Теоретическая подготовка
Теоретическая подготовка ведется на всем протяжении многолетнего обучения спортсменов — как с группами начинающих в спортивных школах, так и со спортсменами высших разрядов и сборных страны. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких специальных знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка интеллектуальной, теоретической подготовки приводит к тому, что спортсмен порой не понимает сути заданий, выполняемых им на тренировочных занятиях. Непонимание порождает пассивность, приводит к механическому повторению упражнений и заданий. Отсутствие активности и творческого участия спортсмена в тренировочном процессе нарушает обратную связь в системе «тренер —спортсмен», что в значительной мере снижает эффективность подготовки.
Теоретическая подготовка — это целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний; его цель — повышение их интеллектуально-теоретического уровня и содействие повышению спортивного мастерства.
Содержание теоретической подготовки составляют вопросы общего и специального характера, они раскрываются в программах подготовки спортивных резервов по видам спорта и в документах на уровне спорта высших достижений.
Основная тематика теоретической подготовки спортсменов такова:
1. Исторические аспекты развития спорта, физического воспитания, физической культуры в нашей стране, регионе, где проживает спортсмен.
2. Сведения о строении и функциях человеческого организма, влиянии физкультурно-спортивных занятий в различном возрасте.
3. Гигиена, режим труда и отдыха, закаливание организма, питание спортсменов.
4. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль, профилактико-реабилитационные и восстановительные средства, оказание первой помощи.
5. Спортивная тренировка. Основные разделы (стороны) тренировки. Средства и методы. Тренировочные нагрузки.
6. Построение тренировочного процесса в годичном и многолетнем циклах. Понятие «спортивная форма». Планирование и контроль в управлении тренировочной деятельностью.
7. Соревновательная деятельность, подготовка и участие в соревно-ваниях. Соревновательные нагрузки.
8. Методы обучения технике, тактике, развития физических качеств.
9. Методика наблюдения и анализа соревновательной и тренировочной деятельности в избранном виде спорта.
10. Изучение и анализ развития правил соревнований, связь изменений в правилах соревнований и содержания тренировочного процесса, подготовки к конкретным соревнованиям. Объем и сложность вопросов определяются программами с учетом возраста и квалификации спортсменов.
Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, в беседах, а научить оперативно использовать эти знания в тренировочных занятиях и соревнованиях. На тренировочных занятиях надо постоянно увязывать задания и упражнения с определенными теоретическими сведениями, стимулировать, с одной стороны, стремление спортсменов воплощать в практические действия определенные свои выводы и решения, а с другой — осмысливать и анализировать свои действия на тренировочных занятиях и в соревнованиях.
Тренеру принадлежит основная роль в решении задач теоретической подготовки. Он проводит специальные теоретические занятия, а также сообщает теоретические сведения своим воспитанникам в процессе практических занятий. Нет нужды доказывать, что успех теоретической подготовки спортсменов во многом зависит от интеллектуального и теоретического уровня тренера, его профессионализма, общей культуры и др.
В процессе изучения дисциплины ТиМИВС теоретическая подготовка спортсмена является и разделом профессиональной подготовки в плане рефлексивного отношения к деятельности в роли обучаемого.
Контрольные вопросы и задания
1. Расскажите о связи тренировки с соревновательной деятельностью.
2. Каковы цели и задачи спортивной тренировки?
3. Как строится тренировочный процесс, каковы структурные элементы тренировки?
4. Опишите средства и методы тренировки, адекватные возрасту и подготовленности спортсменов.
5. Дайте характеристику тренировочных нагрузок, назовите их параметры.
6. Что такое комплексный контроль в процессе тренировки?
7. Каковы задачи, средства, методы технической подготовки спортсменов?
8. Каковы задачи, средства, методы тактической подготовки спортсменов?
9. Каковы задачи, средства, методы физической подготовки спортсменов?
10. Каковы задачи, средства, методы психологической подготовки спортсменов?
11. Каковы задачи, средства, методы теоретической подготовки спортсменов?
12. Каковы задачи, средства, методы интеграционной подготовки спортсменов?
13. Назовите особенности тренировки при работе с детьми и юношами, инвалидами.
Источник
Теоретические основы и организация подготовки спортсменов
В учебном пособии раскрываются вопросы спорта – как сложного социального явления и многосторонний процесс подготовки атлетов на основе обобщения концептуальных подходов известных специалистов, определяющих лицо отечественной научно-методической школы.
Оглавление
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Глава 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СПОРТА
- Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теоретические основы и организация подготовки спортсменов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
1. Определение системы спортивной подготовки
Термин «спортивная подготовка» используется для характеристики весьма сложно организованного процесса с широким диапазоном видов деятельности, предусматривающим использование разнообразных факторов, средств и методов, которые позволяют оказать эффективную помощь отдельному спортсмену или группе спортсменов для их совершенствования в избранном виде спорта и обеспечить наилучшую готовность к росту достижений.
По мнению Л.П. Матвеева (1999) системно упорядоченный процесс подготовки спортсмена представляет собой долговременный педагогически регулируемый процесс, в условиях которого происходит систематическая передача наставником и усвоение спортсменом определенных, необходимых в спорте знаний, обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков наряду с воспитанием физических, волевых, нравственных и других качеств, необходимых для прогрессирования в спорте.
Подготовка высококвалифицированного атлета — это, как правило, длительный процесс, охватывающий период от 8 до 20 лет и более. В состав этого систематизированного процесса входит целый ряд компонентов, обусловливающих общую эффективность ее функционирования. От наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента в процессе многолетней подготовки конкретного спортсмена во многом зависит конечный успех.
Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Последние дополняют тренировку и соревнования через сопутствующие воздействия, режимы и условия в которых проводятся тренировка и соревнования, помогая оптимизировать динамику состояний спортсмена в целом. Каждый компонент имеет свое назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению ее основных задач и усиливая действие других компонентов. Причем, следует отметить, что степень их влияния на общую систему подготовки на разных этапах существенно меняется.
В специальной научно-методической литературе авторы несколько по разному дают определение этому достаточно сложному процессу. Обобщение и осмысление их позволяют определить систему спортивной подготовки как длительный, многокомпонентный процесс, представляющий собой упорядоченную совокупность специфических тренировочных и соревновательных средств, целесообразную их организацию в сочетании с внешними факторами и условиями, взаимосвязанное использование которых на этапах многолетней подготовки, дополняя и усиливая друг друга, обеспечивает наилучшую готовность спортсмена к достижениям.
2. Соревновательная деятельность в системе спортивной под готовки
Важнейшим компонентом системы спортивной подготовки является система соревнований. Система спортивных соревнований является главным системообразующим фактором, наиболее существенно влияющим на все остальные элементы спорта и спортивной подготовки. Она объединяет в определенную систему разнообразные соревнования, отличающиеся частными функциями (конкретной ролью в удовлетворении тех или иных потребностей в сфере спорта) и своими формами (способами организации, построения, ведения), делает оправданным использование соревнований того или иного типа, определяя их соотношение и последовательность в типичных условиях спортивной подготовки.
Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова (1997) опираясь на мнения большинства специалистов, характеризуют соревновательную деятельность , как специальную сферу, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющую объективно сравнивать определенные его способности, обеспечивать их максимальное проявление и максимально специализированными средствами повышать уровень подготовленности занимающихся.
Это определение можно считать правомерным. Однако, по мнению Л.П. Матвеев (1999), при характеристике соревновательной деятельности целесообразно различать понятия «спортивное соревнование» и «спортивное состязание». С одной стороны оба они характеризуют процесс конкурентного сопоставления спортивно-достиженческих возможностей спортсменов (команд), организованный в форме регламентированного соперничества, упорядоченной борьбы за первенство либо за иной доступный спортивный результат. С другой стороны в них закладывается несколько отличный смысл.
Под спортивным состязанием подразумевается собственно соревновательная деятельность спортсменов, то есть конкурентное сопоставление реальных спортивно-достиженческих возможностей спортсменов или команд.
Термин «спортивное соревнование» связывается с более широким понятием, которое охватывает:
— собственно соревновательную деятельность спортсмена;
— «соучастие» в состязании заинтересованных лиц (спортивных арбитров, тренеров, зрителей и т.д.);
— формы организации соревновательной деятельности, регламент взаимоотношений участников и «соучастников» состязания как целостного события спортивной жизни. Все это свидетельствует, что спортивное соревнование охватывает не только собственно соревновательную деятельность спортсменов, но и многое сопряженное с ней.
Таким образом, спортивное соревнование — это многостороннее явление спортивной жизни, в сфере которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечивать их максимальное проявление, а также обусловленные ими отношения непосредственных участников и «соучастников», поведение которых организуется в сложившихся для определенных видов спорта формах (Л.П. Матвеев, 1999).
С учетом спортивной и экономической целесообразности, имеющихся условий проведения, сложившихся традиций, специфических особенностей соревновательной деятельности и других, объективно действующих факторов, в каждом виде спорта образуются собственные системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность в возрастном плане, а также на мировом, континентальном, национальном, региональном и местном уровнях.
Система соревнований складывается в виде календаря соревнований, определяющего их ранг, сроки и место проведения. Календарь соревнований для отечественных атлетов включает в себя международные, всероссийские, ведомственные, региональные и местные состязания.
Все соревнования должны проводиться строго в соответствии с правилами и иметь четко оговоренный регламент проведения: «Положение о соревнованиях». В разных видах спорта имеется своя система оценки итогов соревновательной деятельности. В «Положении о соревнованиях» обязательно определяется система зачета.
Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревнований:
— является важнейшим универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов;
— во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса;
— используется в качестве одного из важнейших средств специализированной тренировки;
— выступает в качестве необходимого инструмента контроля;
— позволяет сопоставлять и оперативно координировать различные системы подготовки атлетов;
— активно воздействует на формирование мотивационного механизма в спорте;
— оказывает определяющее воздействие на дальнейшее развитие вида спорта;
— способствует развитию гласности и популярности спорта.
3. Система тренировки
Достижение запланированных спортивных результатов в заранее определенных стартах и в нужные сроки обеспечивается эффективной системой тренировки.
Спортивная тренировка — это основная форма подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный преимущественно на сис- теме физических упражнений и направленный на воспитание и совершенствование определенных способностей, обусловливающих готовность спортсмена к достижению высших результатов.
Спортивная тренировка, как и любой другой педагогический процесс осуществляется:
— под непосредственным или опосредованным руководством преподавателя (тренера);
— по определенной программе;
— в виде обязательных занятий с определенным контингентом;
— по фиксированному расписанию с возможным дополнительным использованием спортсменом самостоятельных занятий, проводимых при опосредованном управлении со стороны тренера.
Спортивная тренировка строится в строгом соответствии с закономерностями, позволяющими добиться максимально возможных для занимающихся результатов в избранной спортивной специализации. В ее содержании, по мнению Л.П. Матвеева (1997), должны быть представлены слагаемые, которые составляют специфические и неспецифические факторы совершенствования. Спортсмен, используя преимущественно физические упражнения, совершенствует общую и специальную подготовленность, в которых различают физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность. При этом необходимыми предпосылками для достижения их высокого уровня является общая воспитанность человека и его развитый интеллект.
Разграничение на отдельные виды подготовки, по мнению Л.П. Матвеева (1999), исходит из того, что для гарантирования максимального уровня подготовленности спортсмена объективно необходимо не только комплексно, но и однонаправлено воздействовать на присущие каждому и не сводимые друг к другу физические и психические качества и способности, а также избирательно формировать и совершенствовать различные умения и навыки, от которых в целом зависит уровень мастерства. При этом каждый вид подготовки требует использования принципиально отличных средств.
Специальную подготовку спортсмена составляют специфические средства, которые имеют ближайшее отношение к предмету избранной соревновательной деятельности и тем самым специализирует его развитие в этом направлении. Средствами специальной подготовки могут быть: само соревновательное упражнение, его отдельные элементы или упражнения структурно тождественные соревновательному упражнению.
Термин общая подготовка характеризует то, что не сводится к спортивной специализации и, тем не менее, создает и оптимизирует предпосылки прогрессирования спортсмена в избранном виде спорта путем содействия общему подъему уровня функциональных возможностей, разностороннему развитию, обогащению знаниями, умениями, навыками. При этом содержание общей подготовки спортсмена находится в непосредственной зависимости от специфики избранного вида спорта.
Общий и специальный компоненты есть во всех разделах подготовки (физической, технической, тактической, психической). Однако их разграничение достаточно условно, поскольку они характеризуют отличающиеся стороны одного и того же комплексного процесса. Вместе с тем такая структура упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет систематизировать средства и методы их совершенствования.
Следует учитывать, что каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, объединяясь в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. По мнению П.К. Анохина (1975) степень включения различных компонентов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие происходит по закономерностям формирования необходимых функциональных систем.
Соотношение различных элементов, их взаимообусловленность меняется на разных этапах и зависит от: специфики вида спорта, периода, этапа подготовки, индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.) и целого ряда других факторов. При этом необходимо помнить, что если нарушается их необходимое соотношение, это негативно скажется на общей эффективности целостного процесса подготовки. Отсюда возникают проблемы сбалансирования взаимодействия различных сторон тренировочного процесса, как в пределах отдельных этапов, так и динамики многолетней подготовки.
Источник
Теоретическая (интеллектуальная) подготовка
Интеллектуальные способности – это не только готовность спортсмена к усвоению и использованию знаний, опыта в организации поведения и спортивной деятельности, но и способность мыслить самостоятельно, творчески, продуктивно.
По мере повышения уровня спортивных достижений возрастают и требования к интеллектуальным способностям спортсмена, которые развиваются и совершенствуются лишь в той мере, в какой спортсмен интеллектуально активен. Отсюда вытекает необходимость специальной организации и целенаправленного стимулирования интеллектуальной деятельности спортсмена.
Будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, она включает в себя два важных раздела: интеллектуальное (теоретическое) образование и развитие интеллектуальных способностей.
В содержание интеллектуального образования входит совокупность разнообразных знаний, необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности. Это могут быть:
♦ знания мировоззренческого, мотивационного и этического характера, т.е. знания, которые формируют верный взгляд на мир в целом, позволяют осмыслить сущность спортивной деятельности; общественный и личностный смысл спорта вообще и спортивных высших достижений в частности;
♦ знания, способствующие воспитанию устойчивых мотивов и правил поведения;
♦ знания, составляющие научный базис подготовки спортсмена (принципы и закономерности спортивной подготовки, естественнонаучные и гуманитарные основы спортивной деятельности и т.п.);
♦ спортивно-прикладные знания, включающие сведения о правилах спортивных соревнований, спортивной технике и тактике избранного вида спорта, критериях их эффективности и путях освоения, средствах и методах физической и психологической подготовки, методики построения тренировки, внетренировочных факторах спортивной подготовки, требованиях к организации общего режима жизни и питания, о восстановительных мероприятиях, правилах контроля и самоконтроля, материально-технических, организационно-методических условиях занятий спортом и т.д. (Л.П. Матвеев, 1977; Ю.Ф. Курамшин, 1981).
Тренер должен постоянно стремиться к тому, чтобы сделать своего ученика активным участником совместного творческого процесса. Непременным условием этого является достаточная теоретическая подготовка спортсмена.
Знание общих закономерностей спортивной тренировки, особенностей психических процессов, четкое (пускай и недостаточно полное) представление о строении и функциях организма человека позволят спортсмену не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия. Все это обеспечит более полное использование имеющихся возможностей и успешный поиск скрытых резервов.
Особую категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это, в первую очередь, относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю.
В понятие теоретической подготовки, разумеется, входит постоянное и тщательное изучение правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и др.).
Основная форма теоретической подготовки спортсмена – активное, творческое участие в планировании и организации тренировочного процесса. Разрабатывая план тренировки, переходя к использованию новых средств и методов, тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был бы лишь механическим исполнителем воли тренера.
Большую помощь в теоретической подготовке спортсмена оказывает специально подобранная литература по основным вопросам тренировки при обязательном соблюдении требования постепенного усложнения рекомендуемого материала.
Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах.
Формы теоретической подготовки и степень сложности изучаемого материала должны соответствовать подготовленности спортсменов. Например, в работе с начинающими спортсменами вопросам воспитания силы и быстроты может быть посвящена небольшая популярная беседа. В работе с мастерами спорта такая форма теоретической подготовки мало приемлема, так как уровень знаний их весьма различен. Для этой группы спортсменов более целесообразна активная форма занятий, которая сможет заинтересовать всех, независимо от уровня знаний, например, разбор какой-либо научно-практической статьи, творческое обсуждение киноматериалов, посвященных технике или тактике сильнейших представителе «своего» вида спорта, коллективный анализ прошедшего периода подготовки или крупных соревнований и т.д. Важно, чтобы в разговоре принимали активное участие все спортсмены.
Источник
Спортивная подготовка — это что такое? Цель и методы
В спорте едва ли не главную роль играет организованность и дисциплина. Поэтому процесс спортивной подготовки – это совокупность многих факторов, которые и есть твердой основой для развития любого спортсмена. Именно развитие, в спортивном плане, и есть самоцель подготовки спортсменов.
Спортивная подготовка или тренировка
Достаточно часто понятия «спортивная тренировка» и «спортивная подготовка» совмещают, делая их синонимами. Но на самом деле, все обстоит несколько иначе. То есть, первое понятие есть неотъемлемой частью второго.
Рассмотрим на примере: если спортсмен выполняет определенные физические упражнения, значит это тренировка как центр спортивной подготовки. А если спортсмен оттачивает свои технические навыки, используя при этом видеоматериал, тогда тренировка как таковая осуществляться не будет. Но подготовка спортсмена все равно будет продолжаться.
Таким образом, стоит отметить, что тренировка есть частью подготовки спортсменов, но не является ее основным методом.
Цель спортивной подготовки
Как и любая целенаправленная деятельность, подготовка спортсмена имеет определенную цель, а именно — получение максимального уровня физической, тактической, технической и психологической подготовленности, в рамках определенного вида спорта для достижения высоких результатов в соревнованиях.
Задачи спортивной подготовки
Для достижения главной цели спортивной подготовки спортсмена обязателен к выполнению ряд задач:
- высокий уровень теоретических и практических компетентностей в рамках определенного вида спорта;
- высокий уровень физиологической подготовки и устойчивости основных систем организма, которые переносят основную нагрузку в данном виде спорта;
- достижение высокого уровня тактико-технической компетенции в выбранном виде спорта;
- развитие психологической подготовленности, на необходимом для осуществления спортивной деятельности уровне, в выбранном виде спорта;
- осуществление интегральной подготовки, которая включает комплексное взаимодействие основных видов подготовленности спортсмена в соревновательной деятельности.
Средства
Спортивная подготовка — это процесс, который реализуется определенными средствами. Эти средства характеризуют данный процесс как целенаправленную физическую деятельность. К ним относятся физические упражнения разных типов. Классифицируются они относительно необходимого спортивного усовершенствования, а именно: направленные на подготовку к соревнованиям, на общую подготовку спортсменов и специально-подготовительные.
Соревновательные упражнения включают условия схожие с условиями спортивных соревнований, и имеют довольно высокие требования к уровню подготовленности спортсмена. Это делает данный вид упражнений не таким эффективным как специально-подготовительные, поскольку второй вид учитывает особенности определенного вида спорта, и не направлен на достижение высоких результатов во время проведения тренировки.
Эти упражнения отличаются своей вариативностью и возможностью развивать различные стороны физической подготовки путем использования их разными способами. Например, для легкоатлета специально-подготовительные упражнения будут имитировать бег как основную техническую единицу вида спорта, но в то же время будут варьироваться для более успешного достижения целей спортивной подготовки. К ним будут относиться: бег с препятствиями, с ускорениями по отрезкам дистанций и т.д.
Свою нишу в спортивной подготовке занимают и обще-подготовительные упражнения, которые способствуют усовершенствованию общей физической формы. В то время, когда специальные упражнения направлены на развития тех спортивных навыков, которые присущи данному виду спорта, общие — способствуют росту желанных результатов на фоне укрепления общей спортивной подготовки.
Методы спортивной подготовки
Также спортивная подготовка — это совокупность и методическая распределенность методов. Они, в свою очередь, группируются на три типа:
Источник
Теоретическая подготовка
В подготовке спортсменов исключительно важную роль играет их теоретическая подготовка — главнейшая сторона в практической реализации принципа сознательности. Путь к высшему совершенству в спорте — только через знания. Надо, чтобы с первых шагов в спорте знания спортсмена опережали его практику, служили основой для совершенствования.
Приобретение знаний по специальности и использование их в практике — верное средство убыстрения спортивного роста. Вот почему так важно, чтобы вместе с физическим развитием юных спортсменов, ростом их технического мастерства и психологической подготовленности параллельно шло и обучение специальным знаниям. Только в этом случае к оптимальному возрасту, спортсмен подойдет теоретически подготовленным.
Однако сегодня все еще существует недооценка глубоких знаний спортсмена. Это выражается в нередко встречающемся мнении: «Знания спортсмену не нужны, за него думает тренер». Разумеется, тренер должен быть очень знающим и опытным человеком. Его вклад в подготовку спортсмена велик. Поэтому постоянное повышение квалификации тренера остается чрезвычайно важным требованием. Широтой знаний и многообразием педагогического опыта тренер должен превосходить спортсмена. Но это ни в коей мере не исключает серьезной теоретической подготовки спортсмена.
Программа теоретической подготовки спортсмена должна быть достаточно широкой и глубокой.Она должна отражать общие понятия системы физического воспитания, перспективы развития физической культуры и спорта в стране и воспитания спортсмена. В процессе специальной теоретической подготовки спортсменов необходимо дать научные обоснования и анализ техники и тактики в избранном виде спорта; ознакомить спортсменов с методикой обучения спортивной технике и путями совершенствования в ней; полно раскрыть систему спортивной тренировки и ее общие основы.
Спортсмен должен : знать задачи, стоящие перед ним, уметь разбираться в средствах и методах воспитания силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости, в формах тренировочных занятий и планировании их, периодизации круглогодичной тренировки, ее содержании, планировании перспективной многолетней тренировки; знать роль спортивных соревнований и их варианты; особенности непосредственной подготовки к ним и участия в них; вести учет тренировки и ее контроль; анализировать спортивные и функциональные показатели; вести дневник тренировки.
Само определение индивидуальных особенностей спортсмена, выявление слабых и сильных сторон в подготовленности и перевод их на конкретные цифры показателей силы, выносливости, быстроты, гибкости, переносимости нагрузки, продолжительности процессов восстановления и т. п. также требуют больших знаний.В конечном счете управление процессом спортивной тренировки на ступени высшего мастерства должно осуществляться самим спортсменом. А это требует понимания процессов, происходящих в организме под влиянием тренировки, изучения основ анатомии, физиологии, психологии, гигиены, биомеханики.
Необходимо, чтобы вопросы гигиенического режима спортсмена (режим дня, питания, сна, зарядка, водные процедуры, закаливание, самомассаж и массаж) также вошли в программу теоретической подготовки.
Кроме того, спортсмены должны быть ознакомлены с основами врачебного контроля и самоконтроля, а также травматизма и его профилактики в избранном виде спорта.
Для теоретической подготовки спортсменов используются специально организованные лекции и беседы по отдельным вопросам техники, тактики и т. п., изучение занимающимися специальной литературы по вопросам теории и методики спорта, чтение спортивных газет и журналов, беседы с другими спортсменами, наблюдение за содержанием их тренировки, техникой и тактикой во время соревнований.
К проблеме специальной теоретической подготовки должно быть привлечено особое внимание спортивных организаций и тренеров. В теоретической подготовке спортсмена наибольшая роль принадлежит тренеру. На первых тренировочных занятиях, во время объяснения упражнений, в паузах между ними тренер настраивает ученика на изучение избранного вида спорта, его техники, тактики.
Тренер организует специальные занятия по теоретической подготовке, делает доклады, проводит беседы, встречи с известными мастерами спорта и специалистами. Тренер постоянно следит за новинками спортивной литературы, знакомит с ними учеников. Но самое главное — желание самих спортсменов приобрести глубокие знания. Очень важно пробудить у спортсменов интерес ко всем вопросам специальной теоретической подготовки.
Источник