Понятие метапредметные результаты образования



Метапредметные результаты: основные пути их достижения и деятельностная основа их применения

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС ОО определяют в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов новую группу метапредметных образовательных результатов. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов, которые поднимают их из межпредметности в надпредметность. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.

Концепция ФГОС ОО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В основной школе : самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Образовательный результат — ключевое понятие нового стандарта. Содержание образовательных результатов отражает их современность, перспективность, реалистичность. Посмотрим с этой точки зрения на образовательные результаты, которые, согласно стандарту, должны быть получены при изучении естественно-научных предметов школе. В чём их смысл и как они могут быть достигнуты?

Образовательные результаты ФГОС делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные. Личностные и метапредметные результаты должны достигаться усилиями, приложенными во всех школьных предметах и даже шире — во всей основной образовательной программе школы. Однако вклад в достижение этих результатов для разных предметов или предметных областей различен и определяется их спецификой.

В современной школе все больше внимания обращают на метапредметные результаты обучения. Это обусловлено не только принятием новых Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы, но и потребностями как учащихся и их родителей, так и учителей. Формирование содержания образования и направления его совершенствования определяются общими принципами:

Принцип фундаментальности содержания обучения химии.

Принцип планомерности и систематичности обучения.

Принцип соответствия логического и исторического.

Принцип оптимизации состава содержания.

Принцип проблематизации и ситуативности содержания образования.

Реализация принципа метапредметности в обучении химии имеет целью освоение учащимися универсальных способов деятельности в процессе изучения химического содержания. Речь идет об обучении школьников общим приемам, алгоритмам, схемам, образцам познавательной работы, которые являются общеучебными, но формируются при усвоении конкретного предметного материала.

В соответствии с современными подходами метапредметные результаты обучения играют инструментальную роль, обеспечивая возможности учащихся свободно использовать информационные ресурсы в различных ситуациях,

возникающих в жизни.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; Использование основных интеллектуальных операций : формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; Использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Химии принадлежит существенная роль в интеллектуальном развитии учащихся, формировании их мышления, в том числе и химического, обеспечивающего ориентацию в теоретических и практических проблемах, эффективное усвоение знаний, овладение разнообразными видами деятельности .Необходимо развивать более сложные способности , которые востребованы в современном обществе,- самостоятельно находить выход из нестандартных ситуаций, думать и действовать самостоятельно. Химия в понимании учащихся — наука о формулах и уравнениях, конструирование которых не связано с реальной действительностью. Большинство учеников не представляют то, что они изучают на уроках химии. Это создает большие трудности: учащиеся усваивают химию формально в виде словесных выражений, за которыми не стоят образы реальных явлений.

Традиционно учитель химии основное внимание обращал на научное содержание и предметные умения. Но в жизни люди не часто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений. Сегодня стало очевидным, что основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Возможно выделение блоков метапредметных результатов, включающие виды деятельности, которые должны быть освоены учащимися при изучении химии.

Блоки метапредметных результатов:

Информационная деятельность. Коммуникативная деятельность. Деятельность по решению проблем.

Виды деятельности и умения, составляющие эти блоки и в комплексе образующие умение учиться, являются теми конкретными результатами обучения, которые должны продемонстрировать выпускники школы.

обеспечивает поиск, переработку, и использование информации для решения учебных и реальных жизненных задач.

Блок «Информационная деятельность» включает планируемее результаты (виды деятельности):

Работа с текстом химического содержания; Обработка химической информации; Осуществление информационного поиска.

направлена на адекватную передачу химической информации, выражение учащимися своей точки зрения в устной и письменной форме, а также на осуществление межличностного общения, кооперацию в различных сферах деятельности

Блок «Коммуникативная деятельность» включает планируемые результаты (виды деятельности):

Составление письменного текста химического содержания в соответствии с поставленной целью; Выступление с устным сообщением химического содержания в соответствии с поставленной целью; Осуществление сотрудничества в группе.

по решению проблем обеспечивает учащимся реальную возможность планирования, организации, самоконтроля, регулирования и самооценки деятельности не только в учебных ситуациях, связанных с химией, но и в реальной жизни.

Блок «Деятельность по решению проблем» включает планируемые результаты (виды деятельности):

Мотивация и идентификация (определение) проблемы; Целеполагание и выдвижение гипотезы Планирование и проектирование деятельности для решения данной проблемы Осуществление деятельности в данных условиях; Обработка, осмысление результатов, формулировка выводов; Оценка результата (продукта деятельности) и собственного прдвижения; Коррекция деятельности; Представление результатов.

Для формирования метапредметных результатов необходимо выделить два этапа работы.

Первый этап работы учителя — это планирование результатов обучения.

— сформированность важнейшей способности человека — умения учиться, овладение универсальными способами учебной деятельности, составляющими ключевые компетентности(решения проблем, коммуникативной и информационной),как в рамках химического содержания, так и во внеучебной деятельности;

— совершенствование способности использовать универсальные логические умения;

— развитие умений и опыта экспериментальной, исследовательской, практической деятельности в рамках предмета «Химия» и в межпредметных областях.

— приобретение естественно — научной грамотности( описывать, объяснять прогнозировать явления окружающей действительности с естественно -научных позиций, действовать в соответствии с ними):

— возможность использовать освоенные знания, сформированные умения и способы деятельности в разнообразных жизненных ситуациях, приобретение опыта решения нестандартных творческих, мировоззренческих задач.

Второй этап работы учителя — выбор дидактических инструментов, адекватных поставленным задачам.

В качестве таких инструментов могут быть использованы:

— комплексные задания на предметной и метапредметной основе.

-рабочие листы в портфолио проектной и исследовательской деятельности;

-листы наблюдений учителя,

— рабочие тетради и т.п.

Например, планируемый результат «работа с текстом химического содержания» может быть представлен как комплекс умений:

— определить цель текста, назначение разных видов текстов;

— озаглавливать, текст или его часть, составлять план текста;

-выделять главную мысль текста или его части;

-выделять главную, второстепенную или избыточную информацию в содержании текста;

-ставить цель чтения, выбирать информацию, полезную для достижения цели;

— выделять структурные элементы системы научных знаний и прикладные знания в тексте;

— сопоставлять различные точки зрения по тексту;

-сопоставлять рисунки, модели, таблицы, графики с содержанием текста, анализировать приведенные в них данные

-формулировать вопросы, основные положения, тезисы, выводы по тексту, составлять конспект текста;

представлять содержание текста в виде граф-схем (графического изображения связей между элементами текста) сводных таблиц;

проводить рефлексию содержания текста (связывать с имеющимися знаниями; оценивать, исходя из своего мировоззрения, подтверждать свою точку зрения).

Но если мы попробуем в сокращённом и сжатом виде переформулировать требования ФГОС к метапредметным результатам. То получится, что девять развернуто выписанных требований ФГОС к метапредметным результатам можно свести к следующему, более короткому набору умений:

регулятивные (самостоятельное определение целей, составление и реализация планов деятельности); коммуникативные (продуктивное взаимодействие с людьми); познавательные (в том числе проектно-исследовательские умения); информационно-познавательные (работа с источниками информации, включая их критический анализ); владение ИКТ; рефлексивные (оценка собственных действий, в том числе с учётом нравственных критериев и социальных последствий); речевые.

Что означает этот список? В нём перечислено то, на что, с точки зрения ФГОС, должен обращать первостепенное внимание каждый учитель, каждый УМК, независимо от специфических предметных задач. С актуальностью этих образовательных результатов трудно не согласиться. Методы развития этих умений нам в целом известны, остаётся их последовательно применять. Безусловно, здесь также имеются трудности. Например, как на естественно-научном материале формировать умение самостоятельно определять цели своей деятельности? Понятно, что любой проект в старшей школе подразумевает самостоятельную постановку цели, как и составление плана реализации проекта. Ну, а помимо проектов, в текущей, в том числе урочной работе? Возможность формулирования цели при изучении естественно-научного предмета возникает уже при рассмотрении какого-либо явления или процесса.

В результате наблюдения химических реакций на уроке химии ученик сам может определить цель лабораторного исследования, состоящую, например, в обнаружении зависимости скорости реакции от того или иного фактора. В конечном счёте, возможен и такой приём, целенаправленно тренирующий умение целеполагания: ученики получают для выполнения лабораторной работы объект исследования и всё необходимое оборудование, но задачу (здесь мы не отличаем её от цели) ставят перед собой сами.

В качестве методов формирования коммуникативных умений (ещё один метапредметный результат) мы обычно в первую очередь рассматриваем групповую работу учащихся. В естественно-научных предметах это групповое выполнение лабораторных исследований, проектов, решение проблем. Командные качества, лидерство, умение сотрудничать, слушать друг друга в процессе групповой деятельности, безусловно, развиваются, но всё это происходит достаточно стихийно и неравномерно по отношению к членам группы. Превратить групповую работу в реальную технологию, чётко определяя средства и уровни формирования отдельных умений для всех участников команды, очень трудно в условиях предметного обучения, а не, скажем, специального коммуникативного тренинга. Но коммуникативные умения проявляются не только в групповой работе. Существует, например, такое важное (особенно для естественных наук) качество, как умение задавать вопросы: докладчику на семинаре, учителю на уроке, товарищу, рассказывающему о своей проектной или исследовательской работе. Сформулировать точный, продуктивный вопрос — значит увидеть проблемные места в предлагаемой информации, найти нужные слова, выбрать корректную и тактичную форму. Как уже говорилось выше, в некоторых случаях поставить правильный вопрос — это почти определить цель перспективного исследования. Следовательно, развитию этого умения нужно уделять должное внимание: создавать условия, отводить место и время для его отработки и проявления. Несложно представить себе и какие-то дидактические приёмы, специально направленные на развитие этого умения, так же как и способы его оценивания. Трудность, впрочем, состоит в том, что данное умение пока не слишком свойственно многим учителям, и в этом смысле требования нового стандарта могут послужить стимулом для развития некоторых качеств в себе самих.

Похожее:  Основные экономические показатели результатов производственной деятельности предприятия

Практически все метапредметные умения взаимосвязаны между собой, поэтому вряд ли стоит рассчитывать на то, что с помощью тех или иных методов мы сможем «шлифовать» их по отдельности. Например, речевые умения суть часть умений коммуникативных, хотя всем нам известны случаи, когда человек, у которого «хорошо подвешен язык», не умеет продуктивно общаться с людьми. Но всё же нельзя задать точный вопрос или дать точный ответ, не владея в должной степени речью. Нельзя доходчиво выразить свою точку зрения в дискуссии или донести свою идею до членов команды. Причём мы имеем в виду не только устную, но и письменную речь.

Действительно, определение целей и задач, разработку планов и их поэтапную реализацию трудно представить без анализа своих действий, корректировки целей и оценки полученных результатов.

Специфика предметов естественно-научного цикла подсказывает нам, что центральными метапредметными результатами являются здесь познавательные умения. Соответствующее требование из стандарта старшей школы процитируем полностью: «…владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания».

В свою очередь, сам этот метапредметный результат фактически оказывается обобщённым выражением предметных результатов изучения естественно-научных предметов. Действительно, требования ФГОС к предметным результатам изучения биологии, химии можно свести к следующему сжатому списку:

система предметных знаний; владение специфическим предметным языком (понятийный аппарат, терминология); знакомство с естественно-научным методом познания; способность применять знания и умения для решения задач, в том числе практических, объяснения явлений, анализа информации.

В этом списке основное требование — последнее. Все инструменты (знания, язык, умения, методы) нужны, чтобы решать разного рода задачи (проблемы). Об этом же говорит и процитированная выше формулировка из ФГОС. Таким образом, стараясь реализовать требования к предметным результатам, мы «попутно» работаем и на достижение метапредметного результата, относящегося к познавательным умениям.

При обучении в общеобразовательных учреждениях учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и приобретать опыт их использования в различных условиях.

1.Метапредметные результаты включают в себя освоенные универсальные учебные действия, которые составляют основу компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающегося к освоению новых знаний, поиск путей решения проблем в различных ситуациях.

2.Рекомендуется при составлении плана к каждому уроку прописывать цели урока:

-в обучении (предметные результаты);

-в развитии ( общеучебные или метапредметные, результаты);

-в воспитании (личностные результаты).

3. Составлять сложные задания для реализации принципа метапредметности.

3. Использовать различные методы обучения на уроках химии.

Учитель способен насытить пространство урока не только предметным, но и метапредметным содержанием, т.е. поверх своего предмета выстроить систему сознательного обучения учащихся приемам мыследеятельности, общим для различных предметов: анализу, синтезу, воображению, схематизации, проблематизации и т.д. Более того, учитель для будущего — это тот, кто учит учащихся осознавать сам процесс учения, т. е. рефлексировать свой процесс познания.

Источник

Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это?

В современном образовательном процессе ключевую роль играет формирование метапредметных умений школьников, потому что именно они помогают достичь наиболее высоких результатов обучения в любой дисциплине. В статье охарактеризуем само понятие метапредметности, рассмотрим метапредметные результаты обучения по ФГОС, их направления и виды.

В воспитательно-педагогическом процессе важно не только привить обучающимся тягу к знаниям, но и сформировать у них метапредметные компетенции, которые помогут им быстрее достигать прогресса в любой учебной дисциплине.

Что включено в понятие метапредметности по ФГОС?

Метапредметность – это, дословно, «надпредметность». Понятие характеризует процесс, в котором, помимо знаний в рамках школьных предметов, обучающийся получает навыки общего характера, которые помогут ему сориентироваться в нестандартных ситуациях и уверенно применять полученные знания в любых жизненных обстоятельствах.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС показывают степень успешности воспитательно-педагогического процесса в школе. А ведущая цель образования в современном мире – это формирование свободной, любознательной и гибкой личности, которая умеет быстро разобраться в ситуации и перейти к действиям.

Во ФГОС прописаны метапредметные компетенции, напрямую связанные с универсальными учебными действиями, среди которых:

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы» разъяснения по обеспечению метапредметных результатов обучения:

(лист анализа урока)

(чек-лист с примерами)

Метапредметная компетентность и само формирование метапредметных результатов обучения по ФГОС основывается на следующих ключевых понятиях:

Метадеятельность – универсальный и гибкий способ мышления и осуществления деятельности, который позволяет организовывать свою активность с помощью полученных знаний во время обучения.

Метазнания – база знаний, методов и приемов познаний с помощью которых можно осуществлять какую-либо активность.

Метаспособы – способы, которые помогают прийти к решению каких-либо задач различных типов сложности.

Метаумения – личностные, познавательные и коммуникативные навыки и умения.

Основные метаумения это:

основы теоретического мышления, к которым относится систематизация, классификация, обобщение и т.д.;

аналитические навыки по переработке и оценке информации;

критический склад ума, а именно сопоставление правдивости и ложности информации, построение логической цепочки и т.д.;

творческое мышление, умение находить нестандартные и креативные решения;

умение планировать, формулировать гипотезы, ставить цели и корректировать свою активность, способность к расширению интересов;

гибкий и динамичный ум.

Виды метапредметных результатов обучения по ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны критерии, которым должны соответствовать общепредметные результаты. Рассмотрим пять основных видов метапредметных результатов обучения и что они в себя включают.

1. Планирование активности и осуществления деятельности:

определение целей и задач обучения, умение расширять интересы в образовании и познании;

анализ условий, в которых будут выполняться задачи;

сравнение содержания задачи и собственных знаний;

планирование методов достижения целей и задач, поиск наиболее эффективных способов достижения, в том числе и нестандартных;

сопоставление действий и результатов, контроль за деятельностью;

рассмотрение различных мнений и точек зрения;

оценка своих действий и изменение их направления в связи с переменой условий;

оценка выполнения задачи, насколько правильно исходя из возможностей она выполняется;

самоконтроль, умение делать правильный выбор по отношению к образованию.

2. Работа в команде:

организация познавательной деятельности одноклассниками и педагогом;

эффективная работа как самостоятельно, так и в группе;

согласование своего мнения с коллективом;

предложение решений, которые удовлетворяют интересы группы;

разрешение конфликтов, толерантность;

обращение внимания на позицию других, умение отстоять свое мнение.

3. Осуществление познавательной и образовательной деятельности:

определение основы понятий;

определение критериев классификаций;

определение причинно-следственных связей;

использование определенных знаков и символов;

проектирование моделей и схем для решения задач;

правильное понятие смысла учебного материала.

4. Использование компьютерных технологий:

умение пользоваться различными источниками получения информации при помощи компьютера;

определение достоверности источника;

умение извлекать необходимую информацию;

способность донести информацию;

умение пользоваться Интернетом.

5. Навыки коммуникации:

владение речью как в устной, так и в письменной форме;

навык эффективного донесения информации;

владение речевыми оборотами;

донесение своих потребностей, чувств, эмоций, мыслей;

умение вести беседу и слушать собеседника;

знания и высокая культура речи.

Вы можете обратиться к таблице метапредметных результатов обучения по ФГОС, которая доступна по ссылке:

Во ФГОС отказались от разделения школьных знаний по учебным дисциплинам при формировании метапредметных результатов обучения. Это сделано сознательно, для понимания взаимосвязей и развития общей картины мира. В создании метапредметности важную роль играют и личностные результаты обучения, которые в будущем помогут в совершенствовании мировоззрения и развитии школьника как личности.

К личностным результатам обучения по ФГОС относятся:

Формирование патриотизма и любви к Родине, готовность защитить граждан своей страны.

Развитие собственного мировоззрения, принятие национального и расового различия, разных ценностей и религий.

Толерантность и терпимость в отношении других национальностей.

Умение адаптироваться в различных ситуациях, осознание своих ролей.

Развитие самостоятельности и ответственности за свои действия и слова.

Формирование морально-этических норм и свобод.

Отзывчивость, доброжелательность и готовность к сопереживанию другим людям и оказание поддержки.

Стремление к здоровому образу жизни, достижениям личных целей, уважение к различным ценностям.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе

Сформированные показатели метапредметных результатов обучения по ФГОС в начальной школе также важны, как и показатели надпредметной деятельности у старшеклассников. Основной метапредметной компетенции младших школьников является их умение учиться, которое можно наблюдать во время воспитательно-педагогического процесса.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Достаточно распространенной проблемой стало отсутствие желания познавать, которое напрямую связано с увеличением объема учебного материала. Ученикам первых-четвертых классов трудно справиться с таким большим количеством информации и быстро выучить новый материал. Поэтому родители и педагоги сталкиваются с психологическим дискомфортом детей, понижением активности учеников “началки”, а также отказом от выполнения домашнего задания и изучения нового материала. Именно в этом случае метапредметные умения помогут справиться с большим объемом новых знаний, с задачами образовательной программы и повысят общую эффективность деятельности школьника.

Существует отдельная классификация метапредметных результатов обучения по ФГОС в начальной школе, основанная на универсальных учебных действиях (УУД), которые должен освоить школьник.

1. Регулятивные УУД:

во время выполнения учебного задания — ориентация на цель, которую поставил педагог;

деление одного задания на мелкие задачи для более упрощенного достижения и определение их последовательности;

Источник

Понятие метапредметные результаты образования

Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. На уроках алгебры ребенок не только учится решать уравнения, но и учится анализировать условия задачи, искать нужную информацию, ставить и задавать вопросы. При этом ребенок может достичь этих результатов не только на алгебре, но и на всех остальных уроках.

Чтобы достичь метапредметных образовательных результатов ребенок должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Их делят на как минимум на семь групп, но в школе делают акцент на познавательных, коммуникативных и регулятивных. Например, чтобы отработать познавательные УУД, ученикам дают задание на поиск информации в книге. Если ученик из урока в урок осваивает этот тип действий, постепенно он достигает метапредметного результата ФГОС «умеет искать информацию».

Традиционно к метаумениям, которые нарабатывают в школе, относят:

Основы теоретического мышления: определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение.

Переработка информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование.

Критическое мышление , то есть работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность.

Творческое мышление: определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности.

Навыки ставить вопросы, формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

Метапредметные результаты перечислены во ФГОС — они отличаются для начального, общего и среднего образования. Например, во всех стандартах есть результат, связанный с целеполаганием школьника, но формулируется он везде по-разному.

ФГОС для особенных детей . Смотрите часовой вебинар, на котором мы объяснили содержание трех стандартов.

Как достичь метапредметных результатов

Примерить список результатов к своей учебной дисциплине. Не обязательно брать все метапредметные результаты сразу. Список можно разбить на коммуникативные, регулятивные и познавательные. Возьмите хотя бы несколько результатов из каждой группы и посмотрите, можете ли вы их достичь на ваших уроках. Скорее всего, сначала вам покажется, что это трудно. Попробуйте придумать ситуации для каждого результата — «дети читают учебник по физике и ищут информацию» или «дети заполняют контурные карты и проверяют их друг у друга».

Похожее:  В Самаре наградили победителей регионального этапа конкурса quot Воспитатель года 2021 quot

Придумать задачи для достижения каждого результата. Задачи будут отличаться от ситуаций, которые вы придумали на предыдущем этапе. Задача должна быть понятной, достижимой и четко оцениваемой. Например, задача «найти информацию о современных границах Российской федерации, отметить их на карте, проверить карты у соседа» понятна, достижима и ее легко оценить.

Следить, чтобы УУД развивались на каждом уроке. Сложно на каждом уроке развивать 10 разных универсальных учебных действий, точнее, сложно делать это осознанно. На самом деле учебная деятельность сложна и скорее всего дети правда применяют все известные им учебные и познавательные умения на каждом занятии. Но для этого занятия должны быть разнообразны и интересны. Если вы только читаете лекцию, дети отработают только умение конспектировать. Если лекция будет скучной, они просто уснут.

Как проверить метапредметные результаты освоения

Новые ФГОС предполагают, что работа над достижением метапредметных результатов должна идти на каждом учебном занятии. Но как оценить достижения конкретных учеников? И более того, отделить метапредметные результаты от предметных и личностных? Сегодня есть три четких критерия, которые позволяют оценить сформированность метапредметных навыков:

Успешное выполнение учеником диагностической задачи, направленной на выработку определенного УУД.

Высокий уровень освоения отдельных учебных дисциплин, для достижения которого требуется применять метаумения.

Решение интегративных заданий, которые также характеризуют уровень достижения учеником метапредметных результатов обучения по ФГОС.

Также есть индивидуальные карты продвижения обучающихся, оценочный лист, оценивание проектно-исследовательских работ. Более того, результаты освоения школьниками метаумений хорошо проверяют различные опросы и тестирования, если проводить их регулярно.

Три вопроса, на которые отвечает метапредметный урок

Правильный метапредметный урок — это любой урок по предмету, который помогает формировать универсальные учебные действия, прописанные ФГОС. Чтобы проверить, насколько ваш урок соответствует этой задаче, посмотрите, отвечает ли он на эти три вопроса:

Первый вопрос «Зачем знать и уметь?». То есть есть ли в вашем уроке мотивация для ученика овладеть этой темой. Так мы как минимум формируем у детей критическое мышление.

Второй вопрос «Что надо знать?». Это уже уровень анализа и синтеза материала, что тоже будет проверяться у учеников.

Третий вопрос «Как это применить?». Другими словами, речь о практико-ориентированности, которую вводят уже даже на уровне экзаменов .

Таким образом, хороший метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Источник

Метапредметное обучение: что это такое, зачем оно нужно, как его добиться

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности. Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

Метапредметность и межпредметность

Часто даже в педагогической среде возникает путаница в понятиях «межпредметность» и «метапредметность». Возможно, от того, что понятия эти абстрактны, несколько размыты и сложны для восприятия. Межпредметность можно определить как объединение неких пограничных, смежных явлений из различных предметных областей, в то время как метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Метапредметность, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их.

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но и во внешкольной жизни.

Существует ряд образовательных методик, подходов и технологий, которые включают в себя элементы метапредметного обучения, среди них развивающее обучение Эльконина – Давыдова, мыследеятельностная педагогика, коммуникативная дидактика и др.

Значительный вклад в развитие метапредметности внес отечественный педагог и психолог, профессор Юрий Вячеславович Громыко. В конце прошлого века научная группа под его руководством разработала технологию обучения, подразумевающая изучение в школе метапредметов.

Метапредмет – это образовательная форма, которая основывается на мыследеятельностном типе интеграции учебного материала и выстраивается поверх традиционных школьных дисциплин.

Ю. Громыко выделил следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели:

«Знак» – формирование у ребят способности схематизации, умения через схемы выражать то, что они понимают, хотят сказать и сделать.«Знание» – формирование своего блока способностей, в частности, умение работать с понятиями, с системами знаний.«Проблема» – умение организовывать и вести диалог, развитие способностей целеполагания, самоопределения и т.д.«Задача» – решение задач разных типов из разных областей знания.

Например, почти на всех дисциплинах школьник вынужден работать со схематическими изображениями. Это и географические карты, и формулы химических соединений, и схемы предложений на занятиях русскому языку и т. д. Но порой дети сталкиваются с трудностями восприятия таких изображений. А в процессе освоения метапредмета «Знак» ребята должны научиться разбираться в разного рода графических изображениях, понимать свять между схемой (формулой) и тем, что за ней стоит, после чего они сами смогут составлять схемы.

Универсальные учебные действия

Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений). Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями. К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.

Усвоение школьниками учебного материала осуществляется через решение им той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания. Большое значение имеет использование таких заданий, которые предполагают изучение одного вопроса или познание одного объекта с помощью двух и/или более образовательных дисциплин.

В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения.

Сформированность у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.

Метапредметность на занятиях

Поскольку далеко не во всех школах возможно введение метапредметов, то наиболее оптимальным способом использования метапредметности становится внедрение интегрированных курсов или уроков, применение элементов метапредметности на традиционных занятиях.

Метапредметный подход также используется при подготовке и защите проектов. Например, проект, посвященный французской культуре, предполагает работу с материалами по литературе, истории, географии, МХК и иностранному языку. Под руководством двух педагогов (учителя французского языка и преподавателя какого-нибудь еще из названных предметов) дети подбирают и изучают книги, статьи, интернет-ресурсы, фото-, видео- и аудиоматериалы, делают сообщения и презентации.

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и двух преподавателей. Понятно, что один и тот же учитель будет вести урок, включающий материалы дисциплин «Русский язык» и «Литература». Но если это, скажем, история и ИЗО или английский язык и МХК, то скорее всего, что здесь потребуются уже два педагога. Вариант интегрированного занятия, предполагающего деятельность двух специалистов, является более сложным в организационном отношении. Особенно, если это касается урока, в котором соединяются гуманитарная и естественнонаучная дисциплина. Например, если это интегрированный урок по литературе и биологии или по английскому языку и физике, то каждому учителю, помимо подготовки по своей дисциплине, необходимо познакомиться и с материалом, который предложит его коллега.

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить детей нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов. На уроке по физике и английскому языку педагоги могут по очереди задавать ребятам вопросы и давать задания, соответственно на русском и английском языках. Большую помощь в подготовке и проведении таких уроков окажет методический журнал для преподавателей английского языка, некоторые номера которого посвящены отдельным школьным предметам.

Очень полезно интегрировать дисциплины «Иностранный язык» и «МХК». В рамках соответствующего курса можно давать ребятам тексты, рассказывающие о жизни и творчестве выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. По возможности следует организовывать для детей экскурсии, а затем обсуждать увиденное на иностранном языке. Например, школьники из Москвы и Подмосковья на этапе изучения древнерусской культуры вместе с преподавателем МХК могут посетить Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря. После этого учитель английского языка может предложить ребятам прочитать и пересказать текст Museum of Andrey Rublyov. Затем дети должны будут ответить на вопросы и выполнить задания по тексту. Освоив необходимую лексику, ребята смогут самостоятельно строить высказывания на английском языке по изучаемой теме, делиться своими впечатлениями от увиденного.

Элементы межпредметности на традиционных занятиях

Необходимо использовать элементы метапредметности и на обычных занятиях. Рассмотрим пример, связанный с изучением дисциплины «Русский язык». На уроках в 10–11 классах, направленных на формирование речевых компетенций, учитель обычно просит подростков подготовить публичное выступление на определенную тему. Предположим, что один из ребят должен сделать сообщение об эпохе Петра I. С этой целью школьник обращается и к историческим книгам, и к произведениям художественной литературы (например, к роману А.Н.Толстого «Петр I»). Он также может дополнить свое выступления показом репродукций картин знаменитых художников. В процессе такой работы школьнику предстоит отобрать необходимый материал, изучить тексты книг, выделив в них нужную информацию и т. д. Знания и умения, формируемые в процессе такой работы, являются универсальными, ведь подобного рода деятельность используется почти на всех дисциплинах, кроме того, приобретенные навыки пригодятся ребятам, когда они продолжат обучение в колледже или институте.

Большие возможности для формирования разных метапредметных умений предоставляет дисциплина «Иностранный язык». Программа по данному предмету предполагает использование разнообразных лексических тем (выше уже упоминалась методическая периодика, в которой материалы дисциплины «Английский язык» интегрируются с другими школьными предметами). Таким образом, получается, что в процессе работы над соответствующими текстами и упражнениями ребенок приобретает знания и по иностранному языку, и по другому предмету.

Обязательные лексические темы страноведческого характера тесно переплетаются с темами уроков истории и географии. Например, для английского языка это могут быть материалы по теме Великобритании. В процессе работы с соответствующими текстами ребята не только осваивают и закрепляют лексику и грамматические конструкции, но и узнают новую информации. Либо они вспоминают и закрепляют материал, если он уже был изучен на уроках по другим предметам. Изучая по французскому языку тему мир животных, дети не только расширяют свои познания в иностранном языке и в биологии, но и учатся бережно относиться к братьям нашим меньшим.

Выполняя письменные задания и упражнения по иностранному языку, ребята могут использовать умения и навыки, приобретенные на уроках русского языка. Педагоги должны обращать внимание школьников на элементы, свойственные как русскому, так и иностранному языку. В частности, это наличие синонимов и омонимов, использование префиксов и суффиксов при образовании новых слов и т.д.

При изучении иностранного языка следует давать читать ребятам произведения авторов – носителей языка. Пусть даже в некоторых случаях это будут лишь фрагменты из книг и адаптированные тексты. По прочтении произведений англоязычных (франко-, немецко-, испанско- или италоязычных) авторов нужно давать школьникам задания, подобные тем, которые они получают на уроках литературы. Например, изучающим английский язык можно дать роман Ш.Бронте «Джейн Эйр» и/или пьесу Дж.Б.Шоу «Пигмалион». В последнем случае можно предложить детям чтение по ролям, аналогично тому, как они делают на занятиях по литературе, когда работают над драматическими произведениями. В дальнейшем можно поставить с ребятами спектакль по этой и/или другим пьесам.

Похожее:  Пытался получить информацию о движении дела но не смог Не виноват О возможных изменениях АПК

Изучение любого иностранного языка направлено на развитие коммуникативных компетенций. Сформированные на школьных занятиях навыки говорения, умения и вести диалог обязательно пригодятся учащемуся, когда он отправится в путешествие за границу или будет общаться с гостями из других стран.

Таким образом, современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.

Источник

Метапредметные результаты — это показатели освоения программы основного общего образования

Повышение квалификации учителей включает в себя несколько мероприятий. Одним из них выступает анализ уровня освоения общих программ. Его разработка основывается на представлении о составе и структуре результатов общего обучения. Рассмотрим их подробнее.

Общие проблемы

Они представляют собой универсальные виды деятельности. Сегодня школа все еще продолжает ориентироваться на предметные результаты. Она выпускает в настоящее время хороших исполнителей. Между тем современность ставит несколько иные задачи. Для их реализации необходимо качественное повышение квалификации учителей. Современность требует людей, готовых к самосовершенствованию, самостоятельному принятию решений. Человек, вышедший из школы, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача – развить у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий (УУД). Стандарт образования, действующий сегодня, устанавливает определенные требования. Их исполнение позволяет решить вставшие перед педагогом проблемы.

Метапредметные результаты (ФГОС)

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  1. Умений планировать неречевое и речевое поведение.
  2. Коммуникативной компетенции.
  3. Умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого.
  4. Способности ставить цели и формулировать задачи для их достижения, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты (и отрицательные, и положительные), делать соответствующие выводы (промежуточные и конечные), корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели.
  5. Исследовательских действий. К ним, в числе прочего, относят навыки работы с данными (способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами).
  6. Умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности.
  7. Навыков смыслового чтения. К ним относят способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве «мостов», соединяющих все источники знаний.

Понятие

Стандарт образования предлагает качественно новый подход к педагогическому процессу. Он предполагает устранение расколотости, разобщенности и оторванности различных научных дисциплин друг от друга. Метапредметы выступают в качестве новой специфической формы обучения. Она формируется поверх традиционных общих дисциплин. В основе метапредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала. Он также предполагает рефлексивную форму отношений к базовым элементам мышления. Любой метапредметный урок способствует развитию навыков самостоятельного освоения знаний. Здесь формируются условия для начала рефлексии ребенка. Он должен реагировать на собственные действия, осознавать, что он делал, как и что получил в итоге.

Универсальность подхода

Министерство образования, разрабатывая новые требования, исходит из существующих сегодня общественно-экономических условий. Универсальность предлагаемых подходов состоит в том, что дети получают знания об общих схемах, техниках, приемах, образцах мышления, лежащими над дисциплинами, но воспроизводящимися при работе с ними. Принцип метапредметности состоит в акцентировании внимания обучающихся на способах обработки и представления данных при изучении большого объема разнородного материала. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно усваивать знания. Министерство образования, формулируя новые требования, ориентируется на необходимость активного получения детьми социального опыта, способности к самосовершенствованию и саморазвитию.

Особенности анализа

Оценка метапредметных результатов представлена в качестве проверки планируемых показателей. Они представлены в разделах универсальных действий:

  1. Регулятивных.
  2. Коммуникативных.
  3. Познавательных.

Метапредметные результаты – это не только универсальные приемы для осуществления действий. Они выступают и как способы регуляции поведения, включая планирование, коррекцию и контроль. Достижение метапредметных результатов становится возможным благодаря основным компонентам педагогического процесса. Речь обо всех дисциплинах, базисном плане. Метапредметные результаты – это навыки, которые используют школьники при получении и усвоении знаний. Они применяют их и при решении проблем, возникающих в реальных условиях жизни.

Объекты анализа

Основное направление, в рамках которого анализируются метапредметные результаты, — это область формирования ряда познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД. В их числе, в частности, умственные действия детей, ориентированные на проверку и управление своей работой. Оценке подвергаются:

  1. Способность воспринимать и сохранять учебные задачи и цель, самостоятельно трансформировать практическую проблему в познавательную.
  2. Навыки планирования своей работы, поиска способов ее выполнения. Эти способности развиваются в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.
  3. Умение контролировать и адекватно оценивать собственные действия, корректировать их осуществление с учетом характера совершенных ошибок.
  4. Способность проявлять самостоятельность и инициативу в процессе усвоения материала.
  5. Умение вести поиск информации, сбор и выделение существенных сведений из разных источников.
  6. Способность использовать в работе знаковые и символические средства для моделирования изучаемых процессов и объектов, создания схем решения практических и познавательных задач.
  7. Умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом.
  8. Способность проводить логические операции анализа, сравнения, классификации, обобщения по родовым критериям.
  9. Умение нести ответственность за результаты действий.

Специфика

Метапредметные результаты – это, по сути, ориентировочные действия. Они формируют психологическую основу и выступают как важнейшее условие успешности при решении школьниками поставленных перед ними задач. По своей природе они выступают как личностные результаты каждого ребенка. Из этого следует, что уровень их развития может подвергаться качественному измерению и анализу.

Варианты проверки

Личностные результаты могут анализироваться в ходе выполнения диагностических, специально сконструированных задач. Они ориентированы на проверку степени сформированности определенного вида УУД. Достижение результатов можно рассматривать в качестве инструментальной основы и условия успешности реализации познавательных и практических задач. Это означает, что в зависимости от показателей проверочных работ по математике, русскому и прочим дисциплинам с учетом ошибок, которые были допущены, можно сформировать вывод о степени развитости УУД. Достижение результатов может также проявляться в успешности исполнения комплексных задач на межпредметной основе. Таким образом, существует несколько процедур, в рамках которых можно провести анализ.

Начальная школа

Образование в младшем возрасте предполагает формирование способности ребенка к саморегуляции и принятие им ответственности за собственные поступки. В начальной школе выделяют регулятивные УУД, отражающие суть ведущей деятельности. К ним относят умения:

  1. Принимать и сохранять цели, следовать им в процессе учебной работы.
  2. Действовать по определенному плану.
  3. Преодолевать непроизвольность и импульсивность.
  4. Контролировать ход и результаты деятельности.
  5. Различать объективные трудности в задачах и процессе усвоения знаний.
  6. Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Кроме этого, метапредметные результаты показывают степень сформированности настойчивости и целеустремленности, жизненного оптимизма, подготовленности к трудностям.

Контроль

В качестве основных методов выступают тестирование, проектирование, наблюдение. Контроль может осуществляться в разных формах. Он может быть:

  1. Фронтальным.
  2. Индивидуальным.
  3. Групповым.
  4. В виде письменного опроса.
  5. Персонифицированным и неперсонифицированным.

В качестве инструментов выступают:

  1. Карта наблюдений.
  2. Задания УУД.
  3. Дневник (лист) самооценки.
  4. Тест.
  5. Карта мониторинга.

Три уровня компетенции

На первой ступени приобретаются регулятивные навыки:

  1. Способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям реализации.
  2. Умение самостоятельно регулировать работу.
  3. Способность анализировать и контролировать действия, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок.

Второй уровень предполагает получение познавательных способностей:

  1. Принимать и сохранять учебные цели.
  2. Трансформировать практические задачи в познавательные.
  3. Работать с информацией и ее источниками.
  4. Проявлять самостоятельность и инициативу.
  5. Использовать символические и знаковые средства.

На третьем уровне (коммуникативном) дети учатся:

  1. Взаимодействовать с преподавателем и сверстниками в процессе решения задач.
  2. Слушать и включаться в диалог.
  3. Участвовать в групповом обсуждении вопроса.
  4. Интегрироваться в коллектив сверстников, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие.
  5. Владеть монологической и диалогической речи.
  6. Выражать и отстаивать свое мнение, принимать другое.

Итоги работы

По окончании курса у школьников должны сформироваться регулятивные УУД, с помощью которых дети:

  1. Самостоятельно организуют рабочее место.
  2. Следуют плану внеучебной и учебной деятельности.
  3. Определяют цель работы с помощью педагога.
  4. Следуют инструкциям преподавателя, алгоритмам, описывающим стандартные действия.
  5. Определяют план решения задач на уроках, в рамках внеклассной деятельности, в различных жизненных ситуациях в процессе взаимодействия с педагогом.
  6. Корректируют выполнение заданий.

С помощью сформированных познавательных УУД учащиеся:

  1. Ориентируются в текстовых материалах.
  2. Самостоятельно ищут необходимую информацию для решения задач в таблицах, словарях, справочниках, размещенных в учебниках.
  3. Ориентируются в схемах, рисунках, представленных в текстах.
  4. Кратко и подробно пересказывают прослушанный или прочитанный материал, составляют простые планы.
  5. Объясняют смысл названий произведений, их связь с содержанием текстов.
  6. Группируют и сравнивают предметы и объекты по нескольким признакам.

Используя коммуникативные УУД, дети:

  1. Соблюдают в повседневной жизни правила и нормы этикета при общении.
  2. Читают про себя и вслух тексты из учебников, научно-популярных и художественных книг, понимают содержание, в том числе по заголовку.
  3. Оформляют свои мысли письменно или устно, учитывая собственные школьные и жизненные речевые ситуации.
  4. Участвуют в диалогах.

При итоговой проверке уровня освоения основной программы школьниками анализируются результаты, необходимые для продолжения обучения.

Заключение

Как видно, метапредметные результаты тесно связаны со всеми направлениями воспитательной и педагогической работы. В настоящее время они имеют ключевое значение для формирования необходимых навыков у школьников любого возраста. Метапредметы выражают идею рефлективности относительно дисциплин. Как правило, ребенок, изучая материал по химии, физике, истории, биологии и пр., запоминает ключевые определения и понятия. На метапредметных уроках он делает другое. Школьник не запоминает, а прослеживает происхождение этих основных терминов и определений. Фактически он снова открывает эту сферу знаний для себя. Перед школьником разворачивается весь процесс появления тех или иных событий, объектов. На практике он заново открывает то, что стало известно в далекое время, восстанавливает и определяет форму существования этого знания. Однако это только начальный уровень. Проделав работу с различным предметным материалов, школьник формирует осознанное отношение не к какому-то конкретному понятию, а к способу своей познавательной деятельности. Совершенствуя свои навыки, ребенок быстрее начинает ориентироваться в материале. Проявляя самостоятельность и инициативу, он ищет новые источники информации, собирает и обобщает найденные сведения, сравнивает их с полученными данными на уроках.

Также очень важно для педагога установить тесный контакт с ребенком. Это особенно актуально на начальном этапе формирования УУД. От этого во многом будет зависеть стремление детей к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию. В этой связи при работе нельзя акцентировать внимание на формирование конкретного навыка. Их развитие должно идти в комплексе и постоянно. Для успешной реализации задач учителю необходимо анализировать свою работу и деятельность школьников. С учетом тех или иных показателей должен формироваться план на предстоящий год.

Источник