Результат совокупного действия множества законов что это

Закономерности обучения

Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому — это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.
2.Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения.
Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.
Категории сущности и явления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.
Единство содержания и формы в процессе обучения находит свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.
Категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее значимой является и категория случайности, которая связана с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.
Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.
Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.
Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Источник

Результат совокупного действия множества законов что это

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. — М., 1977. — Гл. 1.

Баранов СП. Сущность процесса обучения. — М., 1986.

Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.

Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. — Свердловск 1972.

Ильясов И.И. Структура процесса обучения. — М., 1986.

Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). — М., 1977.

Дидактика средней школы / Под ред. М.П.Скаткина. — М., 1982.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. — М., 1989.

Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. — М., 1999.

ГЛАВА 11 ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

§ 1. Закономерности обучения

Образование как целостное явление — одна из наиболее значимых подсистем общества, поэтому его законы, как и законы общества, не есть результат проявления какой-то внешней силы, они являются продуктом его внутренней самоорганизации. В силу этого педагогический закон — это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.

Анализ работ по теории обучения свидетельствует о том, что в них понятие "закон" используется редко, чаще всего оно отождествляется с понятием "закономерность". Однако в философии закономерность — это более широкое по объему понятие, чем "закон". Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому — это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.

Источник



Закономерности процесса обучения

Дидактика как наука имеет, о чем уже говорилось в предшествующих главах, одной из своих функций познание процесса обучения. Результатом этого познания является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Это положение наглядно подтверждается тем, что в дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, так как, во-первых, некоторые из выделенных положений, по нашему мнению, нельзя возводить в ранг законов, ибо они выражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они порой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.

Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь, отношение. Изучение закономерностей обучения поэтому — это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т.д.). Подход в педагогике — это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

Категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения общечеловеческого, национального и индивидуального в отборе содержания образования, его направленности на формирование этнических эталонов, ментальных характеристик, индивидуальных склонностей и способностей личности, а также учета общих и специфических условий функционирования той или иной системы обучения.

Категория меры вводит в теорию и практику обучения принцип оптимальности, или меры, в отборе содержания, методов, форм и способов педагогических воздействий.

Похожее:  Как узнать лаб результат

Категории сущности и явления обусловливают необходимость выявления внутренних характеристик процесса обучения и всего диапазона его особенностей, в своей совокупности характеризующих обучение как педагогический процесс.

Единство содержания и формы в процессе обучения находит свое выражение в адекватности содержания образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д.

Категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития. Не менее значимой является и категория случайности, которая связана с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с которым одно и то же педагогическое воздействие предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога.

Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, способность к рефлексии, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

Объективной является зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. Сущность этой закономерности состоит в том, что результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый. Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

Названные закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

Закономерности обучения, рассматриваемые как выражение действия законов в конкретных условиях, — это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно-статистический характер.

Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условии процесса, например: цели и содержание обучения зависят от требований общества к уровню образования личности. Большая же часть закономерностей проявляется как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно для всех общественных процессов, также и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности учителя и учеников, культурных, материальных условий и пр.

Многие закономерности обучения обнаруживаются опытным, эмпирическим путем, и таким образом, обучение может строиться на основе опыта, так сказать, по здравому смыслу. Однако построение эффективных систем обучения, усложнение процесса обучения с включением новых дидактических средств требует теоретического знания о законах, по которым протекает процесс обучения.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них, как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер. Воспитательное воздействие его зависит от ряда условий, в которых протекает обучение. Описание этих условий характеризует частные проявления указанной закономерности.

Другая закономерность говорит о том, что есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения. Согласно этому положению обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения, отсутствует их единство. Частным, более конкретным проявлением этой закономерности является связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения. Частное выражение этой закономерности состоит в соответствии целей учителя и учеников, при рассогласовании целей эффективность обучения снижается.

Назовем еще ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал. Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Формирование понятий в сознании обучаемых может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков, явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объема и пр.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитание личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся. Именно поэтому они служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения.

В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:

1. Нацеленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями и моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;

2. Единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие формирования личности;

3. Оптимизация содержания, методов, средств, установка на отбор методов, приносящих максимальный эффект при относительно небольших затратах времени и труда.

Таким образом, знание дидактических закономерностей о том, как протекает процесс обучения, наряду с психологическими и другими его характеристиками позволяет ученым и практикам построить его оптимально в самых разных конкретных случаях. Законы и закономерности служат теоретической основой для выработки, постулирования принципов обучения и правил практической педагогической деятельности.

Как уже отмечалось, выделяют внешние и внутренние закономерности обучения.

К первым относят зависимость обучения от общественных процессов и условий (социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества и государства в определенном типе и уровне образования); ко вторым — связи между компонентами процесса обучения (между целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения; между учителем, учеником и смыслом учебного материала).

Похожее:  Как отменить в личном кабинете пошаговая инструкция для заказчика

К внешним закономерностям относятся:

— социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;

— воспитывающий и развивающий характер последнего;

— обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;

— зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:

— зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;

— отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;

— подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;

— задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения – к навыку (стр. 88 – 91).

Принципы обучения воплощают требования его организации — наглядности, сознательности и активности учащихся в обучении, систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры и опытом деятельности, единства теории и практики.

В ходе исторического развития теории и практики обучения сформировались разные виды, стили и методы обучения. В каждом виде, несмотря на заметные различия, можно обнаружить общие моменты, характерные для всякого обучения.

Во-первых, в основе процесса обучения любого вида лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящих идей, нормы или правил деятельности, определяющих как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся (стр. 88 – 91).

Второй общий момент для любого вида обучения — это цикличность вышеозначенного процесса, то есть повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных знаний. С другой стороны, как осознание и решение обучающимися поставленных задач, так и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннем характере процесса обучения.

Третий общий момент всех видов обучения — это структура процесса обучения, воплощающая степень соответствия целей и методов результатам. Выбор методов обучения и логика их применения характеризуют стиль поведения и деятельности субъектов процесса обучения (педагога и обучающихся).

Методы обучения — это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии вышеозначенного процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения знаний (их иногда называют словесными). К ним относят беседу, рассказ, дискуссию, лекцию, работу с текстом. Вторая группа – это практически методы обучен6ия (упражнения, практические занятия, лабораторные эксперименты). К третьей группе методов относят контроль и оценку результатов обучения (самостоятельные и контрольные работы, текстовые задания, зачеты и экзамены, защита проектов).

Форма обучения – это специальная конструкция само процесса. Форма обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо обучения означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия — урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую (стр. 88 – 91).

Источник

Закономерности процесса обучения

Закономерность – это результат совокупного действия множества принципов и законов развития, поэтому она выражает многие связи и отношения. Поэтому изучение закономерностей обучения – это поиск общих тенденций развития и функционирования педагогических (дидактических) систем.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. Такая стратегия обычно обозначается термином подход (например, индивидуальный подход, проблемный подход и т. д.). Подход в педагогике – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

И. Я. Лернер в книге «Процесс обучения и его закономерности» (1980) называет такие законы и закономерности обучения:

– закон воспитывающего обучения;

– всякое обучение реализуется только при целенаправленном взаимодействии обучающего, обучаемого и изучаемого объекта;

– обучение происходит только при активной деятельности учащихся, соответствующей замыслу и деятельности обучающего;

– учебный процесс протекает только при соответствии (не тождестве) цели ученика цели учителя, в условиях, когда деятельность преподавателя соответствует способу усвоения изучаемого содержания;

– целенаправленное научение индивида той или иной деятельности достигается при включении его в эту деятельность;

– между целью обучения, содержанием образования и методами обучения существуют постоянные зависимости: цель определяет содержание и методы, методы и содержание обуславливают степень достижения цели.

Кроме того, автор указывает и ряд частных закономерностей обучения.

Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях):

1. Процесс обучения (как и педагогический процесс в целом) закономерно обусловлен более широкими социально-общественными процессами и потребностями общества, в частности, потребностью российского общества во всесторонне гармонически развитой личности, способной активно участвовать в производственном, научном, социальном и культурном процессах. Эта закономерность распространяется, прежде всего, на задачи обучения, а через них на содержание, методы, средства и формы его организации.

2. Процесс обучения закономерно связан с процессами образования, воспитания и развития, входящими в целостный педагогический процесс. Отсюда следует, что обучение всегда должно в единстве осуществлять функции образования, воспитания и общего развития, содействуя всестороннему, гармоническому развитию личности.

Из первой и второй закономерностей вытекают принципы направленности обучения на решение задач образования, воспитания и общего развития личности, связи обучения с жизнью, с практикой и научной деятельностью.

3. Процесс обучения закономерно зависит от реальных учебных возможностей обучаемых. Реальные учебные возможности являются совокупностью внутренних и внешних по отношению к личности условий обучения, которые отражают уровень развития интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер личности, степень сформированности знаний, умений и навыков учебного труда, отношение к учению, сознательность учебной дисциплины и поведения, состояние здоровья и работоспособности. В них своеобразно преломляются внешние влияния, которые оказывают на личность семья, сверстники и др. Из этой закономерности вытекает принцип доступности, который предполагает, что все компоненты учебного процесса (задачи, содержание, методы, формы и др.) будут проектироваться с учетом реальных учебных возможностей обучаемых, причем не на сегодняшнем уровне, а в зоне ближайшего развития, т. е. на более высоком уровне, которого ученики смогут достичь при направляющей помощи учителя.

Похожее:  Османская империя История отношений с Россией 1

4. Процесс обучения закономерно зависит от внешних условий, в которых он протекает. В связи с этим в образовательном учреждении надо создать соответствующие учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия. Надо иметь также и необходимое время для решения поставленных задач. Отсюда следует новый принцип обучения – принцип создания необходимых условий для обучения.

5. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения. Единство преподавания и учения характеризует сущность учебного процесса, где педагогическое руководство диалектически сочетается с активностью самих учеников. Из этой закономерности вытекает принцип сознательности и активности обучаемых при руководящей роли педагога.

6. Содержание обучения закономерно зависит от его задач, отражающих в себе потребности общества, уровень и логику развития науки, реальные учебные возможности и внешние условия для обучения. Эта закономерность нашла свое отражение как в ранее названных принципах направленности обучения на всестороннее развитие личности, связи обучения с жизнью, так и в принципах научности, доступности, систематичности и последовательности обучения.

7. Методы и средства стимулирования, организации и контроля учебной деятельности закономерно зависят от задач и содержания обучения. Поэтому методы и средства обучения определяются его целями. Данная закономерность требует при выборе методов стимулирования и мотивации учения, методов организации учебно-познавательной деятельности и методов контроля и самоконтроля. В обучении следует учитывать не только задачи, но и специфику содержания, которое уже построено в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями учеников. Эта закономерность учитывается в принципе наглядности и принципе сочетания различных методов обучения в зависимости от задач и содержания обучения.

8. Формы организации обучения закономерно зависят от задач, содержания и методов обучения. Эта закономерность учитывается в принципе сочетания различных форм обучения (общеклассных, групповых и индивидуальных, урочных и внеурочных) в зависимости от задач, содержания и методов обучения.

9. Взаимосвязь всех компонентов учебного процесса при соответствующих условиях закономерно обеспечивает прочные, осознанные и действенные результаты обучения. В этой закономерности как бы соединяются в систему все предшествующие. Если педагог правильно выберет задачи, содержание, методы стимулирования, организации учебно-познавательной деятельности и контроля, учтет имеющиеся условия и примет меры к их возможному улучшению, то будут достигнуты прочные, осознанные и действенные результаты в образовании, воспитании и развитии учащихся. Из этой закономерности вытекает принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения, который теперь относится не только к знаниям учеников, но и к воспитывающим и развивающим влияниям обучения.

Таким образом, указанные закономерности служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции обучения:

– направленность обучения и воспитания на формирование личности, индивидуальности, обладающей духовным богатством, общечеловеческими ценностями, моралью, всесторонне и гармонически развитой, способной к подготовительной и продуктивной деятельности;

– единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности студента как условия формирования личности;

– органическое единство обучения и воспитания, требующее рассматривать обучение как специфический способ воспитания и придавать ему развивающий и воспитывающий характер;

– оптимизация содержания, методов, средств;

– установка на отбор методов, приносящих максимальный педагогический эффект.

Методы и формы обучения

Обучение не может быть успешным без специально подобранных методов и форм ее осуществления.

Метод обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности учащегося, развитие его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и ученика, также учащихся между собой, с природой и общественной средой. Методы обучения могут быть представлены в различных классификациях с учетом их практических функций и возможностей организации обучающего взаимодействия педагогов и учащихся. В педагогической деятельности основными методами выступают:

1. Методы этапа восприятия-усвоения. К их числу относятся рассказ, объяснение, беседа, лекции, иллюстрация, демонстрация. Также сюда относятся такие способы самостоятельного добывания материала, как работа с литературой, документами, компьютером.

2. Методы восприятия-воспроизведения включают проблемную и игровую ситуации, учебную дискуссию, лабораторный эксперимент, упражнение, взаимообучение, опорный конспект, опросно-ответный метод, зачетно-экзаменационный метод.

3. Методы этапа воспроизведения-выражения включают самостоятельный поиск, художественное исполнительство и критический анализ результатов учебной деятельности.

Формы обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям:

– количеству учащихся – групповые, индивидуальные, коллективные, массовые;

– месту учебы – школьные и внешкольные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории;

– продолжительности учебных занятий – различают классический урок (45 мин), спаренное занятие (90 мин), а также уроки «без звонков» произвольной деятельности.

В нашей стране, так же как и за рубежом, широкое распространение получила классно-урочная система обучения, разработанная Я. А. Коменским. Современные педагогические концепции предлагают альтернативные формы проведения занятий, которые позволяют учащимся раскрепоститься, чувствовать себя свободными и спонтанными в познавательной деятельности. Однако, учитывая, что занятие (урок) – это деловая форма организации познавательной деятельности учащихся, передача информации, научение при классно-урочной системе будет намного эффективнее. Кроме того, при выборе формы обучения педагог должен учитывать возраст учащегося, уровень его развития, степень подготовки, сложность изучаемого материала и т. д.

Обучение – это не только правильно организованный процесс с точки зрения ее методологии, но и самоорганизованная познавательная деятельность учащегося (студента), от правильности построения которой зависит его успех и достижение.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 602 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Рубрики Результат