Управление в сфере культуры, искусства и досуга (федеральный, региональный, муниципальный уровни)
Понятие и значение управления в сфере культуры, искусства и досуга, его уровни
Управление в сфере культуры, искусства и досуга – это деятельность органов государственного и муниципального управления, направленная на организацию условий осуществления культурно-досуговой деятельности и деятельности в сфере искусства для обеспечения населения страны результатами этой деятельности.
Политика страны в сфере культуры, искусства и досуга выступает в качестве важнейшей задачи любого государства, обеспечивающей жизнеспособность этого государства и его место в цивилизации.
Исторический анализ позволяет сделать вывод о том, что между уровнем культурного развития страны и уровнем развития общество в нем существует прямая взаимосвязь.
Помощь со студенческой работой на тему
Управление в сфере культуры, искусства и досуга (федеральный, региональный, муниципальный уровни)
Государство несет ответственность за развитие культуры, искусства и организации досуговой деятельности населения, но в условиях рынка эта ответственность выражается в основном в формировании нормативной базы и обеспечении финансирования приоритетных проектов.
Политика государства в сфере культуры, досуга и искусства подразумевает совокупность норм и принципов, определяющих действия руководства страны, направленные на сохранение, развитие, распространение культуры, искусства и организацию досуговой деятельности.
Важнейшей задачей государства в сфере управления культурой, досугом и искусством является формирование условий для осуществления деятельности в сфере культуры, искусства и досуга. Государство должны использовать совокупность финансовых и правовых рычагов, обеспечивающих облечение культурных интересов масс в подлинную форму культуры и искусства, повышение уровня культурного предложения, перевода потребителей на новый культурный уровень.
В системе управления культурой, искусством и досугом можно выделить два уровня:
Уровень государственного управления, который включает в себя 2 подуровня:
- уровень федерального государственного управления, подразумевающий определение органами федеральной власти направлений государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства, приоритетов развития и реформирования этих отраслей, выделение средств федерального бюджета на финансирование развития культуры и искусства и организацию досуговой деятельности;
- уровень регионального государственного управления, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере культуры, искусства и организации досуговой деятельности в конкретном регионе;
Уровень муниципального управления, призванный осуществлять реализацию полномочий в сфере управления культурой, искусством и досуговой деятельности на территории конкретного муниципального образования.
Содержание федерального и регионального управления культурой, искусством и досугом
Федеральные органы государственного управления определяют общую направленность политики государства в сфере культуры, досуга и искусства. Федеральные органы власти разрабатывают и утверждают федеральные программы в сфере развития культуры и искусства, а также организации досуговой деятельности, обеспечивают условия для существования и развития национальных культур на территории Российской Федерации, ведут статистический учет объектов искусства и культурного наследия, стремятся к преодолению монополии в сфере культуры.
Приоритетным направлением государственной политики в этой сфере является сохранение культурного наследия, которое включает в себя накопленный духовный и нравственный опыт, выступающий в качестве важнейшего фактора поддержки национальной идентичности.
При управлении сферой культуры, искусства и досуга государство использует следующие инструменты: административное регулирование в виде лицензий, контроля цен, квотирования; правовое регулирование в виде норм, определяющих порядок оказания услуг культуры, искусства и организации досуга; экономическое регулирование прямой направленности, подразумевающее адресное финансирование определенных проектов или культурных учреждений; экономическое регулирование косвенной направленности и так далее.
В настоящее время региональные власти активно привлекаются к реализации государственной политики в сфере культуры, досуга и искусства. В ведение региональных властей включены вопросы охраны и обеспечения сохранности культурного наследия регионального уровня, организации библиотечного обслуживания граждан региона, создания государственных музеев, учреждений культуры и искусства, поддержки культурных автономий и художественных промыслов.
Содержание муниципального управления культурой, искусством и досугом
В соответствии с законодательством органы муниципального управления призваны обеспечивать решение вопросов, имеющих местную значимость, в сфере культуры по следующим направлениям:
- во-первых, формирование условий, необходимых для организации досуга населения муниципального образования и обеспечения его услугами организаций культуры;
- во-вторых, формирование системы и библиотечного обслуживания граждан муниципального образования;
- в-третьих, обеспечение охраны и сохранности объектов культурного наследия, имеющих местное значение;
- в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих осуществление массового отдыха населения муниципальных образований;
- в-пятых, обустройство мест массового отдыха граждан муниципального образования;
- в-шестых, создание и содержание архива муниципалитета.
Финансовую основу функционирования учреждений культуры, искусства и досуга на муниципальном уровне составляют средства бюджетных организаций и доходы от оказания платных услуг. Законодательством допускается добровольное создание фондов, средства которых направляется на финансирование культуры и искусства. Правом на создание таких фондов наделены общественные объединения, граждане, хозяйствующие субъекты.
Органы муниципального управления при осуществлении управления культурой, искусством и досугом должны признавать равенство различных культур, свобод и прав граждан в отношении их культурных предпочтений.
Источник
Тема 7. Эффективность управленческой деятельности в сфере культуры
Содержание труда руководителя учреждения культуры, специфические формы контроля.
1. Важнейшей составляющей успеха любой организации является ее результативность и эффективность. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной (effective), так и результативной (effectiveness), т. е., выражаясь терминологией П. Друкера, результативность является следствием того, что «делаются правильные вещи» (doing the right things), а эффективность является следствием того, что «правильно создаются вещи» (doing things right).
Эффективность менеджмента — сложное и многообразное понятие, оценивающее процесс управления , начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, по наименьшим издержкам или наибольшей результативности (производительности).
Материальные, трудовые и финансовые ресурсы должны преобразовываться организацией в товары, услуги не только с выгодой для потребителя, но и для самой себя. Затраты на преобразование должны быть меньше, чем стоимость результата. Конечным результатом управления, осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом, является Эффект.
Эффект управления складывается из трех составляющих:
экономической — имеющей непосредственную стоимостную форму, измеряющейся в денежных или натуральных измерителях;
социально-экономической — сочетающей экономическую выгоду и социальную стабильность и спокойствие;
социальную — без непосредственной стоимостной формы, но разрешающей социальные проблемы.
Общий эффект можно условно принять за сумму трех эффектов. Условно, так как показатели эффекта измеряются по-разному, и напрямую сложить их не представляется возможным.
Эффективность производства — результат, выраженный стоимостными показателями, является экономическим эффектом, характеризующимся приростом дохода, увеличением прибыли. Эффективность представляет собой соотношение эффекта или достигнутого результата и затрат на их получение.
Эффективность = —————
При управлении стремятся к максимальному сокращению затрат и к максимальному повышению всех видов эффектов. Затраты в организации не однородны и не всегда являются в чистом виде деньгами (хотя всегда стараются перевести их в денежную форму). Обычно затраты подразделяют на:
материальные затраты (сырье, полуфабрикаты) и энергия;
трудовые затраты (время работы и квалификация работников);
финансовые ресурсы или деньги и их эквиваленты (например, ценные бумаги).
Эффективность можно увеличить уменьшением любого из перечисленных ресурсов.
Помимо эффективности , действия, направленные на достижение целей, характеризуются: выгодностью, т.е. получением определенного положительного результата, например прибыли и экономичностью, т.е. превышением результа над затратами.
Между экономичностью и эффективностью нет однозначного соответствия. Высокоэкономичная деятельность может быть малоэффективной с точки зрения достижения самой цели, если уводит от нее в сторону, а эффективная — неэкономичной, если цель будет достигаться слишком дорогой ценой. На практике между ними должен обеспечиваться определенный компромисс, в основе которого лежит оптимальное для данных условий их соотношение.
Эффективная деятельность характеризуется такими признаками, как результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов и работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации.
Для сферы культуры — некоммерческой по преимуществу — важнейшей характеристикой является социальная эффективность:
соответствие уровня культуры к объему потребления благ и услуг
соответствие результатов целям, по отношению к которому оптимальность затрат является характеристикой вторичной, производной.
Доминирование внимания на затратном аспекте эффективности чревато смещением акцентов в менеджменте на коммерческой стороне дела и ущемлением социальности миссии.
Основные виды эффективности
Э = Р/3 отношение затрат к полученным результатам, выражающее экономичность использования средств и ресурсов — эффективность тем выше, чем меньшие затраты позволяют получить один и тот же результат;
Э = Р/Ц отношение результата к преследовавшимся целям, выражающее степень реализации целей деятельности — эффективность тем выше, чем в большей степени результаты соответствуют целям;
Э = Ц/П отношение целей реальным потребностям, проблемам, выражающее степень рациональности выдвигаемых целей — эффективность тем выше, чем в большей степени цели решают реальные проблемы.
2. основные методики оценки эффективности
«Сопоставления с базой» учреждения, т.е. с показателями, характеризующими состояние дела до нововведения или управленческого воздействия (связанна с методикой планирования «от достигнутого уровня», где проявляется зависимость от «базы» — чем хуже база, тем выше эффективность, меняется база — меняется и эффективность, даже при неизменных затратах ресурсов).
Методика сравнения деятельности данного учреждения, управления им или культурной деятельности в регионе с результатами деятельности других аналогичных учреждений и т. п.
Методика сопоставления с нормативной базой — наиболее перспективна.
При анализе эффективности применяются как количественные с математическими расчетами, так и качественные (содержательные и неформальные) показатели с помощью экспертных оценок, анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п.
Методика сравнения, разработанная Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским, позволяет сравнивать различные организации и учреждения, вне зависимости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.).
В основе сравнения — показатели результатов работы, специфичные для каждого вида учреждений.
Этапы осуществления сравнения
1. Группировка по однотипной деятельности музейных, библиотечных, клубных, парковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений.
2. Формирование показателей работы (количество их произвольное) для каждой группы учреждений (подразделений) в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы.
3. Каждой из групп показателей (объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов – 50. Базовая сумма баллов распределяется внутри каждой конкретной группы по типам учреждений. Каждому конкретному показателю присваивается определенное количество баллов по степени важности.
4. Подведение итогов деятельности за определенный период по каждому показателю — например, процент выполнения плановых показателей. В приведенных таблицах — заполнение граф 3, 4, 5.
5. Определение фактически набранных баллов по каждому показателю — пропорционально выполнению плановых заданий (% от базовых баллов) – заполнение графы 7. Сумма набранных баллов каждым учреждением — его рейтинг (ранг) по сравнению с другими учреждениями вне зависимости от их типа.
Источник
Муниципальное управление в сфере культуры: понятие, компетенция, структура системы муниципальных органов управления культурой
для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный
в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека,
а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры призвана
сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять
копилку культурных достижений в области литературы, искусства,- художественного
творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей
к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования
в области культуры.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы
поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир
символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла,
произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований
культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость
здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном
отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством
в Российской Федерации допускаются все формы собственности на
культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование
и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные
в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты,
значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую
цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности,
хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной
промышленности и традиционных народных промыслов, включая
помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация
других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законодательством
Российской Федерации, при условии сохранения культурной деятельности
в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных
услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими
лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного наследия,
созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности
Рис. 5.7.1. Состав сферы культуры
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является
одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность
и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны,
формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать
культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных,
национальных и других общностей.
К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики
в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение
в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения
этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений
На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области
культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые
для осуществления региональной политики нормативно-правовые и
организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая,
методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.
Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов
государственной политики. Федеральный закон 2003 г. относит к вопросам
местного значения поселений и городских округов создание условий
для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного
обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного
наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального)
значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного
обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Организация сферы досуга в муниципальном образовании
Понятие «досуг», в отличие от понятия «культура», имеет одно толкование — «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность и, как следствие, на экономическую стабильность общества.
К объектам досуга на территории муниципального образования относятся городские леса и парки, скверы, пляжи, иные рекреационные объекты, детские городки, аттракционы, иные развлекательные сооружения. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для организации досуга и массового отдыха жителей, обустройство мест массового отдыха. Забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, финансируется через них. К достижениям культуры, как правило, приобщаются на досуге, поэтому и существует термин «культурно-досуговая» сфера. Одной из функций местных органов культуры является организация и проведение массовых мероприятий развлекательного характера: праздников, фестивалей, иных зрелищных мероприятий.
Культурно-досуговая сфера вышла далеко за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют развитие интеграционных процессов и устранение межведомственных барьеров: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией, и, наконец, вторжение в культуру рынка с его жесткими рациональными законами. Особенностью современной ситуации является развитие любительского движения, создание различных объединений, возрождение камерных, салонных форм общения.
На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга. Все эти факторы отражаются на статусе, типологии и функциональных особенностях учреждений культуры и досуга.
Многие сферы массовой культуры и досуга самоокупаемы, а некоторые (например, организация концертов популярных артистов, казино и др.) служат источниками пополнения местных бюджетов. Местная власть должна способствовать развитию всех форм организации культурной и досуговой деятельности на территории муниципального образования.
Муниципальные органы культуры
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства
и организации сферы досуга в администрации муниципального образования может
Источник
Главная коллегия министерства культуры края: итоги двух лет и планы на будущее
Сегодня прошло расширенное заседание Главной коллегии министерства культуры края — работники культуры услышали об итогах деятельности ведомства и о планах на будущее, вместе со экспертами обсудили важные вопросы по разным направлениям, а лучшие в отрасли получили заслуженные награды. Рассказываем обо всем по порядку.
С раннего утра всех гостей коллегии встречали «Волонтёры культуры» — регистрировали участников мероприятия, помогали при рассадке в зале, обеспечивали контроль за соблюдением участниками масочного режима и санитарно-эпидемиологических требований. Ведь это по сути первое массовое мероприятие за последний год.
Итоги
В прошлом году по причине пандемии традиционная коллегия не состоялась. Поэтому сегодня в своём докладе министр культуры края Аркадий Зинов подводил итоги сразу двух лет — «доковидного» 2019-го и выдавшегося весьма сложным для отрасли 2020-го.
Во время пандемии были проведены телеверсии концертов, приуроченные к разным большим праздникам, краевые театры и филармония открыли зрителям доступ к видеозаписям своих спектаклей и концертов, зрители получили возможность общаться с артистами в социальных сетях. Музеи на своих сайтах и в социальных сетях размещали экскурсии, создавали виртуальные туры и многое другое, что позволило жителям края иметь доступ к культуре онлайн.
Большое внимание в прошедшем году было уделено реализации нацпроекта «Культура» в крае. В результате чего мы получили впечатляющие итоги:
За 2 года 60 детских школ искусств края оснащены пианино, 12 школ и 2 колледжа получили на оснащение музыкальными инструментами, оборудованием, учебными материалами более 60 млн рублей, что почти в 50 раз больше, чем за предыдущие три года;
Создано 8 модельных библиотек, которые обеспечены высокоскоростным интернетом, доступом к электронным ресурсам, оцифрованным книгам и документам;
За счет средств краевого бюджета отремонтировано 24 сельских клуба, при этом 17 из них в 2020 году;
Субсидии получили 23 коллектива самодеятельного художественного творчества и 47 социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры, в том числе поддержаны инициативы в области современного искусства: «Творческое объединение «Вспышка», «Агентство творческих индустрий «Креативный город» и другие;
На базе федеральных Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры обучились 1032 специалиста, 1344 специалиста обучено в Красноярском краевом научно-учебном центре кадров культуры;
На портале «Культура.РФ» были организованы онлайн-трансляции крупных краевых культурных акций;
Оцифрованы ценные библиотечные фонды Государственной универсальной научной библиотеки края;
Участниками программы «Волонтёры культуры» стали 725 человек. В 2020 году на базе Дворца Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова создан региональный ресурсный центр «Волонтеры культуры Красноярского края», активно развиваются волонтерские сообщества на базе учреждений культуры и образования;
Значительное внимание уделяется в крае развитию библиотечного дела. Ведь именно библиотеки создают условия для развития и самообразования людей, одновременно выступая общественной площадкой, местом встреч и дискуссий. Изменяются запросы современных людей, и библиотеки на них отвечают — сегодня в библиотеке можно посмотреть спектакль, выставку, инсталляции и другие современные форматы.
Есть победители в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России».
Краевые именные стипендии присуждены 3-м студентам профессиональных образовательных организаций.
Отличные результаты показывают детские школы искусств и их преподаватели
Для того чтобы сохранить имеющиеся и привлечь новые кадры дополнительно к имеющимся мерам государственной поддержки работников культуры, в числе которых денежные поощрения, персональные краевые выплаты, в 2019 году был разработан закон края, который предусматривает семь видов государственных премий, каждая из которых носит имя одного из известных деятелей культуры.
В 2020 году завершен ремонт фасада здания Государственной универсальной научной библиотеки края. Продолжены работы по реконструкции Минусинского драматического театра.
Планы культурного будущего
Главный приоритет культурной политики края — сделать культуру доступной для каждого человека в любом уголке нашего края. Важно, чтобы люди, которые здесь живут, не были оторваны от культурной жизни страны, чтобы у них была возможность продемонстрировать свои таланты, раскрыть свой творческий потенциал.
Значительной поддержкой в деятельности является национальный проект «Культура», основная цель которого — обеспечить максимальную доступность культурных благ для населения страны.
Важным по прежнему является кадровый потенциал отрасли.
В ближайшие 3 года планируется:
провести реконструкция здания для Ачинской детской художественной школы имени А.М. Знака (2021-2022) и капитальный ремонт Детской школы искусств № 1 г. Канска (2021), приобретено 5 автоклубов (2023);
продолжить оснащение образовательных организаций музыкальными инструментами и оборудованием (2022). По соглашению с Минпромторгом России уже в 2021 году 17 детских школ искусств края получат комплекты ударных инструментов;
создать 7 виртуальных концертных залов;
построить два новых блока для Красноярского драматического театра имени А.С. Пушкина (2021-2022), проведен капитальный ремонт Красноярского театра юного зрителя (2022-2023);
за счет средств краевого бюджета ежегодно будет отремонтировано не менее 10 сельских домов культуры, продолжится поддержка любительских творческих коллективов и некоммерческих организаций;
в 2021 году начнется строительство Национального центра в мемориальном комплексе В.П. Астафьева в с. Овсянка;
продолжить разработку проектной документации на модернизацию краевых театров и музеев;
в апреле планируется открытие Центра культурного развития в Минусинске, куда на время проведения работ переедет Минусинский драматический театр.
После выступления министра культуры прошла дискуссионная площадка «Современные смыслы культурной политики: гражданская культурная повестка». Основные спикеры: Елена Зеленцова, автор, лектор и ведущий семинаров в области менеджмента в культуре, культурного туризма, фандрайзинга и творческих индустрий (Москва); Ольга Кривцова, директор Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Дом культуры «Темп»; Екатерина Мечетина, российская пианистка, педагог, солистка Московской государственной филармонии, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, премии Президента РФ (Москва) и Кирилл Крок, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, театральный общественный деятель, заслуженный работник культуры РФ (Москва).
Кстати, выступления министра и участников дискуссионной площадки вы можете посмотреть в записи.
Источник