Российская экономика в 2004 году: бывало хуже
Уходящий год для российской экономики стал годом непростым. Событий было на редкость много, и все они представляли собой маневры государства и бизнеса в войне друг с другом.
Где-то отступало государство, где-то пришлось уступить бизнесу. Бессильным участником и одновременно наблюдателем этих баталий стал народ.
Счастливо переизбранный президент России Владимир Путин одним из программных заявлений сделал «удвоение ВВП» за 10 лет. Надо — значит надо, тем более, что благодаря благоприятной внешней конъюнктуре (высокие цены на нефть). Беспрецедентный скачок цен на нефть на мировых рынках, превысивший порог в $50 за баррель, резкое увеличение экспортных пошлин на нефть при цене более $25 за баррель позволили государству получать сверхдоходы, которые решено было откладывать на «черный день». Для этого был создан стабилизационный фонд , который на конец 2004 года превысит запланированный базовый уровень в 500 миллиардов рублей. Правда, тратить излишки решили не на перспективные проекты, а на латание дыр в Пенсионном фонде , которые образовались в результате реформы по монетизации льгот.
Монетизация льгот, согласно которой натуральные льготы «федеральным льготникам» заменяются компенсациями, стала самым заметным событием для большинства граждан России. Большего унижения российские льготники не получали. По новым правилам, порядок льготных выплат должны определять региональные власти исходя из возможностей местных бюджетов. Стоит ли говорить, что региональные бюджеты и так на ладан дышат. Там же, где власти решили сохранить какие-то льготы, на их получение требуется либо долго собирать справки, либо также нудно выстаивать очереди в районные управы. Многометровые очереди ветеранов и инвалидов ВОВ, стоящих часами на морозе, стали символом антинародной реформы.
Самым настораживающим итогом года для государства стало заметное замедление темпов экономического роста. В предыдущие годы ВВП действительно рос быстрыми темпами. Учитывая растущие цены на нефть, были все предпосылки для его удвоения к 2014-2015 году. Однако к концу 2004 года оказалось, что валовой внутренний продукт составил на 3,1% меньше, чем мог бы ( по оценке Илларионова ).
Причины тому назывались разные: и «дело ЮКОСа», и непродуманная административная реформа, давление государства на бизнес и тысяча других факторов. Прогнозы на следующий год еще более неутешительные. По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина , темпы экономического роста снизятся до 3,5-5% (сейчас — 6,9%), а инфляция вырастет до 12-14% (сейчас, по официальным данным, — 11%).
Доходы граждан также подкачали. Если в прошлом году прирост денежных доходов населения экономисты оценивали в 14,5% , то в этом году — только 9%.
«Дело ЮКОСа», в котором видят одну из причин регресса в российской экономике, в этом году пришло к промежуточному концу. Концу — потому что компания лишилась своего главного актива, обеспечивавшего 60% добычи нефти. Речь, естественно, идет о компании «Юганскнефтегаз», которая была арестована и выставлена на продажу за долги компании перед налоговыми органами. Аукцион по продаже «Юганскнефтегаза» может победить сразу в двух номинациях — самый крупный и самый скандальный аукцион года. Советник Президента Андрей Илларионов вообще не стеснялся в выражениях, назвав продажу «Юганскнефтегаза» «аферой года».
Действительно, аукцион выглядел несколько странно. Изначально чуть ли не единственным реальным претендентом на «Юганскнефтегаз» назывался «Газпром». Интерес к этому активу также проявляли нефтяные компании Италии и Китая. Однако победителем оказалась доселе никому не известная компания «Байкалфинансгрупп», зарегистрированная в Твери накануне аукциона. Впоследствии «Байкалфинансгрупп» была выкуплена госкомпанией «Роснефть» за 10 тысяч рублей. По мнению экспертов, такая схема нужна была для того, чтобы конечный владелец «Юганскнефтегаза» смог уйти от преследований международных судов.
Из-за этих судов в деле «ЮКОСа» еще рано ставить точку. Суды Европы и США, скорее всего, будут отстаивать точку зрения акционеров опальной компании. В будущем не исключена ситуация, аналогичная с делом французской компании «Noga», которая при каждом удобном случае на вполне законных основаниях пыталась арестовать российское имущество за рубежом.
К счастью, в этом году не сбылось предсказание о том, что «дело ЮКОСа» приведет к экономическому кризису в России. Впрочем, в российской экономике для проблем находится достаточно других причин. Пример тому — беспрецедентный банковский кризис , лихорадивший финансовую систему страны в течение всего лета.
Началось все с того, что в начале мая ЦБ отозвал лицензию у «Содбизнесбанка» — вроде как там отмывались преступные деньги. Затем последовало неосторожное заявление чиновников о том, что претензии есть и к другим банкам. Подхлестнуло панические настроения обещание ЦБ провести тщательный отбор в систему страхования вкладов,забортом которой могут остаться 200- 400 банков. Банковский рынок захлестнула паника клиентов, подстегиваемая появившимися многочисленными «черными списками» банков.
Резкий отток вкладов обрушил сначала десяток небольших банков, затем под угрозой уничтожения оказались и более крупные — такие как «Диалог-Оптим» и «Гута-банк». Гута-банк спасло государство путем национализации. Возникший кризис доверия на ырнке привело к тому, что с 15 июня по 1 августа отток вкладов из всех банков, кроме «Сбербанка», превысил $1 млрд.
По мнению аналитиков, не исключен новый кризис. Количество убыточных банков в России с начала года выросло почти в два раза, также наблюдается отток капитала из России к зарубежным кредитным организациям , к которым еще не подорвано доверие россиян. С вступлением России в ВТО, которое ожидается в 2006 году, иностранные банки смогут полноценно работать в России. Неизбежная конкуренция может пошатнуть российские банки, финансовые возможности которых несоизмеримо скромнее.
Банковский кризис вскрыл еще одну серьезную проблему российской экономики: финансовые власти России слабо подготовлены к борьбе с кризисами и способны сглаживать нестабильность на рынке в основном руками госучреждений.
Тем не менее, государство продолжает избавляться от своей собственности, полностью отдавая в частные руки важнейшие отрасли. В 2004 году в рамках программы приватизации были проданы оставшиеся госпакеты акций «ЛУКОЙЛа» (7,59%) и Магнитогорского металлургического комбината (17,9%). После того, как инвестиции американского нефтяного гиганта ConocoPhillips в Россию благословил сам Владимир Путин, последние сомнения в том, кто купит у государства его оставшуюся после предыдущих раундов приватизации 7-процентную долю в ЛУКОЙЛе, отпали. В итоге ConocoPhillips купила госпакет за $1.988 млрд. Аукцион после называли ритуальным окончанием переговоров ЛУКОЙЛа и ConocoPhillips.
Продажа акций легендарной Магнитки ознаменовала окончательный выход государства из металлургической отрасли. Не рано ли? Ведь бизнес-войны на этом направлении оказались самыми долгоиграющими. А металлургические предприятия зачастую являются ключевыми для бюджетов целых регионов. Любой конфликт на той же Магнитке может парализовать экономику Челябинской области. Впрочем, один из таких давних конфликтов разрешился непосредственно перед аукционом по продаже акций ММК. Давний соперник ММК — Стальная группа «Мечел» — не только отказался от участия в конкурсе, но и продал имевшиеся у него акции Магнитке группе инвесторов, как говорят, связанных с менеджментом ММК.
Остается надеяться, что переход промышленных активов в частные руки ускорит темпы роста промышленности. Но даже при таком оптимистичном сценарии, Россия рано или поздно упрется в «парниковые границы». Речь идет об ограничении выбросов парниковых газов в атмосферу, что подразумевает Киотский протокол , ратифицированный Россией в этом году. Согласно протоколу, для каждой страны ограничиваются объемы выбросов по уровню 1990 года. В России промышленность только возвращается из комы, и ее дальнейшее развитие неизбежно будет сопровождаться увеличением выброса парниковых газов. Впоследствии, Россия может и перейдет в постиндустриальную эпоху, характеризующуюся более экономным энергопотреблением и экологичностью. Но на этом пути нас могут подстерегать ограничения Киотского протокола. Напомним, что ведущие страны мира — США, Китай, Индия — не спешат за свой счет спасать природу. Тем более, что сами страны-участницы протокола в большинстве своем выбиваются из установленных нормативов по выбросам.
Впрочем, все рассуждения относительно вреда или пользы Киотского протокола апеллируют к срокам, в пределах которых Россия мыслить разучилась. Да и народу, по большему счету, плевать на пертурбации в большой экономике.
Поэтому на наш взгляд, самым важным для всех без исключения россиян событием года стало рекордное падение курса доллара по отношению к рублю. Американская валюта опустилась в России до уровня 2000 года. Для той части населения, которая получает зарплату долларами в конвертах — это, конечно, удар по кошельку. Многие стали искать более выгодные способы вложения средств. Привлекательной для россиян стала европейская валюта, которая не только устояла, но и подорожала. Курса евро по отношению к доллару вырос с 1,26 долларов за евро в конце 2003 года до $1,35 в конце 2004.
В новогодние праздники доллар еще более подешевеет в российских обменниках. А как же: то подарки надо закупать, то пополнять рублевые запасы после празднеств. Вот все доллары и сбрасывают по любому курсу. Но, по мнению экспертов, и после праздников американскую валюту ничего хорошего не ждет. Говорят, что американские деньги станут дешевле еще на 40% . Врут или не врут — покажет время.
А мы Вам желаем не забивать голову всякими глупостями и наконец расслабиться. Хотя бы под елкой!
Источник
Экономика России в 2004 году
По данным Всемирного банка, ВВП России по ППС на душу населения в 2004 году вырос на 10,8 %, составив $10251. По этому показателю Россия заняла 60-е место среди стран мира, уступив по сравнению с 2003 годом Турции. [1]
Содержание
[править] Хронология
- С 1 января Россия вошла в список из 24 стран, физические и юридические лица которых могут приобретать в собственность здания на территории Турции (при покупке виллы или таунхауса земельный участок автоматически переходит в собственность покупателя). [2]
- Февраль — Алексей Кудрин признал завершение первого этапа банковской реформы, начатой в 2003 году. Задачи прошлой стратегии на 90 % исполнены и по объему капитализации банков, и по кредитованию реального сектора. [3]
- Февраль — Россия полностью расплатилась с Германией по долгам бывшего СССР бывшей ГДР. [4]
- 5 марта — председателем правительства России утверждён М. Е. Фрадков. [5]
- 9 марта — Алексей Кудрин стал министром финансов Российской Федерации в правительстве Михаила Фрадкова, лишившись статуса вице-премьера. Господину Кудрину пришлось отстаивать свое право остаться в правительстве Михаила Фрадкова с понижением до ранга министра на личной встрече с Владимиром Путиным. До этого Алексей Кудрин рассчитывал если и не на пост премьера, то по крайней мере на пост его единственного заместителя. Но Михаил Фрадков настоял на том, чтобы его единственным замом стал глава думского комитета по бюджету Александр Жуков. Перед Алексеем Кудриным впервые встал вопрос — писать президенту Владимиру Путину заявление об отставке или соглашаться на мягкое понижение в званиях. Он выбрал второе. [6]
- Март — должность руководителя свежесозданной Федеральной налоговой службы получил бывший глава петербургского управления МНС Анатолий Сердюков. Алексей Кудрин публично это назначение не лоббировал, но и не противился ему. Бывший министр налогов и сборов Геннадий Букаев, которого Алексей Кудрин курировал в правительстве Касьянова, безрезультатно обращался к Алексею Кудрину за помощью сохранить свой пост. [7]
- Март — Алексей Кудрин утратил полноту контроля над ФТС, которым обладал в прошлом правительстве. ФТС перешла под контроль министра экономического развития Германа Грефа. Минфину удалось сохранить контроль только над казначейскими функциями ГТК, а также над выполнением плана как в общем по таможенному комитету, так и по федеральным округам. [8]
- Апрель — Сергей Чемезов возглавил «Рособорнэкспорт». [9]
- Апрель — правительство завершило налоговую реформу, одобрив законопроектами поправки к Налоговому кодексу. [10]
- Апрель — Алексей Кудрин объявил о начале бюджетной реформы. Главная идея бюджетной перестройки, сформулированная на начальном этапе, такова: бюджет должен формироваться не по сметному принципу (от достигнутого), а должен быть ориентирован на конкретные результаты, которые ведомства хотят получить за счет денег налогоплательщиков. [11]
- Сентябрь — Алексей Кудрин заменил в Минфине Сергея Колотухина, отвечавшего в ведомстве за госдолг, международные финансовые отношения и государственные финансовые активы, а также за переговоры с международными финансовыми организациями Сергеем Сторчаком. В 2005 году в отношении Сергея Колотухина, приведенного в Минфин еще Михаилом Касьяновым в 1999 году, следственное управление ФСБ возбудило уголовное дело по факту злоупотреблений при реструктуризации долга России перед Чехией и долга Вьетнама перед РФ. [12]
- Конец года — Минздрав в соавторстве с Минфином подготовил и провел через Госдуму законопроект о замене натуральных льгот денежными выплатами (монетизация льгот). [13]
[править] Налогообложение
С 2004 г. отменён налог с продаж и снижена ставка НДС. [14]
[править] Банкротства
Федеральным законом от 20 августа 2004 № 121-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и признаны утратившими силу некоторые законодательные акты Российской Федерации. Закон содержит нормы, направленные на повышение ответственности руководителей кредитных организаций за своевременное принятие мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, повышение эффективности и прозрачности процедур банкротства банков, предоставление Банку России дополнительных полномочий для контроля ситуации в проблемных банках. В частности, предусмотрена обязанность кредитной организации при возникновении угрозы ее несостоятельности уведомлять Банк России о совершении крупных сделок с имуществом, которые могут повлечь негативные для кредиторов последствия. Исключена статья 6 Закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ об аттестации арбитражных управляющих при банкротстве кредитной организации. Существенно дополнены и изменены положения Закона, непосредственно регулирующие процедуры банкротства банков. Так, признаны утратившими силу главы V «Особенности рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом» и VI «Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом». Вместо них Закон дополнен главами VI.1 «Производство по делу о банкротстве кредитной организации» и VI.2 «Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом». Установлено, что для кредитных организаций, привлекающих вклады населения, конкурсным управляющим при их банкротстве является Агентство по страхованию вкладов. Закон применяется в отношении дел о банкротстве кредитных организаций, производство по которым возбуждено после дня вступления его в силу. [15]
[править] ВВП
В 2004 году по ВВП по ППС на душу населения Россия в основном соседствовала с развивающимися и некоторыми постсоциалистическими странами, опережая такие крупные развивающиеся страны, как Бразилия ($8,3 тыс.), Турция ($7,5 тыс.), Индия ($3 тыс.) и Китай ($5,6 тыс.). [16]
[править] Государственная политика
В послании президента Путина Федеральному собранию в 2004 году были установлены экономические задачи: удвоения к 2013 г. ВВП на душу населения, снижения инфляции до 3 % и снижения бедности — вдвое. [17]
В 2004 году был сокращён срок давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. [18]
Источник
Вопросы экономики 2004 год
Вопросы экономики
СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕФОРМ
В статье рассмотрены основные черты новой экономической модели для России. Представлено стратегическое видение проблемы экономических преобразований в стране, направленных на ее глубокую модернизацию. Сформулированы задачи государства в области проведения экономической политики в целом и промышленной политики в частности. Отмечена необходимость принятия ряда ключевых политических решений для успешной реализации долгосрочной стратегии развития России.
В статье развивается концепция роли государства в экономике, базирующаяся на системном представлении структуры относительно самостоятельных и взаимодействующих акторов макроуровня в виде триады: «государство — общество — экономика». Концепция предполагает сбалансированное и согласованное функционирование этих трех сфер при наличии неделегируемых другим сферам функций государства, главная из которых — обеспечение эволюционного и прогрессивного развития страны. Такое представление позволяет по-новому сформировать перечень и обосновать соподчиненность функций государства в экономике и обществе, определить задачи управления государственной собственностью.
Статья посвящена одной из характерных тенденций начала 2000-х годов — государственной имущественной экспансии, сопровождаемой попытками укрупнения находящихся под контролем государства хозяйственных структур, консолидации государственных пакетов акций и унитарных предприятий под эгидой холдингов. Эти меры сопровождаются выборочными жесткими акциями государственных органов против ряда крупнейших частных компаний, усилением контроля в компаниях со смешанным капиталом, установлением определенных неформальных правил во взаимоотношениях частного бизнеса и власти. Автор анализирует «дело «ЮКОСа»» и реальные возможности бизнес-сообщества отстаивать свои интересы. С большой долей вероятности можно утверждать, что тенденция к государственному капитализму в его специфическом российском варианте в 2003-2004 гг. стала более очевидной.
_______________
В работе рассматривается специфическая модель формирования заработной платы, сложившаяся в российской экономике в переходный период. Опираясь на материалы специального обследования промышленных предприятий, проведенного в конце 2002 г., автор выделяет главные отличительные черты этой модели. Это — широкое присутствие элементов коллективно-договорного регулирования; близкая к абсолютной дискреционная власть менеджмента; тесная привязка заработной платы к доходности компаний; активное использование общегосударственных нормативов при построении внутрифирменных систем оплаты труда. Специальный раздел посвящен возможным последствиям подтягивания МРОТ к прожиточному минимуму в соответствии с требованиями нового Трудового кодекса. Автор делает вывод, что российская практика установления заработной платы не вписывается в стандартную модель конкурентного рынка труда, а также плохо согласуется с альтернативными теоретическими подходами, получившими широкое распространение в последние десятилетия.
Источник
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
О. Замулин Концепция реальных экономических циклов и ее роль в эволюции макроэкономической теории. 1 144 .
Ю. Иванов Проблемы измерения и анализа ВВП в странах СНГ . 4 99
Институт экономики переходного периода Российская экономика в 2004 году: тенденции и перспективы. 6 34
М. Каз Мотивация труда: трансформация структуры теоретико-методологического знания и когнитивно-ценностный подход. 12 82
Р. Капелюшников — Занятость в домашних хозяйствах населения . 7 99
Р. Капелюшников, Н. Демина — Влияние характеристик собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий. 2 53
И. Кизилов, В. Новиков — Опционы как инструмент дерегулирования в топливно-энергетическом комплексе. 12 133
С Кимельман, С. Андрюшин Экономика рентных отношений в условиях современной России. 2 83
С. Кимельман, С. Андрюшин Стабилизационный фонд и экономический рост. 11
Г. Клейнер, Р. Качалов, Е. Сушко Экономическое состояние и институциональное окружение российских промышленных предприятий: эмпирический анализ взаимосвязей . 9
Ю. Кочетков — — Экономика Латвии в условиях глобализации . 2 141
И. Кощегулова — Сущность устойчивости денежной единицы в свете теории соглашений . 9 56
В. Кудров "Малая ложь, большая ложь и статистика" (небольшой комментарий к юбилею В. Старовского). 8 145
В. Кузнецов — Гипотеза синергетического рынка в свете феноменологической теории фазовых переходов Л. Ландау. 8 48
Я. Кузьминов, В. Радаев, А. Яковлев, Е. Ясин Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений). „. 5 5
И. Кузьминов, К. Бендукидзе, М. Юдкевич — Как наука о рынках становится наукой об обществе. 12 63
М. Курбатова, С. Левин Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса. 10 119
К. Лавровский, Е. Постникова Трансфертный механизм: преодолен ли кризис. 8 84
A. Либман — Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект. 3 142
К. Лиухто — Россия на пути к информационному обществу. 4 11З
И. Лукша — Эволюция бимонетарных систем в странах с переходной экономикой . 3
B. Маевский — Экономические измерения и фундаментальная теория. 10 25
B. May — Экономическая политика в 2004 году: поиск модели: консолидации роста. 1 4
М. Мишустин Роль кадастра объектов недвижимости в современном государстве. 9 129
C. Моисеев Неизвестный Фридмен: вклад великого монетариста в развал Бреттон-Вудса. 3 83
С. Моисеев — История одного "бесплатного завтрака" . 10 40
С Моргунов — Институционализация горной ренты в нефтегазовом секторе России. 2 94
В- Мортиков К вопросу о сущности и типологии международных общественных благ. 3 131
А. Мурычев Российский банковский сектор: вопросы консолидации и корпоративного управления 5 65
А. Навой — Введение полной конвертируемости национальной валюты: проблемы теории и практики. 3 61
Марксово наследие и современная экономическая наука ("круглый стол" журнала "Вопросы экономики") . 1 87
Марксово наследие и современная экономическая наука ("круглый стол " журнала "Вопросы экономики") (Окончание) . 2 118
А. Несветайлова — Экономическое наследие Хаймана Мински (глобальная финансовая хрупкость и кризис: уроки для России). 3 99
А. Олейник — Нужны ли гражданские технологии? (Об акцентах в экономическом анализе гражданского общества) . 7 136
A. Олеинов — Валютная структура международных экономических отношений в начале XXI века. 4 43
Ю. Ольсевич, В. Мазарчук — О специфике экономических институтов социальной сферы (теоретический аспект) . 5 50
B. Осаковский — Влияние реформирования ЕСН на теневую экономику: негласный сговор и конфликт интересов. 5 89
О. Осипенко — Проблемы отраслевого саморегулирования в
российской экономике. 2 69
Е. Пантелеев — Современное состояние промышленности Москвы и направления ее развития. 9 87
Я. Паппэ, Я. Галухина — Внешнеэкономические факторы трансформации крупного бизнеса в России. 10 72
B. Полтерович, О. Старков, Е. Черных — Строительное общество: ипотечный институт для России. 1 63
В.Попов — Частное образование в постиндустриальном обществе . 11 130
Г.Попов — Валентин Павлов: три трагедии. 8 139
Г. Попов, В. Красильников — Вольное экономическое общество и социально-экономические реформы в России. 9 137
Е. Попов — Миниэкономические институты. 12 96
Е. Попов, В. Симонова — Эндогенный оппортунизм в теории щ
"принципала-агента" . 3 118
А. Пороховский — Эволюция структуры американской экономики . 11 84
C. Пястолов — Особенности предложения труда российских домохозяйств. 8 124
А. Радыгин, Р. Энтов — Институциональные компоненты экономического роста. 11 14
Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель, С. Цухло — Статистическое исследование спросовых условий в отраслях российской промышленности. 9 104
А. Рожков — Построение прогнозного индекса для фондового рынка. 12 51
Н. Розанова — Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы. 5 117
Н. Розанова, Е. Савицкая — Экономическая теория в бизнес-образовании . 11 146
И. Рудакова — Основное течение экономической теории: потенциал и научная критика . 9 21
B. Рябцун Электронный рынок государственных закупок в России. 4 121
C. Рязанцев — Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия. 7
Ж. Сапир Экономика информации: новая парадигма и ее
границы. 10 4
А.Семенова Проблемы инновационной системы России. 11 145
Е. Серова, О. Шик — Рынок покупных ресурсов для сельского хозяйства . 6 60
Т. Скуфьина, С. Баранов — Социально-экономическое прогнозирование : проблемы науки и преподавания . 3 41
И. Соболева Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии. 10 90
К. Сонин — Институциональная теория бесконечного передела .. 7
В. Тамбовцев — Реформы российского образования и экономическая теория. 3 4
В. Тарасевич — О критике научной критики (заметки на полях полемики о марксизме). 6 129
У. Томпсон — Реструктуризация электроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации? . 11 39
B. Узун — Эффективность крупного и малого бизнеса в сельском хозяйстве. 6 109
К. Фей, Д. Денисон — Организационная культура и эффективность: российский контекст. 4 58
Г. Фетисов — Золотовалютные резервы России: объем, структура, управление. 1 49
Б. Фрумкин — Новая книга "нового политэконома" (о книге Л. Чабы "Новая политическая экономия развивающейся Европы"> . 12 145
И. Цапенко — Международная миграция специалистов и студентов . 7 66
Л. Цедилин — Расширение ЕС и перспективы восточногерманских земель. 4 23
C. Цирель "QWERTY-эффекты", "Path Dependence" и закон иерархических компенсаций. 8 19
А. Чиркин Предстоящее вступление России в ВТО и потенциальные экономические риски. 5 132
Н. Шагайда — Рынок земель сельскохозяйственного назначения : практика ограничений . 6 119
А. Шаповалов — Инсайдерская деятельность: аргументы за и против . 7 143
A. Шаститко, С. Авдашева — Адвокатирование конкуренции как часть конкурентной политики. 12 109
‘Ю. Швецов Эволюция российского бюджетного федерализма . 8 76
B. Шляпентох — Егор Гайдар — марксист?! (о книге Е. Гайдара "Долгое время") . 10 149
^ А. Штайнхер Современные тенденции развития российского банковского сектора . 12 18
Н. Шумский Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана, России и Украины: проблемы и перспективы. 8 114
Е.Ясин Нефть, темпы и инфляция. 9 4
О. Ястребова, А. Субботин Рынок сельскохозяйственного кредита. 6 84
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
Афанасьев М. П. Очерки истории экономической мысли. 12 149
Валентей С, Нестеров Л. Развитие общества в теории социальных альтернатив. 1 156
Гохан П. А. Слияния, поглощения и реструктуризация компаний .. 2 146
Иванов Ю.Н., Казаринова С.Е., Карасева Л.А. Основы национального счетоводства. Учебник . 2 144
Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности. Рук. авт. колл.: В. Макаров, А. Варшавский. 9 155
Менеджмент в XXI веке: научные поиски. Под общ. ред. В.И. Видяпина. 5 156
Менеджмент: теория и практика в России. Учебник. Под ред.А. Поршнева, М. Разу, А. Тихомировой. 1 154
Микроэкономика: практический подход Под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова. 11 154
Национальная экономика. Учебник. Под общ. ред. акад. РАЕН
В.А. Шульги. 4 154
Национальная экономика. Учебник. Под ред. П.В. Савченко. 11 150
Румянцева СЮ. Длинные волны в экономике: многофакторный
анализ . 4 152
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. Учебное пособие. 11 152
Федоренко Н.П. Россия на рубеже веков. 4 148
Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъему и благосостоянию. Под ред. В.К. Сенчагова. 8 148
Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте . 9 153
Черной Л.С. Глобализация: прошлое или будущее? Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем . 4 155
Шинкаренко П.В. Возрожденный Феникс. Очерки деятельности Вольного экономического общества России 1765-2005. 10 155
Актуальные проблемы региональной политики (по материалам семинара в Институте региональной политики) . 8 151
Т. Бараненкова Институт экономики и дом № 14 на Волхонке . 6 51
Е. Капустин Институт экономики в Великой Отечественной войне. 5 151
Разновидности природной ренты в России ( "круглый стол" ИМЭПИ РАН) . 2 148
Источник
Экономическая политика
В 2004-2006 гг. российская экономика продолжала развиваться достаточно стабильно, давая устойчивый ежегодный прирост ВВП более 6%. На одном из главных мест в экономической политике по-прежнему стояла борьба с инфляцией, минимизация которой рассматривается как главное условие привлечения инвестиций.
Еще в 2003-2004 гг. говорили о «голландской болезни» российской экономики (когда заработанные на благоприятной международной конъюнктуре значительные средства не инвестируются в национальную экономику, а идут на спекулятивные операции или вкладываются за рубежом). Постепенно ситуация начала меняться, что создает предпосылки для перехода к новой, инициативной политике. Диверсификация экономики была названа главнейшей задачей на ближайшее десятилетие. В условиях роста ресурсов экономическому блоку правительства приходится решать новые задачи — определение приоритетов развития экономики (в том числе и ее отдельных отраслей), выбор методов реализации задуманного, выявление источников финансирования. В 2004-2005 гг. было постепенно реабилитировано понятие «промышленная политика», заявлено о готовности государства вернуться в инвестиционный процесс — в 1990-е годы все это считалось рудиментами социалистической экономики. В 2005 г. был создан специальный Инвестиционный фонд, объем которого на 2006 г.
В 2005-2006 гг. федеральное правительство проводило двойственную политику. С одной стороны, шел поиск экономического стимулирования регионов посредством создания территориальных корпораций (Красноярский край, Иркутская область, уральские регионы), инвестиционных фондов и банков, венчурных фондов для развития инновационного бизнеса, особых экономических зон (ОЭЗ) разных типов. Так, в Дубне, Зеленограде, Томске и Елабуге — насыщенных исследовательскими центрами городах — создаются правовые, организационные и финансовые рычаги для развития отраслей, «завязанных» на новейшие научные достижения. В ЖКХ и на транспорте внедряется механизм концессий. Эту линию отстаивают Министерство экономического развития и торговли, отраслевые министерства и губернаторы. Их оппоненты в Минфине, напротив, выступают за жесткий монетарный контроль над уровнем инфляции и неодобрительно оценивают инвестиционную активность государства.
Кабинет министров определяет работу Федеральных целевых программ (ФЦП) и Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которые являются основными инвестиционными ресурсами правительства. Деньги на программы выделяются из федерального бюджета на условиях софинансирования с региональными бюджетами и частными структурами. Эти программы стали прообразом при разработке приоритетных национальных проектов, выдвинутых осенью 2005 г. Так, в 2005 г. финансировалось 53 федеральных целевых программы, на которые затрачено 1 трлн 400 млрд руб.
Многие исследователи считают фундаментальным противоречием российской политики 2004-2006 гг. разрыв между объективной потребностью в дальнейшем проведении рыночных реформ, прежде всего в социальной сфере, и доминированием в сознании (как основной части населения, так и правящей элиты) настроений на усиление социальных функций и обязательств государства. Это ведет к тому, что, связанные между собой экономика и социальная сфера существуют в разных условиях: одна живет по законам рынка, другая — часто в режиме централизованного непрозрачного бюрократического распределения. Отсутствие откровенного диалога между властью и выражающими интересы затрагиваемых реформами слоев корпорациями затрудняет поиск компромиссных подходов, оттягивает неизбежные преобразования.
Российская экономика развивается как неотъемлемая часть глобальной. Восьмилетние переговоры о присоединении нашей страны к Всемирной торговой организации (ВТО) завершились подписанием в ноябре 2006 г. соответствующего соглашения с США. Вступление в ВТО в 2007 г. открывает непростой период адаптации к новым для России внешним условиям конкуренции. В этой связи заинтересованно обсуждается вопрос о том, как могла бы участвовать Россия в новом для нее международном разделении труда. В декабре 2005 г. Президент России выдвинул задачу превратить страну в лидера мировой энергетики. Это предполагает не только добычу и транспортировку энергетических ресурсов, но их глубокую высокотехнологичную переработку, интенсивное развитие комплекса связанных с энергетикой отраслей (от нефтехимии до ядерной энергетики), что требует поддержки соответствующих направлений науки и образовательного сектора.
В ходе подготовки встречи «Большой восьмерки» в июле 2006 г., посвященной, прежде всего, вопросам мировой энергетической безопасности, уточнялась и роль России в решении этой задачи. Говорилось о важности стратегического партнерства России с потребляющими ее нефтегазовые ресурсы странами (Евросоюз, США, Китай, Япония). В ответ на гарантии стабильности поставок российские власти пытаются распространить партнерские отношения не только на куплю-продажу, но и на разведку, добычу и транспортировку энергоносителей, что позволит более равномерно распределить связанные с этим риски.
В условиях глобальной конкуренции наибольший успех демонстрируют крупные транснациональные, а также национальные компании. Именно поэтому в фокусе внимания российских властей было создание и укрепление мощных корпораций (как государственных, так и частных), поддержка их продвижения на внешние рынки. Так, государственная компания «Газпром» стала одним из мировых лидеров в газовой отрасли, а созданная из двух российских (и одной швейцарской) аллюминиевая компания является самой крупной ТНК в своей сфере. Долговременные планы внешней экономической экспансии в XXI в. озвучили и пытаются реализовать и другие крупные российские компании.
Существенным направлением международной экономической интеграции России является сотрудничество в военно-технической сфере (ВТС). Несмотря на жесткую конкуренцию, эта отрасль приносит нашей стране значительные доходы, это позволяет поддерживать и развивать КБ и предприятия оборонно-промышленного комплекса, где все еще сохраняется высокий научный и технологический потенциал. ВТС сопровождается развитием политических связей с государствами-партнерами, что укрепляет позиции России в Азии, на африканском континенте, в Латинской Америке.
Одна из главных проблем современной российской экономики — ее масштабная технологическая модернизация, что в условиях глобализации диктует необходимость приобщения к постиндустриальным достижениям, прежде всего Западной
Европы, США, Японии.
В то же время, в некоторых отраслях наметился переход от импорта товаров, к организации сборки изделий в самой России. Это наиболее заметно в автомобильной промышленности. О намерении работать на российском рынке заявили 15 крупнейших мировых компаний (в их числе — Форд, Тойота, БМВ, Фольксваген, Рено). Предполагается, что по мере производства и сборки часть узлов, агрегатов и деталей (от 50% и более) должна производиться в самой России, что призвано повысить технологический уровень и культуру производства. Другой путь Российских компаний — приобретение лицензий на производство высокотехнологичных изделий с их последующим усовершенствованием.
Источник