Шаг 3 Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

БЛАНКИ

    о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (/akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Похожее:  Наследие царского laquo прижима raquo

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

Источник

Важные моменты при проведении специальной оценки условий труда

Специалистам кадровых служб ежедневно приходится решать непростые вопросы, соблюдать предусмотренные законом процедуры, оформлять многочисленные документы. И каждому порой хочется убедиться в том, что он все сделал правильно, ни о чем не забыл в спешке или переключившись на другие важные дела.

Проведением специальной оценки условий труда занимается отдел охраны труда, но и кадровая служба решает проблемы спецоценки. Напомним основные моменты ее проведения, с тем чтобы вы могли быстро проверить, все ли сделано правильно и в срок.

Каждый работник имеет право на работу в безопасных условиях, поэтому работодатели должны проверять, каким образом воздействуют на сотрудников вредные и опасные факторы производственной среды. С 1 января 2014 г. работодатели столкнулись с необходимостью проведения для этих целей специальной оценки условий труда (СОУТ). С момента вступления этого нововведения в законную силу прошло уже чуть больше полутора лет, но в практике его применения не перестают возникать трудности.

От результатов спецоценки зависит уровень гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работникам, чьи рабочие места признаны вредными (опасными). Также от итогов СОУТ зависят размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые зависят от установленных классов условий труда.

За непроведение спецоценки, как и за нарушение порядка ее проведения, работодатель и должностные лица компании могут быть привлечены к административной ответственности.

Участие кадровика в подготовке к про ведению СОУТ

Нормативная база

  • Статьи 92, 117, 210, 212, 217, 356, 357 Трудового кодекса РФ.
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).
  • Постановление Правительства РФ от 14.04.2014 № 290 «Об утверж дении перечня рабочих мест в организациях, осуще ствляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».
  • Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению».

Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям

Если допустимые условия труда работника были продекларированы, необходимость проведения медосмотра в данном случае может быть обусловлена не работой с вредными и (или) опасными условиями труда, а, например, работой, связанной с движением транспорта или работой в организациях пищевой промышленности, общепита и торговли, медицинских организаций и детских учреждений и др. (ст. 213 ТК РФ). Кроме того, существуют иные законы, устанавливающие необходимость проведения медицинских осмотров.

Действия работодателя по проведению СОУТ

Издать приказ, которым утверждается состав комиссии. Комиссия несет ответственность за качество СОУТ. В нее входит нечетное количество человек:

  • специалист по охране труда;
  • представители отдела кадров, профсоюзной организации (при ее наличии) и др. Возглавляет комиссию представитель работодателя.

Принять локальный нормативный акт, регулирующий процедуру СОУТ, в котором:

  • четко разграничить обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового подразделения;
  • закрепить конкретные обязанности кадровиков в части спецоценки.

Внести изменения в локальные нормативные акты о защите персональных данных. Информация, касающаяся СОУТ, является персональными данными.

Ознакомление работников с результатами СОУТ

Нормативная база

Использование результатов исследований вредных производственных факторов для СОУТ

Ответственность за нарушение порядка проведения СОУТ или ее непроведение

До 1 ЯНВАРЯ 2015 Г. С 1 ЯНВАРЯ 2015 Г.
Административный штраф на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридические лица – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Организациям может грозить штраф от 60 тыс. до 80 тыс. руб., а при повторном нарушении – штраф для должностных лиц от 30 тыс. до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, а для юридических лиц – штраф от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Внеплановая СОУТ

Внеплановую СОУТ можно и не проводить, если условия труда остались прежними, а изменилось только название должности, например: была должность «кассир», а стала «старший кассир», но объем работы тот же; или отдел продаж раньше был в структуре главного управления, а теперь входит в маркетинговую службу с сохранением названий должностей и профессий.

Источник



Итоги спецоценки: договариваемся с работником

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 19 сентября 2014 г.

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Если вы провели спецоценку условий труда на рабочих местах, то обязаны ознакомить работников с ее результатами, а также отразить их в трудовых договорах с работникамип. 4 ч. 2 ст. 4 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ); ст. 57 ТК РФ.

При заключении трудовых договоров с новыми работниками пункт об условиях труда надо включать в договор сразу. А как быть с теми сотрудниками, которые трудились у вас до проведения спецоценки?

Условия труда

В трудовом договоре обязательно указываются условия труда на рабочем месте, то есть класс (подкласс) по результатам спецоценки№ 426-ФЗ. Причем не имеет значения, являются они вредными или нет. Если вы проводили аттестацию рабочих мест, то указывать класс (подкласс) условий труда как в уже заключенных трудовых договорах, так и в договорах, заключаемых с новыми работниками, до проведения спецоценки не надо.

После проведения спецоценки нужно в письменной форме ознакомить работников с ее результатами в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о спецоценке комиссией работодателя№ 426-ФЗ.

Затем надо включить в трудовой договор каждого работника пункт о его условиях труда. Без согласия работника сделать этого нельзя. Как и в какие сроки после проведения спецоценки нужно внести в договор такое дополнение, нам разъяснили в Роструде.

ЖИГАСТОВА Татьяна Михайловна Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России

“Если при заключении трудового договора в нем не были указаны условия труда, то он должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. Недостающие условия надо определить в отдельном соглашении, заключаемом в письменной форме и являющемся неотъемлемой частью трудового договораст. 57 ТК РФ.

Результаты специальной оценки действуют с момента утверждения отчета о ее проведении. Поскольку работодатель обязан организовать ознакомление работников с ее результатами в течение 30 календарных днейп. 4 ч. 2 ст. 4, ч. 5 ст. 15 Закона , то и дополнительное соглашение должно быть заключено в этот срок.

Причем заключение такого дополнительного соглашения нельзя считать письменным ознакомлением работника с результатами специальной оценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а затем с ним должно быть подписано дополнительное соглашение.

Работник, ознакомившись с результатами спецоценки, может отказаться подписать такое соглашение.

“Если работник отказывается подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, например, по причине несогласия с результатами специальной оценки, следует иметь в виду, что он может обратиться в государственную инспекцию труда на предмет проведения государственной экспертизы ее результатов. Зафиксируйте отказ работника подписать дополнительное соглашение независимо от причины такого отказа (например, составьте об этом акт). При этом до заключения государственной экспертизы, по результатам которой результаты специальной оценки могут быть подтверждены или опровергнуты, в отношении работника будут действовать результаты спецоценки.

Если государственная экспертиза условий труда установит, что фактические условия труда на рабочем месте работника не соответствуют результатам специальной оценки, результаты спецоценки подлежат отмене. И по предписанию Роструда на этом рабочем месте надо провести внеплановую спецоценку.

ЖИГАСТОВА Татьяна Михайловна
Минтруд России

Похожее:  Как написать рецензию 8211 план примеры клише

Если пункт об условиях труда на рабочем месте уже прописан в трудовом договоре или дополнительном соглашении, то изменить его, в том числе по результатам спецоценки, можно только с согласия работника. В то же время условие о рабочем месте не является обязательным условием трудового договора и, как правило, не включается в трудовой договор. В таком случае работник без его согласия может быть перемещен на другое рабочее место. Не требует согласия работника также перемещение его в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, если оно не указано в трудовом договоре, а также поручение ему работы на другом механизме или агрегате. И может получиться так, что на новом рабочем месте (на другом механизме, в другом структурном подразделении) условия труда по результатам спецоценки будут другими.

“Если работник перемещается с рабочего места, на котором по результатам спецоценки установлены оптимальные и допустимые условия труда, на рабочее место с вредными условиями труда, ему должны предоставляться все виды гарантий и компенсаций по установленному классу вредности. В этом случае необходимо вести точный учет рабочего времени сотрудника, работающего во вредных условиях труда.

Если работник перемещается с рабочего места, где по результатам спецоценки установлен класс вредности (опасности), на рабочее место с оптимальными или допустимыми условиями труда, то компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда ему не предоставляются.

О состоянии рабочего места сотрудник должен быть информирован в письменном виде. Ведь он имеет право на получение достоверной информации от работодателя об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторовабз. 4 ч. 1 ст. 219 ТК РФ.

Если перемещение работника на другое рабочее место является постоянным, то есть он не вернется на прежнее рабочее место, то с ним надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении условий труда на рабочем месте.

ЖИГАСТОВА Татьяна Михайловна
Минтруд России

Думаете, труд на воздухе безопасен и идет лишь на пользу? Отнюдь! Даже «полевые» рабочие места подлежат спецоценке для выявления возможных вредных факторов

Итак, подытожим. После проведения спецоценки и утверждения отчета о ее проведении надо заключить дополнительные соглашения с работниками, указав в них класс (подкласс) условий труда на рабочем месте, если:

  • ранее в отношении этих рабочих мест (в том числе вновь организованных) спецоценка не проводилась;
  • по результатам новой спецоценки класс изменился по сравнению с установленным по результатам предыдущей спецоценки.

В трудовом договоре также должны быть указаны гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, когда работник принимается на работу в таких условиях. Поэтому, если по результатам спецоценки условия труда на рабочем месте изменились по сравнению с результатами предыдущей спецоценки или аттестации и это привело к изменению объема предоставляемых работнику гарантий и компенсаций «за вредность» (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск), надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсациях. Если работник откажется подписать такое соглашение, составьте об этом акт. Это обезопасит вас на случай проверки трудинспекцией.

Как предоставлять компенсации «за вредность» после проведения спецоценки, читайте:

Однако не забудьте, что гарантии и компенсации «за вредность» не могут быть уменьшены по сравнению с установленными на 01.01.2014, если спецоценка подтвердит, что у работника сохранились прежние условия труда№ 421-ФЗ. Это особенно важно, поскольку по правилам ТК, вступившим в силу с этого года, гарантии и компенсации изменились. Так, теперь подклассы «вредности» 3.1 и 3.2 не дают работнику права на сокращенное рабочее время (36 часов). При подклассе 3.1 не предоставляется дополнительный отпуск. Тем не менее, если такие компенсации были установлены работнику по результатам аттестации, проведенной до 01.01.2014, или предусмотрены советскими Списками, и спецоценка подтвердит сохранение прежних условий труда, то компенсации должны предоставляться по-прежнему№ 421-ФЗ.

С этого года на основании письменного согласия «вредника»:

  • продолжительность рабочего времени может быть увеличена (но не более чем до 40 часов в неделю) с выплатой денежной компенсаци
  • часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска «за вредность», которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацие

Такие изменения возможны в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Но действующие межотраслевые соглашения не содержат таких положений. Кроме того, есть работодатели, на которых действие отраслевых (межотраслевых) соглашений не распространяется. Могут ли они применять новые правила, нам рассказали в Роструде.

“Если в отраслевом (межотраслевом) соглашении не предусмотрена возможность увеличения для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, рабочей недели до 40 часов и замены дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда свыше 7 календарных дней денежной компенсацией, то работодатели, в отношении которых действует такое соглашение, не могут на основании коллективного и (или) трудового договора увеличить продолжительность рабочей недели и заменить дополнительный отпуск денежной компенсацией. Работодатели, на которых не распространяется действие межотраслевых соглашений, также не могут увеличить продолжительность рабочей недели и заменить дополнительный отпуск денежной компенсацией на основании коллективного и (или) трудового договора.

Источник

Ознакомление с результатами СОУТ

Закон 426-ФЗ, устанавливающий основные требования к процедуре спецоценки, предписывает работодателю в обязательном порядке организовывать ознакомление с результатами СОУТ. Такое условие содержится в ст.4 указанного нормативного документа, регламентирующего обязанности работодателя при проведении СОУТ. Данная статья уточняет, что такое ознакомление должно быть проведено в письменном виде. Это позволяет документально зафиксировать факт доведения информации об условиях труда до работников организации.

Необходимость ознакомления с СОУТ

Обоснованием для необходимости ознакомления с специальной оценкой условий труда является условие о соблюдении трудовых прав работников. Каждый из них имеет право на актуальную и достоверную информацию об условиях, в которых осуществляется его трудовая деятельность. Это связано с тем, что они могут оказывать негативное влияние на его здоровье и работоспособность. Если такое влияние будет обнаружено в ходе спецоценки, работодатель должен будет предоставить работнику льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

В свою очередь, ознакомление с итогами специальной оценки условий труда работников является обязанностью сотрудников предприятия. Во избежание недоразумений можно включить соответствующий пункт в содержание трудового договора и должностной инструкции, которые подписывает работник при трудоустройстве. В этом случае отказ от ознакомления будет расцениваться как нарушение трудовой дисциплины на предприятии.

Порядок ознакомления с итогами СОУТ

Конкретные правила ознакомления работников с СОУТ приведены в приказе Минтруда № 33н, который определяет практический порядок реализации спецоценки в компаниях. В нем содержится установленная форма карты СОУТ, в которой фиксируются итоги измерений вредных факторов, имеющихся на производстве. Бланк этой карты содержит также специальные графы, предназначенные для простановки подписей работников, на местах которых проведены замеры. Факт внесения подписей в карту является подтверждением ознакомления сотрудников с итогам проведенной процедуры спецоценки.

Требование об ознакомлении с результатами работ распространяется на сотрудников, на местах которых проведены замеры. Карта является именной, то есть в ней расписываются именно те работники, которые в данный момент занимают указанные должностные позиции на предприятии. В целях идентификации сотрудников в документ вносятся номера их свидетельств индивидуального пенсионного страхования (СНИЛС).

Ознакомление с результатами СОУТ новых работников

Установленный порядок заполнения карты СОУТ предполагает, что в ней расписываются только работники, которые трудятся на предприятии. При этом приказ № 33н запрещает вносить изменения в этот документ после завершения его заполнения. Однако процедура трудоустройства новых сотрудников предполагает, что до них в обязательном порядке должны быть доведены актуальные сведения об условиях труда на месте работы. Это означает, что для ознакомления с результатами СОУТ новых работников необходимо применять иной механизм.

Как правило, информирование новых работников организуется в форме заполнения листа ознакомления. Он представляет собой приложение к уже заполненной карте спецоценки, в которой отражаются данные по соответствующим рабочим местам. Приложение во всех случаях хранится вместе с основным документом, являясь его неотъемлемой частью.

Похожее:  Цена ошибки высока От чего зависит результат ПЦР тестов на коронавирус

Трудовой договор

Работник, который только принят на работу, может ознакомиться с результатами СОУТ во время заключения трудового договора. Но это не исключает заполнение листа ознакомления и подписи в карте СОУТ. Напоминаем, что трудовой договор должен содержать класс условий труда и предоставляемые гарантии, и компенсации.

Источник

Спецоценка: что нужно помнить кадровику

С 1 января 2014 года начал действовать Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Мероприятия по его реализации не могут не отразиться на деятельности кадровиков. О том, как изменятся и чем дополнятся функциональные обязанности кадровика в связи с действием закона, рассказывает представитель СРОО «Народная инспекция труда» Николай Орлов.

Организации, проводящие спецоценку условий труда

Если на предприятии не аттестованы рабочие места, то работодатель обязан организовать проведение спецоценки условий труда, которую необходимо выполнять раз в пять лет. Для этого на сайте Роструда из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, требуется выбрать эксперта для проведения СОУТ. От того, внесена организация, проводящая спецоценку, в реестр или нет, во многом зависит качество исследований. И нужно помнить, что даже если уже была проведена спецоценка или аттестация рабочего места, но условия труда изменились, то требуется внеплановая СОУТ.

Но прежде всего работодатель должен издать приказ, утверждающий состав специальной комиссии, которая несет ответственность за качество СОУТ. В состав комиссии должно быть включено нечетное количество лиц, в том числе специалист по охране труда, делегат от профсоюзной организации (если в организации есть профсоюз). Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии необходимо утвердить приказом по организации. До начала спецоценки комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться (ч. 5 ст. 9 закона № 426-ФЗ).

Очень часто вопросы спецоценки затрагивают интересы бухгалтерии. Главный бухгалтер очень следит за этим, поскольку результаты спецоценки в том числе влияют на составление отчетов в ФСС, ПФР. Поэтому, если есть возможность, можно согласовать вопрос включения в комиссию представителя бухгалтерии.

Поскольку сама по себе СОУТ имеет несколько размытые критерии, то какие-то факторы можно истолковать как вредные, а какие-то как допустимые. Такие спорные моменты необходимо заранее обговаривать с тем лицом, которое будет выполнять измерения и составлять заключение.

Результаты спецоценки работодатель имеет право оспорить, поскольку некоторые организации могут недостаточно качественно ее провести: завысить либо занизить класс вредности условий труда. Эти данные напрямую влияют на льготы организации, на затраты работодателя при осуществлении выплат в ФСС и ПФР. Для того чтобы результаты СОУТ были признаны недостоверными, необходимо провести экспертизу. Ее выполняют специалисты отдела социального партнерства департамента труда и занятости населения и дают заключение, которое используется в качестве доказательства в суде.

Границы ответственности кадровика

Несмотря на то, что в первую очередь закон № 426-ФЗ касается деятельности работников охраны труда, без кадровиков не обойтись. При этом трудовые обязанности кадровиков в части исполнения этого закона должны быть четко обозначены.

В частности, необходимо, чтобы в организации был выпущен локальный нормативный акт, который разграничивает обязанности инженеров по охране труда и сотрудников кадрового отдела, в котором следует отразить обязанности кадровиков в части спецоценки. Либо, если такое положение уже есть, внести в него соответствующие изменения.

И второй локальный нормативный акт, который надо принять, — это положение о персональных данных. В нем необходимо отразить вопросы обработки, хранения и безопасности персональных данных и указать ответственных за эти процессы лиц. Так, например, комиссия вместе с кадровиками решает, кто будет хранить сведения о первичных и периодических медицинских осмотрах, о том, каким образом будут предоставляться льготы и компенсации. Информация, касающаяся спецоценки, — это персональные данные. Если они хранятся на бумажном носителе, то должны быть произведены мероприятия по сохранности данных: установлен сейф, ограничен доступ в помещение. Данные на электронном носителе необходимо защитить с помощью технических средств. В каких-то организациях эти обязанности могут быть отданы на откуп экономистов и бухгалтеров, в других этим будут заниматься кадровые подразделения. Именно поэтому я советую кадровикам принимать участие в обсуждении перечня обязанностей, во избежание разногласий в дальнейшем.

В составлении регламента проведения СОУТ требуется участие кадровика. Он совместно с инженером по охране труда должен предоставить сведения с учетом штатного расписания о количестве обследуемых рабочих мест и о том, какие именно это будут рабочие места. Если спецоценке подлежат места, находящиеся в разных цехах либо в разных отделах, то кадровик должен согласовать, в каком порядке будут проводиться исследования.

Также необходимо учитывать, что спецоценка проходит в два этапа: в теплый и холодный периоды. То есть постоянное присутствие эксперта на предприятии не требуется: он устанавливает наличие вредных факторов или их отсутствие и вторично появляется только в следующий период.

Спецоценка труда и деятельность кадровика

После проведения СОУТ возникает необходимость направления работников на первичный и периодический медосмотр, а также ознакомления имеющихся и вновь принимаемых работников с картой специальной оценки. Сотрудник обязан поставить подпись о том, что он ознакомлен. При проверке ГИТ обращает на это внимание. Законодательно рекомендуется ознакомить работников с картой спецоценки в тридцатидневный срок с момента проведения СОУТ. В этот срок не включается время нахождения работника на больничном, в отпуске и в командировке. Если работник отказывается ознакомиться с картой спецоценки, то необходимо составить об этом акт в присутствии комиссии. Все это входит в обязанности кадровика.

Кроме того, кадровик должен следить, категории каких работников в каких условиях работают. Например, недопустимо, чтобы во вредных или опасных условиях труда работала беременная женщина. Как правило, о таких ситуациях кадровики узнают одними из первых. Они обязаны незамедлительно обеспечить перевод беременной. Для этого требуется взять согласие на перевод у работника.

Также результаты спецоценки используются при учете рабочего времени и формирования графика сменности, установлении количества часов в смену. Предусмотрена возможность увеличения рабочей смены за счет предоставления денежной компенсации, что должно оформляться дополнительным соглашением. На отдельных предприятиях можно вести суммированный учет рабочего времени, но не более определенного количества часов, указанного законодательством, и в зависимости от класса вредности.

Обращаю внимание кадровиков, что изменилась ситуация с предоставлением дополнительного отпуска. Если он предусматривался за работу во вредных условиях класса 3.1, то сейчас с таким показателем предоставление дополнительного отпуска уже невозможно в соответствии с требованием ТК РФ. Но такой отпуск может быть предусмотрен на предприятии локальным нормативным актом (как поощрение работника).

Сегодня дополнительный отпуск не менее семи календарных дней предусматривается отдельным пунктом в трудовом договоре либо дополнительным соглашением за работу во вредных условиях с классом вредности 3.2 и выше. По законодательству работодатель обязан предоставить семь календарных дней дополнительного отпуска, но возможно и большее количество дней, если это предусмотрено дополнительным соглашением, межотраслевым соглашением или коллективным договором.

Дополнительные дни отпуска, которые предоставляются сверх того, что требует ТК РФ, могут быть заменены денежной компенсацией.

По некоторым профессиям существуют требования о предоставлении большего количества дней. Эксперты, проводящие СОУТ, в отчете обязательно отметят, что для работника, который трудится на определенном рабочем месте, дополнительный отпуск будет длиннее, и укажут норматив, который обуславливает это.

Кадровым работникам следует помнить о том, что от результатов спецоценки зависит досрочное назначение пенсии по старости. Существуют и действуют списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, но их можно применять, только если по указанным в списке профессиям спецоценкой выявлено наличие вредных условий труда.

Если по каким-либо причинам аттестация или спецоценка условий труда 2015 года труда не проводились, то ПФР не назначит таким работникам досрочную пенсию. Также работник лишается права на досрочную пенсию, если в результате спецоценки условия труда были признаны вредными, но работодатель не перечислял взносы в ПФР.

Ответственность за непроведение спецоценки

За нарушение Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено несколько видов ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, имущественная и административная.

С 1 января 2015 года изменениями статьи 5.27 КоАП РФ ужесточается и дифференцируется система штрафов и санкций. Предусмотрен отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ и медицинских осмотров, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

С 2015 года за непроведение СОУТ штраф для руководителя составит 5–10 тысяч рублей, для организации — 60–80 тысяч рублей. Если в течение года со дня уплаты первого штрафа работодатель вновь допустил нарушение, связанное со спецоценкой, то санкции ужесточаются:

  • для организации или ИП — штраф в сумме от 100 до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностного лица — штраф в сумме от 30 до 40 тысяч рублей либо дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Поскольку, как показывает практика, фактически осуществить в режиме реальной работы предприятия плановую и тем более внеплановую СОУТ на всех рабочих местах невозможно, а количество санкций увеличилось, год предстоит непростой. Рекомендую при проверке ГИТ не бояться вступать в диалог и обжаловать постановления. Как правило, половину постановлений ГИТ суды отменяют.

Источник