Молодых волнуют вопросы трудоустройства, жилья и воспитания детей
Ежегодно 12 августа отмечают Международный день молодежи, установленный в 1999 году Генеральной ассамблеей ООН и призванный напоминать о роли молодых людей в развитии мира и отдельных стран, а также об их повседневных проблемах. В России с начала 90-х годов говорят о необходимости федерального закона о молодежной политике, который очертил бы задачи государства в этой области. Предлагалось много разных вариантов документа, но в итоге они отклонялись. Сейчас группа сенаторов и депутатов разработали законопроект, который в июле внесен в Госдуму.
В Конституции не забыли о молодом поколении
По инициативе группы парламентариев во главе с вице-спикером Совета Федерации Галиной Кареловой в тексте обновленной Конституции впервые появились нормы о молодежной политике — установлено, что она является предметом совместного ведения федеральной и региональной властей. Сейчас это направление регулируется региональными законами и отдельными положениями федеральных.
По словам первого зампреда Комитета Совета Федерации по социальной политике Александра Варфоломеева, с 90-х годов в Госдуму вносили немало соответствующих законодательных предложений, но по тем или иным причинам они не были реализованы. «Необходимость федерального закона, регулирующего эту сферу, не только не утратила остроты, но стала еще более актуальной», — отметил сенатор.
Поэтому в палате разработан законопроект, на федеральном уровне закрепляющий понятия «молодежь», «молодая семья», «молодежная политика». Как рассказала нашему изданию глава Комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, в России давно идет работа с молодежью, реализуется много программ в этой области, но единообразия пока нет.
«В большинстве регионов приняты соответствующие законы, но нужен единый подход. Мы предлагаем дать определение молодежной политике, записать, какие действия проводит государство и регионы в этой сфере», — констатировала парламентарий.
Работа над этим проектом шла несколько лет, и сейчас это уже выверенный текст, который планируется внести на рассмотрение Госдумы в ближайшее время.
Кого считать молодежью?
В документе записано, что молодежь — это люди с 14 до 35 лет. Таких в России 37 миллионов. Уточняется, что молодая семья — это граждане, вступившие в брак впервые. Есть нормы о социальных гарантиях, социальном лифте.
«Предлагаем записать, что молодежная политика — это комплекс мер для самореализации молодежи и развития общественных организаций. В итоге мы сможем более четко организовать действия государства в этом направлении», — пояснила Инна Святенко.
Разработкой таких мер займутся федеральные власти, а на региональный уровень возложена их реализация на территориях субъектов — обеспечение прав и защита законных интересов молодых людей, подготовка кадров и мониторинг реализации молодежной политики. Органы местного самоуправления обяжут проводить соответствующие мероприятия на местном уровне. Также предполагается постоянный мониторинг различных программ, что, по замыслу разработчиков, поможет своевременному решению проблем.
Вообще документ — рамочный, формирующий основу для принятия других законов в этой области и нормативных актов.
Закон должен быть гибким
Инициативу обсудили 15 июля на расширенном заседании подкомитета по делам молодежи Комитета Госдумы по физкультуре и спорту. «Как отметили представители молодежных организаций, данный закон должен быть гибким для возможных изменений и региональной повестки, а также давать ответы на системные запросы», — отметила депутат Госдумы, председатель подкомитета Наталья Кувшинова.
Она отметила, что от молодежных организаций и экспертов поступило много предложений по доработке. В связи с этим после принятия документа в первом чтении предстоит провести широкую дискуссию в регионах и муниципалитетах и ко второму чтению внести лучшие идеи в проект. Но в целом концепцию законопроекта поддерживают и в Госдуме, и в Росмолодежи, и в общественных организациях, отметила она.
Более 90 процентов регионов имеют свое законодательство в этой сфере, но оно не систематизировано, сообщил заместитель руководителя Росмолодежи Андрей Платонов, потому федеральный закон позволит упорядочить работу с молодыми людьми. «Большим достижением было утверждение в этом году профстандарта «Специалист по работе с молодежью». Это поможет развиваться молодежной политике на муниципальном уровне, упорядочит сферу и где-то затвердит ее как отрасль, если она не признавалась таковой на региональном и местном уровнях», — напомнил он.
Законопроект отличается логичностью и конкретностью содержания, при этом не устанавливает бюрократические барьеры в отношении молодежных инициатив, отметил советник департамента молодежных проектов и добровольческих инициатив Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Иван Костин.
Что волнует молодых
По данным опроса ВЦИОМ, молодежь больше всего боится роста социальной несправедливости и неравенства между людьми, снижения доходов, ухудшения качества медицинской помощи. Также молодых людей волнует рост цен, опасность разгула преступности и беспорядков в стране, вызванных акциями протеста против власти.
42 процента граждан от 18 до 24 лет и 28 процентов людей от 25 до 34 лет боятся потерять работу. А 46 процентов 18-24-летних опасаются обострения конфликтов между Россией и другими странами.
Прежде всего, отметила Инна Святенко, молодежь волнуют вопросы трудоустройства, жилья для молодых семей, воспитания детей. «Как только люди женятся, первый вопрос у них именно жилищный. Поэтому нужно дать им возможность купить квартиру, в том числе по льготной ипотеке, когда часть выплат гасит государство», — сказала она.
Что касается работы, на слушаниях в Совете Федерации уже обсуждали вопрос распределения студентов на предприятия после вузов. По словам Святенко, важно, чтобы поступившие по целевому набору выпускники отработали на предприятиях, направивших их на обучение.
«Конечно, необходимо планирование, чтобы знать, какие потребности есть на рынке труда, сколько специалистов нужно подготовить в той или иной области, — сказала сенатор. — Молодежь должна понимать, что у них есть не только светлое будущее, но и благополучное настоящее, возможность пойти на работу сразу после окончания вуза».
Уже сейчас молодежь — реальная действующая политическая сила, заявил «РФ сегодня» глава Комитета Госдумы по физкультуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев (ныне — врио губернатора Хабаровского края). Именно поэтому власти пытаются вовлечь молодых людей в управление страной. Для того чтобы расширить возможности их участия в избирательном процессе, был принят пакет законов об электронном голосовании, отметил он.
«Влияние молодежи на процессы управления и принятия решений в масштабах отдельных государств, международных организаций, интеграционных объединений растет, — уверен Дегтярев. — Создание условий для раскрытия потенциала молодежи — одна из ключевых стратегических задач в любой стране».
Дни молодежи
Международный день молодежи провозгласила в 1999 году Генеральная ассамблея ООН. Но это не единственная дата, посвященная молодым.
Так, 15 июля отмечается Всемирный день навыков молодежи, учрежденный ООН в 2014 году и инициированный представителями Шри-Ланки, которые обратили внимание на проблему высокого уровня безработицы среди молодежи, особенно в развивающихся странах.
Кроме того, особенно на фоне всемирного экономического кризиса существует еще и общая для всех стран проблема: без опыта нанимать сотрудника никто не хочет, а будучи безработным, получить этот опыт невозможно. В связи с этим Генассамблея ООН призывает правительственные, образовательные, волонтерские и общественные структуры организовывать мероприятия, призванные помочь молодым людям с трудоустройством и повышением квалификации.
В России есть и свой национальный день молодежи, который отмечают 27 июня. Этот праздник появился в СССР в 1958 году, а в современной России его учредил своим распоряжением президент Борис Ельцин в 1993 году.
Поздравляя молодых россиян с праздником в этом году, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что эта замечательная традиция имеет более чем полувековую историю — инициативные юноши и девушки, которые стояли у ее истоков, уже достигли почтенного возраста, однако праздник по-прежнему молод, полон энергии и присущего молодежи задора.
Валентина Матвиенко. фото: пресс-служба Совета Федерации
Сегодня, отметила спикер, российская молодежь, как и многие поколения ее предшественников, «участвует в решении важных экономических и социальных задач, проводит масштабные общественные акции, фестивали и спортивные мероприятия». И, подчеркнула она, современная российская молодежь не довольствуется тем, что сделано до нее, — она бережно хранит и приумножает славное наследие отечественного молодежного движения.
В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин, поздравляя молодежь, отметил, что именно от молодых людей зависит будущее России. «Дерзайте, осуществляйте свои мечты и планы. От вас многое зависит — какой будет наша страна. Желаю вам успехов, настойчивости в достижении поставленных целей и всего самого доброго», — говорится в поздравлении спикера, опубликованном 27 июня на сайте Госдумы.
Источник
О чем думает молодежь
Сразу поясню: я рассуждаю не о тех молодых, кто к своему тридцатилетию занимает теплые должности в офисах, стабильно зарабатывает и воспитывает симпатичных детишек. В моем понимании молодежь — это те, кто оканчивает школу, колледж, университет и только-только устраивается на работу. То есть не старше двадцати пяти: граждане малоимущие, по-своему одинокие, амбициозные, красивые и умные. Никому не хочется верить, что за ними будущее. Однако так оно и есть.
Что смотреть и слушать
Телевизор молодежь не смотрит, споры про «малаховщину» обходит стороной. Черный экран стал эстетическим атрибутом, «квадратом Малевича» у стены. Зато гаджеты из рук не выпускают: там кипит жизнь, звучат голоса друзей, музыка, шутки… Все ли так благополучно в этом мире? По сравнению с первым и вторым каналами — да.
Если родителям и школе удалось привить детишкам хороший вкус, они с удовольствием пойдут на балет, в драматический театр или музей. Вячеслава Гордеева, Юрия Башмета и Михаила Жванецкого знает если не каждый, то многие.
К молодежной субкультуре юное поколение относится по-разному. Для кого-то рэперы — кумиры, а другие удивляются прославлению столь невысокого жанра. Рок-музыка переживает момент перезагрузки. «Наше радио» как-то не радует юными голосами, все больше ветераны. Но рок слушают. Даже есть продюсеры, готовые найти и подтянуть до уровня выступлений молодых рок-музыкантов.
Рейтинги и конкурсы
Конкурентность воспринимается примитивно и жестко. Амбиции ребят, сдавших ЕГЭ, иногда приобретают смешные формы: 96 баллов по русскому языку — претензия на совершенство. Однако к выпускникам старшее поколение немного несправедливо. Упреки, что «жертвы ЕГЭ» не умеют думать и «натасканы» лишь на ответы, преждевременны.
В творчестве юным не откажешь: волонтерство, КВН, клубы по интересам и те же «фанфики». Любят спорить на литературные и исторические темы, однако не пренебрегают бранными словечками. Выражаться нецензурно — это не ругань, а стиль для некоторой части молодежи. Они так говорят о любых вещах, даже о своем лице и поступках.
Источник
О чем думает молодежь
Сразу поясню: я рассуждаю не о тех молодых, кто к своему тридцатилетию занимает теплые должности в офисах, стабильно зарабатывает и воспитывает симпатичных детишек. В моем понимании молодежь — это те, кто оканчивает школу, колледж, университет и только-только устраивается на работу. То есть не старше двадцати пяти: граждане малоимущие, по-своему одинокие, амбициозные, красивые и умные. Никому не хочется верить, что за ними будущее. Однако так оно и есть.
Что смотреть и слушать
Телевизор молодежь не смотрит, споры про «малаховщину» обходит стороной. Черный экран стал эстетическим атрибутом, «квадратом Малевича» у стены. Зато гаджеты из рук не выпускают: там кипит жизнь, звучат голоса друзей, музыка, шутки… Все ли так благополучно в этом мире? По сравнению с первым и вторым каналами — да.
Если родителям и школе удалось привить детишкам хороший вкус, они с удовольствием пойдут на балет, в драматический театр или музей. Вячеслава Гордеева, Юрия Башмета и Михаила Жванецкого знает если не каждый, то многие.
К молодежной субкультуре юное поколение относится по-разному. Для кого-то рэперы — кумиры, а другие удивляются прославлению столь невысокого жанра. Рок-музыка переживает момент перезагрузки. «Наше радио» как-то не радует юными голосами, все больше ветераны. Но рок слушают. Даже есть продюсеры, готовые найти и подтянуть до уровня выступлений молодых рок-музыкантов.
Рейтинги и конкурсы
Конкурентность воспринимается примитивно и жестко. Амбиции ребят, сдавших ЕГЭ, иногда приобретают смешные формы: 96 баллов по русскому языку — претензия на совершенство. Однако к выпускникам старшее поколение немного несправедливо. Упреки, что «жертвы ЕГЭ» не умеют думать и «натасканы» лишь на ответы, преждевременны.
В творчестве юным не откажешь: волонтерство, КВН, клубы по интересам и те же «фанфики». Любят спорить на литературные и исторические темы, однако не пренебрегают бранными словечками. Выражаться нецензурно — это не ругань, а стиль для некоторой части молодежи. Они так говорят о любых вещах, даже о своем лице и поступках.
Источник
Молодежь не знает о доступном трудоустройстве и жилье, которое можно получить
О молодежной политике много разговоров, но никто не понимает системы, как она реализуется. Проводятся форумы, есть различные организации и федеральные программы, направленные на ее поддержку. Но по факту молодые люди не знают, где получить интересующую их информацию или озвучить свои идеи. Почему получилось так, что рассказы блогеров о легкой и красивой жизни не сходят с экранов смартфонов, а информация о доступном трудоустройстве и жилье, которое можно получить, не доходит до целевой аудитории? На какую помощь могут рассчитывать молодые люди? И есть ли какая-то общая программа развития молодежной политики в России? Эти вопросы обсудили политики и чиновники в рамках пресс-конференции, организованной Медиагруппой «Патриот» и ФАН.
Сейчас очень мало людей, которые могут эффективно заниматься молодежной политикой, предлагать какие-то интересные проекты, воплощать их в жизнь и «зажигать сердца молодых людей», считает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Цивилев. Вместо этого одни разговоры на уровне «дайте денег».
«Должна быть движуха, а движухи нет. Все чиновники говорят: «Дайте денег!». А деньги в итоге до самой молодежи не доходят. Если не заниматься молодежной политикой в реальности, то никогда ничего не будет. Мы потеряли управленческие кадры и лидеров. Получается, воспитываем функционеров в галстуках, которые говорят, что готовы работать с молодежью, но ничего конкретно не предлагают. Нет конкретных идей», — поделился Цивилев.
С тем, что молодежная политика нуждается в свежих кадрах и иных подходах в ее реализации, согласился и депутат Государственной думы Василий Власов. Он признался, что уже предлагал создать Министерство по делам молодежи, ведь сейчас этим вопросом занимается только Федеральное агентство по делам молодежи. И, по его мнению, Росмолодежь не совсем справляется со своими функциями.
«Я получаю критику из-за того, что не смогли вырастить политиков, что мы упустили возможность общения с блогерами. А надо понимать, что видеоблогеры начинают высказывать свои позиции. Мое предложение было — создать Министерство по делам молодежи. Я уже забыл, когда устраивались дебаты молодежных партий. Росмолодежь стала проводить меньше мероприятий. Если и делают, то один крупный молодежный форум, и все пытаются свести к тому, что политиков среди молодежи нет, есть только художники и библиотекари. А я считаю, что у нас много активных парней и девушек, и надо их поддерживать», — объяснил свою позицию депутат.
Он убежден, что с молодежью надо обсуждать все сферы: начиная с диалога по жилищному вопросу, образованию, карьере и заканчивая созданием клубов, где молодые люди могут проводить свой досуг.
«Если работать с молодежью, то надо спрашивать у нее, а не у седовласых чиновников. Им надо дать поддержку. Сейчас необходимо усилить Росмолодежь и поднять ее с позиций федерального агентства до уровня министерства», — заключил он.
К молодежи надо прислушиваться и советоваться с ней. С этим мнением согласен и Алексей Цивилев. Но главное, считает он, не идти на поводу простых «хотелок», а планомерно взращивать подрастающее поколение.
«Хотите коворкинг, новые студии — получите. Но мы играем в хотелки, а не воспитываем гражданина. Ведь для того, чтобы воспитать его, надо тонко и грамотно объяснять молодому человеку позицию государства. Чем наша страна отличается от других стран? Почему у нас такие отношения с теми или иными государствами? — пояснил депутат. — А с этим проблемы».
И одна из причин, считает он, это неумение внятно сформулировать и проговорить государственную идеологию. Пока государство топчется в этом вопросе на месте, прозападные блогеры и активисты не упускают шанс «просветить» в нужном ключе российскую молодежь.
«Зайдите на YouTube. Они настолько грамотно пропагандируют и подают информацию, что даже меня могут перевербовать — так все красиво слеплено! А мы ничего не противопоставляем. Кроме того, что удовлетворяем хотелки», — высказался политик.
У молодого человека не должно быть и мысли получить дешевое высшее образование в России и потом «смотать за границу», добавил Цивилев. Человек должен знать, что он нужен здесь, что он часть страны, и он может здесь достойно жить и работать.
Проблему неумения государства донести информацию до подрастающего поколения озвучил и член Общественной палаты Петербурга Андрей Малков. По его словам, уже много лет среди чиновников идут дискуссии, но так до конца никто и не понимает, как уйти от традиционных методов работы с молодежью, которые устарели.
«Конечно, не обязательно все сбрасывать, просто старое надо адаптировать и дополнять новыми способами коммуникации. Если не доносим информацию и не используем все возможные средства коммуникации, есть определенный момент недоинформированности. Мы упускаем часть коммуникационных каналов. Надо создавать свои альтернативные. Тем более нельзя загонять все в один канал, чем больше мессенджеров и ресурсов, тем лучше», — считает Малков.
В ходе обсуждения член Общественной палаты Петербурга привел в пример блогеров, которые со всех ресурсов рекламируют легкую и красивую жизнь, которую им обеспечили подписчики. И при этом нигде никто не говорит: «Стань хорошим специалистом, и будет тебе успех!». Помимо того, что агитация блогеров гораздо заманчивей, человек всегда интересуется халявой, так еще и власти не умеют пользоваться современными инструментами, чтобы выйти на диалог с молодыми людьми. Хотя у государства возможностей больше.
Чиновники в свою очередь понимают проблему «недоинформированности молодежи». Первый заместитель председателя комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Санкт-Петербурга Ксения Посылаева рассказала, что сейчас основная задача — это донести информацию о мерах поддержки, которыми могут воспользоваться молодые люди.
«В год цифровизации и науки мы понимаем, что основной тренд и вызов молодежи заключается в предоставлении информации цифровым способом. Поэтому работаем над формированием всех доступных площадок в Сети, в том числе создали молодежное телевидение. Ведь 85% людей получают информацию из социальных сетей», — сказала она.
Власть пока не может полноценно донести информацию о том, как можно «прокачать» себя, и каким образом принять участие в жизни города. Хотя чиновники готовы помочь в решение самых болезненных вопросов — это жилье и трудоустройство. По словам Посылаевой, молодые люди могут решить жилищную проблему несколькими способами.
«Не все знают, что у нас реализуется программа поддержки молодых семей, когда лица, состоящие в браке, или одинокие родители до 35 лет могут получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья. Данная выплата предоставляется в размере не меньше 40% от стоимости жилья, также можно получить безвозмездно социальный целевой займ или жилье на десять лет без процентов», — объяснила она.
Также несколько направлений нацелено на решение проблемы трудоустройства молодых людей. На базе комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями работает центр «Вектор», где помогут определиться с профессией. Не надо забывать и про центры занятости. Индивидуальные консультации, коворкинги и биржи труда — каждый может выбрать наиболее удобный способ для получения информации, заключила Посылаева.
Источник
Ученые выяснили, к чему стремятся российские подростки
МОСКВА, 26 июл — РИА Новости. Что представляет собой современная молодежь, к чему стремится и в чем нуждается — ответы на эти вопросы специалисты попытались найти в рамках исследовательского проекта «Ценностный атлас России». В исследовании приняли участие школьники и студенты из более чем тридцати городов всех федеральных округов страны. К каким выводам пришли ученые, РИА Новости рассказал руководитель проекта, заслуженный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Андрей Подольский.
— Андрей Ильич, часто говорят, что молодежь сейчас «стала другая». Но какая? В чем ее отличие от тех, кому было столько же лет, скажем, два-три десятилетия назад?
— Современные подростки, живущие в сложном по своему содержанию и строению мире, возможно, больше других возрастных категорий зависят от культивируемых в обществе норм и ценностей. К сожалению, в нашем обществе есть серьезный дефицит позитивного воздействия на подрастающее поколение, что не может не сказаться на формировании ценностно-смысловой сферы современных российских подростков. Существующие сегодня социально-экономические отношения и продуцируемые модели «успешности» жизни создают иллюзорное представление о реалиях профессиональной деятельности. Стоит учитывать и опасности, связанные с возникновением социальной аномии, — размывание одной ценностной системы общества при несформированности другой, утрата межпоколенческой преемственности. Высокая социальная неопределенность, доминирующая в российском обществе на протяжении нескольких последних десятилетий, создает трудности профессионального, жизненного и личностного самоопределения и обретения идентичности молодыми людьми. Все эти тенденции стали причиной для старта исследовательского проекта «Ценностный атлас России».
— Кто выступил инициатором проекта «Ценностный атлас России» и каковы его задачи?
— Проект инициировал и реализует негосударственный институт развития «Иннопрактика». Целью исследования было стремление понять, что собой представляет современная молодежь, какие у нее ценности, чем она отличается от своих родителей, от близких поколений. Нас интересовали подростки, ученики старших классов школ, учащиеся колледжей и студенты вузов: им через некоторое время предстоит занять наши места. В первую очередь нас интересовало морально-ценностное самоопределение подростков, их профессиональное самоопределение и психоэмоциональное благополучие или неблагополучие. В исследовании приняли участие школьники и студенты из более чем 30 городов во всех федеральных округах России. Было разработано серьезное научное обоснование, отобраны оптимальные для такого исследования методики из нашего и зарубежного опыта.
— Андрей Ильич, можете назвать ключевые ценностные ориентиры современной молодежи?
— Для подростка важную роль играет возможность самому выбирать ценностные ориентиры, определяющие построение им своей жизни. Мы выделили десять основных ценностей. На первые три места подростки ставят доброту (как стремление к благополучию близких людей), самостоятельность в мыслях и действиях, гедонизм (стремление к наслаждению или чувственному удовольствию). На последних местах — конформность (сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить другим людям и не соответствуют социальным нормам), традиции (уважение культурных и религиозных обычаев), власть (как доминирование над людьми), собственные достижения, стремление к приключениям, риску и новизне. Мы заметили, что есть различия в ответах в возрастном и гендерном аспектах. Подростки из восьмого класса больше, чем десятиклассники, ценят традиции и конформность, десятиклассники же отдают предпочтение самостоятельности, новым впечатлениям и власти. Девушки больше, чем юноши, ценят доброту, универсализм и безопасность. Юноши, в свою очередь, более склонны к власти и самостоятельности. С помощью методики, позволяющей определить личностные профессиональные перспективы, мы выяснили, что эти показатели примерно одинаковы и у 14-летних, и у 19-летних ребят, что говорит о сложно протекающем процессе профессионального самоопределения. Кроме того, выявляется очень большой провал в знании мира профессий. Если проанализировать сказанное, то можно сделать вывод, что у современных подростков в основном здоровая система ценностей. Они отдают приоритет заботе о ближних, стремятся быть хорошими друзьями, поддерживать традиционные ценности, уважительно и терпимо относиться к другим людям и так далее.
— Отличаются ли результаты в городах и регионах, где проводилось исследование?
— Да, но здесь нужно разбираться с каждым случаем отдельно. Мы совершенно не ожидали, например, что «несчастливым» окажется город Калининград. Такое впечатление, что подростки там чувствуют себя ничейными — ни нашими, ни европейскими. Очень много ответов в анкетах, говорящих о желании скорее закончить учебу и уехать. Много высказано пессимистических мыслей. Противоположная картина в Сергиевом Посаде: нас приятно удивили открытые лица ребят, дружелюбие, активность. Из разговора с педагогическим составом у нас сложилось впечатление, что преподаватели живут проблемами подопечных, стараются вложить в них не только профессиональные знания и умения, но также заботятся об их жизненно важных потребностях.
— На ваш взгляд, готовы ли современные подростки заменить в профессиональном плане своих родителей?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, приведу пример. В ходе исследования мы просили подростков перечислить известные им профессии. В основном они отмечали профессии, распространенные в быту: сантехник, врач, учитель, военный, водитель. При выборе будущей профессии подростки в основном ориентируются на то, что они видят в ближайшем окружении или по телевидению. На вопрос «Кем мечтаете стать?» наиболее часто отвечают: «Музыкантом (иметь свою группу), дизайнером, переводчиком, артисткой, певицей». Кроме того, молодые люди слабо понимают, что нужно делать для овладения выбранной профессией, не умеют и не проявляют желания выстраивать жизненную перспективу, не понимают, что нужно делать, чтобы добиться поставленных целей. В основном ограничиваются такого рода ответами: «Я еще маленький думать об этом», «Придет время, тогда и буду думать». Характерно, что с возрастом у них не становится больше знаний о себе, о своих достоинствах и недостатках, о средствах преодоления внутренних и внешних препятствий на пути к достижению цели. Мы попросили молодых людей перечислить свои недостатки, те, что могут стать преградой на пути достижения мечты. Вот что получилось: лень, невнимательность, стеснительность, закомплексованность, проблемы со здоровьем. А на вопросы о том, как преодолеть препятствия и достичь цели, отвечали так: «Мне ничего не помешает», «Если я захочу, обязательно добьюсь поставленной цели», «У меня нет никаких препятствий», «Вот когда возникнут, тогда и буду думать». Из того, что уже сейчас предпринимается для достижения мечты, — спорт, занятия с репетитором, учеба в музыкальной школе.
Иными словами, многие показатели личностного развития у молодежи, перешагнувшей двадцатилетний рубеж, то есть у достаточно взрослых и, казалось бы, зрелых людей на деле соответствуют подростковому возрасту. Пока сложно окончательно судить о сходстве или различии механизмов этой своего рода психологической «эпидемии» в России и Западной Европе, но в интересах повышения психологического здоровья общества, прежде всего его молодой части, этот вопрос стоит держать под контролем.
— Какова роль родителей в формировании иерархии ценностей у детей?
— Их роль велика и, к сожалению, в большинстве случаев неочевидна для взрослых. В психологии есть понятие «кризис подросткового возраста». Это трудный период, когда ребенок должен понять себя, выстроить свою траекторию жизни, ведь в этом и заключается процесс самоопределения личности. Да, он будет при этом набивать себе шишки. Но родители на это не соглашаются и стараются ребенка оградить от страданий, попросту все решают за него. Часто родители не понимают своих детей-подростков, в связи с отсутствием элементарной психологической грамотности не могут найти с ними общего языка, возлагая всю ответственность за воспитание собственных детей на школу.
— В чем искать причины «межпоколенческих войн» между современными подростками и их родителями?
— Кризис возраста у современного подростка происходит от того, что он хочет быть взрослым, а его во взрослые не берут, надевают короткие штанишки. Вот он и начинает доказывать, что он взрослый: волосы в зеленый цвет красит, грубит старшим, глупости всякие делает. Если сравнить жизненные успехи людей, которые были подростками в годы Великой Отечественной войны, с более ранним и более поздним поколениями, становится очевидно, что подростки 1941-1945 годов сразу стали взрослыми, на них свалилась огромная ответственность, они «проскочили» кризис подросткового возраста. Однако это вовсе не означает, что раннее взросление гарантировало им успешность: уровень субъективной оценки у них оказался в два с половиной раза ниже по сравнению с более ранним и более поздним поколениями. Удовлетворенность семейной и интимной жизнью — в четыре раза хуже. Количество разводов — в два раза больше. Образно говоря, они от жизненной арифметики сразу перешли к высшей математике и потерпели поражение. А нужна еще «школьная математика», когда человек учится строить отношения с людьми, начинает понимать себя, свою ответственность и обязанности. Это тяжелая работа, но подросток должен ее проделать сам. Немногие родители сегодня это понимают. Если они говорят ребенку «Иди на такой-то факультет, там у нас знакомый декан», все, такой работы над собой у подростка не будет.
— Сейчас много говорят о том, что школа должна вернуть себе воспитательную функцию. Рассматривалась ли в рамках вашего исследования роль учителя в личностно-ценностных интересах подростков?
— Подросткам нужен старший наставник, это может быть тренер в спортивной секции, преподаватель музыки, мастер производственного обучения, кто угодно. К примеру, существует совершенно жесткая связь между эмоциональным состоянием авторитетного учителя и эмоциональным состоянием старших девочек. Мы хорошо знаем, какое сильное влияние может оказать своевременно и уместно сделанная положительная оценка подростка со стороны уважаемого учащимися педагога. И речь идет далеко не только об учебе. Пользующийся уважением педагог играет в жизни молодого человека очень важную для этого возраста функцию наставника, становится носителем базовых жизненных ценностей. Наше исследование показало, что далеко не все учителя понимают, какое влияние на подростков они имеют. Но учителя сегодня перегружены написанием отчетов, не у многих дело доходит до понимания душевного состояния учеников. Есть еще одна важная вещь. Два года назад мы проводили большое исследование психологического состояния студентов различных вузов. Оказалось, что самые инфантильные — студенты педвузов. Иногда старшие школьники душевно более развиты, то есть они добрее и самостоятельнее, чем их учителя.
Таким образом, анализ полученных нами результатов убедительно говорит о том, что нужна целенаправленная стратегия работы с молодежью. Перед нами встал следующий вопрос: можем ли мы исправить сложившуюся ситуацию? В настоящее время разработаны и апробируются в ряде регионов России различные варианты формирования социально желательных ценностных ориентаций, содействия позитивному развитию самосознания молодежи, пути и возможности взаимодействия в этом направлении с образовательными учреждениями и местными органами управления. В качестве примера можно привести опыт Газпромбанка — проведение ежегодного конкурса «Рабочие стипендиаты». Юноши и девушки из профессиональных лицеев и колледжей, где проводятся конкурсы, показывают лучшие результаты по сравнению с учащимися учебных заведений, где такая работа не проводится. Эти молодые люди лучше представляют свою дальнейшую профессиональную и личную жизнь, что, скорее всего, является результатом той работы, что проводится с ними при подготовке к конкурсу: они вовлечены в соревновательный процесс, при этом повышается мотивация достижения, они глубже узнают свои возможности, при получении хороших результатов повышается самооценка. И хотя речь идет о молодых людях — нужно ясно представлять, что достижение поставленных целей возможно лишь при активном взаимодействии трех «стейкхолдеров» этого далеко не простого процесса — местных властей, образовательных учреждений и работодателей.
Источник