Рабочая программа элективного курса в 9 классе "Готовимся к ОГЭ по русскому языку"
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Готовимся к ОГЭ по русскому языку»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красносельцовская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Готовимся к ОГЭ по русскому языку»
Составитель: Лайкова Елена Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
квалификационная категория: высшая
Рабочая программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Русский язык». Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки учащихся 9 класса к сдаче экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.
В 9 классе на изучение русского языка отводится 3 часа, поэтому для успешной сдачи экзамена данный элективный курс будет востребован выпускниками.
Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене, позволяет выпускникам легко ориентироваться в выпускной работе, подготавливает ребят к выполнению тестовой части, написанию сжатого изложения, сочинения-рассуждения.
Актуальность данного курса несомненна. Данный курс учитывает новые условия проведения ОГЭ, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта ОГЭ, даются подробные методические рекомендации для выполнения каждого задания, акцентируется внимание на трудных случаях. Учащиеся смогут овладеть навыками выполнения всех заданий ОГЭ, узнать, какие трудности подстерегают их при выполнении заданий, а также «подсказки» для успешного их выполнения. Также учащиеся овладеют приемами написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения.
Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на всех без исключения заданиях, а также на наиболее характерных ошибках, особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.
Элективный курс разработан с учётом последних официальных документов и берёт в основу демонстрационные тесты ОГЭ 2021 года.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» направлен на достижение следующих целей и задач:
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ по русскому языку
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
— грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
— владеть формами обработки информации исходного текста;
— через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
— работать с тестовыми заданиями;
— определять роль лексических и грамматических явлений в тексте;
— уметь правильно подбирать примеры-аргументы при написании сочинения;
— четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
— самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
— работать с бланками экзаменационной работы.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки.
Программа курса рассчитана на 17 часов.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа элективного курса «Готовимся к ОГЭ по русскому языку» состоит из трех основных разделов:
3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
-умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение).
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (9 -1,2,3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно — на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.
Подготовка к решению тестовых заданий
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2 — 8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.
Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.
При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).
Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.
Планируемые результаты элективного курса
В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ОГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов.
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
— знать трудные случаи правописания
— понимать их роль в общекультурном развитии человека
— объяснять языковое явление
— уметь применять знания при тестировании
— формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
— формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
— активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
— определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
— работать над расширением словарного запаса;
— опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
— работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
— четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
— выполнять различные типы тестовых заданий;
— самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
— четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
— хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
— правильно отмечать в бланке вариант ответа;
— вносить исправления в бланк экзаменационной работы
Содержание разделов злективного курса
1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2021 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
2. Текст. Сжатое изложение (2 часа.).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение — рассуждение (4 часа).
Критерии оценивания задания 9- 1, 2, 3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.
4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (10 ч).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Источник
Рабочая программа элективного курса «Человек и выбор профессии» 9 класс
Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, — это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана программа «Человек и выбор будущей профессии». Работая по программе, ученики 9 класса обучаются основным подходам и принципам принятия решения, приобретают первый опыт критического самопознания. В данном случае выбор профильного курса рассматривается в качестве примера для практических занятий по подготовке учеников к выбору.
Данная программа реализуются в рамках комплексного сопровождения и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, классного руководителя, психолога. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.
Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.
В ходе работы по программе необходимо решить ряд задач:
1.Способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
2.Формирование актуального для подростков «информационного поля»;
3.Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
4.Изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;
5.Изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;
6.Соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;
7.Информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;
8.Способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
9.Обеспечение подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.
Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с психологом собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.
В рамках занятий предполагается проведение серии занятий с классом с использованием дневника и портфолио, индивидуальное консультирование учеников и их родителей, проведение родительских собраний.
Учебный курс «Человек и выбор профессии» проходит несколько этапов и предусматривает постепенную поэтапную структуру.
Программа проходит 4 этапа:
1. Информационный этап.
На этом этапе осуществляется:
— максимально полное информирование учащихся и их родителей о возможных вариантах образовательного маршрута после окончания 9 класса средней школы;
— информирование о методиках, как правильно выбрать профессию;
— даются в доступной форме профессиограммы наиболее популярных среди учащихся профессий;
— знакомство учащихся с содержанием понятий «интересы», «потребности», «способности».
2. Диагностический этап.
— изучение интересов, потребностей и склонностей:
— карта интересов;
— диагностика свойств личности.
— диагностика возможностей:
— анализ результатов успеваемости;
— анализ результатов досуговой деятельности;
— проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
— происходит знакомство с различными профессиональными учебными заведениями города, типами, спецификой и уровнями преподавания, вариантами получения высшего образования в форме бесед, знакомства со справочниками по колледжам, лицеям, школам города и т.д., экскурсий, встреч с представителями учебных заведений; посещение дней открытых дверей в различных учебных заведениях. Эта работа продолжается в течение всего учебного года.
3. Аналитический этап
На этом этапе происходит обработка результатов диагностики, причем мы стремимся максимально привлечь самих учащихся к этой процедуре, то есть все методики обрабатываются сразу после заполнения непосредственно на уроках и первичный анализ результатов проводится каждым учащимся самостоятельно после пояснений психолога; соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося, соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий, анализ результатов работы каждого учащегося в рамках программы..
Психолог и учащийся анализируют все полученные результаты диагностики и соотносят их с возможными вариантами выбора.
4. Обобщающий этап.
На данном этапе проводятся индивидуальные консультации старшеклассников. Основная направленность консультации – подвести подростка к самостоятельному выбору образовательного маршрута: определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма «Сильные и слабые стороны выбора», выработке конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору образовательного маршрута.
При необходимости осуществляется дополнительная диагностика учащихся и обсуждение полученных результатов.
Проводится психолого-педагогический консилиум с участием сотрудников, родителей, классного руководителя и администрации.
На этом этапе работа с родителями осуществляется в основном в форме индивидуальных бесед, в процессе которых продумываются возможные пути оказания помощи подростку в выборе образовательного маршрута.
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.
Элективный курс «Человек и выбор будущей профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.
Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций. Предусматриваются также следующие методы работы:
— Учебная дискуссия;
— Деловые игры;
— Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;
— Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.
Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
— игровая;
— фронтальная;
— групповая;
— индивидуальная.
Список литературы
1. Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. — С-Пб., 1997;
2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;
3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
6. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
9. Климов Е.А. Памятка профконсультанту — М.: РОСТ, 2002;
10. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
11. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
12. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
13. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
14. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;
15. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
16. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;
17. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9 ред. От 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
Материально-техническое обеспечение
— компьютер;
— проектор;
— мультимедийная техника;
— интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео-фотооборудование и т.д.).
Приложения:
— Календарно-тематическое планирование;
Источник
Программа элективныого курса по математике в 9 классе
Программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.
Программа составлена на основе Программы по алгебре для общеобразовательных учреждений, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Курс рассчитан на 17 часов при 0,5 часа в неделю.
Содержимое разработки
Андреева Ольга Анатольевна
учитель математики МБОУ Семлевская СОШ №1
Вяземского района Смоленской области
Рабочая программа
элективного курса по математике в 9 классе
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка…………………………………… 3
Результаты обучения……………………………………… 10
Содержание программы ………………………………….. 11
Учебно-тематический план ……………………………… 15
Календарно-тематическое планирование. 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс «Учимся решать задачи» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расширение и углубление теоретических знаний по математике, адресован для учащихся 9 классов общеобразовательной школы.
Программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету.
Программа составлена на основе Программы по алгебре для общеобразовательных учреждений, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. Курс рассчитан на 17 часов при 0,5 часа в неделю.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения итоговой аттестации учащихся.
Программа определяет перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в школе и включает материал, создающий основу математической грамотности. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, и предоставляет возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Стоит отметить, что знания, умения и навыки при решении обыкновенных и десятичный дробей; знания основного свойства алгебраической дроби; свойства степени с рациональным показателем; понятия одночлена и многочлена; понятия координаты и графика; знания элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей;
формул сокращенного умножения; понятия квадратичного трехчлена; понятия квадратичной функции; понятия числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессии совершенно необходимы любому ученику, желающему успешно сдать государственную итоговую аттестацию по алгебре в 9-м классе.
Таким образом, наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний, умений и навыков, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбору профиля в дальнейшем, а также подготовку обучающихся к успешному обучению в старших классах.
Цель курса: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по математике по уже пройденному курсу; основных требований к ЗУН учащихся по окончанию 9 класса.
Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности при подготовке их к успешной сдаче экзамена по алгебре в 9-м классе в форме ОГЭ, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.
Основные цели курса:
Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки за курс основной школы.
Помочь повысить уровень понимания и практической подготовки учащихся.
Способствовать развитию математических, интеллектуальных способностей учащихся, развитию их познавательной деятельности.
Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Учащиеся обязаны знать:
— понятие обыкновенной и десятичной дроби;
— основное свойство алгебраической дроби;
— свойства степени с рациональным показателем;
— понятие одночлена и многочлена;
— понятие координаты и графика;
элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей;
— формулы сокращенного умножения;
— понятие квадратичного трехчлена;
— понятие квадратичной функции;
— понятие числовой последовательности, арифметической и геометрической прогрессии
1) Уметь выполнять действия с числами
1.1. Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
1.2. Переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
1.3. Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений
1.4. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений
1.5. Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами
2) Уметь выполнять алгебраические преобразования
2.1. Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения выражений
2.2. Выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями
2.3. Применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни
3) Уметь решать уравнения и неравенства
3.1 Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы
3.2. Решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы
3.3. Решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи
4) Уметь выполнять действия с функциями
4.1 Изображать числа точками на координатной прямой
4.2. Определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами
4.3. Распознавать арифметические и геометрические прогрессии. Применять формулы общих членов, суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий
4.4. Находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу
4.5. Определять свойства функции по ее графику
4.6. Описывать свойства изученных функций, строить их графики
5) Уметь работать со статистической информацией, вычислять статистические характеристики, решать комбинаторные задачи, находить частоту и вероятность случайного события
5.1. Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках
5.2. Решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения
5.3. Вычислять средние значения результатов измерений
5.4. Находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные
5.5. Находить вероятности случайных событий в простейших случаях
6) Уметь строить и исследовать простейшие математические модели
6.1. Моделировать практические ситуации и исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры
6.2. Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира
6.3. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, выстраивать аргументации при доказательстве; распознавать логически некорректных рассуждений; записывать математические утверждения, доказательства
7) Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
7.1. Решать несложные практические расчетные задачи, в том числе, используя при необходимости справочные материалы, калькулятор; выполнять прикидку и оценку результата вычислений; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений
7.2. Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот
7.3. Выполнять расчеты по формулам, составлять формулы, выражающие зависимости между реальными величинами; находить нужные формулы в справочных материалах; описывать зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций
7.4. Интерпретировать графики реальных зависимостей между величинами
7.5. Описывать реальные ситуации на языке геометрии; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства)
7.6. Выполнять построения с использованием геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
7.7. Анализировать реальные числовые данные, представленные в виде диаграмм, графиков, таблиц; понимать статистические утверждения
7.8. Решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать вероятности случайного события, сопоставлять модели с реальной ситуацией
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы.
Содержание программы:
(17 часов, при условии выделенных 0,5 часа в Учебном плане)
Тема 1. Натуральные числа: десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Свойства арифметических действий. Степень с натуральным показателем, вычисление значений выражений, содержащих степени. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители — 1 час.
Тема 2. Дроби: обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Действия с дробями – 1час.
Тема 3. Рациональные числа: положительные и отрицательные числа, нуль.
Действия с рациональными числами – 1час.
Тема 4. Действительные числа: Квадратный корень из числа – 1час.
Тема 5. Текстовые задачи: Решение задач на движение. Решение задач на движение по реке. Решение задач на работу – 1час.
Тема 6. Измерения, приближения, проценты: Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов и длительность процессов в окружающем мире. Представление зависимости между величинами в виде формул. Проценты. Нахождение процента от величины и величины по ее проценту. Отношение, выражение отношения в процентах– 1час.
Тема 7 Алгебраические выражения: Буквенные выражения. Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановки выражений вместо переменных. Свойства степеней с целым показателем, преобразование выражений, содержащих степени с целым показателем. Многочлены.
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители – 2 часа.
Тема 8. Алгебраические дроби: Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преображения. Преобразование алгебраических дробей – 2часа.
Тема 9. Уравнения и неравенства: Линейные уравнения. Квадратное уравнение. Решение рациональных уравнений. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства с одной переменной. Числовые неравенства и их свойства. Системы — 2 часа.
Тема 10. Числовые последовательности: Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессии и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии – 1 час.
Тема 11. Числовые функции: Функция. Способы задания функций. Область определения и область значения функции. График функции, возрастание, убывание функции, нули функции, сохранение знака на промежутке, наибольшее и наименьшее значения. – 1 час.
Тема 12. Координаты: Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки. Координаты середины отрезка – 1 час.
Тема 13. Множества и комбинаторика: Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Понятие о статистическом выводе на основе выборки. Понятие и примеры случайных событий – 1 час.
Тема 14. Статистические данные. Вероятность: Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности – 1час.
Источник
Анализ элективного курса. 9 класс.
- Психологи
- Логопеды
- Репетиторы
работы элективного курса
«Искусство и мы». (9 кл.)
за 1 полугодие 2015-2016 учебного года
Элективный курс «Психология и профессия» рассчитан на 10 часов (1 час в неделю). Занятия проводятся по плану. На элективный курс записались 9 учащихся 9-го класса.
Пояснительная записка.
Цель элективного курса «Искусство и мы» — формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки учителя музыки или изобразительного искусства.
Элективный курс «Искусство и мы» носит прогностический (пропедевтический) характер по отношению к профильному курсу по искусству и повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы художественно-педагогического направления гуманитарного профиля.
В числе предметно ориентированных (пробных) курсов элективный курс «Искусство и мы» призван решать следующие задачи:
дать ученику возможность реализовать свой интерес к художественно-педагогическому направлению;
уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне;
создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по предметам будущего художественно-педагогического профилирования.
Предполагается, что данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической профессии для профильного обучения в старших классах. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога искусства, которые рассматриваются с точки зрения развития следующих способностей:
Критериями успешности занятий по элективному курсу «Искусство и мы» являются:
степень развития интереса к профессии;
степень проявления способностей к художественно-педагогической деятельности;
степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений о процессе и результате художественно-педагогической деятельности.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, а также выполнения реферата на одну из предложенных тем.
«Искусство — общественная техника чувств» (Л.С. Выготский).
«Человек в мире искусств».
«Искусство как система образных языков».
«Искусство в школе».
«Искусство — учитель — ученик».
Реферат, которым завершается изучение курса, является формой отчетности девятиклассников. Реферат имеет практико-ориентированный характер и включает в себя размышления школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источники, рекомендуемые преподавателем, а также на конкретные примеры из художественно-педагогической практики.
Методы и формы реализации содержания элективного курса «Искусство и мы»
Содержание курса реализуется на основе методов художественно-педагогической драматургии, обобщения, проблемно-поискового метода и метода проектов. Метод художественно-педагогической драматургии способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете, что находится в полном соответствии со спецификой искусства и процесса художественного образования. Проблемно-поисковый метод, метод обобщения и метод проектов оптимизируют процесс восхождения девятиклассников к профессии, так как помогают формированию самостоятельного взгляда на нее, осознанного восприятия ее особенностей.
«Искусство и мы» — динамичный курс с яркой практико-ориентированной направленностью, о чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения. Благодаря частой смене видов деятельности школьники смогут заняться художественным творчеством по интересам, вне зависимости от имеющихся у них специальных умений, а также попробовать себя в роли учителя музыки или изобразительного искусства Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности с моделированием учебных ситуации, семинара, свободной дискуссии.
Источник