Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс

Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс

Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.

Вариант 1

A1. Верховная власть в Афинском государстве принад­лежала:

1) царю
2) архонту
3) стратегу
4) Народному собранию

А2. В работе Народного собрания принимали участие:

1) все греки
2) граждане Афинского государства
3) все жители Афинского государства
4) люди, свободно говорившие на греческом языке

А3. Стратега в Афинском государстве выбирали открытым голосованием, потому что:

1) стратег имел право наказать всех, кто проголосовал против него
2) должность стратега была самой незначительной в Афинах
3) считалось, что не каждый обладает талантом полководца
4) многие греки не умели читать и писать

А4. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) существовали законы
2) собирали налоги в казну
3) рабы принимали участие в управлении
4) должностных лиц выбирали по жребию или голосованием

B1. Из перечисленных ниже имен укажите двух совре­менников Перикла.

1) Солон
2) Одиссей
3) Аспасия
4) Мильтиад
5) Софокл

Вариант 2

A1. Руководство флотом и армией, внешней политикой в Афинском государстве возлагалось на:

1) архонта
2) стратега
3) царя
4) Народное собрание

А2. Чем занималось Народное собрание в Афинах?

1) принимало законы
2) следило за состоянием насыпей и каналов
3) руководило возведением храмов
4) объявляло о начале театральных представлений

А3. В Афинском государстве в отличие от государств Древнего Востока:

1) власть принадлежала демосу
2) в управлении государством участвовали рабы
3) верховная власть передавалась по наследству
4) должностные лица отчитывались перед стратегом

А4. За исполнение должностей в Афинском государстве платили деньги, чтобы:

1) привлечь к управлению чужеземцев
2) прославить Афинское государство на всю Элладу
3) бедняки могли занять государственные должности
4) афиняне могли купить входной билет на Акрополь

В1. Из перечисленных ниже имен укажите двух совре­менников Перикла.

1) Драконт
2) Фидий
3) Тесей
4) Геродот
5) Парис

Ответы на тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-3
А4-4
В1. 35
Вариант 2
А1-2
А2-1
А3-1
А4-3
В1. 24

Источник

1. Расцвет демократии в Афинах

К V в. до н.э. в Афинах окончательно утвердилась демократия, т.е. власть народа. Здесь не было ни царей, ни знатных вельмож, все люди, независимо от своего материального положения были равны. Эта эпоха символизировала истинный расцвет Афин.

Основой политической организации в Афинах выступал коллектив граждан. Полноправным афинским гражданином являлся житель Аттики, достигший 18-летнего возраста, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было внесено в особый список. Более половины населения афинского общества, состоявшее из рабов и метеков, гражданами не являлись. Верховной властью в Афинах обладало Народное собрание, на которое собирались все граждане, независимо от их имущественного положения, проживающие на территориях, входивших в состав Афинского государства. Женщины не имели права участвовать в политической и общественной жизни. Народное собрание собиралось 3-4 раза в месяц на пологом холме, называемом Пникс, в западной части города. Чем же занималось народное собрание? Оно выбирало должностных лиц, объявляло войны и заключало мирные договоры, обсуждало и принимало новые законы, распоряжалось казной и утверждало расходы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

Ежегодно избираемые должностные лица имели различные обязанности. Так, например стратеги руководили армией и флотом, судьи следили за выполнением законов, сборщики пошлин собирали налоги. Занимать такие должности было почетно, поэтому никакая плата за это не полагалось. Вследствие этого, многие бедные граждане не стремились занимать государственные посты. Существовало два способа выбора должностных лиц. Согласно первому способу, должностных лиц, входящих в обычное управление, выбирали по жребию. Другой способ, предназначенный для выбора на военные должности, в первую очередь стратегов, проводился голосованием с помощью поднятия рук.

2. Деятельность Перикла

Данный период в истории Афин связан с деятельностью выдающегося политика и настоящего патриота Перикла. Это был прекрасно образованный человек, оратор, обладавший красноречием и способный убеждать слушателей. Афиняне говорили, что когда Перикл произносит речь, он подобен Зевсу, мечущему во врагов громы и молнии. Перикл снискал любовь народа, борясь против знатных и богатых граждан. Благодаря ему, была введена плата за исполнение государственных должностей и у малоимущих граждан впервые появилась реальная возможность активно заниматься политической деятельностью. По его предложению был учрежден закон, согласно которому, гражданином считался лишь человек, чьи родители, а также родители родителей являлись афинскими гражданами. Кроме того, пользуясь своим влиянием, Перикл начал грандиозную застройку Афин. Под руководством знаменитого скульптора Фидия были построены многие знаменитые сооружения, самым известным из которых является Парфенон. Благодаря Периклу, Афины прозваны «школой Эллады», так как сюда съезжали великие поэты, философы и ученые, многие из которых являлись друзьями политика.

Похожее:  1 Над чем заставляют тебя задуматься произведения этого раздела

Беспредельная преданность родному городу и его демократическому строю снискали Периклу любовь и доверие народа. Пятнадцать раз, начиная с 443 г. до н.э., он ежегодно переизбирался на должность первого стратега. Все его законопроекты и предложения, вносимые в Народное собрание, принимались без возражений и считались наилучшими. Сам Перикл отвечал народу взаимностью, предложив среди прочего выдавать беднейшим гражданам так называемые «театральные деньги», которые могли быть потрачены на посещение театра.

Во внешней политике Перикл так же добился успехов. После заключения мира с Персией он попытался собрать общегреческий союз, который объединил бы всех греков. Этой инициативе воспрепятствовала Спарта, опасавшаяся усиления Афин, что привело к созданию Афинского морского союза, включившего в себя многие города Средней Греции и некоторые колонии, а также Пелопоннесского союза, возглавляемого Спартой. Противодействие Спарты и ее союзников обостряли отношения двух ведущих государств Греции и в итоге привели к длительной Пелопоннесской войне, завершившейся безоговорочной победой Спарты и роспуском Афинского морского союза.

Активная политическая деятельность Перикла привела к тому, что у него появилось множество недоброжелателей. Греческий историк Плутарх сообщает, что однажды противники Перикла обвинили его в слишком больших затратах на строительство. На это политик ответил: «В таком случае, пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя». После этих слов народ согласился на любые расходы, доверив Периклу государственную казну.

3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

1) V в. до н.э. стал расцветом демократии в афинском государстве;

2) этот период во внутренней истории Афин связан с именем выдающегося государственного деятеля Перикла;

3) благодаря его деятельности высшие государственные должности стали занимать бедные граждане, а в Афинах началось широкомасштабное строительство, развивались искусства и науки.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Источник



Тест по истории Афинская демократия при Перикле 5 класс

Тест по истории Афинская демократия при Перикле для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 4 задания, в части В — 1 задание.

1 вариант

А1. Народное собрание в Афинах

1) принимало законы
2) руководило войском и флотом
3) осуществляло правосудие

А2. Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием рук?

1) потому что на жеребьёвку могли повлиять личные инте­ресы кандидатов
2) афиняне считали жребий обидным для избираемого
3) афиняне считали, что не каждый обладает талантом пол­ководца

А3. Какое из положений отражает деятельность Перикла?

1) долговое рабство должно быть отменено
2) бедность не мешает человеку занять почётную должность
3) все рабы-должники отпускаются на волю

А4. Друг Перикла — Фидий — получил известность как

1) поэт
2) оратор
3) скульптор

В1. Какие три мероприятия из перечисленных были проведены Периклом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) воздвигнут Парфенон на Акрополе
2) стали проводить Олимпийские игры
3) малоимущие граждане смогли заниматься политической деятельностью
4) введена плата за исполнение выборных должностей
5) женщины могли участвовать в управлении государством

2 вариант

А1. Первый стратег в Афинах

1) объявлял войну
2) руководил войском и флотом
3) принимал законы

А2. Для чего в Афинах была введена плата за исполнение выборных должностей?

1) чтобы дать пример другим полисам
2) чтобы занятие выборных должностей стало почётным
3) чтобы беднейшие граждане могли участвовать в управ­лении

А3. Какое из положений отражает деятельность Перикла?

1) Афинами управляет не горсть людей, а большинство на­рода
2) для борьбы с персами Афинам нужно создать флот
3) за кражу кисти винограда полагается смертная казнь

А4. Друг Перикла — Геродот — получил известность как

1) «отец истории»
2) скульптор
3) атлет

В1. Какие три суждения являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) при Перикле Афины достигли небывалого могущества
2) при Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия
3) при Перикле Афины стали культурным центром Эллады
4) рабы получили политические права
5) свободные люди, переселившиеся в Афины из других по­лисов, могли участвовать в управлении

Ответы на тест по истории Афинская демократия при Перикле
1 вариант
А1-1
А2-3
А3-2
А4-3
В1-134
2 вариант
А1-2
А2-3
А3-1
А4-1
В1-123

Похожее:  Как правильно задать вопрос экстрасенсу

Источник

Урок истории в 5-м классе по теме "Афинская демократия при Перикле"

Учебное оборудование: электронный учебник «Всеобщая история, 5 класс», карточки -сорбонки для парной работы, карточки для работы в парах сменного состава, персональные компьютеры, интерактивная доска.

Автор учебника: “История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений”/ Вигасин А.А ,Г.И, Годер , И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.

Использованная литература:

  1. “Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003”,
  2. “История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой.– М.:ВАКО, 2005”,
  3. “Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.– 4-еизд., испр. и перераб./ Главн . ред. М. Аксёнова. – М.: Аванта, 2005”,
  4. “Большая историческая энциклопедия школьника”/ Москва “Росмэн”,2000.,
  5. “Я познаю мир: Детская энциклопедия : История Древнего мира”/ А.Б. Преображенский.– М.: ООО “Издательство Астрель” : ООО “Издательство АСТ”, 2001

Ход урока

I. Оргационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Терминологическая разминка .

Работа с карточками -сорбонками (Приложение №1)

а) работа в парах (форма взаимодействия :ученик-ученик );

б) проверка на оценку (форма взаимодействия :учитель-ученик, игра “Кто быстрее?”)

2. Проверка знаний по теме “Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии”

а) Работа в парах сменного состава– учащиеся 1,2 ряда (Приложение №2)

б) Самостоятельная работа : работа с электронным учебником, выполнение тестов на персональных компьютерах (учащиеся 3 ряда).

3. Проверка выполнения заданий:

а) работы в парах сменного состава (один человек на оценку, задания читают учащиеся – каждый свою карточку);

б) проверка выполнения тестов на компьютерах (консультант проверяет и докладывает);

III. Проверка домашнего задания

а) Проверочное тестирование по теме «Культура», использование презентации из 7 слайдов.

Самопроверка. Самооценка. (Слайд № 9–17, даётся ключ)

б) Групповая работа “Найди ошибку” (Слайд № 18)

IV. Переход к изучению новой темы. (Слайд № 19)

На слайде: Солон (594 г. до н. э.)

Фемистокл (480 г. до н. э.)

Перикл (443 г. до н. э.)

1. – Перед вами известные деятели Древней Греции. – О ком из них не шла речь на наших уроках? (о Перикле).

2. – Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции? (Законы Солона заложили в Афинах основы демократии).

– Что такое демократия? (власть демоса).

– Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия. (отмена долгового рабства, участие демоса в управлении государством:

– архонтом мог быть любой богатый;

– в Народном собрании участвуют все граждане (свободные афиняне);

– судьи избирались из числа всех граждан.)

(Фемистокл – афинский стратег. Выдвинулся в период войн с персами (480 г. до н. э.). В это время возросло значение афинского демоса. Вождь демоса – Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов и матросов. И флот, в который брали бедняков, превратился в опору демократии).

3. – Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время?

(С именами Солона , Фемистокла, Перикла связано установление демократии в Афинах. Наибольший расцвет афинской демократии наступил при Перикле).

IV. Сообщение темы урока

Запись в тетради:

«Афинская демократия при Перикле». (слайд № 20 )

Цель: Показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии.

– Значимость изучения данной темы огромна, поскольку сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира и в нашей стране также.

V. Работа над новым материалом

ППЗ: Можно ли считать Афинское государство образцовым?

1. Вступительное слово учителя.

– В трагедии поэта Эсхила «Персы» хор, отвечая на вопрос: «Кто же над афинянами господин?», поёт: «Не рабы они у смертных, неподвластны никому!»

– Чем гордились афиняне?

(Тем, что они свободный народ, принимают участие в управлении государством.)

-Действительно, в Персии власть принадлежала царю, он распоряжался жизнью и смертью своих подданных, поэтому греки считали их рабами царя.

Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

– Как афиняне называли управление в своём государстве? ( Демократия)

– Кто считался афинским гражданином? ( Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» – гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Похожее:  НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА ПО АРБИТРАЖНОМУ И ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ особенности проблемные вопросы

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе – пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию – высшему органу власти, выражавшему волю народа. (Карточка с новым словом)

2. Работа со схемой “Афинское народное собрание”

– Пользуясь схемой , объясните структуру Народного собрания (слайд № 22):

– Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

– Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: – Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

– Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

3. Работа в группах.

Пользуясь учебником на стр. 184-185 , заполните схему “Функции Народного собрания” (Слайды №23-24)

– Какие функции выполняло Народное собрание?

(Тайным голосованием – подачей белых или чёрных камешков – собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной, утверждало расходы стратегов.)

4. Работа с электронным учебником

А) Постановка проблемы перед просмотром сюжета:

– Почему же стратега выбирали открытым голосованием, в то время как должности – судей, сборщика налогов, смотрителя рынка – жеребьёвкой, а решения принятия законов, вопроса войны и мира тайным голосованием?

Б) Просмотр видеосюжета «Афины при Перикле»

В) Решение проблемного задания

-Афиняне считали, что не каждый обладает талантом полководца

Знаменитым вождём афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл.15 раз Народное собрание выбирало Перикла на главную в Афинах должность первого стратега.

Г) Постановка проблемного вопроса перед просмотром сюжета

– Какие мероприятия, предложенные Периклом, способствовали расцвету демократии в Афинах? (просмотр сюжета Тема № 7 (3) , 17 мин – 4.17мин)

Д) Проверка усвоения материала и решение проблемного задания. Слайд № 25

(Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя:

  • проведение жеребьёвки при избрании большинства должностных лиц;
  • введение оплаты должностным лицам;
  • создание специального фонда для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра;
  • строительство общественных зданий, дававшее работу многим гражданам.)

V. Закрепление материала

1. Инсценирование и анализ ситуации.

Все в Афинах знали о безукоризненной честности Перикла, который ни на одну драхму не увеличил оставленного ему отцом состояния.

Но враги Перикла – завистники и недоброжелатели из числа знатных – воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинён в неумелой трате громадной суммы.

– Как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов?

Народное собрание: – Сколько денег потрачено зря!

Перикл: – Находят ли граждане, что истрачено больше, чем нужно?

Народное собрание: – Да! Да! Слишком много!

Перикл: – Хорошо. Я верну в казну всё, что было потрачено на строительство. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке, на каждой статуе написать: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла! Возведено Периклом!»

Народное собрание: – Ещё чего! Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями. Это наши постройки, мы гордимся ими!

Перикл: – В таком случае утвердите мои расходы. Тогда все постройки и статуи будут ваши.

Народное собрание: – Мы согласны! Распоряжайся по своему усмотрению деньгами Афинской казны.

– Какие качества стратега Перикла отразились в этом эпизоде?

(Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора – карточка с новым словом).

-Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чём это говорит?

– Чем можно объяснить популярность Перикла?

Проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

Личные качества политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс, были востребованы в Афинах.

. – Можно ли считать Афинское государство образцовым?

(Нет, нельзя, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу).

Источник