акцентировал внимание педагог, какие ценности были для него приоритетны и особенно значимы, зависело, в каком направлении будет строиться, и осуществляться процесс обучения и воспитания. В истории развития образовательных систем можно выделить два подхода к проблеме целеполагания: формирующее (проективное) и свободное. Формирующий подход базируется на том, что высшей целью образования является наиболее полное удовлетворение требований государства к личности, к выпускнику, который должен обеспечить прогрессивное развитие экономики, науки, техники. В рамках этого подхода на первое место выходят интересы государства. Второй подход — свободное целеполагание — предполагает создание условий для максимального развития способностей каждой личности, ее восхождение к высшим человеческим устремлениям, жизненным идеалам и приоритетам, иными словами, максимальное развитие тех свойств человека, которые определяются потребностями личности.
В настоящее время обучение — это многосторонний процесс, включающий все элементы различных психологических направлений.
Ассоциативная психология — направление, разрабатываемое в ХУШ-Х1Х вв. сначала философами (Дж. Беркли, Д.Юм), предполагавшими, что человек запечатлевает внешние явления в виде следов, которые взаимосвязаны между собой. В 1880-1890-е гг. Г. Эббингауз, Г.Мюллер установили, что основой психики являются ощущения, связанные между собой по смежности, контрасту и сходству. Особенно сильное влияние ассоцианизм оказал на изучение памяти, которая, по их мнению, лежит в основе всего. Оказывалось, что процесс традиционного обучения детерминирован памятью.
Бихевиоризм, как одно из психологических направлений ХХ в., рассматривал в качестве основного предмета психологии поведение в отрыве от сознания. Бихевиоризм в лице Дж. Уотсона, Э. Торндайка, Б. Скиннера объявили главными стимулы и реакции, которые составляли систему навыков и их перенос в новые ситуации, что определяло процесс усвоения.
Гештальт-психология была представлена в исследовании восприятия, а затем мышления главным образом именами М. Вертгаймера, К. Дункера, Л. Секея и К. Коффки. В книге М. Вертгаймера «Продуктивное мышление» описано «усмотрение» известного и неизвестного в проблемной ситуации школьником — будущим великим математиком К.Ф. Гауссом, которое привело к мгновенному решению математической задачи. Главным в обучении гештальт- психология объявила развитие творческого мышления, выступив одновременно против прошлого опыта, который в новых ситуациях имел отрицательную функцию в виде психологических барьеров и стереотипов, мешающих поиску нового. Значит, продуктивные процессы могут развиваться тогда, когда учащийся выполняет тольконовый, неизвестный круг заданий, а использование известных способов действий и сформированных навыков тормозит умственное развитие. Такое развитие возможно в процессе обучения при решении разных типов проблемных ситуаций.
С нашей точки зрения, гуманистическое направление не является и эквивалентным рассмотренным выше теориям по методам и принципам исследования. Однако акцент, поставленный К. Роджерсом и А. Маслоу на возможностях реализации личности, помогает увидеть обучение с гуманистической стороны, где взаимодействуют два равноправных участника — Ученик и Учитель.
Следует отметить, что строить обучение только на одной психологической теории вряд ли целесообразно, поскольку в реальном образовательном процессе учитель может использовать элементы разных технологий (например, поэтапное формирование умственных действий и создание проблемных ситуаций), да и образовательный процесс должен быть гуманным.
Можно продолжать перечень неисследованных вопросов в различных областях обучения, однако и названных достаточно, чтобы убедиться в том, что психология обучения ждет своих авторов. Иначе пострадает практика, прежде всего ученик, которого необходимо обучать на основе его индивидуально-психологических особенностей и обучаемости.
На развитие в целом влияет также ранняя стимуляция, осуществляемая взрослыми. Для доказательства этого сошлемся на доклад, сделанный в Токио на ХХ Психологическом конгрессе в 1972 г. Он называется «Обучение до говорения». Детям, начиная с первого года жизни, многократно демонстрировались буквы алфавита, что сопровождалось заучиванием соответствующих фонем. Крупные изображения букв, кроме того, развешивались в кроватке ребенка и над ней. В результате этого обучения дети начинали читать слова сразу же, как только овладевали их значениями и произношением.
Развитие — это процесс изменения психических функций и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью. Ученик овладевает действительностью посредством учителя и других взрослых. Развитие может меняться в результате различных условий жизнедеятельности, общения, режима, питания и пр.
Развитию соответствуют биологические индикаторы того, что изменилось в личности обучаемого, переходит ли он на другую ступень развития и начинает ли выполнять элементы новой для него деятельности.
Таким образом, развитие психологии обучения нельзя рассматривать без анализа прошлых достижений ученых. Любая образовательная технология имеет право на существование, если она прогрессивна и не наносит вреда обучаемому. Новые подходы к обучению должны органично продолжать исследования психологов и дидактов ХХ столетия. Важно, чтобы в психике обучаемого могли бы формироваться такие новообразования, которые бы раскрывали его потенциал, инициировали познание и приводили к прогрессу все общество.
Источник