Вопросы экономики как науки следующие



Экономика. Понятие экономики как науки и хозяйства.

Понятие экономики пришло к нам из Древней Греции и означает дословно правила хозяйства, то есть в те времена оно означало «искусство ведения домашнего хозяйства» Спустя две тысячи лет — это понятие приняло более широкое значение.

Во-первых, экономика – это хозяйство, то есть система хозяйствования и общественного производства. Основные задачи экономики как хозяйства:

  1. Производство (товаров и услуг).
  2. Распределение (товаров, услуг и доходов).
  3. Обмен (товаров и услуг на деньги или на другой продукт).
  4. Потребление (товаров, услуг, продуктов).

Ключевые элементы: производство, товары и услуги. Производство может быть материальным или нематериальным (образование, охрана здоровья и т.д.).

Товар – это продукт трудовой деятельности; основные признаки товара:

  • предназначен для обмена и обладает стоимостью;
  • удовлетворяет какие-либо потребности человека;
  • способен быть обменян на другой товар (деньги).

Услуга – это продукт полезной деятельности человека или группы лиц, предназначенный для удовлетворения тех или иных потребностей. Услуга также может быть материальной (ремонт мобильного телефона) или нематериальной (консультация). Услугами заведует такая отрасль экономики, как сфера услуг.

Во-вторых, экономика – это наука, а точнее – совокупность наук, изучающих производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Главная задача экономической науки – ведение эффективного хозяйства и пути его достижения, оптимальное использование ресурсов. Попробую расшифровать. Вопросы экономики как науки следующие:

Источник

Урок 9. Экономика, экономическая наука

Микроэкономика – наука о производственных отношениях на уровне функционирования фирм или хозяйств. Микроэкономика изучает такие вопросы, как формирование стоимости, ограниченность ресурсов, соотношение спроса и предложения, изменение их динамики.

Макроэкономика – наука о хозяйственной системе страны или целого мира. Макроэкономика исследует проблемы занятости населения, причины возникновения и пути преодоления инфляции, проблематику государственного бюджета, факторы влияния на экономический рост.

Производство — это процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности.

Распределение — это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Потребности могут возникать и изменяться как под влиянием внутренних побудительных мотивов, так и под внешним воздействием. Они становятся побудительным мотивом экономической деятельности.

Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Факторы производства — это ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.

Факторный доход – это прибыль, которая получается от эксплуатации ресурсов или факторов производства.

Труд — это совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего — от количества населения трудоспособного возраста.

Земля– всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

Капитал– произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства. Капитал бывает двух видов:

Физический капитал–оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства т.е. для обогащения

Предпринимательские способности (предпринимательство)- деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности

Заработная плата – материальное вознаграждение за труд

Рента-определенная сумма, выплачиваемая за пользование землей.

Прибыль — разница между выручкуой от продаж товаров , необходимыми для производства или организации продажи этих товаров и услуг.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1.Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, М. Ю. Телюкиной. — М.: Просвещение, 2020.

2. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2004г.

3. Экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007 – С.1152.

4. Седов В.В. Экономическая теория. Введение в экономическую теорию: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. с.36..

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Термин «экономика» (от греч. oikos-домашнее хозяйство и nomos-правила) имеет двоякий смысл. Впервые в научном труде слово «экономика» появилось в IV в. до н. э. у Аристотеля, который назвал ее «естественной наукой».

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Вместе с изменением экономических условий жизни общества менялся и предмет экономики. В течение нескольких столетий предметом изучения экономики было богатство. Первоначально экономические школы и направления различались именно тем, что они понимали под богатством и источником богатства нации (от золота до всей массы созданных трудом людей продуктов). Во второй половине XIX в. предмет экономики меняется. Она становится наукой о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченности (редкости) ресурсов и безграничности потребностей. Сегодня такое понимание предмета экономической науки является господствующим.

Экономика –это наука, которая исследует, как люди в условиях ограничеснности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Вопросы экономики как науки следующие:

  • что производить;
  • как производить;
  • кто будет это производить;
  • для кого это будет производиться.

У экономической науки следующие функции:

Познавательная: исследование явлений и процессов экономической жизни

Прогностическая: возможность предсказания наступления экономических событий

Мировоззренческая: формирование взглядов человека на его место в экономике, на роль государства в экономической жизни страны

Похожее:  Как написать о мероприятии основы репортажа

Методологическая: открытие определенных законов в науке дает ей же возможность развиваться дальше

Критическая: возможность рассмотрения различных точек зрения, утверждения несостоятельности определенных мнений и суждений

Социальная: служение интересам общества, повышение благосостояния людей

Практическая: помощь развитию хозяйства, поиск наилучших производственных решений

Экономика как хозяйство — это система хозяйствования, включающая отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство , транспорт и т.д.) и нематериальны (образование, культура, здравоохранение) обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами.

Экономика построена на экономической деятельности, которая, в свою очередь, состоит из четырех основных элементов: производство –> распределение –> обмен –> потребление.

Производство – процесс создание экономических благ, т.е. объектов, удовлетворяющих потребности человека, изготовление которых подразумевает использование ресурсов и труда; экономические блага ограничены и доступны не всем слоям населения. Например, Помимо экономических благ существуют блага даровые. Их отличие состоит в равной доступности для всех, неограниченности и количественном превосходстве над потребностями людей. Сюда можно отнести воду, воздух, энергию солнца.

Благо существует в виде товара и услуги. Товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путём обмена, купли-продажи.Товар обладает рядом особенных черт, таких как обязательное наличие стоимости и пользы для потребителя. Услуга — это трудовая деятельность на основе найма или в обмен на товар.

Стадии общественного производства

В своем движении продукт проходит определенные стадии. Экономическая наука выделяет следующие стадии производства: производство как таковое, распределение, обмен, потребление.

Производство делится на материальное и нематериальное. Ошибочно предполагать, что материальное производство создает товар, а нематериальное образует сферу услуг, потому как услуги бывают и материальными (транспорт, торговля), и нематериальными (образование, культура).

Распределение — это разделение произведённого продукта, дохода между участвующими в производстве.

Обмен — это процесс, в котором взамен произведённого продукта люди получают деньги или другой продукт.

Потребление — значительная стадия производства, в процессе которой произведённый продукт используется (потребление предметов длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия)

Сегодня существует несколько уровней хозяйственных связей и уровней экономической деятельности. Рассмотрим основные три: микроэкономика, макроэкономика и мировая экономика.

Микроэкономика изучает, что отдельный экономический субъект покупает и продает, что он потребляет и что производит; как он принимает экономические решения во всевозможных ситуациях на различных микроэкономических рынках, т.е. на рынков товаров, услуг, природных ресурсов и т.д. Также микроэкономика изучает, что происходит, когда отдельные экономические субъекты вступают в экономические отношения друг с другом: как формируются рынки и возникает конкуренция; каковы будут цены товаров, продаваемых на этих рынках; что будет с этими рынками в будущем; как эти рынки реагируют на поведение различных субъектов экономических отношений.

Макроэкономика более широкое понятие. Это часть экономической науки, которая исследует экономику как единое целое. Де-факто основатель макроэкономической теории был Джон Мейнард Кейнс. Сегодня существует экономическое направление — кейнсианство.

Современный этап экономического развития характеризуется высоким уровнем взаимосвязи национальных экономик в мировом масштабе. Законы развития мирового хозяйства, которое включает в себя: торговлю, движение капиталов, обмен в области науки и техники, валютные отношения и др., изучает самостоятельная часть экономической науки — мировая (международная) экономика.

Ограниченность ресурсов (редкость ресурсов) — экономическое представление, выражающее конечность, редкость, дефицит ресурсов, общедоступных человеку и людям в любой определенный исторический период, условную их недостаточность, в сопоставлении с бесконечными людскими нуждами для удовлетворения, которых эти ресурсы употребляются. Ограниченность ресурсов ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. С развитием общества потребности изменяются количественно и качественно. Из этого следует, что обществу необходимы экономические ресурсы во всевозрастающих масштабах, но ресурсы общества принципиально ограничены. Все потребности людей удовлетворить нельзя. Проблема экономического выбора общества возникает из необходимости производства разнообразных товаров и услуг в условиях ограниченности экономических ресурсов

Часть экономических ресурсов, которые реально участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства.

Выделяют четыре фактора производства:

1. Труд — умственные и физические способности людей, их навыки и опыт, которые используют в форме услуг. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда — это напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда — это результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени.

2. Земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

3. Капитал – произведенные человеком средства производства, задействованные в процессе производства.

4. Предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении и возможности грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, иметь определенные способности: умение идти на риск, способность к принятию решений, умение брать ответственность за принятые решения, восприимчивость к нововведениям.

5. Информация (знания)

В рыночных условиях все факторы производства свободно продаются и покупаются, принося при этом своим владельцам факторный доход:

Рента – доход, приносимый фактором «Земля». Это регулярная плата за пользование имуществом владельца, при этом самому владельцу не требуется прилагать для его получения никаких дополнительных усилий. Пример – плата за аренду земельного участка или квартиры. Человек, живущий на ренту, называется рантье.

Процент – доход от фактора «Капитал». Заработная плата – доход от фактора «Труд». Это плата наемному работнику за труд. Прибыль – доход от фактора «Предпринимательская способность» и информация.

Прибыль – доходы за вычетом расходов. Получение прибыли является основной целью любого предпринимателя и любой коммерческой организации.

Источник

Вопросы экономики как науки следующие

С древнегреческого языка слово «экономика» переводится, как искусство ведения домашнего хозяйства. В современном понимании ー это система, охватывающая производство, продажу, распределение товаров и услуг.

Впервые этот термин в обиход ввел Джон Стюарт Милль в 1848 году в своей работе «Принципы политической экономии».

Несмотря на то, что как самостоятельная наука экономика считается молодым направлением (официально с 1776 года), ее зарождение прослеживается еще в IV веке до нашей эры. Еще Цицерон в своем труде «Домострой» описывал принципы распределения ресурсов и рационального их применения.

Похожее:  Оформление практической и исследовательской частей в курсовой работе

Виды экономических наук

В экономике различают два направления: теоретическое и практическое. Экономика как наука ー это учение о рациональном использовании ресурсов, имеющихся в распоряжении. Такое направление называют экономической теорией.

Практическое направление названо прикладной экономикой, ее основная задача ー поиск возможностей применения теорий, моделей и законов экономической теории.

В зависимости от масштабов проблемы, которую решает наука, выделяют два направления: макро- и микроэкономика. Первое занимается изучением общенационального хозяйства, второе ー деятельностью отдельных предприятий, домохозяйств.

Функции экономики как науки

Выделяют такие функции экономической теории:

  • познавательная функция состоит в обнаружении новых принципов и методов процессе развития науки;
  • практическая ー развивает действующие методы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
  • прогностическая ーсоздает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
  • мировоззренческая функция подразумевает то, что в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности течения многих процессов;
  • методологическая функция отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
  • идеологическая функция реализуется в формировании модели мировоззрения во время изучения науки;
  • критическая функция состоит в подвержении любых явлений сомнению, это дает толчок к созданию новых теорий;
  • теоретическая функция обеспечивает постоянное развитие науки,появление новых направлений.

Основные задачи экономики

Глобальная проблема экономики ー ограниченность доступных нам ресурсов.

В связи с этим перед экономистами встает задача: какую деятельность необходимо вести, какой продукт производить, чтобы распорядиться имеющимися ресурсами максимально продуктивно.

Таким образом, экономика отвечает нам на три главных вопроса.

Какие товары или услуги надо производить? Определяется потребность в данном товаре среди потребителей. Если товара производиться сверх потребности потребителей, создается переизбыток, он обесценивается. В противном случае наблюдается дефицит товара.

Для кого их производить? Определяется сегмент населения, который заинтересован в этом продукте, платежеспособность покупателей. На основании этого определяется целесообразность производства и устанавливается ценовая политика.

Как их производить? Определяется метод производства: это будет массовый выпуск или единичное производство.

Ответы на все эти вопросы должны соответствовать основному принципу: рациональность использования ресурсов, максимальная эффективность производства.

Основные понятия в экономике

Чтобы орудовать экономическими терминами необходимо понимать значение опорных понятий экономической теории, на которых строятся задачи и проблемы науки.

Процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.

Оно может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого ー получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов, как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.

Предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности.

Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.

Использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека.

Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, сопровождающих этот процесс (страхование, кредитование и т.д.).

Источник

Экономика как наука и как хозяйство. Экономическая теория

Два определения экономики. Экономика как наука и как система хозяйствования. Экономическая теория — это. Макроэкономика и микроэкономика — чем они занимаются и в чем разница. Функции экономической теории.

Понятие экономика имеет два определения. С одной стороны, это сфера жизни, связанная с производством материальных благ. С другой стороны — наука, которая изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.

1. Экономика как система хозяйствования включает отрасли материального производства и нематериальные сферы, которые обеспечивают общество материальными и нематериальными благами.

Материальное производство — это промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п. Нематериальная сфера экономики — это образование, культура, здравоохранение и т.п.

2. Экономика как наука изучает производственно-хозяйственные отношения. Она исследует, каким образом люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.

Три основных вопроса экономики:
Что производить?
Как производить?
Для кого производить?
От того, каким образом общество отвечает на эти вопросы, зависит тип экономической системы в данном обществе.

Слово экономика происходит от древнегреческого οἰκονόμος — правила ведения домашнего хозяйства.

Экономическая теория. Экономика как наука

Экономика — общественная наука, которая изучает проблему выбора в условиях ограниченности ресурсов для максимального удовлетворения потребностей людей.

Экономика как наука — совокупность конкретных экономических дисциплин. В нее входят фундаментальные и прикладные дисциплины: экономика промышленности и сельского хозяйства, экономика труда, экономическая статистика и математика, финансы и кредит.

Синонимы экономики как теоретической науки — экономическая теория или экономикс.

Основная задача экономики — поиск путей эффективного ведения хозяйства и поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности. Для этого наука стремится объяснить события экономической жизни с помощью специальных моделей, отражающих реальную экономику.

Предмет исследования экономики — экономические отношения, связи и взаимозависимости, а также поведение человека в вопросах хозяйственной жизни.

Особенность экономической теории — акцент на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Экономика — одна из наиболее точных общественных наук, она широко использует математический аппарат, количественные методы исследования.

Функции экономической теории

Экономические учения и школы

Экономика как самостоятельная наука выделилась из философии в XVIII веке с выходом в свет книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Похожее:  5 вопросов которые нужно задавать ребенку каждый день

В современной экономической теории выделяют целый ряд школ и направлений: монетаризм, марксистскую политэкономию, кейнсианство, австрийскую школу, поведенческую экономику, нейроэкономику и т.п.

Макроэкономика и микроэкономика

В современной экономической теории выделяются макроэкономика и микроэкономика.

Макроэкономика — это наука о хозяйстве в целом, на уровне страны и мира. Макроэкономика изучает темпы роста экономики, ВВП, объемы производства, совокупный доход.

В макроэкономике действуют три субъекта: домохозяйство, фирма и государство.

Макроэкономика занимается проблемами повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов.

Макроэкономика стремится к стабильности и подчиняется принципу социального эффекта.

Микроэкономика — это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях.

Микроэкономика исследует причинно-следственные и функциональные связи, влияющие на принятие решений людьми, фирмами, предприятиями.

В микроэкономике действуют два субъекта: фирма и домохозяйство.

Микроэкономика занимается проблемами ограниченности выбора, альтернативной стоимости, цены, изучает процессы производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и на отдельных рынках.

Микроэкономика стремится к динамике и росту, подчиняется принципу рыночной целесообразности.

Источник

Экономика как наука

Рассматривать этот предмет можно с двух позиций – как хозяйство и как науку.

В качестве науки экономика исследует производственный процесс, перераспределение и использование обществом услуг и товаров, иными словами – производственно-хозяйственные взаимоотношения. Ресурсы общества ограничены.И именно экономика изучает, каким способом люди с их неуклонно увеличивающимися потребностями удовлетворяют их в сложившихся условиях.

Объект науки экономики – экономическая действительность: многообразная, изменчивая, противоречивая. Она наглядно демонстрирует классовое деление общества. В ней бывает нелегко разграничить чистые и дополнительные издержки обращения, поскольку они плотно взаимосвязаны.

Предметы изучения – это:

  • экономическое поведение производителя;
  • факторы и закономерности экономического роста.

Науку экономику можно разделить на два крупных пласта:

  • теоретический пласт;
  • прикладной пласт.

Экономическая теория – это наука, изучающая, как общество выбирает способ использования ограниченных ресурсов.

Прикладная экономика изучает, как можно применить законы и предложения, предложенные экономической теорией, для работы конкретных компонентов экономических систем.

Помимо этого, экономика – целый комплекс узкоспециализированных дисциплин. Среди них:

  • макро- и микроэкономика;
  • бухучет;
  • маркетинг; ;
  • международная торговля и ряд других.

Получить диплом бакалавра по направлению «Экономика» можно в Институте международных экономически связей (ИМЭС).

Краткая история и значение термина

В IV столетии до нашей эры древнегреческий историк и прозаик Ксенофонт создал произведение «Домострой». Цицерон перевел его название на латынь как Oeconomicus.

Соответственно, слово «экономика» имеет греческое происхождение. Оно состоит из двух слов: oikos, то есть дом и все домашнее хозяйство, и nomos – знание, правило. Становится понятно, что экономика в изначальном смысле этого слова поясняет, как вести домашнее хозяйство.

В XVIII столетии экономику стали считать самостоятельной наукой. Этому способствовала публикация книги Адама Смита «Богатство народов» в 1776 году.

Как заметил Йозеф Шумпетер (австрийский и американский политолог, социолог и экономист), до Адама Смита структура экономических явлений была понятна людям, но лишь на уровне интуиции.

Ключевые вопросы экономики

Экономика задается тремя главными вопросами.

Науку интересует, какие товары и услуги актуальны на текущий период времени в конкретной экономической системе.

  1. Каким образом производить?

Каковы технологии и оптимальная комбинация ресурсов для реализации выбранных товаров и услуг.

Кто станет потребителем выбранных услуг и товаров. Кто будет их оплачивать. Как определить валовый доход общества от производства этих товаров и оказания услуг.

Главные проблемы экономики

Ключевая экономическая проблема – в условиях ограниченных ресурсов удовлетворить неограниченные человеческие потребности.

Понятие потребности подразумевает необходимость чего-либо для полноценной жизнедеятельности как отдельной личности, так и всего общества.

Потребности не постоянны: они периодически появляются и изменяются. На них влияют:

  • внутренние личностные мотивы;
  • внешние воздействия.

Когда потребности удовлетворены, появляется мотив для ведения экономической деятельности.

Термин «благо» в экономике

Понятие блага в экономической науке означает средства, благодаря которым потребности удовлетворяются.

Блага принято подразделять на три масштабные категории.

Сюда входят средства, без которых не удовлетворить человеческие потребности, и которые предоставлены обществу в ограниченном объеме. Такие блага люди, как правило, приобретают за деньги, отказываясь ради них от прочих благ. В частности, это товары, продающиеся в магазинах.

Такие блага всегда доступны, потреблять их можно в неограниченном количестве, при этом не отказываясь от прочих благ. В качестве примера приведем свет солнца, которым каждый может наслаждаться столько, сколько захочет.

Это понятие сочетает в себе качества описанных выше благ. Доступ к ним свободен, однако для создания и поддержания в надлежащем состоянии таких благ государство тратит деньги – это его экономическая функция. К общественным благам относится, например, освещение на улицах.

Задачи экономики

Перед экономикой стоят две важные задачи.

  1. Найти наиболее эффективные пути ведения хозяйства.
  2. Выявить наилучшие механизмы использования ресурсов при неограниченных человеческих потребностях в условиях их ограниченности.

Функции экономики

Экономика как наука выполняет перечисленные ниже фундаментальные функции.

  • Познавательная: изучает причины и факторы всевозможных экономических явлений, позволяя аналитикам выявлять закономерности развития технического прогресса.
  • Методологическая: эта опция предлагает методы решения задач и достижения поставленных целей. Экономические явления оцениваются, чтобы выявить их пользу или вред. Эта функция помогает осознать путь дальнейшего развития экономики.
  • Фактическая, иначе – прагматическая, рекомендательная. Функция помогает принимать значимые решения в разных аспектах деятельности и регулировать актуальную экономическую ситуацию.
  • Прогностическая: эта опция позволяет выявить перспективы социально-экономического развития посредством аналитики полученных сведений о текущих экономических процессах.

Выделяют также и второстепенные функции экономики как науки. К ним относятся:

Источник