По индексу готовности к электронному правительству Беларусь сохранила свои позиции как страны с высоким уровнем его значения

Результаты внедрения электронного правительства


Принципы и цели создания электронного правительства. Основные документы, примеры из российской и международной практики. Участие граждан в формировании политики и управлении муниципалитетом, регионом, страной.

Развитие информационного общества невозможно без электронного правительства. Это понятие все чаще встречается в обиходе (англ.: e-government) и означает новую форму устройства деятельности органов власти, обеспечивающую за счет применения ИКТ качественно новый уровень получения госуслуг и информации о результатах работы государственных органов. Кроме того, используется и более общее понятие электронное государство, охватывающее весь спектр общественных отношений власти и общества.

Используется также термин электронное управление, который можно соотнести с комплексом методов внедрения электронного государства и электронного правительства.

В последние годы российским правительством сделаны важные шаги на пути перехода к электронному государству:

  • 2002 г. – принята федеральная целевая программа «Электронная Россия» (/internet-law.ru/intlaw/laws/e-rus.htm);
  • 2008 г. – утверждена Стратегия развития информационного общества (/rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html);
  • 2010 г. – принята Государственная программа «Информационное общество» (2011-2020) (/government.consultant.ru/images/1/526/1526423.zip).

Назовём основные характеристики электронного правительства, важные как для граждан, так и для организаций:

  • удобство получения информации о деятельности государственных органов;
  • удобство получения государственных услуг;
  • оперативность получения информации и услуг.

Переход к электронному правительству необходим и государству, поскольку гарантирует повышения результативности и эффективности государственного управления. Проблемы с внедрением электронного государства в Российской Федерации носят не технический, а организационно-правовой характер.

В настоящее время параллельно происходят значимые для нашего общества процессы: с одной стороны, формируется инфраструктура электронного правительства, изменяется правовая база, чиновники получают новые навыки применения ИКТ в государственной службе; с другой стороны – население привыкает к новым формам обслуживания. Существенным компонентом программы создания электронного правительства является переход к предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Для гражданина очень важно, чтобы услуга удовлетворяла его потребности, не требовала лишних затрат времени и денег, была безопасной, надежной и законной. Для этого необходима однозначная идентификация получателя услуги, о чем будет рассказано в отдельной лекции.

Процесс перехода органов государственной власти к предоставлению государственных услуг в электронном виде должен происходить поэтапно (рис. 2.1). В 2012 г. Россия должна находиться уже на пятом (завершающем) этапе. Однако некоторые услуги имеют более длительные сроки реализации, например, предоставления услуги Минздравсоцразвития России — проведение медико-социальной экспертизы и информирование об услугах по реабилитации инвалидов — планируется на декабрь 2015 г.

Рис. 2.1. Основные этапы перехода к предоставлению электронных услуг

Сведения о государственных услугах могут быть получены через:

  • официальные сайты органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • информационные киоски;
  • многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • публичные центры правовой информации на базе региональных и муниципальных библиотек;
  • центры телефонного обслуживания.

В 2011 году были приняты значимые нормативные правовые акты, развивающие область правомочности внедрения электронного правительства и электронных услуг, среди которых важнейшим является Федеральный закон № 210-ФЗ (/rg.ru/2010/07/30/gosusl-dok.html). В частности, он регламентирует:

  • перечень так называемых «лично предоставляемых документов» — п.4. ст.7;
  • перечень документов — результатов оказания государственных (муниципальных) услуг п.2 ч.1 ст.9 и п.3 ч.1 ст.9.

Важной новацией данного федерального закона является установленный для органов, ответственных за предоставление государственных (муниципальных) услуг, запрет требовать от заявителя:

  • предоставления информации и документов, которые находятся в распоряжении государственных органов;
  • осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг и связанных с обращением в иные государственные органы.

Значимым аспектом деятельности электронного правительства является вовлечение граждан в процессы управления муниципалитетом, регионом, страной. Задача публичного обсуждения вопросов, формирования и отправки в публичных коллективных обращений граждан и публичной оценки гражданами полученных от организаций ответов требует серьезной подготовки.

Для этих целей Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало систему «Электронной демократии» и соответствующий портал (/e-democratia.ru/).

Любой зарегистрированный пользователь на этом портале может участвовать в обсуждении документов и сообщать об имеющихся проблемах. Отметим, что регистрация на портале не представляет никакой сложности и требует указания фамилии, имени и отчества пользователя, номера мобильного телефона и адреса электронной почты, на который поступает подтверждение регистрации.

Новой и интересной формой обращений граждан является сервис «Проблемы на карте» (рис. 2.2). В доступной и образной форме можно увидеть имеющиеся в конкретном районе нарушения, например, общественного порядка или правил дорожного движения. Благодаря элементам управления можно отследить новые нарушения или исправленные проблемы и сделать выводы о деятельности или бездеятельности органов власти. И при необходимости подать жалобу в вышестоящие инстанции.


Рис. 2.2. Единый портал электронной демократии – сервис «Проблемы на карте»

На упомянутом выше портале широко представлены обучающие материалы для населения (/social.e-democratia.ru/) как по системе «Электронная демократия», так и по использованию информационных технологий (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Единый портал электронной демократии – обучающие материалы

Обучающие материалы подготовлены в виде интересных и доступных для понимания широкого круга пользователей видеороликов и могут быть рекомендованы для самостоятельного изучения.

Нужно отметить, что в сети Интернет уже появилось достаточно большое количество видеоматериалов, посвященных деятельности электронного правительства и оказанию оказания электронных услуг. Приведем несколько примеров из российской и международной практики:

Ролик «Электронное правительство»

Ролик «Обслуживание в ЦОНе Шымкента…» (Казахстан)

Ролик «Кратко об «Электронном правительстве» Свердловской области»

* * *
Таким образом, электронное правительство представляет собой новую форму устройства деятельности органов власти за счет применения ИКТ. Благодаря новым технологиям становятся возможными не только информирование граждан о работе государственных органов или предоставление различных электронных услуг, но и активное участие граждан в публичном обсуждении политических и законодательных вопросов — электронная демократия.

Практика

Упражнение 2.1

С помощью любой информационно-поисковой системы (ИПС) из приведенного ниже списка найдите сведения о следующих органах государственной власти:

  • Правительство Российской Федерации
  • Администрация субъекта федерации
  • Районная администрация
  • Муниципальное образование по месту вашего проживания

Возникли ли у вас затруднения при проведении поиска?

Содержали ли найденные вами сайты контактные данные государственных служб (адреса, телефоны, электронная почта, график работы)? Легко ли вы их нашли?

Источник

По индексу готовности к электронному правительству Беларусь сохранила свои позиции как страны с высоким уровнем его значения

Данный обзор публикуется каждые два года и основывается на результатах исследований развития технологий электронного правительства в 193 странах мира, которые проводятся Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (UNDESA).

В результате таких исследований вычисляется индекс готовности к электронному правительству указанных стран и формируется соответствующий рейтинг. Данный индекс является интегральным показателем, характеризующим уровень готовности государств использовать современные информационно-коммуникационные технологии для функций управления.

Основными составляющими (субиндексы) индекса готовности к электронному правительству являются:

  • субиндекс веб-услуг;
  • субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры;
  • субиндекс человеческого капитала.

По итогам проведенного ООН исследования к 2020 году Беларусь заняла 40 место по индексу готовности к электронному правительству в рейтинге, сохранив свои позиции как страны с высоким уровнем его значения. По сравнению с 2018 годом индекс готовности к электронному правительству Беларуси вырос на 5,8 % в 2020 году.

Справочно
В 2018 году значение индекса готовности к электронному правительству Республики Беларусь соответствовало 38 позиции, а в 2016 – 49.

Сохранение позиций в топ-40 стран по уровню развития технологий электронного правительства стало преимущественно результатом проведенной работы в рамках ранее выполненных государственных программ и реализующейся в настоящее время Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы.

При этом практические результаты многих проектов последней программы станут доступными широкому кругу пользователей по итогам ее завершения с 2021 года (ID -карта для удаленной идентификации, электронные сервисы, реализуемые на базе создаваемых информационных систем, масштабирование проекта «Электронный рецепт» и «Электронная школа» в пределах республики) , что повысит уровень применения информационных технологий в государственном секторе и однозначно окажет влияние на повышение позиции в рассматриваемом рейтинге Беларуси, публикация которого состоится в 2022 году.

Вместе с тем к 2020 году Беларусь по уровню развития электронного правительства опередила в рейтинге такие страны как Бельгия, Греция, Латвия, Китай, Кувейт, Малайзия, Саудовская Аравия, Сербия, Словакия.

Среди государств – участников ЕАЭС лидирующие позиции в рейтинге по индексу электронного правительства заняли Казахстан (29 место), Россия (36 место), далее расположились Беларусь (40 место), Армения (68 место) и Киргизия (83 место).

В целом лидерами данного рейтинга в мировом масштабе стали: Дания (удержавшая первенство, полученное в 2018 году), Республика Корея (с 2010 года традиционно выступающая в нем на лидирующих позициях), Эстония (практические результаты внедрения технологий электронного правительства с 16 позиции переместили страну на 3 место в рейтинге).

В аспекте отдельных направлений развития электронного правительства, формирующих соответствующие субиндексы, фактические результаты Беларуси оценены следующим образом.

К 2020 году, согласно обзору ООН, наша страна сохранила лидерство в регионе Восточной Европы по уровню развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Субиндекс телекоммуникационной инфраструктуры за 2 года вырос на 20,3 %.

Уже традиционно в обзоре отмечен очень высокий уровень развития человеческого капитала в Беларуси. Прирост значения соответствующего субиндекса Республики Беларусь относительно 2018 года составил 2,6 %.

В соответствии с оценкой ООН уровень развития электронных услуг в Республике Беларусь не претерпел значительных изменений по сравнению с 2018 годом (субиндекс веб-услуг соответствует значению 0,7). Отметим, что на фоне работы по переводу административных процедур и государственных услуг в электронную форму в рамках реализации ряда мероприятий Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 – 2020 годы к 2021 году будет фактически завершено создание современной технологической основы для ускоренного внедрения и широкого использования электронных услуг для граждан и бизнеса.

В предстоящий период планируется, что в рамках Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы на базе обозначенных результатов будут активно развиваться электронные услуги на принципах их проактивности (оказание услуги преимущественно не по заявлению, а по факту наступления жизненной ситуации) и комплексности предоставления (по запросу на получение электронной услуги пользователю доступен весь спектр необходимых для этого операций в электронной форме).

Помимо основных субиндексов в обзоре ООН представлены дополнительно изученные в рамках исследования параметры, характеризирующие уровень развития электронного правительства.

Так, отмечено, что Республика Беларусь по итогам 2018 – 2019 годов получила высокое значение по индексу развития открытых государственных данных (значение индекса соответствует 0,96). Такие результаты достигнуты за счет создания в 2018 году Национального портала открытых данных (data.gov.by), на котором уже опубликовано более 100 наборов. В настоящее время ведутся работы по созданию нормативных правовых условий для его активной эксплуатации заинтересованными.

По уровню электронного участия (e-participation) Беларусь согласно обзору ООН вошла в подгруппу стран с очень высоким уровнем значением индекса развития электронного участия (0,7 – 1), заняв итоговое 57 место в рейтинге по данному параметру совместно с Филиппинами, Парагваем, ЮАР и Индонезией. Первенство поделили Эстония, Республика Корея и США.

Более подробно с обзором ООН можно ознакомиться (на английском языке) по ссылке: /publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20(Full%20Report).pdf , а также на сайте ООН размещена база данных по электронному правительству, где, помимо отчетов за весь период исследований, доступен аналитический инструментарий для проведения анализа развития стран по данному направлению: /publicadministration.un.org/egovkb/en-us/Data-Center .

Результаты и аналитика, представленные в обзоре ООН 2020 года по электронному правительству, детально изучаются и будут учтены Министерством связи и информатизации при формировании Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы в целях обеспечения стабильного развития технологий электронного правительства в стране в интересах ее граждан, а также закрепления высоких позиций по данному направлению в мировом масштабе.

Источник



Результаты внедрения электронного правительства

Минэкономразвития подведены итоги мониторинга качества оказания госуслуг в электронной форме по итогам 2020 года, а также сформирован рейтинг субъектов Российской Федерации. Подробнее с рейтингом можно ознакомиться в дайджесте Минэкономразвития России «Государственное регулирование в условиях COVID-19. Итоги 2020».

В аналитическом обзоре представлены итоги года по следующим направлениям: регуляторная гильотина, оценка регулирующего воздействия, трансформация делового климата, контрольная(надзорная) деятельность, разрешительная деятельность, аккредитация, госуслуги, оценка соответствия.

В обзоре можно ознакомиться с информацией по новым нормативным правовым актам, статистикой, рейтингами регионов в представленных сферах. Так, например, в 2020 году были приняты: Федеральный закон «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Количество обращений в центры госуслуг (МФЦ) и на Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) росло на протяжении всего года. За период с 30 марта по 20 декабря 2020 года 87 596 486 обращений в МФЦ и 182 093 970 обращений на ЕПГУ. Самая популярная услуга в электронном виде: информирование зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования (10 284 471 обращение).

Также в аналитическом обзоре представлены: рейтинг качества проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах РФ, итоги конкурса «Лучший МФЦ России» и рейтинг качества оказания госуслуг в электронном виде в субъектах РФ.

Источник

Развитие электронного правительства в России: проблемы и перспективы

Введение. В статье дается оценка развития электронного правительства в России с 2008 по 2018 год. Электронное правительство способствует формированию информационной инфраструктуры государства, повышает эффективность предоставления услуг населению и привлекает общественность к участию в процессе разработки и принятия решений правительства. В данной работе представлен сравнительный анализ развития электронного правительства России с другими странами. Основные проблемы совершенствования электронного правительства в России определены на основе Индекса развития электронного правительства ООН. Этот показатель позволяет оценить, готово ли государство предоставлять электронные услуги гражданам и каковы возможности использования информационных и коммуникационных технологий для предоставления таких услуг.

Материалы и методы. Электронное правительство является предметом изучения широкого круга дисциплин, в том числе политической коммуникации и социологии. В настоящее время ученые уделяют все большее внимание изучению технологических факторов, оборудования и культуры в области внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); исследования электронного правительства стали более диверсифицированы. Российские ученые преимущественно сосредоточены на статистических данных по внедрению электронного правительства и изучении последствий для государственного управления и общества. Данное исследование основано на следующих методах: 1) контент-анализ официальных документов Российской Федерации по внедрению электронного правительства; 2) заявления и интервью официальных властей; 3) мониторинг средств массовой информации; 3) анализ международных и национальных статистических данных.

Результаты исследования. У России относительно хорошие показатели развития электронного правительства в мире (согласно Индексу развития электронного правительства ООН), электронное правительство внедряется довольно быстро. Но, по сравнению с ведущими странами, Россия по-прежнему сильно отстает от лидеров по следующим причинам: огромная территория; низкий уровень распространения электронных услуг; низкая активность мобильной связи; слабая динамика увеличения числа пользователей Интернета; отсутствие необходимой нормативно-правовой базы; низкая компьютерная грамотность многих государственных чиновников.

Ключевые слова

Об авторе

Одинцовский филиал МГИМО МИД России
Россия
Литвинова Татьяна Николаевна,
доктор политических наук, профессор кафедры регионального управления и
национальной политики

Список литературы

1. Атаисматов И. Электронное правительство // Наука и современность. 2016. № 48.

2. Дьякова Е.Г. Переход к электронному правительству в России: как формировалась нормативно-правовая база // Устойчивое развитие России: вызовы, риски, стратегии // /elibrary.ru/item.asp?id=26338378

3. Дьякова Е.Г. Мягкая сила как проявление «административной моды» (на примере электронного правительства Китая) // Дискурс-Пи. 2014. № 4(11).

4. Габазова Я.Д., Голева Г.А. Международная оценка развития электронного правительства Российской Федерации (на примере Индекса развития электронного правительства ООН) // Молодой исследователь Дона. 2017. №5 (8).

5. Любимов И.С., Иванова Е.Ю. Электронное правительство: особености функционирования, специфика внедрения и совершенствования // Экономика и управления: актуальные проблемы и тенденции развития. Материалы II Межвузовской студенческой научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во Тамбовского университета им. Г.Р. Державина, 2019.

6. Петрова Е.А. Методические вопросы определения развития электронного права: международный и российский опыт // Коммуникации и общество. 2015. № 3.

7. Российская газета. 2016. 23 октября // /rg.ru.

8. Сысоева Е.А. Совершенствование системы государственного управления путем реализации концепции электронного правительства // Системные технологии. 2017. № 24.

9. Alshehri M., Drew, S. Implementation of e-Government: Advantages and Challenges. IASK E-ALT2010 CONFERENCE PROCEEDINGS. 2010 // /core.ac.uk.

10. Grönlund A. Introducing e-Gov: History, defnitions, and issues // Communications of the Association for Information Systems. 2004. No. 15.

11. Heeks R. Analyzing e-government research: Perspectives, philosophies, theories, methods, and practice // Government Information Quarterly. 2007. No. 24 (2). April.

12. Ndou V. E-government for developing countries: opportunities and challenges // The Electronic Journal on Information Systems in Developing Countries. 2004. No. 18 (1) // /onlinelibrary.wiley.com.

13. Norris D.F. Advancing E-Government at the Grassroots: Tortoise or Hare? // Public Administration Review. 2015. No. 75.

14. Teplov A.V., Belchenko A.S., Kuzmina G.V. E-Government: The Introduction of Electronic State Services in the Russian Federation // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2017. No. 19 (1).

15. Yengibaryan R. The institution of presidency in the USA // Giornale di Storia Costituzionale. Volume 33. Issue 1. 2017.

16. Yengibaryan R. Ethnicity and citizenship as key factors shaping human personality and behavior // Giornale di Storia Costituzionale. Volume 27. 2014.

Для цитирования:

Литвинова Т.Н. Развитие электронного правительства в России: проблемы и перспективы. Право и управление. XXI век. 2018;(3):60-68. /doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-60-68

For citation:

Litvinova T.N. Development of E-government in Russia: Problems and Prospects. Journal of Law and Administration. 2018;(3):60-68. (In Russ.) /doi.org/10.24833/2073-8420-2018-3-48-60-68

alt=»Creative Commons License» width=»»/>
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Источник

Похожее:  Война за Испанское наследство 1701 1714 причины участники итоги
Рубрики Результат