Трудные вопросы истории России. Выпуск 3
Третий выпуск учебного пособия «Трудные вопросы истории: Революция 1917 г. и Гражданская война в России. 1917–1922 гг.» продолжает два предыдущих издания и посвящен важнейшему событию XX века не только в отечественной, но и в мировой истории. Узловые вопросы пособия: проблемы государственного строительства и их решение двумя противоборствующими лагерями – «красными» и «белыми», развитие различных форм демократии и системы рабочего самоуправления, многопартийность и закономерности перехода к однопартийной диктатуре, оценки 1917 г. современными российскими политиками и ряд других.
Как показал опыт использования первых выпусков «Трудных вопросов» в педагогической практике кафедры новейшей отечественной истории МПГУ, пособие позволяет студентам не только знакомиться с новейшими достижениями исторической мысли и способствует умению работы с источниками, но также помогает овладевать более совершенными методами работы на семинарских и практических занятиях. В отличие от учебника, весьма «неповоротливого» к быстрым переменам и появлению нового и актуального исторического материала, пособие не ограничивается темами «трудных вопросов», указанных в единой концепции и историко-культурном стандарте, а по мере изменений в мировой истории – расширяет их. Пособие также позволяет более широко рассматривать и глубже изучать альтернативные подходы к освещению важнейших научных проблем истории России.
В статьях, посвященных государственному строительству, показаны такие характерные черты, как наличие многовластия на всех уровнях государственного управления в марте 1917 – начале 1918 г., сосуществование старых и новых органов власти, «точки перелома», среди которых центральное место занял разгон Учредительного собрания, окончательно, по мнению автора, «сломавший психологию гражданского мира». Также показано, что октябрьский политический переворот создал уникальную возможность для образования «единого многопартийного демократического правительства» в стране. Однако, как показано в публикации, этот исторический шанс не был использован социалистическими партиями как по причине диктаторских амбиций большевиков, так и из-за непродуманных действий их политических оппонентов – эсеров и меньшевиков.
Историографическая традиция связывает Гражданскую войну с рядом давно известных и хорошо изученных сюжетов, где основное внимание уделено военно-политическому противостоянию «красных» и «белых», обоюдному кровавому террору, крестьянским восстаниям и выступлениям, трагедии казачества, военной интервенции и ряду других. Лишь относительно недавно исследователи стали проводить сравнительный анализ действий обеих противоборствующих сторон по созданию собственной устойчивой государственной системы в специфических условиях Гражданской войны. Автором сделана попытка показать, какие элементы этой системы носили характер преемственности с аналогичными институтами царской России и Временного правительства, какую роль сыграли они в победе одного и поражении другого враждебного лагеря. Показано, что важный урок, извлеченный современниками из нашего опыта столетней давности, заключается в том, что даже Гражданская война не смогла уничтожить потенциал, заложенный реформами предшествующих лет; Революция 1917 г. лишь придала им ускоренный характер, скроенный каждым из лагерей на «свою мерку».
Важное место в пособии занимает проблема развития различных форм демократии и системы рабочего самоуправления – тема, актуальнейшая и в наши дни, но почти забытая историками сегодня. Дискуссионным является и вывод, сделанный автором публикации: судьба Учредительного собрания, представлявшего модель либерально-западнического парламентаризма, в условиях российской действительности закономерно уступила место Советам, как форме самоуправления народа, более соответствующей революционной эпохе.
Особое место в пособии занимают две рецензии, посвященные двум книгам, представляющим по существу иллюстрированную летопись Революции и Гражданской войны. Перед нами – свидетельства очевидцев тех событий, запечатленные в листовках, воззваниях, декретах, плакатах, фотографиях, карикатурах, текстах воспоминаний и пр. Важна и авторская концепция обеих книг – показана без прикрас трагедия братоубийства, жестокость и духовно-моральный тупик Революции и Гражданской войны. Историческая действительность, запечатленная и отраженная представленной фотолетописью, содержит (помимо фактов и образов) также информацию об исторической обстановке, в которой они создавались, а их эмоциональная, то есть «авторская», окрашенность позволяет читателю лучше определить позиции противоборствующих сторон и сил, оценить события и, что немаловажно, дать им свою собственную интерпретацию.
Чрезвычайный интерес представляет публикация, посвященная оценке советского исторического прошлого в программах ведущих политических партий современной России. Представленный материал еще раз убеждает в том, что преподавание отечественной истории должно стать обязательным предметом во всех вузах страны, как и обязательная сдача ЕГЭ по истории в школах.
Для кого-то Революция 1917 г. – это «исторический провал», «трагедия», «иллюзия», а для других – решающий шаг к созданию ранее невиданной в истории социальной системы, отринувшей и феодальные, и капиталистические устои России, предложившей миру новый вектор развития. Пособие заставляет студентов задуматься над главным: что заставило Россию, ставшую весной 1917 г. на демократический путь развития, отказаться от него спустя восемь месяцев, какие исторические процессы, протекавшие в России на протяжении веков, получили свое завершение в ходе братоубийственной Гражданской войны. И, наконец, в чем ценность полученного нами исторического опыта сегодня, когда Россия (как и весь мир) вновь находится накануне серьезных перемен.
Различные оценки нашего исторического прошлого, представленные в данном пособии, свидетельствуют, что разномыслие является необходимым условием развития исторической науки.
Источник
История России, Трудные вопросы на экзамене, Захаров В.Ю., 2005
История России, Трудные вопросы на экзамене, Захаров В.Ю., 2005.
Пособие предназначено для быстрой и эффективной подготовки к экзамену по истории России. В нем представлены краткие планы ответов по темам выпускных экзаменов в вузы. Цель пособия состоит не в изложении всего материала по программе курса, а в приведении уже имеющегося у учащихся багажа знаний в систему.
Занятия и верования восточных славян.
Необходимо перечислить основные занятия восточных славян: земледелие, охота, скотоводство, бортничество. (* Что такое бортничество? Ответ: пчеловодство.) Особое внимание следует обратить на различие двух систем земледелия: подсечно-огневой в лесных районах и переложной в степных. Необходимо также перечислить основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивали славяне, и затем сделать вывод об общем уровне развития хозяйства у восточных славян в догосударственный период.
Рассматривая вопрос о верованиях восточных славян, следует вначале раскрыть понятие «язычество», выделить его признаки: мифологическое мировоззрение, неотделенность мира человека от мира природы, отсутствие глубокой пропасти между миром человека и миром богов и духов, относительный демократизм. Следует показать связь между характером религиозных верований славян и их занятиями: преобладание сначала культа земледельческих божеств — Рода и Рожаниц, а затем, в VIII—IX вв., культа бога грома, огня и войны Перуна, что свидетельствовало о резком увеличении роли военной прослойки племени — военного вождя и дружины.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение.
Раздел I История Руси в IX—XVI вв.
Происхождение, расселение, основные занятия и верования восточных славян.
Образование государства у восточных славян. Основные теории происхождения Древнерусского государства.
Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского государства (882—1132).
Русские княжества периода политической раздробленности (XII — первая половина XIII н.).
Борьба русских княжеств с внешней опасностью в первой половине XIII в.
Культура Древнерусского государства и русских земель периода политической раздробленности.
Создание единого Российского государства в XIV — начале XVI в.
Россия в царствование Ивана Грозного (1533—1584) и Федора Иоанновича (1584—1598).
Закрепощение крестьян: причины, этапы, последствия.
Русская культура XIV—XVI вв.
Россия на рубеже XVI—XVII вв.
Раздел II История России в XVII—XIX вв.
Россия в XVII в.
Культура России XVII в.
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в.
Россия во второй половине XVIII в.
Культура России середины — второй половины XVIII в.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII — первой половине XIX в.
Внутренняя политика России в первой четверти XIX в.
Внешняя политика России в первой четверти XIX в.
Движение декабристов.
Внутренняя политика России во второй четверти XIX в.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
Общественная мысль и общественное движениев России во второй четверти XIX в.
Культура России первой половины XIX в.
Эпоха Великих реформ.
Общественное движение в России во второй половине XIX в.
Политическая реакция 80—90-х гг. XIX в.
Эпоха контрреформ.
Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Культура России второй половины XIX в.
Раздел III История России в XX — начале XXI в.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв.
Внешняя политика России в начале XX в.
Культура России в начале XX в.
Первая российская революция 1905—1907 гг.
Россия в 1907—1914 гг.
Столыпинская аграрная реформа.
Политические партии в России в начале XX в.
Аграрные программы политических партий в начале XX в.
Первая мировая война и участие в ней России.
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Первые мероприятия советской власти(октябрь 1917 — июль 1918 г.).
Гражданская война в России.
Национальный и религиозный вопросы в Советской России и СССР в 1920—1940-е гг.
Советская культура в 1920—1930-е гг.
СССР в период нэпа.
Индустриализация и коллективизация в СССР.
Развитие СССР накануне войны.
Внешняя политика СССР в 1920-е — 1930-е гг.
СССР в годы Великой Отечественной войны.
Послевоенное развитие СССР (1945—1953).
СССР в 1953—1964 гг.
Развитие СССР в 1964—1985 гг.
Перестройка в СССР (1985—1991) и ее результаты.
Россия в 1990-е гг. и в начале XXI в.: основные тенденции развития.
Рекомендуемая литература.
Хронологическая таблица.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История России, Трудные вопросы на экзамене, Захаров В.Ю., 2005 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Трудные вопросы истории россии книги
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 274 271
- КНИГИ 644 437
- СЕРИИ 24 553
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 605 234
Алексей Ананченко, Василий Попов, Василий Цветков, Димитрий Чураков
Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века: Учебное пособие. Выпуск 1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
Под общей редакцией А. Б. Ананченко
Код и направление подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование» Профиль «История и обществознание»
Квалификация (степень) выпускника: «Бакалавр»
В. А. Волков, доктор исторических наук, профессор МИГУ
А. Ф. Киселёв, доктор исторических наук, академик РАО, профессор
Проблемы советской истории должны объединять и воспитывать
Научные проблемы нашей истории особенно бурно обсуждаются несколько последних десятилетий. На некоторых этапах они становились даже всеобщими, выносились на публичное общественное обсуждение. Но и переставали в этом случае быть только научными проблемами, переходя в разряд политических, идеологических или общественно-психологических. Сегодня все больше становится понятным, если не обманывать себя, что научные проблемы и проблемы формирования и сохранения позитивного исторического национального сознания должны решаться по-разному и имеют различные цели.
Обсуждение сложных, спорных вопросов нашей истории, конечно, необходимо продолжать, так же как мы можем и должны говорить о таких проблемах в процессе обучения истории. А ведь может показаться – а что тут обсуждать и зачем? Ведь мы так долго ведем непримиримые споры по нашей истории уже лет 30, и нельзя сказать, что мы достигли какого-то общего представления.
Необходимость формирования национального согласия по вопросам отечественной истории требует формирования отношения к переломным и спорным этапам нашей истории, выработки снова понимания и утверждения в общественном сознании того, что такое хорошо и что такое плохо. Можно решить эту проблему и иначе, как решили ее в США и в большинстве существующих стран: просто стереть историческое сознание. Недавно об этом, например, озабоченно говорил Генри Киссинджер: «В школах сейчас мы больше не преподаем историю как последовательность событий, ее рассказывают по темам, без контекста». Это возможный путь решения противоречий исторического сознания, но одновременно и радикальный, он означает и стирание самой России. Название может быть и сохранится, а Россия как культурно-историческая общность, как определенное понимание ценностей и смыслов общественной и личной жизни, как цивилизация исчезнет.
Сохранится и сохраняется ли историческое сознание автоматически? Нет, автоматически ни сознание, ни ценности не сохраняются. А мы считаем, что историческое сознание обязательно надо сохранить. Ведь историческое сознание – не просто знание истории своей собственной страны и человечества, историческое сознание означает не только знание прошлого как последовательности событий. Историческое сознание является обязательным и одним из важнейших элементов в воспитании ценностей и смыслов человека и общества, выходящих за желания потребления, в формировании понимания того, что есть истина, что есть добро, зачем я здесь, в истории, и как я должен поступить. Проблемы нашей истории, особенно советской истории, должны формировать не группы ненавидящих друг друга граждан, а люди, разделяющие общие ценности, общее представление о главном в истории как общества, так и отдельного человека.
Почему возникли «трудные вопросы» истории России
В 2014 г. рабочей группой была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», которая стала методической основой новой линии учебников по истории России. Концепция содержала примерный перечень «трудных вопросов»; при этом наиболее оптимальной была признана линейная (в отличие от прежней, концентрической) модель изучения истории с 5 по 10 классы. В соответствии с «линейкой» было предложено новое распределение исторического материала для изучения в отдельных классах:
6 класс – период с древности до конца XV века;
7 класс – период с начала XVI века до конца XVII века;
8 класс – период с конца XVII века до конца XVIII века;
9 класс – период с начала XIX века по 1913 г.;
10 класс – период с 1914 по 2014 г.
Половина «трудных вопросов» многовековой истории России, выделенных авторами концепции и включенных ими в перечень, пришлась на исторические события советской эпохи. Объясняется это рядом причин. Во-первых, в 2014 г. около 70 % населения страны составляли люди старше 25 лет. Это значит, что большая часть населения воспитывалась при советском строе, училась в советских школах, изучала отечественную историю по советским учебникам. Во-вторых, по наблюдениям социологов, глубинные преобразования, вызванные распадом Советского Союза, привели к большому разрыву между ожиданиями людей и реальностями их жизни. Это способствовало укоренению различных настроений среди российского общества и в политическом, и в экономическом, и в социальных отношениях. Историческая память населения наряду с символами гордости (победа над фашизмом, развитие космонавтики, науки, культуры и техники) зафиксировала неприятие сталинских репрессий, отрицательные последствия «перестройки» и реформ 1990-х гг., некоторых других событий. В-третьих, современники оказались более пристрастны к советской эпохе, нежели в своих оценках исторических событий предшествующих веков. Это касается, например, таких исторических деятелей, как Ленин, и таких эпохальных событий, как российская революция 1917 г.
Социологи подчеркивают, что для старших возрастов характерна большая приверженность традиционному российскому патриотизму, тогда как более образованная часть населения, в том числе молодежь, больше склонна к положительному восприятию зарубежных жизненных стандартов.
Радикальные перемены в жизни российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наложили свой отпечаток на восприятие исторических событий прошлого. Поэтому бережное отношение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями, к исторической памяти народов России приобретает особое значение. Только научное изучение отечественной истории, очищенной от всевозможных мифов и фальсификаций, поможет подрастающим поколениям сформировать мировоззрение, способное связать настоящее с прошлым и будущим, которое им предстоит строить.
Главная цель пособия – ознакомить всех, изучающих отечественную историю, с принципиальными оценками ключевых событий XX – начала XXI в. В отличие от школьных учебников, наше пособие не содержит перечень тем, понятий, событий и персоналий. Авторы касаются этих сюжетов лишь в исключительных случаях. Например, когда сами ключевые понятия («революция», «гражданская война», «гражданское общество», «народ», «нация» и пр.) стали предметом исторических споров.
Основное внимание уделено так называемым «трудным вопросам», которые вызывают в обществе острые дискуссии. Как правило, рассмотрению каждой проблемы предшествует небольшой исторический очерк, позволяющий показать содержательную сторону проблемы, причины, вызвавшие споры и приверженность того или иного автора к определенной точке зрения. Именно эти аспекты исторического знания, как правило, остаются за рамками школьного исторического образования, порождают проблемы в обучении при переходе с одного уровня сложности на другой, более высокий.
Необходимость постижения «трудных вопросов» диктуется еще одной причиной – пробуждением в умах учеников способности к критическому анализу, их стремлением выйти за рамки положений учебника, нередко излагающего мнение его авторов как непреложную истину. Тексты документов, включенные в учебники как обязательный элемент, равно как и хрестоматии, расширяют школьный курс конкретным материалом первоисточников, но не дают возможности рассмотреть проблему с различных сторон. Да и сам выбор источников, предлагаемых к изучению в хрестоматиях или школьных учебниках, носит характер селекции, позволяющий лишний раз подтвердить позицию авторов этих учебников. Данный пробел, по нашему мнению, также может быть ликвидирован при знакомстве с «историей проблемы», в которой будет показано, как и почему менялись оценки важнейших событий истории России на протяжении последнего столетия.
Источник
Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1
Пособие обобщает многолетний опыт научной и преподавательской деятельности, учитывает новейшие тенденции развития исторической науки в России и за рубежом. Материал широко освещает различные точки зрения по важнейшим трудным вопросам отечественной истории. Среди них такие ключевые проблемы, как участие России в Первой мировой войне, революция, парадоксы развития страны в 1920-1930-е гг. Важное место в пособии занимают параграфы, посвященные Великой Отечественной войне. В темах послевоенной истории основной упор сделан на два периода реформирования советской системы: хрущёвскую оттепель и горбачёвскую перестройку. Впервые столь подробно в учебной литературе отражены события «русской весны» в Крыму в 2014 г.
Большое внимание авторский коллектив уделяет воспитательной стороне вузовского курса отечественной истории, призванного помогать молодым поколениям формировать самостоятельную гражданскую позицию и чувство патриотизма.
Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Предназначено для учителей, студентов и школьников, углубленно изучающих историю.
Отзывы
Популярные книги
- 39391
- 2
- 3
В центре повествования этой, подчас шокирующей, резкой и болевой книги – Женщина. Героиня, в юнос.
Бабий ветер
- 81941
- 25
- 20
Джордж Оруэлл 1984 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1 Был яркий холодный апрельский день, часы били тринадцат.
1984 (новый перевод)
- 38047
- 6
«Харри Холе вышел на лестницу и сощурился на ярком июньском солнце….Он чувствовал, что все находи.
Жажда
- 53530
- 3
- 8
Одна из лучших фэнтези-саг за всю историю существования жанра.
Ведьмак (сборник)
- 61758
- 2
- 11
Изучаем Python, 4-е издание.
- 35765
- 15
- 2
Ты видишь, как жизнь проносится мимо, не оставляя тебе возможности ощутить свою значимость, обрести.
Кто заплачет, когда ты умрешь?
Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1» Попов Василий Алексеевич утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. Произведение пронизано тонким юмором, и этот юмор, будучи одной из форм, способствует лучшему пониманию и восприятию происходящего. В главной идее столько чувства и замысел настолько глубокий, что каждый, соприкасающийся с ним становится ребенком этого мира. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Умелое и красочное иллюстрирование природы, мест событий часто завораживает своей непередаваемой красотой и очарованием. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. Темы любви и ненависти, добра и зла, дружбы и вражды, в какое бы время они не затрагивались, всегда остаются актуальными и насущными. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. «Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1» Попов Василий Алексеевич читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.
- Понравилось: 0
- В библиотеках: 0
- Размещено 29.12.2017
- Тип размещения: Бесплатно
Новинки
- 190
- 1
Не каждый день попадаешь в столь лютейший трэшак, оказывшись в теле эльфа-коммуниста из боярского р.
Франт 3
Не каждый день попадаешь в столь лютейший трэшак, оказывшись в теле эльфа-коммуниста из боярского р.
- 140
Профессиональный военный попадает в тело поручика царской армии на альтернативной Земле. Идет 1918.
Источник
Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1
Пособие обобщает многолетний опыт научной и преподавательской деятельности, учитывает новейшие тенденции развития исторической науки в России и за рубежом. Материал широко освещает различные точки зрения по важнейшим трудным вопросам отечественной истории. Среди них такие ключевые проблемы, как участие России в Первой мировой войне, революция, парадоксы развития страны в 1920-1930-е гг. Важное место в пособии занимают параграфы, посвященные Великой Отечественной войне. В темах послевоенной истории основной упор сделан на два периода реформирования советской системы: хрущёвскую оттепель и горбачёвскую перестройку. Впервые столь подробно в учебной литературе отражены события «русской весны» в Крыму в 2014 г. Большое внимание авторский коллектив уделяет воспитательной стороне вузовского курса отечественной истории, призванного помогать молодым поколениям формировать самостоятельную гражданскую позицию и чувство патриотизма. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Предназначено для учителей, студентов и школьников, углубленно изучающих историю.
Оглавление
- От редактора. Проблемы советской истории должны объединять и воспитывать
- Введение. Почему возникли «трудные вопросы» истории России
- Тема 1. Россия в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудные вопросы истории России. XX – начало XXI века. Выпуск 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Почему возникли «трудные вопросы» истории России
В 2014 г. рабочей группой была разработана «Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», которая стала методической основой новой линии учебников по истории России. Концепция содержала примерный перечень «трудных вопросов»; при этом наиболее оптимальной была признана линейная (в отличие от прежней, концентрической) модель изучения истории с 5 по 10 классы. В соответствии с «линейкой» было предложено новое распределение исторического материала для изучения в отдельных классах:
6 класс — период с древности до конца XV века;
7 класс — период с начала XVI века до конца XVII века;
8 класс — период с конца XVII века до конца XVIII века;
9 класс — период с начала XIX века по 1913 г.;
10 класс — период с 1914 по 2014 г.
Половина «трудных вопросов» многовековой истории России, выделенных авторами концепции и включенных ими в перечень, пришлась на исторические события советской эпохи. Объясняется это рядом причин. Во-первых, в 2014 г. около 70 % населения страны составляли люди старше 25 лет. Это значит, что большая часть населения воспитывалась при советском строе, училась в советских школах, изучала отечественную историю по советским учебникам. Во-вторых, по наблюдениям социологов, глубинные преобразования, вызванные распадом Советского Союза, привели к большому разрыву между ожиданиями людей и реальностями их жизни. Это способствовало укоренению различных настроений среди российского общества и в политическом, и в экономическом, и в социальных отношениях. Историческая память населения наряду с символами гордости (победа над фашизмом, развитие космонавтики, науки, культуры и техники) зафиксировала неприятие сталинских репрессий, отрицательные последствия «перестройки» и реформ 1990-х гг., некоторых других событий. В-третьих, современники оказались более пристрастны к советской эпохе, нежели в своих оценках исторических событий предшествующих веков. Это касается, например, таких исторических деятелей, как Ленин, и таких эпохальных событий, как российская революция 1917 г.
Социологи подчеркивают, что для старших возрастов характерна большая приверженность традиционному российскому патриотизму, тогда как более образованная часть населения, в том числе молодежь, больше склонна к положительному восприятию зарубежных жизненных стандартов.
Радикальные перемены в жизни российского общества на рубеже ХХ-ХХ1 вв. наложили свой отпечаток на восприятие исторических событий прошлого. Поэтому бережное отношение к духовным ценностям, выработанным предшествующими поколениями, к исторической памяти народов России приобретает особое значение. Только научное изучение отечественной истории, очищенной от всевозможных мифов и фальсификаций, поможет подрастающим поколениям сформировать мировоззрение, способное связать настоящее с прошлым и будущим, которое им предстоит строить.
Главная цель пособия — ознакомить всех, изучающих отечественную историю, с принципиальными оценками ключевых событий XX — начала XXI в. В отличие от школьных учебников, наше пособие не содержит перечень тем, понятий, событий и персоналий. Авторы касаются этих сюжетов лишь в исключительных случаях. Например, когда сами ключевые понятия («революция», «гражданская война», «гражданское общество», «народ», «нация» и пр.) стали предметом исторических споров.
Основное внимание уделено так называемым «трудным вопросам», которые вызывают в обществе острые дискуссии. Как правило, рассмотрению каждой проблемы предшествует небольшой исторический очерк, позволяющий показать содержательную сторону проблемы, причины, вызвавшие споры и приверженность того или иного автора к определенной точке зрения. Именно эти аспекты исторического знания, как правило, остаются за рамками школьного исторического образования, порождают проблемы в обучении при переходе с одного уровня сложности на другой, более высокий.
Необходимость постижения «трудных вопросов» диктуется еще одной причиной — пробуждением в умах учеников способности к критическому анализу, их стремлением выйти за рамки положений учебника, нередко излагающего мнение его авторов как непреложную истину. Тексты документов, включенные в учебники как обязательный элемент, равно как и хрестоматии, расширяют школьный курс конкретным материалом первоисточников, но не дают возможности рассмотреть проблему с различных сторон. Да и сам выбор источников, предлагаемых к изучению в хрестоматиях или школьных учебниках, носит характер селекции, позволяющий лишний раз подтвердить позицию авторов этих учебников. Данный пробел, по нашему мнению, также может быть ликвидирован при знакомстве с «историей проблемы», в которой будет показано, как и почему менялись оценки важнейших событий истории России на протяжении последнего столетия.
Ответ на этот вопрос сложен и во многом зависит от того, до какой степени детализации следует изучать конкретную проблему («трудный вопрос»). Понятно, что у учителя, студента и школьника разный уровень знаний и потребностей их расширять. Авторы изложили в пособии тот объем знаний по проблеме, меньше которого невозможно в целом понять «трудный вопрос» на любом уровне.
Для XX — начала XXI в. в Концепции выделены следующие «трудные вопросы»:
1. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне.
2. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
3. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
4. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И. В. Сталина; причины репрессий.
5. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
6. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
7. Оценка СССР в условиях холодной войны.
8. Причины, последствия и оценка реформ Н. С. Хрущёва.
9. Оценка периода правления Л. И. Брежнева и роли диссидентского движения.
10. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
11. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации);
причины и последствия побед Б. Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.
12. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
Далеко не все из перечисленных «трудных вопросов» пользуются одинаковым вниманием общественности и ученых. Зачастую актуализация отдельных тем связана с юбилейными датами конкретных исторических событий или людей, в других случаях — интерес вызывается резкими политическими, экономическими или иными переменами (например, интерес к истории Крыма связан с важным событием — воссоединением в 2014 г. Крыма с Россией).
Наконец, и это, на наш взгляд, главное: если одни ученые оценивают историческое событие со знаком «плюс», а другие со знаком «минус» — значит между этими крайними оценками лежит не истина, а проблема, которая подлежит изучению. Приведем пример. Для наших современников, прошлых и будущих поколений российских граждан, всегда актуальными и дискуссионными останутся проблемы, связанные с историей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Составители Концепции из всего многообразия спорных и дискуссионных вопросов этого периода выбрали один — «цена Победы». Вопрос заключается не только в том, чтобы в школьном курсе связать ее с остальными темами, не менее важными для понимания главных факторов нашей победы в войне. Еще важнее показать, что проблема «цена Победы» не сводится к количественным характеристикам, а представляет собой главный узел, который нельзя «разрубить», а можно только «распутать» кропотливой работой историков. Поэтому авторы рассматривают свое пособие не в качестве «правильного ответа» на главные вопросы новейшей истории России, а как посильную помощь в организации учебного процесса, в формировании профессиональных компетенций педагогов, студентов и школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Уже античные авторы считали историю наставницей жизни и давали свою периодизацию исторического процесса. В XVI–XVII вв. в западноевропейских университетах было принято деление всемирной истории на древнюю (до эпохи римского императора Константина Великого — 285–337 гг.н. э.), среднюю — до падения Константинополя (1453 г.) и новую — после 1453 г. Для американских историков начальной датой новой истории стал 1492 г. — открытие Америки X. Колумбом, а для гуманистов эпохи Возрождения исходным моментом новой истории было зарождение светской науки и культуры.
При всей условности каждой из предложенных учеными периодизаций, они помогали отразить наиболее существенные этапы развития человеческого общества и законы его развития. Известный французский мыслитель А. де Сен-Симон выделял пять больших этапов человеческой истории: 1) первобытный; 2) рабовладельческий; 3) феодально-сословный; 4) промышленный с наемным трудом (позднее названный «капитализмом»); 5) будущий этап, основанный на полном уничтожении эксплуатации человека человеком (позднее названный «социализмом»). Эта периодизация получила широкое признание.
В XIX в. получила распространение стадиальная или формационная (от слова «формация») теория К. Маркса и Ф. Энгельса, которые делили всемирную историю на ряд социально-экономических формаций в зависимости от главного способа производства (азиатский, античный, феодальный и буржуазный). Эта периодизация получила особое признание в СССР.
В последние годы одним из важнейших направлений исторической науки стал цивилизационный подход, связанный с понятием «цивилизация», которая, полагали историки, пришла на смену варварству. Считается, что каждой цивилизации присуща своя культура. Одни историки насчитывали девять «главных» и более 20 «периферийных цивилизаций»; другие считали, что человечество движется от локальных цивилизаций к единой всечеловеческой цивилизации. В настоящее время историки успешно применяют и формационный, и цивилизационный подходы к периодизации всемирной истории.
В советской России большое влияние на исторические труды оказывала идеология, выраженная в трудах К. Маркса, В. И. Ленина, И. В. Сталина. Пятитомная «Русская история с древнейших времен» М. Н. Покровского стала первым систематическим марксистским освещением истории страны от первобытнообщинного строя до конца XIX в. Важными достижениями советской исторической науки стали 12-томная «История СССР с древнейших времен» и 10-томная «Всемирная история».
Главная особенность современной исторической науки в России — постепенный отказ от идеологических догм и штампов, новое информационное пространство, связанное с развитием Интернета, активное взаимодействие отечественных и зарубежных исторических школ.
Современная научная мысль особое место в периодизации отечественной и мировой истории отвела 1914–1921 гг., когда происходили войны и революции, изменившие прежний мировой порядок. Первая мировая война стала рубежом двух эпох и кардинально изменила политическую карту Европы. Распались четыре империи — Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Внутренний кризис поразил Россию, распространился на армию и само государство. Огромное напряжение военных лет придало кризису невиданную остроту: резко обозначились веками копившиеся в российском обществе противоречия и нерешенные проблемы. Быстрота, с которой пала царская власть, олицетворявшая внутреннее единство государства с девизом «за Веру, Царя и Отечество», привела к полной дезорганизации в стране.
Революция 1917 г. знаменовала отсчет новейшего периода истории России. Февральский этап великой революции закончился крахом либерально-демократических иллюзий, октябрьский — развернулся под знаком социалистического эксперимента в обстановке набиравшей силу Гражданской войны. Миллионы людей восприняли и поддержали идеи большевиков о социальной справедливости, ниспровержении власти господ и создании государства для трудящихся, что стало решающим фактором их победы.
Период 1920-1930-х гг. своим главным содержанием имел создание и развитие СССР и советского общества. Под руководством большевистской партии в короткие исторические сроки была построена уникальная социальная система — советское общество, созданы соответствующие экономика и культура. Строительство социализма сопровождалось огосударствлением всех сторон жизни, господством мобилизационной экономики, свертыванием демократии, ужесточением цензуры, репрессиями.
Следующий важный период — Великая Отечественная война 1941–1945 гг., являвшаяся важнейшей частью Второй мировой войны (1939–1945). Вторая мировая война носила глобальный характер: в ней участвовало 72 государства, количество мобилизованных в армии людей составило 110 млн. Основной удар принял на себя Советский Союз: события на советско-германском фронте носили самый ожесточенный и кровопролитный характер. Отечественная война была общенародной, освободительной. Вклад СССР в общую победу над фашизмом был решающим.
Итоги войны послужили мощным импульсом к развитию национально-освободительного движения во всем мире, на путь социализма вступил ряд стран Восточной Европы, Монголия, Китай, Корея, Куба. Мир разделился на два полюса, один во главе с США, другой — с СССР. Холодная война определяла их отношения.
Период с 1946 по 1991 г. стал апогеем развития Советского Союза; он имел свои внутренние этапы, связанные с послевоенным восстановлением страны, осуществленным в кратчайшие сроки; десталинизацией и оттепелью в годы правления Н. С. Хрущёва, индустриальным рывком, прорывом в космос, ростом образования и расцветом культуры. Новое политическое руководство в лице Л. И. Брежнева и его окружения, наряду с реформами в экономической сфере, взяло курс на консервацию многих отживших элементов советской системы, которая постепенно перестала динамично развиваться. Советский Союз превратился в сверхдержаву, но тяжелый груз внешних проблем и постоянное нарастание внутренних противоречий обусловили смену политического курса страны, вошедшую в историю под названием «перестройка». Новому руководству страны, возглавляемому М. С. Горбачёвым, при проведении коренных реформ в политической, идеологической и экономической областях не удалось сохранить контроль центральной власти над регионами и союзными республиками. Распад союзного государства стал следствием системного кризиса, переживаемого страной. Образовалось Содружество Независимых Государств.
В 1992 г. начался новый современный период отечественной истории, связанный с радикальными реформами президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и стабилизационной политикой нового президента В. В. Путина. В результате Россия смогла преодолеть затяжной кризис и встать в ряд ведущих мировых держав.
Советская эпоха наложила отпечаток на источники XX в. Во время мировых катаклизмов (войн и революцией) многие события не оставили подтверждений; немало документов было уничтожено во время массовых репрессий или в ходе острой политической борьбы.
Делопроизводство всех учреждений СССР — партийных, советских, государственных и даже общественных — содержало две части: общую и секретную. В первую помещались менее значимые документы, во вторую — самые важные, доступ к которым имел узкий круг руководителей. Секретные документы публикации не подлежали, поэтому документы официальных изданий — законодательные, партийные, судебные, статистические и другие — в полной мере никогда не отражали действительной картины жизни страны.
С самого начала советская власть взяла под полный государственный контроль все архивы, включая документы частных (личных) архивов, в которых также действовал режим секретности. Поэтому важнейшие документы, характеризующие многие стороны жизни советского общества, оказались для ученых недоступны для изучения. Отсутствие важных документов и идеологический диктат отрицательно сказались на трудах советских историков.
Это положение начало кардинально меняться в конце 1980-х гг. в ходе так называемой «архивной революции», когда стала осуществляться государственная программа рассекречивания архивных документов и их публикация в научных и общественных журналах.
Источник