Сферы и звенья финансовой системы

3.3. Территориальные финансы

Территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий (совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий).

Территориальные финансы включают региональные бюджеты (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные), территориальные внебюджетные фонды; местные бюджеты (районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Это — финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, социальной политики, строительства и содержания дорог и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 3).

Рис. 3. Структура доходов территориальных бюджетов

Собственные доходы закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы — это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции предназначены для финансирования строго целевого мероприятия (реализации инвестиционного проекта). Фактически дотации и субвенции используются преимущественно в целях субсидирования хронически дефицитных региональных бюджетов.

Кредитные ресурсы — это средства, предоставляемые на основе платности и возвратности (на возвратной и возмездной основе).

Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые (региональные налоги и сборы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов) и неналоговые (доходы от имущества субъектов РФ, от платных услуг бюджетных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ).

Исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются: функционирование органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций в собственности субъектов РФ; обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; формирование госсобственности субъектов РФ; внешнеэкономические связи субъектов РФ; финансовая помощь местным бюджетам и пр.

Доходы местных бюджетов включают:

1) налоговые доходы (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; госпошлина);

2) доходы от использования и продажи муниципального имущества, от услуг муниципальных бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий).

Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:

— содержание органов местной власти, учреждений образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ и др;

— дорожное строительство и содержание дорог местного значения, транспортное обслуживание, реализация целевых муниципальных программ;

— обслуживание и погашение муниципального долга и пр.

Формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Социальный стандарт — это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Социальные нормы — это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Совместно бюджетами всех уровней финансируется правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность, мероприятия ГО и ЧС; охрана окружающей среды, социальная защита населения, государственная поддержка отраслей материального производства (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства); финансирование НИОКР, развитие рыночной инфраструктуры и пр.

Финансовые средства субъектов хозяйствования в составе местных финансов включают:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

2) финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые ими на финансирование социальной инфраструктуры (дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, базы отдыха, медучреждения предприятий).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

90. Организационная структура Центрального банка России: центральный аппарат, территориальные Главные управления, РКЦ

90. Организационная структура Центрального банка России: центральный аппарат, территориальные Главные управления, РКЦ Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему

Финансы

Финансы Государственные финансы Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям

Государственные финансы

Государственные финансы Честность сбора налогов можно обеспечить только прозрачностью трансакций людей. Чтобы каждый мог видеть доходы и расходы каждого, необходимо отказаться от наличных денег. Также важно развернуть мотивацию в такую сторону, чтобы людям хотелось

Пиринговые финансы

Пиринговые финансы Эмитентом денег в смысле прав требования может стать каждый член общества, имеющий достаточный кредит доверия. Деньги в смысле прав требования уже сейчас эмитируют все, кому не лень: купоны на скидки, ваучеры, бонусные карты, расписки, договора на

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ

12. Территориальные управления и расчетно-кассовые центры ЦБ РФ Статус территориальных учреждений ЦБ РФ определяется Положением «О территориальных учреждениях Банка России».Территориальное учреждение– обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на

Финансы по-исламски

Финансы по-исламски Абдель Рахман Абу Зейд ибн Мухаммед ибн Хальдун был выдающимся арабским мыслителем и экономистом конца ХIV – начала ХV века. Считается, что расцвет исламской философии и научной мысли приходится на куда более ранний период, до того, как в ХI—ХII веках,

Поведенческие финансы

Поведенческие финансы Всеобъемлющая идея этой книги заключается в том, что современные рациональные инвесторы вынуждены принимать логические решения и делать логически обоснованный выбор. Есть лишь одна проблема. Люди нерациональны. В последние несколько десятилетий

8. Государственные финансы

8. Государственные финансы Государственные финансы – сфера финансовой системы страны, т. е. это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и его использования.Специфическая часть государственных финансов – это

V. Финансы и инфляция

V. Финансы и инфляция После кризиса 1998 года и в условиях роста экспортных цен Россия демонстрирует быстрый рост экономики при положительных бюджетных и внешнеторговых балансах. Это ставит РФ и ее регионы в выгодное положение в региональной конкуренции, принося ей

Финансы

Финансы Я провожу четкую грань между финансовым отделом и бухгалтерией. Первый должен смотреть в будущее и думать о грядущих финансовых потребностях компании. Какой приток денежных средств и какие ресурсы нужны, чтобы финансировать реализацию наших планов?Главная

Глава 16 Финансы

Глава 16 Финансы Цифры лишь отражают последствия принимаемых вами решений. Как упростить работу с цифрами и финансовыми формами Большинство предпринимателей делятся на две категории: на тех, кто очарован цифрами, и на тех, кто их боится. Если вы принадлежите к первой

Глава 11 Финансы

Глава 11 Финансы Данная глава посвящена финансовым и бухгалтерским методам, обеспечивающим эффективное управление и максимизацию денежных поступлений от хозяйственной деятельности. Она разделена на две основные части, дающие представление о составных элементах

Финансы

Финансы Несмотря на то что мы работаем для того, чтобы жить (хотя некоторые из нас могут похвастаться тем, что они живут для того, чтобы работать), мы не всегда хорошо управляем своими финансами. А следовало бы.Когда вы контролируете свои расходы и принимаете ответственные

Источник

Сферы финансовой системы

Финансовая система представляет собой совокупность различных фондов, управляющих наличными и безналичными финансовыми ресурсами. Денежные средства находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов, финансовых институтов и домохозяйств. В процессе финансовой деятельности государство образует, перераспределяет и использует денежные средства. Государственные системы имеют разную структуру, но обладают общим признаком – наличием фондов финансовых ресурсов.

Сферы и звенья финансовой системы

Система финансов формируется из нескольких сфер или направлений финансовых отношений. Сферы по-своему формируют денежные средства, используют их и играют свою роль в общественной жизни.

Рассмотрим структуру финансовой системы РФ. По типу денежных отношений систему российских финансов можно поделить на следующие направления:

  • государственные финансы федерального, регионального и местного уровня
  • капитал экономических субъектов, компаний коммерческого и некоммерческого сектора, предприятий из различных секторов экономики
  • финансы банковско-кредитных организаций
  • капитал фондового рынка
  • государственные и частные фонды страхования
  • финансы домохозяйств

По типу фондов можно выделить две сферы финансов:

  • централизованные – это бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, увязанные с конкретной территорией (ресурсы государства или муниципалитетов)
  • децентрализованные – это финансы юридических и физических лиц, отраслевых, межотраслевых фондов (формируются из оборота некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств)

Каждая сфера (централизованная и децентрализованная) состоит из звеньев или составных элементов. Например, общегосударственная сфера включает в себя такие звенья как: федеральный бюджет, внебюджетные фонды, госкредит, финансы унитарных предприятий.

Сферы финансовой системы

Субъекты финансовой системы

Отношения в сфере финансов имеют распределительный характер. Распределение стоимости в первую очередь осуществляется субъектами. Поскольку субъекты выполняют главную роль в общественном производстве, они служат первым критерием для классификации отношений в сфере финансов. В связи с этим выделяют три крупные сферы: финансовые ресурсы предприятий, страховые организации и госфинансы.

Субъекты осуществляют формирование целевых фондов с учетом роли, которую они выполняют в общественном производстве: прямое участие, страховая защита или госрегулирование. Сфера деятельности напрямую влияет на состав и назначение целевых фондов. Каждая из вышеперечисленных сфер содержит звенья, которые группируются с учетом деятельности субъекта.

Финансовая сфера компаний и

  • финансовые ресурсы
  • коммерческого сектора
  • финансы некоммерческих учреждений
  • финансовые ресурсы
  • общественных объединений

Выделяют следующие типы страхования:

  • социальное
  • имущественное и личное
  • страховка ответственности
  • страхование рисков в бизнесе
  • госбюджет
  • внебюджетные фонды
  • госкредит
Похожее:  Общие и специальные вопросы Комплекс упражнений учебно методический материал по иностранному языку 3 класс по теме

Сферы и звенья взаимосвязаны, в совокупности формируют единую финансовую систему. Звенья осуществляют обслуживание процессов распределения на внутрихозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом или межтерриториальном уровне.

Основные сферы финансовой системы

Система денежных отношений страны включает в себя две основные сферы финансов, играющие разную роль в общественной жизни. Рассмотрим особенности финансовых сфер.

Централизованная сфера

Централизованная финансовая сфера включает в себя бюджеты, внебюджетные, кредитные и страховые фонды, имеющие территориальную привязку. Публичные финансы представлены 3-х уровневой бюджетной системой. Госфинансы формируются из налоговых, таможенных и прочих взносов, доходов от размещения государственных ЦБ, от реализации ГЦБ, от реализации государственной собственности или от сдачи ее в аренду.

Основная роль отводится федеральному бюджету, обеспечивающему финансирование решений общенациональных задач. Через федеральный бюджет перераспределяется ВВП и НД страны. В состав бюджета входят целевые фонды, а внебюджетные фонды являются независимым звеном. На сегодняшний день в государстве существует три внебюджетных фондовых звена:

  • фонд соцстрахования
  • фонд ОМС
  • пенсионный фонд

Фонды имеют целевое назначение, предназначены для оказания социальных услуг населению, гарантируют конституционные права граждан.

Децентрализованные финансы

К децентрализованной сфере относят оборот некоммерческих, коммерческих организаций, производственных предприятий и домашних хозяйств населения. Финансы корпораций и организаций являются важным элементом денежной системы РФ. Это совокупность финансовых отношений между субъектами, формирующихся в процессе использования доходов.

Децентрализованные звенья выполняют две основные задачи:

  • распределительная функция – распределение стоимости общественного, национального дохода, в процессе деятельности предприятие получает выручку и возмещает израсходованные средства производства;
  • контрольная функция предполагает контроль финансового состояния компаний, отраслей и национальной экономики с помощью анализа прибыли, рентабельности.

Контрольная функция реализуется с помощью мониторинга денежных потоков, контроля над соблюдением структуры фондов, регулярных проверок по применению финансовых ресурсов. Процесс распределения осуществляется на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, компаний и производственных коллективов. Децентрализованные финансы служат важным инструментом управления, стимулирования и контроля экономики страны.

Государственная сфера финансовой системы РФ

Центральным элементом системы денежных отношений являются государственные финансы. Это сфера формирования, перераспределения, применения фондов государства, муниципальных субъектов, которые используют финансовые ресурсы для решения общественных функций и задач. Государство распределяет бюджетные поступления между субъектами РФ, муниципальными округами, экономическими отраслями, сферами производства, гражданами.

Сферы финансовой системы

Упрощенно схему структуры финансовой системы РФ представляют в виде двух уровней:

  • главное звено (госфинансы, финансовые ресурсы коммерческих компаний, организаций, хозяйств населения)
  • вспомогательные звенья (ресурсы банковских, кредитных компаний, страховых организаций и участников фондового рынка)

Систему финансов РФ представляют в виде институциональной структуры, включающей в себя три различных уровня.

Уровень хозяйствующих субъектов

  1. Госдума.
  2. Совет Федерации.
  3. Минфин РФ (Федеральное казначейство, ФНС, ФССН, Службы по бюджетному надзору и мониторингу).
  4. Центробанк.
  5. Счетная палата.
  6. Таможенная служба.
  7. Служба по финансам и рынкам.
  8. Правления внебюджетных фондов.
  1. Местные комиссии по бюджету и финансам.
  2. Департаменты финансов.
  3. Контрольный аппарат Минфина.
  4. Отделения казначейства.
  5. Управления Центробанка.
  6. Районные ФНС.
  7. Счетные комиссии.
  8. Городские таможни.
  1. Финансовые отделы.
  2. Дирекции по финансам.
  3. Департаменты.

Звенья финансово-кредитной системы

  1. Госбюджет – это государственный финансовый план по силе равный законодательным актам. Он утверждается Федеральным Собранием РФ, является главным планом страны по распределению финансовых ресурсов и инструментом воздействия на сферы общественной жизни. Цель госбюджета – это поддержание функционирования государства. Бюджет формируется из поступлений от субъектов экономики и других специфических платежей. К бюджетным расходам относят вложения в различные мероприятия, финансирование государственной системы.
  2. Госкредитование – это система денежных отношений, в процессе которых мобилизуются свободные средства бюджетов, населения и используются на условиях возвратности.
  3. Фонды страхования позволяют возмещать убытки, возникающие в результате форс-мажорных обстоятельств.
  4. Фондовый рынок – это уникальный вид денежных отношений, формирующихся в процессе купли-продажи ценных бумаг, финансовых инструментов и активов. Фондовый рынок позволяет перемещать капиталы отрасли с более высокой доходностью.

Таким образом, система госфинансов представляет собой широкую сеть органов и учреждений, которые осуществляют государственную деятельность в сфере финансов. Данную систему возглавляет Минфин РФ, руководящий всеми финансами в стране.

Органы управления финансовой системой

Управление финансовыми ресурсами осуществляют многочисленные органы власти.

Администрация Президента РФ

Подписание бюджетного плана, постановка целей, задач денежной политики, использование право вето на финансовые законодательные акты и проекты

Утверждение федерального бюджета, налоговых ставок, сборов, выплат, финансовых законодательных актов

Минфин реализует финансовую политику, организует, направляет работу исполнительных органов, разрабатывает федеральный бюджетный план, законодательные акты в целях регулирования финансовых отношений и т.д.

Налоговые и таможенные органы контролируют достоверность расчета, полноту внесения налоговых, таможенных сборов и других платежей

ФС по финансовым рынкам

Контроль участников и субъектов фондового рынка в целях увеличения перечислений в бюджетный фонд

Реализует денежно-кредитную и финансовую государственную политику, отвечает за исполнение бюджета, контролирует работу банков, финансово-кредитных компаний, микрофинансовых организаций

Контроль надо соблюдением финансового законодательства и перемещением денежных ресурсов

Все общественные отношения, сформированные в финансовой сфере, контролируются государственными органами.

Характеристика сфер финансовой системы РФ

Исторически сложилось, что страны подразделяют на две группы по типу финансовой системы:

  • государства, где финансовая сфера основана на банках (Япония, некоторые страны ЕС)
  • страны с системой, базирующейся на фондовых рынках (США, Великобритания, Австралия, Сингапур)

Данное разделение является условным, так как оба типа систем постепенно сближаются. Классификация стран на два типа позволяет увидеть за счет, каких источников финансируется реальный экономический сектор: банковских кредитов или ценных бумаг. Для установления типа финансовой системы эксперты опираются на 4 фактора:

  • структура собственности
  • уровень защиты прав акционеров
  • готовностью граждан страны к риску
  • сила вмешательства правительства в экономическую жизнь

Считается, что чем меньше государство вмешивается в экономику, тем больше объем фондового рынка, свободнее оборот ценных бумаг. Участие государственных институтов в распределении денег ограничивает фондовый рынок.

Для оценки финансовой системы РФ можно использовать следующие характеристики:

  • повышенная ставка рефинансирования, кредитование наиболее доступно для субъектов из сфер экономики с высокой рентабельностью
  • высокая степень концентрации капиталов
  • финансовые ресурсы, представленные банковскими компаниями, используются по большей части для обслуживания кратковременных операций
  • большая доля бартерных сделок – фактор, урезающий деятельность финансовой сферы
  • отложенный спрос граждан в виде кредита с отрицательной ставкой
  • отсутствует сильная законодательная защита вложений в ценные бумаги, поэтому только 0,3% населения готово инвестировать в акции

Основной проблемой развития системы финансовых ресурсов РФ является то, что государственные структуры и крупные предприниматели не поддерживают друг друга. Без содействия государства бизнес не может оживить экономическую и финансовую систему.

В сфере укрепления кредитно-финансового сектора для государства существует ряд возможностей. Одним из основных источников финансовых ресурсов для банков, фондового рынка и экономики могут стать сбережения граждан. В связи с этим повышение уровня доходов населения является важной государственной задачей. Этому будет способствовать понижение налогов на доходы. Эксперты рекомендуют проводить снижение налогов, а не перераспределение с граждан на компании реального экономического сектора.

Повышение привлекательности депозитов, вкладов за счет повышения эффективности государственного страхования позволит привлечь доходы населения в банки. Кроме того, требуется совершенствование нормативной базы: внесение изменений в концепцию защиты инвесторов, совершенствование правил торговли на фондовом рынке.

Цели финансовой системы и ее сфер

Главной целью современной финансовой системы РФ является формирование условий, при которых будет осуществляться производство национального продукта при полной занятости и низком значении инфляции. Это и есть обеспечение макроэкономической стабильности.

Для достижения данной цели российская система финансов должна решить следующие задачи:

  • повышение эффективности обмена товаров и услуг
  • создание капитала в объеме, соответствующем экономическим потребностям экономики
  • превращение потребностей в реальные блага

Принципы функционирования финансовой системы

Базой для организации системы государственных финансов являются следующие принципы:

Источник



Территориальные финансы решают вопросы финансирования

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.
Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.)

Похожее:  Различные способы решения задач и различные формы записи решения

Источник

Тест по предмету «Бюджетная система Российской Федерации» с ответами

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Бюджетная система — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организационные принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 2. Бюджетная система РФ состоит из:

  • двух уровней;
  • одного уровня;
  • трех уровней;
  • четырех уровней.

Вопрос 3. Бюджетная система ФРГ является:

  • конфедеративной;
  • унитарной;
  • федеративной.

Вопрос 4. Бюджетное устройство — это:

  • деятельность органов власти по составлению проекта, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета;
  • организация и принципы построения бюджетной системы;
  • совокупность действующих на территории страны бюджетов и внебюджетных фондов;
  • совокупность юридических норм, определяющих бюджетный процесс.

Вопрос 5. Бюджетный процесс в развитых странах имеет:

  • две стадии – рассмотрение и утверждение бюджета;
  • одну стадию — утверждение;
  • три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета;
  • четыре стадии – составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета.

Вопрос 6. В какой внебюджетный фонд предприятия должны выплачивать два страховых взноса рассчитанных по различным ставкам?

  • социального страхования;
  • такого фонда здесь не указано;
  • территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Вопрос 7. В какой форме может формироваться и использоваться страховой фонд?

  • пенсионный фонд;
  • резервный фонд страховщика;
  • фонд материального стимулирования;
  • фонд накопления предприятия.

Вопрос 8. В каком документе определены предельные размеры внутреннего долга РФ на текущий год?

  • в законе о федеральном бюджете на текущий год;
  • в инструкции Минфина;
  • в постановлении правительства;
  • в Указе Президента.

Вопрос 9. В функции Министерства финансов входит:

  • исчисление, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей;
  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью осуществление организационной, методической и практической работы по составлению и исполнению бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • утверждение отчета об исполнении бюджета.

Вопрос 10. Внебюджетные фонды развитых стран – это:

  • амортизационные фонды предприятий;
  • благотворительные фонды;
  • общегосударственные и территориальные специальные целевые фонды;
  • фонды малых и средних предприятий;

Вопрос 11. Военные расходы развитые страны финансируют:

  • из благотворительных фондов;
  • из госбюджета;
  • из фондов социального обеспечения.

Вопрос 12. Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • консолидированный бюджет;
  • местные бюджеты;
  • региональные бюджеты;
  • федеральный бюджет.

Вопрос 13. Доходы федерального бюджета являются частью:

  • внебюджетных фондов;
  • децентрализованных финансов;
  • территориальных бюджетов;
  • централизованных финансов.

Вопрос 14. Единая бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении:

  • бюджетов всех уровней;
  • только местных бюджетов;
  • только региональных бюджетов;
  • только федерального бюджета.

Вопрос 15. За счет чего мобилизуются заемные средства РФ на внутреннем рынке в настоящее время?

  • получения кредитов ЦБ РФ;
  • получения налоговых кредитов;
  • размещения акций;
  • размещения долговых ценных бумаг.

Вопрос 16. Из какого бюджета осуществляются расходы на национальную оборону?

  • из всех бюджетов;
  • из местных бюджетов;
  • из региональных бюджетов;
  • из федерального бюджета.

Вопрос 17. К какой из классификаций федерального бюджета относится раздел «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность»?

  • ведомственная;
  • воспроизводственная;
  • функциональная;
  • экономическая.

Вопрос 18. К какой системе внебюджетные фонды отнесены в Бюджетном кодексе?

  • к бюджетной;
  • к денежной;
  • к кредитной;
  • к распределительной.

Вопрос 19. Какая организация составляет проект бюджета внебюджетных фондов?

  • Министерство экономического развития и торговли;
  • Минфин;
  • Органы управления этих фондов;
  • Правительство.

Вопрос 20. Какие функциональные расходы преобладают в Федеральном бюджете РФ?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на национальную оборону;
  • расходы на образование;
  • расходы на охрану окружающей среды.

Вопрос 21. Какие вопросы решаются при рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального бюджета в первом чтении?

  • основные характеристики федерального бюджета;
  • принятие закона о федеральном бюджете в целом;
  • распределение расходов по министерствам и ведомствам;
  • распределение расходов по подразделам функциональной классификации.

Вопрос 22. Какие задачи позволяет решить рынок государственных ценных бумаг?

  • привлечение инвестиций в промышленность;
  • развитие фондового рынка;
  • размещение свободных денежных средств государства;
  • финансирование бюджетного дефицита.

Вопрос 23. Какие из ниже названных средств могут предоставляться из бюджета на возвратной основе?

  • бюджетные кредиты;
  • дотации;
  • субвенции;
  • субсидии.

Вопрос 24. Какие из перечисленных функций выполняют внебюджетные фонды?

  • распределительную;
  • создание кредитных орудий обращения;
  • статистическую;
  • учетную.

Вопрос 25. Какие из перечисленных функций выполняет государственный кредит?

  • поощрительную;
  • распределительную;
  • стабилизационную;
  • формирования доходов бюджета.

Вопрос 26. Какие методы финансирования дефицита бюджета являются внешними?

  • выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке;
  • доходы от приватизации государственного имущества;
  • кредиты международных финансово-кредитных институтов;
  • эмиссия денег.

Вопрос 27. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансово-кредитных организаций;
  • налоговые поступления;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 28. Какие поступления преобладают в доходах федерального бюджета РФ?

  • займы населения;
  • кредиты международных финансовых организаций;
  • налоговые доходы;
  • неналоговые доходы.

Вопрос 29. Какие расходы обеспечивают сбалансированное функционирование бюджетной системы?

  • расходы на культуру, искусство, СМИ;
  • расходы на охрану окружающей среды;
  • расходы на сельское хозяйство;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней.

Вопрос 30. Какие расходы финансируются из Пенсионного фонда?

  • выплата трудовых пенсий;
  • пособия в связи с болезнью;
  • пособия в связи с рождением ребенка;
  • пособия лицам, потерявшим работу.

Вопрос 31. Какие функции выполняет бюджет государства?

  • наблюдательную функцию
  • перераспределение национального дохода;
  • предупредительную функцию;
  • статистическую функцию.

Вопрос 32. Каким документом регулируется размер дефицита федерального бюджета?

Источник

Территориальные финансы решают вопросы финансирования

Финансы в силу выполняемых функций (распределительной и контрольной) являются инструментом воздействия на социально-экономические процессы, протекающие в обществе, тем самым влияя на развитие страны и отдельных территорий ее образующих. Стоит отметить, что категория «финансы» исследуется на протяжении нескольких столетий, меняя свое содержание. Во всем многообразии учебной и научной литературы по вопросу сущности термина «финансы» до сих пор отсутствует единство мнений. Первоначально, в XIII-XV вв. он обозначал денежный платеж, а с XVI по XIX в. финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием [13]. В настоящее время, большинство авторов под финансами понимают совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических и социальных задач [13]. В данном определении авторы упускают категорию муниципальных финансов для упрощения отражения участия финансов в процессе распределения, затем, трактуя распределительный характер через формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований.

В настоящее время категорию финансов рассматривают с точки зрения различных субъектов, как правило, государства, региона, муниципалитетов, предприятий и организаций, домашних хозяйств. И, если при рассмотрении сущности финансов, различные авторы и приходят к некоему консенсусу, определяя их характерные черты (денежный и распределительных характер, совокупность отношений), то при рассмотрении строения финансовой системы мнения различных авторов расходятся по ряду существенных аспектов.

Финансовую систему можно рассматривать двояко: с точки зрения совокупности организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, выделяя при этом сферы, звенья и элементы; а также, с точки зрения финансовой инфраструктуры, как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению [12].

Классифицируя сферы и звенья финансовой системы, некоторые авторы учебной литературы, например Загородников С.В., Лушин С.И., Слепов В.А., Ковалев В.В., Ковалева Т.М., Кузнецова Е.И., Поляк Г.Б., Самсонов Н.Ф. и др., в качестве классификационного признака выбирают степень централизации финансов (централизованные финансы, как правило, представлены государственными и муниципальными; а децентрализованные финансы, как правило, финансами предприятий и организаций и финансами домашних хозяйств). Ряд авторов (Шуляк П.Н., Белотелова Н.П., Федулова С.Ф., Романовский М.В., Врублевский О.В., Сабанти Б.М., Грязнова А.Г., Лупей Н.А., Соболев В.И. и др.) используют такой классификационный признак, как роль субъекта в общественном воспроизводстве, деля финансовую систему на следующие сферы: финансы субъектов хозяйствования, а также государственные и муниципальные (местные) финансы. Стоит отметить, что не все авторы в состав финансовой системы включают финансы домашних хозяйств, мотивируя тем, что они не участвуют в экономическом процессе воспроизводства. В качестве элементов финансовой системы, определяемых лишь отдельными авторами, выступают фонды страхования, финансы страховой сферы, страховой рынок страхование, кредитование, фондовый рынок и другие.

Дискуссионным является вопрос о выделении соответствующих звеньев в сфере централизованных финансов. В современной учебной литературе на этот счет существует несколько точек зрения: ряд авторов (Романовский М.В., Врублевский О.В., Сабанти Б.М., Лупей Н.А., Соболев В.И., Ковалев В.В., Шуляк П.Н., Федулова С.Ф. и др.) относят к централизованным финансам государственные и муниципальные (местные) финансы; другие авторы (Балобанов А.И., Балобанов И.Т.) определяют в системе централизованных финансов общегосударственные и территориальные финансы; авторы Вахрин П.И. и Нешитой А.С. дают централизованным финансам общее наименование общегосударственных финансов, подразумевая, в том числе, и местный бюджет; аналогичным образом поступают и авторы учебника под редакцией И.Д. Мацкуляка [8]. Кроме отмеченных точек зрения в учебной литературе существуют понятия «публичные» финансы (Барулин С.В. [3]), «государственные финансы (Бобошко Н.М., Проява С.М. [4]), «финансы государства» (Галицкая С.В., Владимиров М.П. и др. [6; 7]).

Похожее:  Интервью с кадастровым инженером

Общими чертами всех вышеперечисленных трактовок является то, что авторы, так или иначе, говорят о бюджетной системе РФ и ее уровнях; большинство авторов включают в подсистему централизованных финансов государственный кредит. Терминология, используемая авторами разнообразна, даже при тождественном наполнении (например, «государственные финансы» и «финансы государства»).

Продолжая вопросы терминологии в части определения сфер и звеньев финансовой системы, хотелось бы отметить еще один проблемный вопрос. В учебной и научной литературе используются термины «территориальные финансы», «муниципальные (местные) финансы» и «финансы муниципального образования», при этом два последних, как правило, рассматриваются в качестве тождественных. Считаем, что данные понятия идентифицировать не верно; их можно рассматривать и соотносить друг с другом как целое и его часть. Начнем с понятия «территориальные финансы».

Единства мнений здесь, также, не наблюдается. Авторы Бабич А.М. и Павлова Л.Н. подразумевают под территориальными финансами региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) в совокупности с муниципальными (местными) финансами, считая характерной чертой то, что они реализуются в рамках субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками [1]. При этом под финансами субъектов РФ ими понимаются средства бюджета субъекта РФ; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта; а также другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта. Авторы отмечают, что в широком смысле финансы субъекта Федерации включают и консолидированный бюджет субъекта, т.е. в том числе и местные бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории указанного субъекта. Муниципальные финансы определяются по аналогии с региональными, включая в свой состав средства местного бюджета; государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления; а также другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. При этом муниципальные финансы определены как совокупность экономических отношений, одним из участников которых является орган местного самоуправления, складывающихся по поводу образования и использования средств местного бюджета и местных внебюджетных фондов в интересах населения конкретного муниципального образования, и организуемых муниципальными финансово-кредитными институтами.

Можно сделать вывод, что в соответствии с одной из точек зрения трактовка понятия «территориальные финансы» объединяет в себе региональные и муниципальные финансы, акцентируя внимание на централизованных финансах, в том числе бюджетной системе.

Другой точки зрения придерживается Поляк Г.Б. [14], понимая территориальные финансы как систему экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Значимо, что указанный автор в состав территориальных финансов кроме территориальных бюджетов (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) включает и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей, разделяя при этом финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности и финансовые ресурсы иных предприятий, фирм, организаций. Автор акцентирует внимание на том, что территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Схожей точки зрения придерживаются авторы Мацкуляк И.Д., Быстряков А.Я. и Ларина С.Е. [8], трактуя территориальные финансы как совокупность региональных и местных (муниципальных) финансов, финансов предприятий (организаций) и финансов населения, используемых для удовлетворения территориальных потребностей. Указанные авторы определяют территориальные финансы как систему экономических отношений между бюджетами различного уровня, а также хозяйствующими субъектами, складывающаяся с учетом государственно-бюджетного устройства, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход для экономического и социального развития территорий. Главной составной частью территориальных финансов авторы считают региональные финансы, включающие региональные бюджеты (бюджеты республик, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городских округов, городских и сельских поселений) и региональные внебюджетные фонды. Исследуя проблему территориальных финансов, авторы дают определение муниципальным (местным) финансам, трактуя их как совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения. При этом в систему муниципальных финансов включаются средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, финансы самостоятельных хозяйствующих субъектов муниципального образования: муниципальных унитарных предприятий, предприятий и организаций других форм собственности, финансы населения, направляемые на развитие территории.

Последняя точка зрения позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время среди авторов научной и учебной литературы отсутствует единое мнение о трактовке такого понятия, как муниципальные (местные) финансы. Большинство авторов, в том числе и Белоножко М.Л. и Скифская А.Л. [9] рассматривают муниципальные (местные финансы) как совокупность денежных отношений по поводу формирования и исполнения местных бюджетов. Данное понимание полностью совпадает с местным уровнем бюджетной системы.

Не отрицая точки зрения авторов, отождествляющих муниципальные финансы с уровнем бюджетной системы, считаем, что это лишь часть категории называемой «финансы муниципального образования», как раз и включающей в себя и местные бюджеты, и финансы хозяйствующих субъектов, и финансов домохозяйств, направленных на социально-экономическое развитие муниципального образования. По аналогии, можно определить и состав финансов региона, а также финансов государства. Значимыми признаками в данном понимании являются: территориальность и необходимость решения поставленных задач (компетенция и возложенные полномочия). Фактически, речь идет о трактовке финансовой системы с точки зрения уровня публичной власти: государство, регион и муниципальное образование. Исходя из тех задач, которые стоят перед соответствующим уровнем власти.

Уровень муниципального управления наиболее приближен к населению и является ключевым в системе публичной власти [2]. Решение задач, возложенных на местный уровень власти, требует соответствующей экономической, в том числе финансовой, основы, а в условиях ограниченности ресурсов, предъявляет повышенные требования к ее рациональному и эффективному использованию. В первую очередь, в данном контексте, обычно говорят о сбалансированности местного бюджета, о необходимости обеспечения и расширения собственных источников доходов, как налоговых, так и неналоговых. Как правило, ряд авторов дают перечень общих рекомендации по улучшению финансового положения территорий; ряд авторов концентрируют свое внимание на конкретных инструментах финансово-экономического характера, позволяющих эффективно использовать и возобновлять имеющиеся ресурсы территорий, например, исследуя институт платности природопользования, который в России состоит из двух видов платежей – за право пользоваться природными ресурсами (экологические налоги и сборы: на добычу полезных ископаемых, водный, земельный, сборы за пользование объектами животного мира и т.д.), а также за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) [5, с. 28-30]. При этом обосновывая очевидную необходимость реформирования механизма реализации принципа платности природопользования в России [15, с. 265], что наряду с другими уровнями, неизбежно, затрагивает и финансы муниципальных образований.

Финансовые ресурсы муниципального образования (исходя из трактовки финансов муниципального образования, приведенной выше) представляют собой денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении субъектов хозяйствования или органов местного самоуправления и используемые ими для решения вопросов местного значения (или иных возложенных полномочий) в целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования и повышение качества жизни проживающего на его территории населения.

Актуальным является и вопрос о выборе соответствующего финансового механизма, применяемого для поставленных перед местным уровнем власти задач. Как известно, политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и своя функция: первый сектор – власть (функция власти, политическая функция); второй сектор – бизнес (хозяйственная функция); третий сектор – гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Особенность местного уровня состоит в том, что оно (единственное в системе органов публичной власти) выполняет в равной мере все три перечисленные функции. [11] Выбираемый механизм при выполнении хозяйственной функции может различаться, в том числе, например, от избранного способа решения задач местного самоуправления, который может быть следующим [10]: привлечение частных хозяйствующих субъектов для предоставления муниципальных услуг; механизмы частно-публичного партнерства; организация межмуниципальной хозяйственной кооперации путем заключения межмуниципальных соглашений и создания межмуниципальных хозяйственных обществ; создание собственных хозяйствующих субъектов в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах и участие в хозяйствующих субъектах смешанной формы собственности; заключение гражданско-правовых договоров с хозяйствующими субъектами иных публично-правовых образований (других муниципальных образований – поселений, муниципальных районов и городских округов, а в отдельных случаях – и государственными хозяйствующими субъектами, оказывающими соответствующие услуги (работы)); заключение и исполнение соглашений о делегировании (в т.ч. взаимном) полномочий по решению вопросов местного значения между различными типами муниципальных образований.

Стоит отметить, что в условиях реформы местного самоуправления, в условиях все большей централизации финансовых ресурсов государства, исследование финансов муниципальных образований, в том числе взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающие в процессе функционирования и взаимодействия различных звеньев финансовой системы муниципальных образований, является как никогда актуальным. При этом востребованным является не только исследование и формирование понятийно-терминологического аппарата, разработка методологической основы функционирования и взаимодействия различных звеньев финансовой системы муниципальных образований; исследование и разработка организационного механизма управления финансовой системой муниципального образования; но и выработка научно-обоснованных практических рекомендаций, направленных на повышение финансовой обеспеченности муниципальных образований и эффективности муниципального хозяйства.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-01264.

Источник