Тема 9 Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи Кротова Т В



Анализ работы с родителями (законными представителями)

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Любая педагогическая система без семьи — не возможна. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что воспитание ребёнка и развитие не может протекать само по себе.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями.

Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, активизировать родителей и они стали помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В семьях, где озабочены воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается анализу, оценке, учитываются особенности ребенка и перспективы его развития.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Формы взаимодействия детского сада с родителями — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Планируя ту или иную форму работы, я всегда исхожу из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.С учетом этого выбираю следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность, эмоциональность.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

В своей работе я старалась наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы — это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы — семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.

Информационно-аналитические: социологические опросы, тесты, анкетирование, которые направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми).

Познавательные: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей, викторины, флэш-мобы, которые направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических

навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные: открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выставки детских работ, выставки совместных работ детей и родителей, выпуск газет, информационные стенды, направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль на начальном этапе, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.

Тестирование использовалось с целью выявления уровня педагогической культуры родителей.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков воспитания детей.

Досуговые формы организации общения педагогов и родителей призваны устанавливать теплые доверительные

отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Помимо этого наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей могут подразделяться на наглядно — просветительскую форму, которая направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка.

В заключении хотелось бы отметить, что семья и детский сад — два важный института социализации ребенка, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников образовательного процесса. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей.

Проанализировав результаты проделанной работы,я пришла к следующим выводам: одной из основных задач, стоящих перед детским садом, для обеспечения полноценного развития ребенка, повышения педагогической культуры родителей является взаимодействие с семьей. Успех такого взаимодействия, сотрудничества повышает и успех семейного, домашнего воспитания.

Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей Анализ планирования и организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей в семье показал, что во всех группах собран богатый.

Анализ работы ДОУ за год Основная работа коллектива ДОУ была направлена на обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов,.

Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учреждениях Организация эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями) в дошкольных учрежденияхСотрудничество ДОУ и Семьи – залог.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников Месяц Мероприятия Сентябрь 1. Индивидуальные контакты. 2. Ознакомление с документацией 3. Беседа «Особенности вашего малыша» 4. Папка-передвижка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями (законными представителями). Средняя группа. 2018–2019 учебный год Задачи 1. Привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. 2. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи,.

Перспективный план взаимодействие с родителями (законными представителями) на 2017–2018 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Заринский детский сад «Солнышко» Дело -08- работа с родителями Перспективный.

Похожее:  Как посмотреть результаты через личный кабинет

План взаимодействия с родителями (законными представителями) на 2017–2018 год План взаимодействия с родителями (законными представителями) 2017 – 2018 год Сентябрь 2017 Вид деятельности Ответственный 1. Оформление.

Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе» Проект по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) «Растем вместе». Тип проекта: практико-ориентированный. Вид.

Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Работа с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

Самоотчет по работе с родителями и законными представителями группы. План работы с родителями на 2017–2018 учебный год Самоотчет по работе с родителями (законными представителями) группы Составила: Вавилова Вера Михайловна, воспитатель средней группы «Солнышко».

Источник

Тема 9 Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи. ( Кротова Т.В.)

Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий . Мы предлагаем следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;

2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;

4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;

7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

8) «открытость» ДОУ для родителей;

9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);

4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников

6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой — обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

5.6. Задания для самостоятельной работы студентов

В процессе самостоятельной работы студент должен собрать портфолио по данной дисциплине «Формы и направления работы воспитателя с родителями».

Примерная схема портфолио:

1.Перечень групповых форм работы с родителями

2.Перечень индивидуальных форм работы с родителями

3.Материалы к родительским собраниям (Примерная тематика «Умеете ли вы любить своего ребенка», «Влияние семейной атмосферы на ребенка», «Воспитание трудолюбия в семье», «Как воспитать успешность», «Особенности взаимодействия с детьми дошкольного возраста» и т.д.)

4. Комплекс методов психолого-педагогической диагностики семьи: анкеты, тесты, деловые игры и т.д.

5. Сценарии совместных с родителями воспитательных мероприятий

Время, отведенное на контроль за самостоятельной работой (КСР) используется для индивидуальной презентации (защиты) портфолио

Требования к проведению самостоятельной деятельности: оформлению «Индивидуальной тематической консультации с родителем»

В качестве зачетной работы по результатам практической работы для студентов предполагается проведение самостоятельной деятельности. Содержание и анализ деятельности оформляются письменно.

Консультация должна содержать в себе следующие блоки: стенограмма консультации и ее анализ.

Требования к оформлению:

1. ДК печатается 14 шрифтом, формат А4.

2. Титульный лист стандартный для оформления рефератов.

3. На титульном листе: группа, предмет и т.д.

4. Первый лист: Цель. Задачи

Похожее:  Официальный рцоко саратовской области результаты

5. Далее в виде таблицы.

6. Последний лист – использованные источники (литература, материал, взятый из сертифицированных тренингов).

Источник

Анализ работы по взаимодействию детского сада и семьи МДОУ детский сад №1 «Улыбка» за 2016-2017 год
статья на тему

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Поэтому это сотрудничество детского сада в лице педагогов и семьи в лице родителей направлено на создание культурно — образовательного пространства и благоприятного климата для взаимодействия ДОУ и семьи.

Перед педагогическим коллективом МДОУ детский сад №1 «Улыбка» была поставлена цель:

— Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской , проектной и продуктивной деятельности , способствующей возникновению познавательной деятельности.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

-Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; — объединение усилий для развития и воспитания детей; — создание атмосферы общности интересов.

Совместная работа воспитателей , музыкального руководителя медицинской сестры по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного периода.
Построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Основные формы работы с родителями, используемые в ДОУ:

· общие и групповые родительские собрания;

· выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

· участие родителей в праздниках и развлечениях;

· участие родителей в создании предметно – развивающей среды;

· беседы с детьми и родителями;

· участие родителей в проектной деятельности

Для повышения качества воспитательно- образовательной деятельности родителей воспитатели в своей работе используют наглядно – информационное направление это:

— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

В течении 2016-2017 учебного года были проведены мероприятия совместно с родителями: «Будь здоров малыш!», Выставка поделок из природного и бросового материала «Чудесные превращения»; Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух»; Выставки продуктивной деятельности воспитанников «Зимушка-зима», «Это – мой папа!», «Мамин портрет», «Неизведанный космос», «День Победы в моей семье».
Была проведена акция «Подари цветок детскому саду». Коллектив совместно с родителями принял участие в экологическом субботнике «Зелёная весна». Были высажены новые саженцы деревьев, облагорожены кустарники, приобретена рассада клумбовых и садовых цветов .В феврале
родители средней группы приняли участие в спортивном празднике «Папа, мама, я –спортивная семья». Были проведены развлечения и утренники «День матери»,» Праздник осени», «Новый год»,» 23 февраля», «8 марта»
В ходе опытно – экспериментальной работы разрабатывается и создается дизайнерский план развития территории ДОУ.

Успешная реализация программы невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.

Педагоги ДОУ в своей работе с родителями дошкольников в рамках программы используют традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Тем самым апробированы новые методики сочетания ландшафтного дизайна и поделок из бросовых и подручных материалов. Неоценимую помощь в оформлении участков оказала мама воспитанника Давида Аткалиева.

В заключении хочется отметить, что только в результате объединенных усилий всех основных звеньев окружающего ребенка пространства, можно установить определенные связи и контакты, выработать основные направления сотрудничества с семьей.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ работы по взаимодействию детского сада и семьи МДОУ детский сад №1 «Улыбка» за 2016-2017 год 19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы по взаимодействию детского сада и семьи
МДОУ детский сад №1 «Улыбка» за 2016-2017 год

«Дошкольное детство» — уникальный период в жизни человека, и в этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.

Поэтому это сотрудничество детского сада в лице педагогов и семьи в лице родителей направлено на создание культурно — образовательного пространства и благоприятного климата для взаимодействия ДОУ и семьи.

Перед педагогическим коллективом МДОУ детский сад №1 «Улыбка» была поставлена цель:

— Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской , проектной и продуктивной деятельности , способствующей возникновению познавательной деятельности.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

-Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; — объединение усилий для развития и воспитания детей; — создание атмосферы общности интересов.

Совместная работа воспитателей , музыкального руководителя медицинской сестры по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного периода.
Построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Основные формы работы с родителями, используемые в ДОУ:

· общие и групповые родительские собрания;

· выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

· участие родителей в праздниках и развлечениях;

· участие родителей в создании предметно – развивающей среды;

· беседы с детьми и родителями;

· участие родителей в проектной деятельности

Для повышения качества воспитательно- образовательной деятельности родителей воспитатели в своей работе используют наглядно – информационное направление это:

— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

В течении 2016-2017 учебного года были проведены мероприятия совместно с родителями: «Будь здоров малыш!», Выставка поделок из природного и бросового материала «Чудесные превращения»; Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух»; Выставки продуктивной деятельности воспитанников «Зимушка-зима», «Это – мой папа!», «Мамин портрет», «Неизведанный космос», «День Победы в моей семье».
Была проведена акция «Подари цветок детскому саду». Коллектив совместно с родителями принял участие в экологическом субботнике «Зелёная весна». Были высажены новые саженцы деревьев, облагорожены кустарники, приобретена рассада клумбовых и садовых цветов .В феврале
родители средней группы приняли участие в спортивном празднике «Папа, мама, я –спортивная семья». Были проведены развлечения и утренники «День матери»,» Праздник осени», «Новый год»,» 23 февраля», «8 марта»
В ходе опытно – экспериментальной работы разрабатывается и создается дизайнерский план развития территории ДОУ.

Успешная реализация программы невозможна без тесного сотрудничества с семьей как постепенный и непрерывный процесс.

Педагоги ДОУ в своей работе с родителями дошкольников в рамках программы используют традиционные и нетрадиционные формы общения, цель которых – обогатить родителей педагогическими знаниями в вопросах экологического воспитания детей.

Тем самым апробированы новые методики сочетания ландшафтного дизайна и поделок из бросовых и подручных материалов. Неоценимую помощь в оформлении участков оказала мама воспитанника Давида Аткалиева.

В заключении хочется отметить, что только в результате объединенных усилий всех основных звеньев окружающего ребенка пространства, можно установить определенные связи и контакты, выработать основные направления сотрудничества с семьей.

Источник

Аналитическая справка по результатам совместной работы с родителями за учебный год

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является взаимодействие с семьями воспитанников. Для успешного взаимодействия в детском саду созданы условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества : общие родительские собрания, групповые собрания, консультации специалистов ДОО, конкурсы семейного творчества, субботники, участие родителей в утренниках и праздниках.

С целью выяснения удовлетворенности качеством образования проведено анкетирование. Исходя из данных анкетирования, можно сделать вывод о том, что большинство родителей (законных представителей) довольны качеством образования и развития своего ребёнка (92%) ; уверены в хорошем отношении к своему ребёнку (82%) . 87% родителей (законных представителей) устраивает содержание, режим и другие условия предоставления образовательных, оздоровительных, консультативных и других услуг в ДОО. Многие родители (законные представители) считают взаимоотношения с педагогом «партнёрскими» (82%) ; большинство родителей привлечены к совместной деятельности с детьми, другими родителями (86%) .

Можно сделать вывод о том, что большинство родителей (законных представителей) устраивает работа как детского сада в целом, так и педагогов детского сада.

Одной из эффективных познавательных форм работы с семьей остаются родительские собрания, на которых педагоги используют ИКТ, видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.

Форма работы через информационные стенды является традиционной. Это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини – сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными участниками и помощниками.

Конкурсы и выставки семейного творчества :

— Открытка «35-тилетие Ворошиловского района»;

Поделки из вторично бытовых отходов;

— Рисунок «Зимняя сказка»;

— Поделка «Символ года – 2021»;

— Поделка «В новый год с Пушкиным»;

— Поделка «Ёлка Дона»;

— Рисунок «Птицы родного края»;

— Поделка «Подарок елке своими руками»;

— Стенгазета «Наши спортивные достижения»;

— Поделка-кормушка «Покормите птиц зимой»;

— открытка «Первый в космосе» ;

— рисунок «РИСУЕМ ПОБЕДУ – 2021»;

— поделка «Победный май».

— «Противопожарная безопасность и профилактика детского травматизма»;

— Поделка «Открытка солдату»;

— Акция «Окна победы»;

— Поздравительный видеоролик к Международному женскому дню «Для милой мамы»,

— Дорожная карта «Я – родился в России!»;

— Видеопоздравление «Победный май!»;

Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – культурно-досуговая деятельность. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества :

— Акция «Цена крошки хлеба-велика!»;

— Народный праздник «Осень золотая в гости к нам пришла»;

— Утренник «Новогодняя сказка»;

— Поздравительный видеоролик с Новым годом;

— Акция «Читаем всей семьёй»;

— Акция «Я –ответственный родитель!»;

— Акция «Я –ответственный гражданин!»;

— Акция «День без автомобиля!»;

— Календарный праздник «День Защитника Отечества»;

— Календарный праздник «8 Марта» — Акция «Яркая экология».

— Физкультурный досуг «Турнир отцов» (футбол) .

На сегодняшний день можно сказать, что в ДОО сложилась определенная система в работе с родителями. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированной подход к семьям разного типа.

Источник

Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере МБДОУ детский сад № 59)

Основной целью экспериментальной части нашей исследовательской работы являлась разработка технологии по внедрению проектной деятельности в практику воспитателей ДОУ и привлечение к активному участию в этом родителей.

Работа проводилась в три этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно- экспериментальной работы нами была выделена группа, в которую входили: 5 девочек, 5 мальчиков и их родители.

Опытно–экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого мы проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями и выяснили, что в группе один раз в четыре месяца проводятся родительские собрания, также проводятся анкетирования, развлечения, семинары-практикумы.

На I этапе (констатирующий)был проведен мониторинг, а именно:

§ Анкетирование педагогов, родителей;

§ Подбор методической, справочной литературы по проектному методу.

Перед началом работы необходимо было выяснить отношение родителей к детскому саду как источнику педагогического просвещения, и их педагогической потребности. Анкеты, предложенные родителям (Приложение № 1), были анонимными. Их заполняли все родители. В анкету были включены вопросы, направленные на выявление ценностных ориентиров родителей, т.е. что, находится в центре их внимания, на что нацелены их воспитательные усилия, что считают главным в воспитании. А так же, что они знают о проектной деятельности и их отношение к ней.

Выяснилось, что большинство (80%) считают себя грамотными воспитателями своего ребенка, понимают его, стараются не наказывать. Однако ответы на вопросы показали несостоятельность некоторых утверждений. Так на вопрос «Кто проводит с ребенком большую часть времени» — были получены следующие ответы:

§ то с мамой, то с папой (6%)

§ со старшем братом (сестрой) (15%)

Особый интерес для нас представляли ответы на вопрос об источнике получаемой педагогической информации родителями, а также мнение родителей относительно совместной проектной деятельности. Вопросы об источнике получаемой педагогической информации родителями были закрытого типа. Предлагались следующие варианты ответов: педагогическая и психологическая литература, консультации у воспитателя и психолога в детском саду, интуиция, жизненный опыт. В результате ранжирования источники по своей значимости распределились следующим образом:

§ педагогическая и психологическая литература;

§ консультации у воспитателя и психолога в детском саду;

§ интуиция и советы знакомых.

Опрос показал, что 40% родителей получают педагогические знания через средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение); 10% опираются на жизненный опыт и интуицию; 26% обращаются за консультацией к педагогам в случае крайней необходимости, из них удовлетворены информацией лишь 36,7%. На вопрос, почему родители не обращаются к педагогам детского сада за помощью, большая часть (52%) отвечали, что не видят особых трудностей и справятся сами.

Вопросы по проектной деятельности были включены в анкетирование всех родителей воспитанников группы. Результаты мнения родителей относительно совместной проектной деятельности выглядели следующим образом:

§ (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с оговоркой (дефицит времени);

§ отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов (10%);

§ большинство родителей (70%) перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники ДОУ.

Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, очертить круг вопросов, увидеть трудности и проблемы родителей в воспитании и развитии детей. И, кроме того, стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация и др.) оказались недостаточно эффективными, не позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Показатели результатов анкетирования родителей экспериментальной группы на констатирующем этапе приведены в таб.1

Таблица 1

По результатам анкетирования педагогов ДОУ нами были определены личностные, профессиональные качества участников проекта:

§ выявлены отношение их к исследовательской деятельности;

§ творческий потенциал педагогов;

§ произведена оценка готовности педагогов к внедрению новых технологий и инноваций;

§ изучение профессиональной готовности воспитателей к экспериментальной работе.

Прежде чем приступить к работе над использованием технологии проектирования, педагогическому коллективу нашего дошкольного учреждения необходимо было решить ряд проблем:

§ низкий уровень осведомлённости педагогов об особенностях проектного метода;

§ нежелание воспитателей отступать от сложившейся стереотипной системы занятий в детском саду;

§ недостаточная оснащённость предметной среды в дошкольном учреждении для реализации творческих проектов;

§ низкая мотивация родителей на активное участие в жизни детского сада.

Итак, констатирующий этап эксперимента показал отсутствие у педагогов представлений о проектной деятельности, выявил низкий уровень педагогической подготовки и психолого – педагогических знаний родителей, вместе с тем обнаружен интерес к проблеме использования новых форм сотрудничества детского сада с семьей как у педагогов, так и у родителей.

Данный этап показал необходимость разработки методических рекомендаций, плана работы педагога по подготовке проекта, цикла мероприятий для организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи.

Источник

Adblock
detector