Проблемы реализации конституционного права граждан на образование

Актуальные вопросы образовательного права

Рассмотрены вопросы реализации принципов гуманистического характера образования, свободы получения образования при предоставлении академического отпуска обучающимся. Отмечены проблемы подзаконного и локального нормотворчества в сфере образования, информационной открытости образовательных организаций, конфликта интересов педагогического работника.

Ключевые слова: принципы правового регулирования, информационная открытость образовательных организаций, конфликт интересов педагогического работника.

Российское законодательство об образовании исключительно динамично дополняется и изменяется, и это следует считать первоочередной проблемой как для законодателя, так и для субъектов образовательных правоотношений, в том числе для надзорных органов в сфере образования. Тот факт, что предпосылки для упорядочения образовательного законодательства уже назрели в обществе, не вызывает сомнений; актуальность систематизации законодательства об образовании отмечали и ранее многие авторы [1].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года представляет собой комплексный нормативно-правовой акт, поскольку устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования [3].

По структуре, объему, полноте регулируемой области отношений этот акт приближается к кодифицированному нормативно-правовому акту. Однако по состоянию на 1 сентября было принято несколько десятков подзаконных актов, развивающих положения рассматриваемого закона, и уже в сентябре подготовлено еще более ста проектов. Такое количество нормативных правовых актов, детализирующих положения одного закона, как правило, приводит к избыточности правового регулирования, а также к коллизиям. Многие же акты, придерживаясь ориентировки законодателя на увеличение степени свободы обучающихся, оставляют многое на усмотрение вузов. Например, Положение о порядке предоставления академического отпуска устанавливает, что таковой предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам [4]. Для сравнения, в действующем ранее Положении было определено, что решение о предоставлении академического отпуска студентам принимает руководитель образовательного учреждения. Основанием для издания приказа является: по медицинским показаниям – личное заявление студента и заключение клинико – экспертной комиссии учреждения здравоохранения; в других исключительных случаях – личное заявление студента и соответствующий документ, подтверждающий основания для получения академического отпуска с указанием причины. Очевидно, что утратившее силу Положение четко определяло основания академического отпуска (хотя бы в части требования предоставить документы); в настоящее время обучающийся не обязан обосновывать заявление о предоставлении отпуска, а в случае отказа вправе обратиться в суд.

Разумеется, это не единственная проблема, возникающая на практике; можно указать и иные. Так, учеными-правоведами отмечается, что высшее образование включено в структуру профессионального, в образовательных стандартах установлены профессиональные компетенции. Тем не менее, к уровням образования в статье 10 Закона об образовании отнесены среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Так каким должно быть высшее образование – профессиональным или все-таки фундаментальным, нацеленным на реализацию принципа «гуманистического характера образования» (пп. 3 п. 1 ст. 3 Закона об образовании), подразумевающего воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры и т.п.

Не представляется возможным полностью реализовать на практике требование информационной открытости (ст. 29 Закона об образовании), согласно которому образовательная организация обязана разместить в интернете определенную информацию, в том числе сведения о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года, о трудоустройстве выпускников, о педагогических работниках и др.. Кроме того, требует осмысления вопрос о возможном нарушении режима персональных данных педагогического работника, и, как следствие, привлечения к административной ответственности образовательной организации [6].

Исключительно важной проблемой является заложенная в законопроект идея конфликта интересов педагогического работника. Следует отметить, что в законодательстве ранее уже аналогичный термин использовался [1], [2]; Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации [7].

Для урегулирования возможного конфликта интересов (и не только) законодатель предлагает создать комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Закономерно возникает вопрос о статусе и составе такой комиссии. Интересно, что решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений. Обжаловать такое решение можно, но лишь в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Нерешенными остаются многие вопросы. Например, должна ли комиссия подчиняться какому-либо органу управления образовательной организации? Какие формы взаимодействия комиссии с профсоюзными организациями являются допустимыми?

Резюмируя изложенное, следует отметить, что множество подзаконных актов, дополненных локальным нормотворчеством, на сегодняшний день оставляют многие проблемы нерешенными, доказательством тому является огромное количество вопросов, возникающих в любом образовательном учреждении.

Источник

Проблемы реализации конституционного права граждан на образование

Козлова, О. Е. Проблемы реализации конституционного права граждан на образование / О. Е. Козлова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 9 (23). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/180/5582/ (дата обращения: 11.07.2021).

Выделяя наиболее актуальные проблемы в реализации права граждан на образование, автор предлагает варианты их разрешения, такие, как кодификация образовательного права, увеличение финансирования сферы образования из средств федерального бюджета и бюджета субъектов Федерации и другие.

Ключевые слова: право на образование, законодательство об образовании, общедоступность и бесплатность образования, гарантии реализации, государственные и муниципальные образовательные учреждения, проблемы реализации права на образования, дискриминация, обучение, государство.

Отражение права на образование в ст. 43 Конституции РФ и ином законодательстве Российской Федерации безусловно соответствует всем демократическим принципам и положениям международного права, однако следует подчеркнуть, что наряду с законодательным закреплением и определёнными достижениями процесс реформирования российского образования в своём развитии сопряжён с рядом сложных проблем, требующих своевременного решения на государственном уровне.

Одной из немаловажных проблем является реализация такого принципа права на образование, как общедоступность, обеспечение равного доступа к получению образования. Здесь вопрос касается, прежде всего, лиц с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов. В ст. 79 ФЗ «Об образовании в РФ» [2] указаны особенности организации и получения образования этой категории лиц. Например, использование специальных программ и методик обучения, предоставление за счет федерального или бюджета субъекта технических средств обучения. Для адаптации лиц с ограниченными возможностями предполагается их обучение не в специализированных учебных заведениях, а в общеобразовательных учреждениях. На практике же большинство этих учреждений не соответствуют указанным в Федеральном законе требованиям, а значит делают невозможным обучение там лицам с ограниченными возможностями. Основой данной проблемы является, скорее всего, критическое недофинансирование образования как со стороны федерального бюджета, так и со стороны бюджета субъекта РФ. Решением этой проблемы видится пересмотр распределения бюджетных средств или же привлечение в эту область каких-либо внебюджетных средств, обращение государством большего внимания к финансированию образования в Российской Федерации.

Похожее:  Социально политический кризис в начале XX века

Следующая проблема касается реализации высшего образования в России, а точнее гарантии его бесплатного получения. Законодательство России провозглашает возможным получения высшего образования бесплатно только лишь на конкурсной основе, и, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Статья 100 ФЗ «Об образовании в РФ» указывает, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.

Однако, реализация на практике таких контрольных цифр пока что не удается. Дело в том, что бюджетных мест, за которые борются выпускники школ, катастрофически мало. Как известно, количество бюджетных мест с каждым годом уменьшается. При желании поступить на ту или иную специальность абитуриент обнаруживает, что не имеет возможности получить бюджетное место на то направление или специальность, на которую мечтал попасть, по причине того, что такие места отсутствуют. Так, способная и талантливая молодежь, которая хочет реализовать себя в одном направлении, но не имеет финансовых возможностей, идет на другое направление подготовки, вопреки своим стремлениям. Здесь снова же проблема кроется в недофинансированности образования.

В ст. 70 ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что прием в высшие учебные заведения по программам бакалавриата и специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена. Здесь проблема плавно перетекает в качество образования, даваемого на уровне средних общеобразовательных учреждений. С установлением такого контроля знаний при выпуске из школ, гимназий и лицеев теряется их главное предназначение: обеспечение детей определенным базовым качественным уровнем знаний, социализация личности и многое другое. Современные общеобразовательные учреждения делают главным приоритетом жизни выпускников сдачу ЕГЭ и поступление в высшее учебное заведение, превращаясь таким образом в некий «конвейер», задачей которого является получение высоких баллов. И не случайно в этом заинтересованы как ученики, так и школы, ведь, поступая в ВУЗ, выпускник в зависимости от сдачи такого экзамена может получить или не получить бюджетное место в высшем учебном заведении.

Стоит также отметить, что сам процесс сдачи единого государственного экзамена, сильно влияющий на психику отдельных учащихся. В школах детям внушают о том, что сдача ЕГЭ представляется на данный момент самым важным в их жизни. Думая об этом, учащиеся сильно волнуются, внешне к этому прибавляется нагнетающая обстановка в аудиториях, пристальное наблюдение за ними посредством видеокамер и так далее. Выпускники школ испытывают сильный стресс и из-за этого могут получить не те высокие баллы, которые соответствовали бы их уровню знаний. Соответственно, они уже лишаются возможности получить бюджетное место, в чем и проявляется проблема общедоступности и стремления к бесплатности высшего образования.

Конечно, список проблем, охватывающих реализацию права на образование, гораздо шире, но в силу того, что мы студенты высшего учебного заведения, были выделены некоторые проблемы, которые непосредственно испытаны на хоть и небольшом, но житейском опыте.

По мнению некоторых исследователей, самым действенным решением указанных выше проблем будет являться кодификация образовательного права. Это объясняется тем, что принятые нормативные акты, касающиеся образования в России представляют собой огромный массив, которые необходимо собрать в единый кодекс.

Барабанова С. В. считает, что на протяжении длительного времени Федеральный закон «Об образовании в РФ» довольно успешно выполнял функцию системообразующего акта для реформируемой системы российского образования. Однако к настоящему времени ни его содержание, ни реальный статус в иерархии актов российского законодательства уже не отвечают потребностям системы [3]. Принятие новых нормативных актов также не будет способствовать решению проблем, а будет только усугублять и запутывать систему законодательства России об образовании.

Также, на наш взгляд, для того чтобы изменить ситуацию в сфере образования, требуется установление последовательных жестких мер административного и дисциплинарного характера. Прежде всего это касается «теневого» рынка образовательных услуг, взяточничества, а также игнорирования норм, указанных в законодательстве РФ.

Для государства реальное повышение уровня образования будет способствовать положительным изменениям в других сферах общественной жизни, например, в экономической. Для достижения таких целей следует иметь в виду, что заимствование зарубежных достижений в сфере образования необязательно приведёт к хорошим результатам. Государству необходимо самостоятельно развивать собственную модель образования, при этом уже учитывая опыт зарубежных стран. Эти меры позволят созданию таких условий реализации права граждан на образование, которые будут соответствовать на практике Конституции РФ, международному законодательству, законам и многим другим актам, принятым в этой связи.

Таким образом, стремление государства повысить уровень образования населения непосредственно связано с задачами развития экономической политики, так как недостаточное финансирование является одной из проблем обеспечения конституционного права граждан на образование. То есть можно предположить, что постепенно общество пришло к пониманию, что качественная система образования — это залог процветания государства, а образованные граждане, в частности молодежь, — это будущее России. Сегодня российское образование находится в стадии модернизации. Этим объясняется множество нововведений, таких как, единый государственный экзамен, новые и современные программы образования, двухуровневая система высшего образования и многое другое.

Источник



Проблемы образовательного права

Сущность образовательного права и проблемы его развития

Образование занимает центральное место в рейтинге государственных интересов, от его состояния зависит будущее Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , его экономическая развитость, благосостояние всего общества в государстве и мире. С уровнем образованности связана модернизация экономика и ускорение темпов роста экономики. А связь образования и науки гарантирует национальную и мировую безопасность.

Правовое государство для поддержки образование должно создавать фундаментальную нормативно-правовую базу. Выполнение этого требования обуславливается рядом причин, обозначим некоторые из них:

Помощь со студенческой работой на тему
Проблемы образовательного права

  • нормы законодательства в сфере образования должны быть серьезными юридическими гарантиями развития установленного на уровне Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее прав всех людей на образование. Статья 43 Конституции Российской Федерации раскрывает конституционную основу «каждый имеет право на образование» в развитии актов образовательного законодательства.
  • нормы закона в сфере образования выступают регулятором той сферы общественных отношений, с которой на данный момент сопряжено все общество Российской Федерации всех его возрастных групп. Система неотрывного образования, которая провозглашена ЮНЕСКО По данной теме мы уже выполнили курсовую работу ЮНЕСКО (международно-правовая основа деятельности) подробнее в 1972 году, успешно реализована на сегодняшний день во множестве стран мира, неоднократно увеличивает число участников отношений в образовательной сфере.
  • образование — объемная отрасль экономики Российской Федерации, массивная имущественная система, нуждающаяся в регламентации гражданских и трудовых отношений, которые возникают в сфере образования; в достаточном и непрекращающемся финансировании, без него невозможно предоставить качественные образовательные услуги. Именно поэтому в настоящее время право в сфере образованиясформировано комплексной отраслью законодательства Российской Федерации, которая объединяет нормы гражданского, семейного, трудового, административного и др.
Похожее:  Что где когда вопросы про детей

Существуют причины, которые препятствуют восприятию научным сообществом образовательного права как отрасли права, в их числе:

  • консервативное мышление;
  • небольшой круг специалистов, которые занимаются проблемам образовательного права;
  • поверхностное исследование проблем строения системы образовательного права, его контактов с различными отраслями права;
  • отсутствие в основном законе отрасли — ФЗ РФ «Об образовании в РФ» и других правовых актах обособленного института или общности институтов, которые называют своим предметом отношения в образовательной сфере в чистом виде, который не привязан к другими отраслями права;
  • присутствие в законодательстве об образовании законных предписаний По данной теме мы уже выполнили статью Законные способы защиты прав и интересов предпринимателей подробнее , которые дублируют без необходимых к этому оснований нормы гражданского, трудового, административного права и усиливают иллюзию вторичного, системного характера образовательного права, которое лишено личного предмета, метода и остальных важных признаков.

Множество российских правоведов не признают по традиции из советских времен образовательное право в качестве новообразованной независимой отрасли права, для них это является событием не только невероятным, но и кощунственным. Они по-прежнему убеждены, что эти нормы представлены в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права, — личного предмета и метода правового регулирования.

Советские ученые считали образовательное законодательство составной частью административного права, но уже в тот период было очевидно, что большинство отношений в сфере образования имеет собственный и неповторимый характер, он не относится к сфере государственного управления. Примером могут служить отношения, которые связаны с организацией учебного процесса, с деятельностью образовательных организаций, с деятельностью преподавательского состава, их аттестацией и переподготовкой, с предоставлением разнообразных льгот учащимся и неотъемлемых гарантий.

Пути решения проблем

После того, как был принят Федеральный закон «Об образовании в РФ» был разрешен ряд проблем: дозволение работы негосударственный образовательных организаций, предоставление права учащимся получать образование не только на бюджетной, но и при помощи платной основы, в этот момент и произошло отделение образовательного законодательства от административного права.

Одним из первых признавших образовательное право самостоятельной отраслью права Российской Федерации стал Шкатулла В.И.. Борисенков В.П. поддержал идею о необходимости формирования и развития образовательного законодательства как самостоятельной отрасли законодательства Российской Федерации, однако обосновал ее немного иначе: у новой отрасли должны быть образованы собственный предмет, метод правового регулирования, которые включают применение наряду с административным, гражданским, трудовым правом.

Отношения в сфере образования формируются путем учета специфики самой образовательной сферы и являются независимым видом правоотношений, которые имеют важные отличия от правовых отношений других отраслей права. Сама специфичность отношений в сфере образовательных отношений проявляется во всем их составляющих таких, как объект, субъект, содержание и т.п.

Существует явная потребность развития механизма правового регулирования образования в государстве- принятие Образовательного Кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правовое регулирование образовательной деятельности РФ подробнее .

На данный момент в нашей стране общее количество нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в образовательной сфере, только на федеративном уровне превышает 500 документов. Это влечет заметные трудности в правовой регламентации деятельности образовательных организаций, органов по управлению образованием, осложняет деятельность юридических отделов и руководства учебных организаций, а так же формирует случаи для проявления юридических коллизий и неосновательных проблем людей, которые возникают при реализации ими образовательного права. Все это так же подводит к необходимости появления Кодекса об образовании.

Источник

Проблемы реализации права на образование в Российской Федерации
статья

Понкратова Любовь Петровна

Проблемы имеются практически на каждом уровне системы образования, и их решение — это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Скачать:

Вложение Размер
problemy_realizatsii_prava_na_obrazovanie_v_rossiyskoy_federatsii.docx 25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Закон «Об образовании» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах признания приоритетности образования, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования.

Конвенция о правах ребенка закрепила общедоступность, бесплатность и обязательность начального образования, поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, доступность высшего образования для всех на основе их способностей.

Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни [1] .

Однако, к сожалению, что до настоящего времени все еще имеются многочисленные факты, когда конституционное право на образование гражданами не может быть реализовано в полной мере.

Для начала хочется сказать об одной из важнейших проблем в области образования в Российской Федерации, создающей препятствия для полноценной реализации гражданами конституционного права на образование − недофинансирование. Сейчас остро проявляется проблема дефицита педагогических кадров, особенно в сельской местности. Преподаватели имеют низкий уровень гарантированной оплаты труда, из-за чего наблюдается отток преподавательских кадров. Педагогические вузы по всей стране ежегодно выпускают талантливых молодых педагогов, но они не всегда идут работать в образовательные учреждения в связи с низким уровнем заработной платы.

Вместе с тем нельзя не отметить, что один из важнейших принципов государственной политики в сфере образования, гарантирующий общедоступность и бесплатность образования в законодательном смысле определяется, в первую очередь, политикой государства в этой сфере и уровнем материального благосостояния его граждан.

И тут, к сожалению, указанный принцип нарушается, уже на уровне дошкольного образования. При увеличении в последнее время уровня рождаемости и, как следствие, возрастании спроса на услуги дошкольных образовательных учреждений, наблюдается устойчивая тенденция сокращения их общего количества, перевода на платную основу или перепрофилирования. Это неизбежно приводит к появлению в оставшихся учреждениях различного рода конкурсных отборов, а также введению дополнительной, нередко «теневой» платы за предоставление определенных услуг.

Ст. 43 Конституции РФ указывает, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Получается, что законные представители ребенка, до достижения им пятнадцатилетнего возраста, несут полную ответственность за его воспитание и получение им образования. Однако данная обязанность не реализуется если родитель или законный представитель уклоняется от воспитания несовершеннолетнего и соответственно не осуществляет контроль за его обучением в образовательном учреждении. При этом даже привлечение указанного лица к уголовной ответственности за неосуществление своих обязанностей в соответствии со ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» не решает проблемы реализации конституционного права ребенка на образование, так как воспитание и получение образования отличаются друг от друга. Следовательно, невыполнении родителем или иным законным представителем несовершеннолетнего своей обязанности по обеспечению получения ребенком основного общего образования остается ненаказуемым.

Конституционное право на получение бесплатного высшего образования носит комплексный характер и кроме права на бесплатное получение высшего образования (то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета) включает в себя: право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки, право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами; право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений; право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату и т. д.

Но не всегда обучающиеся получающие высшее образование реализовывают эти права, в связи с недостаточным количеством бюджетных мест в учебных заведениях. Это связанно во-первых с тем, что бюджетные места распределяются на особые категории поступающих. При этом стоит оговориться, что к таковым относятся не только те, кому законодательно предусмотрена возможность поступления в учебное заведение вне конкурса (дети-инвалиды, для которых не имеется противопоказаний к обучению в соответствии с заключением медицинской комиссии, победители предметных олимпиад по соответствующим направлениям, дети-сироты и т. п.). Во-вторых с высоким конкурсом на обучение в вузах по некоторым специальностям, вследствие чего лица, не прошедшие на конкурсной основе, вынуждены обучаться на коммерческой основе.

Стоит ещё обратиться к Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.), в которой говориться, что недопустимо нарушение равенства отношения в области образования охватывающее всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения. «Закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа или ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования» является дискриминацией и признается недопустимым [2] .

Хотелось бы отметить, что дети с ОВЗ также обладают правом на получение образования, но с учетом их возможностей и состояния здоровья. Государство закрепляет за ними дополнительные специальные гарантии получения образования, реализованные в виде особых условий получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В то же время дети, имеющие отклонения в психическом развитии не всегда могут обучаться в силу своего заболевания. Отдельные психические отклонения не позволяют таким лицам осуществлять право на получение образования. Речь идет о врожденных или приобретенных в раннем возрасте (в результате сильного воспалительного процесса) психических заболеваниях, препятствующих обучению ребенка, в силу того, что он является необучаемым, а его социализация и адаптация в обществе невозможна.

И ещё одна проблема реализации конституционного права на образование − это слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны обучающихся. Дошкольное образование в России − это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. В связи с этим открывают большое количество центров по подготовке детей к школе, однако случается и так, что обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с выпускниками школ, которые не получают того объема знаний, который требуется для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) и поступления в высшее учебное заведение. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. С каждым годом все больше молодых людей пытаются получить высшее образование, тем самым увеличивается количество учебных заведений, не всегда отвечающих требованиям.

Так же хочется сказать про реализацию права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке. Законодательством предусмотрена возможность создания национальных школ, т. е. школ в которых будет осуществляться обучение на национальном (родном) для обучающегося языке. Но при этом возникает другая проблема − ребенок, который получает образование на национальном (родном) языке, затем по окончании данного учебного заведения не сможет в полной мере воспользоваться своим право на высшее образование, так как в ВУЗах обучение ведется только на русском языке. Соответственно, реализация одного права – получение начального образования на родном языке, ведет к проблемам реализации права на получение высшего образования, в силу недостаточного знания языка, на котором ведется преподавание.

Таким образом, в системе образования можно выделить следующие проблемы, во-первых, недофинансирование системы образования, во-вторых, недостаточный уровень контроля за общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в образовательных учреждениях, в-третьих это то, что несмотря на ведущуюся государственную политику в области развития образования детей с ОВЗ остается ряд проблем, связанных с несоответствием требований закона и реальной действительности. Ну и последнее − слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования.

Подводя итог, необходимо отметить, что, право человека на образование, обеспечивается посредством гарантий, предусмотренных в действующем законодательстве Российской Федерации в сфере образования. Несмотря на значительное число достоинств, присущих отечественной системе образования, на сегодняшний день реализация конституционного права на образование встречается с множеством серьёзных проблем, требующих незамедлительного решения.

Источник

Adblock
detector