Мировоззрение человека
Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.
Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.
Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.
Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).
Факторы формирования мировоззрения:
Социальное окружение, в котором находится человек.
Условия социума, в которые помещена личность.
Структура мировоззрения
Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит. Мировоззрение формируется из:
принципов (точки зрения);
убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности);
Мировоззрение невозможно сформировать один раз и на всю жизнь, это постепенный процесс. Есть два пути его формирования:
стихийный — на основе обыденного опыта, под влиянием окружающей жизни (решать проблему дракой — плохо, потому что дома и в школе за это ругали);
осознанный — на основе рациональной деятельности, которая направлена на понимание окружающего мира («Сделанное тобой к тебе же и вернется» — часть буддистской философии, к которой может прийти человек через свои наблюдения).
Уровни мировоззрения
Различают два уровня мировоззрения:
Будничное или обыденно-практическое, которое формируется в обычной жизни. На него влияет эмоционально-психологическая сторона, которая отвечает за чувственное познание мира. В качестве источников познания выступают эмоции и чувства.
Теоретическое или рациональное, которое формируется в итоге осмысления мира разумом. Связано с познавательно-интеллектуальной стороной. Источниками являются рассудок и ум.
Три функции мировоззрения
Мировоззрение — это неотъемлемая часть жизни человека. Основываясь на своем мировоззрении, человек принимает решения и действует.
У мировоззрения человека есть три функции:
Познавательная — мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и само дает нам знания.
Ценностно-ориентационная — формирование у человека жизненных ценностей.
Практическая — влияние на действия человека.
Элементы мировоззрения
Мировоззрение человека можно разделить на элементы:
Мироощущение — это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
Мировосприятие — это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как человек относится к миру.
Миропонимание — основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
Мироотношение — это мироощущение и миропонимание. То есть это наше отношение к миру и система взглядов на какие-либо вопросы.
Менталитет — это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей (например, нации или этнической группы).
Способы мышления
В мировоззрении человека могут проявляться следующие способы мышления:
Догматизм — строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берем догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
Разумный критицизм — в этом случае мы понимаем, что мировоззрение может меняться. Подвергаем действительность сомнению.
Скептицизм — когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в том, что мы правильно понимаем. Это регулярное обдумывание и размышление.
Типы мировоззрений
В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное.
Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. Эмоциональный опыт в древности преобладал над рациональным и отражал боязнь человека перед непознанным, необычным, незнакомым. Людям было сложно грамотно выстраивать причинно-следственные связи, из-за чего они стали объяснять природные и социальные явления через фантастику.
Когда первобытность отошла на второй план, на смену мифу пришла религия. В отличие от мифологии, она принесла с собой догматизм, четко сформулированную систему ценностей и правил. Появились образцы правильного и неправильного, хорошего и плохого, дозволенного и недопустимого. Тогда глубинные вопросы человеческого существования (о происхождении, рождении и смерти) нашли свои ответы в вере в сверхъестественное и, как следствие, религиозном мировоззрении.
Позже возникла философия, которая была призвана структурировать и систематизировать различные взгляды на мир, общество и человека. На первый план философского мировоззрения вышел разум, последовательность мысли, логика, аргументация.
Научное мировоззрение стало результатом теоретического осмысления результатов научной деятельности — опытов, экспериментов, вычислений. Научное мировоззрение отражает обобщенные итоги познания мира человечеством.
Все 4 исторических типа мировоззрения мы можем наблюдать и сейчас. Они отражаются в том, как мы относимся к тем или иным аспектам существования.
Таблица характеристик мировоззрений
У каждого типа мировоззрения есть свои особенности. Рассмотрим подробнее в таблице.
Источник
Мировоззрение человека
↑ Понятие «мировоззрение». Структура и формы мировоззрения.
Влияние мировоззрения на человеческую деятельность:
а) предоставляет человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;
б) позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности;
в) даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Формы мировоззрения:
- Мироощущение — отношение человека к окружающей действительности (чувства, настроения)
- Мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях.
- Миропонимание – совокупность взглядов на мир вокруг себя, его познание.
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы и духовные ценности.
Носителем мировоззрения может быть: отдельная личность; социальная группа; общество в целом; человечество в ту или иную эпоху.
Можно выделить следующие особенности мировоззрения:
1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
В мировоззрении могут проявляться:
- догматизм (от гр. — мнение) — форма мышления и действия, характеризующаяся косностью, «мёртвостью», неподвижностью, стремлением к авторитарности;
- скептицизм (от гр. — рассматривающий, исследующий) — философское направление, использующее сомнение в познавательных возможностях мышления;
- разумный критицизм.
2. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Убеждения зарождаются и развиваются в процессе становления человека, в общении с природой, в приобщении к культурным ценностям. Однако в различные периоды жизни убеждения могут измениться существенным образом.
3. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.
Мировоззрение сказывается на всём облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
Пути формирования мировоззрения:
- стихийное (на основе обыденного опыта, под влияние жизненных условий)
- осознанное (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов)
- Дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.
- Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
- Дает возможность определять истинные ценности жизни и культуру.
↑ Виды мировоззрения
Хотя типы мировоззрения взаимосвязаны, тем не менее, они существенно отличаются друг от друга спецификой формирования и своим содержанием.
Мировоззрение человека носит исторический характер: каждая эпоха человеческой истории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, своими духовными ценностями.
Так, различают мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), научное и философское мировоззрение.
Мифологическое | Религиозное | Житейское (обыденное) | Научное | Философское |
является порождением коллективного сознания, создаёт картину мира, основанную на фантазии, художественном переживании, на общественных иллюзиях. Включает в себя одновременно объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства | связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.) | является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей | теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания |
связано с теоретическим обоснованием содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности с установлением норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей |
Самой древней исторической формой мировоззрения считается мифология. В мифах соединены предания старины, рассказы об исторических героях и их путешествиях, легенды о происхождении ремесел и природных явлений, и вместе с тем, вымышленные сказания о богах, волшебстве, чудесах и о необычных существах. Мифы появлялись тогда, когда человек не мог объяснить то, с чем сталкивался, будь то явления природы или веяния судьбы. Но даже в современном мире существует своя мифология, которую мы воспринимаем как фантастику.
Со временем появляется религиозное мировоззрение, основанное на вере в единое, абсолютное и священное начало мира — Бога, сущность которого недоступна пониманию человека. В результате складывается такая картина мира, в которой изменяется вся система представлений о статусе человека и о его жизни. Особенность религиозного мировоззрения проявляется еще и в том, что убеждения играют в его структуре особую роль. Религия предполагает в качестве обязательного правила строгое соответствие жизни человека религиозным нормам, идеям и представлениям. Для человека религия становится не только объяснением происхождения всего, но и опорой в тяжелых жизненных ситуациях.
В современности получило широкое распространение философское мировоззрение. Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Философия отличается способом осмысления, методом подхода к решению вопросов. Сам термин «философия» переводится с греческого как «любовь к мудрости». В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на научно-теоретических методах, используя особые логические критерии. В процессе своего развития изменялась структура философского знания. Так, если изначально философия выступала единым теоретическим знанием о мире, то впоследствии внутри философии сформировались относительно самостоятельные области знания: политическая философия, философия права, философия науки, история философии, гносеология, учение о бытии, философия религии и т д. Философия выполняет ряд важных функций:
- мировоззренческая (является основой мировоззрения);
- критическая (оценка вопросов и событий на основе содержащихся в философии общих представлений);
- идеологическая (выступает в роли идеологии);
- прогностическая (прогнозирование явлений) и др.
Обыденное (или житейское) мировоззрение является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их основных потребностей (например, мировоззрение мещанина).
Научное мировоззрение — это теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Классификация видов мировоззрения не ограничивается только только предложенным списком, существуют и другие классификации.
Источник
Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Мировоззрение. Вопросы философии.
Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.
Структура мировоззрения:
- знания,
- духовные ценности,
- принципы,
- идеалы,
- убеждения.
2.Перечислите формы мировоззрения. Каковы их особенности?
Формы мировоззрения.
Форма мировоззрения – это такая система взглядов, которая органически включается в жизнь человека, в нормы его мышления и поступков.
- Мироощущение– это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия.
- Мировосприятие– это видение мира дружественным или враждебным.
- Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека.
3.Каковы пути формирования мировоззрения и факторы, влияющие на его формирование?
Пути формирования мировоззрения:
- стихийный путь – каждый человек на основе своего личного жизненного опыта, а также на основе преданий и легенд, фрагментов религиозных или философских представлений может сформировать для себя какое-то мировоззрение;
- осознанный путь – освоение уже созданного в систематизированном виде то или иное мировоззрения.
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
- окружение человека, социальная среда;
- социальные условия и государственное устройство.
4.Каковы основные типы мировоззрения?
- Обыденное мировоззрение. Формируется в повседневной жизни, основано на личном житейском опыте человека и опирается на здравый смысл. Оно конкретно, доступно, просто, дает четкие и понятные ответы на повседневные вопросы.
- Религиозное мировоззрение. В его основе – вера в сверхъестественное, в Бога. Религиозный человек стремится действовать и поступать так, как того требует религия. Он совершает культовые действия (молитва, жертвоприношение) и нацелен на духовно-нравственное совершенство. Оно целостно, отвечает на духовные вопросы, вопросы о смысле жизни.
- Мифологическое мировоззрение. Основано на вере в мифы, в которых неосознанно подменяется реальность вымышленным содержанием. Основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира. Это своеобразное видение мира, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим, идеальное с реальным, невозможное с возможным, желаемое с действительным.
- Научное мировоззрение. В его основе – научная картина мира, законы и закономерности природы, общества и сознания. Отрицается всё непризнанное наукой. Основано на рационально обработанном опыте. Оно доказательно, четко и строго, но не решает жизненные проблемы человека.
- Атеистическое мировоззрение. Основано на полном отрицании возможности существование бога, любых мистических и потусторонних сил.
В человеке сочетаются все перечисленные формы, но одно из них занимает ведущее положение.
5.Какие ещё классификации мировоззрения вам известны?
Классификация мировоззрения по эмоциональной окраске:
- оптимистическое – основано на вере в лучшее;
- пессимистическое – основано на неверии в лучшее, на сомнении в позитивное течение жизни.
Классификация мировоззрения по отношению к людям:
- гуманистическое мировоззрение— признание ценности каждого человека на земле, основано на любви к людям, уважении их.
- человеконенавистническое мировоззрение— основано на презрении к другим людям, народам, пропаганде национальной исключительности.
Классификация мировоззрения по взглядам на пути развития общества:
- революционное— в его основе лежит отстаивание резких, кардинальных преобразований в обществе.
- консервативное– основано на недоверии к преобразованиям в обществе, предпочтении всего устоявшегося.
6.Перечислите уровни мировоззрения.
Уровни мировоззрения:
- обыденно — практическое (или повседневное) мировоззрение – складывается в повседневной жизни, связан с эмоционально — психологической стороной мировоззрения и соответствует чувственному постижению мира; источники – чувства и эмоции;
- рациональное (или теоретическое)– возникает в результате рационального осмысления мира, связан с познавательно — интеллектуальной стороной мировоззрения и наличием у человека понятийного аппарата; источники – разум и рассудок.
7.Какова роль мировоззрения в жизни?
Роль мировоззрения в жизни человека:
- даёт ориентиры и цели в жизни,
- показывает методы познания и деятельности,
- формирует истинные ценности жизни и культуры.
8.Что такое внутренний мир человека?
Духовный мир человека — это сложная система отношения человека к окружающему миру, обществу, людям, это его внутренние оценки и самооценки, мир интересов, склонностей, взглядов, идеалов, представлений.
Макрокосмос (или макрокосм)— человек как часть большого космоса, мироздания.
Микрокосмос (или микрокосм)– отдельный уникальный мир, которому присуще только человеческое.
9.Сущность понятий «цель» и «смысл» жизни.
Цель и смысл жизни.
Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
10.Назовите основные концепции о смысле жизни. Какова их суть?
Концепции смысла жизни:
- аскетизм (от греч. упражняющийся в чём-либо) – необходимость довольствоваться в жизни малым, ограничение и подавление чувственных желаний и влечений, «умерщвление плоти»;
- гедонизм (от греч. наслаждение) – смысл жизни – в наслаждении, в умении радоваться всему, получать от жизни удовольствие;
- прагматизм (от греч. действие, дело) – необходимо относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами;
- утилитаризм (от греч. польза) – необходимо жить, из всего извлекая для себя пользу;
- эвдемонизм (от греч. счастье, блаженство) — назначение человека — быть счастливым в этой жизни, добиваться счастья;
- альтруизм (от лат. другой, другие) – самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу.
11.Самореализация и самопознание, сущность данных понятий.
Самореализация – это процесс реализации в обществе своих способностей, умений, навыков, возможность применять знания, достижение намеченных целей. Это одна из высших потребностей человека.
Самопознание — процесс познания человеком самого себя, своих возможностей, нравственных качеств, собственных физических и психических особенностей.
12.Каков виды и пути самопознания?
Виды самопознания:
- непосредственное – самонаблюдение,
- опосредованное – анализ собственной деятельности, поступков.
13.Каковы пути самопознания?
Пути самопознания:
- Самоузнавание— когда ребёнок осознаёт самого себя как отдельного человека.
- Познание себя путём познания других– человек оценивает действия и поступки других, принимая или нет их, так формируются качества личности, мировоззрение.
- Самооценка– эмоциональное отношение человека к самому себе, представления человека о самом себе, принятие или нет собственного поведения.
- Оценка результатов своей деятельности, своего поведения, самонаблюдение, через личный (жизненный и познавательный) опыт.
- Самоисповедь – это внутренний отчёт человека самому себе о своих действиях, поступках, отношении к людям.
«Я»- концепция – устойчивое представление человека о самом себе.
14.Назовите виды самооценки и перечислите их особенности.
- Адекватная или реалистическая— реальная, объективная оценка человека самого себя, при которой он трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал. Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Проявляется в способности принимать решения и нести за них ответственность, в спокойном выражении своего мнения, в адекватном восприятии критики со стороны, в реалистичности ожиданий.
- Завышенная самооценка— неадекватная, при которой человек полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи, человек думает о себе луче, чем он есть на самом деле. Проявляется в самолюбовании, непереносимости любой критики, в уверенности в своей правоте, в отсутствии желания и навыков слушать оппонента и т.п.
- Заниженная самооценка— неадекватная, при которой человек недооценивает себя, свои способности и возможности либо не принимает себя совсем. Проявляется в частой самокритике, в регулярно возникающем чувстве вины, в желание угодить другим людям, в боязни сделать что-то неправильно.
- Смешанная самооценка – в данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.
15.Что такое свобода?
Свобода — это возможность человека выбирать решение, действия в соответствии со своими желаниями, потребностями и целями, интересами; это отсутствие каких-либо ограничений в чём-либо.
16.Каковы ограничители свободы человека в обществе?
Человек не может быть абсолютно свободным в обществе.
В.И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Ограничители свободы человека в обществе.
- Закон – человек не может преступать его, а значит, он обязан вести себя в определённых рамках.
- Свобода другого человека – человек обязан не нарушать границы свободы другого, не достигать свободы для себя ради ограничения её для другого.
- Обязанности – действия, которые человек одолжен совершать в соответствии с установленными в обществе законами (обязанность охранять природу, защищать родину и т.д.).
- Ответственность – необходимость выполнять определённые действия в соответствии с моральными и правовыми законами в обществе, отвечать за свои поступки перед людьми (юридическая, политическая, нравственная ответственность).
17.Волюнтарм и фатализм как две крайности в понимании свободы.
Волюнтаризм – это абсолютизация свободы, доведение её до произвола, вседозволенности, отсутствие каких-либо ограничений в поведении человека, игнорирующего объективные условия и законы.
Фатализм — вера в судьбу, в предопределение, исключение возможности выбора, а значит, и отрицание свободы вообще.
Источник
I. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
От нашего отношения к миру зависит то, как мы его себе представляем, какие мы сами.
На поведение людей влияет вопрос о том, кто-что управляет их жизнью: бог (боги), судьба, рок, фатум, что- то другое — и в какой мере.
Представление о том, что мир создан богом (богами) и управляется им (ими), оказывало и до сих пор оказывает серьезное влияние на поведение многих людей.
Материализм и идеализм, теизм и атеизм, фатализм и волюнтаризм, детерминизм и индетерминизм, рационализм, иррационализм и мистицизм — это всё позиции- установки, которые играют существенную роль в жизни людей.
Люди всегда задавались вопросом, что такое мир, и что от него ждать? Одна из наиболее ранних картин мира — библейская. В первой книге Библии (точнее «Ветхого завета») «Бытие» нарисована картина того, как возникает мир (бытие). Согласно этой картине мир создан Богом, неким всемогущим существом, который, однако, думает, говорит и действует как человек. Бог, по Библии, существовал еще до возникновения мира. Он создал мир за 6 дней: сначала сотворил небо и землю, затем свет, затем сушу и воду, затем растительный и животный миры. На шестой день он сотворил человека. Вот так схематично изображается сотворение мира. С точки зрения современной науки, эта картина происхождения мира не выдерживает никакой критики. За 6 дней создать все многообразие окружающего мира невозможно. Некоторые богословы предлагали рассматривать эти 6 дней не как ка-
лендарные дни, а как очень большие исторические периоды.
Библейская картина мира — не единственная религиозная картина мира. Развитая картина мира имеется, например, в индуистской религии.
В последние столетия сформировалась научная картина мира. Она основана на данных астрономии, физики, химии, биологии и выступает обычно как антитеза религиозной картине мира.
Ученые в результате своих исследований выяснили что собой представляет окружающий мир. В частности, они определили, что наша Земля существует 4 с половиной миллиарда лет а наша часть вселенной существует не менее 15 — 18 миллиардов лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 15-18 миллиардов световых лет. Световой год — это земной год, за который пробегает световой луч (его скорость равна 300 тысяч километров в сек). Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части вселенной лежат 4 фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы — из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлементарных частиц с дробным электрическим зарядом.
Научная картина мира опирается на всю совокупность наблюдений, экспериментов, расчетов, которые ученые проделали на протяжении последних 2000-2500 лет.
Наука не дает, однако, полного, исчерпывающего представления о мире. Нет таких ученых, которые бы занимались миром в целом. Разные науки дают только мозаичную, фрагментарную картину мира. По-настоящему о мире в целом могут говорить только философы. Но философы — не ученые, они не исследуют природу, а лишь осмысляют то, что другие люди выработали как знания, т. е. через призму научных знаний и представлений философы осмысляют мир.
Если ученые осмысляют мир с помощью открытий, т. е. с помощью познания законов природы и явлений, то философы осмысляют мир через всю совокупность научных знаний, через весь исторический и личный опыт. Все эти знания они пропускают через свой разум. Главный инструмент философского осмысления мира — фундаментальные философские понятия, категории. Иными словами, философы рисуют картину мира с помощью категорий. Философская картина мира есть категориальная картина мира, а категории — это как бы кисти и краски философа. Речь идет о таких понятиях как бытие, материя, движение, пространство, время, качество, количество, возможность, действительность, причина, следствие, необходимость, случайность, тождество, противоположность, противоречие. Насчитывается более ста философских категорий.
Все люди имеют в голове ту или иную картину мира, но одни осознают это, а другие нет. И те, кто осознают, занимают ту или иную мировоззренческую позицию, в частности, причисляют себя к материалистам, идеалистам или как-то иначе характеризуют свои взгляды.
Разные философы рисуют разные категориальные картины мира.
Одни философы берут какую-то одну категорию за основу. Они понимают мир как некоторое монархическое
15 государство, управляемое одной категорией-монархом, или как своеобразную матрешку, которая содержит внутри себя множество маленьких матрешек, т.
Так, Спиноза брал за основу своей картины мира категорию субстанции и путем последовательного деления этой категории на множество составляющих (атрибутов и модусов) рисовал категориальную картину мира. Субстанция Спинозы имела два атрибута — мышление и протяжение, а они, в свою очередь, имели разные модусы (видоизменения). У протяжения Спиноза предполагал такие модусы как пространственное движение, время, необходимость, случайность, закономерность.
Русский философ В. С. Соловьев выдвигал в качестве главной категории, объясняющей мир, категорию всеединства.
Этих философов называют монистами — от слова монизм.
Другие философы представляли мир как некоторую совокупность, республику категорий. Они не выделяли какую-то одну категорию в качестве главной. Их называли плюралистами.
Что такое категория? Самое общее определение таково: категория есть разряд, класс чего-либо. Если говорить о философских категориях, то это разряд, класс определенного рода понятий. В реальной действительности также есть определенные категориальные срезы-стороны, которые выступают как объективные категориальные определения мира. Иными словами, есть определенные разряды-классы каких-то реальностей. Например, когда мир рассматривается в пространстве и времени, то этим он определяется в двух категориальных срезах: в виде пространства и времени. Когда определяем что-то как действительное или возможное, то рассматриваем мир в разрезе действительности и возможности. Если теперь возьмем, то с помощью этих понятий порядок и хаос осмысляем мир либо как упорядоченный, либо как хаотический, либо как то и другое вместе. Чего больше в мире: порядка или хаоса? — фундаментальная философская проблема. Согласно некоторым мифологическим пред-
ставлениям, вначале был хаос, из которого возникает порядок, т. е. мир как бы движется от хаоса к порядку.
Представление о том, что «порядок из хаоса», — весьма древнего происхождения.
Самый фундаментальный уровень категориальной картины мира — естественная система объективных категориальных определений мира (категориальная структура мира). Можно строить разные версии существования этой естественной системы. Категориальные определения — не просто некоторая совокупность, множество определений; они расположены в определенном порядке. Например, пространство мы рассматриваем в связке-блоке с временем и движением. Категориальная структура мира обусловливает-порождает категориальный строй мышления (категориальную структуру, категориальную логику мышления). Категориальный строй мышления есть результат 1) становления живой природы, живого организма, вплоть до высших живых существ, и 2) исторического развития человека, его познания и практики. Он отражает категориальную структуру мира и отражает в той мере, в какой человек способен решать практические задачи. Не больше и не меньше. Это значит, что о полном соответствии категориального строя мышления и категориальной структуры мира говорить нельзя.
Категориальный строй мышления возникает в мозгу человека очень сложным путем: и на основе биологического развития-становления, и на основе исторического, и основе индивидуального развития-становления.
Наше категориальное мышление выражается прежде всего в виде вопросов, местоимений и местоименных наречий. Вопросы кто? что? обозначают предмет, вещь, тело, организм, живое существо. Кто означает одушевленный предмет, что — неодушевленный. Это первое категориальное различие между живым и неживым. Вопрос какой — какого качества, сколько — указывает на количество, где — на пространство, когда — на момент времени, куда — на движение. Эти вопросы показывают, что человек мыслит категориально. Такое мышление формируется еще в детском возрасте. В виде понятий категории осмысляются на более поздней ступени развития- становления человека. Тогда же формируется и категориальный строй мышления.
Таким образом, мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий.
Категориальное мышление, которое осознается в виде вопросов и понятий, — это вторичные категориальные определения. Философские понятия-категории, выработанные в процессе исторического развития философии, — это уже третичные категориальные определения.
Источник
Вопросы для определения мировоззрения человека
Мировоззрение состоит из убеждений о реальности или предположений о ней.
Эти основные представления подразделяются на три категории:
— Реальность: Что такое реальность?
— Нравственность: Что хорошо и что плохо?
— Ценности: Что имеет значение в жизни? Что действительно важно?
Мировоззрение строится исходя из основной ценности человека, которая придает смысл всему остальному. Это означает, что основной составляющей мировоззрения является концепция или критерий, которые объединяют и наполняют смыслом все аспекты жизни.
Мировоззрение – это набор убеждений, ценностей и представлений, в пределах которых человек принимает решение и проживает свою жизнь.
Для того, чтобы определить мировоззрение мы можем спросить — среди прочего — следующие вопросы:
1. Что на самом деле существует? Физический мир? Сверхъестественный мир? Существуют ли такие моральные качества, как доброта, любовь или мужество? Какова истинная сущность человека?
2. Что является высшей ценностью и придает смысл жизни?
3. Какой жизнь должна быть? Что значит «хорошая жизнь»? Что хорошо и что плохо? и кто принимает решение об этом?
4. Благодаря чему человек может обрести чувство удовлетворения и значимости? (Достижения, удовольствие, деньги, Бог….?)
Источник