Вопросы для самостоятельного изучения темы quot Подгруппа углерода quot

Викторина по химии 9-11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

викторина по химии для 9-11 классов, направлена на систематизацию и активизацию мыслительной деятельности по средствам решения ребусов, исправления ошибок в тесте, позволяет развить у учащихся критическое мышление, используется метод кластера и синквейна, а также мыления в целом, помимо этого, организует работу в группах, учит прислушиваться к чужому мнению

Просмотр содержимого документа
«викторина по химии 9-11 класс»

Здравствуйте, ребята, сегодня, мы с вами проведем химический турнир между двумя классами и узнаем, кто же самый умный химик.

Первое задание: «Необходимо придумать название команды и эмблему по следующему механизму, на тематику связанную с химией»

1 строка — 1 ключевое слово существительное, название команды

2 строка — 2 прилагательных, описывающие это название

3 строка — 3 глагола, характеризующих действия, которые может производить этот предмет или явление.

4 строка — короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме

5 строка — синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное.

Эмблема должна соответствовать названию команды. Задание оценивается в 10 баллов.

Командам предлагается составить паутину понятий связанных с органической химией, каждое приведенное понятие оценивается в один балл.

Задание № 3. « Загадочная Химия или Отгадай меня». Каждый правильный ответ 1 балл.

Жду я его по вечерам,
А иногда я падаю в него.
Проходит он и днем и по ночам.
Бывает слаще меда самого!
Он химика великого надежный друг
О чем я? Отгадай и расскажи друзьям вокруг. (Сон)

В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент … ( азот)

Гордиться уголек невзрачный негорючим братом, и братом прозрачным. (алмаз, графит)

Действует как решето,
Но выглядит иначе:
На столе стоит и плачет. (фильтр)

Белый воздуха боится, покраснел чтоб сохраниться. (фосфор)

Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это … 6 баллов

Углерод, радоначальник всей органической химии, так как способен образовывать углеродные цепи, линейные разветвленные, чем и обуславливается разнообразие органических соединений. Теперь попытаемся ответить на следующие вопросы касательно органической хими. Каждый ответ оценивается в 1 бал. Максимальное число баллов 7.

1. Какое из данных химических веществ входит в сферу интересов органической химии?

Алканы Металлы Щелочи Неметаллы

2. Какой алкан обозначает название директора факультета?

С10Н22 С10Н18 С5Н10 С10Н20

3. Какое из данных веществ является ароматическим соединением?

Бензол Гексан Этилен Формальдегид

4. Какой углевод содержится в картофеле?

Крахмал Формалин Сахароза Пропан

5. Какую общую формулу имеют алкены?

СnH2n-2 СnH2n-6 СnH2n СnH2n+2

6. Бутин и бутадиен имеют одинаковое количество углерода и водорода.

7. Какой 3-х атомный спирт мы каждый день берем в руки?

Бензин Глицерин Этанол Метанол

Замечательно, органическую химию мы с вами вспомнили, но помимо углерода, в периодической таблице живут и другие химические элементы и понятия, которым тоже необходимо уделить внимание. Вам предлагается разгадать химические ребусы, в которых они скрываются. Каждый ответ 1 балл. Та, команда, которая выполняет задание быстрее получает 3 бонусных балла.

Отлично, химия- наука очень разносторонняя и занимательная. Помимо сухих законов, теорий и фактов, ученые придумали смешные высказывания, скрывающие серьезные химические понятия. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу. Максимальное число 22

Из газа сделали прибор, три четверти по весу — фтор.

Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье.

Не фокус это, все мы знаем, что цепи длинные глотаем.

Присвоив "водные остатки", газ спиртом стал, густым и сладким.

Скажи, какая из кислот, в лесу под деревом живет?

С кислотой металл сдружился и странно в сахар превратился.

Крупинка может жизнь спасти, а килограмм — дом разнести.

В том они всю жизнь проводят, что сладость в горечь переводят.

Расскажите в чем тут дело, от газа масло затвердело.

Двести миллионов лет живут брюнетка и брюнет. Они друг друга не встречали, хоть и живут в одном подвале.

Пока цела не идет в дела, пользу получают, когда разделяют.

Как от удара камень хрупкий, дробятся цепи в печах и трубках.

Цепочка сильно удлинилась и по асфальту покатилась.

Падает вода на камень, чем больше капля, тем ярче пламя.

В холод прячется в нору, поднимается в жару.

»Она идет», »она прошла», никто ни скажет, что пришла.

Похожее:  Окончания причастий правописание

Кто с кем в родстве – дает ответ пером написанный портрет.

Не руками решетка построена: блестящая, плотная, стройная.

Действует как решето, но выглядит иначе: на столе стоит и плачет.

Только в воду окунется, невидимкой обернется.

Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один.

Скажите, что это такое: один нырнул, а всплыло – двое

Мне в руки попала контрольная работа ученика 10 класса, по теме карбоновые кислоты, в которой бессомненно допущены ошибки. Вам необходимо исправить ошибки, заменив неправильные термины и слова на правильные.

Оценивание: найдены 6 ошибок- 6 баллов, 5 ошибок- 5 баллов, 4 ошибки-4, 3-3,2-2, 1-1

Найдите ошибки в тексте и исправьте их

Карбоновые кислоты — органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбонильных групп. Карбонильная группа (сокращенно —COOH) — функциональная группа карбоновых кислот и кетонов — состоит из карбонильной группы и связанной с ней гидроксильной группы. По числу карбоксильных групп карбоновые кислоты делятся на одноосновные, двухосновные и т.д. Общая формула одноосновных карбоновых кислот R—COOH. Радикал может быть предельным, непредельным, ароматическим

Карбоновые кислоты изомерны спиртам

Алгоритм составления названий карбоновых кислот

Найдите главную углеродную цепь — это самая короткая цепь атомов углерода, включающая атом углерода карбоксильной группы.

Пронумеруйте атомы углерода в главной цепи, начиная с атома углерода карбоксильной группы.

Назовите соединение по алгоритму для непредельных углеводородов.

В конце названия допишите суффикс "-ов", окончание "-ая" и слово "кислота".

Получение карбоновых кислот

В промышленности: 2RCHO + O2 2RCOOH

Лабораторные окислители: Ag2O, Cu(OH)2, KMnO4, K2Cr2O7 и др.

Окисление спиртов: RCH2OH + O2 RCOOH + H2O

Окисление углеводородов: 2C4H10 + 5O2 4CH3COOH + 2H2O

Из солей (лабораторный способ): CH3COONaкр. + H2SO4 конц. CH3COOH + NaHSO4

Химические свойства кислот.

Карбоновые кислоты, как и все органические соединения горят с образованием углекислого газа и воды. Так как карбоновые кислоты, относятся к классу кислот, то для них характерны такие же свойства, что и для неорганических кислот.

Одной из специфических реакций характерных для карбоновых кислот является реакция изомеризации, которая приводит к образования сложного эфира.

Источник

Вопросы для самостоятельного изучения темы "Подгруппа углерода"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учеников, которые самостоятельно могут изучать тему "Подгруппа углерода".

По данным вопросам можно составить тест для контроля знаний обучающихся. Вопросы подходят для изучения темы по любому УМК.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для самостоятельного изучения темы «Подгруппа углерода»»

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ПОДГРУППА УГЛЕРОДА.

Строение атома углерода и его положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Аллотропные видоизменения углерода. Причины аллотропии.

Природные соединения углерода.

Отличие алмаза от графита.

Виды угля и его применение.

Явление адсорбции и ее применение.

Уравнение реакции взаимодействия углерода с кислородом. ОВР(полное сгорание).

Уравнение реакции взаимодействия углерода с кислородом. ОВР(неполное сгорание).

Взаимодействие углерода с оксидом железа (II). ОВР.

Взаимодействие углерода с оксидом алюминия (ОВР).

Взаимодействие углерода с магнием (ОВР).

Взаимодействие углерода с водородом (ОВР).

Физические свойства СО.

Физические свойства углекислого газа.

Взаимодействие угарного газа с кислородом. ОВР.

Взаимодействие оксида углерода (II) с оксидом железа.

Взаимодействие оксида углерода (II) с оксидом меди.

Получение углекислого газа в лаборатории.

Получение углекислого газа в промышленности.

Что такое сухой лед и где его применяют?

Взаимодействие углекислого газа с гидроксидом кали (ур. Реакции ионного обмена)

Взаимодействие углекислого газа с оксидом калия при нагревании. (ур. Реакции).

Качественная реакция на обнаружение углекислого газа (уравнение реакции, ионный обмен).

Уравнение реакции растворения углекислого газа в воде.

Взаимодействие углекислого газа с углеродом (ОВР).

Взаимодействие углекислого газа с магнием (ОВР).

Уравнение ступенчатой диссоциации угольной кислоты.

Уравнение реакции разложения карбоната кальция.

Уравнение реакции разложения карбоната аммония.

Уравнение реакции образования накипи.

Уравнение реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты.

Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты.

Формула кристаллической соды. Применение.

Формула питьевой соды. Применение.

Формула мрамора. Применение.

Формула поташа. Применение.

Понятие «парниковый эффект». Его причины.

Строение атома кремния, его положение в ПСХЭ.

Нахождение кремния в природе. Примеры.

Получение кремния в лаборатории (ОВР).

Получение кремния в промышленности (ОВР).

Аллотропные видоизменения кремния. Причины аллотропии.

Возможные степени окисления кремния. Причины аллотропии.

Взаимодействие кремния с кислородом. ОВР.

Взаимодействие кремния с оксидом меди. ОВР.

Взаимодействие кремния с натрием. ОВР.

Физические свойства оксида кремния (IV).

Взаимодействие оксида кремния с оксидом магния (уравнение реакции).

Взаимодействие оксида кремния с гидроксидом калия (ионное уравнение).

Взаимодействие оксида кремния с карбонатом калия (ионное уравнение).

Почему оксид кремния не взаимодействует с водой?

Уравнение реакции взаимодействия оксида кремния с фтороводородной кислотой (ОВР).

Похожее:  Реально нереальная инклюзия в школе опрос Педсовета

Получение кремниевой кислоты из силиката калия и серной кислоты (ионное уравнение).

Источник



Урок-игра по теме "Углерод и кремний"

Игра проходит в пять туров. Участвуют 2 команды по пять человек, жюри 2 человека (помощники учителя из класса, которые помогают считать баллы), если на вопросы не могут ответить команды, то зрители могут заработать балл.

Переведите с химического языка на общепринятый прочитанные фразы. 1 балл правильный ответ

  1. Не все то аурум, что блестит
  2. Белый, как карбонат кальция
  3. Слово – аргентум, а молчание аурум
  4. Уходит как аш – два – о в оксид кремния
  5. Аллотропная модификация углерода чистой аш – два – о
  6. Прозрачен как сплав оксидов свинца и кремния с карбонатом натрия
  7. Много оксида водорода утекло с тех пор

II тур “Химический пентагон”

Задания большие, если угадывают с первого предложения – 5 баллов, с прочтением последующих предложений баллы уменьшаются.

  • В 1890г он явился причиной гибели экипажа океанского парусника “Мальборо”. Корабль не получил никаких повреждений, но потеряв управление блуждал в океане.
  • Он явился причиной массового самоубийства китов (киты выбрасывались на берег)
  • Он встречался в составе вулканических газов
  • Его содержание в окружающей среде – своеобразный эталон для сравнения загрязненности атмосферы различных городов, а также для установления степени ядовитости выхлопных газов автомашин.
  • При отравлении им наступает кислородное голодание тканей, а в особенности клеток центральной нервной системы.
  • Агат, оникс, халцедон, опал, кристобалит – все это его аллотропные формы
  • Первым оружием и одновременно орудием труда доисторического человека был материал, состоящий главным образом из него
  • Он оказывает вредного биологическое действие на человека: вызывает такие заболевания, как силикоз и образование камней в почках
  • В земной каре W = 90%
  • В наши дни из него изготавливают цемент, стекло, хрусталь, тонкую керамику

III тур. “Викторина” (1 вопрос – 1 балл)

  1. Назовите элементы неметалла, которые образуют различные аллотропные модификации
  2. Какие два неметалла образуют вещество – тефлон, характеризующиеся необычайной химической стойкостью?
  3. Какие два неметалла образуют вместе очень большое количество веществ?
  4. Какой элемент считают вторым по распространенности на Земле?
  5. Какой неметалл ценится дороже золота и когда платят деньги за то, чтобы от него избавится?
  6. Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов?
  7. Реакция, при которой выделяется теплота?
  8. Тип кристаллической решетки в алмазе?
  9. Существование химических элементов в виде двух или нескольких простых веществ
  10. Получение из относительно простых веществ более сложных
  11. Быстропротекающее химическое превращение сопровождающиеся выделением теплоты и света
  12. Формула известняка
  13. Термостойкое стекло
  14. Составные части цемента
  15. Составные части белой глины
  16. Какой оксид обуславливает синий цвет стекла
  17. Какое вещество называют угарным газом
  18. Формула горного хрусталя
  19. Название солей кремниевой кислоты
  20. Формула силикатного клея (составная часть)
  21. Процесс поглощения жидкости или газа твердым веществом
  22. Порошкообразное вещество используется для придания окраски лакам и краскам
  23. Способы разделения смеси
  24. Положительно или отрицательно заряженная частица

IV тур “Химическая угадайка”

Каждое задание оценивается в 5 баллов, правила те же, что на втором туре

  • Русский ученый
  • Академик петербургской академии наук с 1745г
  • Основал первую химическую лабораторию
  • Автор атомно-корпускулярного учения
  • Разработал технологию и рецептуру цветных стекол
  • Его именем назван Московский университет
  1. Бесцветный газ, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении превращается в твердую массу, похожую на снег. Применяется в пищевой промышленности при производстве сахара, пива, газированной воды, в химической промышленности – для получения соды, мочевины и др.
  • Итальянский физик и химик
  • Создал метод определения молекулярной массы
  • Вычислил атомные массы кислорода, водорода
  • Открыл закон, относящейся к объемам газов
  • Его именем названа универсальная постоянная – число молекул в 1 моль идеального газа
  • Установил точный количественный атомный состав многих молекул (воды, водорода, азота).
  1. Очень слабая, малорастворимая в воде кислота, в воде образует коллоидный раствор. Гели этой кислоты используют как адсорбенты и как отбеливатели. Ее соли широко распространены в природе.
  2. Газ без цвета, запаха и вкуса, продукт неполного окисления углерода, плохо растворим в воде, очень ядовит. Имеет промышленное значение как горючее (генераторный, светильный газ) и восстановитель, в смеси с водородом – сырье для синтеза метилового спирта.

V тур “Химический марафон”.

Каждой команде выдаются карточки с изображением знаков химических элементов. Каждый участник команды выполняет свою работу:

Источник

Углерод вопросы для викторины

Тесты по химии 9 класс. Тема: «Углеводород»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Выберите правильное определение глеводородов.

— органические соединения, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп

— высокомолекулярные органические вещества, состоящие из альфа-аминокислот, соединённых в цепочку пептидной связью

Похожее:  4 Уверенность во что бы то ни стало

— неорганические вещества, представляющие собой соли и эфиры угольной кислоты

+ органические соединения, состоящие из атомов углерода и водорода;

2. Какие вещества образуются при горении углеводородов?

— угарный газ и вода

+ углекислый газ и вода

— кислород и вода

— углекислый газ и кислород

3. Что из перечисленного является предельным углеводородом?

4. Структурной формулой алканов является:

5. Выберите правильное определение гомологического ряда.

+ ряд веществ, расположенных в порядке возрастания их относительных молекулярных масс, сходных по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп атомов – СН2 –

— ряд веществ, расположенных в порядке возрастания их относительных молекулярных масс

— ряд веществ, имеющих один и тот же качественный и количественный составы, но отличающихся по своему строению и химическим свойствам

— ряд веществ, сходных по строению и химическим свойствам

6. Чем являются изомеры?

— вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся по качественному и количественному составу

— вещества, сходные по качественному составу и строению, но отличающиеся свойствами

— вещества, сходные по количественному составу и свойствам, но отличающиеся строением

+ вещества, имеющие один и тот же качественный и количественный состав, но отличающиеся по своему строению и свойствам

7. Какая из перечисленных ниже особенностей не характерна для метана?

— отсутствие вкуса и запаха

8. Какие агрегатные состояния могут быть у углеводородов?

+ жидкое, твёрдое, газообразное

9. Температуры плавления и кипения углеводородов в целом:

— увеличиваются с уменьшением числа атомов углерода в молекуле

+ увеличиваются с увеличением числа атомов углерода в молекуле

— уменьшаются с увеличением числа атомов углерода в молекуле

— увеличиваются с увеличением числа атомов водорода в молекуле

тест 10. В какую реакцию не вступают предельные углеводороды?

11. Галогенирование осуществляется за счёт реакций:

— замещения или разложения

— разложения или окисления

— окисления или присоединения

+ присоединения или замещения

12. Кто в 1888 г. открыл нитрующее действие разбавленной азотной кислоты на предельные углеводороды при нагревании?

— В. В. Марковников

13. В основе процесса крекинга лежат реакции:

— окисления углеродной цепи крупной молекулы

— присоединения углеродной цепи малой молекулы

+ разложения углеродной цепи крупной молекулы

— замещения углеродной цепи малой молекулы

14. В результате дегидрирования предельных углеводородов получаются:

— химически активные предельные углеводороды

— химически неактивные непредельные углеводороды

+ химически активные непредельные углеводороды

— химически неактивные предельные углеводороды

15. Кто из перечисленных ниже учёных не занимался изучением углеводородов?

— В. В. Марковников

16. В 1881 году М.Г. Кучеров получил премию Русского физико-химического общества за открытие метода гидратации соединений ацетиленового ряда в присутствии ртутных солей. Какой класс углеводородов он изучал?

17. Какое вещество не принадлежит к классу алканов?

18. Кто в 1891 году получил патент на создание установки крекинга углеводородов нефти?

19. Что из этого не является природным источником углеводородного сырья?

вопрос теста Углеводород. 9 класс. Задание 1

тест-20. В чём главная экологическая проблема использования углеводородного сырья?

— исчерпаемость природных источников углеводородного сырья и нежелание умеренно использовать ресурсы

+ загрязнение Мирового океана из-за нерастворимости нефти в воде, которое ведёт к нарушению обмена энергии и вещества между водной средой и атмосферой

— неспособность качественно перерабатывать побочные продукты

— отсутствие новых технологий для освоения труднодоступных месторождений полезных ископаемых

21. Что из перечисленного относится в первичной переработке нефти?

22. Согласно теории абиогенного происхождения нефти, нефть возникла в результате:

— разложения растений и животных

+ реакции воды с карбидами железа в разломах горной породы

— попадания на землю неорганических компонентов из космоса

— содержания в осадочных породах рассеянного органического вещества

23. Что служит подтверждением космической теории происхождения нефти?

+ наличия углеводородных радикалов в звездах и метеоритах

— жидкие нефтяные углеводороды могут мигрировать и скапливаться в осадочных породах

— наличие в молекулярном составе углеводородов структур биогенной природы

— из неорганических компонентов при высоких давлениях и температурах, синтезируется смесь, сходная по составу с природной нефтью

24. На рисунке изображена структурная формула простейшего ароматического углеводорода, который является исходным сырьём для производства красителей и др. Он называется:

вопрос теста Углеводород. 9 класс. Задание 1

25. В СССР производство синтетического каучука было начато в 1932 году по методу С. В. Лебедева, который заключался в:

— полимеризации изопрена в присутствии металлического лития

— гидролизе нефтяного сырья

+ получении бутадиена из этилового спирта с последующей анионной полимеризацией жидкого бутадиена в присутствии натрия

Источник