Смысл рассказа Бунина 171 Кукушка 187

Смысл рассказа Бунина «Кукушка»

Смысл рассказа Бунина "Кукушка"

Смысл книги

В произведении Бунина «Кукушка» рассказывается о солдате, который ушел в отставку. Он имеет необычную кличку — Кукушка. Хозяин леса и по совместимости барин решает поселить его в лесу, чтобы караулить его владения. После долгой жизни в нищете Кукушке по нраву было жить в старой избе. Барин назначил ему достойное жалование и обеспечил одежду и еду. В обязанности Кукушки входило следить за солдатами, которые пытались вырубать барский лес. Барин после нескольких дней работы Кукушки остался им недоволен, так как где-то в лесу срезали три дубка.

Для того, чтобы выслужиться перед барином, Кукушка обещает его сыновьям принести волчат. Он относит их сыновьям барина, а в то время, когда он искал волчат, в лесу срубают еще шесть березок. Барин решает посадить на караул другого человека, а Кукушке позволяет пожить какой-то период времени в избе. Через некоторое время после ухода он решается навестить барина и волчат. Оказывается, что выживший оказывается только один волчонок и старик просит его отпустить на волю. Волчонка отпускают, а Кукушке из жалости дают уже использованные рубашки и какую-то еду. Зимой Кукушку находят замершим на лугу и вскоре о нем все забывают.

Смысл произведения «Кукушка»

Смысл рассказа «Кукушка» кроется в том, что любой человек становится никем и ничем без стремлений и без поддержки людей рядом. Автор пытается донести до читателя, что человек не является полноценным, если у него нет дома, призвания и собственной семьи. Кукушка — одинокий и нищий старик, у которого раньше была семья и работа. Но из-за его лени с работы его выгнали, а жена ушла. После этого он стал вести скорей бродячий образ жизни, не имея никаких ориентиров, стремлений и желаний. Именно наличие близких людей рядом и правильных целей является возможностью найти смысл своего существования.

Читателю отлично видно как меняется настрой человека, когда у него имеется дом и те, с кем можно поговорить. Кукушка сильно меняется и становится более эмоциональным когда ловит волчат. В тот момент он имел цель и ее достиг. После чего ему хотелось поделиться своим достижением с окружающими его людьми. Ему хотелось найти особый контакт с обществом в такие моменты. Однако таких эпизодов в произведении очень мало и автор открыто показывает насколько важно человеку присутствие другого человека рядом. Без поддержки близких людей, без понимания, общения невозможно жить. Каждому живому существу нужна любовь окружающих. Одиночество Кукушки привело его к несчастному концу.

Также важно отметить, что для того, чтобы получить все необходимое в этой жизни — следует этого очень сильно захотеть. У Кукушки не было огромного и сильного стремления достичь этого человеческого счастья. Он не стремился создать семью и жить счастливо. Наверное он настолько привык быть одиноким и не стремиться к чему-то большему, что другая жизнь ему была чужда. Но в каком-то смысле на него всю жизнь давила среда и обстоятельства. В описании его образа читается, что человек крайне несчастный, безвольный. С самого детства его бросали, ему нужны были деньги и работа, но его отовсюду выгоняли. Однако он не имел достаточно мужества и силы, чтобы дальше стараться преодолеть такие трудные обстоятельства.

У Кукушки был шанс устроить свою жизнь, начать заново. Ему было дано жилье, деньги. Он смог жить в тепле и снова начать зарабатывать. Но даже при таких обстоятельствах природу человека не изменить. В подобных условиях Кукушка не поменялся и не пошел вперед. Скорей всего он просто не хотел меняться и не понимал зачем ему это нужно. Именно он является ярким примером того человека, который не захотел развиваться и идти к своей цели.

Источник

Иван Бунин — Кукушка:
Краткое содержание

Орловская сторона. Большой Кастюринский «верх» (луг) раздваивается на 2 части: пустой лог и лес. В лесу полно птицы и зверя. Есть там и пруд, и брошенный пчельник. А еще – почерневшая горбатая избушка («караулка»). Однажды зимой в нее привезли жить старого одинокого бездомного солдата по прозвищу Кукушка. Барин пообещал ему маленькое жалованье, как леснику. Словом, Кукушка был рад и благодарил Бога за все. С собой он взял петуха, кошку и двух собак Цыгана и Мурзика. «Хорошо на теплой печке старому телу!» Хотя, конечно, место пустынное. По соседству с ним в овраге селится волчица.

Глава 2

Кукушка пришел в барский дом за деньгами. Барин говорит с ним как с глухим дурачком, ругает, что три дубка кто-то срубил. Кукушке боязно. Барин идет за деньгами, а его сыновья Митя и Коля с любопытством глядят на нищего Кукушку. Митя бойкий мальчик, Коля – добрый, робкий. Старик говорит с ними об охоте и собаках. А летом обещает принести барчукам «волченят». Дети рады. Им бы еще зайца с ястребом! Даже барин одобрил его затею. А когда старик ушел, барин сказал, что плохой лесник ему не нужен. Надо летом прогнать.

Он был приемыш – потому и прозвище такое получил, Кукушка (как подкидыш). С детства он пас скот. Для всех был «лодырь», «неудельный» (без дела и доли), «не хозяйственный», «с дурью». Кукушка и сам стал к себе так относиться. Жена его бросила, со всех работ гнали. Вот и был всю жизнь караульщиком, сторожем. И любил иногда петь грустные песни. К примеру: «Смолкни, пташка-канарейка!»

Между тем, близилась весна. Старик грелся на солнышке, обходил лес. Но этой мирной жизни скоро пришел конец.

Глава 3

Кукушка не забыл, что обещал детям «волченят». В апреле он спугнул волчицу, но волчат найти не смог. А они росли себе в норе. Старик даже хотел убить волчицу, но в итоге просто забрал волчат, пока ее не было рядом. Весь хутор сбежался смотреть на них. Двух волчат посадили в яму. Митя с Колей радовались больше всех. Все слушали рассказ Кукушки и даже поднесли ему водки. А когда он с песней пришел в караулку – там сидел толстый приказчик. Он ударил старика: пока его не было, из леса утащили шесть березок.

Похожее:  Какие вопросы задаст работодатель при собеседовании

Глава 4

Барин отстранил Кукушку от службы, но из караулки не прогнал. Но с новым лесником старик не поладил. И ушел куда глаза глядят. Теперь он выглядел совсем стареньким, больным. И однажды сходил на хутор. Митя с Колей сообщили, что один волчонок издох. Да и второй зимой замерзнет. Кукушка согласился: «Зимой нашему брату плохо». Ведь он сам вроде волчонка, кукушки – без гнезда и родных и с такой вот непутевой судьбой. А ведь тоже человек, как и все. Он уверен, что выпьет зимой водочки, согреваясь, да заснет в мороз. Так и умрет. Детям жалко старика. Они хотят оставить его у себя. Он уходит, выпросив у барина рубашку. Тот целых три дал. На прощанье Кукушка с ребятами выпускает волчонка. Тот бежит в лес.

А зимой старик на самом деле замерз. Видно, шел в караулку свою, да не дошел. «Но детям не сказали об этом, и они, к сожалению, скоро забыли и о волченятах и о Кукушке».

Читательский дневник по рассказу «Кукушка» Бунина

Сюжет

У старого солдата Кукушки ни дома, ни родных. И сам он приемыш (потому и прозвище такое). Барин ставит его лесником. Три месяца Кукушка живет в караулке, приносит детям барина Мите и Коле волчат. Для барина он плохой лесник – старик опять на улице. Вместе с детьми он выпускает волчонка в лес. А сам замерзает зимой, на пути в свою бывшую родную караулку. Дети об этом даже не узнали.

Отзыв

Смысл названия рассказа: трудно одному. Без дома, поддержки семьи, друзей, любимого дела. Барин переживает за свой лес больше, чем за человека. Кукушка хотел только спокойно, по-человечески умереть, но и это не сбылось. Людям он был чужой, а с природой жил в согласии. Волк для него в чем-то брат. Дети жалели старика, но помочь ничем не смогли. А за играми и вовсе позабыли о нем, одиноком и нищем. Рассказ учит милосердию, взаимопомощи, будит совесть. Жизнь каждого человека важна.

Источник



Кто такой кукушка в рассказе бунина

Литература, 08.03.2019 01:00, lhimhenko2000
Написать сочинение почему у жирафа длинная шея ?
Ответов: 2
Посмотреть
Литература, 09.03.2019 05:20, vasapipkin934
Как реагировали взрослые и дети на поступок фильки
Ответов: 3
Посмотреть
Литература, 11.03.2019 19:27, GoodArtur
50 тарас шевченко був учасником організації: а. «руська трійця». б. братство тарасівців. в. кирило-мефодіївське братство. г. південне товариство декабристів. перше видання «кобзаря» було в а. 1838 р. б. 1840 р. в. 1843 р. г. 1861 р. 3. укажіть, як здобули гроші для викупу т. г. шевченка з кріпацтва. a. організували благодійну виставку картин. б. продали збірки творів є. гребінки. b. взяли в борг. г. розіграли в лотерею картину к. брюллова. 4. укажіть мотиви, які лягли в основу поезії «думи мої, думи мої…» a. гірка доля україни. б. становище україни в світі. b. доля митця. г. стосунки людини і природи. 5.за жанровою особливістю «до основ’яненка» — це вірш…. а медитація. б прохання. в трагедія. г послання період творчості т. шевченка, до якого належить поема «кавказ». а ранньої. б «трьох літ». в останніх років. г «у казематі». 7.характеризуючи правду, т. шевченко обурено проголосив, що вона… (за твором «сон» («у всякого своя доля») а закута в кайдани. б кров’ю полита. в п’яна. г химерна і підступна. 8.як характеризується сон п’яного з бенкету? (за твором «сон» («у всякого своя доля») а віщим. б дивним. в казковим. г миттєвим. 9.сатиричною є поема шевченка: а. «єретик». б. «кавказ». в. «сон». г. «і мертвим, і живим, і ненародженим…» 10.твір «і мертвим, і живим, і ненародженим…» за жанром: а. поема. б. вірш. в. послання. г. елегія. 11. провідною думкою твору т. шевченка «і мертвим, і живим…» є: а. утвердження сили знань, навчання. б. утвердження того, що становище кріпаків можна змінити революційним шляхом. в. засудження панів-лжепатріотів, їхнього комплексу меншовартості. г.засудження царських прислужників, кріпосників і самої царської влади. символічними у творі «кавказ» є образи… а прометея та орла. б чурека і саклі. в правди і волі. г храму і каплиці. допишіть відповідь (кожна правильна відповідь 1 б) що символізує прометей у поемі т. шевченка «кавказ»? кому присвячений “кавказ”, що ви знаєте про цю людину? установіть відповідність між уривками та творами т.шевченка, з яких їх узято: (1 б) 1. «якби ви вчились так, як треба, то й мудрість би була своя…». 2.«кайдани порвіте і вражою злою кров’ю волю окропіте…». 3.«ви любите на братові шкуру, а не душу! ». 4.«наша дума, наша пісня не вмре, не загине…». а. «до основ’яненка…». б. «кавказ». в. «заповіт». г. «причинна». д. «і мертвим, і живим, і ненародженим…». пов’яжіть дати з подіями в житті т.шевченка (1 б) а. 1843 1. викуп з кріпацтва б. 1814 2. перша після довгої розлуки поїздка в україну. в. 1838 3. рік народження г. 1840 4. арешт 5. видання першої книги «кобзар»
Ответов: 3
Посмотреть
Литература, 12.03.2019 02:10, kdkslo6
Ржавеет золото, и истлевает сталь, крошится мрамор. к смерти все готово. всего прочнее на земле — печаль — и долговечней — царственное слово. каково значение слова «слово» в этом четверостишие? почему оно написано с большой буквы и названо царственным?
Ответов: 3
Посмотреть

Источник

Урок литературы в 7 классе "Тема сострадания, милосердия, доброты в рассказе "Кукушка" И.А.Бунина
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Парамонова Анна Николаевна

Урок литературы в 7 классе «Тема сострадания, милосердия и доброты в рассказе И.А.Бунина «Кукушка».

Учебник: «Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Авт.- составитель Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово», 2013.

Программа: «Инновационная школа»

Использованные технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Предметные: знание терминов из теории литературы: метафора, олицетворение, эпитет, пейзаж, портрет, интерьер; идея; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

Похожее:  Звукоизоляция в квартире Что нужно знать

Личностные: Размышление над вопросами: доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение

Метапредметные: сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки; воспринимать художественный текст как произведение искусства; определять для себя актуальную и перспективную цели чтения; определять актуальность произведений; аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному.

Цель данного урока: выявление художественной идеи рассказа, формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о сострадании, милосердии и доброте, а также выявление актуальности проблем, поднимаемых автором в данном рассказе.

Лексическая работа: «ДОМ»

Теоретические понятия: эпитет, метафора, олицетворение

Межпредметные и внутрипредметные связи: И.Е.Репин «Мужичок из робких», С.А.Виноградов «Пастух», С.Ю.Жуковский «Дворянская усадьба начала XX века».

Основные виды деятельности учителя и учащихся: работа с учебником и репродукцией картины, выразительное чтение, исследовательская работа с текстом, беседа.

Домашнее задание к уроку: прочитать рассказ «Кукушка». Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картине «Мужичок из робких» И.Репина. Задание с толковым словарём: выяснить значение слова «дом». Создание творческой группы художников: создать пейзаж, изображённый в начале рассказа писателем, портрет Кукушки, изображение интерьера его сторожки.

Методическое обеспечение урока:

  1. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы: методическое пособие к учебнику «Литература. 7 класс» / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013.
  2. Соловьёва Ф.Е. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 7 класс» / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
  3. Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 7 класс» в 2 ч.Ч.2 / Ф.Е.Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Слово учителя. Доброе утро, ребята! Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь с ними. Я рада вас видеть в этот замечательный весенний день в этом уютном кабинете. Ваши лица светятся улыбками, хочется вам пожелать, чтобы такое хорошее настроение у вас осталось на весь день. Пусть бодрость духа не покинет вас! Будьте активны, не бойтесь высказывать свою точку зрения.

  1. Вступительное слово учителя.

Нашу встречу сегодня я начну такими словами: «Я всю жизнь испытываю муки таланта. Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности говоря, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе».

Ребята, эти слова, конечно же, вам знакомы. Они взяты из статьи, которая называется «Как я пишу». С этой статьёй мы знакомились на прошлом уроке. Автор этих строк – Иван Алексеевич Бунин.

Что же хотел писатель выразить в своих произведениях? Что хотел до нас донести? Какими глазами он смотрит на мир и людей, живущих в этом мире? Что самым важным считал он в человеческих отношениях и в людях вообще?

Может быть, сегодня мы и найдём ответы на эти вопросы в процессе изучения рассказа «Кукушка», который вы к уроку должны были прочитать.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Милосердие, справедливость, смирение в рассказе «Кукушка» И.А.Бунина».

  1. Целеполагание: попробуйте определить цель нашего урока (анализ рассказа, выявление проблем, поднимаемых в рассказе, обсуждение образа главного героя, ответить на вопрос: нужны ли в жизни сострадание, смирение, доброта…).
  2. Актуализация знаний: для начала предлагаю вам освежить ваши знания о жизни и творчестве писателя в форме нашего любимого теста +\-.
  1. Верно ли, что И.А.Бунин писал и стихи, и рассказы, и стихотворения в прозе? (+)
  2. Сборник стихов Бунина, удостоенный Пушкинской премией, назывался «Листопад»? (+)
  3. Бунин окончил гимназию с золотой медалью (-)
  4. Самое высшее достижение его – Пушкинская премия (-)
  5. Октябрьскую революцию встретил восторженно (-)
  6. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоёв: и помещиков, и интеллигенции, и крестьян (+)

Обменяйтесь карточками, давайте проверим результаты друг у друга (говорим только + или -, если есть ошибки, разбираем и поясняем).

Действительно, автор интересовался внутренним миром разных людей….в том числе и крестьян, обездоленных, смиренных, страдавших….именно таким является и герой рассказа «Кукушка».

Обратимся к началу рассказа (зачитываем первые три абзаца): если бы я предложила вам нарисовать пейзаж, которым начинается рассказ, какие краски вы использовали бы? В классе была заранее создана творческая группа художников, которые будут мне сегодня помогать.

(Данил нарисовал пейзаж, давайте послушаем его).

Примерный ответ: На картине я изобразил осенний лес и небольшую деревеньку вдали. При написании пейзажа я использовал тёмные, приглушённые тона: тёмно-красный, тёмно-зелёный, мрачный коричневый, чёрный.

Учитель: Почему ты выбрал такие краски? Случайно ли автор изображает мрачный пейзаж? …. серые камни…почерневшая изба…пустые ульи…голубовато-серого цвета…серенького февральского дня … Серый цвет – свидетельство бесприютности героя.

Ученики: Писатель этим мрачноватым печальным пейзажем задаёт тон всему произведению. Мы с самого начала понимаем, что пойдёт речь не о радостных событиях.

Учитель: в ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не просто как фон для событий или средство передачи мыслей, но и как один из важнейших компонентов повествования.

Итак, кто такой Кукушка? Как он жил, чем занимался? Постараемся воссоздать образ главного героя (образ включает характеристику внешности, характера, речи, поведения, описание жилья, отношения с окружающими, отношение автора к герою).

Выпишите ключевые слова из текста к образу Кукушки (исследовательская работа с текстом).

Старчески серьёзное и сонное лицо

Нищенская одежда, нищенский вид

Истрёпанная шапка, обвязанная по ушам тряпкой

Не отличался умом

Истлевшая мутно-розовая рубашка

Чёрная и худая грудь

Спина с заплатой на шинели

«Надысь», «нетути», «суда-то», «таперь»

Каким вы представляете Кукушку?

(Стр.11 – вверху, небольшие сведения о внешнем виде Кукушки). Портрет, нарисованный учеником. Обращение к репродукции в учебнике («Пастух»). Возможно, Кукушка выглядел именно так? Очень часто сравнивают Кукушку с персонажем картины И.Репина «Мужичок из робких». Послушаем Алину, подготовившую сообщение по этой картине. ( Сообщение ученицы о картине И.Репина «Мужичок из робких»). Что общего вы можете выделить в образе мужичка и образе Кукушки?

Похожее:  Перечень вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления

Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своём веку человека.

Каким мы видим героя в начале рассказа?

Сначала описывается его мирная обыденная жизнь, устроившийся быт (стр.12-13). Он доволен своим новым положением. «Но увы! Эта мирная жизнь должна была скоро кончиться…».

Внешне мы его уже представляем…. Какие сведения о его прошлой жизни даются в рассказе? Почему его звали Кукушка? «Он был приёмыш…» (стр.16). Только ли поэтому его прозвали Кукушкой?

Кукушка – птица, которая не вьёт своего гнезда. ГНЕЗДО=ДОМ

А что такое Дом?

Подготовленный ответ ученика: Я работал с толковым словарём Сергея Ивановича Ожегова. Слово «дом» — многозначное. Дом 1. Жилое здание 2. Своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство 3. Место. Где живут люди. Объединённые общими интересами, условиями существования 4. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-нибудь общественные нужды 5. Династия, род. В каком значении это слово интересно нам?(во втором).

Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, Вселенную. ДОМ= МИР=ВСЕЛЕННАЯ

Каков же дом Кукушки? (хоть и временный).

Выразительное чтение от слов: «Когда на дворе стало смеркаться…» до конца первой главы…

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Какими словами формируется представление о ней? Назовите художественно-изобразительные средства. Используются олицетворение, эпитеты. (Рисунок ученика).

Как автор относится к Кукушке?

Автор не осуждает героя, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков.

Прочитайте эпизод «За ужином» (От слов «Пока варились картошки…» до слов «…даровать ему тихую кончину…»). Есть ли здесь детали, которые поразили вас? (Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому).

В каких отношениях Кукушка находится с миром природы?

Какова судьба волчат? Как пересекаются судьбы волчат и Кукушки? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть… как и Кукушка).

Вторая глава заканчивается фразой о том, что мирной жизни не суждено продолжиться. Какой случай изменил жизнь Кукушки?

Стр. 18 – Кукушка заметил волчицу и вспомнил, что обещал барчукам выловить волчат.

Как автор изображает волчат в родном логове?

Стр.18. описание жизни волчат с матерью-волчицей. Волчата тоже в родном доме, с матерью. Их жизнь так же гармонична, как жизнь Кукушки.

Какова судьба волчат?

Стр.22, 23 – один волчонок помер, а второй ничего не ест…

Чтение по ролям диалога барчуков и Кукушки.

Почему Кукушка замёрз у леса?

Человек, теряющий Дом, теряет целый мир, Вселенную, что неизбежно приводит к гибели.

А можно ли предположить какой-то другой финал? Если бы Кукушка не поймал волчат тогда, изменилась бы его судьба?

Нет, его всё равно постигла бы такая же участь. Ведь он был слишком стар и слаб, рано или поздно его бы выгнали.

А что могло бы изменить судьбу Кукушки? (Что конкретно вы можете предложить)?

Разве барин не проявил сострадания к нему? Ему дали три рубахи, водки, денег, еды.

Барин проявил милосердие благодаря своим сыновьям – детям, искренне сочувствующим Кукушке. Но задолго до этого он говорил, что у него «не богадельня», из жалости его держать никто не собирался. Но вполне можно было бы оставить караулку Кукушке, у него был бы Дом. ДОМ, который так много значит для человека. Вероятно, Кукушка бы доживал старость в душевном покое и довольствии.

Важно то, что сам Кукушка после всего, что испытал и пережил, не обозлился на людей и весь белый свет, а сохранил мягкость души, не огрубел и не очерствел. Хотя иногда в его песнях слышался слабый укор кому-то, и в последнем диалоге с барчуками он ропщет на судьбу и вопрошает: «А за что. » (стр.24)

Быть может, если б люди были добрее и милосерднее, терпимее друг к другу, его судьба была бы иной…не гнали бы его с работы….не бросила бы жена…и не оставили бы настоящие родители…тогда б и не был он Кукушкой.

Составьте цитатный план к рассказу. Что такое цитатный план? (Простой, сложный, вопросный, цитатный, тезисный – виды планов).

  1. Итоги урока (рефлексия): итак, какую проблему поднимает автор в рассказе? (Проблемы записать в тетрадь). Чего не хватает героям рассказа, каких человеческих качеств? Актуальны ли эти проблемы сегодня, в наши дни? Каких литературных героев напоминает вам Кукушка? Каково ваше собственное отношение к нему, что вы испытываете?

Проблема крестьянства, судьбы человека, милосердия, смирения, сострадания. Милосердие – национальная черта русского характера, оно нужно всем: и тому, кто сострадает, и тому, кому сострадают. На нём держится мир. Если бы не осталось в мире милосердия, мир не был бы таким, какой он есть сейчас, всё было бы куда страшнее. «Юшка», Платонов. Кукушку по-человечески жаль. Таких Кукушек в мире миллион…и жаль, что мы не в силах им помочь всем. Но даже простое сочувствие и сострадание могут совершить чудо.

Чему научил вас рассказ?

Такие рассказы учат быть человечнее, внимательнее к тому, что нас окружает: и к людям, и к природе, и к животным (Если бы Кукушка не забрал волчат… он лишил их дома и сам его лишился… Его настигло наказание – всё по справделивости).

Конечно, милосердие человека, как и любые другие чувства, не измерить ни весами, ни линейкой, ни градусником…мерилом этих ценностей у каждого будет совесть и собственное сознание.

Одно дело сострадать герою , говорить красивые и правильные слова на уроке литературы, сидя в уютном кабинете, другое дело – проявить сострадание и сочувствие реальному человеку, оказавшись с ним один на один. Порой, сталкиваясь с людьми, нуждающимися в нашем сострадании, мы проходим мимо, оставляя своё сердце закрытым. Я желаю Вам, чтобы вот в такой ситуации вам хватило сил и духа остаться человеком.

7. Домашнее задание:

1) ответить на вопросы 1-5 в рабочей тетради (ксерокопии) – урок 68.

2) Написать обращение к читателям (исповедь) от лица Кукушки, выдерживая стиль (используя лексику героя из рассказа).

Источник