Русский язык и культура речи тесты с ответами для студентов



Тест с ответами: “Русский язык и культура речи”

2. Выберите слово, в котором перед звуком [э] произносится твердый согласный:
а) теория,
б) критерий,+
в) ренегат.

3. Выберите слово, в котором допустимы два варианта ударения:
а) одновременно,+
б) красивее,
в) позвонит.

4. Глагол, который не имеет формы I лица настоящего/будущего времени:
а) победить,+
б) судить,
в) кудахтать.

5. Нарушение в употреблении собирательных числительных:
а) пятеро мышат,
б) пятеро учеников,
в) пятеро учениц.+

6. Отметьте нарушение в строении фразеологизма:
а) темна вода во облацех,
б) не робкой десятки,+
в) не солоно хлебавши.

7. Грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
а) можно только на зеленый свет.
б) часто нарушаются правила.
в) не нарушайте правила движения.+

8. Определите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) к две тысячи третьему году
б) положьте на полку+
в) много вишен

9.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

10.Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

11. Что является высшей формой существования национального языка?
а) литературный язык+
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны)

12. Что такое разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы?
а) литературный язык
б) просторечие
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны) +

13. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

14. Определите пару слов, где нет ошибок в образовании форм глагола:
а) беречь – бережешь+
б) стеречь – стерегёшь
в) брезговать – брезговает
г) бриться – броешься

15. Стилевые черты научного стиля:
а) точность, стандартизованность+
б) призывность, экспрессивность
в) логичность, абстрактность
г) образность, эмоциональность

16. Выберите, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

17. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

18. Отметьте предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

19. Какова основная функция языка?
а) коммуникативная,+
б) контактоустанавливающая,
в) магическая.

20. Определите стиль текста:
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
а) художественный +
б) научный
в) публицистический
г) разговорный

21. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

22. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

23. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

24. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

25. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

26. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

27. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

28. Что такое литературная норма?
а) установленные правила использования речевых средств+
б) определенный период развития литературного языка
в) ограничение в употреблении многозначных слов
г) ограничение в употреблении синонимов

29. Определите, что подразумевается под разновидностью лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей:
а) литературный язык
б) просторечие+
в) территориальные диалекты (народные говоры)
г) социальные диалекты (жаргоны).

30. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи:
а) богатство
б) точность
в) логичность
г) напевность+

Источник

ТЕСТЫ

Сборник заданий в тестовой форме по русскому языку и культуре речи предназначен для студентов всех отделений (факультетов).

Сборник дает возможность проконтролировать знания студентов по данной дисциплине.

Тесты включают 90 заданий закрытого типа.

В каждом задании предусматривается 4 ответа, из которых правильным является один. Каждый ответ оценивается одним баллом.

Темы тестов охватывают весь лекционный и практический курс по дисциплине, который необходим для усвоения основ знаний, формирования умений и навыков, необходимых для овладения грамотной речью и орфографической зоркостью.

Задания имеют эталоны ответов, это дает возможность проконтролировать правильность выполнения заданий.

1. Язык является:

а) средством общения;

б) предметом речи;

в) способом общения;

г) наукой о языке.

а) процесс общения;

б) лексический запас языка;

в) интонация голоса;

г) мыслительная деятельность.

3. Для того чтобы возникла речь, необходимы:

а) большой запас лексики;

б) умение красиво говорить;

в) потребность сказать;

г) наличие большой аудитории.

4. Двумя основными разновидностями речи являются:

а) диалектная и просторечная;

б) разговорная и книжная;

в) умная и глупая;

г) с одним человеком и двумя.

5. Литературным языком необходимо считать:

а) нормативный, соответствующий установленным правилам;

б) используемый только в официальной обстановке;

в) состоящий из специальных терминов;

г) применяемый в средствах массовой информации.

6. Речевая ошибка предполагает;

а) неправильное образование слова;

б) неточное употребление знаков препинания;

в) нарушение логики повествования или смешение стилей;

г) написание одной буквы вместо другой.

7. Функциональные стили можно разделить на:

а) научный и официально-деловой;

б) публицистический и художественный;

в) разговорный и научный;

г) книжный и разговорный.

8. Книжный и разговорный стили различаются по:

а) целям и средствам их использования;

б) адресату речи;

в) количеству лексических единиц, входящих в состав текста;

г) полезности использования.

9. Лексика представляет собой:

а) грамматическую Оформленность слова;

б) словарный состав языка;

в) связь между значениями слова;

г) систему словообразования.

10. В определенной среде профессиональной деятельности человека используется лексика:

11. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

12. Диалектные слова — это слова:

а) употребляемые жителями той или иной местности;

б) вышедшие из активного употребления;

в) используемые людьми определенной профессии;

г) имеющие несколько лексических значений.

13. Устойчивые сочетания слов, используемые для называния отдельных предметов, называются:

14. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется:

15. Гласные звуки делятся на:

а) твердые и мягкие;

б) ударные и безударные;

в) звонкие и глухие;

г) парные и непарные.

Похожее:  Профессиональное тестирование для педагогов

16. Сильная позиция для согласных звуков:

а) перед гласной;

б) в начале слова;

в) в конце слова;

г) перед согласной.

17. Орфоэпия изучает:

а) соотношение звуков и букв;

б) лексическое значение слова;

в) правила литературного произношения;

18. Значимые части слова — это:

а) приставка, корень, окончание;

б) корень, суффикс, окончание;

в) основа, окончанію;

г) приставка, корень, суффикс.

19. Окончание слова выражает:

а) грамматическое значение слова;

б) общее значение однокоренных слов;

в) лексическое значение слов;

г) морфологические признаки.

20. Образование слов при помощи соединительных гласных происходит при:

а) суффиксальном способе словообразования;

б) бессуффиксном способе словообразования;

г) приставочном способе словообразования.

21. Словари русского языка можно отнести:

а) к справочной литературе;

б) к научно-популярной литературе;

в) к художественной литературе;

г) к публицистике.

22. Основными орфографическими единицами являются:

а) звуки и буквы;

г) слова и предложения.

23. Морфологический, фонетический, традиционный — это способу:

24. Правописание безударных гласных относится к орфограммам:

а) в корне слова;

25. Выбор гласных Е или И в корнях с чередованием зависит от:

б) наличия после корня суффикса -А;

г) других буквосочетаний после корня.

26. Проверить наличие или отсутствие непроизносимых согласных в корне можно:

а) только по словарю;

б) запомнив написание слов;

в) поставив проверяемые согласные в сильной позиции;.

г) подобрав синонимы.

27. Написание букв 3 и € в приставках на согласный зависит от:

а) глухости вши тонкости последующей согласной;

б) ударной или безударной позиции приставки;

в) наличия гласной после приставки;

г) значения приставки.

28. Написание слов президентг привилегия объясняется:

а) исключением их из правил написания;

б) происхождением данных слов от латинского языка;

в) общепринятым правилом написания приставок -пре и -при;

г) значением входящих в их состав приставок.

29. Мягкий разделительный знак пишется:

а) в корне слова перед Е, Ё, Ю, Я, И;

б) в любой части слова;

в) после приставок на согласный;

г) на стыке приставки и корня.

30. В словах шорох, крыжовник, капюшон после шипящих пишется -О, потому что:

а) это соответствует установленному правилу;

б) эти слова являются исключением;

в) написание их можно проверить ударением;

г) эти слова иноязычного происхождения.

31. В падежных окончаниях существительных 1-го скл. на -МЯ пишется окончание -И в:

а) именительном и винительном падежах;

б) предложном падеже;

в) творительном падеже;

г) родительном, дательном, предложном.

32. В суффиксах -чик (‘Щик) буква Ч пишется:

а) после букв Д, Т, 3, С, Ж;

б) после глухой согласной;

в) после звонкой согласной;

г) перед гласной.

33. Частица НЕ с существительными пишется раздельно, если:

а) слово можно заменить синонимом;

б) есть противопоставление с союзом А;

в) слово употребляется без НЕ;

г) это слово является исключением.

34. Мягкий знак на конце существительных пишется, если оно:

а) женского рода 3-го склонения;

б) мужского рода 2-го склонения;

в) среднего рода;

35. Если в предложении есть слова вовсе не, ничуть не, нисколько не, то с частицей НЕ раздельно пишутся:

а) имена существительные;

б) имена прилагательные;

г) причастия и деепричастия.

36. Суффикс Я в именах прилагательных пишется:

а) после гласных;

б) после согласных;

в) в словах-исключениях;

г) в качественных прилагательных, имеющих краткую форму.

37. Сложные прилагательные пишутся через дефис, если они образованы:

а) при помощи иноязычных приставок;

б) из сочетания слов, связанных как равноправные понятия;

в) от сочетания слов, связанных по способу подчинения;

г) из сочетания наречия и прилагательного.

38. В отрицательных местоимениях в приставках НИ-, НЕ- пишется буква И, если она:

а) стоит под ударением;

б) находится в безударной позиции;

в) стоит перед согласной;

г) стоит перед другой гласной,

39. Изменение глаголов по лицам и числам, называется:

40. Буква —Е в личных окончаниях глаголов пишется, если глаголы:

а) прошедшего времени;

б) совершенного вида;

41. В причастиях желанный, священный, данный пишется две буквы Н, так как:

а) в нем есть приставка;

б) эти слова являются исключениями;

в) при них имеются зависимые слова;

г) они являются краткими,

42. Буква Ё после шипящих пишется в суффиксах:

43. Если причастие в краткой форме, то частица НЕ пишется с ним:

г) не пишется вообще.

44. Б суффиксах причастий пишется одна буква Н, если:

а) в нем есть приставка; кроме приставки НЕ-;

. б) есть зависимые слова;

в) оно образовано от глагола несовершенного вида;

г) слово заканчивается на -оваиный (-еванный).

45. В суффиксах наречий пишется столько букв Н, сколько их в суффиксах:

46. На конце наречий пишется буква Л, если:

а) оно образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок ИЗ » ДО-, С-;

б) оно образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок В-, НА-, ЗА-;

в) это наречие сложное;

г) эта буква стоит под ударением.

47. Наречие пишется через дефис, если оно;

а) стоит в сравнительной степени;

в) образовано от существительного с предлогом;

г) принадлежит к разряду “отрицательных”.

48. Такие слова, как в течение, в продолжение, наподобие являются:

а) производными предлогами;

б) именами существительными;

г) именами прилагательными.

49. Союз — это служебная часть речи, которая:

а) связывает самостоятельные части речи со служебными;

б) главные члены предложения с второстепенными;

в) однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного;

г) не выполняет связующей роли.

50. Через дефис со словами пишутся частицы:

51. Частица НЕ относится к разряду:

52. Междометия от других слов отделяются:

а) точкой с запятой;

53. Все части речи делятся на:

а) главные и второстепенные;

б) значимые и незначимые;

в) самостоятельные, служебные и междометия;

г) самостоятельные и служебные.

54. Имена существительные имеют категории:

а) рода, числа, падежа;

б) спряжения, наклонения;

в) вида, склонения;

55. Существительные на

56. Такие существительные, как брюки, весы, часы, имеют форму:

а) только единственного числа;

б) единственного и множественного;

в) не имеют категорий числа;

г) только множественного числа.

57. Несклоняемыми существительными являются такие, которые:

а) имеют для всех падежей одну и ту же форму;

б) не имеют склонения;

в) не имеют рода и числа;

г) не являются членом предложения.

58. Имена прилагательные притяжательные отвечают на вопрос:

59. Имена числительные двое, трое, пятеро называются:

60. Глаголы, выражающие побуждение к действию, стоят:

а) в изъявительном наклонении;

в) в повелительном;

г) не имеют наклонения.

61. Изменение глаголов по лицам и числам называется:

62. Глаголы хотеть* бежать называются:

63. Причастия — это:

а) самостоятельная часть речи;

б) служебная часть речи;

в) особая форма глагола;

г) форма прилагательного.

64. Причастия образуются от:

65. Синтаксическая роль деепричастий:

66. Наречие изменяется, как:

г) не изменяется.

67. Производные предлоги образованы от:

а) самостоятельных частей речи;

б) служебных частей речи;

Похожее:  Внимание сектор Блиц 15 вопросов из интеллектуальной игры Что Где Когда

в) от тех и других частей речи;

г) не образованы от каких-либо частей речи.

68. Слова лаборант — лаборантша, секретарь — секретарша, различаются:

а) лексическим значением;

б) морфологическими признаками;

в) стилевой окраской;

г) синтаксической ролью. 1

69. Выражения: кусок сахару, бытъ в отпуску характерны для:

а) разговорного стиля;

б) публицистического стиля;

в) научного стиля;

г) официально-делового стиля.

70. У имен существительных не обладает большими стилистическими возможностями категория:

71. Возможность использования форм одного лица и числа для выражения значения другого у глаголов является результатом:

а) разного способа их образования;

б) богатой синонимии личных форм глаголов;

в) одинаковых морфологических признаков;

г) антонимичности их значений.

72. К стилистическим средствам морфологии относятся:

а) явления морфологической синонимии;

б) синонимия словосочетаний;

в) стилистическая роль суффиксов;

г) вариации порядка слов в предложении.

73. К постоянным морфологическим признакам имен существительных относится категория:

74. Сравнительную степень имеют имена прилагательные:

75. Краткая форма прилагательных в предложении употребляется, как:

76. Возвратное местоимение себя не имеет формы:

а) именительного^ падежа;

б) родительного падежа;

в) дательного падежа;

г) предложного падежа.

77. Личные местоимения 1-го и 2-го лица с предлогом ПО употребляются только в:

а) творительном падеже;

б) дательном падеже;

в) винительном падеже;

г) предложном падеже.

78. Словосочетания отличаются от предложения:

а) количеством слов;

б) способом употребления;

в) законченностью мысли одного из них;

г) грамматической связью слов.

79. Словосочетания строятся на основе:

а) сочинительной связи между словами;

б) подчинительной связи между словами;

в) характера главного слова;

г) смыслового вопроса.

80. Предложения делятся «на повествовательные, вопросительные, побудительные на основе:

а) цели высказывания;

б) соотношения главных и второстепенных членов;

в) количества грамматических основ;

г) эмоциональной окраски.

81. Предложения по наличию главных членов делятся на:

а) полные и неполные;

б) простые и сложные;

в) двусоставные и односоставные;

г) распространенные и нераспространенные.

82. Вводные слова и обращения:

а) являются главными членами предложения;

б) являются второстепенными предложениями;

в) могут быть теми и другими членами предложения;

г) не являются членами предложения.

83. Обособленные члены предложения выделяются на письме:

г) точками с запятой.

84. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения строятся в зависимости от:

а) количества входящих в него простых предложений;

б) вида союзов, связывающих простые предложения;

в) разновидности простых предложений;

г) формы сказуемых.

85. В сложноподчиненном предложении то предложение, к которому ставится вопрос, называется:

86. Простые предложения в составе сложноподчиненного связываются при помощи:

а) только подчинительных союзов;

б) только при помощи союзных слов;

в) союзов и союзных слов;

87. Придаточные предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются:

88. Подчинение, при котором все придаточные отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному в главном, называется:

89. В бессоюзном сложном предложении со значением причины между простыми предложениями ставится:

б) точка с запятой;

90. Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ставится, если смысловое отношение между его частями представляет собой:

Источник

Русский язык и культура речи тесты с ответами для студентов

1. Понятие языковой нормы характерно для

+ а) литературного языка,

2. Определите тип ошибки в словосочетании главный лейтмотив:

а) речевая недостаточность,

+ б) речевая избыточность,

в) семантическая ошибка.

3.Тест. Найдите предложение без грамматических ошибок.

а) Приедешь с Москвы – зайдешь.

+ б) Народ толпился у магазина с самого утра.

в) Это показалось мне наиболее интереснее.

4. Основная функция языка –

5. Нормам произношения посвящена

6. В каком слове перед звуком [э] произносится твердый согласный?

7. В каком слове допустимы два варианта ударения?

8. Какой глагол не имеет формы I лица настоящего/будущего времени?

9. Найдите нарушение в употреблении собирательных числительных.

б) пятеро учеников,

+ в) пятеро учениц.

10. Найдите нарушение в строении фразеологизма.

а) темна вода во облацех,

+ б) не робкой десятки,

в) не солоно хлебавши.

11. Не является синонимом к слову герой

Тест — 12. Укажите ошибочное словосочетание:

а) гармоничные отношения,

+ б) гармонический союз,

в) гармонический ряд.

13. Найдите предложение без грамматической ошибки.

+ а) Я по вас соскучился.

б) Я с тебя поражаюсь.

в) Я привез это с деревни.

14. Пример речевой избыточности –

а) фантастически безграмотный,

+ б) кавалькада всадников,

в) страшная катастрофа.

15. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее. Укажите верный вариант коррекции предложения.

+ а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.

б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.

в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

16. Молодая биологичка показала новую школьную мебель. Укажите неверный вариант исправления ошибки.

а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.

б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.

+ в) Молодая биологиня показала новую школьную мебель.

17. К официально-деловому стилю речи не относятся:

+ а) тезисы доклада для конференции,

б) милицейские протоколы,

в) справки об успеваемости.

18. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:

б) коричневые брови,

в) вороная грива.

19. Найдите ошибку в склонении числительных:

а) пятьюдесятью пятью,

б) пятьдесят пятому,

20. Найдите ошибку в употреблении существительного с предлогом.

а) по прибытии поезда,

+ б) по приезду домой,

в) по окончании сессии.

21. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для

в) научного стиля.

22. Найдите ошибку в образовании форм существительных:

а) несколько юнкеров,

23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

+ а) Открывая дверь, она легко скрипнула.

б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.

в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

24. Найдите предложение с ошибкой.

+ а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.

б) Он был не только двоечником, но и вруном.

в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Найдите предложение со стилистической ошибкой.

а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.

+ б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.

в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно

а) в официально-деловом,

+ в) художественном стиле.

27. Укажите ряд, в котором перечислены жанры публицистического стиля:

+ а) очерк, заметка, интервью,

б) инструкция, протокол, докладная,

в) реферат, монография, диссертация.

28 — Тест. Найдите предложение, в котором деепричастный оборот употреблен неверно.

а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.

+ б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.

в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

29. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения. Укажите оптимальный вариант коррекции.

Источник

Тест с ответами по теме: “Русский язык и культура речи”

1. Отметьте предложение, где деепричастный оборот употреблен неправильно:
а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.
б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.+
в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

Похожее:  Тест по истории Расцвет империи во II веке 5 класс

2. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения.
Определите оптимальный вариант коррекции:
а) В тексте используются однородные члены предложения.+
б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения.
в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.

3. Клише, стандартизованные конструкции характерны для:
а) публицистического стиля
б) научного стиля
в) официально-делового стиля+

4. Выберите пример речевой избыточности:
а) фантастически безграмотный,
б) кавалькада всадников,+
в) страшная катастрофа.

5. Отметьте ошибку в склонении числительных:
а) пятьюдесятью пятью,
б) пятьдесят пятому,
в) пятьсотым.+

6. Отметьте ошибку в употреблении существительного с предлогом:
а) по прибытии поезда,
б) по приезду домой,+
в) по окончании сессии.

7. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

8. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

9. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

10. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

11. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее.
Определите верный вариант коррекции предложения:
а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.+
б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.
в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

12. Молодая биологичка показала новую школьную мебель.
Определите неправильный вариант исправления ошибки:
а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.
б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.
в)Молодая биологиня показала новую школьную мебель.+

13. Что из данного не относится к официально-деловому стилю речи:
а) тезисы доклада для конференции,+
б) милицейские протоколы,
в) справки об успеваемости.

14. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:
а) карие пряди,+
б) коричневые брови,
в) вороная грива.

15. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

16. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

17. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для:
а) публицистического стиля+
б) официально-делового стиля
в) научного стиля

18.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

19. Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

20. Отметьте ошибку в образовании форм существительных:
а) несколько юнкеров,
б) новых чулков,+
в) пару носков.

21. Определите предложение с грамматической ошибкой:
а) Открывая дверь, она легко скрипнула.+
б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.
в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

22. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

23. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

24. Отметьте предложение, которое содержит ошибку:
а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.+
б) Он был не только двоечником, но и вруном.
в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Отметьте предложение со стилистической ошибкой:
а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.
б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.+
в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно:
а) в официально-деловом,
б) научном,
в) художественном стиле.+

27. Определите, где перечислены жанры публицистического стиля:
а) очерк, заметка, интервью,+
б) инструкция, протокол, докладная,
в) реферат, монография, диссертация.

28. Отметьте, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

29. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

30. Выберите предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

Источник

Тест с ответами: “Русский язык и культура речи”

10. Документ, адресованный руководителю учреждения и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте, называется:
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

11. Собирательные числительные сочетаются только с:
а) существительными общего рода +
б) прилагательными в превосходной степени
в) существительными особого рода

12. Собирательные числительные сочетаются только с:
а) прилагательными в превосходной степени
б) существительными, обозначающими группу лиц или животных +
в) существительными особого рода

13. Ошибки, наблюдающиеся в образовании форм слов, в построении словосочетаний и предложений, – это ошибки:
а) грамматические +
б) орфографические
в) стилистические

14. В оканчивающихся на -“метр” (километр, сантиметр и т.п.) сложных словах, ударение:
а) зависит от контекста
б) строго не фиксируется
в) всегда на последнем слоге +

15. Словосочетание, в котором допущена ошибка:
а) необладающий тактом +
б) уплатить неустойку
в) не дающий ответа

16. Использование диалектизмов, грубо-просторечных выражений, жаргонизмов допустимо в:
а) речи юристов
б) языке художественной литературы +
в) официально-деловой речи

17. Овладение … является лингвистическим условием логичности речи:
а) теорией аргументации
б) эвристикой
в) логикой изложения +

18. Выберите случай неправильного управления глаголов:
а) рассержен глупой выходкой
б) различать старые методы от новых +
в) рассердился на неуместную шутку

19. Синтез народно-разговорного языка и церковнославянского языка осуществил (укажите фамилию):
а) Ломоносов
б) Лермонтов
в) Пушкин +

20. Современный русский язык существует в нескольких формах, среди которых ведущую роль играет:
а) просторечие
б) литературный язык +
в) литературно-разговорный язык

21. При необходимости подчеркнуть факт совершения действия в документах употреблен … залог:
а) страдательный +
б) винительный
в) повелительный

22. Ошибки квалифицируются на:
а) лексические
б) пунктуационные +
в) стилистические

23. Ошибки квалифицируются на:
а) стилистические
б) лексические
в) орфографические +

24. Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, называется:
а) многословием
б) лексическими повторами +
в) тавтологией

25. Появляющиеся в результате нарушения правил правописания ошибки – это ошибки:
а) стилистические
б) грамматические
в) орфографические и пунктуационные +

26. Как пишется слово (в)припрыжку:
а) раздельно
б) слитно +
в) через дефис

27. Слова командированный и командировочный являются:
а) паронимами +
б) антонимами
в) синонимами

28. Неверно указано произношение слова:
а) свитер [тэ]
б) термос [тэ]
в) паштет [тэ] +

29. Речь городского малообразованного населения называется:
а) просторечие +
б) жаргон
в) диалект

30. Какое из следующих местоимений не является отрицательным:
а) ничто
б) некто +
в) никого

Источник