ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — научно-методический журнал, на страницах которого ученые и педагоги-практики публикуют материалы о новых подходах в решении профессиональных задач, делятся опытом реализации современных образовательных технологий. Мы публикуем конспекты занятий, сценарии праздничных мероприятий, методические разработки и др.

Учредитель: ЧУ «Научно-исследовательский институт педагогики и психологии»

Главный редактор: Волкова Марина Владиславовна, доктор педагогических наук

Периодичность: 1- 4 номера в год

Язык издания: русский

— Психолого-педагогическая практика дошкольного учреждения

— Художественно-эстетическое развитие дошкольников

— Подготовка к школе

— Совместная деятельность семьи и детского сада

— Коррекционно-развивающая работа в ДОУ

— Физическая культура в воспитании ребенка

— Здоровье и питание дошкольников

— Организация методической работы в детском саду

— Руководство современным детским садом

— Наш веселый детский сад (к юбилею детского сада)

Главный редактор: Волкова Марина Владиславовна, доктор педагогических наук, директор НИИ педагогики и психологии

(г. Чебоксары, Россия)

Гаврилова Александра Николаевна, зав. редакционно-издательским отделом НИИ педагогики и психологии (г. Чебоксары, Россия)

Ежкова Нина Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого

Источник

Теории дошкольного образования

Дошкольная педагогика богата своей историей, за которую сложилось многообразие взглядов на развитие, воспитание и образование дошкольника. Дошкольная педагогика основывается на общей педагогике.

В современном мире приоритетной теорией дошкольного образования становится гуманитарная теория, смыслом которой является гуманистический подход к изучению мира ребенка, в отношении к ребенку как отдельной личности, человеку. Основой этой теории является познание, понимание, помощь в развитии детям дошкольного возраста.

Задачей такого подхода является изучение вопросов социализации личности дошкольника, включение в мир культуры через предметное познание, взаимоотношения с людьми и создание собственного детского мира во взаимодействии с вещами и людьми. Ребенок включается в этот мир, получая опыт посредством искусства, познания мира и собственной деятельности в этом мире.

В рамках этой теории предметом исследования становятся ребенок, педагог и педагогический процесс, успешность которого определяется диалогом между ребенком и педагогом.

В истории дошкольной педагогики разнятся взгляды на обучение и воспитание детей дошкольного возраста, когда приоритет то в сторону одного вида деятельности, то другого, то целостного взгляда на единство данных процессов.

Ранний период теории дошкольного образования

Древняя Эллада использовала два вида развития дошкольников:

  • спартанский (ориентированный на военное воспитание);
  • семейный (ориентированный на гражданственные основы отношений).

Сократ создал такой способ обучения, когда ребенок может искать сам свободно и творчески ответ на вопрос в ходе эвристической беседы.

Платон говорил об единстве духовного и физического воспитания. Аристотель обучал на прогулках, отмечая важность развития не только личности, но и ее души.

В Древнем Риме главной ценностью была любовь к родине, мотивация к учебе и отсутствие принуждения к этому.

С появлением христианства воспитание ребенка основывалось на принципе: как хотите, чтобы поступали с вами, также обращайтесь с другими, придавая значение духовному и физическому воспитанию (с помощью молитвы, поста, милостыни).

В начале ХХ века популярным стало течение бихевиоризма, согласно которому влияние на поведение ребенка является наиболее правильным способом его развития.

В. В. Зеньковский (философ) разработал теорию развития ребенка в реальности, не приближая к ней, но и не уводя от нее. Именно поэтому ребенок играет, познавая мир и фантазируя о том, каким этот мир может быть.

В. В. Зеньковский (1924) открыл закон «двойного выражения чувства», когда существует необходимость выразить чувство телом и психическими процессами. Фантазия возникает в игре, игра позволяет выразить эмоции, чувства затрагивают душу, душа наполняет смыслом жизнь человека.

Таким образом, ранние теории оказали существенное влияние на развитие современных подходов.

Общие теории дошкольного образования 60-80-х годов ХХ века

  1. Д. Б. Эльконин (60-80-е годы) — основоположник теории деятельности, являющейся ведущей для развития дошкольника. Конкретно-исторические условия создают контекст для развития ребенка и приобщения его к культуре. Обучение происходит перед развитием, развитие в форме обучения является основным способом педагогической деятельности (вслед за Л. С. Выготским).
  2. М. С. Каган (70-80-е годы), исследователь культуры, (культурная теория) обращает внимание на две составляющие детской культуры: окружение и культура, создаваемая родителями и другими взрослыми, и форма собственной деятельности. Содержанием детской культуры являются игры, фольклор, реализуемые через правила, юмор, магию, мифотворчество, словотворчество, религиозные и эстетические представления детей.
  3. Ш. А. Амонашвили (80-е годы) рассматривает жизнь дошкольника как особую миссию, которая подтверждает его уникальность от природы. Развитие этой уникальности позволяет ребенку развиться, если создать условия доброжелательности. Это позволит воспитать личность, способную к социализации и позитивному взаимодействию с окружающим миром, а также из большинства таких личностей может вырасти одна неординарная, которая принесет пользу миру.
  4. Л. Венгер разработал теорию развития восприятия ребенка, целостная система воспитания детей на основе чувственного, развитие общих умственных способностей дошкольников, что способствовало развитию проблемы одаренности детей дошкольного возраста.
  5. Н. Н. Поддьякова разработала теорию творческого развития детей дошкольного возраста, которое происходит через универсальную передачу знаний и возвращается способностью создавать новые знания, умения и нормы.
  6. М. И. Лисина определила основополагающей для успешной познавательной деятельности коммуникативную деятельность детей дошкольного возраста, основанных на внутреннем и внешнем представлении о своих возможностях и способностях.

Парадигмальный период развития теории дошкольного образования

Данный период был вызван пониманием излишней политизированности дошкольной системы образования, чрезмерная унифицированность работы детских садов, что породило множество инновационных идей.

Поэтому вопрос ценностного и гуманистического подхода стал приоритетным.

Д. И. Фельдштейн (1989, до середины 90-х годов), ученый всю жизнь исследующий жизнь подростка, написавший монографию о социальном развитии человека в онтогенезе, считал, что содержанием дошкольного периода жизни человека является физический рост, получение опыта психических процессов, освоение социального пространства, рефлексия отношений в нем (относительно себя и других). Это период социального развития, происходящего одновременно с физиологическими изменениями ребенка.

Вслед за Л. С. Выготским В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев (90-2000-е) разрабатывают теорию развития субъективности человека (теория психологической субъективности), рассматривая развитие дошкольника в единстве сенсорики, движения, коммуникации и системе средств регуляции поведения — эмоциональных, волевых и поведенческих, когда ребенок является творцом своего образа Я (личная, самостоятельная, самобытная, система связей с внутренним миром дошкольника). Здесь ребенок самостоятельно выстраивает отношения с миром и реализует себя в нем.

Новые теории дошкольного образования

Следующий период определяется концептуальным в развитии теории дошкольного образования.

Новаторами (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) в этот период выступили педагоги с теорией сотрудничества, будущей личностно-ориентированной педагогики вместо учебно-дисциплинарной. Ее целью было самообучение и самовоспитание детей с целью максимальной индивидуализации образования и с учетом индивидуальных возможностей ребенка (ориентация ребенка в природе, предметах, явлениях собственной жизни, в себе самом).

Похожее:  Самые личные вопросы для парня

Еще одна теория, появившаяся в это же время, основывалась на непрерывной потребности ребенка в получении новых знаний, впечатлений, способов познания действительности. Ее представителем является А. Б. Орлов (современный психолог), который считает равноправными составляющие мира ребенка и взрослого, так как мир ребенка обладает собственным содержанием, концентрированностью, интегрированностью, духовностью и нравственностью. Этот мир ребенка постоянно открыт и постоянно обновляется.

В. Т. Кудрявцев (90-е годы) вслед за В. И. Вернадским рассматривает период жизни дошкольника как «макрокосмологию«. Детство В. Т. Кудрявцев называет сферой самой культуры, поэтому ребенок создает культуру (эстетики, познания, здоровья, общения), а не только осваивает ее, как и взрослый. Единство ребенка и педагога образует субкультуру детства. Вместе с В. В. Давыдовым они выдвигают теорию развивающего обучения дошкольника.

О. М. Дьяченко предлагает теорию развития творческих способностей в дошкольном образовании с помощью двух путей:

  • выявление, познание дошкольником основных особенностей и отношений в реальности с помощью наблюдения и экспериментирования,
  • реализация жизненных ситуаций ребенком, анализ отношения к действительности, опыт отношения к этой действительности.

В. А. Петровский делает акцент натеории развивающей среды, доказав ее возможности для развития и воспитания дошкольника. Среда служит фоном и средством связи во взаимодействии ребенка с людьми, позволяя ребенку определить границы территории своего Я. В этой среде нет законченных форм. ДОУ есть место обогащенной жизни ребенка.

Таким образом, новые концепции образования дошкольников предложили принципиально новый способ познания действительности с помощью творческого ее освоения. Эти подходы можно назвать культурологическим и личностно-ориентированным.

Источник



Статья "СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА"
статья на тему

Балбина Ия Васильевна

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возможности организаций.

Ключевые слова: ДОО, инновации, воспитательно-образовательный процесс, ФГОС ДО, технология.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 25.03 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ДОО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №18 «Теремок»

МБДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №18 «Теремок»

Статья посвящена изучению современных тенденций развития воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и рассматривает инновационные технологии, как требования ФГОС ДО и как возможности организаций.

Ключевые слова: ДОО , инновации, воспитательно-образовательный процесс, ФГОС ДО, технология.

Современное дошкольное образование – это первая ступень общей педагогической системы России, и на современном этапе она претерпевает существенные изменения, вызванные актуальными требованиями социального заказа и требованиями к личности выпускника ДОО. Ее развитие привело к активности в сфере научных педагогических исследований, направленных на поиск инновационных путей совершенствования и определяется эта система эффективностью осуществления и внедрения в практику новейших научно-педагогических достижений.

Инновациями в деятельности дошкольных организаций в настоящее время является системное экспериментальное использование новейших технологий, благодаря чему, повышается эффективность обучения, и формируются важные предпосылки для подготовки детей к школе. [3, c. 34].

Крутой К.Л. и Маковецкая Н.В. определили следующие факторы, влияющие на инновационный потенциал ДОО: материально-техническая база организации; требования педагогической компетентности педагога: уровень профессиональной квалификации, специальное педагогическое образование; возможности внедрения нововведений, и контроль над процессом внедрения [4, с. 8].

Поскольку цель дошкольного воспитания — это разностороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка успешной адаптации к школе, то оно должно быть связано непосредственно с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей.

Новые знания, умения , навыки дошкольники усваивают и формируют не путем пассивного восприятия воздействий воспитателя, а в активной форме, в процессе различных видов детской деятельности (игровой, социально-коммуникативной, познавательно-исследовательской). Важная задача воспитательно-образовательного процесса заключается в том, чтобы правильно организовать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужные для решения воспитательных задач направления, а, самое главное, материально-техническое обеспечение.

Наибольшие проблемы в ДОО возникают именно на этом поле деятельности. К сожалению, не всегда есть возможность, как техническая, так и финансовая, обеспечить организацию необходимым качественным оборудованием, качественным и в достаточном количестве.

Последние два фактора взаимосвязаны, так как внедрение инноваций невозможно без компетентных кадров, то большой объем работы предполагается в рамках методической работы ДОО.

Методическая работа – это многоаспектный процесс, который помогает инновационные теоретические знания воплотить в практические действия педагогов, позволяя привносить свои идеи, свое видение и свои эмоции. Отсюда и требования к компетенциям педагога, как: креативность, творческое саморазвитие, умения в области ИКТ.

Обновление содержания образования требует от педагогов использовать в своей работе современные методы, формы, инновационные технологии обучения. В этом направлении уже видны успехи педагогов, которые активно делятся своим передовым опытом и наработками. [1, c. 54-59]

Особо остро в настоящее время стоит вопрос о качестве дошкольного образования, как перспективный показатель дальнейшего существования, развития или свертывания всей системы. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольной образовательной организации; благополучие ребенка в ДОО; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор организацией образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. [2, c. 38-41]

Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе очевидны. Необходимость внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс МБДОУ «ЦРР — детский сад № 18 «Теремок» не вызывает сомнений. ИКТ занимают одно из важных мест в образовательном пространстве Центра развития ребенка. Педагог выступает в роли организатора самостоятельной деятельности дошкольников и позволяет качественно изменить содержание, методы и формы обучения.

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей дошкольного возраста, к обучению сюжетно-ролевой игре, так как позволяет воссоздавать реальные предметы, явления в цвете, движении и звуке. Что способствует реализации всех потенциалов личности – познавательного, морально-нравственного, творческого, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития. Появление и широкое распространение технологий, мультимедиа и Internet-ресурсов позволяет использовать информационные технологии в качестве средства общения, воспитания и интеграции в обучении. Для поддержания познавательного интереса дошкольников к движениям и формирования положительных эмоций при выполнении упражнений, утреннюю гимнастику, пальчиковые и подвижные игры педагоги проводят в музыкальном сопровождении. Презентации используют в кругу общения, в дидактических играх, при чтении сказок, разучивании стихотворений, потешек. В образовательной ситуации используют презентации на различные тематики.

Режимные моменты с применением ИКТ становятся более эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом информационные технологии должны только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс, так же помогают ИКТ. Используя цифровую аппаратуру и программы редактирования фотографий, наши педагоги создают коллажи, фото-отчеты, плакаты, фотовыставки и размещают в информационном уголке для родителей.

Использование инновационных технологий на базе Центра развития ребёнка дают возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание и развитие дошкольников, и повышается качество образования. Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии — все это условия поступательного развития нашего учреждения, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс.

Таким образом, теоретические и практические аспекты современной системы воспитательно-образовательного процесса — это систематическая, интегрированная и организованная деятельность, направленная на непрерывное улучшение качества дошкольного образования.

Источник

Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования

Дошкольное образование в современной России: перспективы и проблемы развития

Система современного дошкольного образования очень актуальна и важна. В дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Дошкольное образования – важная ступень в развитии ребенка. Ведь в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество его психического и физического развития.

Если не обратить внимания на особенности развития дошкольника, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

В современном дошкольном образовании существуют проблемы. Одна из проблем это общение дошкольника. Всем известно, что полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые нужно развивать самого детства. Самое главное научить ребенка слышать и слушать, умение входить в контакт, умение понимать речь, умение выражать свои мысли.

За десять лет дошкольное воспитание прошло сложный путь, что значительно расширило диапазон ответственности дошкольных образовательных учреждений, которые направлены в первую очередь на предоставление качественных образовательных услуг. Дошкольное образование в контексте ФГОС, прописывается как уровень общего образования, на котором закладываются основы социальной личности в системе образования в целом.

ФГОС дошкольного образования устанавливает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прежде всего к психолого-педагогическим и кадровым. Ключевым фактором успешной реализации данного Стандарта по-прежнему является педагог.

Поскольку современное дошкольного образования неразрывно связано с кадровой обеспеченностью дошкольных образовательных учреждений, вспоминается лозунг 30-х годов 20 века «Кадры решают всё!» — он сейчас как никогда актуален.

Ведь педагогам – практикам предстоит совершить переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному.

Основной целью работы с педагогами является повышение их профессиональной компетентности и эффективное методическое сопровождение в условиях введения и последующей реализации ФГОС дошкольного образования.

Для осуществления этой задачи, руководителю нужно совершенствовать кадровую политику, проводить комплекс мероприятий по оптимизации качества образования.

Сегодня управлять — не значит отдавать директивные указания. Нужно менять стратегию и отношение к кадровому ресурсу, оказывать поддержку работникам, приглашая специалистов для оказания психологической профилактики эмоционального выгорания, проводить деловые игры, а также научно-методическое просвещение (на специально организованных дискуссионных клубах, круглых столах, семинарах-практикумах) и др.

В образование нужно вносить современные потоки, не бояться использовать так называемый корпоративные мероприятия, например, совместные походы в театр, поход в боулинг принятие участия в спортивных соревновательных играх и т.д.

Создавать школы молодых педагогов для успешной адаптации и закреплении молодых кадров не только внутри учреждения, но и на уровне района.

Необходимо возродить традицию наставничества с целью формирования в ДОУ кадрового ядра.

В последняя время в условиях нашего детского сада для педагогов проводятся консультации и педагогические советы, направленные на улучшение качества образования. Основным вопросом в современных условиях становиться результативность внедрения ФГОС.

Образовательные стандарты, являются обязательными требованиями, что ставит перед учреждениями определенные задачи направленные на обеспечение условия для внедрения ФГОС.

Чтобы быть готовым к работе по ФГОС, необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  1. Привести в соответствие нормативно-правовые документы.
  2. Проанализировать оптимальное распределение кадрового ресурса внутри ДОУ, провести оценку готовности ДОУ к новым требованиям современной системы образования.

Педагогу, нужно заниматься саморазвитием, это одно из требований Федеральных государственных образовательных стандартов.

Дошкольного образования, за последние несколько лет, качественно изменилось, большинство педагогов за последние несколько лет освоили инновационные программы.

С целью формирования и развития педагогов навыкам инновационной и поисково-экспериментальной работы регулярно организовываются семинары, круглые столы, семинары-практикумы, мастер классы.

Педагоги активно принимают участие в профессиональных конкурсах и в городских мероприятиях.

Важная роль в нашем детском саду в развитии инициативы педагогических работников отводится руководителю, как заинтересованному лицу в повышении качества образования своего учреждения.

Подробнее хочу остановиться на развитии и участия родителей (законных представителей) непосредственного включения в образовательную деятельность.

Родители теперь гораздо требовательнее, и мы не должны отставать от современной действительности. Сегодня нужно следить за развитием общества, и за информацией, стараться быть впереди, опережая многие процессы, уметь вовремя направить активный потенциал родителей в нужное русло.

Работа с семьей – это, пожалуй, самая ответственная сторона организации образовательного процесса. В современных условиях детского сада без поддержки и взаимопонимания не обойтись.

Одна из особенностей управления современным детским садом заключается в том, что руководитель ДОУ просто вынужден привлекать к решению проблем учреждения различные социальные институты: родителей, общественность, — иначе не справится с количеством задач по организации функционирования современного образовательного учреждения

Но на вопрос работы с родителями, нельзя смотреть однобоко, так как кроме улучшения материально-технических условий, родители являются, первыми педагогами для своих детей и в этом мы видим партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи.

Таким образом, подготовка ДОУ к переходу на ФГОС ДО влечет за собой существенные изменения в образовательную практику детского сада.

Данный процесс неотъемлемая часть модернизации образования, которая в настоящее время является политической и общенациональной задачей российской образовательной политики, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Проблемы современного дошкольного образования

Определение 1
Дошкольное образование – это уровень функционирования образовательной системы, на котором осуществляется обучение, воспитание и развитие детей дошкольного возраста, их социальное становление и утверждение в социальной среде по общеобразовательным программам для дошкольников.

Дошкольное образование реализуется специальными учреждениями дошкольного образования – ДОУ (ясли, детские сады, центры раннего развития). В них ребенок пребывает в течение определенного временного промежутка дня под присмотром педагога, имеющего среднее профессиональное педагогическое образование и опыт работы в ДОУ.

Преимуществом дошкольного образования является его ориентация на социальное становление и развитие подрастающего поколения. Этого невозможно достичь в семье, поскольку она не располагает таким коллективом детей одного возраста и арсеналом воспитательных методов и средств, который имеется у воспитателей ДОУ.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования 450 руб.
  • Реферат Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования 250 руб.
  • Контрольная работа Современное состояние и перспективы развития дошкольного образования 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста реализуется по программам дошкольного обучения, которые разрабатываются для разных возрастных групп воспитанников ДОУ, учитывая возрастную динамику развития психических процессов организма, интеллектуальных и физиологических процессов.

В настоящее время система дошкольного образования активно развивается и реформируется, с учетом потребностей социальной среды, информатизацией социального пространства. Это приводит к развитию ряда проблем в эффективном функционировании дошкольного образования. Можно выделить ряд наиболее актуальных из них:

  1. Проблема перехода на новые федеральные стандарты. Система образования, в общем, и дошкольного образования в частности, базируется на ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартах, которые определяют основные направления деятельности каждой образовательной организации, нормативы ее функционирования. Современные ФГОС ДО выдвигают новые требования к образовательному процессу ДОУ и деятельности воспитателей. Порой, педагогам, которые работают в данной сфере много лет, бывает проблематично изменить свою стратегию работы и тактику воспитательной деятельности. Тем более, что они получали свою специальность, возможно, еще до реформирования образовательной системы и, потому не ориентированы на непрерывную адаптацию, постоянные переход на новые условия работы и т.д. Также, выполнение стандартов затруднительно тем, что условия для их реализации не обеспечиваются. К примеру, отсутствует материальное или техническое снабжение ДОУ, имеется нехватка кадров и др.
  2. Проблема нехватки мест и переполненности групп. В настоящее время, востребованность детских садов возрастает более быстрыми темпами, чем растет их количество. Это приводит к тому, что группы дошкольников являются переполненными. Количество детей превышает допустимый уровень, позволяющий воспитателю уделить внимание каждому ребенку. Здесь же, сказывается и нехватка педагогических кадров, развитие риска непрерывного нахождения ребенка в толпе, чреватого психическими и физическими травмами, нарушением гигиенических норм.
  3. Нежелание родителей строить продуктивное взаимодействие с ДОУ. Современные родители, особенно работающие, желают отдать ребенка в ДОУ на полноценное воспитание, обучение и развитие, получить весь спектр развивающих услуг, дополнительное образование, чтобы исключить самостоятельные занятия с детьми, вождение их на иные кружки, секции. Важно, донести до родителей суть функционирования ДОУ и дать понять, что с организацией и воспитателями необходимо сотрудничать, стремясь выстроить единую направленность воспитательной деятельности и развития их ребенка.
  4. Завышенные требования к педагогу ДОУ. Современные образовательные стандарты требуют от педагогов совершения тех действий и операций, которым они не были обучены. При этом, профессионального стандарта деятельности воспитателя пока не разработано, а он необходим для регламентации работы и мотивации педагога к деятельности и развитию.

Требуется помощь в составлении плана учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Текущие тенденции развития дошкольной педагогики

Определение 1
Современная дошкольная педагогика – это отрасль педагогической науки, определяющая порядок оптимальной организации обучения и воспитания маленьких детей с учетом современных требований социально-экономического развития общества.

Развитие дошкольной педагогики, как и любой научной отрасли, напрямую связана с этапом общественного развития, его динамикой и тенденциями. Наука не может развиваться в отрыве от общества и его тенденций.

В этой связи, основными направлениями развития дошкольной педагогики на современной этапе являются следующие:

  1. Педагогика развития. Это направление основано на переносе акцента на развивающее обучение и воспитание дошкольников. Обучение не должно носить характер обыденности и простого усвоения теоретической информации. Детей необходимо знакомить с культурными ценностями, развивать их творческий потенциал и помогать его практической реализации. Ребенок развивается и, вместе с тем, порождает новые формы культуры. Процесс обучения предполагает опору на междисциплинарный подход и создание позитивной атмосферы, помогающей обучаться и развиваться. Дошкольное образование осуществляется на основе программы развития, ориентированной на культурное познание и усвоение культуры общения, поведения и деятельности, привитие эстетических качеств личности. Воспитание личности предполагает необходимость ее включения в коллектив и взаимодействия с ним. Это открывает возможности разрешения проблем противопоставления личности общественной среде.
  2. Педагогика личностно-ориентированного развития. Данное направление предполагает постановку личности, ее потребностей и интересов во главу процесса обучения. Для этого обучение строится на базе индивидуального подхода. Нельзя ориентироваться на некий стандарт, который должен быть достигнуть. Каждый ребенок уникален, имеет специфические особенности развития, навыки, способности и возможности. Также, в учет берется возрастная динамика развития дошкольников. Каждый этап возрастного развития характеризуется различными способностями и возможностями восприятия и усвоения информации. Ребенок становится субъектом развития. Его личность необходимо уважать и ценить. Обучение должно исключить авторитарность, а строиться на основе партнерства и сотрудничества.
  3. Гуманитарная педагогика. В этом направлении самоценность детства является приоритетом в развитии ребенка. Детство является ступенью, посредством прохождения которой ребенок вступает в мир культуры. Учебно-воспитательный процесс основывается на развитии активности личности ребенка, освоении навыков самостоятельности, выполнении самостоятельных действий в обучении и трудовой деятельности. Происходит совместное действие гуманитарного, культурологического, субъектного подхода, выступающего механизмом освоения ребенком культурного опыта на дошкольном этапе развития.
  4. Семья признается основным социальным институтом, необходимым для развития ребенка. Семейное воспитание признается фундаментом, на котором строится личностное становление, развитие основных ее качеств и реализации творческого потенциала.
  5. Личность педагога в настоящее время выступает основой организации качественного обучения и воспитания. К ней предъявляются более жесткие требования. Педагоги должны непрерывно совершенствовать свои навыки и способности, свою квалификацию и уровень профессионализма. Поэтому в государстве создаются возможности для непрерывного обучения и развития педагогов, их личностного роста. Политика в сфере образования внедряет программы обучения педагогов, курсы и стажировки, вечернее обучение, вводятся стимулирующие выплаты педагогам, занимающимся самообразованием, посещающим курсы и участвующими в программах дополнительного обучения, повышения квалификации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Развитие дошкольной педагогики на современном этапе 430 руб.
  • Реферат Развитие дошкольной педагогики на современном этапе 260 руб.
  • Контрольная работа Развитие дошкольной педагогики на современном этапе 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Условия эффективного развития ДОУ по новым ФГОС ДО

Современная система дошкольного образования основывает свою деятельность на стандартах нового поколения, которые предъявляют новые требования к деятельности ДОУ и ставят перед педагогами новые задачи. В этой связи, необходимо выполнить ряд условий для подготовки к эффективной реализации ФГОС ДО каждой дошкольной образовательной организацией. К этим условиям относятся следующие:

Источник