Назначение председателя счетной палаты решение вопроса о возможности
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации
В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации
Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты
1) Совет Федерации
2) Государственная Дума
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации — Совет Федерации, 102 ст. Конституции РФ.
Б) принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации — Президент РФ, 83 ст. Конституции РФ.
В) утверждение по представлению Президента Российской Федерации председателя Правительства Российской Федерации — Государственная Дума, 103 ст. Конституции РФ.
Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты — Совет Федерации, 102 ст. пункт «и» Конституции РФ. Обратите внимания на поправки от 2020 года, прежде чем писать про Государственную Думу, которая до этого назначала председателя Счетной Палаты.
Д) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности — Правительство РФ, 114 ст. Конституции РФ.
Источник
Порядок деятельности и принципы формирования Счетной палаты РФ
Финансовым органом управления, призванным обеспечить организацию и контроль за денежными средствами Российской Федерации, является Счетная палата РФ. Статус такого органа в Российской Федерации определяется Конституцией РФ (статьи 101-103), Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года № 4-ФЗ и иными законами Российской Федерации, согласно которым Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему .
Счетная палата РФ является контрольным органом Федерального собрания РФ, но не приходится его структурным подразделением и формально не входит ни в одну из ветвей власти, а также обладает организационной и функциональной независимостью в пределах своей компетенции.
В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется основными принципами:
1. законности, то есть строгое соблюдение законодательства сотрудниками органа при реализации возложенных на них полномочий;
2. независимости, то есть для эффективного выполнения поставленных задач орган финансового контроля должен обладать независимостью в принятии решений и свободой от любого политического воздействия;
3. объективность предполагает отсутствие каких-либо особых мотивов (корысть, месть, жадность и т.д.), недопущение предвзятости при осуществлении финансово-контрольной деятельности;
4. гласность предусматривает открытость в осуществлении деятельности финансового органа, информирование общества по важным вопросам, предоставление необходимой информации Федеральному Собранию РФ, а также органам, предусмотренным законодательством о Счетной палате РФ.
Актуальность данной темы заключается в том, что Счетная палата является постоянно действующем органом в системе государственной власти, но сравнительно молодым и поэтому неизученным, связи с этим научных исследований по правовому статусу Счетной палаты очень мало, отсюда понимание важности данного органа в обществе крайне узко и примитивно.
Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.
Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.
Председатель Счетной палаты РФ назнaчается на должность Госудaрственной Думой РФ сроком на шесть лет по представлению Президентa Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.
Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.
Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.
Коллегия Счетной палаты РФ – орган, образованный для рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной палаты, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной Думе.
Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, принятый Председателем и Заместителем Председателя, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.
Структура Аппарат Счетной палаты РФ представляет инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.
Стоит отметить, что должностные лица Счетной палаты (Председатель, Заместитель Председателя, и аудиторы) обладают личной неприкосновенностью, то есть они не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность Счетной палаты. Уголовное дело против них может быть возбуждено только Председателем Следственного Комитета РФ.
Инспекторы Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты. Финансируется Счетная палата РФ за счет средств федерального бюджета.
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Палаты Федерального Собрания досрочно могут освободить от должности только в нескольких случаях:
1. нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;
2. личного заявления об отставке;
3. признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;
4. достижения ими возраста 65 лет.
Основные вопросы функционирования, организации, ведения дел и осуществления финансового контроля определены в Регламенте Счетной палаты, утвержденным ее Коллегией, а именно: 1)внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации; 2)распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты РФ; 3)функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты; 4)порядок ведения дел;5 )порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности .
Регламент определяет должностные обязанности Заместителя Председателя и содержание контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельностей и многие другие вопросы.
Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой совокупность полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, за состоянием внутреннего и внешнего долгов России, контроль за банковской системой в предусмотренной сфере, контроль за кредитными ресурсами, а также определение эффективности использования государственной собственности, оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и на все виды юридических лиц в РФ, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.
В полномочия служебных обязанностей инспекторов Счетной палаты входят такие права как беспрепятственное посещение органов государственной власти, предприятии, учреждения, независимо от форм собственности, воинские части, опечатывать кассы, проводить ревизию и проверку и по их итогам составлять отчет. При обнаружении нарушений инспекторы вправе изъять необходимые документы.
Руководители проверяемых объектов обязаны содействовать инспекторам Счетной палаты по выполнению работ по делопроизводству, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов. Все требования согласно Закону о Счетной палате обязательные и неукоснительно должны исполняться всеми проверяемыми объектам независимо от форм собственности и подотчетности.
Важно отметить, что правам инспекторов Счетной палаты корреспондируют их обязанности хранить Государственную или иную охраняемую законом тайну, а также нести ответственность за достоверность информации проводимых проверок и ревизий, предоставляемых государственным органам или передаваемых гласности.
Если же проверка выявила нарушения, наносящие ущерб государству, то Счетная палата выдает предписание администрации органа, учреждения и т.п. Предписание является обязательным и подписывается Председателем счетной палаты или его Заместителем. Если оно исполняет ненадлежащим образом, то Счетная палата вправе с согласованием Государственной Думой приостановить все банковские операции организации. Если же нарушения влекут уголовную ответственность, то соответствующие материалы Счетной палатой передаются в правоохранительные органы.
О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания РФ.
Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу законопроектов, международных договоров и проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ //ФЗ № 145 от 31.07.1998 г// п. 12 ст. 145.), а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.
Также Счетная палата исследует нарушения и ошибки в бюджетной политике и на это основе составляются предложения по совершенствованию законодательства, которые отправляются в Государственную Думу РФ.
Информационная деятельность предполагает реализацию принципа гласности, открытости в осуществлении деятельности Счетной палаты, информирование СМИ о текущих мероприятиях.
Данный принцип реализуется в форме официального сайта Счетной палаты РФ, в котором можно найти любую информацию касательно Счетной палаты. Еще на сайте есть раздел «Общественная деятельность». Там можно непосредственно выразить свою гражданскую позицию, а именно написать электронное письмо, задать интересующий вопрос, предварительно ознакомившись с нормативными актами Счетной палаты, а также посмотреть ответы на ранее задававшиеся вопросы граждан. Также на сайте публикуется официальный журнал Счетной палаты – «Бюллетень Счетной палаты», выпускаемый с 1997 года. На сайте даже присутствует личная информация Председателя Счетной палаты: биография, публикации, а также сведения о доходах лиц, замещающих государственные должности в Счетной палате РФ.
Итак, в своей работе я достиг поставленной цели — рассмотрел принципы формирования и порядок деятельности Счетной палаты РФ, а также пришел к следующему выводу: что от эффективного финансового контроля зависит экономическая независимость Российской Федерации, рациональное использование исполнитель-ными органами власти федеральных денежных средств и имущества, законности и эффективности всей финансовой системы.
Источник
Назначение председателя счетной палаты решение вопроса о возможности
Статья 159
1. В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты Российской Федерации (далее — Председатель Счетной палаты) и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты представляет Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Кандидаты на эти должности должны соответствовать требованиям статей 5 и 6 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».
2. Назначение производится на сессии Государственной Думы, ближайшей ко дню истечения срока полномочий Председателя Счетной палаты и ее аудиторов.
3. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются на срок, установленный Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации».
Статья 160
11. Кандидат на должность Председателя Счетной палаты выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. Обсуждение вопроса не должно занимать более 30 минут. Преимущественное право на выступление принадлежит представителям депутатских объединений и комитетов палаты.
2. Председатель Счетной палаты считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Статья 161
Вопрос о назначении на должность аудитора Счетной палаты решается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы после краткого представления кандидатур.
Статья 162
Если кандидатура на должность Председателя Счетной палаты, представленная Комитетом Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, отклонена палатой, этот комитет вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой.
Статья 163
11. Вопрос о досрочном освобождении от должности назначенных Государственной Думой Председателя Счетной палаты и аудиторов решается по представлению Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам на заседании Государственной Думы. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы, а в случаях, предусмотренных пунктами «б», «в» и «г» статьи 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Если решение о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты или ее аудитора не принято, освобождение их от должности считается несостоявшимся.
3. В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» вопрос о даче согласия на задержание, арест, привлечение к уголовной ответственности назначенных на должность Государственной Думой Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты решается на заседании Государственной Думы по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Статья 164
По вопросу о назначении на должность или о досрочном освобождении от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов Государственная Дума принимает постановление.
Источник
Поправки к Конституции РФ: раскладываем все по полочкам (часть 2)
Поправки к Конституции изменят функции и полномочия органов госвласти в России – президента, правительства, Федерального собрания, прокуратуры и судебной власти. Они скорректируют содержание глав 4-8 документа.
Предложенные поправки в Основной закон вносят значительные изменения в порядок назначения кабмина. После их вступления в силу президент сможет увольнять премьер-министра, причем без роспуска всего правительства.
Назначить нового премьера президент сможет только после утверждения его Госдумой. Если же депутаты трижды отклонят предложенного кандидата, то президент имеет право досрочно распустить нижнюю палату парламента.
Президент также сможет уволить любого заместителя главы правительства и министра, утвержденного Думой. Предлагать кандидатов в вице-премьеры и министров (за исключением силового блока) на утверждение депутатов будет премьер. За президентом остаются полномочия по их назначению.
Глава государства также будет осуществлять общее руководство кабмином и сможет председательствовать на его заседаниях. Кроме того, за ним остается право назначения других членов правительства (не министров) без одобрения Госдумы, самостоятельного определения структуры кабинета министров.
Президент также сможет сам назначать руководителей силовых федеральных ведомств и увольнять их после консультаций с сенаторами. Здесь речь идет о министерствах, отвечающих за оборону, государственную и общественную безопасность, внутренние и иностранные дела, а также за ликвидацию ЧС.
Поправки к Основному закону страны также повышают статус Госсовета. Из неконституционного совещательного органа при президенте его предлагают повысить до конституционного института. Формировать его будет президент.
Поправки также коснутся работы Совета Федерации и Госдумы. Так, высшая палата расширится, ее члены будут называться сенаторами. В ее состав будут входить по два представителя от каждого российского региона и не более 30 федеральных сенаторов, назначаемых напрямую главой государства.
Изменится и срок полномочий сенаторов. Так, в настоящее время он зависит от срока полномочий глав субъектов Федерации, региональных парламентов, которые их делегировали в Совет Федерации. Поправками в Основной закон страны предлагается сделать его теперь фиксированным – шесть лет.
К сенаторам и депутатам Госдумы будут предъявляться требования, которые уже прописаны в федеральном законе. Они должны постоянно проживать в стране, не иметь иностранного гражданства или вида на жительство в другой стране, им запрещается иметь счета и вклады в иностранных банках.
Совет Федерации получит полномочия по утверждению решения президента об отстранении судей Конституционного и Верховного суда РФ. Однако его лишили права назначать или увольнять Генпрокурора и его заместителей. Он сможет только консультироваться с президентом по этим вопросам.
Совфед также сможет по представлению президента назначать, освобождать от должности председателя Счетной палаты, половину состава ее аудиторов. Замглавы Счетной палаты и вторую половину аудиторов будет назначать или освобождать от должности по представлению президента Госдума.
За верхней палатой также закрепляют право заслушивать ежегодный отчет генпрокурора о состоянии законности и правопорядка в стране, а за нижней палатой – ежегодные отчеты Центрального банка Российской Федерации.
За обеими палатами – Советом Федерации и Госдумой – закрепляется норма о парламентском контроле. Таким образом, они смогут направлять запросы главам государственных органов и органов местного самоуправления. При этом собираться вместе палаты будут только на Послание президента.
Поправками также предлагается снизить число судей Конституционного суда с 19 до 11 человек. Как уже отмечалось выше, решение по увольнению их, а также судей Верховного суда, кассационного и апелляционных судов сможет теперь принимать Совет Федерации, но по представлению главы государства.
Вместе с тем, роль Конституционного суда после вступления в силу закона о поправках усилится. Он по запросу главы государства сможет осуществлять проверки одобренных парламентом законопроектов до их подписания.
Источник
Статья 102. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ
ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации <*>;
з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации <*>;
и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации <*>;
к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;
л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;
м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации <*>.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации <*>.
приостановлении выборов Президента Российской Федерации, обязании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначить новые сроки выборов Президента Российской Федерации, установил: в соответствии со статьей 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
заявлению Виноградова В С о признании незаконным уклонения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от принятия решения о регистрации группы избирателей либо отказе в их регистрации, установил: в соответствии со статьей 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г. назначены выборы Президента Российской Федерации.
голосования на выборах Президента Российской Федерации», от 31 января 2012 г. № 93/744-6 «Об утверждении текста избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации», установил: в соответствии со статьей 81, пунктом «д» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, пунктами 2 и 7 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 ноября 2011 г. № 442-СФ на 4 марта 2012 г назначены выборы Президента Российской Федерации.
Источник