Как оспорить СОУТ и лишение компенсаций за вредность
В последнее время многие российские медики лишились — полностью или частично —компенсаций за вредные условия труда: дополнительных отпусков, сокращенной рабочей недели, надбавки к зарплате. Делается это администрацией с помощью узаконенной процедуры — специальной оценки условий труда (СОУТ), заменившей аттестацию рабочих мест.
Выполняется СОУТ нередко с многочисленными нарушениями. В связи с этим многих медработников интересует порядок обжалования действий администрации ЛПУ. Рассмотрим это на примере вопроса врача одной из районных больниц Нижегородской области юристу профсоюза «Действие».
Врач сообщил, что по итогам проведенной в больнице СОУТ условия труда медработников были признаны допустимыми. Опираясь на это, работодатель решил изменить условия трудовых договоров, не предоставлять медикам гарантии и компенсации за «вредность». Сотрудникам раздали письменные уведомления об изменении условий труда «в порядке, предусмотренном статьей 74 Трудового кодекса РФ». Медика интересовал порядок обжалования результатов проведённого СОУТ и правомерность действий работодателя.
Юрист профсоюза подготовил ответ, основные положения которого мы приводим.
В первую очередь, вам необходимо обратиться на имя руководителя учреждения с письменным заявлением:
«На основании ст. 62 Трудового кодекса РФ в срок не позднее 3 рабочих дней прошу предоставить мне заверенную копию карты специальной оценки условий труда, проведенной на моем рабочем месте (со всеми протоколами исследований (испытаний) и измерений к ней)». (Дата, подпись).
Заявление сделать в двух экземплярах, один из которых оставить себе с входящим номером, датой и подписью должностного лица, ответственного за прием документов. Обычно это секретарь главного врача.
Получив карту и протоколы, вы сможете проверить корректность проведенных измерений.
В дальнейшем можно приступить к процедуре оспаривания результатов спецоценки.
ТРИ ВАРИАНТА ОБЖАЛОВАНИЯ
На основании статей 24, 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» вы можете:
а) обратиться в региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, в вашем случае это Министерство социальной политики Нижегородской области, с просьбой о проведении государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления вам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также экспертизы фактических условий труда на вашем рабочем месте;
б) обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением о рассмотрении разногласий по вопросам проведения спецоценки условий труда на вашем рабочем месте;
в) обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
Рассмотрим эти варианты.
Порядок проведения госэкспертизы утвержден Приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549-н. Вам необходимо обращаться за проведением госэкспертизы в Министерство социальной политики Нижегородской области. Образцы заявлений и разъяснения есть у них на сайте —/minsocium.ru/index.php/okhrana-truda/1394-exam.
В нашей практике были прецеденты, когда проведение спецоценки условий труда признавалось по результатам госэкспертизы некачественным, на рабочих местах сотрудников выявляли «вредность». На наш взгляд, обращение с просьбой о проведении госэкспертизы должно содержать мотивы несогласия со спецоценкой (т.е. указание, что измерено ненадлежащим образом).
Отметим, что в случае обращения в Министерство работника или профсоюза экспертиза должна проводиться на платной основе, за счет средств заявителя. У нас был опыт, когда региональный орган власти, уполномоченный в области охраны труда, провел госэкспертизу бесплатно, что позволило работодателю признать результаты госэкспертизы незаконными в суде и в Минтруда России (в Минтруда обжалуют результаты госэкспертизы).
Б) ЗАЯВЛЕНИЕ В ГОСТРУДИНСПЕКЦИЮ
Стоит обратиться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области с заявлением на предоставление государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда.
Оказание этой услуги регулируется Административным регламентом, утверждённым Приказом Минтруда России от 05.12.2016 № 709-н.
В случае, если Гострудинспекция согласится с доводами заявления, то она может направить в Министерство социальной политики Нижегородской области представление о проведении экспертизы качества СОУТ на вашем рабочем месте. В этом случае проведение госэкспертизы будет бесплатным. Мы считаем, что обращение в Гострудинспекцию также должно содержать конкретные доводы, почему вы не согласны с результатами СОУТ, т.е. в любом случае сначала необходимо изучить карту спецоценки по вашему рабочему месту.
Еще один вариант действий – обращение в суд с иском об оспаривании результатов проведенной СОУТ. По сложившейся судебной практике ответчиком по такому делу будет являться работодатель, а организация, проводившая спецоценку, — третьим лицом. Такое исковое заявление не облагается госпошлиной. В суде можно просить о назначении госэкспертизы результатов спецоценки (по судебным определениям она проводится бесплатно). Суды чаще обращают внимания на процедурные нарушения при проведении спецоценки (к примеру, если комиссия, проводившая спецоценку, была создана в неправомочном составе, если работники не были своевременно ознакомлены с результатами спецоценки и т. п.).
О ПРАВОМЕРНОСТИ ОТМЕНЫ ГАРАНТИЙ
Касательно правомерности действий работодателя. По мнению Минтруда России, изложенному в письме от 16.12.2015 № 15-1/ООГ-6372, в ситуации, когда по результатам СОУТ устанавливаются «менее вредные» условия труда по сравнению с ранее установленными по результатам аттестации рабочих мест, предоставляемые гарантии могут быть пересмотрены. Аналогичным образом складывается и судебная практика. Письмо Минтруда вы можете найти в интернете по указанным реквизитам, там приведено обоснование этой правовой позиции. Впрочем, если дополнительный отпуск или иные компенсации были отдельно прописаны в коллективном договоре, работодателю придется еще и пройти процедуру поправок в коллективный договор.
Мы бы рекомендовали вам получить карту спецоценки, изучить ее совместно с опытным юристом, после чего обратиться одновременно и в Гострудинспекцию, и в Министерство социальной политики Нижегородской области. По результатам рассмотрения обращений можно подумать о судебном оспаривании результатов СОУТ.
При этом крайне желательно обратиться в суд с иском об оспаривании результатов спецоценки в течение 3-х месяцев со дня, когда вам стало о них известно, так как иногда судьи отказывают в удовлетворении требований в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд (ст. 392 ТК РФ). Это, на наш взгляд, неверно, но не стоит с этим рисковать.
Источник
Компанию оштрафовали за непроведение спецоценки: как оспорить постановление ГИТ
Отсутствие спецоценки и ошибки в порядке ее проведения — топ-нарушения, за которые ГИТ штрафует компании. Однако оспорить наказание можно. Работодателям удавалось через суд заменить штраф на предупреждение, признать проступок малозначительным и отменить постановление ГИТ в связи с недочетами, которые допустил инспектор. Как воспользоваться успешным опытом коллег и противоречиями в судебной практике, узнаете из статьи.
Способ 1. Постарайтесь убедить суд заменить штраф на предупреждение
Компании были обязаны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года (ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, далее — Закон № 426-ФЗ). Результаты спецоценки действуют по общему правилу пять лет, но в некоторых случаях ее надо проводить внепланово.
Работодатели не всегда помнят о сроках и опаздывают с проведением спецоценки. Если инспектор ГИТ выявит нарушение, он может наказать работодателя по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. В соответствии с указанной нормой виновному грозит предупреждение или штраф: для должностного лица или ИП — 5–10 тыс. ₽, для юрлица — 60–80 тыс. ₽.
Инспекторы ГИТ предпочитают штрафовать компании. Однако, если на день вынесения постановления о назначении административного наказания вы успели завершить спецоценку, есть шанс заменить штраф на предупреждение.
- Судебная практика
- Работодатель провел спецоценку 25.10.2019, а 27.11.2019 инспектор ГИТ оштрафовал его на 60 тыс. ₽ по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Компания обжаловала постановление в суде. Первая инстанция согласилась с инспектором. Областной суд отметил в том числе, что компания устранила правонарушение на момент назначения административного наказания. В итоге штраф заменили на предупреждение (решение Костромского областного суда от 10.03.2020 по делу № 21–297/2020).
Полезный совет. Санкцией ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП предусмотрен штраф или предупреждение. Последнее применяется при двух условиях: проступок совершен впервые, вреда или угрозы его причинения не было (ч. 2 ст. 3.4 КоАП). Нарушение срока проведения спецоценки может создать угрозу жизни и здоровью работников, если по ее результатам установлено, что условия труда вредные или опасные. Если же условия труда оптимальные или допустимые, постарайтесь убедить суд, что вредные последствия не могли наступить из-за проведения спецоценки с опозданием. А значит, есть основание заменить штраф на предупреждение.
Когда бухгалтер еще и кадровик! Легкая и простая программа для бухгалтерского, налогового и кадрового учета — БухСофт.
Способ 2. Посчитайте, не истек ли срок давности привлечения к ответственности
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка или непроведение спецоценки — год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). Как правило, срок давности привлечения к ответственности исчисляют со дня совершения проступка. Но если нарушение длящееся, соответствующий срок считают со дня, когда оно обнаружено (ч. 2 ст. 4.5 КоАП).
Инспекторы ГИТ считают, что непроведение спецоценки — длящееся нарушение. Часть судов разделяют позицию ГИТ и указывают, что срок давности привлечения к ответственности нужно считать со дня, когда инспектор выявил проступок (решение Мосгорсуда от 06.10.2020 по делу № 7–11331/20).
По мнению других судов, непроведение спецоценки — не длящееся нарушение. Соответственно, годичный срок надо исчислять со дня, когда работодатель должен был завершить спецоценку, но не сделал этого.
- Судебная практика
- ГИТ оштрафовала работодателя на 60 тыс. ₽ за непроведение спецоценки. Суд отметил, что компания создана 19.01.2017. Спецоценку на вновь организованных рабочих местах надо провести в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Значит, срок для проведения спецоценки истек 19.01.2018. Правонарушение не является длящимся, поскольку законом предусмотрен срок исполнения обязательства. Значит, годичный срок для привлечения к ответственности истек 19.01.2019. Инспектор ГИТ вынес постановление 10.12.2019, то есть за пределами указанного срока. В итоге суд отменил постановление и прекратил производство по делу на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП (решение Ставропольского краевого суда от 11.03.2020 по делу № 7–240/2020).
Отметим, что провести спецоценку нужно в течение 12 месяцев со дня ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест либо изменения технологического процесса, замены оборудования, которые могут повлиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов. Провести спецоценку нужно в течение шести месяцев с даты, когда:
- работодатель получил соответствующее предписание ГИТ в связи с выявленным нарушением требований охраны труда;
- изменился состав материалов или сырья, и это может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов;
- изменились применяемые средства индивидуальной или коллективной защиты;
- произошел несчастный случай на производстве или выявлено профзаболевание, причина которых — воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов;
- поступило мотивированное предложение первичной профсоюзной организации о проведении спецоценки.
ГИТ не вправе вас наказывать за не вовремя проведенную спецоценку, если со дня, когда вы ее завершили, уже прошло более года, а оснований для новой спецоценки еще нет. Тот факт, что ранее вы не уложились в отведенные по закону шесть или 12 месяцев, неважен. Срок давности привлечения к ответственности истек вне зависимости от того, считать нарушение длящимся или нет.
Полезный совет. Полагаем, что непроведение спецоценки, когда она нужна по закону, — длящееся нарушение. Но если вы все же решите доказывать в суде обратное, можете изложить следующую позицию: «В силу п. 14 постановления Пленума ВС от 24.03.2005 № 5 невыполнение обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Провести спецоценку надо было не позднее 31.12.2018 либо в течение шести или 12 месяцев в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Поскольку завершить спецоценку надо было к конкретной дате, нарушение не является длящимся, а срок привлечения к ответственности составляет один год со дня, следующего за указанной датой».
Способ 3. Ссылайтесь на то, что инспектор ГИТ вышел за пределы предмета проверки
Инспектор ГИТ не вправе требовать документы, которые не относятся к предмету проверки (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — Закон № 294-ФЗ). Предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в чек-листы. Их реквизиты должны быть в приказе о проведении такой проверки (п. 51, 52 Административного регламента, утв. приказом Роструда от 13.06.2019 № 160, далее — Административный регламент).
Внеплановую проверку проводят по конкретным обращениям или иным причинам, указанным в п. 90 Административного регламента. В этом случае предмет проверки — возможное нарушение в определенной сфере. Значит, если, например, поступила информация о выплате работникам зарплаты ниже МРОТ, то инспектор не вправе затребовать документы о проведении спецоценки. Ведь соблюдение требований охраны труда не входит в предмет проверки.
Затребование документов, не относящихся к предмету проверки, — грубое нарушение. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, не могут быть доказательством нарушения закона. В такой ситуации постановление о назначении наказания должно быть отменено вышестоящим должностным лицом или судом по заявлению работодателя (ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ).
- Из решения суда:
- «Поскольку выявленные нарушения, связанные с непроведением специальной оценки условий труда в <наименование работодателя>, явившиеся основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не относились к предмету проверки, то полученные с нарушением положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ доказательства в указанной части не могут быть признаны допустимыми в силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. При таких обстоятельствах судьей районного суда обоснованно установлено отсутствие допустимых доказательств нарушения юридическим лицом нормативных требований охраны труда» (решение Кировского областного суда от 20.02.2020 по делу № 77–55/2020).
Полезный совет. Не предоставляйте ГИТ документы, не относящиеся к предмету проверки. Если все же предоставили их, а инспектор наказал компанию, отменяйте постановление через суд. Ссылайтесь на то, что инспектор нарушил п. 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ, п. 8 Административного регламента.
Источник
Как урегулировать разногласия в отношении результатов СОУТ?
Результаты проведения СОУТ могут не устроить как самого работодателя (заказчика услуг), так и его работника. Ответы на вопросы «Как быть?» и «Что делать?» можно найти в Приказе Роструда от 23.08.2019 № 233, которым утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по рассмотрению разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателей на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда (далее – Регламент). Документ зарегистрирован в Минюсте 05.12.2019 и начал применяться с 17.12.2019.
Кто вправе подать заявление и жалобу?
Обратиться в уполномоченный орган (Роструд, его территориальный орган) вправе:
профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы;
организации, осуществляющие проведение СОУТ.
Далее для удобства мы будем использовать слова «заявитель», «заявители».
Как получить информацию о порядке действий?
Полезная для заявителей информация размещается:
на сайте Роструда и его территориальных органов;
на информационных стендах в Роструде и его территориальных органах;
в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал) по адресу gosuslugi.ru.
На Едином портале размещается информация об исчерпывающем перечне документов, которые необходимо представить, о требованиях к оформлению указанных документов и др.
Консультацию в органах Роструда можно получить с использованием телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений и при личном приеме.
Специалисты обязаны подробно и вежливо отвечать на вопросы обратившегося лица.
Какие документы необходимо представить?
В Регламенте закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить заявитель. Это важно, поскольку означает, что Роструд и его территориальные органы не вправе требовать от работодателя (или работника) никакие иные документы.
Итак, первый из обязательных документов – заявление. Его необходимо оформить согласно приложению 1 к Регламенту.
В заявлении указываются:
наименование заявителя (Ф. И. О. – для физических лиц), почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона;
информация об организации, проводившей СОУТ;
предмет (суть) разногласий и доводы заявителя.
Если заявление подает организация, дополнительно надо приложить копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (по которым имеются разногласия).
В случае если заявителем является работник, к заявлению прилагается копия трудовой книжки и (или) иных документов, подтверждающих факт работы у работодателя, о котором содержатся сведения в заявлении, а также копии материалов отчета о результатах проведения СОУТ (при их наличии).
Еще Регламент позволяет работодателю подать жалобу на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ (форма жалобы приведена в приложении 2). В жалобе также отражаются наименования и контакты работодателя и организации, проводящей СОУТ, и, кроме того, излагаются сведения об обжалуемых действиях (бездействии) и доводы работодателя.
Как передать документы в уполномоченный орган?
Существует несколько способов представления документов (п. 20, 21 Регламента). Документы на бумажном носителе можно:
направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
передать должностному лицу на личном приеме (на втором экземпляре заявления или жалобы будет сделана отметка о дате приема и указана фамилия лица, принявшего документы).
Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, можно представить в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала.
Нельзя подать документы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Заявление и жалобу следует подавать по территориальному принципу, выбирать уполномоченный орган заявитель не вправе (экстерриториальный принцип не применяется).
Сколько нужно уплатить за рассмотрение заявления или жалобы?
Рассматриваемая государственная услуга оказывается бесплатно, заявитель не должен уплачивать госпошлину за рассмотрение заявления или жалобы.
Личный прием не отнимет много времени
Согласно п. 31 Регламента максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления или жалобы работодателя и при получении результата предоставления государственной услуги составляет 15 минут. Поэтому не стоит бояться, что обращение в уполномоченный орган отнимет много времени.
Что включает в себя госуслуга и каким может быть ее результат?
Предоставление государственной услуги включает следующие (стандартные) административные процедуры (действия):
а) регистрация заявления или жалобы работодателя;
б) рассмотрение оснований для предоставления государственной услуги;
в) проведение проверки обоснованности изложенных в заявлении или жалобе работодателя сведений;
г) информирование о результатах предоставления государственной услуги, в том числе:
о направлении в орган государственной экспертизы условий труда представления в целях проведения экспертизы качества СОУТ (если изложенные в заявлении сведения подтвердились);
о выдаче организации, проводящей СОУТ, обязательного к исполнению предписания об устранении нарушений законодательства (если работодатель подавал жалобу и изложенные в ней сведения подтвердились);
о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин.
Как и в каком месте проводится проверка?
По общему правилу (п. 63 Регламента) проводится документарная проверка, в ходе которой осуществляется сравнительный анализ заявления (или жалобы работодателя) и прилагаемых к ней документов.
При необходимости у одной из сторон разногласий запрашивается отчет о результатах проведения СОУТ, по которому возникли разногласия.
Если заявителем является работник, у работодателя запрашивается отчет в части результатов СОУТ на рабочем месте работника.
В случае непоступления запрашиваемых документов в 30-дневный срок с даты направления запросов должностное лицо уполномоченного органа проводит внеплановую выездную проверку работодателя, у которого запрашивался отчет.
При рассмотрении жалобы работодателя должностное лицо осуществляет внеплановую документарную проверку организации, проводящей СОУТ. Если по результатам проведения этой проверки не представляется возможным сделать обоснованные выводы, назначается внеплановая выездная проверка.
Как узнать о результатах рассмотрения поданного заявления или жалобы?
Информация о результатах проверки и выводы об обоснованности (необоснованности) изложенных в заявлении (жалобе) сведений отражаются в акте.
Кроме того, в обязательном порядке оформляется извещение о результатах предоставления государственной услуги.
В извещении указываются:
наименование проводившего проверку органа и конкретного должностного лица;
сведения о заявлении (жалобе) с указанием реквизитов и даты регистрации в уполномоченном органе;
полное наименование заявителя-работодателя (Ф. И. О. работника), контактные данные;
период предоставления государственной услуги с указанием даты начала и окончания ее проведения;
информация о работодателе (если заявителем является работник);
информация об организации, проводившей СОУТ (если заявление или жалоба подана работодателем);
перечень документов, представленных заявителем и полученных в результате направления запросов;
вывод о результатах рассмотрения заявления (жалобы) с указанием оснований для отказа в предоставлении государственной услуги или информации об обоснованности или необоснованности доводов, а также принятых мерах.
Выводы, содержащиеся в извещении, должны быть подробными и обоснованными (п. 76 Регламента).
Во всех случаях выявления несоответствий в выводах приводится подробное описание выявленного несоответствия и дается ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Извещение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается на руки заявителю (его полномочному представителю) или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Не производится выдача результатов через Единый портал или сайт уполномоченного органа.
Копия извещения направляется второй стороне разногласия (организации, проводившей СОУТ, или работодателю).
Заявления, жалобы работодателей и представленные с ними документы обратно заявителю не выдаются и хранятся в уполномоченном структурном подразделении Роструда или его территориальных органов.
Как долго ждать результатов рассмотрения заявления или жалобы?
Согласно п. 11 Регламента государственная услуга (проверка изложенных в заявлении или жалобе сведений, оформление акта) предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации поданного заявителем заявления или жалобы работодателя.
Приостановление предоставления государственной услуги возможно в случае продления внеплановой проверки изложенных в заявлении или жалобе работодателя фактов на срок не более 20 рабочих дней (п. 13 Регламента).
Результаты направляются заявителю в срок не позднее 3 рабочих дней с даты их оформления (п. 14 Регламента).
Что делать в случае несогласия с решением, действиями (бездействием) должностных лиц?
Заявитель имеет право подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Роструда, его территориальных органов, а также их должностных лиц. Жалоба может быть подана с использованием Единого портала.
Информация о порядке подачи и рассмотрения жалоб размещается на Едином портале (п. 96, 97 Регламента).
В качестве заключения
Утверждение Регламента имеет важное значение для большого числа заинтересованных лиц – работодателей, работников, организаций, проводящих СОУТ, территориальных органов Роструда и т. д. Регламентом установлен закрытый перечень представляемых документов, введены формы заявления и жалобы, определены порядок и сроки рассмотрения представленных заявителями сведений.
Напомним, при наличии доказательств ненадлежащего оказания услуг по проведению СОУТ (в случае невозможности использования заказчиком результатов проведенной исполнителем оценки) работодатель вправе требовать расторжения договора, взыскания ранее перечисленных денежных средств, предусмотренной договором неустойки, а также убытков – суммы уплаченного штрафа, который был наложен на работодателя по результатам проверки ГИТ (см., например, Постановление АС СЗО от 03.12.2018 № Ф07-13812/2018 по делу № А13-8003/2017).
Если на организацию был наложен штраф за непроведение СОУТ, собственники бизнеса (участники общества) могут потребовать, чтобы директор (в том числе бывший) возместил сумму уплаченного административного штрафа. В частности, арбитры АС УО в Постановлении от 06.03.2018 № Ф09-450/18 по делу № А76-751/2017 взыскали штраф с бывшего руководителя ООО, отметив, что причиной привлечения общества к административной ответственности является виновное бездействие бывшего директора, выразившееся в неисполнении обязанности обеспечить проведение СОУТ.
Источник
Результаты спецоценки можно проверить
Если вы сомневаетесь в правильности результатов спецоценки условий труда на своих рабочих местах, проверить качество спецоценки можно с помощью государственной экспертизы. О том, как это сделать, нам рассказал представитель Минтруда России.
Петр Сергеевич, кто может инициировать проведение экспертизы качества спецоценки?
П.С. Сергеев: Инициатором проведения экспертизы качества спецоценки могут быть работодатель, работник, профсоюз или иной представительный орган работников, страховщики, территориальный орган Роструда, а также суд.
На какое конкретное нарушение могут пожаловаться работодатели и работники?
П.С. Сергеев: Работодатель может быть не согласен с проведенными исследованиями, испытаниями вредных или опасных производственных факторов и, конечно, с выводами о классификации условий труда на рабочих местах по результатам таких измерений. Например, он может считать, что рабочие места отнесены к тому или иному классу и подклассу условий труда неправильно. Ведь от этого зависит тариф страховых взносов в Пенсионный фонд, объем гарантий и компенсаций работникам.
Точно так же результаты спецоценки могут не устраивать работников или профсоюз. Например, работник может считать, что реальные условия его труда хуже, чем получились по результатам спецоценки, и он необоснованно оказался лишен гарантий и компенсаций за вредность.
Куда надо обратиться работодателю, если он хочет провести госэкспертизу спецоценки?
П.С. Сергеев: У работодателя есть два варианта. Либо он может самостоятельно обратиться в орган, проводящий госэкспертизу, — это органы по труду субъектов Российской Федерации. Но тогда ему придется оплатить проведение госэкспертизы. Либо он может пожаловаться на некачественное проведение спецоценки в территориальный орган Роструда. Если Роструд, рассмотрев обращение, решит, что оно обоснованно, он сам инициирует проведение госэкспертизы. В этом случае для работодателя она будет бесплатной.
Может ли Роструд потребовать проведения госэкспертизы, если жалоб от работодателя, работника или профсоюза не поступало?
П.С. Сергеев: Да, Роструд в рамках своей контрольно-надзорной деятельности может и при отсутствии жалоб прийти к выводу о необходимости проведения госэкспертизы качества спецоценки на рабочих местах конкретного работодателя.
Как бы вы посоветовали работодателю поступить: самостоятельно обратиться за экспертизой или пожаловаться в Роструд?
П.С. Сергеев: Думаю, лучше обращаться в Роструд. Зачем же платить деньги, если есть достаточно оснований для проведения госэкспертизы бесплатно?
Но свою жалобу с просьбой проверить результаты спецоценки надо, конечно, обосновать. Ведь Роструд оценивает объективность доводов заявителя. То есть надо обязательно указать, как был нарушен порядок спецоценки, какие именно ее результаты и выводы вас не устраивают и почему, приложить документы. Если до этого на рабочих местах уже проводилась спецоценка или аттестация рабочих мест, желательно приложить к заявлению и ее результаты тоже.
А если Роструд отказывает в удовлетворении жалобы, у работодателя сохраняется право провести госэкспертизу за деньги?
П.С. Сергеев: Конечно. Можно даже, обратившись в Роструд, параллельно провести платную экспертизу.
Может ли орган госэкспертизы отказать в ее проведении?
П.С. Сергеев: Единственная причина, по которой орган госэкспертизы может отказать в проведении экспертизы, — недостаточные или неверные сведения о заявителе и об объекте спецоценки.
Работник может инициировать госэкспертизу только на своем рабочем месте или также и на других рабочих местах?
П.С. Сергеев: Если работник сам обращается в орган, проводящий госэкспертизу, и сам ее оплачивает, экспертиза будет проведена только на его рабочем месте. Если же работник жалуется на некачественную спецоценку в Роструд, то Роструд может принять решение провести госэкспертизу спецоценки не только рабочего места этого работника, но и других рабочих мест.
Как работодатель, если он не является заявителем, узнает о проведении госэкспертизы?
П.С. Сергеев: Работодателя уведомят о том, что на его рабочих местах проводится госэкспертиза качества спецоценки. Более того, от работодателя могут потребовать представить материалы, необходимые для проведения госэкспертизы.
Какие именно это могут быть материалы?
П.С. Сергеев: Четкого перечня таких материалов, к сожалению, нет. Поэтому потребовать могут любые документы, имеющие отношение к состоянию условий труда на предприятии и к проведенной спецоценке. Это в первую очередь отчет о спецоценке. Может также потребоваться отчет о предыдущей спецоценке или аттестации рабочих мест. Результаты и выводы этих отчетов свидетельствуют о состоянии фактических условий труда на рабочих местах работников, а также о праве этих работников на гарантии и компенсации за вредные и опасные условия труда. Возможно, для госэкспертизы окажутся нужны документы, касающиеся формирования комиссии по проведению спецоценки, графика проведения спецоценки. Представить требуемые документы надо в течение 10 дней. Либо, если таких документов у работодателя нет, сообщить о невозможности их представления.
Сколько времени может занять проведение госэкспертизы условий труда?
П.С. Сергеев: Стандартный срок, когда есть все нужные документы, — 30 дней. Но при необходимости, если надо будет провести дополнительные испытания, измерения вредных факторов, срок экспертизы может быть продлен еще на 60 дней — до 90 дней.
Каковы возможные результаты проведения экспертизы и выводы, как они оформляются и доводятся до заинтересованных лиц?
П.С. Сергеев: Результат госэкспертизы — признание правомерными требований заявителя и указание на необходимость проведения повторной спецоценки либо заключение об отсутствии оснований для проведения повторной спецоценки. Он оформляется заключением. Заключение должно содержать ссылки на нормативные документы. В течение 3 дней после подписания заключение направляется заявителю: работнику, работодателю, профсоюзу, в суд либо в территориальный орган Роструда.
Если работодатель не был заявителем, орган госэкспертизы все равно уведомит его о результатах и направит ему заключение. Также о результатах госэкспертизы будет уведомлена организация, которая проводила спецоценку.
А что дальше?
П.С. Сергеев: Если госэкспертиза проводилась по обращению суда и подтвердила нарушения, это, безусловно, формирует доказательную базу для участника судебного процесса. Если по обращению Роструда — Роструд вынесет предписание об устранении нарушений.
А для работников и работодателей, которые сами инициировали госэкспертизу, ее выводы о нарушениях будут основанием для возможного обращения в суд или в Роструд либо для защиты своих прав иным способом в рамках гражданско-правовых или трудовых отношений.
Кто будет нести ответственность за некачественные результаты спецоценки?
П.С. Сергеев: С 1 января вступили в действие поправки в КоАП, усиливающие ответственность за нарушения в области охраны труда. Кроме того, введены дополнительные составы правонарушений, касающиеся именно проведения спецоценки, для работодателей, оценивающих организаций, а также для экспертов.
Заключение органа госэкспертизы о некачественной спецоценке ввиду нарушений порядка ее проведения организацией, проводившей такую оценку, будет основанием для вынесения административного наказания в отношении нее, а также в отношении ее экспертов, которые участвовали в проведении спецоценки. Для юридических лиц максимальный штраф — 200 тыс. руб. Либо возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток. Для экспертов — штраф до 50 тыс. руб. либо лишение права заниматься профессиональной деятельностью на срок от 1 года до 3 лет.
А работодателя тоже могут оштрафовать? Даже если он сам пожаловался в Роструд на плохое качество спецоценки или сам оплатил госэкспертизу?
П.С. Сергеев: Это маловероятно, хотя гипотетически возможно. Ведь работодатель формирует комиссию по спецоценке, туда входят его представители. А если работодатель — ИП, то в комиссию входит он сам. Если комиссия приняла какие-то необоснованные решения, нарушающие порядок проведения спецоценки, член комиссии может быть оштрафован как должностное лицо.
Если оказалось, что спецоценка была проведена некачественно, ее надо будет провести еще раз? Или достаточно внести изменения в отчет о спецоценке?
П.С. Сергеев: Внести изменения в отчет о спецоценке нельзя. Правила ее проведения не предусматривают корректировку проведенного исследования, изменение класса или подкласса условий труда в результате госэкспертизы.
Работодатель может потребовать от оценивающей организации провести спецоценку повторно либо вернуть затраченные средства. Возможно, это удастся сделать в рамках мирового соглашения, а если нет, то работодатель может обратиться с иском в суд.
Но ведь работодатель обязан проводить спецоценку в определенные сроки. А если результаты спецоценки были признаны недействительными, не получится ли, что работодатель ее как будто вообще не проводил?
П.С. Сергеев: Если вы имеете в виду ответственность работодателя за непроведение спецоценки, то, думаю, она ему не грозит. Ведь фактически специальная оценка была проведена.
А в какие сроки надо провести новую спецоценку?
П.С. Сергеев: Законом отдельно не установлен срок проведения повторной спецоценки, если результаты прежней были признаны неправильными. Полагаю, что срок, в который работодатель должен устранить нарушения и провести повторную спецоценку, может указать в своем предписании Роструд в случае проведения госэкспертизы по его инициативе.
Если экспертиза признала, что класс условий труда работников фактически не соответствует указанному в отчете о спецоценке, как работники будут получать гарантии и компенсации?
П.С. Сергеев: Госэкспертиза, конечно, не сможет установить новый класс условий труда работников. И может возникнуть правовая лакуна, когда работник окажется без установленного класса условий труда. В то же время организации с вредными условиями труда, как правило, проводят оценку рабочих мест не впервые. Скорее всего, у них есть результаты аттестации рабочих мест, пусть и с закончившимся сроком действия. И до получения результатов новой спецоценки по соглашению с работниками, в том числе в рамках коллективного договора, можно будет временно использовать эти результаты.
Если организацию или ее экспертов лишили права проводить спецоценку, работодатель ведь уже не сможет потребовать повторной спецоценки?
П.С. Сергеев: Организация, проводящая спецоценку, должна иметь не менее пяти экспертов. Если их всего пять и хотя бы один лишается права заниматься профессиональной деятельностью, такая организация перестает соответствовать установленным критериям. И работодателю останется только требовать вернуть средства, которые он потратил на спецоценку. А повторную спецоценку проводить с помощью другой организации.
Если же у оценивающей организации экспертов больше указанного количества, то лишение одного из них права заниматься профессиональной деятельностью не помешает организации провести спецоценку повторно.
Максимальное наказание — приостановление деятельности оценивающей организации либо лишение эксперта права работать по профессии — применяется лишь за повторное нарушение. Приостановление деятельности также непозволит такой организации проводить повторную спецоценку.
Если заявитель не согласен с результатами госэкспертизы, может ли он и ее обжаловать?
П.С. Сергеев: Конечно. Результат госэкспертизы можно обжаловать в Минтруд. По такой жалобе может быть назначена повторная экспертиза. Причем если в первый раз заявитель проводил экспертизу за свои деньги, повторная экспертиза будет для него бесплатной.
Может ли оценивающая организация оспорить результаты самой спецоценки и ее госэкспертизы?
П.С. Сергеев: Сейчас оценивающие организации не указаны в Законе №426-ФЗ как субъект, который может подать обращение о проведении государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения спецоценки.
Но мы подготовили поправки в Закон, которые наделяют оценивающие организации таким правом. Следовательно, если они будут не согласны с результатами госэкспертизы, они тоже смогут их оспорить.
Сколько примерно может стоить госэкспертиза?
П.С. Сергеев: К сожалению, не могу сказать даже примерно. В Методических рекомендациях, подготовленных Минтрудом, прописана структура затрат на проведение госэкспертизы: экспертиза самого отчета о спецоценке, изучение документации, проведение исследований, испытаний, измерений вредных или опасных факторов, но фактической стоимости нет.
Будут ли результаты госэкспертизы передаваться в информационную систему?
П.С. Сергеев: Да, и прообраз этой системы уже есть, это автоматизированная система анализа и контроля в области охраны труда — АКОТ. В ней аккумулируются данные о результатах оценки условий труда. Также в этой системе содержатся сведения об оценивающих организациях и экспертах. До 1 января 2016 г. на базе этой системы будет сформирована и запущена в промышленную эксплуатацию федеральная информационная система по учету результатов специальной оценки условий труда. Ее пользователями станут Минтруд, Роструд, органы по труду субъектов РФ, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ. Возможно, этой системой сможет пользоваться также и Роспотребнадзор. Будут подключены к этой системе и специальные организации, которые проводят спецоценку, но они смогут увидеть лишь результаты своей собственной деятельности и статистические данные. Работодатели тоже смогут увидеть результаты спецоценки на своих рабочих местах и ее госэкспертизы, если она проводилась.
Планируется в рамках этой системы сформировать персонифицированный учет условий труда на всех рабочих местах и привязать его к персонифицированному учету застрахованных лиц, который ведет Пенсионный фонд. Тогда по каждому работодателю и каждому работнику можно будет проверить правильность начисления страховых взносов, расчета специального стажа за работу во вредных условиях.
Подгружать в систему результаты госэкспертизы спецоценки будут органы по труду субъектов РФ либо Роструд.
А сможет ли посмотреть результаты спецоценки и госэкспертизы в этой системе работник, в отношении рабочего места которого проводилась спецоценка?
П.С. Сергеев: Скорее всего, нет. Но эти результаты и так должны быть доведены до сведения работника, причем результаты спецоценки — под его роспись.
Источник