Тест с ответами 8220 Сложное предложение 8221



Тест с ответами: “Сложное предложение”

4. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от средств связи частей сложного предложения:
а) союзные и бессоюзные +
б) союзные, присоединительные, придаточные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные

5. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов:
а) главные и придаточные
б) союзные, бессоюзные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные +

6. В каком предложении одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее:
а) простом предложении
б) сложноподчиненном предложении +
в) сложном предложении

7. Какие союзы используются в предложениях с соединительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
б) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
в) и , да, ни…ни, также, тоже +

8. Какие союзы используются в предложениях с разделительными отношениями:
а) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли +
б) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
в) и , да, ни…ни, также, тоже

9. Какие союзы используются в предложениях с противительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то +
б) и , да, ни…ни, также, тоже
в) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли

10. В каких предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких:
а) разделительных +
б) соединительных
в) противительных

11. В каких предложениях одно явление противопоставлено другому:
а) разделительных
б) соединительных
в) противительных +

12. В каких предложениях, перечисляются явления . которые происходят одновременно или следуют одно за другим:
а) разделительных
б) соединительных +
в) противительных

13. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
“Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы…”
а) разделительное
б) противительное
в) соединительное +

14. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
“Неожиданно быстрое исполнение моих тайных желаний и обрадовало, и испугало; однако я не высказал овладевшего мною смущения.”:
а) противительное +
б) разделительное
в) соединительное

15. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение:
а) “В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.”
б) “Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.” +
в) “Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.”

16. Необходимо определить бессоюзное сложное предложение:
а) “Лес рубят – щепки летят.” +
б) “Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко.”
в) “Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.”

17. Как называется предложение, в котором первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д.:
а) предложение с разными типами связи
б) сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
в) сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением +

18. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение, в котором есть противительный союз:
а) “Мороз невелик, да стоять не велит.”
б) “Чугун чугуна дразнит, а оба черны.” +
в) “Совесть без зубов, а загрызет.”

19. Необходимо выбрать сложное предложение:
а) “Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.”
б) “По всей округе льют ливни.”
в) “Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр.” +

20. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:”Уж тает снег бегут ручьи в окно повеяло весною.”:
а) 2 +
б) 3
в) 1

21. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:”Астрологи Вавилона гадавшие по небесным светилам находили что мир очень стар что ему больше двух миллионов лет.”:
а) 5
б) 3
в) 4 +

22. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть места:
а) “Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.”
б) “Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.” +
в) “Грей так задумался, что позабыл о хозяине.”

23. Необходимо указать сложносочинённое предложение, где есть разделительный союз:
а) “Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.” +
б) “Еще напор и враг бежит.”
в) “Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.”

24. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть причины:
а) “Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она.”
б) “И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают.” +
в) “Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.”

25. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть образ действия:
а) “Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.”
б) “Невидимая, посредине реки плывет лодка.”
в) “Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали.” +

26. Необходимо определить бессоюзное предложение, в котором между частями ставится тире:
а) “От солнца бегать света не видать.” +
б) “Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.”
в) “Шел дождь падал снег.”

27. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении: “По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах.”:
а) 4
б) 3 +
в) 2

28. Необходимо указать предложение, где есть пунктуационные ошибки:
а) “Язык – это путь цивилизации и культуры.”
б) “Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.”
в) “Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.” +

29. Необходимо указать бессоюзное сложное предложение, где есть значение условия:
а) “За окнами неслись облака, жарко светило солнце.”
б) “Любишь кататься-люби и саночки возить.” +
в) “Ты не провожай меня: я дорогу знаю.”

30. Выберите предложение, где необходимо поставить двоеточие:
а) “У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают.” +
б) “Раздался выстрел браконьеры бросились бежать.”
в) “Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.”

Источник

Итоговый тест по русскому языку по теме «Сложное предложение»

б) Пусть перебирается в деревню или я переберусь отсюда.

Похожее:  Демонстрационный вариант ЕГЭ базового уровня по математике от i ФИПИ i 2021 года

в) Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую.

г) И опрокинутое синее небо обнимает улицу и солнце нависает над головой.

д) Ржавеют в арсеналах пушки зато сверкают кивера.

2. Укажите номера, в которых ВЕРНО определён тип сложного предложения:

а) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье дали возмутит. (Сложносочинённое.)

б) Дружба не услуга, за неё не благодарят. (Сложноподчинённое.)

в) Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет. (Бессоюзное.)

г) Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы. (Сложноподчинённое.)

д) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство. (Бессоюзное.)

3. Укажите номера, под которыми записаны сложносочинённые предложения:

а) По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу.

б) Но я знаю, для кого я буду писать.

в) Громче стал топот копыт, слышнее шорох колёс по гравию.

г) В этом есть своя целесообразность, но она нами ещё не разгадана.

д) Озеро обступили старые ивы, и на нём всегда было тихо и сумрачно.

4. Укажите номера, под которыми записаны сложноподчинённые предложения:

а) Хотя я читал о «кораблях пустыни» – верблюдах, но они меня не прельщали.

б) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь.

в) Он, как только проснулся, сразу же умылся.

г) Шёл уже восьмой час, но было ещё совсем светло.

Итоговый тест по русскому языку по теме Сложное предложение

18. Укажите номера предложений, в которых СТАВИТСЯ запятая между союзами:

а) Я понял, что_если не пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.

б) Все знают, что_когда попадёшь в историю, на первых порах нужно собрать всю волю в кулак.

в) Я спал, по-видимому, долго, потому что_когда проснулся, была уже ночь.

г) Я подумал, что_если сию минуту не переспорю старика, то трудно будет освободиться от его опеки.

д) Мне кажется, что_когда бушует море, то в его рёве звучит музыка.

19. Укажите номера предложений, в которых знаки препинания расставлены ВЕРНО:

а) Я отвечал, что природа хороша, и что особенно хороши в наших лесах закаты.

б) Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.

в) Где гнутся над озером лозы, где летнее солнце печёт, летают и пляшут стрекозы, весёлый ведут хоровод.

г) Ему было приятно думать, что на работе всё хорошо, что дома тоже хорошо и что зима хороша.

д) Может показаться, что необычные знаки нужны в пьесе для того чтобы помочь актёру исполнять свою роль.

20. Определите, какие знаки препинания и в каком порядке должны быть расставлены в предложении: На улице и возле дач не было ни души_старые дачники уже ложились спать_а молодые гуляли в рощах_разбрелись по полянам.

Источник

Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении 9 класс

Тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта, в каждом 3 части. В части А — 5 заданий, в части В — 2 задания, в части С — 1 задание.

Вариант 1

А1. Укажите сложное предложение.

1) Тяжёлая туча, низко повисшая на востоке, одна только боролась с сияющим торжеством нарядного летнего утра.
2) Молодой берёзовый лес был окутан, точно тонкой кисеёй, лёгким покровом тумана.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не всходило, но половина неба была уже залита бледным розовым светом.

А2. Укажите сложное союзное предложение.

1) Трое суток не смолкала буря, и у нас сорвало обе мачты и все паруса.
2) Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непро­ходимые болота.
4) Парень стоял и стоял, словно в стороне от суматохи.

А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.

1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо.
3) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
4) Ямщик свистнул, и лошади поскакали.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.

1) Известно, что слоны в диковинку у нас.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
4) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.

1) 1, 2, 5
2) 3, 4
3) 2, 3, 5
4) 1, 4

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Пойми, что рядом с тобой человек развивается.

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.

Земля, казалось, во много раз увеличивала силу своего притяжения.

С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках пре­пинания.

Вариант 2

А1. Укажите сложное предложение.

1) За окном медленно падал снежок, и снежный, ясный свет лежал на стенах комнаты.
2) Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех.
3) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
4) Моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

А2. Укажите сложное союзное предложение.

1) Несмотря на все невзгоды и трудности, он сохранил в себе что-то детское.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, тумани­лись в нежной дымке.

А3. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.

1) Внезапно раздался голос какой-то птицы, резкий и прон­зительный.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, постепенно сади­лось за горизонт.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Было так тихо, что издалека слышался треск ломающей­ся от мороза земли.

Похожее:  Чему будут учить в школе с 1 сентября 2022 года

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.

1) Не знаю, что стало со мною, душа моя грустью полна.
2) Если за день не узнал ничего нового, день прошёл на­прасно.
3) Я надеялся, что эта история скоро забудется.
4) Рассказы Грина опьяняли, как душистый воздух.

A5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?

Ему нездоровилось (1) однако (2) он всё-таки приехал (3) чтобы проститься (4) с друзьями.

1) 1, 3
2) 1, 2
3) 2, 3
4) 1, 4

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною?

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.

Солнечный свет, падавший на листву рядом с кустами шиповника, казался холодным и бледным.

С1. Расскажите о выделительных и разделительных знаках пре­пинания.

Ответы на тест по русскому языку Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-1
А3-4
А4-1
А5-2
В1. Пойми, человек развивается
В2. Выделительные
Вариант 2
А1-1
А2-3
А3-4
А4-4
А5-1
В1. Скажи, что сбудется
В2. Выделительные

Источник

Тест по русскому языку по разделу "Синтаксис сложного предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном тесте представлены вопросы по разделу "Синтаксис сложного предложения", которые позволяют повторить пройденный материал по темам "Сложное предложение", "Сложносочиненное предложение", "сложноподчиненное предложение", "Бессоюзносложное предложение", "Знаки препинания в бессоюзносложных предложениях". Помимо этого, используя этот тест, можно провести тематический контроль знания учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Тест по русскому языку по разделу «Синтаксис сложного предложения»»

Синтаксис сложного предложения

1.Что изучает синтаксис:

A) слова и значения
B) звуки речи
C) части речи и их формы

D) словосочетания и предложения

E) правила произношения слов

2. Найдите сложносочиненное предложение:

A) Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

B) Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.

C) В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.

D) Петр подошел к плотине и остановился, прислушиваясь.

E) Большой двор, кудрявый от репейника и усыпанный желтыми листьями, слегка серебрился осеннею изморосью

3. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

A) Ассамблея народа Казахстана осуществляет свою деятельность, чтобы закрепить общественную стабильность.

B) Мы поехали туда, где еще недавно шли ожесточенные бои.

C) Каждый в нашей стране имеет право на труд, и закон охраняет это право.

D) Громадный порт, один из самых больших портов мира, всегда был переполнен судами.

E) Когда охотник уходит в тайгу, он всегда оставляет в избушке спички, наколет сухих дров.

4. Определите бессоюзное сложное предложение:

A) Я увидел, что пляжы тянутся далеко-далеко

B) Лес рубят – щепки летят

C) Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер

D) Чем скорее догорал костер, тем виднее становилась лунная ночь.

E) У Даши характер был, пожалуй, покруче чем у Дмитрия Степановича.

5.Если в предложении первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д., то это:
A) Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением.
B) Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением.
C) Сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
D) Предложение с разными типами связи.
E) Бессоюзное предложение.

6.Сложносочиненное предложение с противительным союзом:
A) Мороз невелик, да стоять не велит
B) Ехал в Казань, а попал в Рязань
C) Совесть без зубов, а загрызет
D) Лесом шел, а дров не видал
E) Чугун чугуна дразнит, а оба черны.

7. Выберите сложное предложение.
A) Снег лежит на деревьях и гнет сучья.
B) Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр.
C) Жилище мое обросло случайными, но интересными вещами.
D) Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.
E) По всей округе льют ливни.

8. Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Уж тает снег бегут ручьи в окно повеяло весною.

9.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Астрологи Вавилона гадавшие по небесным светилам находили что мир очень стар что ему больше двух миллионов лет.

10. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточной частью места:

A) Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.

B) Он засмеялся, точно сталь зазвенела.

C) Грей так задумался, что позабыл о хозяине.

D) Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.

E) Не засыпай старого колодца, пока не готов новый.

11.Укажите сложносочиненное предложение с разделительным союзом:
A) Еще напор и враг бежит.
B) Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.
C) Вздрагивали оконные рамы, а в печных трубах дико завывало.
D) Его не тянуло к подушке, однако ж он уперся локтем в нее.
E) Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.

13.Найдите простое предложение.
A) Лес по-осеннему молчал, только теплый ветерок шелестел листвой.
B) Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.
C) Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.
D) Жарко сверкало солнце, блестели горы и город.
E) Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя.

12.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью времени:

A) И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось.

B) Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы.

C) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

D) Мимо пробежал кто-то, к счастью меня не заметивший.

E) Гусь, известно, птица важная рассудительная

14.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью причины:

A) Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она.

Похожее:  Тест по пьесе quot Мещанин во дворянстве quot 1 вариант тест по литературе 8 класс на тему

B) Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.

C) Уезжай сейчас же, а не то наговорю лишнего.

D) Это было совсем не похоже на него, но он молчал.

E) И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают

15.Определите сложноподчиненное предложение с придаточной частью образа действия:

Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали.

Земля запахла так, как она всегда пахнет перед дождем в июне.

Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась

Очнулся ночью, совершенно разбитый, больной.

Невидимая, посредине реки плывет лодка.

16.Найдите бессоюзное сложное предложение, между частями которого ставится тире:

A) Про меня все люди скажут сердцем чист и не спесив.
B) Печален я со мною друга нет.
C) Шел дождь падал снег.
D) От солнца бегать света не видать

E) Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.

17.Укажите количество пропущенных запятых в предложении

По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах.

18.Сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением:

A)Когда шел разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая страшная.

Mир не отнять у тех, чьи руки держали оружие, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы прошлой войны.

Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает

Тот не мужчина, кто голову прячет, если он видит беду

Ум-океан, черпаешь –не кончается

19. Укажите предложение с пунктуационными ошибками:

А) Отгремел грозами июль, и лето вдруг сразу перемахнуло на осень.

В) Воздух был душен, влажен, и очень хотелось дождя.

С) Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.

D) Язык-это путь цивилизации и культуры.

Е) Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.

20. Укажите бессоюзное сложное предложение со значением условия:

А) Ты не провожай меня: я дорогу знаю.

В) За окнами неслись облака, жарко светило солнце.

С) Заря разгоралась, раскрашивала небо золотыми полосами.

D) Любишь кататься-люби и саночки возить.

Е) Солнце выглянуло-степь повеселела.

21. Укажите в каком предложении нужно поставить двоеточие:

А) На улице еще было пусто над крышами домов вставало солнце.

В) Льется теплый солнечный воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

С) Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

D) У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают.

Е) Раздался выстрел браконьеры бросились бежать.

22. Укажите неверное утверждение:

А) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных частей.

В) Сложносочиненными называются такие предложения, части которых соединены сочинительными союзами.

С) Части сложноподчиненного предложения равноправны между собой.

D) Соподчинение – это такая связь, когда две (или больше придаточные) части относятся к одной главной.

Е) подчинительные союзы не являются членами предложения, они служат для связи придаточной части с главной.

23. Укажите сложноподчиненное предложение с соподчинением:

А) Я помню, что я озяб ужасно, что квартира была холодной, что чай не согрел меня.

В) Умное животное следило за нами, точно хотело знать, что мы намерены делать.

С) Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю.

D) Ветер тянул с неприветливого севера.

Е) Зимы ждала, ждала природа.

24. Укажите сложное предложение с разными видами связи:

А) Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.

В) Каждый в нашей стране имеет право на труд, и закон охраняет это право

С) Перед рассветом звезды бесследно исчезают, небо расчищается, и медленно всплывает солнышко.

D) Спал город, чернея листвой, домами белея.

Е) Когда охотник уходит в тайгу, он всегда оставляет в избушке спички, наколет сухих дров.

25. Укажите предложения с неправильной расстановкой знаков препинания при прямой речи:

А) «Ах. Ты сердечный!» -подумала мать и вздохнула.

В) «Честное благородное слово,- краснея, говорила Наташа, — никому не скажу».

С) «Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно Швабрин. Иван Кузьмич может это засвидетельствовать»

D) «Узнала меня? – шепотом спросила Любка.

Е) Мне вдруг вспомнились слова: «Если от моей заботы тебе хорошо, то от этого мне еще лучше».

Источник

Тест "Виды сложного предложения" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест позволяет быстро проверить тему "Виды сложного предложения". СБП — сложное бессоюзное предложение, СПП — сложноподчиненное предложение, ССП — сложносочиненное предложение.

Просмотр содержимого документа
«Тест «Виды сложного предложения» (9 класс)»

ТЕСТ «Виды сложных предложений» (9 класс)

Укажите вид сложного предложения

Я устал на охоте с лисицами, и мне захотелось где-нибудь отдохнуть

Укажите вид сложного предложения

Лес был завален глубоким снегом, и сесть было некуда.

Укажите вид сложного предложения

Случайно взгляд мой упал на дерево, вокруг которого расположился гигантский, засыпанный снегом муравейник.

Укажите вид сложного предложения

Муравьи, конечно, об этом ничего не знают: они спят глубоко внизу.

Укажите вид сложного предложения

Несколько повыше муравейника кто-то содрал с дерева кору, и белая древесина, довольно широкое кольцо, была покрыта густым слоем смолы.

Укажите вид сложного предложения

Колечко прекращало движение соков, и дерево неминуемо должно было погибнуть.

Укажите вид сложного предложения

Бывает, такие кольца на деревьях делает дятел, но он не может сделать так чисто.

Укажите вид сложного предложения

Скорее всего, подумал я, кому-нибудь нужна была кора, чтобы сделать коробочку для сбора лесных ягод.

Укажите вид сложного предложения

Отдохнув хорошо на муравейнике, я ушёл и вернулся случайно к нему, когда стало тепло.

Укажите вид сложного предложения

Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка.

Укажите вид сложного предложения

Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки.

Укажите вид сложного предложения

Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки.

Источник

Тест с ответами 8220 Сложное предложение 8221

Тест с ответами: “Сложное предложение”

4. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от средств связи частей сложного предложения:
а) союзные и бессоюзные +
б) союзные, присоединительные, придаточные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные

5. На что делятся все сложные предложения, в зависимости от типа союзов и союзных слов:
а) главные и придаточные
б) союзные, бессоюзные
в) сложносочиненные и сложноподчиненные +

6. В каком предложении одна из частей сложного предложения синтаксически подчиняется другой и зависит от нее:
а) простом предложении
б) сложноподчиненном предложении +
в) сложном предложении

7. Какие союзы используются в предложениях с соединительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
б) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли
в) и , да, ни…ни, также, тоже +

8. Какие союзы используются в предложениях с разделительными отношениями:
а) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли +
б) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то
в) и , да, ни…ни, также, тоже

9. Какие союзы используются в предложениях с противительными отношениями:
а) а , но, однако, же, зато, или, либо, то…то +
б) и , да, ни…ни, также, тоже
в) или, либо, ли…ли, не то…не то, а то, то ли… то ли

10. В каких предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких:
а) разделительных +
б) соединительных
в) противительных

11. В каких предложениях одно явление противопоставлено другому:
а) разделительных
б) соединительных
в) противительных +

12. В каких предложениях, перечисляются явления . которые происходят одновременно или следуют одно за другим:
а) разделительных
б) соединительных +
в) противительных

13. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
“Ни солнца мне не виден свет,
Ни для корней моих простору нет,
Ни ветеркам вокруг меня свободы…”
а) разделительное
б) противительное
в) соединительное +

14. Необходимо указать тип сложносочиненного предложения:
“Неожиданно быстрое исполнение моих тайных желаний и обрадовало, и испугало; однако я не высказал овладевшего мною смущения.”:
а) противительное +
б) разделительное
в) соединительное

15. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение:
а) “В углу, близ окна, стояла очень странная, но дорогая скульптура.”
б) “Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть.” +
в) “Дороги, не заносимые поземкою и не заметаемые метелью, были превосходны.”

16. Необходимо определить бессоюзное сложное предложение:
а) “Лес рубят – щепки летят.” +
б) “Я увидел, что пляжи тянутся далеко-далеко.”
в) “Едва Владимир выехал за околицу, как поднялся ветер.”

17. Как называется предложение, в котором первое придаточное относится к главному, а второе придаточное к первому и т. д.:
а) предложение с разными типами связи
б) сложноподчиненное предложение с неоднородным подчинением
в) сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением +

18. Необходимо выбрать сложносочиненное предложение, в котором есть противительный союз:
а) “Мороз невелик, да стоять не велит.”
б) “Чугун чугуна дразнит, а оба черны.” +
в) “Совесть без зубов, а загрызет.”

19. Необходимо выбрать сложное предложение:
а) “Облетают с яблонь листья и шепчутся с травой.”
б) “По всей округе льют ливни.”
в) “Ярко светило солнце, снег переливался тысячью искр.” +

20. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:”Уж тает снег бегут ручьи в окно повеяло весною.”:
а) 2 +
б) 3
в) 1

21. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении:”Астрологи Вавилона гадавшие по небесным светилам находили что мир очень стар что ему больше двух миллионов лет.”:
а) 5
б) 3
в) 4 +

22. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть места:
а) “Надо всегда поступать честно, чтобы ни перед кем не было стыдно.”
б) “Вдруг, там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орел.” +
в) “Грей так задумался, что позабыл о хозяине.”

23. Необходимо указать сложносочинённое предложение, где есть разделительный союз:
а) “Не то вода была холодная, не то мой охотничий пес молод и глуп.” +
б) “Еще напор и враг бежит.”
в) “Весь дом казался спящим, несмотря на яркое освещение.”

24. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть причины:
а) “Свою Москву мы не дали в обиду, как нас в обиду не дала она.”
б) “И снова я с людьми затем, что я поэт, затем, что молнии сверкают.” +
в) “Даша слушала молча, не перебивая, часто закрывая глаза.”

25. Необходимо указать сложноподчиненное предложение, где есть придаточная часть образ действия:
а) “Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.”
б) “Невидимая, посредине реки плывет лодка.”
в) “Князь Андрей умел поставить себя так, что все его боялись и уважали.” +

26. Необходимо определить бессоюзное предложение, в котором между частями ставится тире:
а) “От солнца бегать света не видать.” +
б) “Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.”
в) “Шел дождь падал снег.”

27. Необходимо указать количество запятых, которые пропущены в предложении: “По синим волнам океана лишь звезды блеснут в небесах корабль одинокий несется несется на всех парусах.”:
а) 4
б) 3 +
в) 2

28. Необходимо указать предложение, где есть пунктуационные ошибки:
а) “Язык – это путь цивилизации и культуры.”
б) “Кажется, не осталось в руках силы и топор затупился.”
в) “Я как только вошел успел заметить, сумрачное расположение Ермолая.” +

29. Необходимо указать бессоюзное сложное предложение, где есть значение условия:
а) “За окнами неслись облака, жарко светило солнце.”
б) “Любишь кататься-люби и саночки возить.” +
в) “Ты не провожай меня: я дорогу знаю.”

30. Выберите предложение, где необходимо поставить двоеточие:
а) “У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают.” +
б) “Раздался выстрел браконьеры бросились бежать.”
в) “Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.”

Источник

Cложные предложения. Виды связей.

По структуре предложения делятся на простые и сложные.

Сложным предложением называется такое предложение, в котором две и более грамматических основ. Частями сложного предложения являются простые предложения, которые связаны по смыслу и интонационно.

Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями делятся на бессоюзные и союзные.

Бессоюзные предложения

Бессоюзное сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, части которой связаны только интонационно, союзов и союзных слов в таких предложениях нет.

Примеры: «Солнце садилось, ветер всё крепчал, закат разгорался пурпуром» (В.Г. Короленко); «Резкий воздух омыл лицо холодной водой – сон сразу пропал» (К.Г. Паустовский)

Союзные предложения

Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

Сложносочиненные предложения

В сложносочинённых предложениях все части грамматически равноправны. Если из таких предложений убрать союзы, они легко превращаются в бессоюзные.

Простые предложения в составе сложносочинённого соединяются при помощи сочинительных союзов.

и, а, но, да, тоже, также, зато, однако, или, либо, ни …, ни …, не то …, не то …, то ли …, то ли …

Примеры: «Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны» (Ю.М. Нагибин); «Мать посмотрела в окно, девочка тоже взглянула на улицу» (М. Горький).

Сложноподчиненные предложения

Сложноподчинённым называется такое предложение, в котором части грамматически неравноправны: есть главное предложение и придаточное (зависимое, подчиненное).

Связь между частями обеспечивается за счёт подчинительных союзов.

потому что, если, хотя, поэтому, что, чтобы или союзных слов: который, какой, столько, сколько, куда, где, чей и т.д.

Подчинительный союз или союзное слово всегда находятся в подчинительной части!

Похожее:  Рассмотрено RP ситуация Замена т с в LSPD

Примеры: «И вдруг вы остановитесь, потому что вас остановит перед собой этот лесной цветок» (В.А. Солоухин); «Яхта исчезла в ту самую минуту, когда лодка тронулась в путь» (А. Дюма)

В зависимости от значения придаточные предложения делятся на…

  1. Изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей)
  2. Определительные (отвечают на вопросы определений)
  3. Обстоятельственные (отвечают на вопросы обстоятельств)
  4. Присоединительные (придаточная часть относится не к одному слову, а ко всей главной части)

Виды подчинений в сложноподчинённых предложениях

  1. Последовательное (каждая последующая придаточная часть подчиняется предыдущей главной):
    «Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (Д.С. Лихачёв);
  2. Однородное (придаточные части относятся к одному главному слову или главной части, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же виду):
    «Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только что бредил» (А.И. Куприн);
  3. Параллельное (придаточные части относятся к одной главной, но при этом отвечают на разные вопросы и относятся к разному виду):
    «Когда собрались рыбаки, Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вечеру ветер погонит лёд на полдень» (М.М. Пришвин).

В сложном предложении части могут быть связаны сочинительными и подчинительными союзами и интонационно. Такие предложения будут называться сложными предложениями с разными видами связи. Примеры:

Источник



Сложное предложение – что это такое, как легко отличить его от простого и какие типы сложных предложений есть в русском языке

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или более простых.

«Я сплю» – простое, в нем одна грамматическая основа. «Я сплю, а собака храпит» – сложное, в нем две грамматические основы: «Я сплю», «Собака храпит».

Содержание

Три типа сложных предложений

Части сложного предложения в школе называются простыми предложениями, в вузе – предикативными частями. Они могут быть связаны союзной и бессоюзной связью.

В первом случае между ними есть союз, во втором – нет:

  1. Учитель говорит, ученик болтает – бессоюзное сложное предложение (БСП).
  2. Учитель говорит, а ученик болтает – союзное сложное предложение (ССП).

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные связывают равноправные простые предложения. Равноправные – то есть одно не подчиняется другому и нельзя от одного задать вопрос к другому: «Опустилась ночь и зажглись звезды».

Сложносочиненное предложение – это предложение, в котором есть два или более простых, связанных сочинительными союзами (и, а, но, да).

Подчинительные союзы связывают простые предложения, из которых одно главное, а другое придаточное. От главного всегда можно задать вопрос к придаточному: «Я знаю, (что?) что вы стараетесь».

Сложноподчиненное предложение – это предложение, части которого связаны подчинительными союзами.

Придаточных частей у главной может быть несколько. Отсюда еще одна классификация – по типу подчинения.

Классификация сложноподчиненных предложений по типу подчинения придаточных

Если к придаточным задается один и тот же вопрос от всего главного или от одного и того же слова в главном, то подчинение таких придаточных – однородное: «Он знал, что пора возвращаться, что мост не будет опущен на всю ночь, что ветер к утру переменится». Смотрите, тут от одного и того же слова «знал» задается один и тот же вопрос «о чем?» ко всем придаточным: знал (о чем?), что пора возвращаться; знал (о чем?), что мост не будет опущен; знал (о чем?), что ветер переменится.

Один вопрос, одно главное слово – один «род», однородное подчинение.

Если от главного задается вопрос к первому придаточному, от первого придаточного ко второму, а от второго к третьему, то получается последовательное подчинение. Например: «Я ждал (чего?), что закончится буря (какая?), которая загнала меня в эту деревню (какую?), где я чувствовал себя бесконечно одиноким (почему?), потому что не мог поговорить ни с одним человеком».

Если вопрос к придаточным задается от разных слов в главном, то подчинение параллельное: «Старик жил у моря (какого?), которое манило его к себе, но не выходил к нему (почему?), потому что был стар».

Главное предложение здесь «Старик жил у моря, но не выходил к нему». К первому придаточному вопрос задается от слова «море», ко второму – от слова «не выходил».

Если в одном предложении одновременно сочинительная, подчинительная и бессоюзная связь или даже что-то одно из двух, то такие предложения называются сложными синтаксическими конструкциями (ССК).

Например: «На улице шел дождь, и когда мы зашли домой, его все еще было слышно за стеклами». Схема этого предложения будет выглядеть так (главные предложения в квадратных скобках, придаточные – в круглых: <[…]>, и <(когда…),[…]>.

ССК – отдельная большая тема, поговорим о них в другой статье.

Как ставить запятые в сложном предложении

Запятая между частями сложного предложения ставится всегда.

Исключение – когда части связаны союзом «и» и имеют что-то общее:

  1. Общую придаточную часть.
  2. Общий второстепенный член.
  3. Если они обе произносятся с вопросительной или восклицательной интонацией.

«В огороде цвели розы и росла капуста» – розы цвели (где?) в огороде, капуста росла (где?) тоже в огороде. Если мы поставим запятую перед «и», получится, что розы цвели в огороде, а капуста росла непонятно где.

«Зачем ты послан был и кто тебя послал?» (из стихотворения Пушкина) – оба предложения с вопросительной интонацией, она как бы «объединяет» их.

«Когда жара спадает, просыпаются мошки и звереют комары». Мошки просыпаются (когда?) когда жара спадает. Комары звереют (когда?) тоже когда жара спадает.

Чтобы правильно находить простые предложения в составе сложного, надо знать, что такое предложение в целом, что такое подлежащее и сказуемое и однородные члены (потому что могут быть однородные подлежащие и однородные сказуемые). Статьи по этим темам я постараюсь выписать в течение декабря и поставлю сюда ссылки на них. До встречи.

Источник

Сложносочиненное предложение: знаки препинания и примеры из литературы

Сложносочиненные предложения и их части, отличие от сложноподчиненных и бессоюзных. 9 класс, тема по русскому языку. Знаки препинания в сложносочиненном предложении: как ставить запятые? Сложносочиненное предложение с союзом и. Примеры из русской художественной литературы.

Сложносочиненное предложение — это сложное предложение с сочинительной связью между частями: части соединяются сочинительными союзами и, а, но и другими. Перед союзом чаще всего ставится запятая.

Как и любое сложное предложение, оно состоит из нескольких предикативных частей ( простых предложений ), имеет несколько грамматических основ .

Примеры сложносочиненных предложений:

Мы вошли в зал, и через минуту начался спектакль.

Девушка сидела у окна, а на улице лил дождь.

Председатель обратился к собранию, но его не слушали.

Сочинительная связь — это значит связь равноправная. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга: от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

Равноправная, сочинительная связь осуществляется с помощью сочинительных союзов, которые бывают:

Соединительные: и, да (в значении «и»), также, тоже, не только … но и,, и … и, ни … ни, как … так и, сколько . столько и.

Разделительные: или, либо, или … или, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то.

Похожее:  Иммуноглобулинотерапия природный механизм защиты

Противительные: а, но, зато, однако, да (в значении «но»), же, однако же, все же.

Градационные : не только. но и, не столько. сколько, не то чтобы. а.

Присоединительные: тоже, также, да и, и, притом, причем.

Пояснительные: то есть, а именно.

Между частями сложносочиненного предложения можно без потери смысла поставить точку, превратив его в два простых предложения. Обычно части даже можно поменять местами (исключение — предложения, где описывается последовательность действий или есть намек на причину и следствие).

5 примеров сложносочиненных предложений

Сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное предложение. В чем разница?

Пример сложносочиненного предложения: Мы шли по улице, и настроение у всех было прекрасное.
В предложении две грамматические основы, в каждой есть подлежащее и сказуемое . Первая основа — мы шли. Вторая — настроение было прекрасное. Обе части находятся в равноправных отношениях — нет ни главной, ни зависимой. Мы не можем поставить вопрос от одной части к другой.

Другое дело — сложноподчиненное предложение, где одна часть подчинена другой.
Пример сложноподчиненного предложения: Когда мы шли по улице, настроение у всех было прекрасное.
В этом случае части неравноправны, мы можем поставить вопрос: настроение было прекрасным когда? Когда мы шли по улице. Главная часть предложения — «настроение у всех было прекрасное». Придаточная часть — «когда мы шли по улице».

Третий тип — бессоюзное сложное предложение , где нет ни сочинительных, ни подчинительных союзов. Связь между частями не выражена явно. Пример: Мы шли по улице, настроение у всех было прекрасное.

Также бывают сложные предложения из трех и более частей, где могут сочетаться и подчинительная, и сочинительная, и бессоюзная связь. Пример: Когда мы шли по улице, а на небе светило яркое солнце, настроение у всех было прекрасное: пришла весна!

10 примеров сложносочиненных предложений из русской литературы

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

В подавляющем большинстве случаев части сложносочиненного предложения разделяются запятой:

Ты всегда был строг ко мне, и ты был справедлив. (И.С. Тургенев).

И метался ветер быстрый по бурьянам, и снопами мчались искры по туманам. (А.А. Блок)

Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину. (А.И. Куприн)

Уймись, или худо будет. (А.С. Пушкин)

Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала… (М.Ю. Лермонтов)

Она мне нравилась все больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей. (А.П. Чехов)

Время стояло самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (С.Т. Аксаков)

Запятая НЕ ставится перед союзами и, или, да (в значении «и»), если части объединены общим элементом — общим второстепенным членом предложения , вводным словом , общей придаточной частью или предикативной частью с бессоюзной связью. Относится ли элемент сразу к обеим частям предложения или лишь к одной, в спорных случаях решает автор.

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. (А.С. Пушкин)

Губы Кати не улыбались и темные глаза выражали недоумение. (И.С. Тургенев)

В городском саду по соседству играл оркестр и пел хор песенников. (А.П. Чехов)

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. (Л.Н. Толстой)

Когда он вернулся в залу, сердце его билось и руки дрожали так заметно… (А.П. Чехов)

Берегов не видать: их скрыла ночь и оттолкнули куда-то широкие волны разлива. (М. Горький)

Исключение: запятая перед союзом и ставится даже при наличии общего второстепенного члена предложения, если союз повторяется. Пример: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

Запятая НЕ ставится, если в состав сложносочиненного предложения с соединительным или разделительным союзом входят:

Исключение: при повторении союза запятые между безличными частями ставятся: Деревья, и солнце, и тени, и мертвый, могильный покой. (Н.А. Некрасов)

Источник

Сложное предложение в русском языке

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

не только – но и

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

  • подчинительных союзов;
  • союзных слов.

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Похожее:  Чему будут учить в школе с 1 сентября 2022 года

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

  1. Подчинение и сочинение .
    Солнечные лучи уходили и сумерки наступали, как обычно бывает.
    (Союзы «и, как» говорят о видах связи).
    Посмотрим, какая схема получается, исходя из данных: [ ], и [ ], (как… ).
  2. Сочинение и бессоюзная связь .
    Она давно уже пришла домой, но никак не могла согреться: жуткий мороз царил на улице. (тут нужно обратить внимание на «но» и дальнейшее отсутствие союзных слов).
    Вот так выглядит схема: [ ], но [ ] : [ ].
  3. Подчинение и бессоюзная связь .
    Когда Миша закончил уроки, Паша уже ждал его во дворе; они договаривались поиграть в футбол. (Здесь имеется союзное слово Когда, мы его отразим в графике).
    Схема сложного предложения (Когда ), [ ] ; [ ].
  4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь .
    Мама в саду посадила много всего и даже цветы росли; они скоро начнут распускаться, так что скоро станет совсем красиво. (В данном тексте союз и союзное слово «и» и «так что». Обязательно прописываем их, чтобы не упустить основную связь и не запутаться).
    Строение получается таким: [ ] и [ ] ; [ ], [ ] (так что …).

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

  1. Повествовательный тип предложения;
  2. Эмоциональная окраска — Невосклицательное;
  3. <Пошел сильный дождь>, <как будто стеной оградил нас от остальных ребят>, и, <чтобы не потеряться>, <мы решили переждать непогоду>, <которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться>. — видим 5 грамматических основ, на основании чего заключаем что предложение сложное.
  4. Перед нами предложение с разными видами связи, которое представляет собой две сложносочинённые части, соединённые сочинительным союзом «и». Каждая из частей представляет собой сложноподчинённое предложение.
  5. Разберём каждую из частей как отдельное сложное предложение.
    1. [Пошел сильный дождь], (как будто стеной оградил нас от остальных ребят). — Сложноподчинённое обстоятельственное предложение (сравнения) с подчинительной связью, где первая часть является главной, а вторая — придаточной.
    2. (Чтобы не потеряться), [мы решили переждать непогоду], (которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться). Сложноподчинённое предложение с двумя типами придаточных: обстоятельственным (цели) и определительным. Средняя часть является главной, крайние левая и правая — придаточными.

    Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

    В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

    • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
      К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
    • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
      Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

    Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

    Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

    • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
      Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
    • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
      На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
    • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
      На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
    • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
      Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
    • Запятая ставится при равноправных предложениях.
      На улице светило солнышко, птички громко пели.

    Тест на проверку усвоения материала

    Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

    Сколько грамматических основ в сложном предложении

    Три вопроса, на каждый имеются предложенные варианты ответов.

    1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
      1. 2
      2. 3
      3. 4
      1. 3
      2. 1
      3. 2
      1. 1
      2. 2
      3. 4
      4. 3

      Определение типа связи в сложном предложении

      Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

      1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
        1. подчинительное и сочинительное;
        2. бессоюзное и сочинительное;
        3. сочинительное;
        4. подчинительное и бессоюзное.
        1. сочинительный и подчинительный;
        2. только сочинительный;
        3. только подчинительный.
        1. подчинительные и сочинительные;
        2. бессоюзные;
        3. сочинительные;
        4. подчинительные.

        Определение необходимости знаков препинания

        Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

        1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
        2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
        3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

        1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.

        Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

        Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

        Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

        Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

        Источник

Adblock
detector