Воспитательная программа по профориентации quot Я в мире профессий quot

Воспитательная программа по профориентации "Я в мире профессий"

Актуальность профориентационной помощи воспитанникам очевидна.

Воспитанники коррекционного учреждения 8 вида с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирование необходимого уровня адаптивного к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилия многих специалистов.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, коррекционное учреждение 8 вида нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, но дети с интеллектуальной недостаточностью испытывают в силу своих психофизических особенностей большие трудности в социальной адаптации в общество. Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. Очень часто старшеклассник находится в растерянности, не зная, с какой стороны подступиться к выбору, на что обратить внимание. В этом случае, поможет специалист-психолог, который проведёт квалификационную консультацию, тестирование. Он поможет определить, к какой профессиональной деятельности более склонны юноша или девушка.

В содержание каждого внеклассного мероприятия включаются вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания учащихся, повышают их интерес к профессиям. Соревнования – практикумы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, классные часы имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.

Данная программа включает различные компоненты профориентационной работы:

  • профессиональное просвещение (обеспечение воспитанников информацией о мире профессий);
  • профессиональная консультация (консультирование по вопросам выбора профессии и трудоустройства);
  • профессиональная адаптация (психологическое привыкание к профессии).

В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:

  • получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
  • информация о мире профессионального труда;
  • осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).

Цель и задачи программы.

Цель: Подготовка воспитанников к трудовой самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии.

— способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, умений и навыков;

— дать подростку знания о самом себе;

— формировать позитивное отношение к труду, воспитание трудолюбия, развитие трудовых навыков, создание условий удовлетворения потребностей воспитанников в различных видах трудовой деятельности;

— воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы, уважения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

— помочь овладению общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда;

— сформировать познавательную активность, любознательность, интерес, самостоятельность;

— научить детей правильному профессиональному самоопределению;

— формировать нравственное самовоспитание личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности;

— ознакомить с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке;

— сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.

Программа по профориентации составлена с учётом возрастных особенностей и рассчитано на 2 год.

Участники программы: воспитанники, воспитатели, психолог, соцпедагог, классный руководитель, библиотекарь.

Условия, необходимые для реализации программы:

— помещения: класс, спортивный зал;

— компьютер, ТСО, мультимедиа, видеоаппаратура.

Данная программа “Я в мире профессий” предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр. Происходит знакомство с миром профессий. Воспитанники учатся строить личностный профиль, временную и будущую перспективу.

Формы занятий различны и многообразны, что повышает мотивацию воспитанников:

— Беседы на различные темы.

— Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия.

— Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии.

— Психодиагностические процедуры, ролевые игры.

— Экскурсии в профессиональные учебные заведения.

2. Беседа “Труд в жизни человека”.

Трудовой десант. Знакомство с работой дворника.

3. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавец.

2. Беседа “Трудолюбие: что это значит?”.

3. “ССС” (самообслуживание самого себя).

Похожее:  Барселона Эспаньол 1 0 Текстовая трансляция матча

Операция “Мой класс в заботливых руках”

2. Беседа: “ Все работы хороши, выбирай на вкус”.

3. Конкурсная программа “Клуб весёлых мастеров”

2. Заочное путешествие на хлебокомбинат (просмотр д\ф).

Знакомство с профессиями: пекарь, кондитер.

3. Практикум: “ Изготовление изделий из текста”

2. “Хранитель культуры и добра”. Знакомство с профессией, работой библиотекаря.

Беседа: “Правило поведения в библиотеке”.

3. Экскурсия в районную и школьную библиотеку.

Операция “Книжкина больница”

2. “Будь осторожен с огнем!” (просмотр д\ф).

Знакомство с профессией пожарный.

3. Практикум: “Средство тушения пожара”

2. Посещение столовой. Знакомство с работой повара и кухонного работника.

3. Беседа “Правила поведения в столовой”.

Практикум: Приготовление обеда. Сервировка обеденного стола.

2. Беседа-диалог“ Кто построил дом?”.

Знакомство с профессиями каменщик, маляр и др.

3. Игра-соревнование “Дело мастера боится”

2. Беседа “Трудиться всегда, пригодиться”. Знакомство с профессиями: шофер, тракторист, овощевод и др.

Источник

Планируемые результаты реализации программы

Профориентация в школе осуществляется в три этапа:

1-й — пассивно-поисковый этап, или этап первичных профессиональных выборов ребенка охватывает период его обучения в 1-7-х классах.

2-й — активно-поисковый этап профориентации в основном проходит в 8-9-х кл.

3-й — этап профессионального самоопределения , которое с неизбежностью осуществляется после окончания подростком основной школы в 10-11-х классах.

Педагогические цели первого пассивно-поискового этапа профориентации:

— актуализация и развитие интересов, склонностей и способностей школьников;

— создание поля самоактуализации детей и младших подростков в различных сферах деятельности;

— формирование потребности школьников в профессиональ­ном самоопределении.

Направления профориентационной работы:

1. Вовлечение школьников в деятельность кружков дополнительного образования, кружков от школы из этнокультурного компонента, факультативов в школе.

2. Вовлечение школьников в разнообразную коллективную творческую деятельность.

3. Проведение встреч с родителями как с профессионалами в тех или иных сферах труда.

  • помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения;
  • помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;
  • психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы (9-го класса) для получения ими полного среднего образования.

1. Вовлечение школьников в деятельность кружков дополнительного об­разования, факультативов в школе.

2. Информационно-просветительская работа на классных часах в 8-9-х классах.

3. Система воспитательных мероприятий по профориентации.

4. Трудовая деятельность в каникулярное время (по договору с Центром Занятости).

  • воспитывать готовность выпускников школы к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом их склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда;
  • способствовать профессиональному самоопределению выпускников.
  • Способность быть конкурентноспособным

1. Информационно-просветительская работа на классных часах в 10-11-х классах.

2. Профориентационная диагностика и консультирование.

Предлагаемые формы работы по реализации программы

Информационно-просветительская работа на классных часах, осуществляется классными руководителями, психологом, под руководством зам. директора по ВР. Рассчитана на четыре года обучения. Занятия проходят в различных формах (информационные беседы, дискуссии, семинары, коллективные творческие дела, профориентационные игры, профориентационная работа в анкетах, встречи с работниками различных профессий) по усмотрению классного руководителя, психолога, руководства школы.

Источник



Программа внеурочной деятельности «Профориентация»

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015).

Программа курса внеурочной деятельности социального направления «Профориентация» разработана на основе образовательной программы «Профессиональное самоопределение школьников» ПМС-центра и Центра занятости населения г. Дзержинска (ЦЗН) и адаптирована к условиям Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 24».

Особенностью курса внеурочной деятельности «Профориентация» является актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе; о мире профессио нального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

Программа курса внеурочной деятельности «Профориентация» предназначена для обучения обучающихся 15-17 лет, не имеющих специальной подготовки. Рассчитана на одногодичный курс обучения. Группа одновозрастная. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Режим занятий: 1 час в неделю, 33 часа в год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

формирование позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки;

формирование мотива самопознания и саморазвития;

осознание себя и своего места в жизни.

Метапредметные результаты:

наличие позитивного образа Я: абсолютное принятие человеком самого себя при достаточно полном знании самого себя;

развитие умения сделать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека.

формирование личностного самоопределения: наличие внутренней позиции взрослого человека, которая проявляется в осознании себя как члена общества и в понимании необходимости самому принимать решения относительно своего будущего.

Предметные результаты:

устойчивый интерес к курсу внеурочной деятельности «Профориентация»;

Похожее:  Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики

знание объективных психологических законов;

освоение важных для подросткового возраста психологических понятий;

освоение методов и приемов познания себя;

адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе сам диагностики и знания мира профессий;

ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способа получения профессии.

Показатели эффективности достижения планируемых результатов освоения рабочей программы курса внеурочной деятельности

Степень выраженности

оцениваемого качества

кол-во баллов

Теоретические знания (по основным разделам тематического планирования рабочей программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

1.низкий уровень (объем усвоенных знаний составляет менее 1/2, предусмотренных рабочей программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2\3);

3.высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период).

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам тематического планирования рабочей программы)

Соответствие практических знаний ребенка программным требованиям

1.низкий уровень (объем усвоенных знаний составляет менее 1/2, предусмотренных рабочей программой);

2.средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 2/3);

3.высокий уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных рабочей программой за конкретный период).

Креативность в выполнении практических заданий

1.начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

2.репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

3.творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОПИСАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы организации

Виды деятельности

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности. Разнообразие профессий. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоут верждения личности.

Представление о себе и проблема выбора профессии. Структура «Образа Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Теоретическое занятие с элементами игры

В ыбор профессии. П отребно сть рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.

Общие понятия о профессии, специальности, должности. Личный профессиональный план.

Виды мотивов, Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические про цедуры: Карта интересов; опросник профессиональной готовности.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Процесс и условия труда.

личности Современные требования к труду. Предметы и средства труда.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность.

Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность.

Общие представление о нервной системе и ее свойствах.

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента .

Отношение к деятельности. Отношение к людям. Отношение к самому себе.

Эмоции и чувства. Ознакомление с простейшими приемами психической саморегуляции. Волевые качества

Источник

Рабочая программа внеурочной деятельности по профориентации 1-4 классы

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

Одной из способностей младших школьников является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.

Для осуществления мониторинга профессионального самоопределения учащихся необходимо проводить диагностику два раза в год, с использованием разных методов: тестирования, анкетирования, наблюдения, беседы.

Цель — формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

создать условия для эффективного профессионального развития учащихся;

сформировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе;

выработать у младших школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду;

Похожее:  Правовая основа результатов интеллектуальной деятельности

получать знания о многообразии профессий

Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий , какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для освоения выбранной профессии.

Программа внеурочной деятельности по профориентационной работе в начальной школе направлена на подготовку основ для пред профильной ориентации у учащихся младших классов путем создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий, формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе.

Программа состоит из 4 тем:

1 класс – «Труд в почете любой! Мир профессий большой!»;

2 класс – «Растем достойными гражданами своей страны!»;

3 класс – « Труд – всему голова!»;

4 класс – «Все профессии нужны, все профессии важны!»

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Начальное общее образование

— важность и необходимость труда в жизни людей;

— что современному рабочему, ученому, необходимы прочные и глубокие знания снов наук;

— о начальных представлениях трудовой деятельности своей семьи, о народном хозяйстве своего региона, России, о рабочих профессиях;

— оценивать поступки, как «хорошие» или «плохие»;

— важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;

— важность образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

— осознавать себя гражданином России и ценной частью изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими друзьями, одноклассниками, с земляками, с твоим городом, Родиной, с природой.

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— объяснять смысл своих оценок, целей (способность к саморазвитию, мотивация к учебе);

— объяснять самому себе «что во мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу»;

— уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран;

— сопереживать в радостях и в бедах близким, друзьям, одноклассникам;

— сопереживать чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ;

— признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них.

— проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

— наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

— объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

— испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;

— стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения.

В процессе занятий по программе учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:

        1. Регулятивными:

        — классифицировать профессии по предмету труда;

        — сравнивать качества людей, которых можно назвать трудолюбивым/ленивым, добросовестным/безответственным и т.д.;

        — учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему и определять цель учебной деятельности совместно с учителем, искать средства ее осуществления;

        — учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

        — рассказывать о профессиях;

        — различать профессии и оказываемые их представителями услуги, понимать разницу между ними;

        — перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

        — выделять существенные признаки, составные части объектов, понятий, делать выводы на основе обобщения знаний;

        — уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде.

        — вырабатывать индивидуальные способы собственной трудовой деятельности;

        — приобретать опыт общения в процессе совместного выполнения простейших трудовых операций;

        — умение донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

        — высказывать свое мнение и обосновывать его, приводя аргументы;

        — совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

        — понять другие позиции (взгляды, интересы);

        — учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средствами формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

        2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

        Проект «Моделирование одежды для кукол»

        Сюжетно-ролевые игры: «К нам пришли гости», «Из чего готовят борщ», «Как у матушки на кухне»

        Источник