Вопросы которые рассматривает местное самоуправление



Какие вопросы решает местное самоуправление и его полномочия

Как работает самоуправление

О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены — вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.

Организация социальной активности граждан

В России две разновидности власти:

  • Государственная (общая, политическая власть);
  • Муниципальная (местная).

Согласно определению МСУ (расшифровка — местное самоуправление) — организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:

  • Обеспечение публичных интересов;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.

Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:

  • В городе (части города);
  • В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.

Из этого видно, что государственная власть осуществляет управление «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.

Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.

Основы деятельности

Рассмотрим основы деятельности МСУ:

    Самостоятельность в осуществлении решений по задачам местного уровня: влиять на распределение государственных бюджетных средств МСУ, к примеру, не имеют возможности, зато распределение средств из бюджета города полностью находится под их контролем;
  • МСУ отделены от государственной системы: руководителей МСУ не назначают высшие органы власти, а их выбирают на местах люди, проживающие в этом населенном пункте;
  • В систему власти МСУ не входит, но является юридическим лицом;
  • Полномочия, которыми наделяются МСУ будут соразмерны получаемым материальным ресурсам: в маленьком сельском поселении полномочия МСУ будут меньше, чем в крупном городе.

Сфера полномочий

Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:

    Организация и содержание школ, детских садов, поликлиник, некоторых учебных заведений, контроль за соблюдением общественного правопорядка;
  • Задачи по содержанию и использованию муниципальной собственности (жилой и нежилой фонд);
  • Содержание дорог;
  • Задачи по благоустройству муниципалитета;
  • Обслуживание коммунальных сетей (водопровод, электричество, газоснабжение и пр.);
  • Проведение сотрудничества с другими муниципальными объединениями с целью повышения уровня жизни населения;
  • Прочие задачи.

У муниципального самоуправления имеется и собственность:

    Объекты жилой и нежилой недвижимости (неприватизированная недвижимость);
  • Земля;
  • Помещения муниципальных образовательных учреждений;
  • Помещения объектов здравоохранения;
  • Муниципальные торговые помещения;
  • Помещения культурных образований;
  • Помещения местной промышленности и пр.

Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:

  • Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
  • Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
  • Дотации;
  • Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.

Права органов

Органы МСУ имеют право:

    Назначать выплату пенсий и пособий, принятых государством (отдел социального обеспечения);
  • Заниматься вопросами усыновления, установления опекунства, лишения родительских прав (отдел образования, отдел попечительства и опеки);
  • Принимать участие в создании муниципальной милиции — органа, который будет следить за сохранностью правопорядка;
  • Принимать местные нормативные акты;
  • Управлять муниципальной собственностью (принимать решения о приватизации недвижимости, передавать в хозяйственное ведение, продавать имуществом и сдавать его в наем и т. п. );
  • Определять регламент пользования муниципальными объектами, водоемами, лесами;
  • Контролировать работу предприятий;
  • Осуществлять контроль за наполнением муниципальной казны и ее расходами.

Структура МСУ

В нее включены:

  • Орган контроля;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Глава МСУ.

Орган контроля

Местная самоуправляющая контора

Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены. Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа. В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.

Местная администрация

В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.

Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.

Глава МСУ

Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.

Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:

  • Отставка по собственному желанию;
  • Отзыв избирателями;
  • Отказ от должности и т. д.

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного голосования. Количество депутатов определяется уставом.

Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.

Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.

В полномочия представительного органа включено:

    Утверждение устава муниципалитета и внесение в него изменений;
  • Принятие бюджета (местного), контроль за отчетностью по его исполнению, а также установление ставки местных налогов и сборов;
  • Признание программ развития и планов по их осуществлению, контроль за выполнением этих программ;
  • Принятие решений по установлению регламента управления муниципальной собственностью (землей, объектами недвижимости);
  • Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных организаций. Установление тарифов на услуги местных предприятий;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Контроль за исполнением МСУ и должностными лицами решений по местным вопросам;
  • Определение регламента обеспечения деятельности МСУ.

Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.

Источник

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление.

ОГЭ. ПОЛИТИКА

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Функции местного самоуправления.

Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
  • Создание условий для развития соответствующей территории.
  • Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
  • Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
  • Охрана общественного порядка.
  • Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.

Принципы местного самоуправления.

  • Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
  • Многообразие организационных форм местного самоуправления.
  • Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
  • Соблюдение прав и свобод граждан.
  • Законность в организации и деятельности МСУ.
  • Гласность деятельности МСУ.
  • Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
  • Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).
Похожее:  Вопросы и ответы в предложениях Present Continuous

Формы участия населения в МСУ.

1.Непосредственное:
  • участие в муниципальных выборах
  • участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
  • внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.
2.Через органы МСУ:
  • представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
  • исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)

Полномочия органов МСУ.

Полномочия представительного органа:
  • осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
  • утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.
Полномочия исполнительного органа МСУ:
  • осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
  • разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
  • осуществляет регулирование земельных отношений.

Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)

Отличия МСУ и местной власти.

МСУ Местная государственная власть.
Не входит в систему государственной власти. Входит в систему государственной власти.
Существует на общественных началах. Существует на деньги налогоплательщиков.
Выборные органы власти. В большинстве случаев назначаемые органы власти.
Имеют сроки полномочий. Если назначаемы, то срок полномочий не установлен.
Относится к институтам гражданского общества. Относится к государственным институтам.
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами.

Законодательные основы местного самоуправления.

  • Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
  • Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Источник

Вопросы которые рассматривает местное самоуправление

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Какие вопросы решает местное самоуправление

Кем определяется структура местного самоуправления в РФ и какие органы являются органами МСУ

Правовая основа деятельности заложена в Конституции РФ (глава 8). Вопреки распространенному мнению органы МСУ не являются государственной властью. Фактически, в силу ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление — это организованная населением структура, которая позволяет самостоятельно решать различные местные вопросы.

Действует самоуправление через референдумы, выборы, учреждаемые органы. Структура определяется самим населением.

Конституцией заложены основы деятельности органов местного самоуправления в РФ, а уточняются они в иных нормативно-правовых актах, основным из которых является закон «Об общих принципах…» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Структура органов определена в ст. 34 ФЗ № 131. Это:

  1. Представительный орган (например, городская дума).
  2. Глава муниципального образования (далее также МО).
  3. Местная администрация.
  4. Контрольно-счетный орган.
  5. Иные органы и выборные лица, которые предусмотрены уставом образования.

Кроме того, статус муниципалитета может быть различным. Муниципалитеты действуют в форме городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района.

Представительный орган, глава МО и администрация должны действовать в обязательном порядке. Контрольно-счетный и иные органы необязательны.

Какие функции осуществляют городские и сельские поселения согласно закону

Органы местного самоуправления являются органами, которые разрешают вопросы местного значения. Их перечень зависит от статуса муниципалитета. Для городских и сельских поселений перечень вопросов определен в ст. 14 ФЗ № 131.

К функциям городских и сельских поселений относятся:

  1. Составление и принятие местного бюджета.
  2. Установление местных налогов.
  3. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
  4. Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжение людей топливом.
  5. Дорожная деятельность в отношении местных автодорог, обеспечение безопасности движения, создание парковок.
  6. Обеспечение нуждающихся и малоимущих жильем.
  7. Предоставление транспортных услуг населению в пределах поселения.
  8. Предупреждение и ликвидация ЧС.
  9. Обеспечение мер пожарной безопасности.
  10. Организация библиотек, создание культурных объектов.
  11. Сохранение объектов культурного наследия.
  12. Создание условий для отдыха, занятия населения спортом.
  13. Формирование архивов.
  14. Участие в деятельности по сбору отходов, утверждение правил благоустройства, генпланов, правил землепользования, выдача разрешений на строительство.
  15. Присвоение адресов различным строениям, помещениям.
  16. Организация ритуальных услуг, организация кладбищ.
  17. Организация мер по территориальной, гражданской обороне.
  18. Организация аварийно-спасательных служб.
  19. Содействие в развитии сельского хозяйства.
  20. Введение мер по работе с молодежью.
  21. Лесной контроль.
  22. Осуществление мер противодействия коррупции.
  23. Участие в выполнении кадастровых работ.

Вопросы, которые разрешают муниципальные районы, городские округа

Перечень вопросов, разрешение которых отдано муниципальным районам и городским округам, закреплен в ст. 15, 16 ФЗ № 131. Эти вопросы во многом взаимосвязаны с указанными выше, однако исходя из того, что район объединяет несколько поселений, а городской округ — несколько населенных пунктов, их полномочия шире.

К вопросам, которые разрешают районы и городские округа, относятся:

  1. Составление и принятие бюджета.
  2. Установление местных налогов и сборов.
  3. Владение, распоряжение и пользование имуществом.
  4. Организация электро- и газоснабжения в районе — для муниципальных районов. Городские округа также занимаются теплоснабжением и снабжением топлива.
  5. Дорожная деятельность в пределах границ района или округа.
  6. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению в пределах района.
  7. Участие в ликвидации ЧС в районе.
  8. Организация охраны общественного порядка в районе.
  9. Обеспечение нуждающихся и малоимущих жильем (вопрос только городского округа, но не района).
  10. Организация дошкольного, общего, среднего образования в муниципальных образовательных организациях, дополнительного образования в районе.
  11. Создание условий для оказания медпомощи в муниципальном районе.
  12. Участие в организации сбора и утилизации отходов.
  13. Территориальное планирование.
  14. Утверждение схем рекламных конструкций и выдача разрешений на их размещение.
  15. Формирование и содержание муниципального архива.
  16. Содержание мест захоронений на территории района или округа.
  17. Создание условий для обеспечения населения услугами связи, по организации досуга и культуры.
  18. Сохранение культурных объектов.
  19. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, которые входят в район (только для муниципальных районов).
  20. Организация мер по гражданской обороне и ликвидации ЧС в районе или округе.
  21. Создание условий для развития сельского хозяйства, предпринимательства в пределах района.

ВАЖНО! Районы обладают всеми полномочиями поселений, расположенных на их территории, а вот городские округа таковыми не обладают.

Вопросы, которые разрешают городские районы

Какие вопросы решают местные самоуправления городских районов? Их перечень определен в ст. 16.2 ФЗ № 131:

  1. Формирование бюджета.
  2. Установление налогов.
  3. Владение, пользование и распоряжение имуществом.
  4. Обеспечение мер пожарной безопасности.
  5. Создание условий для обеспечения района услугами связи, питания, торговли, центрами досуга, развития спорта.
  6. Формирование архива.
  7. Утверждение правил благоустройства района.
  8. Создание условий для расширения сельхозрынков, содействие развитию предпринимательства.
  9. Организация работы с детьми и молодежью.
  10. Оказание поддержки гражданам, которые участвуют в обеспечении общественного порядка.

Таким образом, органы местного самоуправления согласно закону осуществляют разрешение местных вопросов. Их перечень зависит от статуса муниципалитета. Все они чрезвычайно важны, поскольку связаны с насущными проблемами людей, проживающих в муниципалитетах.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Похожее:  Вопросы чтобы анкетировать человека

Источник

Какие вопросы решает местное самоуправление

Кем определяется структура местного самоуправления в РФ и какие органы являются органами МСУ

Правовая основа деятельности заложена в Конституции РФ (глава 8). Вопреки распространенному мнению органы МСУ не являются государственной властью. Фактически, в силу ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление — это организованная населением структура, которая позволяет самостоятельно решать различные местные вопросы.

Действует самоуправление через референдумы, выборы, учреждаемые органы. Структура определяется самим населением.

Конституцией заложены основы деятельности органов местного самоуправления в РФ, а уточняются они в иных нормативно-правовых актах, основным из которых является закон «Об общих принципах…» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Структура органов определена в ст. 34 ФЗ № 131. Это:

  1. Представительный орган (например, городская дума).
  2. Глава муниципального образования (далее также МО).
  3. Местная администрация.
  4. Контрольно-счетный орган.
  5. Иные органы и выборные лица, которые предусмотрены уставом образования.

Кроме того, статус муниципалитета может быть различным. Муниципалитеты действуют в форме городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородского района.

Представительный орган, глава МО и администрация должны действовать в обязательном порядке. Контрольно-счетный и иные органы необязательны.

Какие функции осуществляют городские и сельские поселения согласно закону

Органы местного самоуправления являются органами, которые разрешают вопросы местного значения. Их перечень зависит от статуса муниципалитета. Для городских и сельских поселений перечень вопросов определен в ст. 14 ФЗ № 131.

К функциям городских и сельских поселений относятся:

  1. Составление и принятие местного бюджета. .
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.
  3. Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжение людей топливом.
  4. Дорожная деятельность в отношении местных автодорог, обеспечение безопасности движения, создание парковок.
  5. Обеспечение нуждающихся и малоимущих жильем.
  6. Предоставление транспортных услуг населению в пределах поселения.
  7. Предупреждение и ликвидация ЧС.
  8. Обеспечение мер пожарной безопасности.
  9. Организация библиотек, создание культурных объектов.
  10. Сохранение объектов культурного наследия.
  11. Создание условий для отдыха, занятия населения спортом.
  12. Формирование архивов.
  13. Участие в деятельности по сбору отходов, утверждение правил благоустройства, генпланов, правил землепользования, выдача разрешений на строительство.
  14. Присвоение адресов различным строениям, помещениям.
  15. Организация ритуальных услуг, организация кладбищ.
  16. Организация мер по территориальной, гражданской обороне.
  17. Организация аварийно-спасательных служб.
  18. Содействие в развитии сельского хозяйства.
  19. Введение мер по работе с молодежью.
  20. Лесной контроль.
  21. Осуществление мер противодействия коррупции.
  22. Участие в выполнении кадастровых работ.

Вопросы, которые разрешают муниципальные районы, городские округа

Перечень вопросов, разрешение которых отдано муниципальным районам и городским округам, закреплен в ст. 15, 16 ФЗ № 131. Эти вопросы во многом взаимосвязаны с указанными выше, однако исходя из того, что район объединяет несколько поселений, а городской округ — несколько населенных пунктов, их полномочия шире.

К вопросам, которые разрешают районы и городские округа, относятся:

  1. Составление и принятие бюджета.
  2. Установление местных налогов и сборов.
  3. Владение, распоряжение и пользование имуществом.
  4. Организация электро- и газоснабжения в районе — для муниципальных районов. Городские округа также занимаются теплоснабжением и снабжением топлива.
  5. Дорожная деятельность в пределах границ района или округа.
  6. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению в пределах района.
  7. Участие в ликвидации ЧС в районе.
  8. Организация охраны общественного порядка в районе.
  9. Обеспечение нуждающихся и малоимущих жильем (вопрос только городского округа, но не района).
  10. Организация дошкольного, общего, среднего образования в муниципальных образовательных организациях, дополнительного образования в районе.
  11. Создание условий для оказания медпомощи в муниципальном районе.
  12. Участие в организации сбора и утилизации отходов.
  13. Территориальное планирование.
  14. Утверждение схем рекламных конструкций и выдача разрешений на их размещение.
  15. Формирование и содержание муниципального архива.
  16. Содержание мест захоронений на территории района или округа.
  17. Создание условий для обеспечения населения услугами связи, по организации досуга и культуры.
  18. Сохранение культурных объектов.
  19. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, которые входят в район (только для муниципальных районов).
  20. Организация мер по гражданской обороне и ликвидации ЧС в районе или округе.
  21. Создание условий для развития сельского хозяйства, предпринимательства в пределах района.

ВАЖНО! Районы обладают всеми полномочиями поселений, расположенных на их территории, а вот городские округа таковыми не обладают.

Вопросы, которые разрешают городские районы

Какие вопросы решают местные самоуправления городских районов? Их перечень определен в ст. 16.2 ФЗ № 131:

  1. Формирование бюджета.
  2. Установление налогов.
  3. Владение, пользование и распоряжение имуществом.
  4. Обеспечение мер пожарной безопасности.
  5. Создание условий для обеспечения района услугами связи, питания, торговли, центрами досуга, развития спорта.
  6. Формирование архива.
  7. Утверждение правил благоустройства района.
  8. Создание условий для расширения сельхозрынков, содействие развитию предпринимательства.
  9. Организация работы с детьми и молодежью.
  10. Оказание поддержки гражданам, которые участвуют в обеспечении общественного порядка.

Таким образом, органы местного самоуправления согласно закону осуществляют разрешение местных вопросов. Их перечень зависит от статуса муниципалитета. Все они чрезвычайно важны, поскольку связаны с насущными проблемами людей, проживающих в муниципалитетах.

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Источник

Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление?

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения. Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им. Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО – в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах. Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета. Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, публичных слушаниях и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур. Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов. Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации. При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Содержание инфраструктуры

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации. Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории. В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Похожее:  Вопросы о спорте и здоровье для школьников

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур. Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны. Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Виды территориальных структур

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах. Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:

  1. Представительные институты.
  2. Главу администрации.
  3. Контрольный орган.
  4. Администрацию МО.
  5. Прочие органы, создание которых предусматривается в уставе населенного пункта для решения вопросов местного значения.

Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института. Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО. Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО. Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее должностное лицо муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре. К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию. В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО. В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе. Структура администрации утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:

  1. Отделу соцобеспечения. Он вправе назначать пособия и пенсии.
  2. Отделу образования. Он действует в качестве органа попечительства и опеки и представляет главе МО предложения по усыновлению, поддерживает в судебных инстанциях требования о лишении родителей их прав.

В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

Особенности распоряжения собственностью

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО – единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:

  1. Передавать обществам либо отдельным лицам имущество в хозяйственное ведение. В этом случае в качестве собственника остается муниципалитет, а экономический субъект осуществляет свою деятельность с использованием предоставленных материальных ценностей.
  2. Сдавать в аренду имущество.
  3. Приватизировать объекты. Правила и условия осуществления процедуры определяются населением.

Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур. Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе. Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве. Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос. полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес. с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами. В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством. Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО. Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.

Источник