Результаты аттестации руководителей образования
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 г. № 308 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации”
В соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598), подпунктом 4.2.37 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 32, ст. 5343), приказываю:
Утвердить прилагаемые Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации.
Министр | О.Ю. Васильева |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 мая 2019 г.
Регистрационный № 54580
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308
Порядок
и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, подведомственной Министерству просвещения Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации (далее — Порядок), определяют процедуру проведения аттестации кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, и сроки ее проведения (далее соответственно — аттестация, кандидаты, руководители образовательных организаций, Министерство).
2. Аттестация проводится в целях повышения эффективности подбора и расстановки руководителей образовательных организаций, а также оценки знаний и квалификации кандидатов для назначения на должность руководителя образовательной организации.
3. Аттестация руководителя образовательной организации проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности и стимулирования его профессионального роста.
4. Аттестация руководителей образовательных организаций проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора.
5. Аттестации подлежат:
а) кандидаты на должность руководителя образовательной организации;
б) руководители образовательных организаций.
6. Аттестации не подлежат руководители образовательных организаций:
а) проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
б) беременные женщины;
в) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
г) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска).
Аттестация лица, назначенного временно исполняющим обязанности руководителя, не проводится.
II. Функции, полномочия, состав и порядок работы Аттестационной комиссии
7. Для проведения аттестации Министерство создает Аттестационную комиссию по проведению аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителей образовательных организаций (далее — Аттестационная комиссия).
8. Аттестационная комиссия действует на общественных началах.
9. Основными принципами деятельности Аттестационной комиссии являются компетентность, объективность, гласность, независимость, соблюдение норм профессиональной этики.
10. Состав Аттестационной комиссии утверждается приказом Министерства.
В состав Аттестационной комиссии входят представители Министерства, представители иных федеральных органов государственной власти, представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена образовательная организация, представители общественных организаций, представители профсоюзных организаций (при наличии), представители иных органов и организаций. Количество членов Аттестационной комиссии должно быть не менее 15 человек.
Представитель органов государственной власти субъекта Российской Федерации принимает участие при рассмотрении кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, расположенной на территории данного субъекта Российской Федерации.
11. Председателем Аттестационной комиссии является Министр просвещения Российской Федерации.
Председатель Аттестационной комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Аттестационной комиссии, председательствует на ее заседаниях, организует работу Аттестационной комиссии, осуществляет общий контроль за реализацией принятых решений, распределяет обязанности между членами Аттестационной комиссии.
В случае отсутствия председателя Аттестационной комиссии функции председателя Аттестационной комиссии в полном объеме исполняет заместитель председателя Аттестационной комиссии.
Заместителем председателя является заместитель Министра просвещения Российской Федерации. В отсутствие председателя Аттестационной комиссии обязанности председателя исполняет его заместитель, на которого возложены обязанности председателя Аттестационной комиссии.
Ответственным секретарем Аттестационной комиссии является представитель Министерства.
Ответственный секретарь Аттестационной комиссии готовит материалы и проекты решений Аттестационной комиссии, обеспечивает направление решений Аттестационной комиссии в образовательные организации, кандидату на должность руководителя и руководителю образовательной организации.
12. Методическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Аттестационной комиссии осуществляет структурное подразделение Министерства, на которое возложены указанные функции.
13. Аттестационная комиссия:
а) формирует график рассмотрения кандидатов на должность руководителя и руководителей, подлежащих аттестации;
б) осуществляет подготовку документов для работы Аттестационной комиссии;
в) запрашивает у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;
г) осуществляет анализ представленных материалов в отношении кандидатов (кандидата) на должность руководителя и руководителя образовательной организации, в том числе проверяет их соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам, отсутствие оснований, препятствующих занятию педагогической деятельностью, и ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, проводит всестороннюю и объективную оценку кандидатов на должность руководителя образовательной организации;
д) проводит аттестацию кандидатов на должность руководителя образовательной организации;
е) проводит аттестацию руководителей образовательных организаций.
14. Аттестационная комиссия имеет право:
а) запрашивать у кандидатов (кандидата) на должность руководителя, руководителя образовательной организации, а также соответствующих организаций необходимые документы, материалы и информацию;
б) определять сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации.
15. Основной формой деятельности Аттестационной комиссии являются заседания.
О месте, дате и времени проведения заседания Аттестационной комиссии ее члены уведомляются секретарем.
Заседание Аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.
16. Решения Аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий на заседании Аттестационной комиссии. По предложению членов Аттестационной комиссии решение может быть принято путем тайного голосования.
17. Решения Аттестационной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Аттестационной комиссии или его заместителем, председательствовавшим на заседании Аттестационной комиссии, и ответственным секретарем Аттестационной комиссии.
Член Аттестационной комиссии, который не согласен с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания Аттестационной комиссии.
18. Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатам на должность руководителя образовательной организации или руководителю образовательной организации, в виде выписки из протокола в течение 7 рабочих дней со дня заседания Аттестационной комиссии направляются в образовательную организацию, а также кандидату на должность руководителя или руководителю образовательной организации.
III. Проведение аттестации
19. Предложения по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации и материалы по ним представляются в Аттестационную комиссию структурным подразделением Министерства, осуществляющим кадровую политику, по согласованию со структурным подразделением Министерства, осуществляющим координацию деятельности образовательной организации.
Предложения по кандидатам и материалы должны быть представлены в Аттестационную комиссию не позднее чем за 60 календарных дней до истечения срока полномочий действующего руководителя образовательной организации (при досрочном прекращении его полномочий — в течение 15 рабочих дней) или в сроки, установленные Министерством.
20. Комплект материалов представляется в Аттестационную комиссию непосредственно или кандидатом, или руководителем образовательной организации, или уполномоченным им лицом в сроки, установленные Министерством, и должен включать:
заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса места жительства, электронной почты, прилагаемых документов);
заявление кандидата о согласии на проверку представленных сведений и обработку его персональных данных;
сведения о кандидате (приложение к Порядку);
предложения кандидата по реализации программы развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц);
справку о наличии (отсутствии) судимости;
согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (при необходимости);
заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании;
сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также заверенную копию свидетельства ИНН;
дополнительные документы по усмотрению кандидатов.
Документы оформляются на русском языке.
21. Для аттестации руководителя к комплекту документов, указанному в пункте 20 настоящего Порядка, дополнительно представляются отчет руководителя образовательной организации и предложения по реализации программы развития образовательной организации.
22. Кандидаты на должность руководителя и руководители образовательных организаций, документы и материалы по которым поступили не в полном объеме позднее установленных сроков или замечания по документам и материалам которых не были устранены в установленный срок, к аттестации не допускаются.
23. О месте, дате и времени заседания Аттестационной комиссии кандидаты и руководитель образовательной организации, подлежащий аттестации, уведомляются по почте или электронной почте не позднее чем за 7 рабочих дней до проведения аттестации.
24. Аттестация осуществляется по результатам анализа представленных материалов и проходит в форме собеседования.
При аттестации руководителя организации оцениваются его профессиональная деятельность, соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к должностным обязанностям в соответствии с квалификационными характеристиками, установленными законодательством Российской Федерации, профессиональной компетентности, и результаты работы за период с момента назначения на должность или последней аттестации.
25. Кандидаты, в отношении которых при проведении аттестации было выявлено их несоответствие установленным квалификационным требованиям или профессиональным стандартам, указанными в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240), а также в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237), или наличие у них ограничений на занятие педагогической деятельностью или ограничений для работы в сфере образования, или подлог представленных документов, решением Аттестационной комиссии признаются не прошедшими аттестацию.
26. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:
а) о признании кандидата или руководителя прошедшим аттестацию и рекомендации Министерству назначить кандидата на должность руководителя образовательной организации;
б) о признании кандидата или руководителя не прошедшим аттестацию;
в) о признании кандидата прошедшим аттестацию и его включении в кадровый резерв Министерства для замещения должностей руководителей образовательных организаций.
27. Кандидаты на должность руководителя и руководитель образовательной организации, получившие отрицательные результаты при прохождении аттестации, допускаются к аттестации не ранее чем через один год с момента принятия Аттестационной комиссией решений.
Приложение
к Порядку и срокам проведения аттестации
кандидатов на должность руководителя
и руководителя образовательной организации,
подведомственной Министерству
просвещения Российской Федерации,
утвержденным приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 14 декабря 2018 г. № 308
СВЕДЕНИЯ О КАНДИДАТЕ
(Ф.И.О. (при наличии) кандидата на должность руководителя образовательной организации)
1. Число, месяц, год и место рождения.
2. Сведения об образовании:
наименование образовательной организации, год ее окончания, а также наименование направления подготовки, специальности, квалификации.
3. Сведения о присуждении ученых степеней с указанием тем диссертаций и даты их присуждения, номеров соответствующих документов (при наличии).
4. Сведения о присвоении ученых званий с указанием даты их присвоения и номеров соответствующих документов (при наличии).
5. Сведения о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
6. Тематика и количество научных работ.
7. Сведения о наградах, почетных званиях.
8. Владение иностранными языками.
9. Сведения об участии в выборных органах государственной власти, муниципального управления.
10. Сведения о работе.
11. Сведения о стаже и характере управленческой, а также научно-педагогической деятельности.
12. Позиция исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (при наличии).
13. Рекомендации структурного подразделения Министерства, выдвинувшего кандидатуру.
Ознакомлен и подтверждаю | ________ | _________________________________ |
---|---|---|
(подпись) | (фамилия, имя, отчество (при наличии) кандидата) |
Обзор документа
Минпросвещения определило, как аттестуются руководители подведомственных образовательных организаций и кандидаты на эту должность. Аттестация проводится не менее одного раза в период срока действия трудового договора. От нее освобождаются:
— проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
— декретницы и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (их аттестация проводится не ранее чем через год после выхода из отпуска);
Источник
Образовательный портал
Таблица экспертного заключения по подготовке к аттестации руководителя ОУ доп. образования детей
Экспертное заключение о результативности профессиональной деятельности
руководителя образовательного учреждения дополнительного образования детей
(Ф.И.О. аттестуемого, место работы, должность)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________провели экспертизу в форме посещения образовательного учреждения.
Дата (даты) проведения экспертизы:__________________________________________________________________________________
Показатели и критерии
Баллы
Наличие подтверждающих документов в портфолио
Примечания
1. Результативность профессиональной (управленческой) деятельности
Наличие нормативно-правовой базы ОУ в соответствии с требованиями осуществления образовательной деятельности
Наличие и соответствие современным требованиям нормативно-правовых документов, актов, регламентирующих деятельность ОУ
В межаттестационный период
Соответствие здания, оборудования, участка (площадки, стадиона) санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, обеспечение безопасности пребывания обучающихся в ОУ
Акты о приемке ОУ к новому учебному году;
журнал учета проверок контролирующими органами,
акты проверок, предписания, справки органов надзора об устранении нарушений;
паспорт безопасности здания
В межаттестационный период
Наличие самостоятельной бухгалтерской службы в ОУ
Приказ учредителя или локальный акт об организации самостоятельной финансовой деятельности ОУ
Финансовое обеспечение деятельности ОУ, стабильность выполнения государственного задания
Справка о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, государственного задания, заверенная учредителем
В межаттестационный период
Финансово-хозяйственная деятельность по привлечению дополнительных источников финансирования за счет организации дополнительных платных образовательных услуг
Справка о ведении внебюджетной деятельности.
Приказ по организации дополнительных платных образовательных услуг, локальные акты
В межаттестационный период
Организация деятельности органов государственно-общественного управления образовательного учреждения
Положения об органах государственно-общественного управления ОУ (в соответствии с Уставом ОУ); материалы, подтверждающие содержание работы
В межаттестационный период
2. Качество образования в образовательном учреждении
Наличие авторских образовательных программ
Предъявление программ и документов, подтверждающих победы на городском и всероссийском конкурсах
В межаттестационный период
Значимые (победители, лауреаты) результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях, выставках и других творческих и спортивных состязаниях:
— в рамках ПНП «Образование»
Копии подтверждающих документов
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться (но не более трёх мероприятий)
В межаттестационный период
Наличие системы работы по выявлению, поддержке и работе с одаренными детьми
Программа, аналитические материалы и др.
В межаттестационный период
Наличие опыта работы в образовательном учреждении:
— с учащимися коррекционных школ, детских домов,
— с детьми группы риска,
— с детьми – мигрантами
Образовательные программы, проекты, планы, базы данных и материалы, подтверждающие результаты работы.
В межаттестационный период
Проведение мониторинга оценки качества образования и использование результатов для повышения качества образовательного процесса
Материалы мониторинга. Документы, подтверждающие положительную динамику
В межаттестационный период
2.6.
Сохранность контингента обучающихся
В межаттестационный период
3. Кадровая политика
Укомплектованность ОУ кадрами (в соответствии с лицензией)
Штатное расписание, тарификационные материалы
В межаттестационный период.
Обеспечение повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ
Сводная информация о повышении квалификации педагогических и руководящих работников ОУ за 5 лет, документы о повышения квалификации
* в случае 100% на момент аттестации
Своевременность прохождения аттестации педагогическими и руководящими работниками ОУ
Сводная информация (соответствие занимаемой должности, первая (высшая) квалификационная категория)
*в случае 100% на момент аттестации
Организация комплексной системы внутреннего контроля за качеством услуг, осуществляемых ОУ
План – график контроля на год; локальные акты ОУ; материалы внутреннего контроля
В межаттестационный период
Система стимулирования результатов профессиональной деятельности коллектива ОУ
Локальные акты о стимулировании профессиональной деятельности работников ОУ
В межаттестационный период
4. Уровень владения и эффективность применения в практической профессиональной деятельности современных управленческих (в т.ч. информационных) технологий
Использование ИКТ в управленческой деятельности
— наличие регулярно обновляемого интернет-сайта образовательного учреждения (в соответствии с ФЗ № 293 от 08.11.2010);
— публикация отчетности на сайтах различных уровней
— ведение электронного документооборота
Скриншоты страниц сайтов
На момент аттестации
Наличие информации ОУ на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет в соответствии с приказом Минфина России от 21.07.2011г. № 86н)
Скриншот страниц официального сайта РФ bus.gov.ru
В межаттестационный период
Наличие социальных связей и партнерских отношений с различными учреждениями и партнерами
- районный уровень
- городской уровень
- всероссийский уровень
- международный уровень
Программы, проекты, договора
В межаттестационный период
Наличие публичного отчета образовательного учреждения
Скриншоты страниц сайта ОУ
За год, предшествующий аттестации
5. Активность в распространении опыта образовательного учреждения в области повышения качества обучения и воспитания
Выступления руководителя на научно-практических конференциях, семинарах, секциях, круглых столах, проведение мастер-классов:
— всероссийский уровень/ международный уровень
Программа мероприятия, заверенная работодателем
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться (но не более трех мероприятий)
В межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
Участие руководителя в экспертных комиссиях, в жюри профессиональных конкурсов, творческих группах
В межаттестационный период
Участие ОУ в конкурсах, грантах, проектах:
— всероссийский уровень/ международный уровень
Зафиксированные результаты участия
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться (но не более трех мероприятий)
В межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
Результативность участия ОУ в конкурсах, грантах, проектах (победитель, призер):
— всероссийский уровень/ международный уровень
Зафиксированные результаты участия (сертификаты, дипломы)
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться (но не более трех мероприятий)
В межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
Наличие опубликованных материалов, обобщающих управленческий опыт руководителя
— всероссийский уровень/ международный уровень
Печатные издания, интернет- адрес, скриншот или сертификат
Указываются публикации, изданные в межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
Организация публичного представления опыта педагогов ОУ, в том числе участия их в профессиональных конкурсах:
Программа мероприятия, дипломы, сертификаты
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться участия (но не более трех мероприятий)
В межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
Организация и проведение на базе ОУ мероприятий*:
* Примерный перечень мероприятий: семинары, конференции, видеоконференции, форумы, соревнования, конкурсы, прием делегаций и другие общественно значимые мероприятия.
Количество баллов по каждому из показателей может суммироваться (но не более трех мероприятий)
В межаттестационный период
*для учреждений подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга
ОУ является базовым учреждением для повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, обучения студентов ВУЗов, колледжей
Копии договоров с учреждениями дополнительного образования взрослых, ВУЗами, педагогическими колледжами
В межаттестационный период
6. Создание условий для инновационной деятельности образовательного учреждения
Внедрение в образовательный процесс ОУ инновационных образовательных технологий
Материалы, подтверждающие эффективное использование в ОУ современных образовательных технологий
В межаттестационный период
Использование элементов дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса
Материалы, подтверждающие использование дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (скриншоты)
В межаттестационный период
Обеспечение реализации в ОУ инновационной деятельности в статусе экспериментальных площадок, лабораторий, ресурсных центров, стажировочных площадок:
Копии приказов/распоряжений исполнительного органа государственной власти соответствующего уровня о переводе образовательного учреждения в режим экспериментальной площадки, лаборатории, ресурсного центра, стажировочной площадки
В межаттестационный период
Функционирование на базе ОУ:
Документы, подтверждающие наличие данного показателя.
В межаттестационный период
7. Критерии и показатели, дающие дополнительные баллы
Результативность личного участия руководителя в профессиональных конкурсах*:
лауреат/дипломант конкурса районного (муниципального) уровня
лауреат/дипломант конкурса городского уровня
лауреат/дипломант конкурса Северо-Западного Федерального округа
лауреат/дипломант конкурса всероссийского уровня
лауреат/дипломант конкурса международного уровня
лауреат/дипломант всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации
Источник
Как аттестовать руководителя образовательного учреждения
Аттестация руководителей образовательных учреждений 2020 — это мероприятие, которое обязательно проводится среди директоров школ, лицеев, колледжей, ректоров вузов. Это ответственные должности, и специалисты, которые их занимают, должны соответствовать им по уровню своей квалификации. Рассмотрим, как происходит оценка квалификации, для чего она необходима и каковы ее результаты.
Законодательная база
Аттестация руководителей образовательных учреждений является обязанностью всех кандидатов на должности в соответствии с ч. 4 ст. 51 Закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Она подразумевает проверку знаний, навыков, умений и оценку квалификации будущего руководителя. Директор школы (ректор вуза и т. п.) должен иметь высшее образование и соответствовать всем требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и(или) профстандартах.
Уже действующие главы образовательных учреждений, если они подчиняются Министерству образования и науки, проходят квалификационную проверку не менее одного раза за период действия трудового договора. Это определено Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240 (ред. от 27.10.2017).
Существует также такое понятие, как оценка на соответствие занимаемой должности. Она происходит в течение года после вступления директора (ректора и т. п.) в должность.
Порядок и цель проведения аттестации
Несмотря на то, что обязанность руководителей образовательных учреждений проходить проверку установлена законом № 273-ФЗ на федеральном уровне, порядок ее проведения этим законом не закреплен.
Устанавливается общий порядок приказами конкретных министерств и ведомств. Таких правовых актов всего 24.
Итак, порядок, сроки и перечень испытаний, которые необходимо пройти кандидату, определяет непосредственно учредитель образовательного учреждения. Это может быть правительство, Министерство образования и науки, Министерство культуры и так далее. На уровне субъектов Федерации также издаются отдельные приказы. Например, Приказ Департамента образования города Москвы. Каждое ведомство издает собственный нормативный акт, в котором закрепляются все этапы проведения проверки.
Аттестуется руководство образовательных учреждений с конкретными целями:
- повысить эффективность подбора руководящего состава;
- оценить знания кандидата при приеме;
- оценить знания уже действующего директора (ректора и т. п.) и его соответствие должности;
- стимулировать профессиональный рост.
Оценка состоит из двух этапов: рассмотрения материалов и собеседования. Рассмотрим порядок проведения проверки знаний:
- Создается аттестационная комиссия, состав которой утверждается приказом министерства.
- Подготавливается список кандидатов на должность или список действующих глав.
- В комиссию предоставляются необходимые документы и материалы в установленные сроки.
- Действующий или будущий директор (ректор и т. п.) уведомляется за 7 дней до проведения мероприятия по почте или по телефону.
Неявка на заседание комиссии без уважительной причины влечет дисциплинарную ответственность (для трудоустроенных). В этом случае мероприятие переносится на другую дату.
Документы для аттестации
Каждый департамент или ведомство устанавливает собственный список бумаг, которые необходимы для проведения оценки. Обычно в перечень входят такие документы, как:
- заявление о согласии на проведение и рассмотрение личных данных;
- заявление о согласии на проверку и обработку персональных данных;
- отчет о результатах выполнения программы развития за год;
- выписка из решения о рассмотрении этого отчета;
- справка об отсутствии судимости;
- любые дополнительные документы на усмотрение руководителя.
Не допускаются к оценке те кандидаты или руководители, которые предоставили документы с нарушением сроков или не в полном объеме.
Кто освобожден от прохождения
В соответствии с ФЗ № 273-ФЗ и Приказом Минобрнауки России от 16.03.2015 № 240, не подлежат проверке руководители:
- назначенные президентом или правительством;
- проработавшие менее 1 года;
- беременные женщины;
- женщины в декрете.
Результаты аттестации
Неучастие в собеседовании равняется провалу оценивания. Также может быть получен отрицательный результат при прохождении оценки. В этом случае кандидат или глава образовательной организации признается не прошедшим проверку.
При положительном результате руководитель может:
- быть назначен на должность;
- включен в кадровый резерв;
- либо подтверждается соответствие занимаемой должности.
Аттестация по промышленной безопасности руководителей и специалистов
Аттестация по промбезопасности руководителей и специалистов образовательных учреждений не предусмотрена. Она не проводится, поскольку такая проверка необходима только для сотрудников опасных производств, строительных либо промышленных объектов.
МИОО: аттестация руководителей и кандидатов
МИОО — Московский институт открытого образования позволяет на своем сайте ознакомиться с порядком проведения аттестации, установленном в Москве. Проведение аттестации может быть личным решением действующего руководителя образовательного учреждения. В этом случае можно подать заявку и документы онлайн. Департамент образования города Москвы (аттестация руководителей) покажет в режиме видеотрансляций, как проходят заседания Аттестационной комиссии Департамента.
Источник
Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Положение) определяет правила проведения аттестации педагогических работников 1 государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы (далее соответственно – педагогические работники, образовательные учреждения, образовательные программы) 2 .
2. Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
3. Основными задачами аттестации являются:
стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда;
выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
4. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
II. Формирование аттестационных
комиссий, их состав и порядок работы
5. Аттестация педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений проводится аттестационной комиссией, формируемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования; аттестация педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений — аттестационной комиссией, формируемой федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся (далее — федеральные органы исполнительной власти).
6. Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
Для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный педагогический работник (иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией образовательного учреждения профсоюзный представитель).
7. Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям. предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.
8. Состав аттестационной комиссии и экспертных групп формируются таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
9. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов.
10. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
11. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию.
При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.
12. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования.
13. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника.
В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
14. Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, соответствующая квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.
15. Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации 3 .
Аттестационный лист, выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, хранятся в личном деле педагогического работника.
16. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
III. Порядок аттестации педагогических работников с
целью подтверждения соответствия занимаемой должности
17. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей).
18. Аттестации не подлежат:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
19. Основанием для проведения аттестации является представление работодателя (далее — представление).
20. Представление должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.
С представлением педагогический работник должен быть ознакомлен работодателем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.
21. Информация о дате, месте и времени проведения аттестации письменно доводится работодателем до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до ее начала.
22. Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
23. По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия занимаемой должности аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).
24. В случае признания педагогического работника по результатам аттестации несоответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3. Увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации3).
IV. Порядок аттестации педагогических работников
для установления соответствия уровня их квалификации
требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям
(первой или высшей)
25. Аттестация педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления педагогического работника
Заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня подачи.
26. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий.
27. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.
28. Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогическим работникам действительна в течение пяти лет.
29. Педагогические работники могут обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории не ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории.
30. Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
31. Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
имеют установленную первую квалификационную категорию;
владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
32. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
а) уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
б) уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.
33. При принятии решения аттестационной комиссии о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.
34. Квалификационные категории сохраняются при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте Российской Федерации, в течение срока ее действия.
________________
1 К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2008 г., регистрационный N 11731. «Российская газета», 2008, N113).
2 Аттестация работников, занимающих должности научно-педагогических работников проводится в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 августа 2009 г. N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 сентября 2009 г., регистрационный N 14772, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 5 октября 2009 г.).
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, Ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604, ст. 3732; N 30, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N48, ст. 5717.
Источник