Понятие физического развития человека характеристика факторов влияющих на развитие человека Основные показа



Физическое развитие

совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Каждому возрастному периоду индивидуального развития соответствует определенная степень Ф. р. Изучение последнего основывается на использовании антропометрических методов (см. Антропометрия) исследования таких показателей, как Рост, Вес тела, степень полового созревания (Половое созревание) и др., оценке их соответствия Полу и Возрасту обследуемого с помощью ростовесовых таблиц.

Физическое развитие является одним из важнейших показателей состояния здоровья. Определенное влияние на Ф. р. оказывают наследственность, социально-экономические условия, питание, занятия физической культурой.

Наиболее важное значение имеет оценка Ф. р. у детей и подростков при проведении диспансеризации, позволяющая выявить наиболее ранние признаки таких заболеваний, как ожирение, нанизм, гигантизм, гипогонадизм, преждевременное половое развитие, а также нарушения питания, чрезмерную физическую нагрузку, неблагоприятные социально-бытовые условия.

II

1) процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма в процессе его индивидуального развития;

2) совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность; оценивается методом антропометрии, обобщенные данные которой служат одним из показателей состояния здоровья населения.

Источник

Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, динамометрия)?

Понятие физического развития человека, характеристика факторов, влияющих на развитие человека. Основные показатели физического развития. Особенности относительной активной и малоактивной массы тела. Роль наследственности в особенности телосложения.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.10.2017
Размер файла 317,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на /allbest.ru/

Приморский институт железнодорожного транспорта — филиал федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный профессиональный университет путей

сообщения» в г. Уссурийске

Факультет среднего профессионального образования

По физической культуре

Тема: Что понимается под физическим развитием человека, от чего оно зависит, как его определяют (рост, вес, окружность грудной клетки, динамометрия)?

Юсупов Динмухамад Режевалиевич

1. Что понимается под физическим развитием человека

2. Факторы влияющие на развитие человека

3. Определение физического развития

В в едение

При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: «Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?» И дело не только в том, что мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.

Жизнь человека — это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост — это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие — качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.

Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.

Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети похожи на родителей. Наследственная программа передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, это материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.

В настоящее время во многих странах мира широко вводится культ здоровья. Он всячески морально и материально поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Данная идея не нова, еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит Древняя Греция и ее художественное наследие, которое дошло до наших дней.

Познакомившись с нижеизложенным материалом можно будет судить о соответствии исследуемых параметров возрастным и региональным нормативам, гармоничности развития, оценить вклад наследственности в особенности телосложения.

1. Что понимается под физическим развитием человека?

Физическое развитие — это процесс изменения форм и функций организма человека вследствие естественного роста, составная часть физического воспитания. В понятие физического развития наряду с такими признаками, как рост, вес, окружность груди, входят также показатели развития основных двигательных качеств (быстрота, сила, выносливость) и способностей к овладению двигательными навыками. Физическое развитие во многом зависит от наследственных признаков, однако направление физического развития, его характер, уровень, а также физические качества и способности в большей степени зависят от условий жизни и воспитания.

При занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящих под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражаются ещё и такие количественные показатели, как: ЧСС, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм и вносить корректирующие поправки в процесс тренировочных занятий.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.

2 . Факторы влияющие на развитие человека

Похожее:  Где можно узнать результаты флюорографии

Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

3. 1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

3. 2. Показатели здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

3. 3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса.

Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.

3 . Определение физического развития

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Рост, вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, силу мышц измеряют с помощью специальных приборов.

Рост (длина тела) измеряется антропометром (ростомером), вес (масса тела) определяется на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды при максимальном обнажении человека, окружность грудной клетки — сантиметровой лентой, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — водным или сухим спирометром, сила мышц — динамометрами. С помощью динамометров определяют силу мышц — сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мышц-разгибателей позвоночного столба (становая динамометрия).

При оценке физического развития обычно рассматривают:

· форму грудной клетки, принимают во внимание

· форму ног и стопы;

· тип сложения человека рост;

· жизненную емкость легких (ЖЕЛ);

· силу мышц кисти;

Осанка. Это — привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения. В сохранении правильной осанки главную роль играет не сила мышц, а согласованность произвольного и непроизвольного тонического напряжения различных мышечных групп.

Гармоничное физическое развитие и здоровье связаны с правильной осанкой. Она является одним из свойств телесной красоты человека и в определенной степени выражает внешне его поведенческие черты (чувство достоинства, собранность и т.п.).

Занятия физическими упражнениями, спортом способствуют увеличению объема грудной клетки, ее диаметров. У спортсменов чаще наблюдается цилиндрическая форма. Для не занимающихся спортом характерна коническая форма грудной клетки. У взрослых, ведущих малоподвижный образ жизни, наблюдается уплощенная грудная клетка. У лиц с уплощенной грудной клеткой может быть снижена дыхательная функция.

Форма ног. Наблюдается нормальная, X-образная и О -образная форма ног. При нормальной форме ног в основной стойке пятки, внутренние лодыжки, икры, внутренние мыщелки и вся внутренняя поверхность бедер или соприкасаются, или между ними есть небольшие просветы в области коленей и над внутренними лодыжками.

Рост (длина тела). Это — важный показатель физического развития. У девушек длина тела увеличивается до 17-19 лет, у юношей — до 19-22 лет. На рост влияет много факторов — питание, заболевания (особенно желез внутренней секреции, таких как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники), географическая среда и климатические условия, двигательная нагрузка. Но, прежде всего, на рост влияет наследственность.

Масса тела. Включает жир тела, вес скелета, скелетные мышцы и воду.

Выделяют относительно активную в энергетическом отношении массу тела (клеточная вода, все белки и весь минерал в клетках и внеклеточной жидкости) и относительно малоактивную (жир тела, костный минерал, внеклеточная вода).

Путем определения индекса активной массы (ИАМ) можно определить степень развития мускулатуры:

где M — активная масса тела (кг);

Р — рост тела (м).

Чем выше тренированность, тем выше ИАМ. Например, у подростков, не занимающихся спортом, ИАМ составляет 0,77 — 0,86, а у спортсменов — 0,98 — 1,04.

На практике для получения оперативной информации, как правило, ограничиваются определением весовых значений общего жира, мышечной массы, массы скелета и подкожного жира.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха.

ЖЭЛ измеряется с помощью спирометра . Обследуемый предварительно 2-3 раза делает глубокий вдох и выдох, а затем, сделав максимальный вдох, плотно берет в рот мундштук спирометра и, зажав свободной рукой нос, равномерно выдыхает воздух до отказа. Измерение проводится три раза, учитывается наибольший показатель.

ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размеров тела, состояния тренированности и определяется с помощью спирометра. Она бывает в следующих пределах: у мужчин — 3,5-5,0 литров; у женщин — 2,5-4,0 литра. У спортсменов эта величина может достигать: у мужчин 7,0 литров и более, у женщин — 5,0 литров и более. В отдельных случаях у людей очень высокого роста ЖЕЛ может достигать 9,0 литров.

Сила мышц кисти. Для измерения сгибательной силы кисти используют метод кистевой динамометрии. Динамометр берут в руку циферблатом внутрь. Руку вытягивают в сторону на уровне плеча и максимально сжимают динамометр. Проводятся по два измерения на каждой руке, фиксируется лучший результат. Средние показатели силы правой кисти (если человек правша) у мужчин — 35 — 50 кг, у женщин — 25 — 33 кг, средние показатели силы левой кисти обычно на 5 — 10 кг меньше.

Любой показатель силы обычно тесно связан с объемом мышечной массы, т.е. с массой тела. Поэтому при оценке результатов динамометрии важно учитывать как основную абсолютную силу, так и относительную, т.е. отнесенную с массой тела. Они выражаются в процентах. Для этого показатель силы правой кисти умножается на 100 и делится на показатель массы тела. Средние показатели относительной силы у мужчин — 60 -70% массы тела, у женщин — 45 — 50%.

Становая сила. Сила мышц разгибателей спины измеряется становым динамометром. Его ножка закрепляется на полу (или на нее становятся ногами), ручка устанавливается на уровне коленей. Обследуемый должен равномерно, без рывков тянуть за ручку с максимальной силой, сохраняя прямыми руки и ноги. Становую силу нельзя измерять при болях в пояснице, при повреждении мышц живота и спины, а у женщин — во время менструации и при беременности. физическое развитие человек

Похожее:  Quot Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае инвентаризация qu

Становая сила взрослых мужчин в среднем равна 130 — 150 кг, женщин — 80 — 90 кг.

Показатель относительной силы определяется, как и при кистевой динамометрии и в среднем составляет 180 — 240%. Величина относительной становой силы менее 170% считается низкой, 170 — 200% — ниже средней, 200 — 230% — средней, 230 — 250% — выше средней, выше 260 — высокой.

Физическое развитие сочетается с сопротивляемостью организма, особенно простудным заболеваниям. Умело используя законы физического развития человека, можно в принципе воздействовать на организм человека так, чтобы обеспечить гармоническое совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность, необходимую для творческого труда, и даже «отодвинуть» сроки старения, увеличив тем самым активное долголетие человека.

Физическое здоровье — это показатель физического развития человека. Оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы.

Список литературы

1. Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни»

2. И.П. Березин, Ю.В. Дергачев «Школа здоровья»

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

реферат [170,4 K], добавлен 09.03.2017

Концепция человеческого развития. Долголетие и здоровье человека. Состояние духовного, физического и социального благополучия. Основные периоды старения человека. Симптомы и предвестники старости. Качество медицинских услуг и доступ к медицинской помощи.

реферат [19,0 K], добавлен 03.10.2012

Характеристика основных форм деятельности человека. Отличительные черты физического и умственного труда. Анализ понятия работоспособности, которая проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени, ее фаз и динамики.

реферат [139,2 K], добавлен 23.02.2010

Условия жизни современного человека. Гигиенические требования к воздуху. Светопроемы учебных помещений. Химический состав воздуха. Показатели развития ребенка. Гигиенические требования к классной мебели. Соответствие роста школьника размерам мебели.

курсовая работа [58,7 K], добавлен 20.01.2011

Понятие условий труда как совокупности факторов производственной среды, влияющих на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Виды опасных и вредных факторов в работе технолога: физические, химические, биологические и психофизиологические.

Источник

Физическое развитие

Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства [1] . Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма [2] (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности [1] .

Содержание

Общие сведения

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического развития и телосложения человека в значительной мере зависят от его конституции.

Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населения [2] . Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и отражают общие закономерности роста и развития, но в то же время существенно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.

Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризуется определённым комплексом связанных между собой и с внешней средой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с высокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной работоспособности.

Неблагоприятные факторы, оказывающие воздействие во внутриутробном периоде и в раннем детском возрасте, способны нарушить последовательность развития организма, иногда вызывая необратимые изменения. Таким образом, факторы внешней среды (условия питания, воспитания, социальные, наличие заболеваний и другие) в период интенсивного роста и развития ребёнка могут оказать бо́льшее влияние на рост, чем генетические либо другие биологические факторы [1] .

Основные параметры

В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата [3] . Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния [4]

  1. Аэробная выносливость — способность длительно выполнять работу средней мощности и противостоять утомлению. Аэробная система использует кислород для превращения углеводов в источники энергии. При длительных занятиях в этот процесс вовлекаются также жиры и, частично, белки, что делает аэробную тренировку почти идеальной для потери жира.
  2. Скоростная выносливость — способность противостоять утомлению в субмаксимальных по скорости нагрузках.
  3. Силовая выносливость — способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера. Силовая выносливость показывает насколько мышцы могут создавать повторные усилия и в течение какого времени поддерживать такую активность.
  4. Скоростно-силовая выносливость — способность к выполнению достаточно длительных по времени упражнений силового характера с максимальной скоростью.  — способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет эластичности мышц, сухожилий и связок. Хорошая гибкость снижает риск травмы во время выполнения упражнений.
  5. Быстрота — способность максимально быстро чередовать сокращение мышц и их расслабление.
  6. Динамическая мышечная сила — способность к максимально быстрому (взрывному) проявлению усилий с большим отягощением или собственным весом тела. При этом происходит кратковременный выброс энергии, не требующий кислорода, как такового. Рост мышечной силы часто сопровождается увеличением объема и плотности мышц — «строительством» мышц. Помимо эстетического значения увеличенные мускулы менее подвержены повреждениям и способствуют контролю веса, так как мышечная ткань требует калорий больше, чем жировая, даже во время отдыха.  — способность выполнять координационно-сложные двигательные действия.
  7. Состав тела — соотношение жировой, костной и мышечной тканей тела. Это соотношение, отчасти, показывает состояние здоровья и физической подготовки в зависимости от веса и возраста. Избыточное содержание жировой ткани повышает риск развития болезней сердца, диабета, повышения артериального давления и т. д.
  8. Росто-весовые характеристики и пропорции тела — эти параметры характеризуют размеры, массу тела, распределение центров масс тела, телосложение. Эти параметры определяют эффективность определенных двигательных действий и «пригодность» использования тела спортсмена для определенных спортивных достижений.
  9. Важным показателем физического развития человека является осанка — комплексная морфо-функциональная характеристика опорно-двигательной системы, а также его здоровье, объективным показателем которого являются положительные тенденции в выше перечисленных показателях.

Физическая подготовленность и физическая готовность

Так как понятия «физическое развитие» и «физическая подготовленность» часто смешивают, следует отметить, что физическая подготовленность — это результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности.

Похожее:  Программа кружка quot Умелые руки quot

Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью.

Физическая подготовленность характеризуется уровнем функциональных возможностей различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) и развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости). Оценка уровня физической подготовленности осуществляется по результатам, показанным в специальных контрольных упражнениях (тестах) на силу, выносливость и т. д. Чтобы оценить уровень физической подготовленности, его необходимо измерить. Общая физическая подготовленность измеряется с помощью тестов. Набор и содержание тестов должно быть различно для возраста, пола, профессиональной принадлежности, а также в зависимости от применяемой физкультурно-оздоровительной программы и ее цели.

Физическая работоспособность

Работоспособность человека — умение человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью.

Источник

Основные понятия теории и методики физической культуры

Изучение любой дисциплины, как правило, начинается с освоения ее азбуки – понятийного аппарата. Понятийный аппарат дисциплины «Физическая культура» достаточно многообразен и специфичен, он насчитывает многие десятки специальных терминов.

В данной теме дана краткая характеристика следующих основных понятий физической культуры: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство, спорт.

Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека посредством применения широкого круга средств – физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов.

Характерной особенностью физической культуры является двигательная деятельность. Причем не любая, а оптимальная, целенаправленная двигательная деятельность, связанная с выполнением физических упражнений.

Упражняясь, систематически выполняя физические упражнения, человек не только приобретает двигательные умения и навыки, развивает физические качества, но и улучшает свое физическое развитие, так как одновременно совершенствуются телосложение и все функциональные системы организма. Однако это происходит только тогда, когда физические упражнения выполняются по законам физического воспитания, то есть по законам развития физических качеств, по законам формирования двигательных умений и навыков.

Физическое воспитание – вид воспитания, специфическим содержанием которого является овладение специальными физкультурными знаниями, обучение движениям, воспитание физических качеств и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Физическое воспитание – это педагогический процесс овладения ценностями физической культуры. Противоречия между понятиями «физическое воспитание» и « физическая культура» нет, они зачастую употребляются в одном и том же смысле. Физическое воспитание является видом общего воспитания. Ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый характер, учет методических принципов. Физическое воспитание выполняет и основные функции общего воспитания умственного, нравственного, трудового и эстетического.

Однако в определении понятия физического воспитания подчеркиваются его специфические особенности.

Таких особенностей выделено четыре:

1. Обучение движениям, то есть овладение рациональной техникой

различных двигательных действий (бега, ходьбы, плавания,

передвижения на лыжах, игры с мячом, прыжков и т.д.).

2. Воспитание физических качеств, таких как выносливость, сила,

быстрота, гибкость, ловкость.

При этом следует знать, что все эти двигательные способности являются врожденными, они даны человеку в виде природных задатков (в отличие от двигательных умений, которые приобретаются человеком в процессе жизни), но, как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать.

3. Передача учащимся специальных физкультурных знаний.

Если этот аспект не реализуется, то занятия приобретают форму элементарного тренинга, примитивной дрессировки.

4. Формирование у человека осознанной потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Это одна из самых насущных задач именно физического воспитания, так как в обществе нет другой равноценной силы, способной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физической культуры.

Физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков. Различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или трудовой деятельности.

Понятия «физическая подготовка» и «физическое воспитание» не идентичны. Физическая подготовка не обязательно сопровождается приобретением специальных знаний и формированием потребностей – это первое отличие от понятия «физическое воспитание». Второе отличие заключается в том, что «физическое воспитание» является педагогическим процессом, а «физическая подготовка» может осуществляться и в различных формах самостоятельных занятий.

Наряду с понятием «физическая подготовка» существует понятие «физическая подготовленность». Их следует различать.

Если физическая подготовка – это процесс, то физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки и может выражаться в конкретной количественной форме (в метрах, секундах, килограммах, баллах и т.д.).

Физическое развитие понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Для оценки физического развития используют три группы показателей:

1. Показатели телосложения – такие как рост, масса тела, осанка, размеры и

формы отдельных частей тела, степень развития мускулатуры, величина жироотложений и др. Они характеризуют морфологию человека.

2. Показатели развития физических качеств (выносливости, гибкости, силы и др.). Эти показатели характеризуют функции и свойства мышечной системы организма.

3. Показатели, характеризующие функционирование сердечно-сосудистой,

дыхательной, нервной систем, органов пищеварения, выделения,

механизмов терморегуляции, иммунитета и др.

Примерно до 25 лет, в норме, наблюдается рост большинства морфологических показателей и совершенствование функций организма. Затем до 45–50 лет физическое развитие стабилизируется на определенном уровне. В дальнейшем функциональная деятельность организма постепенно ослабевает. Могут уменьшаться формы и размеры, такие как длина тела, мышечная масса, ухудшается осанка.

Физическое развитие человека зависит от многих факторов, определяющими среди них являются: наследственность, окружающая среда и двигательная активность.

Наследственность оказывает влияние на формы и функции организма, а также на здоровье человека. Например, она обуславливает тип нервной системы, телосложение, осанку и другие показатели физического развития. Однако наследственная предрасположенность определяет лишь предпосылки

хорошего или плохого физического развития. Конечный же уровень развития форм и функций организма (роста, силы, выносливости, здоровья и т.д.) будет зависеть от условий жизни (среды) и от характера двигательной активности человека.

Среда. Среди факторов среды, наиболее значимыми для физического развития являются: питание (его калорийность, сбалансированность, режим), условия проживания (благоприятные или неблагоприятные), медицинское обслуживание, отсутствие или наличие вредных привычек, климат и экология.

Двигательная активность. Образ жизни человека, величина и характер его двигательной деятельности (вид физических упражнений, которыми он занимается) влияют на многие морфологические и функциональные показатели физического развития. Под влиянием тренировочных занятий могут улучшиться все двигательные способности. Средствами физической культуры успешно устраняется также ряд недостатков телосложения – сутулость, плоскостопие и др.

Физическое совершенство – оптимальный результат воздействия средств физической культуры, определяющий гармоничное развитие человека и его всестороннюю физическую подготовленность.

Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Источник

Рубрики Результат