Педагогический проект "Сарапул купеческий"
Участники проекта: педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Интегрируемые образовательные области:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
Суть инициативы: Включение в образовательную работу содержательной деятельности по формированию нравственно-ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
Идеи проекта:
- Выработка у детей эмоционально значимых критериев нравственного поведения через изучение личности П.А.Башенина.
- Вовлечение родителей в совместную деятельность по изучению истории родного края.
Актуальность проекта:
- Необходимость включения регионального компонента в образовательную программу детского сада.
- Рост национального самосознания граждан нашей страны, возрастающий интерес к историческому прошлому, к истокам отечественной культуры ставит вопрос о важности воспитания ребенка в соответствии с моральными ценностями своего народа. Начиная с раннего детства.
- Использование сенситивного периода морального развития дошкольника.
- Принятие государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», рассчитанной на все возрастные группы населения. В программе отмечено, что важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания является воспитание любви и уважения к родному городу, к малой Родине.
Цель проекта – через изучение личности и деятельности П.А.Башенина способствовать появлению у детей (и их родителей) социально-ценностных ориентаций, развитию познавательного интереса к историческому прошлому города, воспитанию гражданина и патриота своей страны.
Задачи проекта
1. Образовательные:
1.1. Познакомить детей с П.А.Башениным – купцом, городским головой, меценатом.
1.2. Дать представление о его деятельности, направленной на развитие города.
1.3. Познакомить с историческими зданиями города.
1.4. Учить детей выражать впечатления и знания о родном городе в продуктивной деятельности.
2. Воспитательные:
2.1. Воспитывать чувство гордости за свой город.
2.2. Воспитывать желание делать добрые дела.
3. Развивающие:
3.1.Совершенствовать пространственную ориентировку в процессе работы с картой города.
3.2. Развивать связную монологическую речь в процессе составления мини-сообщений по изучаемой теме.
3.3. Развивать навыки публичного выступления перед детьми и взрослыми.
Предполагаемый результат:
1. Дети знают, кто такой П.А.Башенин.
2. Дети называют направления его деятельности как главы города.
3. Дети называют продукты его меценатской деятельности.
4. Дети знают и называют старинные здания, построенные в период жизнедеятельности П.А.Башенина, историю их возникновения, находят их на карте города.
5. Дети объясняют слова «лесопромышленник», «городничий», «меценат».
6. Дети строят связные монологические высказывания (не менее 5 предложений) по пройденной теме (деятельность П.А.Башенина, исторические здания).
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: подбор материала знакомство родителей с условиями и задачами проектной деятельности, с возможными вариантами участия в ней; распределение заданий;
2 этап – практический: реализация намеченных планов;
3 этап – заключительный: игра «Звездный час».
Карта проекта
Пятница
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1 половина дня
Экскурсия с участием
родителей на «Дачу Башенина», на занятие «В гости к купцу»
Совместная деятельность скульптурная лепка из белой глины фонтана «Дети под дождем»
Занятия
Беседа о городе «Сарапул – купеческий»
Итоговое мероприятие Игра «Звездный час»
2 половина дня
Создание панно
Познавательный вечер «Сейчас узнаем»: рассказы детей с использованием ИКТ
Совместная досуговая
деятельность с родителями
«Экскурсия в прошлое: «Царь – дом»
«Павел Андреевич Башенин – кто он?»
«Старинное здание – Дача Башенина»
«История удивительного фонтана»
Конкурс, награждение всех участников проекта
Работа с родителями
Распределение заданий и консультация по подготовке презентаций
Продукт проекта:
- макет фонтана «Дети под дождем»;
- панно «Дача П.А.Башенина»;
- рисунки «Царь-дома» с помощью трафаретов.
Список использованных источников:
1. Т. Пеганова «Сарапульское детство».
2. Т. Пеганова «Город дорог».
3. С. В, Соколова «Мой Сарапул».
4. Официальный сайт “Музея истории и культуры среднего прикамья» /museumsarapul.ru/
5. Консультация с завотделом «Купеческие дачи» Смагиной Мариной Сергеевной.
Приложения:
- Беседа о городе «Сарапул – купеческий». . . . .
Беседа о городе «Сарапул – купеческий»
Задачи:
- Расширять познавательный интерес к историческому прошлому г. Сарапула.
- Закреплять знания о жизни и деятельности городничих: П.А.Башенине, А.В.Дурове.
- Дать представления о купцах: Смагине, Бодалёве, Вольфе, Курбатове, их домах.
Словарь: городничий, становление, купцы, градостроительство.
Материал: фотографии старого Сарапула, достопримечательностей города, купцов, карты Сарапула разных лет, карта первой почтовой дороги, Сибирского тракта.
Предварительная работа:
- Чтение отрывков из книги Н.А.Дуровой «Записки кавалерист-девицы», Т.Б.Пегановой «Гусарская пуговица», стихи о Сарапуле.
- Экскурсии в краеведческий музей, дачу Башенина, прогулки по городу.
- Рассматривание фотоальбома «Мой Сарапул».
- Создание фотоальбомов о Сарапуле совместно с родителями (домашние задания).
Ход
Встало солнце из-за Камы –
Мне пора вставать.
Мы пойдем сегодня с мамой
Просто так гулять.
С нею очень интересно
Просто так идти.
Вроде все уже известно
На моем пути.
Только мама вдруг мне скажет:
«Посмотри, а вот…
Дух порой захватит даже
От таких красот!
Дом со ставнями резными
Дом – провинциал.
Сколько раз ходил я мимо
И не замечал.
Мы по улицам и паркам
не спеша идем.
Вот лепной узор над аркой,
Вот старинный дом.
На любой вопрос у мамы
Есть всегда ответ:
Что за памятник у Камы,
Сколько парку лет.
Солнце скроется за лесом –
Нам пора домой.
Как красив ты и чудесен,
Город детства мой!
— Сегодня мы поговорим о том, как изменился наш город с тех пор, как Екатерина II издала свой указ.
— А какой указ в 1780 году издала Императрица Екатерина II — (быть с. Вознесенскому городом).
В становлении и развитии города большое участие принимали купцы. Сегодня мы поговорим о двух из них. Это Андрей Васильевич Дуров и Павел Андреевич Башенин. Оба они были городничими и приложили много усилий для развития города.
Как вы думаете, городничий это кто? Чем он занимался? — (Управлял всей жизнью в городе)
Рассказ воспитателя
Одним из первых был городничим Андрей Васильевич Дуров — отец прославленной кавалерист — девицы Надежды Андреевны Дуровой.
Источник
Город Сарапул: достопримечательности. Что посмотреть в Сарапуле
На юго-востоке Удмуртии, на берегу реки Камы, находится один из самых древних городов Прикамья – Сарапул. От Ижевска его отделяет 62 км, а от Москвы – 1250 км.
Еще в 1707 году здесь находилось одноименное село, которое в 1780 году получило статус города. Удобное геополитическое и географическое расположение позволило Сарапулу стать одним из самых известных городов Прикамья.
Климат
Город расположен в зоне умеренно континентального климата, с жарким летом и холодной зимой. В летние месяцы столбик термометра нередко поднимается до +36 °C, а в середине зимы температура падает до -34 °C.
Достопримечательности Сарапула
В Удмуртии это второй по экономическому развитию населенный пункт после Ижевска. Старейший город республики сохранил до наших дней исторический центр, главным украшением которого являются богатые купеческие дома. Г. Сарапул имеет более 150 зданий, которые отнесены к архитектурным памятникам XIX века.
Этот город является родиной легендарной Надежды Дуровой, которая в годы войны 1812 года была ординарцем Кутузова. В окрестностях города родился знаменитый удмуртский писатель И. Г. Гаврилов, ставший основателем Удмуртского театра оперы и балета. Местные жители гордятся, что на их земле родился известный советский актёр Олег Жаков, который получил известность после своих работ в таких кинолентах, как «Мы из Кронштадта», «Великий гражданин», «Депутат Балтики».
Смотровая площадка на горе Урал
Отсюда обычно начинаются все экскурсионные маршруты по городу. Горой Урал горожане назвали смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на Сарапул. Конечно же, назвав холм, на котором обустроена площадка, горой, местные жители несколько погорячились, но вместе с тем площадка стала очень популярна. Сюда приходят люди, чтобы полюбоваться закатом, а влюбленные пары встречают здесь рассвет.
Купеческие дома
Туристическим городом не является Сарапул. Достопримечательности его тем не менее вызывают большой интерес у всех, кто приезжает сюда по личным или служебным делам.
Дача Башенина — великолепное белоснежное здание, которое было возведено в 1909 году, в лесистой части города. Его владельцем стал П. А. Башенин — купец, меценат, уважаемый житель Сарапула. Проект разработал архитектор И. А. Чарушин. Здание было решено строить в стиле модерн, который на тот момент, был очень популярен в России.
Интересной особенностью этого здания является некая оптическая иллюзия: глядя на него издалека, или рассматривая фото, вы подумаете, что оно деревянное. На самом деле построено оно из камня, который имитирует дачную деревянную архитектуру. После смерти П. А. Башенина дачу унаследовал его младший брат Петр, который жил здесь до 1917 года.
Затем особняк был национализирован. В нем организовывали и санаторий для беспризорных детей, и хирургический корпус, и туберкулезный диспансер, и даже комиссариат. С 1991 года здание вместе с прилегающим к нему парком присоединили к Музею истории. Здесь были проведены восстановительные работы, и в 1995 году, знаменитая дача распахнула свои двери для посетителей. Сегодня это очень популярная и узнаваемая достопримечательность города.
Дом Корешева
Для купечества всегда был привлекателен Сарапул. Достопримечательности, сохранившиеся до наших дней, лишь подтверждают, что богатые купцы просто соревновались, стремясь построить для своих семей роскошные дворцы с невероятными архитектурными изысками.
Принял участие в этом состязании и лесопромышленник, общественный деятель П. Ф. Корешев. Он заказал проект архитектору И. А. Чарушину, и вскоре был построен особняк с чешуйчатыми куполами, коваными флюгерами, великолепной отделкой фасада. Это типичный образец уральской архитектуры тех времен, в котором сочетаются элементы необарокко и модерна.
В здании располагались одновременно контора, жилые помещения и магазин. На приусадебном участке находились подсобные строения. После революции (1917 г.) здание национализировали. Более тридцати лет здесь находились городской совет, затем Дворец пионеров. А сегодня здание отдано городскому отделению ЗАГС.
Музей истории и культуры
Если вы хотите подробнее узнать о том, как развивался и жил Сарапул, достопримечательности следует начать осматривать именно с этого музея. Его строительство инициировали власти города в 1909 году. Местные жители активно поддержали это начинание. Они стали приносить интересные вещи из своих личных архивов, многие из которых представляли историческую ценность.
За долгую историю музейные фонды увеличились. Сегодня их коллекция составляет около 200 тысяч редких экспонатов. Особенностью этого музея является оформление холла – посетители попадают в старый г. Сарапул, с купеческими лавками, фотографиями известных городских династий, резными наличниками и коваными воротами.
Памятник Н. Дуровой
Эта скульптурная композиция появилась в городе летом 2014 года. Памятник Надежде Дуровой в Сарапуле установлен в честь двухсотлетия начала Европейского похода Русской армии, в котором приняла участие Н. Дурова. В честь её беззаветного служения Отечеству в городе было решено установить скульптуру работы Владимира Суровцева — народного художника РФ.
Надежда Дурова стала первой гусар-девицей, первой в России женщиной-офицером, которая приняла участие в Бородинском сражении. В Сарапуле она прожила немногим более тридцати лет. Отсюда она ушла в действующую армию, вместе с казачьим полком.
Для создания памятника властями города были выделены средства, и ко Дню города он был торжественно открыт. Памятник находится на месте, где когда-то стоял отчий дом Надежды.
Храм Ксении Петербуржской
Любителям культовой архитектуры тоже будет интересен Сарапул. Достопримечательности здесь не такие древние, как во многих наших культурных центрах, но тем не менее они представляют историческую ценность.
Действующий храм Ксении Петербуржской находится в самом центре города. Он был построен в 1911 году и в том же году освящен. Здание, построенное из жженого кирпича, выглядит величественно – расписные своды, сверкающие на солнце купола прекрасно сохранились до наших дней. Удивительно, но в советское время храм не закрыли, он оставался одним из немногих действующих храмов Поволжья.
В наши дни в храме проводятся богослужения и его посещают верующие города и его окрестностей. Территория ухожена и благоустроена – разбиты цветники, установлены лавочки.
Пожарная каланча
Это сооружение в городе часто называют «старой башней». Пожарная каланча – уникальная достопримечательность города. Таких строений в России осталось два – в Омской области и в Удмуртии.
Сарапульская каланча была построена в 1887 году по поручению городской думы. Несмотря на прошедшие столетия, и сегодня сооружение выглядит очень эффектно, несмотря на то что часть застройки, относящаяся к концу XIX века, уже давно снесена. Здание построено на одной из самых высоких точек города — на площади Свободы. Отличается выраженной центрической композицией. Самая знаменитая часть строения – пожарная вышка высотой с девятиэтажный дом.
28августа начнется отдых на т/х В.Маяковский,в программе есть город Сарапул,возможно,посетим некоторые места(а я уже ознакомилась с ними!).Спасибо за интересную информацию!
Источник
Викторина о городе Сарапуле
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны. Богата событиями история Сарапула, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего.
Предмет: | Классному руководителю |
Категория материала: | Другие методич. материалы |
Автор: | Алабужева Людмила Викторовна это Вы? |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
Размер: | 755.50 Kb |
Полезно? Поделись с другими:
Просмотров: 73 Скачиваний: 23
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.
Посмотрите также:
Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]
Источник
"Мой город- Сарапул"
Цель: закрепить знания детей о родном городе. Вызывать интерес к изучению своего города.
Задачи: 1. Уточнить с детьми информацию о родном городе.
2. Воспитывать любовь к родному городу.
3. Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным городом и его жителями.
4. Активизировать в речи детей слова — определение прилагательных «Сарапул — какой?»
5. Организация работы с родителями.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки, жетоны, белые листы бумаги, карандаши, краски, кисти, картинки с изображением различных мест города Сарапула.
Предварительная работа: домашнее задание для родителей с детьми — чтение книги «Как Ивашка Балей стал и как в историю попал» г. Сарапул – 2006г.
Вступление:
Девочка читает стихотворение о городе Сарапуле.
Ты на горных уральских отрогах
Величаво стоишь над рекой.
На Руси городов очень много,
Но на Каме один ты такой.
Отражаются камские зори
В куполах православных церквей,
И в малиновых утренних звонах —
Нет прекрасней тебя и светлей.
Светлана Бурашникова «Мой Сарапул»
Воспитатель: Ребята, скажите мне, о чем это стихотворение? Как называется наш город?
Сегодня мы с вами узнаем, как хорошо вы знаете наш город.
Я приглашаю вас родители вместе со своими детьми принять участие в викторине посвященной нашему городу.
(Выходят 3 команды, состоящие из одного взрослого и одного ребенка. )
Воспитатель представляет команды и объясняет правила викторины:
Вам нужно будет пройти несколько этапов нашей викторины и выполнить задания. На каждом этапе за правильное прохождение вы будите получать жетон. У кого в конце викторины окажется больше жетонов тот и будет объявлен победителем. Представляю вам наше жюри, которое будет следить за правильностью выполненных вами заданий, и записывать, сколько жетонов вы получили.
Воспитатель: итак, предлагаю начать. Первый этап викторины называется «вопрос-ответ».
Каждому из вас, по очереди, я задам вопрос о Сарапуле. За правильный ответ вы получите жетон.
1)Город Сарапул раньше был селом, как называлось это село?
2) Почему изба курной называлась? («Потому, что в ней дым курился. Затопит мать печку, а трубы нет…… Вот он из печи по избе поднимается кверху и выходит на улицу через маленькое оконце, которое выше других прорублено…»)
3) Почему наш город назвали именно «Сарапул»? (Название происходит от татарских слов «сара» и «пул», что означает — «желтая рыба», так когда-то называли стерлядь.
1) Назови улицу, на которой находится твой дом? (Заранее узнаем у родителей)
2) Как называется река, на которой находится наш город? (Кама)
3) Чего в избе не видно? (Тепла)
Воспитатель: с первым этапом викторины вы справились, переходим ко второму.
Второй этап викторины называется «Достопримечательности города»
Сейчас вам нужно будет соотнести картинку и название этого места.
( для каждой команды заранее подготовлены фотографии различных достопримечательностей города : Дача Башенина, Храм Николая Чудотворца, Музей истории и культуры Среднего Прикамья, паровоз — памятник.)
Пока участники выполняют задание проходит игра со зрителями «Какой у нас город» (зрители должны по очереди называть прилагательные о нашем городе, кто назовет больше прилагательных, тот получит жетон и может подарить его понравившейся команде)
Заканчивается второй этап викторины, участники получают жетоны за правильно-выполненное задание
Воспитатель: Третий этап викторины называется «Объяснялки»
Обратите внимание на экран, вам нужно будет выбрать из предложенных детей, кто будет вам рассказывать о каком либо здании в нашем городе, вам необходимо будет отгадать о каком здании идет речь. Если команда не отгадывает, дается право отгадать другой команде и заработать себе еще жетон.
(На экране видеоролики на которых дети рассказывают о различных зданиях города не называя их. Больница, магазин, музей, детский сад, школа, аптека.)
Воспитатель: Четвертый этап викторины последний. Он называется «Пословицы». В книге про Ивашку Балю вы непременно увидели большое количество пословиц. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы их запомнили. Я буду называть начало пословицы, а вам нужно будет сказать конец. За правильный ответ вы получите жетон.
Воспитатель: Наша викторина подходит к концу, осталось только выяснить, кто оказался победителем. А пока жюри подсчитывает, сколько жетонов набрала каждая команда, предлагаю и участникам и зрителям немного порисовать. Пусть каждый нарисует свой дом.
(Все рисуют, звучат песни о Сарапуле, на экране слайд-шоу «город Сарапул»)
Жюри объявляет победителя, все участники получают сладкие призы. И приглашаются на выставку рисунков, которые сами нарисовали.
Воспитатель: каждый нарисовал свой родной дом, этих домов стало так много, что получился целый город. Посмотрите, какой он у нас красивый и большой, сколько в нем много разных зданий и красивых мест.
Источник