Пунктуация в предложениях с прямой речью диалогом и цитированием

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Чужая речь и способы ее передачи

В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

2. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос ( верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Батюшка не хотел верить,

что я мог быть замешан в гнусном бунте.

Главная часть Придаточная часть

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Предложение с прямой речью.

Диктор сообщил : « Завтра ожидается похолодание! »

Предложение с косвенной речью.

Диктор сообщил , что завтра ожидается похолодание .

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .

Цель высказывания в косвенной речи

Способ присоединения косвенной речи

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ


3. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н. С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили : «Очень уж понравился нам этот спектакль!»
  • Друзья побывали в театре и в один голос заявили , что им очень понравился этот спектакль.
  • Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль !

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

4. Диалог

Следующий способ включения чужой речи в авторский текст – это диалог.

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Доктор подошёл к мальчику и сказал:

– Нет ли у тебя какой-нибудь вещи, которую держал в руках твой отец?

– Вот, – сказал мальчик и вынул из кармана большой красный носовой платок .

О пунктуационном оформлении диалогической речи мы поговорим в следующей главе учебника.

Источник

Способы передачи чужой речи и знаки препинания при них

В зависимости от способа передачи в русском языке различают следующие разновидности чужой речи:

  1. прямая
  2. косвенная
  3. несобственно-прямая
  4. диалог
  5. цитирование

Прямая речь

Прямая речь – это форма передачи чужой речи с воспроизведением лексических особенностей, синтаксического строя и др. Прямая речь (сокращённое обозначение «П») заключается в кавычки и сопровождается словами автора (А, а). В произведениях художественной литературы она часто используется как средство характеристики героев.

Примеры: «Славная погода завтра будет», – заметил я, глядя на светлое небо. (И.С. Тургенев); Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти. (А.С. Пушкин)

Косвенная речь

Косвенная речь – это чужая речь, которая вводится автором в повествование в форме придаточного предложения. Она не передаёт речь говорящего дословно, отражая её приблизительно. Слова автора находятся в главной части, чужая речь – в придаточной. В таких случаях главная часть стоит всегда перед придаточной, слова автора сопровождаются глаголами, обозначающими речевую деятельность (сказать, говорить, произнести, заявить, рассказывать, ответить и др.). С помощью подчинительных союзов и союзных слов прямая речь легко переделывается в косвенную.

Пример: Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. (В.П. Астафьев) (В виде прямой речи – Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне: «Левонтьевские детишки собираются на увал по землянику, сходи с ними»)

Несобственно-прямая речь

Несобственно-прямая речь передаёт лексическое и эмоциональное своеобразие, но использует формы личных и притяжательных местоимений, как в косвенной речи. В подобных случаях мысли и чувства героя сливаются с авторскими.

Пример: Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далёком Дунае! (Л.Н. Толстой)

Диалог

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, который используется в случае необходимости передать несколько реплик собеседников. При диалоге каждая реплика записывается с красной строки, перед ней ставится тире, слова автора часто отсутствуют.

– Ты видел? – сказал он, крепко пожимая мне руку, – это просто ангел!

– Отчего? – спросил я с видом чистейшего простодушия.

– Разве ты не видал?

– Нет, видел: она подняла твой стакан … (М.Ю. Лермонтов)

Цитирование

Цитирование – это дословное воспроизведение фраз из высказываний или сочинений кого-либо при пояснении или аргументации собственного мнения.

Пример: Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»

Пунктуация в предложениях с прямой речью, диалогом и цитированием

Если косвенная речь и несобственно-прямая речь подчиняются правилам обычных простых и сложных предложений, то при работе с прямой речью, диалогом или цитированием следует помнить о знаках препинания.

Прямая речь всегда заключается в кавычки. Если слова автора стоят перед прямой речью, между ними ставится двоеточие, прямая речь начинается с заглавной буквы.

Схемы: А: «П». А: «П!» А: «П?»

Пример: Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со слова: «Вы очень мало взяли». (Н.В. Гоголь)

Если прямая речь идёт перед словами автора, они разделяются тире. Если в конце прямой речи не стоит восклицательный или вопросительный знак, мы ставим сначала запятую, а потом тире.

Схемы: «П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

Пример: «Вы кто такой будете, гражданин?» – испуганно спросил Никанор Иванович. «А вы поройтесь у себя в портфеле, Никанор Иванович», – сладко предложил Коровьев. (М.А. Булгаков)

Если прямая речь прерывает слова автора и снова продолжается, в кавычки ставится всё предложение. Между словами автора и частями прямой речи ставится запятая и тире при отсутствии других знаков.

Схемы: «П, – а, – п». «П, – а. – п». «П! – а. – п». «П? – а. – п».

Пример: «Ай, милый, – покачал головой Шипов, – зачем же так-то? Не надо» (Б.Ш. Окуджава)

Пунктуация в диалоге

При оформлении диалога действуют те же правила, что и при прямой речи, исключая кавычки. Каждая реплика оформляется с новой строки, перед ней ставится тире.

– Я и не возлюбленная, – пробормотала она.

– Не половинка и не целое. Так… фрагмент…

– А это самое лучшее. Возбуждает фантазию. Таких женщин любят вечно. (Э.М. Ремарк)

При цитировании цитата или её часть закавычивается и может быть оформлена как:

  1. прямая речь: Пастернак писал: «Быть знаменитым некрасиво»;
  2. косвенная речь: Пастернак считал, что «быть знаменитым некрасиво»;
  3. предложение с вводными словами и словосочетаниями: По мнению Б.Л. Пастернака, «быть знаменитым некрасиво»;
  4. отдельные слова и словосочетания: Осень в восприятии Пушкина – лучшее время года, чья «прощальная краса» вдохновляет на творчество.

Цитаты из стихотворений не пишутся в кавычках, если соблюдаются стихотворные строки.

В стихотворениях М.Ю. Лермонтова общение с природой даёт человеку ощущение гармонии:

Источник



Чужая речь: прямая и косвенная

Чужая речь — это высказывания автора или других лиц. Чужой речью может быть устная речь, письменная речь или мысли, не записанные и не высказанные вслух. Чужая речь может быть передана двумя способами: прямой речью и косвенной речью.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь — это чужая речь, воспроизведённая без каких-либо изменений, переданная от лица того, кто её произнёс, написал или подумал:

Ваня сказал мне: Я хочу поиграть с тобой .

Какое красивое платье! – подумала Маша.

Прямая речь состоит из двух частей: прямой речи ( П ) и слов автора (А). Прямая речь — это слова какого-либо лица, слова автора — слова, сопровождающие прямую речь:

А П
Я сказал: Идём со мной .

Слова автора могут указывать: кому принадлежит прямая речь, когда, как или при каких обстоятельствах она была произнесена.

Осторожно! – предупредил охотник, показывая на капкан.

Слова автора, сопровождающие прямую речь, обычно содержат глаголы, обозначающие процессы речи или мысли, а также глаголы, обозначающие действия, сопутствующие речи, мыслям, чувствам: пробормотал, говорил, сказал, подумал, спросил, воскликнул, приказал, написал, вздохнул, обрадовался, улыбнулся, удивился и др.

Косвенная речь — это чужая речь, передаваемая не от лица говорящего, в форме придаточных предложений. Косвенная речь всегда идёт после слов автора:

Ваня сказал мне, что он хочет поиграть со мной.

Прямая речь ведётся от имени того лица, которым она была сказана, косвенная – от лица автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Прямая речь заключается в кавычки, её первое слово пишется с большой буквы:

Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин)

Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, а также в середине прямой речи или обрамлять её с обеих сторон. От расположения слов автора будет зависеть и расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью:

Прямая речь перед словами автора
После прямой речи ставится запятая и тире (после кавычек):
П , – а.
У меня сегодня пять уроков , – сказала Маша.
Если прямая речь содержит вопрос или произносится с восклицанием, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак (внутри кавычек) и тире (после кавычек):
П? – а.
П! – а.
Сколько сегодня уроков? – спросила Маша.
Прямая речь после слов автора
Перед прямой речью ставится двоеточие:
А: П .
А: П?
А: П!
Маша спросила: Сколько сегодня уроков?
Прямая речь внутри слов автора
А: П , – а.
А: П? – а.
А: П! – а.
А: П. – а.
Понатужился немножко: Как бы здесь на двор окошко Нам проделать? молвил он, вышиб дно и вышел вон.
(А.С. Пушкин)
Слова автора внутри прямой речи
Если слова автора идут в середине прямой речи, то кавычки не закрываются. Их надо закрыть после окончания прямой речи – в конце всего предложения.
П, – а, – п .
П, – а. – П .
П! – а. – П .
П? – а. – П .
П. – а. – П .
«Разъедемся, пора! сказали, – Безвестной вверимся судьбе».
(А.С. Пушкин)

Если прямая речь передаётся в виде разговора двух или нескольких лиц (диалог), то речь каждого собеседника заключается в кавычки и отделяется от речи других лиц тире:

«Здорово, парнище!» – «Ступай себе мимо!» – «Уж больно ты грозен, как я погляжу! Откуда дровишки?» – «Из леса, вестимо; отец, слышишь, рубит, а я отвожу!» (Н.А. Некрасов)

Знаки препинания в косвенной речи

  1. Косвенная речь не заключается в кавычки:

Оля сказала, чтобы Витя взял с собой палатку.

Коля подумал, что опять заняли его место.

Косвенный вопрос — вопрос, переданный в косвенной речи.

Перевод прямой речи в косвенную

При замене предложения с прямой речью предложением с косвенной речью слова автора становятся главным предложением. Если слова автора стояли после прямой речи, то в предложении с косвенной речью меняется порядок слов — слова автора ставятся перед косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную встречаются следующие случаи:

  1. Если прямая речь — повествовательное предложение, то при обращении её в косвенную речь получается придаточное предложение с союзом что.
    прямая речь косвенная речь
    Миша подумал: Она очень красивая . Миша подумал, что она очень красивая.
  2. Если прямая речь выражает приказ или просьбу в форме повелительного наклонения, то она заменяется придаточным предложением с союзом чтобы. Повелительное наклонение заменяется условным, причём частица бы, имеющаяся в союзе чтобы, не повторяется. Обращение становится подлежащим придаточного предложения.
    прямая речь косвенная речь
    Яна, отойди от собаки , – сказала мама. Мама сказала, чтобы Яна отошла от собаки.

    Предложения с косвенной речью — это сложноподчинённые предложения. Главное предложение в них соответствует словам автора в предложениях с прямой речью. В придаточном изъяснительном предложении содержится косвенная речь.

    Источник

    Знаки препинания в косвенной речи

    Кавычки при косвенной речи не употребляются. Если косвенная речь пред­ставляет собой придаточное предложение, она, как и всякое придаточное предложение, отделяется запятой. Но в предло­жениях с косвенным вопросом возможна двоякая пунктуация:

    когда косвенный вопрос заключает в себе вопросительный смысл, перед ним ставится двоеточие, а после него вопроситель­ный знак, например: Всю ночь я думал: кто бы это был? Когда же косвенный вопрос рассматривается как простая передача содержания вопроса, перед ним ставят запятую, а в конце слож­ного предложения тот знак, который требуется смыслом’ всего сложного предложения, например: Всю ночь я думал, кто бы это был.

    Упражнение 183. 1. Замените, где возможно, прямую речь косвенной в примерах, помещённых в упражнении 182.

    II. Замените косвенной речью прямую речь в баснях Крылова: «Щука и Кот», «Волк на псарне», «Ворона и Лисица», «Крестьянин и Работник», присоединяя её к словам автора так, чтобы в косвенной речи в наибольшей степени сохранялся смысл прямой речи.

    § 132. Знаки препинания при цитатах.

    Разновидностью пря­мой речи являются ц и т а т ы, или д о с л о в н о п р и в е д ё н ­н ы е в ы д е р ж к и из высказываний и сочинений разных ав­торов.

    Цитаты выделяются кавычками. Если цитата включается в текст в качестве самостоятельного предложения, знаки препи­нания ставятся так же, как при прямой речи, например: Пуш­кин, оценивая своих предшественников, писал: «Некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, исполнены порывами гения. » Если же цитата сливает­ся со словами автора в одно предложение (сложное или про­стое) , ставятся те знаки препинания, которые требуются постро­ением данного предложения, например: Пушкин, оценивая сво­их предшественников, писал, что «некоторые оды Державина, несмотря на неправильность языка и неровность слога, испол­нены порывами гения».

    § 133. Основы русской пунктуации.

    Пунктуация — совокуп­ность правил о постановке знаков препинания. Знаки препина­ния — это письменные сигналы различных смысловых отноше­ний между частями высказывания; в устной речи эти отноше­ния выражаются с помощью интонации. Смысловые различия, передаваемые с помощью разных по структуре синтаксических конструкций, и лежат в основе большинства правил русской пунктуации. Так, между частями сложносочинённого предло­жения, каждая из которых выражает относительно закончен­ную мысль, ставится запятая; как правило, разделяются запя­тыми главные и придаточные части сложноподчинённого пред­ложения; интонационно выделяемые обособленные члены пред­ложения — определения, обстоятельства,— обычно несущие в предложении определённую смысловую нагрузку, также выде­ляются запятыми или тире и т. д.

    Очень велика роль знаков препинания в бессоюзном слож­ном предложении. Так, например, двоеточие ставится в бессо­юзном сложном предложении, если второе предложение (или группа предложений) указывает причину того, о чём говорится в первом; тире ставится в бессоюзном сложном предложении, если первое предложение указывает условие того, о чём гово­рится во втором.

    Источник

    Русский язык. Пунктограммы. 19. Знаки препинания для оформления косвенной речи.

    Косвенная речь – это передача основного содержания чьей-либо речи БЕЗ сохранения индивидуальных и стилистических особенностей речи того, кто произнёс данные слова.

    Как оформляется косвенная речь? Какие знаки ставятся?

    Знаки препинания для оформления косвенной речи.

    Косвенная речь в кавычки НЕ берётся.

    Способы передачи косвенной речи.

    · Придаточное предложение в СПП (в сложноподчинённом предложении). Между главным и придаточным ставится запятая.

    Пример.

    На стадионе Нину спросили о том, за сколько секунд она пробегает стометровку.

    ОЧЕНЬ ВАЖНО!

    Местоимения при косвенной речи ставятся в 3-ем лице (ОН,ОНА,ОНО, ОНИ).

    Если прямая речь – вопросительное предложение, то знаки следующие:

    Между частями СПП может ставиться ДВОЕТОЧИЕ (для передачи косвенного вопроса) или запятая (если передаётся лишь содержание вопроса).

    Примеры.

    Весь день она думала: кто бы это был?

    Весь день она думала, кто бы это был. (В данном случае вопросительный знак НЕ ставится).

    · Предложение с водным словом.

    Пример.

    ПРИМЕРЫ.

    Она попросила, чтобы я зашёл за ней вечером .

    Ко мне подошла женщина и спросила: «Где находится ближайшая аптека?»

    Ко мне подошла женщина и спросила, где находится ближайшая аптека.

    Косвенная речь – придаточное в СПП.

    По словам автора, данное произведение далось ему нелегко.

    При написании статьи использовалась книга:

    Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

    Источник

    Похожее:  Приложение N 1 Порядок медицинского освидетельствования граждан намеревающихся усыновить удочерить взять