Научные представления о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
«Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы», – сказал Владимир Путин. А этого, по его мнению, невозможно добиться без качественного образования и Россия должна быть на шаг впереди в этой сфере.
Современные изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы дошкольные учреждения, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.
Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» дошкольное образование выделено как уровень общего образования, соответственно государство гарантирует не только доступность, но и качество образования.
И большинство исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:
качество образовательного процесса
качство результатов образовательной деятельности
Для каждого участника (дети, родители, педагоги, руководители) образовательных отношений качество дошкольного образования имеет индивидцальную характеристику.
Для детей: «хорший детский сад» — это где «много играют» и обучение проводится интересной для них игровой форме;
Для родителей: эффективное обучение детей, «обучение без утомления», гарантирующее сохранение их здоровья психтческого, физического, поддержание желания детей учиться.
Для педагога: сохранение здоровья психтческого, физического здоровья детей, успешное освоение основных образовательных знаний всеми детьми, поддержание интереса дошкольников к образовательному процессу, обеспечение образовательного процесса необходимыми пособиями и оборудованием.
Для нас, педагогов, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Мировая практика показывает, что использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
1. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Классификация учебных проектов:
• «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
• «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
• «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина, музыкальной (игра на рояле) формах;
• «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
2. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду — сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
• постановка и решение вопросов проблемного характера
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
• «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
• подражание голосам и звукам природы
• использование художественного слова
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
— трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
• Состояние и превращение вещества.
• Движение воздуха, воды.
• Свойства почвы и минералов.
• Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
• Виды строительных сооружений.
3. Путешествие по карте
• Природные ландшафты и их обитатели.
• Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
4. Путешествие по «реке времени»
• Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
• История жилища и благоустройства.
3. Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
4. Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Требования к компьютерным программам ДОУ:
• Легкость для самостоятельных занятий детей
• Развитие широкого спектра навыков и представлений
• Развитие воображения, мышления, памяти
• Говорящие словари иностранных языков
• Простейшие графические редакторы
• Обучение чтению, математике
• Использование мультимедийных презентаций
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5. Личностно — ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
6. Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает.Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.
7. Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
• диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
• содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
• рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
8. Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.В нее включаются последовательно:
• игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
• группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
• группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
• группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
9. Технология разноуровневого обучения
• это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А,Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
-это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
10. Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приёмы на интегрированном занятии
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
-проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «Объясни».
11. Инклюзивное образование.
Включенное (инклюзивное) образование – процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ОВЗ. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.
Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Основной целью при использовании новейших технологий в образовательном процессе является – результат обучения дошкольников.
Результат обучения – важный компонент процесса обучения.Он соотносим с целью и задачами обучения и зависит от:
— адекватного выбора содержания, форм, методов и средств;
— имеющихся условий в ДОУ (организационных, педагогических, психологических, кадровых, научно-методических, материально-технических и др.);
— компетентности педагогического коллектива;
— мотивации, активности и личного опыта детей;
— от характера взаимодействия педагога, детей, родителей;
— от готовности педагогов отслеживать не только итоговый результат, но и ход процесса обучения и своевременно осуществлять коррекцию деятельности в этом процессе;
— от возможностей индивидуализации обучения (для достижения дидактических целей всеми детьми).
Качество современного образования и пути его достижения: опыт, проблемы, перспективы Главное преимущество детского, сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только.
«Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» и ФГОС ДО Приступая к исследованию РППС группы перед нами встает вопрос о выборе инструмента измерений. Он должен быть надежным и проверенным. В качестве.
Средства достижения результатов, отвечающих современным требованиям дополнительного образования Средства достижения результата – это инновационные технологии, методы и приемы, применяемые педагогом в своей деятельности при работе по.
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы ООПДО «Развитие речи» МАДОУ.
Анализ работы по внутренней системе оценки качества образования за 2017–2018 учебный год Оценка образовательной деятельности ДОООписание основной образовательной деятельности СП, включая коррекционную работу. Организационно-правовые.
Качество дошкольного образования: достижения, проблемы Качество дошкольного образования: достижения, проблемы. Аннотация: статья посвящена проблеме обеспечения современного качества дошкольного.
Методические рекомендации по разработке положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете Заведующий ДОУ Протокол № от ___ 20__ г. ___ Положение о системе внутренней.
Организация системы оценки качества образования в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №98» города Магнитогорска Подготовила учитель.
Реализация системы оценки качества образования в ДОУ Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования является повышение качества дошкольного образования в контексте.
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении Сегодня управленческий функционал руководителя ДОУ определяют новые ценности, категории и понятия, такие как конкурентоспособность, компетентность,.
Источник
Образование как результат присвоения социального опыта: грамотность – образованность – компетентность
Результат образования на личностном уровне фиксирует факт присвоения социального опыта, и его сущность можно познать только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах: грамотность – образованность – компетентность.
Грамотность. В современном понимании грамотность означает подготовленность человека к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала, обеспечивающую человеку определенные стартовые возможности. Грамотность полиструктурна и в минимально необходимом по объему виде в ней должны находить свое воплощение важнейшие объективные характеристики и параметры природы, общества, человека, его духовные, нравственные личностные устои и ориентиры, а также способы познания этих характеристик и параметров в естественном единстве с формируемыми отношениями к ним.
Социальная справедливость требует, чтобы грамотность обеспечивала равные для всех
возможности продолжения образовательной траектории независимо от индивидуальных возможностей людей. Важнейшей, собственно педагогической характеристикой Б.С. Гершунский
считал доступность овладения грамотностью для всех и каждого, исключая случаи тяжелой
патологии в психическом или физическом развитии человека.
В последние десятилетия наблюдается разрастание такого сравнительно нового явления, как функциональная неграмотность, ставшей бичом экономически развитых стран.
Термином
«функциональная неграмотность»
обозначается состояние субъекта, имеющего образовательный сертификат, но не способного в изменившихся условиях эффективно
выполнять свои профессиональные и социальные функции, несмотря на полученное образование.
Функциональная неграмотность стала следствием не только информационного бума и информатизации,но и резко возросшей социальной динамики: развития и смены технологий в
промышленности, структурных изменений и экономике, миграции населения, трансформаций
социально-культурного контекста. В результате происходит быстрое устаревание приобретенных
профессиональных и общекультурных, знаний, потеря ими актуальности.
Образованность. Грамотность и образованность – понятия однопорядковые в структурном отношении, но отнюдь не тождественные. Их состав однотипен, но отсутствие тождества
объясняется очевидными различиями, прежде всего количественного характера – в объеме, широте и глубине соответствующих знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих характеристик. Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Отличаясь
наличием достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и
общества, образованность вместе с тем предполагает достаточно определенную избирательность по глубине проникновения в те или иные вопросы.
Согласно анализу, который провел Н.А. Люрья, в истории человеческих сообществ и института образования наблюдается последовательная смена трех типов образованности личности: традиционного, профессионального и креативного.
Традиционный тип образованности исторически наиболее ранний. Он был призван сохранить данное общество, способствовал воспроизведению новыми поколениями накопленного социального опыта. На смену ему пришел профессиональный тип образованности , в рамках которого «получить образование» означало не только приобщение к достижениям культуры, но и приобретение профессии, полезной обществу. Креативный тип образованности нацеливает на выявление в процессе образования творческого потенциала человека и акцентирует внимание на творчестве как основе разрешения проблемных ситуаций.
При восприятии образования как личностной ценности формированию представлений о том, что такое хорошее образование, каким должен быть образованный человек, каковы желательные результаты образования и способы их достижения, может способствовать использование понятия «идеал образованности».
Идеал образованности представляет собой мыслительную конструкцию, в которой, с одной стороны, осознаются результаты образовательной практики с точки зрения общества и государства. С другой стороны, это способ субъективной трансформации и интеграции этих результатов в структуре личности и как психологический феномен является, таким образом, частью Я-концепции.
Существуют, по меньшей мере, три основные измерения идеала образованности, лежа щие в пространстве отношений к образованию, где образованность предстает:
- как процесс;
- как результат;
- как возможность применения (использования) результатов образовательной деятельности.
В отношении к образованию как процессу существуют две альтернативы. Первая состоит в том, что процесс образования понимается и переживается как самостоятельная цель жизни человека: он учится ради самого учения. Образованный человек при этом – это тот, кто никогда не прекращает своего образования. Неотъемлемой частью такой образованности является интеллектуальная активность, получение удовольствия от интеллектуального напряжения, переживание положительных эмоциональных состояний, связанных с ходом решения задач, а не только нахождения ответа.
Вторая заключается в том, что процесс образования рассматривается как средство достижения определенных результатов обучения. Она основана на предположении о том, что знания человека – это та основа, которая делает его деятельность и труд производительными и эффективными.
Эффективность образования как процесса приобретения знаний, умений и навыков характеризуется отношением результата к усилиям, предпринимаемым для его получения; понятие эффективности предполагает достижение поставленных целей в наименьший срок при наименьших временных и психологических затратах. Отсюда главной установкой является стремление минимизировать усилия, затрачиваемые на учебную подготовку, при максимизации полезной отдачи обучения, практической и коммерческой. Таким образом, отношение к образованию как процессу позволяет различить два типа образованности – духовный и утилитарный.
Следующее измерение связано с отношением к образованию как к результату. В каких
характеристиках образованности он может заключаться? При ответе на этот вопрос, по мнению Т.Г. Раевской, необходимо иметь в виду две цели образования: обеспечение наследования социокультурного опыта и развитие личности.
Относительно первой цели образованность может рассматриваться как обретение личностью научного мировоззрения, позволяющего ей быть на уровне научных знаний о мире и существующих культурных традиций. Другая цель, а именно развитие личности, заключается в том, что образованность становится для личности способом изменения себя и формирования таких структур мышления, которые позволяют вносить изменения в окружающую действительность. В этом смысле можно говорить о традиционной и креативной образованности как определенных идеалах.
Третье измерение ценностной ориентации на образование проходит по оси, которую условно можно назвать «индивидуализм – коллективизм». Обычно это измерение выделяется в рамках исследования культур, а также как характеристика направленности личности. Индивидуалистической принято называть такую направленность личности, для которой индивидуальные цели более важны, чем цели группы или вообще людей.
Коллективистической принято называть такую направленности личности, для которой цели других людей, конкретной группы более важны, чем личные цели. Это измерение отражает образованность как определенный результат образования и позволяет выявить потребности субъекта в использовании образованности для удовлетворения личных интересов или, напротив, для того, чтобы «принести пользу людям», внести свой вклад в те или иные сферы общественной жизни.
Ни один из выделенных полюсов не является «плохим» или «хорошим», считает Т.Г. Раевская, – они отражают разные точки зрения на образование, множественность современных подходов к нему. Каждый человек ориентируется на свой уникальный идеал образованности и особенности его выбора будет определять степень приближения к тому или иному полюсу.
Компетентность. Для определения сущности понятия «компетентность» необходимо прежде всего развести часто синонимически используемые понятия «компетенция» и «компетентность». А.В. Хуторской считает необходимым отличать просто «компетенции» от «образовательной компетенции» и предлагает следующее определение последней: образовательная компетенция есть требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Компетентность
– владение обучаемым соответствующей компетенцией или совокупно-
стью компетенций, включающее его личностное отношение к компетенции (компетенциям)
и предмету деятельности. Таким образом, компетентность всегда личностно окрашена, т. е. предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра личностных качеств обучаемого и включает не только когнитивную и операционально технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую.
По мнению Дж. Равена, в число основных слагаемых компетентности входят:
- мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
- готовность включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения общества;
- готовность и способность содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
- адекватное понимание того, как функционируют организация и общество, где человек живет и работает, и адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в организации и обществе в целом;
- адекватное представление о ряде понятий, которые описывают отношения внутри организаций и (или) связаны с управлением организациями, например понятия риска, эффективности, лидерства, ответственности, подотчетности, коммуникации, равенства, участия, благосостояния и демократии.
В качестве примера использования понятия «компетенция» можно привести официальный документ Международной организации по стандартизации систем обучения IBSTPI, устанавливающий в качестве обязательных 14 компетенций преподавателей. В соответствии с этим списком преподаватель должен:
- анализировать материалы курса и информацию об ученике;
- обеспечивать подготовку процесса обучения;
- обеспечивать и поддерживать доверие к себе со стороны студентов;
- управлять средой обучения;
- демонстрировать эффективные навыки коммуникации;
- демонстрировать эффективные навыки представления;
- демонстрировать эффективные навыки и методы проведения опросов;
- адекватно отвечать на потребности учеников в разъяснении или обратной связи;
- поддерживать положительные сдвиги и мотивационные стимулы;
- использовать учебные методы соответствующим образом;
- эффективно использовать различные средства обучения;
- оценивать работу ученика;
- оценивать качество преподавания;
- вести учет информации об оценке знаний.
Формирование компетенций осуществляется средствами содержания образования, которое, проходя сквозной линией через все учебные предметы (образовательные области) и получая всякий раз реалистичное, деятельностное, личностно и социально значимое воплощение на соответствующем материале, приобретает характеристики «компетентностного содержания образования».
Источник
Результат образования специфического вида
Образование как результат
Образование как результат может рассматриваться в двух планах. Первый — образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.
Второй план существования результата образования — это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессионально-содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.
Основные тенденции и психологические принципы современного образования
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании, которые проявляются и будут проявляться в разной степени до конца XX в. [40].
Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, — между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения — знаково-контекстного, по А.А. Вербицкому [42].
Источник
ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения
Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. — URL: /moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/ (дата обращения: 08.07.2021).
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [1]. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе.
Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются:
1. Требования к структуре основных общеобразовательных программ,
2. Требования к результатам их освоения (результатам общего образования),
3. Требования к условиям реализации образовательных программ.
В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. [1, с. 24]
Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Предметные результаты обучения
Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования». [2] В нём указаны основные элементы научного знания по каждому предмету, изучаемому в средней школе.
Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях, в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.
К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.
Метапредметные результаты обучения
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7]
В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. [3, с. 9–10]
В документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» есть раздел «Универсальные учебные действия» [2, с. 53–57]. Существуют разные подходы к пониманию этого понятия:
1. В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
2. В узком значении этот термин означает совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока:
— познавательной направленности и
Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными результатами обучения.
Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
Личностные результаты обучения
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
Новый федеральный образовательный стандарт общего образования впервые основывается на отечественных психолого-педагогических идеях, а именно на системно-деятельностном подходе, обеспечивающем построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами обучения прописаны требования к личностным результатам, которые включают готовность и способность обучающихся к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, умение ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения [2].
Обозначенные в Стандарте личностные результаты в отечественной психологии определяются как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. К окончанию школьного обучения такими новообразованиями становятся личностное и профессиональное самоопределение, то есть сформированное мировоззрение, обретение ичностной идентичности, готовность и способность к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни, самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС нового поколения меняется роль педагога, который должен от роли ментора перейти к роли тьютора. При такой роли педагогу необходимо одновременно инициировать учебный и воспитательный процесс, адекватно реагировать на потребности учащихся, использовать информационно-коммуникативные технологии, организовывать проектную деятельность учащихся, выстраивать партнерские отношения. Педагогу необходимо овладеть технологией, при которой на практике он может своевременно диагностировать потребности ребенка, точно объяснять цели и задачи, результат деятельности всем субъектам образовательного или воспитательного процесса, вовлекать в деятельность всех детей, учить детей выражать собственное мнение, отношение, не требуя единогласной поддержки; развивать самооценку ребенка.
1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
Источник