Образование как ценность, процесс и результат
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Выделим основные аспекты приведенной трактовки образования. Для этого структурируем определение, как это показано на следующем рисунке.
Данное определение раскрывает три ключевых аспекта понятия образование: 1) образование как ценность и общественное благо;
2) образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека;
3) образование как результат воспитания, обучения, развития человека, реализации его интересов и потребностей. Реализация ценностного, процессуального и результативного аспектов образования осуществляется в их единстве.
Образование как социальное явление существует с древнейших времён, оно обусловлено социальной потребностью передавать новым поколениям опыт, накопленный предыдущими поколениями, создавать предпосылки для совершенствования и развития этого опыта, для стабильности общества. Образование воспроизводится и развивается в течение многих веков, современный уровень образования — лишь очередная ступень его развития. Воспроизводство и развитие образования требует больших ресурсов, оно осуществляется в деятельности многих людей, учреждений, организаций, при использовании разнообразных средств.
Поэтому среди значений термина образование существует ещё одно: образование как сложная система взаимодействий субъектов и материальных средств, обеспечивающая обучение, воспитание и развитие личности. Этот аспект образования отражает понятие система образования.
Источник
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Образование как процесс — это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Структурными компонентами педагогической деятельности являются:
• субъект деятельности (педагог);
• субъект-объект деятельности (воспитанник);
• объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника);
Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.
Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если говорить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической деятельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогической работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педагогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требований, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должностных инструкциях.
Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимающимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педагогической культуры.
Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.
На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.
Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и методы, обеспечивающие реализацию этих ценностей.
В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область образования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педагогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.
Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от которой существенно зависят процесс и результаты образования.
К основным системным компонентам и показателям уровня сформированное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллектуального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень овладения основами педагогической этики; уровень сформированности нравственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.
Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Культура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:
• первый уровень — методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентироваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистическую стратегию;
• второй уровень — тактическое мышление, позволяющее материали-зовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;
• третий уровень — оперативное мышление, которое проявляется в самостоятельном, творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности.
Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педагогических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Педагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формирование его педагогических позиций.
Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется степенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей как залога успешности педагогической деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.
Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, формируемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.
Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.
Весьма важным показателем педагогической культуры является культура речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.
Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.
Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответствия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.
Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями. Выделяют следующие ценности.
Социально-педагогические — отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании.
Групповые — идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов. Личностно-педагогические — социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.
На качество образования во многом влияет творческий характер педагогической деятельности, осознание педагогом. престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанниками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленности личности педагога, но и совершенное владение разнообразными образовательными технологиями, технологиями общения.
Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением педагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.
Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, статусно-ролевые и профессиоиально-деятельностные качества, профессионально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности являются важным фактором эффективного решения задач образования.
Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процесса действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессиональных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую организуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» — довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, профессиональной неудовлетворенностью» 1 .
Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической деятельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокупным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельности результатом ее тоже является образование конкретных людей, проявляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, несмотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие.
Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:
• знания, умения, навыки;
• показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образования и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. культур);
Источник
Образование как система, процесс и результат
Образование как воспроизведение культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой дифференцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. Поэтому, образование как социальный институт, является сложной системой, включающей разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие.
Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития.
Образование как система включает в себя понятие педагогической системы (по Н.В. Кузьминой). Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами: цель, учебная информация, средства коммуникации, учащиеся, педагоги.
Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:
· социальный масштаб рассмотрения — т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;
· ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышения квалификации; аспирантура, докторантура);
· профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное.
С этих позиций образование как систему в целом, можно характеризовать следующим образом:
· образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным;
· образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения — урок, лекция, семинар и т.д. и специфические формы контроля — опрос, зачет, экзамен и т.д.;
· образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;
· образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;
· образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности (в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой).
Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее, — в учебно-воспитательном процессе. Еще в конце XIX века П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно». «. Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его. По сути, в этом определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины трактуются неоднозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско-преобразующих, познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Развитие человека в процессе образования в значительной мере обусловлено тем, какими средствами, на каком содержании оно осуществляется. П.Ф. Каптерев приводит три вида формального развития: рефлектирующее — подготовка к исследованию субъективного мира (человеческого духа), объективное — подготовка к исследованию объективного мира (природы), систематизирующее — подготовка к установлению логического порядка во всякой области фактов. Средством первого служат языки, второго — естественные науки, третьего — математика. Эти три вида развития часто бесполезны один для другого. «Поэтому и соответствующие трем видам формального развития таланты: гуманитарно-научные, естественнонаучные и математические — в высшей степени своего развития взаимно исключают друг друга и тем самым обнаруживают свою различную природу».
Все последующее образование, предполагающее фуркацию (разделение), осознанно или интуитивно основывается на природной разнице этих видов образования. Соответственно складываются две культуры — гуманитарная и естественно-научная (технократическая).
Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоиналь-но-содержательной. Так, общеобразовательная школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. В результате, широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Источник
Образование как процесс и результат педагогической деятельности
Образование как процесс — это освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат — характеристика достигнутого уровня образованности.
Образование как процесс реализуется в образовательной системе, совокупности преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов и сети реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Этот процесс протекает, результат достигается, а система функционирует не сама по себе, а посредством специфической человеческой деятельности — педагогической деятельности. Напомним, что образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием, т. е. педагогической деятельностью. От качества педагогической деятельности во многом зависят характер и эффективность образования. Очевидно, что педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, в известной мере средства массовой информации. В первом случае — это деятельность профессиональная, а во втором — общепедагогическая, которую сознательно или неосознанно осуществляет каждый человек по отношению к другим и к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Профессиональная педагогическая деятельность протекает в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Как для профессиональных педагогов, так и не для профессионалов важно иметь знания основ профессиональной педагогической деятельности как наиболее изученной в педагогике и смежных науках. Итак, педагогическая деятельность — особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Структурными компонентами педагогической деятельности являются:
• субъект деятельности (педагог);
• субъект-объект деятельности (воспитанник);
• объект деятельности (педагогический факт, ситуация, опосредованно влияющая на воспитанника);
Стратегическая цель педагогической деятельности состоит в создании эффективных условий для достижения воспитанником определенного уровня образованности. Данная цель реализуется через последовательное решение педагогических задач разных уровней и разной степени сложности.
Педагогическая деятельность осуществляется педагогами. Если говорить о профессиональной педагогической деятельности, то есть смысл дать определение педагогической профессии. Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Только для профессионального педагога педагогическая деятельность является основным видом профессиональной деятельности, другие же участники педагогического процесса занимаются педагогической деятельностью наряду с основной профессиональной и непрофессиональной работой и, следовательно, не всегда осознают свои действия как акты педагогической деятельности. В связи с этим в профессиональные обязанности педагогов входит, помимо непосредственной педагогической работы с воспитанниками, еще и деятельность по педагогизации окружающей его социальной среды. Профессиональный педагог несет ответственность за процесс и результаты своей профессионально-педагогической деятельности не только как гражданин, родитель, но и как профессионал, т. е. человек компетентный. Отсюда целый ряд требований, предъявляемых к педагогу в нормативном порядке. Эти требования закреплены в стандартах высшего профессионального педагогического образования, в квалификационных характеристиках (учителей и других профессиональных участников образовательного процесса), в должностных инструкциях.
Однако есть еще целый ряд ненормативных требований, которые имеют отношение как к профессиональным педагогам, так и к людям, занимающимся педагогической деятельностью вне сферы своей профессии. Эти требования формулируются в терминах показателей и компонентов педагогической культуры.
Педагогическую культуру правомерно рассматривать на трех уровнях: аксиологическом, деятельностном, личностном.
На аксиологическом уровне рассматриваются ценностные ориентации в образовании и педагогике.
Деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и методы, обеспечивающие реализацию этих ценностей.
В индивидуально-личностном плане педагогическая культура понимается как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности. Этот подход позволяет выявить свойства личности субъекта педагогической деятельности как представителя и обладателя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей, транслятора человеческой культуры в область образования. Педагогическая культура, как и общечеловеческая, существует в материальной и духовной формах. Педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные педагогические этические нормы составляют духовные ценности педагогической культуры. К материальным относят образовательные средства.
Педагогическая культура как сущностная характеристика личности в сфере педагогической деятельности представляет собой систему, от которой существенно зависят процесс и результаты образования.
К основным системным компонентам и показателям уровня сформированное™ педагогической культуры можно отнести: уровень интеллектуального развития (прежде всего развития педагогического мышления); уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень овладения основами педагогической этики; уровень сформированности нравственной и мировоззренческой зрелости; культуру общения; культуру речи; культуру внешнего вида.
Культура педагогического мышления включает в себя развитие способности к педагогическому анализу и синтезу; развитие таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота, наблюдательность, педагогическая память и воображение. Культура педагогического мышления подразумевает развитость мышления на трех уровнях:
• первый уровень — методологическое мышление, обусловленное педагогическими убеждениями субъекта, позволяющее ему ориентироваться в педагогической деятельности, разрабатывать ее гуманистическую стратегию;
• второй уровень — тактическое мышление, позволяющее материали-зовывать педагогические идеи в технологии педагогического процесса;
• третий уровень — оперативное мышление, которое проявляется в самостоятельном, творческом применении общих педагогических закономерностей к частным, уникальным явлениям реальной педагогической действительности.
Важное место в структуре педагогической культуры занимает ее мировоззренческий компонент. Это процесс и результат формирования педагогических убеждений, ценностных ориентации в педагогической сфере. Педагог должен активно включаться в процессы рефлексии, педагогического самосознания, в результате которого происходит становление и формирование его педагогических позиций.
Деятельностный компонент педагогической культуры характеризуется степенью осознанности педагогом необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей как залога успешности педагогической деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок.
Нравственная культура включает в себя нравственное сознание, формируемое посредством освоения теоретических этических знаний, а также уровень развития нравственных чувств. Это предмет педагогической этики.
Культура педагогического общения проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать партнера по общению, грамотно ориентироваться в различных ситуациях общения, умении видеть и верно интерпретировать поведенческие реакции людей, умении проявлять и передавать свое отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться.
Весьма важным показателем педагогической культуры является культура речи. Речь человека, реализующего педагогические функции, во многом является образцом для подражания, формирует речевую культуру других.
Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяет качественно решать разнообразные педагогические задачи.
Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответствия его внешнего облика педагогической целесообразности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой способствуют результативности педагогической деятельности.
Реализуя задачи педагогической деятельности, педагоги субъективно интериоризируют в индивидуальную деятельность педагогические ценности и являются в разной мере их производителями. Выделяют следующие ценности.
Социально-педагогические — отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании.
Групповые — идеи, нормы, концепции, регулирующие и направляющие педагогическую деятельность в рамках конкретных образовательных институтов. Личностно-педагогические — социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности педагога, составляющие систему его ценностных ориентации.
На качество образования во многом влияет творческий характер педагогической деятельности, осознание педагогом. престижности, социальной значимости, ответственности перед обществом, государством, воспитанниками за процесс и результаты своего труда. Педагогическая деятельность предполагает не только сформированность гуманистической направленности личности педагога, но и совершенное владение разнообразными образовательными технологиями, технологиями общения.
Успех педагогической деятельности обеспечивается также умением педагога целесообразно и адекватно выстраивать траекторию индивидуально-личностного развития воспитанников в образовательном процессе.
Многообразные и взаимосвязанные индивидуальные, личностные, статусно-ролевые и профессиоиально-деятельностные качества, профессионально-педагогические знания субъектов педагогической деятельности являются важным фактором эффективного решения задач образования.
Любая деятельность человека, а следовательно, и педагогическая, носит целенаправленный характер. Считается, что профессиональные педагоги должны четко представлять цели своей профессионально-педагогической деятельности, непрофессиональные же участники педагогического процесса действуют, не осмысливая или не всегда осмысливая свои действия как нацеленные на педагогический результат. Однако и в практике профессиональных педагогов работа с воспитанниками и учащимися зачастую организуется без четко сформулированной и осмысленной цели. Как справедливо указывают авторы учебника «Педагогика» под редакцией П. И. Пидкасисто-го, «бесцельное воспитание» — довольно распространенное явление в мире. И это приводит к тому, что продуктивность профессиональной деятельности педагога крайне низка, творческий потенциал детей и педагога не реализован, а профессиональная деятельность сопровождается уныньем, профессиональной неудовлетворенностью» 1 .
Естественно, овладеть педагогическим целеполаганием важно всем, кто в той или иной степени решает педагогические задачи, несмотря на то что процедура эта действительно сложна и требует специальных усилий по формированию умений целеполагания. Общая цель педагогической деятельности состоит в создании оптимальных условий образования человека. Одним из требований к категории «цель» выступает требование прогностичности, т. е. формулирование цели как ожидаемого и диагностируемого результата. Само образование как социальное явление является совокупным результатом педагогической деятельности человека на протяжении всей истории человечества. В индивидуальной педагогической деятельности результатом ее тоже является образование конкретных людей, проявляющееся как характеристика их образованности. Эти результаты всегда имеют бтсроченный характер, т. е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но тем не менее результаты образования прогнозируемы и диагностируемы, несмотря на их разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие.
Поддаются фиксации с большей или меньшей степенью точности:
• знания, умения, навыки;
• показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности; уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей; сформированность устойчивой мотивации познания; уровень креативности личности; умение самоопределяться; быть субъектом собственного образования и развития; уровень нравственной, эстетической, физической, экологической и др. культур);
• отрицательные эффекты (последствия) образования: перегрузка и переутомление, появление дефектов физического и психического здоровья, возникновение отвращения к учению, сопротивление воспитанию, отрицательный жизненный опыт и др. 2
Источник