Тема Методы педагогического исследования



Результаты педагогического исследования

Методы получения результата педагогического исследования

В процессе педагогического исследования осуществляется сбор фактического материала, который в последующем обрабатывается и оформляется в конечный результат.

Для обработки полученного материала применяется ряд методов, позволяющих представить его в виде четко структурированных эмпирических данных.

На сегодняшний день широко используются следующие методы.

Регистрация – выявление определенного качества в исследуемых явлениях, действиях и поступках.

Ранжирование – представление полученных показателей в установленной последовательности, определение для каждого показателя места в ряду объектов.

Моделирование – создание и последующее исследование научных моделей, состоящих из полученных показателей. Смоделированная система должна адекватно отражать предмет исследования и его поведение в различных жизненных ситуациях. Созданная таким образом модель способствует лучшему изучению закономерностей поведения ребенка в разнообразных ситуациях.

Помощь со студенческой работой на тему
Результаты педагогического исследования

В зависимости от используемых исследователем средств модели делятся на два вида:

  • Материальные модели – воплощены в конкретных реальных образах и предметах.
  • Мнимые (идеальные) модели – представлены наглядно-образными, вербальными, знаковыми и т.д. средствами.

Таким образом, построение модели значительно облегчает работу исследователя, так как она упрощает и обобщает оригинал, соответственно способствует упорядочению и систематизации информации о нем.

Измерения – предполагают математическую обработку, полученных в ходе педагогического исследования, показателей. Для этого исследователь еще в самом начале должен определиться, в каком виде будут представлены полученные им итоговые результаты исследования, подобрать методы и средства фиксации, подсчета и технику вычисления результатов.

Таким образом, исследователь при разработке экспериментальной методики должен начинать с предсказания конечного результата, а все проводимые им исследования должны подчиняться данному предсказанию. В качестве измерений конечного результата исследователем могут быть использованы следующие шкалы, на которые он и опирается в ходе проведения всего исследования:

  • Шкала наименований – представление объектов в виде цифровых обозначений
  • Шкала порядка – степень соотношения свойств (признаков) и объектов. Чаще всего используется в случае, если полученные показатели не имеют строго количественной меры.
  • Шкала интервалов – определяет градацию свойств исследуемого объекта и их различия на равных интервалах. То есть устанавливает четкую единицу измерения показателя.
  • Шкала отношений – определяет положение показателя объекта на шкале измерений относительно нулевой точки.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ни одно из имеющихся методов измерений не может быть выполнено абсолютно точно, тем более в рамках педагогического исследования, которое сложно поддается конкретному описанию. Именно поэтому в процессе обработки полученных показателей, с целью их оформления в конечный результат исследования, используются методы математической статистики.

Методы математической статистики позволяют учесть возможные вероятные неточности и отразить их в педагогической интерпретации результатов.

К методам математической статистики, используемых для обработки показателей педагогического исследования, относятся:

  • Среднее арифметическое – определение количества ошибок в проверяемых работах экспериментальной группы.
  • Медиана – показатель середины исследуемого ряда.
  • Степень рассеяния – среднее квадратическое отклонение или дисперсия.

Для проведения расчетов используются специально математические формулы и справочные таблицы. Полученные в ходе обработки данные представляют в виде конечных результатов исследования. Наглядное представление результатов педагогического исследования может быть в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Оформление результатов педагогического исследования

Результаты педагогических исследований могут быть представлены в виде научных работ:

  • Диссертация – вид научной работы, которая подразумевает публичную защиту и последующее получение степени кандидата или доктора наук, по итогам защиты.
  • Монография – освещение определенной научной проблемы, над которой велась работа на протяжении нескольких лет одним автором или авторской группой. Монография является итогом многолетних исследований, она представляет собой завершенное фундаментальное научное достижение, которое в дальнейшем может быть использовано другими исследователями.
  • Брошюра – материал, направленный на исследование и решение современных актуальных проблем в области педагогики. Брошюра ориентирована на широкий круг тех, кто заинтересован данной проблемой (исследователи, студенты, преподаватели, методисты и т.д.).
  • Учебник — упорядоченное изложение материала определенной учебной дисциплины, согласно учебной программе, которая утверждена в образовательном учреждении.
  • Учебное пособие – соответствует одному или нескольким разделам учебной дисциплины, является дополнением к основному учебнику. Рекомендована при глубоком изучении дисциплины, осуществлении исследования по определенной проблеме и т.д.
  • Научная статья – один из видов наиболее оперативного представления результатов проведенного исследования.
  • Тезисы – краткое изложение мыслей, сути проблемы исследования и т.д. Публикуется перед проведением научной конференции, семинара, симпозиума и т.д. Сообщает о сути проблемы.
  • Доклад — письменное изложение устного выступления, соответствует тексту тезисов.

Итак, педагогика пользуется широким арсеналом научных методов исследования, и все они направлены на получение достоверных данных о педагогической реальности, оформленных в виде конкретных результатов.

Источник

Тема: Методы педагогического исследования

На общегосударственном уровне главным звеном территориального планирования являются субъекты федерации, наделенные конституционными правами и в отличие от экономических районов располагающие значительным и квалифицированным плановым аппаратом.

В общегосударственных планах Министерством экономики утверждены плановые задания по подведомственному хозяйству и основные показатели по территории республик и восточным районам страны. Эти планы адресны, возможно систематически проверять их, активно влияя на ход реализации.

В республиках, имеющих областное деление, основное звено территориального планирования — область (край , ATE). На областном уровне и в субъектах федерации без областного деления основное звено низовое; оно представлено административными районами и городами. По мере усиления аппарата областных плановых органов большое место в их деятельности должны занять общеэкономические вопросы: для отдельных плановых комиссий, где уже работают квалифицированные кадры, такая задача стоит и теперь.

Планы состоят из трех разделов:

Ø планы по подведомственному хозяйству;

Ø основных показателей по хозяйству вышестоящего подчинения;

Ø основных показателей в целом по территории.

Содержание учебного материала:

1. Что понимается под «методами педагогического исследования»? Какие методы применяются в педагогическом исследовании?

Методы педагогического исследования— это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий (В.И. Загвязинский, В.И. Журавлев, В.В.Краевский, Я. Скалкова).

В педагогическом исследовании используются следующие группы методов:

1. Теоретические – способы изучения степени теоретической разработанности педагогических проблем. К ним относятся:

— теоретический анализ педагогической литературы;

— индуктивные и дедуктивные методы;

2. Эмпирические это способы иссле­дования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. К ним относятся:

— опросные методы (беседа, интервью, анкетирование);

— изучение педагогической документации (личных дел, журналов, медицинских карт учащихся, календарно-тематических планов и технологических карт уроков, планов воспитательной работы и конспектов воспитательных мероприятий);

— изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических и творческих работ);

Эмпирические методы исследования (изучение литературы и источников, нормативных, инструктивно-методических документов, анализ школьной документации, педагогическое наблюдение, беседа, опрос (интервью, анкетирование), тестирование, обобщение опыта, экспертная оценка, метод диагностических ситуаций, эксперимент, опытная работа, др.) направлены на сбор, систематизацию и осмысление информации, полученной опытным путём.

3. Методы обработки результатов исследования:

— математической обработки (регистрация; шкалирование; ранжирование);

2.Каковы особенности использования теоретических методов в педагогическом исследовании?

Теоретические методы необходимы для определения педагогических проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных педагогических фактов. Теоретические методы исследования (теоретические анализ и синтез, историко-генетический, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, синтез, аналогия, моделирование, прогнозирование, мысленный эксперимент, идеализация, др.) направлены на получение теоретических знаний.

Теоретический анализ — выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализ педагогической литературы предполагает: изучение трудов классиков, общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Моделирование –построение моделей педагогических явлений или процессов. Построение модели позволяет выявить новые свойства изучаемого педагогического явления.

Прогнозирование – предвидение возможных результатов опытно-экспериментальной работы, изменений изучаемого педагогического явления.

Индуктивные и дедуктивные методы это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу. Применение индукции позволяет, опираясь на анализ конкретных педагогических фактов или явлений, сконструировать гипотезу исследования. Использование дедуктивного умозаключения обеспечивает поиск конкретных педагогических фактов, удовлетворяющих гипотезе о характере общих зависимостей между изучаемыми педагогическими явлениями.

Метод аналогии позволяет переносить свойства или зависимости одного педагогического явления на другое. В результате такого переноса создаются новые педагогические концепции, технологии, системы.

3. Каковы особенности использования эмпирических методов в педагогическом исследовании?

Наблюдение— целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Наблюдение проводится обычно по за­ранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Похожее:  Характерные особенности процесса внедрения результатов научно исследовательской работы в производственную деятельность предприятий

Этапы наблюдения:

— определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

— выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

— выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наи­более обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);

— выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

— обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

В.И. Журавлев выделяет следующие виды педагогического наблюдения:

I. По типу связи с объектом изучения: непосредственное и опосредованное; открытое и скрытое.

II. По времени и пространству: непрерывное и дискретное; монографическое и узкоспециальное.

III. По условиям организации и проведения: поле­вое и лабораторное.

Структура программы наблюдения:

1. Цель наблюдения.

2. Объект исследования.

4. Вид (по типу связи с объектом изучения; по времени и пространству).

5. Содержание: представление системы вопросов, на которые необходимо ответить исследователю в ходе наблюдения.

6. Представление способа фиксирования результатов.

7. Представление способа обработки данных.

8. Описание ожидаемого результата.

Методы опроса— беседа, интервью, анкетирование.

Беседа самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой ин­формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения Беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому ад­ресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опро­сом «лицом к лицу», анкетирование — заочным опросом. Результативность беседы, интер­вьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета это перечень вопросов (вопросник).

Этапы составления вопросника:

— определение характера информации, которую необходимо получить;

— составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;

— составление первого плана вопросника;

— предварительная его проверка путем пробного исследования;

— исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Виды анкетирования: открытое, закрытое, полузакрытое.

Изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя объективными данными, характеризующими реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, обеспечивающая научно-объективную и доказательную проверку правильности выдвинутой гипотезы.

Этапы эксперимента:

— теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета
исследования, его задач и гипотез);

— методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

— собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

— аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента.

I. По условиям организации:естественный и лабораторный

II. По времени проведения :длительный и кратковременный.

III. По конечным целям: констатирующий и формирующий.

4.Каковы особенности использования методов обработки данных в педагогическом исследовании?

Математические методы – методы обработки данных, установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты экс­перимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Регистрация — метод выявления наличия определенного каче­ства у каждого члена группы и общего подсчета количества тех, у кого данное качество имеется или отсутствует.

Ранжирование (или метод ранговой оценки) — располо­жения собранных данных в определенной последовательности (обычно в порядке убывания или нарастания каких-либо показа­телей) и, соответственно, определение места в этом ряду каждо­го из исследуемых.

Шкалирование введение цифровых показателей в оценку от­дельных сторон педагогических явлений.

Статистические методы применяются при обработке массо­вого материала — определении средних величин полученных по­казателей: среднего арифметического (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспе­риментальной групп); медианы — показателя середины ряда (на­пример, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); подсчет степени рассеивания около этих величин — дисперсии, т.е. среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие фор­мулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработан­ные с помощью этих методов, позволяют показать количествен­ную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Источник

Сбор и обработка результатов педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных.

1. Анализ – разложение целого на части, позволяет вскрыть внутреннюю

структуру объекта.Виды анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи, функциональный (определяются функциональные зависимости, причинный (раскрывается причинная обусловленность явлений).

2. Синтез – соединение частей или свойств (сторон) изучаемого объекта в

единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, поэтому у исследователя должны быть в равной степени развиты навыки владения ими.

3. Сравнение как сопоставление познаваемых с целью выявления

сходства и различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются связи между предметами и явлениями и происходит их классификация. При сравнении исследователь должен прежде всего определить его основу – критерий.

4. Обобщение. Исследуя явление, необходимо не только выделять

главные его особенности, но и обобщать их. Чем большее количество существенных признаков явлений подверглось сравнению, тем доказательнее обобщение.

Методом моделирования называется такой общенаучный метод исследования, при котором изучается не сам объект познания, а его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект. Моделирование есть процесс построения модели.

Вторую группу методов составляют эмпирические методы исследования

К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы.

1. Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование.

2. Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

Основные виды анкет:

— открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

— закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

— смешанные (комбинированные, предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

3. Беседа (диагностическая беседа)метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются.

Разновидностью беседы является интервьюирование (придерживание плана, ответы открыто фиксируются).

4. Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения

которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

5. Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического

исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Аналитический обзор «Результаты практического исследования процесса интеграции» Исследование проводилось в одной из подготовительных групп ДОУ компенсирующего вида. Цель практического исследования: изучение реализации.

Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Конспект игры-исследования «Как мы учились наблюдать за погодой» для детей старшего возраста Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией метеоролога и работой метеорологической станции. Задачи: Образовательные:.

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в группе раннего возраста «На прогулку с Колобком» Воспитатель: Федоренко Н. В. Цель: закрепление представлений воспитанников о хорошо знакомой сказке, сказочных героях; развитие познавательной.

Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе по теме «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» Детский сад № 14 «Медвежонок» — филиал АН ДОО «Алмазик» Конспект открытого педагогического мероприятия в средней группе Почемучки».

Похожее:  Расчет зарплаты Системы оплаты труда

Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ «Сказочное путешествие» Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ «Сказочное путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Алёнушка» Конспект педагогического мероприятия с использованием ИКТ.

Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия-исследования «Кто такие птицы?» Методы: наглядный, беседа, исследовательский,.

Консультация «Технология исследования артикуляционной моторики» Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя.

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. — Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Источник

Обработка, анализ и интерпретация результатов педагогического исследования.

Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.Интерпретация (от лат.interpretatio) означает толкование, раскрытие смысла, разъяснение.

По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, при­чем в чем-то нового, нетривиального объяснения.

В задачи интерпретации входят: выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании.В теоретическом осмыслении фактического материала большое значение имеют абстрагирование и конкретизация. Эти средства познания тесно связаны с анализом и синтезом.

В психолого-педагогических исследованиях активно применяются индукция и дедукция. Используя индуктивный путь, исследователь идет от эмпирического уровня к уровню теоретическому посредством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различные формы экстраполяции от известного к неизвестному.

28. Виды иллюстративного материала в педагогическом исследовании и требования к их оформлению.

Педагог-исследователь или исследовательский коллектив должны быть популяризаторами своих идей и методов. Оформление работы связано с уточнением логики, обоснований, обнаружением неясностей и белых пятен, оно стимулирует отработку, уточнение, убедительное раскрытие всех положений исследования. Авторам необходимо найти, а затем точно и доступно передать основные идеи, методы, выводы и рекомендации. Все возникающие на этом этапе проблемы можно условно разделить на содержательные и методические.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, анализ, объяснение и обобщение фактов.

Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе.

Как правило, выделяют три основных методических варианта изложения содержания научной работы: воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска; воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта; теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследователь ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привлекательные способы изложения результатов своих изысканий.

27. Этапы педагогического исследования.

Любое педагогическое исследование состоит из следующих этапов.

1. Идея эксперимента.

2. Диагностический этап (объекты педагогической диагностики; формулирование проблемы, темы; актуальные проблемы эксперимента).

3. Прогностический этап (цели и задачи эксперимента; гипотезы эксперимента; составление плана-программы эксперимента).

4. Организационно-подготовительный этап (выбор объектов (и субъектов) эксперимента; выбор характеристик педагогического процесса для отслеживания в эксперименте; методическое обеспечение эксперимента; организационное обеспечение эксперимента).

5. Практический этап (констатирующий, формирующий, контролирующий эксперименты; параллельный и перекрестный эксперименты).

6. Обобщающий этап (алгоритм подведения итогов эксперимента).

7. Внедренческий этап.

22, 23, 24. Назначение, характеристика и алгоритм реализации констатирующего, формирующего, контрольного этапа эксперимента.

Самым продуктивным методом педагогического исследования является педагогический эксперимент (от лат. experiment – проба, опыт). Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность, осуществляемая с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. В рамках педагогического эксперимента используются комплекс методов и теоретических, и эмпирических. Различают эксперимент естественный и лабораторный. Чаще всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

В зависимости от особенностей проведения в педагогическом исследовании выделяют разные виды эксперимента. Он может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел в педагогическом процессе, или преобразующим, когда проводится целенаправленная организация эксперимента.

Преобразующий эксперимент требует наличия экспериментальных и контрольных групп. В экспериментальных группах учебно-воспитательный процесс организуется в измененных условиях, в контрольных же группах — в обычных, неизменных условиях.

Контрольный эксперимент организуется для проверки степени достоверности тех результатов, которые получены при проведении констатирующего и преобразующего, а также лабораторного экспериментов.

Формирующий эксперимент – метод прослеживания изменений в психике человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Изучив механизмы, мы способны моделировать явление и активно управлять им.

Пилотажный (предварительный) эксперимент имеет целью проверить уровень проработанности и качество методики эксперимента. Для этого эксперимент проводят сначала в сокращенном варианте. После этого, если необходимо, отдельные звенья эксперимента корректируются и он затем проводится в полном объеме.

Выделяют следующие этапы эксперимента: теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);собственно эксперимент – проведение серии опытов; аналитический.

В заключение подчеркнем, что методы педагогического исследования используются в комплексе, уточняя и дополняя друг друга.

26. Программа педагогического исследования.

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры. Все их многообразие можно разделить на три группы: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы.

Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу.

Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование; конспектирование; аннотирование; цитирование.

Математические и статистические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

18. Метод изучения и анализа деятельности испытуемых в педагогическом исследовании.

Под методами педагогического исследования понимают способы получения научной информации. Наиболее доступным и распространенным методом педагогического исследования является наблюдение. Под научным наблюдением понимается планомерное изучение исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

В педагогической практике широко используются опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование. Беседа — непосредственное общение с испытуемыми при помощи заранее продуманных вопросов. Значительно реже используется интервьюирование — односторонняя беседа, инициатор которой задает вопросы, а собеседник отвечает. Анкетирование — метод получения информации посредством письменного опроса. Тестирование — целенаправленное обследование, проводимое по тщательно отработанным стандартизованным вопросам, и позволяющее объективно выявлять индивидуальные различия.

Значительное место в педагогических исследованиях отводится эксперименту — исследованию каких-либо явлений и процессов с целью проверки и обоснования научной гипотезы. В зависимости от цели различают эксперимент: констатирующий (изучение состояния педагогического явления); формирующий (апробация выдвинутой гипотезы); контрольный (обоснование полученных результатов и выводов).

На различных этапах педагогических исследований применяется метод изучения и обобщения опыта. Социометрические методы позволяют исследовать межличностные отношения в коллективе.

В педагогических практике применяются также математические методы исследования, которые служат для обработки данных и результатов, полученных в процессе изучения, и отражаются в графиках, диаграммах, таблицах.

18. Метод изучения и анализа документации как метод педагогического исследования.

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности позволяет получить различную информацию об исследуемом объекте. В качестве источников информации выступают планы и отчеты заведующих и педагогов дошкольных учреждений, конспекты занятий, продукты изобразительной деятельности и ручного труда дошкольников. Изучение этих материалов позволяет установить взаимосвязи между изучаемыми явлениями, выявить новые факты.

Метод изучения продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, сочинений и формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок и др.

Биографический метод. Сущность метода в исследовании субъективных (личностных) сторон жизни определенного человека, ребенка, на основе анализа его медицинских (медицинская карта) или других личных документов (дневников, писем, записок, сочинений, мемуаров).

Похожее:  Причины нарушения менструального цикла

Метод изучения документации образовательных учреждений. Осуществляется анализ общешкольных годовых планов работы, планов работы методических объединений, календарно — тематических планов учителей по преподаваемым предметам, индивидуальных программ, планов воспитательной работы, отчетов педагогов, классных журналов. Результаты анализа могут служить не только формированию адекватного представления о том, чем "дышит" учреждение, но и источником постановки научной проблемы.

Источник

Методы педагогического исследования

В отличие от методологии методы педагогического исследования – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:

  • методы изучения педагогического опыта,
  • методы теоретического исследования
  • математические методы.

Методы изучения педагогического опыта.

К этим методам относятся способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, т.е. опыт лучших учителей, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы.

При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как

наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации и т.д.

Наблюдение – целенаправленное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения: определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное, «со стороны»; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специальных опросников, называемых анкетами. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анкетирование – заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета – это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д. Эти работы могут дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.

Изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Объективностью отличается и метод педагогического тестирования – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия.

Выделяют следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов);

собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Различают эксперимент естественный (в условиях обычного образовательного процесса) и лабораторный – создание искусственных условий для проверки, например, того или иного метода обучения, когда отдельные учащиеся изолируются от остальных. Чаше всего используется естественный эксперимент. Он может быть длительным или кратковременным.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим , устанавливающим только реальное состояние дел в процессе, или преобразующим (развивающим), когда проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия для сравнения контрольных групп. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемым.

Перечисленные методы еще называются методами эмпирического познания педагогических явлений. Они служат средством сбора научно- педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Методы теоретического исследования.

При теоретическом исследовании выделяются и рассматриваются отдельные стороны, признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы – это логические методы обобщения данных, полученных эмпирическим путем. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических работ и документов; периодической педагогической печати; художественной литературы о школе, воспитании, учителе; справочной педагогической литературы; учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование – сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы.

В педагогике эти методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана – показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.

Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, где есть возможность приложить силы молодым исследователям. Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.

Источник