Урок внеклассного чтения по новелле Е.И. Носова "Белый гусь". 4-й класс
Что бы в жизни не ждало вас, дети,
В жизни много есть горя и зла,
Есть соблазна коварные сети
И раскаянья жгучего мгла,
Есть тоска невозможных желаний,
Беспросветный, нерадостный труд
За десяток счастливых минут.
Все же вы не слабейте душою,
Как придет испытаний пора, —
Человечество живо одною
Круговою порою добра…
– Одним из самых главных и, к сожалению, на сегодняшний день дефицитных человеческих качеств является доброта . Быть добрым, значит быть отзывчивым, обладать чувством сострадания ко всему живому.
Учиться добру можно по-разному: на жизненных примерах людей, которые вас окружают, на достойных поступках литературных и коногероев.
Но сегодня на уроке примером для подражания будут не только люди. Мы станем учиться добру у природы. Еще в ХVIII веке немецкий поэт Иоганн Зейме сказал: “Познакомьтесь ближе с чистою природой, и вы скоро познакомитесь с добродетелью. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вам нужно, и столько мужества, сколько вы захотите ”.
Поэтому главным героем, наставником на уроке будет представитель животного мира – Белый гусь, герой одноименной новеллы Е. И. Носова.
Сейчас прозвучало слово, незнакомое для вас: новелла . Что это за литературный термин и лексическое значение других непонятных из текста слов мы обязательно чуть позже узнаем.
Иногда человеку для выражения чувств, более глубокого понимания действительности не хватает земного языка. И вот тогда на помощь приходит “ более красноречивый язык – музыка ” (П. И. Чайковский). Именно она поможет мне вести сегодняшний урок, а вам ярче и глубже оценить нашего героя: его характер, его проказы, его подвиг. “ Ведь без музыки жизнь была бы неполной, глухой, бедной …” (Д. Шостакович).
А теперь давайте посмотрим, в чем истоки таланта писателя, откуда у него такое дарование писать о самом добром, задевать струны души. Я хочу рассказать вам о Евгении Ивановиче Носове.
2. Знакомство с биографией писателя.
Евгений Иванович родился в 1925 году под Курском в селе Толмачеве. Отец будущего писателя был мастеровым человеком – он работал слесарем, молотобойцем в кузнечном цехе, котельщиком. Его дед в свое время тоже кузнечил. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу глубочайшее уважение к труду, “умение видеть сквозь будни красивую сторону … любого ремесла”.
Будучи мальчишкой, Евгений Иванович любил ходить в ночное с дедом. Кони, росные травы, костерок, студеное предрассветье. Слияние с природой сильно вдохновляло будущего писателя.
Следует добавить к тому, что Женя был по природе романтиком: играл в игры, которые сам придумывал, увлекался кораблями, зачитывался книгами о путешествиях и приключениях. Еще малышом, взобравшись на колени к отцу, он с восхищением следил, как тот вырезает из бумаги ножницами забавные фигурки лошадей и собак. Мальчик просил вырезать буденовца, трактор или самолет, но отцовского умения недоставало для этих “заказов”. И вот пятилетний Женька сам начинает пристально вглядываться в окружающий мир, старается с помощью ножниц, а потом и карандаша воспроизвести, “удержать” все, что его поражает. Уже подростком он перерисовывает в семейный альбом великое множество цветных изображений зверьков и птиц.
Евгений Иванович сохранил и развил в себе это живописное восприятие.“Я и в самом деле, когда что-нибудь описываю, непременно спрашиваю себя: “А как это можно нарисовать красками?” Поэтому в любом рассказе светятся множеством тончайших оттенков живые краски огромного мира.
Евгению Ивановичу было 18 лет, когда он ушел на фронт, артиллеристом. Свидетель многих крупных сражений. Удостоен многих наград: “За отвагу” и “За победу над Германией”. Май 1945 года – ранение, госпиталь. Евгений Иванович испытал на себе беды и тяготы войны. Он понял, что жизнь дается только один раз: нужно любить ее, любить людей, любить все живое и делать добро.
Ему было двадцать лет, когда он выписался из госпиталя с пособием по инвалидности. Е.И. думает продолжить учебу, ведь до войны он закончил восьмой класс. Но когда он вошел к девятиклассникам теперь, после госпиталя, в выцветшей гимнастерке, поблескивая медалями и орденами, ребята дружно встали, приняв его за нового учителя…
Школу пришлось оставить, тем более что надо было зарабатывать на жизнь. Носов уезжает в Казахстан, начинает работать в одной из местных газет – сперва художником-оформителем (пригодилось былое увлечение), потом – литературным сотрудником. Эта работа и стала той завершающей школой, в которой сложилось мастерство Евгения Ивановича.
В своих произведениях Е. И. Носов одинаково глубоко воспринимает красоту природы и красоту человеческой души. Он никогда не выступал в качестве детского писателя. Однако многие его рассказы, конечно же, доступны, а главное – нужны вам, тем, кто готовится вступить в более взрослую жизнь.
3. Словарная работа.
На доске предлагается перечень слов из текста и уточняется их лексическое значение.
Новелла – литературный жанр, в центре которого важное событие, случай, раскрывающий характер героя, с острым, захватывающим сюжетом и неожиданным концом, финалом.
(Для сравнения можно дать и определение понятия “рассказ”.)
Рассказ – литературный жанр; в нем описывается одно или несколько событий, случай из жизни героя, со спокойным развертыванием сюжета.
Отмель – мель, идущая от берега.
Плес – широкое водное пространство между островами.
Армада – о большом военном флоте (например: морская армада, воздушная армада).
Гомон – громкий шум от множества голосов, звуков.
Дюжина – количество 12. Употребляется в шутливой форме о числе 13 (чертова дюжина).
Привада – корм для приманки зверей, птиц.
Кильватер– волновая струя, остающаяся позади идущего судна. Кильватерный строй (из текста) – строй гусят, плывущих один за другим.
4. Работа над содержанием текста.
Перед нами текст повествование, значит, его можно разделить на три части.
(С помощью ребят ведется работа по озаглавливанию частей текста. Приблизительно это выглядит так:
1. Своенравный Белый гусь.
2. Бедствие.
3. Жизнь продолжается.
Возможны и другие варианты.)
А). Разбор первой части произведения.
– Ребята, как вы думаете, какое значение этой части? ( Знакомство с героем, раскрываются его черты характера.)
– Кем перед нами предстал герой новеллы? С кем его сравнивает автор ? (С адмиралом. )
– Итак, наш герой – “адмирал”. Так ли это? Докажите мне текстом.
( Выправка, походка, тон, ходил важно, никогда не бежал, даже если припустит за ним собака, высоко и неподвижно держал шею, упругие полутораметровые крылья, звонкий голос, не признавал никого.
Красивая птица: белоснежные тугие перья как глыба рафинада, белоснежный китель, клюв цвета апельсиновой корки, на него засматривались лучшие гусыни.)
– Да, автор подбирает слово, оно действительно живописно. Перед нами “живые краски огромного мира”, “удивительного мира”. Какой музыкой наполнилась ваша душа, когда говорили о гусе – адмирале? ( Торжественная, нежная и т.д .)
– Конечно же, у каждого своя музыка, свое видение героя. Предлагаю вам послушать музыку, в которой я увидела Белого гуся. ( Ребята слушают музыку .)
– Теперь давайте прочитаем начало текста под эту музыку, чтобы ярче для нас, и для наших гостей предстал Белый гусь. ( Чтение с продолжением до стр. 233 “…Но самое главное …” )
– Ребята, а какие взаимоотношения сложились у автора с нашим героем? ( Поясняют цитатами из текста до стр. 234 “…Очевидно, Белый гусь считал…” )
– Но, что мы видим дальше? Как автор называет Белого гуся в следующей сцене. Адмиралом ли? (Нет, на сей раз это “буйный папаша”, “легкомысленная птица”. Это задира, забияка.)
– И до какого момента у вас о нем остается такое мнение? И есть ли ему оправдание? ( Степка, хозяин гуся, доводит до нашего сознания то, что все это делал гусь – отец, глава большого семейства, у которого двенадцать гусят-сироток, их мать погибла .)
– Значит, буйность героя автором оправданы. Белый гусь действительно не такой, как все его собратья. И свидетельство тому поступок, о котором пойдет речь во второй части нашего произведения.
Б). Разбор второй части новеллы.
– В произведении появляется новый персонаж, новый герой. Это туча – хищник, который “пожирает все на своем пути”. Какие средства выразительности речи использует автор для яркости представления?
(Сравнения
: тяжелой стеной; как мешок; расплавленным свинцом.
Олицетворения
: росла, пожирала, поднималась, свирепствовала…
)
– А теперь давайте воспроизведем происходившее, всю картину нарастания бури. (На доске ведется запись глаголов, помогающих представить картину бедствия.)
– Итак, глаголы нам помогли ощутить возрастающее напряжение в природе.
– Как вели себя герои второго плана? ( Суета . Ответы подтверждают цитатами из текста.)
– Как вел себя наш главный герой на протяжении всей бури? ( Стр. 236 “…Белый гусь сидел, высоко вытянув шею…” )
– Посмотрите – снова перед нами гусь-адмирал; он мужествен, он – герой! Почему гусь не побежал спасаться? ( Он не мог бросить своих детей, он в ответе за судьбу двенадцати “одуванчиков”, как ласково называет гусят Евгений Иванович .)
В). Разбор третьей части новеллы.
(Под музыку учитель читает третью часть стр. 236.)
“. Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы запустило лучи проглянувшее солнце.
Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь.
Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри стекала струйка крови.
Все двенадцать пушистых “одуванчиков”, целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.
Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.”
– Какие чувства переполнили ваши сердца при чтении этого эпизода? ( Боль, грусть, печаль… )
– А стоило ли идти на смерть? ( Да. Ради спасения двенадцати жизней. )
– Почему я назвала эту часть “Жизнь продолжается”? ( Глупый гусенок, который вскарабкался на спину своего отца, своими чертами характера, напористостью, уверенностью, старанием, силой воли напоминает своего отца. )
– И снова гусь похож на адмирала. Он и в смерти прекрасен, он мужественно принял смерть и теперь лежал, “широко раскинув могучие крылья”. Автор гордится своим героем. О величии любви говорит он нам, о красоте подвига, поэтому и не скрывает своего восхищения.)
5. Вывод, впечатления по новелле.
– Какова основная мысль новеллы? ( Любовь ко всему живому .)
– Какие чувства остались у вас после прочитанного? ( Ответы детей .)
– Одним из средств выразительности речи являются фразеологические обороты, которые украшают ее, делают образной. Вы знаете, что одни из них возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из сказок, загадок, песен, литературных произведений.
Сейчас мы вспомним несколько фразеологизмов, связанных с повадками животных, их характером, образом жизни. Я буду говорить начало крылатой фразы, а вы ее концовку.
Голоден как
Хитер как Труслив как Здоров как Грязный как . |
волк. лиса. заяц. бык. свинья. |
– А теперь вспомните, что может быть связано с рыбой? ( Нем как рыба .)
Источник
Белый гусь тест с ответами 5 класс
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Домашний гусь — одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. (2)Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. (3)Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. (4) Приручен в глубокой древности. (5)Гусей разводят ради мяса, жира, перьев и печени. (6)Домашние гуси несут в год 15—30 яиц, из которых под гусыню в домашних условиях подкладывают 10—14 яиц; через 28—30 дней вылупляются птенцы.
Сделайте описание голубя последующему плану.
А) В сравнении с гусем: крупнее/мельче.
Б) Цвет покровов тела
В) Чем голубь питается? (Приведите не менее двух примеров.)
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Домашний гусь — одомашненная форма водоплавающих птиц, происходящих от серого гуся. (2)Как правило, домашние гуси неспособны к полёту. (3)Домашний гусь больше дикого и чаще белого цвета, чем серого. (4) Приручен в глубокой древности. (5)Гусей разводят ради мяса, жира, перьев и печени. (6)Домашние гуси несут в год 15—30 яиц, из которых под гусыню в домашних условиях подкладывают 10—14 яиц; через 28—30 дней вылупляются птенцы.
В каких предложениях текста описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, когда и для чего приручили домашнего гуся? Запишите номера выбранных предложений.
Для того чтобы выполнить это задание нужно внимательно прочитать текст. В четвертом предложении упоминается, когда гусь был приручен. В 5-м и 6-м описаны качества гуся, делающие его сельскохозяйственно полезным видом.
Источник
Тест: Носов е. и. — Белый гусь
Рассказ Е. Носова «Белый гусь» мне очень понравился, хотя о таких произведениях нельзя говорить однозначно, ведь они не просто нравятся, а волнуют и трогают душу. Главный герой рассказа — Белый гусь. Он был очень красивый: «Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада». Ходил гусь всегда важно и степенно и считал себя самым главным в деревне. Его называли адмиралом: «Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями». Белому гусю самому пришлось воспитывать гусят, потому что их мать погибла под колесами автомобиля. Более внимательного и заботливого отца сложно представить. Он никого не подпускал близко к своим гусятам. Оберегая своих детей, Белый гусь прогонял других птиц, шипел на людей, погнался даже за бычком и выгнал его с луга. Однажды, когда гуси были на лугу, неожиданно полил холодный ливень. Все гуси легли на траву, а под ними спрятались маленькие гусята. Косой холодный ливень перешел в град, и гуси не выдержали и побежали прятаться в кусты лозняка. Оставленные взъерошенные гусята жалобно кричали вслед своим родителям и падали в траву под ударами града. Один Белый гусь сидел не шелохнувшись, иногда вздрагивая от безжалостных ледяных ударов. Дождь закончился, но на середине луга неподвижно лежала белая птица, по ее клюву текла струйка крови, а из-под сильных крыльев выбирались дети. Белый гусь погиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким. Мне очень жаль, что Белый гусь погиб. Я восхищаюсь его самоотверженным подвигом.
Источник
Урок внеклассного чтения "Самоотверженность добра" по рассказу Е. И. Носова "Белый гусь"
Урок внеклассного чтения в 5 Б классе «Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра» проведен учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Цели урока:раскрыть учащимся идейный замысел автора; развивать навыки работы с текстом; прививать интерес к творчеству Е.И. Носова. Оборудование урока: портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.
Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения «Самоотверженность добра» по рассказу Е. И. Носова «Белый гусь»»
Урок внеклассного чтения в 5 Б классе
проведен учителем русского языка и литературы
Ломакиной Еленой Ивановной
Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра.
а) раскрыть учащимся идейный замысел автора
б) развивать навыки работы с текстом
в) прививать интерес к творчеству Е.И. Носова
Портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.
…не любить, не петь нельзя,
жить нельзя, себя не отдавая…
И. Максимова «Памяти Мастера»
Стихотворение И. Максимовой «Памяти Мастера» читает учитель:
Распласталось пламя на ветру,
Став костром былых воспоминаний…
Вновь ромашки проросли во рву,
Тишина плывет из синих далей.
Пахнет хвойным духом летний лес,
Облака проносятся над речкой,
Радужно сверкает рыбный плес,
Тополь серебрится, словно свечка.
Не смолкает песня соловья
Малой родине над Курским краем…
Не любить, не петь нельзя,
Жить нельзя, себя не отдавая.
Зацветает овсяница в лугах,
Рожь заколосится новым хлебом…
Слово Мастера останется в веках
Под родным российским светлым небом.
Дорогие ребята, эти строки принадлежат перу поэтессы Ирины Максимовой. Горячий отклик вызвало у неё творчество Е.И. Носова: «Боже мой, как я могла жить раньше без его книг!» Очень хотелось бы, чтобы такой же сердечный отклик вызвало бы у вас произведение «Белый гусь». Это цель нашей работы.
Тему урока ты обозначим: «Самоотверженность добра». И я прошу прочитать толкование первого слова и записать его:
— работа с толковым словарем
-запись на доске
Я вновь обращаю ваше внимание на стихи И. Максимовой: о чьей самоотверженности пишет поэтесса? (Е.И. Носова) Почему в качестве эпиграфа выбраны именно эти строки?
Проверка домашнего задания
Домашним заданием было составление вопросов к рассказу, на доске записаны основные:
а) Какова основная мысль рассказа?
б) Какие герои притягивают писателя?
в) Легко ли быть добрым, а значит и самоотверженным? – в них скрыт замысел писателя.
Понять авторский замысел – цель нашего урока.
« Грустно и в то же время чем-то радующую нас историю поведал писатель Евгений Носов в одном из своих ранних рассказов «Белый гусь», — пишет сам критик Павленко
— о чем эта история? Сжато перескажите рассказ.
4. Сжатый пересказ.
… На большом лугу не было птицы драчливее, чем белый гусь. Но особенно воинственность свою проявлял он в ту весну, когда пришлось ему заботиться о гусятах, мать которых « переехала машина». С неистовым остервенением нападал он на все, что, по его разумению ,могло угрожать беспомощным, жёлто-пушистым отпрыскам. А когда внезапно налетела туча и необыкновенно крупные градины обрушились на луг и все живое спасалось бегством, все гуси, не выдержав и забыв о своих гусятах, кинулись прятаться в лозняки и под береговые обрывы, лишь один Белый гусь остался на «родительском» посту. И погиб…
« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Я тронул крыло – гусь не шелохнулся
Все двадцать пушистых одуванчиков целые и невредимые, толкаясь, и давя друг друга, высыпались наружу…»
Грустная трагическая история из жизни птиц…
Беседа по вопросам:
а) Только ли из жизни птиц эта история?
б) Нет ли в ней чего-то от людей, о наших человеческих взаимоотношений?
Вывод: всему живому свойственно творить добро, а добро истинное должно быть самоотверженным. Цена самоотверженности может быть очень высокой. Это и есть основная мысль рассказа.
…Град бил прицельно – по реке, по лугу, никто не ожидал его весной. Цветущий берег был уже не другом, а полем битвы, что сравнишь с войной.
Не выдержали гуси и бежали
Под хлипкую защиту лозняка,
А под собою сзади оставляли
Недвижные тельца молодняка…
Лишь Белый гусь, раскинув гордо крылья,
Детей своих укрыл и защитил.
Когда гроза прошла, он обессилев,
Свои глаза уж больше не открыл…
6. Работа с текстом
Белый гусь — заглавный герой произведения ( имя вынесено в заглавие)
Какой заглавный герой?
Образ белого гуся
а) С кем сравнивал автор Белого гуся? (с адмиралом)
« Всё у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон…»
«кильватерным строем» 7 абзац
« к белоснежному кителю»
«больше эта шишка походила на кокарду»
б) Какие строки рассказа демонстрируют достоинство этой птицы? (2-3 абзац)
1)» Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. »
2)» Этот гусь никогда не бежал…»
— как автор описывает мощь заглавного героя, подчёркивая его мощь (5 абзац)
«размахивал полуметровыми крыльями» — аллитерация
— «шуршали камыши» [ш]
— «по воде пробегала серая рябь» [р]
«издавал крик» — «тонко звенели подойники»
в) Какими привилегиями пользовался Белый гусь?
1.На него засматривались лучшие гусыни
2.Ему принадлежали отмели ( обилие тины, ряски и т. д.)
3.Самые чистые песчаные пляжи
4.Самые сочные участки луга
5.Плес,на котором рассказчик устроил приваду.
г) Черты характера заглавного героя
Положительные
Отрицательные
Примеры из текста
Приложение к «Работе по карточкам»
1. Не испугался града « Когда особенно крупная градина падала в темя, он сгибал шею и тряс головой».
2. Беззаветно любил своих гусят. « Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошились гусята».
3. Когда остальные гуси не выдержали и побежали, забыв о смертельной опасности, остался один с малышами.
4. Драка с соседней стаей. Тяжба из-за плеса с рассказчиком. Нападение на телёнка.
5. « Гусята жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело, теряя из виду, своего буйного папашу».
6. Поедал из банки червей, утаскивая куканы с рыбой.
Вопросы к тексту:
Как повел себя Белый гусь во время града?
В чем проявлялась доброта Белого гуся?
Как повел себя Белый гусь, когда остальные гуси побежали от града?
С кем никак не мог мирно существовать Белый гусь?
Почему рассказчик назвал Белого гуся « Легкомысленной птицей»?
Как белый Гусь относился к рассказчику?
7.Портрет заглавного героя
« Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к другому как ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают куски сахара».
« Он лежал, раскинул могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетающей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови».
[а] — радостное, храброе [и] – сталкивание, низкое
[о] – высокое, глубокое [е] – нежный, светлый
Что пытается подчеркнуть автор в облике птицы?
— великолепие, могущество, красоту
— такова цена доброты
а) Какова мера ценности героя? (душевная доброта)
б) Какие герои привлекают писателя? Кому он отдает предпочтение?
Герои, наделенные подлинной душевной добротой. Предпочтение отдается тем, кто способен на самоотверженность.
в) Легко ли быть самоотверженным?
У самоотверженности высокая цена – смерть. Из-за своей доброты погибает Белый Гусь.
9. Оптимистичен ли конец рассказа?
Последний третий абзац выразительно зачитываются
— Не так все оптимистично в нашей жизни.
Не мог смириться я никак
С тем, что погиб отец-гусак.
Я перечитывал рассказ,
Но и в другой, и в третий раз,
Мою, утяжеляя грусть,
Не поднимался Белый гусь.
Но видел воспаленный взгляд
Спасенных дюжину гусят…
Но так ли нас от ливней зла
Хранили сильные крыла?
Но вот прошли года как град
И мы как стайка тех гусят:
Увидев солнечную высь,
По белу свету разбрелись.
А в это время из-за круч…
Восходит темень новых туч…
Так поэт Юрий Асмолов воспринимает смерть своего учителя, писателя Е. И. Носова.
10. Домашнее задание:
1) отзыв о рассказе
2) чтение и сжатый пересказ рассказов Е. И. Носова на тему «Самоотверженность добра»:
« Подпасок» — по выбору учащихся
Отзыв о рассказе Е. И. Носова « Белый гусь»
Рассказ Евгения Ивановича был напечатан в 1976 году.
Произведение так названо потому, что автора привлекают персонажи, наделенные душевной добротой и самоотверженностью. Мера ценности героя – способность жертвовать собой во имя других. Таким и оказался Белый гусь. Автор восхищается главным героем. В отрывке, описывающем его внешность, писатель часто повторяет звуки «о», «а». И глубоко скорбит из-за его гибели. Стискивающее «и» передает безысходную боль рассказчика.
Несмотря на смерть главного героя, финал оптимистичен. « Мир удивительный» открылся спасенным «одуванчикам».
Рассказ Е. И. Носова «Белый гусь» произвел на меня очень сильное впечатление. Казалось, что может быть интересного: гусь – простая домашняя птица. А вот Евгений Иванович представил нам этого гуся как адмирала, описывая его важность и гордость. Белый гусь был хорошим и заботливым отцом. Очень жаль, что такого отважного гуся настигает нелепая смерть. Читая рассказ, я испытал различные чувства: гордость за гуся, радость за спасенных «одуванчиков». Е. И. Носов своим рассказом помогает нам учиться смотреть вокруг себя, любить родную природу и все, чем она наполнена.
Ученик 5 Б класса
Руденко Денис
Урок внеклассного чтения в 5 Б классе «Рассказ Е.И. Носова «Белый Гусь». Самоотверженность добра» проведен учителем русского языка и литературы Ломакиной Еленой Ивановной. Цели урока:раскрыть учащимся идейный замысел автора; развивать навыки работы с текстом; прививать интерес к творчеству Е.И. Носова. Оборудование урока: портрет Е.И. Носова, газета посвященная теме урока, выставке книг Е.И. Носова, список литературы по теме урока, памятка для написания сочинения.
Источник