Юридическое образование нуждается в реформе?
3 декабря в России отмечается профессиональный праздник — День юриста. Юриспруденция обоснованно признается одной из самых консервативных сфер социальной жизни. Что, в свою очередь, предопределяет консервативность юридического образования. Однако новое время, новые технологии и новые ожидания общества побуждают иначе посмотреть и на юридическую профессию, и на систему подготовки юристов. Юридическое образование нуждается в реформе? Обсудим тему с Игорем Барцицем — директором Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. В понедельник ему будет вручена высшая юридическая премия «Юрист года» (2018) Ассоциации юристов России. Премия присуждена в номинации «Юридическое образование и воспитание».
К сожалению, "справедливость" и "право" в истории российского общества — понятия неоднокоренные
За последнее время от председателя правления Сбербанка Германа Грефа досталось многим: и физматшколам, которые были объявлены пережитком прошлого, и программистам, чей век, по его мнению, закончился, но наиболее болезненный удар был нанесен по юристам, которых он вообще призвал отказаться от профессии. В своем выступлении перед профессурой и студентами-юристами Балтийского федерального университета г-н Греф обосновал необходимость увольнения всех практикующих юристов. Что об этом думаете вы — человек, чья профессия — готовить управленцев различных уровней, и прежде всего юристов?
— Вероятно, вопреки ожиданиям, я не буду опровергать утверждение Германа Оскаровича. И дело не в том, что не могу позволить себе проигнорировать мнение руководителя крупнейшего российского банка, на эмитированную которым карточку я как сотрудник президентской академии получаю свою заработную плату. Справедливости ради отмечу, что г-н Греф не был столь категоричен, хотя и декларировал свой запрет брать на работу в Сбербанк юристов, «которые не знают, что делать с нейронной сетью»: по его мнению, современным компаниям не нужны юристы без знаний в области искусственного интеллекта и понимания того, как работают современные компьютерные технологии. Адекватной реакцией на перчатку, брошенную российской системе юридического образования одним из крупнейших работодателей, считаю не возмущение и обиды, а разработку современных образовательных программ. Если угодно, мы, университетское сообщество, приняли вызов: в 2019 году перечень программ с актуальным прилагательным «цифровое» — «Цифровое государство», «Цифровая экономика», «Цифровая торговля», — пополнится новой линейкой программ бакалавриата и магистратуры, на этот раз в сфере юриспруденции — «Правовое обеспечение финансовых технологий». Думаю, амбициозное поколение студентов по достоинству оценит смысл получившейся аббревиатуры — ПРОФИТ.
«Профит» — и по-английски, и по-французски — это «прибыль», «выгода». То есть расчет на откровенную корысть студенчества при выборе профессии. Неужели так? Мне всегда искренне хотелось верить, что молодые люди выбирают профессию юриста, так как хотят посвятить свою жизнь высоким идеалам законности и справедливости. В конце концов, юстиция и переводится с латинского как «справедливость» и именно в таком понимании вошла во все языки мира.
— Не во все, в русский язык юстиция вошла в значении «правосудия». К сожалению, «справедливость» и «право» в русском языке и в истории российского общества — понятия неоднокоренные. На мой взгляд, различение вплоть до противопоставления справедливости и права в российском обществе имеет не столько семантические, сколько политические и социально-экономические причины. Так, в целом ряде исследований, в том числе по данным Института социологии Российской академии наук «О чем мечтают россияне», среди основных ориентиров российского общества приводится справедливость, но при этом не находится места праву, правосудию, юстиции. Не знаю, чем вызвано подобное игнорирование правовых ценностей самой концепции правового государства — недопониманием конкретных социологов или же действительной незначимостью для российского общества?
Может, историческим недоверием к праву как внешней силе, к юристам как обособленной и противостоящей обществу касте?
Все чаще звучат жалобы на неподготовленность юристов, на отрыв юридического образования от практики. Фото: photoxpress
— Возможно, и тем и другим. Но сейчас мы говорим о другом: какими должны быть современные юристы? Как должна быть выстроена система их обучения? Какие ценностные ориентиры должны закладываться на университетской скамье (хотя ныне уместнее говорить «за университетским планшетом»)? Справедливость, бесспорно, весьма привлекательная ценность, но пока ни один из многостраничных философских фолиантов не ответил, в чем она заключается, и в ходе ни одного из физических опытов не удалось доказать сам факт ее существования. Общественная жизнь, политика, экономика, международные отношения — это столкновение интересов. Это могут быть интересы государств, транснациональных корпораций и малого бизнеса, влиятельных политических деятелей, талантливых и малоодаренных деятелей искусства, спортсменов и рядовых граждан. К кому все эти категории обращаются, когда нарушаются их интересы? К юристам. Предназначение последних — отстоять интересы своего государства, доверителя, клиента, работодателя. Именно отстаивая интересы, юрист движется к справедливости. Можно сколь угодно громко стенать о своей правоте, требовать равноправия и некоей высшей справедливости, но за свою правоту нужно уметь бороться. Юристы борются не на татами и не на ринге: их бои сегодня проходят в информационных базах законодательства и судебной практики, непосвященный наблюдатель видит лишь верхушку профессионального айсберга — в зале судебных заседаний, в палатах парламентов, в переговорных комнатах корпораций. Подготовить хорошего юриста, способного применить весь арсенал норм и принципов, не менее сложно, чем победителя боев без правил.
Современный юрист — это глобальная профессия
Одним из трендов современного образования стала его интернационализация. Университеты борются за вхождение в международные рейтинги, профессора переживают о публикации своих статей в журналах, цитируемых международными реферативными базами данных. Юриспруденция стоит несколько особняком в этом процессе. Мне не раз приходилось выслушивать доводы, что право — исключительно национальный феномен, а юридическое образование ограничено государственными границами.
— Действительно, нередко приходится сталкиваться с утверждениями, что юриспруденция как предмет образования — продукт исключительно национального применения, что интернационализации нет места в юридическом образовании. Развенчиванию этого не просто ошибочного, но и исключительно вредного посыла посвящено немало юридических конференций, но что несравненно важнее — этот тезис опровергается новыми образовательными программами ведущих юридических школ России. Не только мы в Высшей школе правоведения президентской Академии, но и многие наши партнеры убеждены, что в современном мире международная составляющая подготовки специалистов по юриспруденции имеет особые перспективы. Современный юрист — это глобальная профессия. И потому, что он не сможет отстоять свои стратегические интересы, если будет замкнут национальными понятиями и национальными представлениями. И потому, что юристу в современном мире приходится работать не только в условиях комфортной для него национальной юрисдикции, но и выходить из ее привычных и освоенных заливов в международный юридический океан, где дуют ветры разных правовых систем, где юрисдикции не соревнуются, а воюют за привлечение в свои зоны влияния.
На ваш взгляд, у нас есть юристы, способные выходить в штормовой правовой океан?
— Достаточно включить телевизор или посмотреть на новостную ленту, чтобы испытать профессиональный дискомфорт: отечественные компании, ведущие дела в Европе, в Америке, в любой части света, в судах преимущественно пользуются услугами иностранных, а не российских юристов. Россия вступила в ВТО и другие международные организации, но у нас катастрофически мало тех, кто может настойчиво, профессионально, дипломатично защищать интересы нашей страны, наших корпораций, компаний, граждан. Мы можем сколько угодно критиковать европейскую бюрократию и надеяться на ее прозрение, но в ближайшие десятилетия с ней придется иметь дело. Конкуренция в глобальном юридическом пространстве — жесточайшая. Устранение отечественных юристов с глобального рынка юридических услуг не просто печальный и достойный сожаления факт, это угроза безопасности, правовой защищенности страны. Здесь я отступлю от своей прагматичности в оценке юридической специальности. Профессионализм — исключительно важное средство в достижении задачи юриста по отстаиванию интересов своего клиента, но если этот профессионализм подпитывается не только размером гонорара, но и пониманием, что ты отстаиваешь интересы своей страны, своего бизнеса, своего гражданина, то этот умножающий коэффициент трудно переоценить. Это как в известном тезисе про доброе слово и пистолет.
Как, на ваш взгляд, можно интегрировать отечественную юриспруденцию в глобальное юридическое пространство?
— В России очень хорошая дипломатическая школа, возможно, одна из лучших в мире, и сильная правовая школа, достаточно вспомнить М.Сперанского, Ф.Плевако, С.Алексеева, О.Кутафина. Но смычка между дипломатией и правом очень узка. Редки примеры программ с углубленным изучением языков (в авангарде здесь закономерно — международно-правовой факультет МГИМО), крайне мало программ двух дипломов. Если программы магистратуры с ведущими европейскими университетами существуют, то на первом — бакалаврском — уровне образования. Их единицы, и первой была программа с углубленным изучением права европейских организаций, которую ведут РАНХиГС совместно со Всероссийской академией внешней торговли и французскими университетами. Мы надеемся, что выпускники программ Российско-французского университета смогут юридически выверено и точно ответить на вопрос, которым часто задаются и российские, и европейские партнеры: что разделяет и что объединят Россию и Европу. Начнем с того, что Россия — это значимая часть Европы, а Евросоюз, который пытается монополизировать весь континент, тоже его часть, но не весь континент. Что нас объединяет? История, культура, экономика, право. Что разъединяет? Интересы. Я искренне надеюсь, что новое поколение юристов сможет найти объединяющий вектор, но для этого надо знать тех, с кем предстоит работать. При разработке новых образовательных программ по юриспруденции с международным элементом, с углубленным изучением иностранных языков приходится сталкиваться со шквалом критических замечаний, смысл которых в сжатом виде таков: зачем изучать хитрости работы европейских и американских юристов, корпеть над сложностями профессиональной лексики английского или французского языков, если выпускнику предстоит работать дознавателем в районном центре?
А действительно, зачем?
— Дознавателю в районном центре, вероятно, незачем. Но система юридического образования призвана готовить не только дознавателей. Юридическое образование давно потеряло свою монолитность и целостность. Хотя в годы моего обучения на юридическом факультете Ростовского университета у большинства выпускников юрфаков в дипломах стояла весьма широкая и абстрактная специальность «правоведение». Но уже тогда, в советские годы, университеты и юридические институты готовили разных (не в смысле очень хороших, хороших, посредственных, плохих и очень плохих), а разных по их специализации и даже по образу мышления юристов.
Выбирая профессию, юрист выбирает образ жизни
Когда человек определяется в своем юридическом призвании и поступает на правовой факультет, что он выбирает — юридическую специальность, профессию или правовое образование?
Я только что обозначил ключевое, на мой взгляд, понятие: он выбирает неизмеримо более важное — свой будущий образ мышления, если угодно, образ жизни. Очень условно выделим следующие типы мышления, образы жизни в юридической профессии и, следовательно, направления юридического образования: академическое право- и государствоведение; глобальное право; цифровое право; правоохрана и правосудие. Под каждый юридический образ мышления должна быть выстроена своя система профессиональной подготовки. Для юристов государствоведческого цикла логична даже не двух-, а трехуровневая система подготовки, включающая аспирантуру. Этот тип юридического образования предполагает глубокое изучение философии права, правовых и политических учений, принципов правотворчества. Именно на такого рода «элитарных» программах должны готовиться политики, парламентарии, управленцы высших звеньев. «Глобалисты» призваны отстаивать интересы нашего государства, отечественного бизнеса в «мировом совете директоров», уметь думать и говорить на универсальном правовом языке. Речь не об английском или французском, о куда более сложных и важных навыках: понимать, как функционируют международные политические и экономические организации, какие инструменты в них применяются.
Управление государством — самая что ни на есть юридическая специальность
Вы увлеченно говорите о профессионализации юридического образования, но при этом все более распространенным становится мнение, что успешные люди не работают по профессии. Все более частыми становятся претензии к профессиональной неподготовленности юристов, сетования на отрыв юридического образования от практики.
— Новое время приносит и новые вызовы. Ценностный кризис, ломка экономических укладов, формирование нового формата трудовой занятости, социальная стратификация — все эти факторы не могут не отразиться на юридическом образовании. Действительно, успешные люди не работают по специальности, в том числе и наиболее успешные юристы. Хотя. управление государством — это самая что ни на есть юридическая специальность. Высокое профессиональное юридическое образование — одно из двух приоритетных основ для будущего профессионального и карьерного роста во множестве направлений государственного управления, политики, экономики, бизнеса. Признаемся, что если выпускник школы не может ответить на вопрос, кем он хочет стать, то выбор преимущественно сводится к престижной развилке: юридический или экономический. Сколько мы ни сетуем на ущербность подобной дихотомии, конкурсы на указанные направления не снижаются. Чему есть веские причины. При поступлении в университет в 17-18 лет очень важно не закрыть себе пути то ли отступления, то ли, напротив, движения вперед. Юридическое образование сохраняет за человеком высокую степень свободы в своем последующем профессиональном определении.
Все это предполагает многоуровневую и многолетнюю профессиональную подготовку юристов. Но ведь для представителей университетского сообщества стало хорошим тоном во всем плохом винить присоединение России к Болонскому процессу с его идеей многоуровнего образования.
— Если задача найти виноватого, то подойдет и Болонский процесс. Но идея многоуровнего длительного образования — не изобретение авторов Болонской декларации. Система подготовки юристов в европейских странах значительно сложнее. Например, в Германии он в среднем занимает около восьми лет. Нам еще только предстоит пройти путь существенного усложнения и получения юридического диплома и допуска к юридической профессии.
Вопрос о качестве юридического образования был остро поставлен еще десять лет назад. Что за это время сделано и что делать дальше?
— Действительно, на рубеже десятилетий было многое сделано для возрождения высокого статуса юридических профессий. Благодаря усилиям министерства образования и науки, Рособрнадзора с профессиональной площадки были удалены многие недобросовестные игроки. Свою позицию выразил и работодатель. Далее отечественному юридическому образованию предстоит существенное усложнение всей системы подготовки. Она должна стать многоуровневой с элементами довузовской подготовки, собственно университетского и поствузовского образования. Речь идет о дифференциации присуждаемых квалификаций, об установлении современных требований к стандартам юридических профессий, о введении государственной аттестации юридических профессий и практик, о системе действительной аттестации практикующих юристов. Особым вызовом университетам стало бы введение открытой системы единой государственной аттестации студентов, обучающихся по программам юридического образования. Основываясь на логике разнообразия юридического образования, нам предстоит разработать новые стандарты фундаментальной (аналитической) юриспруденции, предусматривающие углубленную подготовку студентов, обучающихся по программам академической юриспруденции, усилить изучение иностранных языков, международного и зарубежного права для тех, кому предстоит работать на глобальном рынке, уяснить для себя, что мы вкладываем в понятие «цифровое право». Это лишь краткий перечень приоритетных задач.
Игорь Барциц — директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса, лауреат премии правительства Российской Федерации в области образования. Родился в 1969 году. Окончил юридический факультет Ростовского государственного университета и факультет мировой экономики Всероссийской академии внешней торговли. В 1996-2000 годы работал в Государственной Думе, с 1996 года — в Российской академии государственной службы, в том числе с 2007 года — проректором по научной работе, с 2011-го — в РАНХиГС при президенте РФ. Его книги «Правовое пространство» (2000), «Реформа государственного управления в России» (2008) привлекли внимание не только специалистов, но и широкого круга читателей, а курс лекций «Система государственного и муниципального управления» (2011, второе издание состоится в 2019-м) считается базовым при подготовке управленцев. Возглавляемый им институт является ведущим в России по реализации международных программ в сфере юридического и управленческого образования.
Источник
Перспектива юридического образования в России.
Перспектива юридического образования в России на сегодняшний день по прежнему держит высокую планку. Так как сейчас большое количество ВУЗов, как государственных, так и не государственных осуществляет подготовку специалистов по профессии «Юриспруденция», эта специальность остается востребованной.
Конечно сложно соперничать с техническими специальностями и если смотреть на картину в общем, то основной фокус конечно же направлен на технические специальности. Но это не значит, что перспектива юридического образования в России оставляет желать лучшего. В гуманитарной сфере юридическое высшее образование остается одним из самых востребованных.
В первую очередь это связано с тем, что по ряду профессий основным заказчиком является государство. Прокуратура, судебные органы, следственные органы, во многих органах государственной власти есть юридические департаменты и там перспектива юридического образования будет сохраняться вне зависимости от тенденций и популярности специальностей на рынке.
Но хочется отметить, что на рынке частных заказчиков ситуация немного другая. Частные компании не готовы сейчас платить двум узким специалистам, когда можно найти одно универсального. Например юрист со знанием иностранного языка, который сможет составлять договора сразу на двух языках или например юрист со знанием бухгалтерского дела. Но в целом востребованность юридической профессии сохраняется.
В России существует проблема того, что ВУЗы нашей страны не всегда готовы выпустить готового профессионала со знаем практики, как того требует часть трудового рынка. Большая часть классических ВУЗов ориентирована на то, чтобы дать большой массив знаний, теории. Это конечно не самый лучший вариант для выпускников, так как они не имеют практических навыков, которые позволили сразу преступить к работе без необходимости дополнительно обучения и подготовки.
Образцовым образование по юридической специальности считает английское образование. Где на 7 ключевых отраслевых предметов приходится порядка 15 предметов на выработку именно практических навыков. Например, юридическое письмо, ораторское искусство, навык консультирования, работа с клиентами и так далее. Конечно там перспектива юридического образования имеет огромные размеры. Колоссальная часть всего периода образование отведено практике.
Второй момент — проектное обучение. На сегодняшний день вводится в ВУЗах проектное обучение, в частности в Уральском Федеральном Университете.
Что такое проектное обучение? Это возможность студентам в течение учебного года участвовать в проектах в том числе и частных организаций. То есть, не 3-4 недели, когда студент проходит практику в организациях, а именно на протяжении всего учебного года.
Третий момент — институт наставничества. Почему практика студентов не выполняет своих функций? Задумайтесь, когда студент приходит в компанию или государственный орган, он становится просто балластом. Есть профессионал, который работает и у которого есть сроки по выполнению своих обязанностей и к нему приходят студенты, которым нужно дать задание, проверить задание и дать обратную связь. Сотрудник компании не является преподавателем.
Институт наставничества подразумевает, что это будут основные обязанности сотрудника либо сотруднику будут доплачивать за наставничество. Соответственно освобождается время от обычных задач и повышается мотивация органов и компаний, которые принимают студентов на практику.
Как минимум перспектива юридического образования в России начнет повышаться, когда ВУЗы начнут готовить более универсальных специалистов. Как было написано выше, специалисты с углубленным знанием английского языка или специалисты имеющие управленческие навыки.
Есть еще одна проблема, которую пока не могу решить в ВУЗах нашей страны. Переход на цифровое или онлайн обучение. В чем же проблема? Такое онлайн обучение лишено интерактива. Для нормального изучение необходимо получать обратную связь от преподавателя и лучше ее получать непосредственно в момент обучения. Некоторые студенты могут чего-то не понять, возможно что-то будет расходиться с их пониманием, но вопрос задать они уже не смогут. Для такой важной сферы, это является большой проблемой.
Также в умах большинства людей старшего поколения, бакалавриат не является оконченным полным высшим образованием, так как раньше высшее образование можно было получить не менее чем за 5 полных лет обучения.
Смотря на зарубежное образование, 3 года идет теоретическое образование и год практическое. Студент может работать помощником юриста и если он не проходит годовую практику, то диплом он не получает. Это отличная система, которая работает и после которой студент имеет хорошие шансы найти работу. За эти 3 года зарубежные ВУЗы дают уверенный багаж знаний. У нас же система пытается держаться на уровне советской. Пытаясь вложить в студентов фундаментальные теоретические знания за все 4 года обучения. После чего Магистратура будет выполнять роль не доучивания, в обучения в более узконаправленной сфере. В той, которую выберет выпускник в качестве будущей профессии. Перспектива юридического образования в России так и остается надежной, но исполнение и сама система начинает давать сбои.
В том случае, если выпускник планирует работать на государство, правоохранительные органы или судебная система или что еще, то Бакалавриат не будет являться гарантом выбора вас как сотрудника. Нужны специалисты, так скажем воспитанные и обученные именно на той старой фундаментальной системе образования.
Не стоит думать, что так оно и есть. Нет, Бакалавриат является полным высшим образованием и удовлетворяет всем стандартам на рынке труда.
У юридического есть большое преимущество. Даже если после обучения студент понимает, что это не его специальность то в этом нет ничего страшного. Юриспруденция идеально подготавливает и тренирует мышление для того, чтобы студент смог найти себя в любой гуманитарной профессии.
В том случае если студент выбирает судебную систему или прокуратуру, то обязательно нужна Магистратура, узкая направленность.
Исходя из всего этого не приходится сомневаться, что перспектива юридического образования в России велика и открывает перед студентами большой выбор направлений в дальнейшем.
Источник
Современные вопросы государства права юридического образования 2020
Уважаемые коллеги!
Приглашаем ученых, преподавателей, аспирантов, работников образовательных учреждений и органов государственной власти и местного самоуправления, а также практикующих юристов принять участие в международной научно-практической конференции «Современные вопросы государства, права, юридического образования», которая состоится 22 декабря 2020 г.
Конференция будет проведена в заочном формате.
Организатор конференции: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Основные направления работы конференции:
1. Теория и история права и государства
2. Конституционное и административное право
3. Гражданское и семейное право. Гражданское процессуальное право
4. Уголовное право и криминология. Уголовно-процессуальное право
5. Юридическое образование: вопросы теории, методологии и практики
По итогам конференции будет выпущен сборник материалов конференции в электронном формате.
Сборнику присваивается соответствующие библиографические индексы, в том числе ISBN, а также сборник будет зарегистрирован в базе РИНЦ. Участие в конференции бесплатное.
Срок представления материалов — до 1 января 2021 года.
Для участия в научно-практической конференции необходимо в адрес оргкомитета по электронной почте: [email protected] направить:
- заявку на участие в конференции;
- текст доклада.
Рабочий язык конференции: русский.
Документы:
© 2003-2018 Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Источник
Теория государства и права
Учебник подготовлен на основе стандартов высшего юридического образования и учебной программы. Представляет собой базовый учебно-методический материал для студентов-бакалавров, изучающих курс теории государства и права. Может быть использован магистрами как методическая основа при изучении отдельных вопросов государственного строительства и правового регулирования. Будет полезен аспирантам, обучающимся по специальности «Юриспруденция».
Рассчитан на самостоятельную подготовку учащихся. Курс теории государства и права разбит на темы, в свою очередь каждая тема дифференцирована на вопросы и подвопросы. В конце темы даются вопросы для самоконтроля и список учебной литературы.
Учебник снабжен приложениями, в которых даются латинские юридические выражения, поговорки и пословицы, а также список учебно-методической литературы.
Рекомендуется студентам, аспирантам, преподавателям, государственным и муниципальным служащим и всем тем, кто интересуется проблемами теории государства и права.
Учебник предназначен для студентов первого курса бакалавриата — для тех, кто приступает к овладению юридическими знаниями.
Нет сомнения, что круг читателей может быть шире — магистры, аспиранты — все те, кто интересуется теоретическими обоснованиями государства и права. Цель учебного издания — изложить исходные общетеоретические положения: понимание государства и права, их признаков, сложности происхождения феноменов, а также познакомить начинающих юристов с правовыми категориями и ценностями. Задача учебного издания и в том, чтобы показать студенту специфику языка юридической науки, ознакомить с юридической терминологией.
Освещая теоретические основы государства и права, учебник призван способствовать формированию у студентов глубоких и подлинно научных представлений о государстве и праве, пониманию общих закономерностей возникновения и развития государственно-правовых явлений, а также перспектив их динамики. Особое внимание уделяется строительству правовой и социальной государственности и в связи с этим роли права и правового регулирования.
Одна из задач учебного издания — подготовить студента-бакалавра к освоению конкретных юридических дисциплин — конституционного права, муниципального права, административного права, гражданского права, уголовного права и др. Именно это побудило авторов подать учебный материал с позиции эффективного применения теоретических знаний при изучении общественного и государственного устройства, толкования нормы права как «первичной клеточки» любой правовой отрасли, правового отношения как связи между субъектами права и т.д.
Следует учесть, что теория государства и права — одна из сложнейших учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Это объясняется правовыми обобщениями и теоретическими абстракциями; следует принять во внимание и то, что начинающие студенты практически не знают положений действующего законодательства, только знакомятся с историческими правовыми памятниками, слабо представляют, что такое юридическая практика. Поэтому в учебнике общетеоретические положения изложены в простой форме. Многие
Предисловие и многие сложные и спорные в современной юридической науке идеи и концепции, без которых мировоззрение будущего юриста не будет полным, изучаются студентами старших курсов с целью дополнить полученные на первом курсе основы теоретических знаний. Речь идет о таких учебных дисциплинах, как проблемы теории государства и права, юридическая техника и др.
В отличие от многих других учебных изданий по теории государства и права настоящий учебник выделяет серьезная фактическая основа. Иначе говоря, почти в каждой главе приводятся примеры из законодательства, устройства других государств и правовых систем современности, юридической практики. Приводятся также выдержки из законодательных текстов, сведения, касающиеся истории государства и права, и др. Факты, примеры из истории — важное подспорье для глубокого понимания теоретических положений; их целесообразно изучать и запоминать, именно связь теоретических основ и фактической государственно-правовой жизни позволит знания сделать прочными и эффективными.
Безусловно, учебник хотя и играет ключевую роль в освоении курса теории государства и права, но он лишь дополняет и развивает знания, полученные на лекциях, является незаменимым подспорьем для подготовки к семинарским занятиям.
Структура. Учебник разбит на темы, последовательно отражающие логическую связь между существующими институтами знаний. Так, учебное издание начинается с ответа на вопрос о том, что такое наука теории государства и права, из каких блоков она состоит и др. Важный и сложный вопрос: как добываются новые знания о государственных правовых явлениях, с помощью каких методов? Далее речь идет о происхождении государства и права, общих понятиях о государстве, государственной власти, праве, правовом регулировании, юридической норме, источниках права и др. В общей сложности 22 темы. Завершают учебник, и в этом тоже его особенность, латинские выражения, юридические поговорки и пословицы — «сгустки» правовой культуры, которые следует внимательно прочитать и попытаться запомнить, а также список учебной литературы. Авторы избрали следующий путь: в конце каждой темы дается список литературы в соответствии с содержанием материала. Это основные, что называется, проверенные временем издания (монографии, учебники, научные статьи). Их использование позволит расширить представление об изучаемом; эту литературу можно будет использовать при выполнении письменных заданий (курсовых, рефератов и т.д.). За пределы тем вынесена общая учебная литература, Предисловие хрестоматии, дореволюционные источники, законодательные акты.
Такое расположение рекомендуемого дополнительного материала позволило сэкономить объем издания и создать необходимые условия для самостоятельной работы студента.
Содержание каждой из тем четко структурировано: вопрос и ответ на него. Каких-либо отвлечений авторы старались избегать, памятуя о том, что это строго учебное издание. К темам даны вопросы для самоконтроля. Предполагается, что следует, изучив тему, протестировать уровнь ее освоения.
Кроме того, содержание учебника основано на многих научных достижениях преподавателей кафедры теории права и государства Юридического института РУДН.
Источник
Эксперты обсудили будущее высшего юридического образования в России
9-10 июня 2021 года на факультете права НИУ ВШЭ прошла международная научно-практическая конференция «Тенденции и перспективы развития юридического образования».
В конференции приняли участие сотрудники факультета, а также приглашенные спикеры. На протяжении двух дней эксперты обсуждали вопросы совершенствования отечественного высшего юридического образования и науки.
Современная российская действительность сталкивается с рядом серьезных вызовов: от трудностей, связанных с переходом на дистанционную форму обучения, формированием цифровых компетенций студентов и сотрудников и адаптацией образовательных программ до интернационализации образования в условиях сужающихся возможностей мобильности.
Очевидно, что сегодня необходимость переосмысления происходящих системных изменений в сфере образования и науки актуальна как никогда, поэтому именно этим вопросам посвятили свое внимание эксперты.
Открыл работу конференции декан факультета права Вадим Виноградов. В своем выступлении Вадим Александрович обратил внимание участников на явления, подтолкнувшие высшее юридическое образование к переменам. «Проблема реформирования отечественного юридического образования стоит перед профессиональным сообществом довольно давно, а события последних нескольких лет, в частности цифровизация всех сфер, возрастающая роль искусственного интеллекта, изменения в укладе жизни, связанные с пандемией COVID-19 обострили ее еще сильнее. Современная реальность предполагает подготовку специалистов новой формации, навыки и компетенции которых выходят за рамки традиционного юридического образования», – сообщил он. Особое внимание спикер уделил анализу трендов в высшем юридическом образовании, среди которых отметил рост конкуренции на образовательном рынке и рынке труда, междисциплинарность и технологизацию права.
Анализ тенденций на рынке высшего юридического образования продолжил доклад президента Европейской ассоциации Legal Tech (ELTA) Хольгера Цшайге. Наибольшее внимание эксперт уделил изменению роли юриста в современном мире под влиянием технологий. Хольге отметил, что свобода информации десакрклизировала юридическое знание, сделав профессиональные знания более доступными для обывателей, но это само по себе не несет угрозы для представителей профессионального сообщества. В то же время юристам необходимо активнее внедрять современные технологии в работу, а цифровые компетенции будущим специалистам в области права важно формировать еще на стадии обучения. Что до искусственного интеллекта, то, по мнению эксперта, в будущем он может взять на себя рутинные, «механические» обязанности, но для людей все равно останется место в профессии благодаря творческой, созидательной природе человеческого сознания.
Партнер BCG Антон Степаненко выступил с докладом о лучших мировых практиках в области высшего юридического образования с учетом тренда на цифровизацию, особенно в свете событий, связанных с пандемией COVID-19. Антон подчеркнул необходимость формирования цифровых навыков среди студентов и преподавателей, а также отметил важность изменения контентной части и формата проведения занятий с учетом возрастающей доли онлайна в учебном процессе. Среди тенденций, которые стоит взять на вооружение российским преподавателям правовых дисциплин, эксперт отметил внедрение эдьютеймент-элементов в образовательный процесс.
Программу конференции продолжила работа в четырех секциях, каждая из которых была посвящена обсуждению одного из направлений деятельности российских юридических вузов: образованию, науке, проектной работе и кадровой политике.
Итогом работы каждой из секций стали проекты с предложениями по совершенствованию сферы, которые участникам секций предстояло защитить на следующий день.
Второй день работы конференции начался с секции «Развитие юридического образования в России», в рамках которой и состоялась защита проектов по отдельным направлениям деятельности и их последующее совместное обсуждение.
Продолжилась работа конференции секцией «Стратегия развития факультета», в рамках которой участники конференции аккумулировали лучшие предложения по развитию высшего юридического образования, озвученные во время защиты проектов на предыдущей секции, и предложили способы их интеграции в действующую образовательную и научную среду факультета.
Резюмируя предложения, озвученные участниками конференции, научный руководитель факультета права Антон Иванов коротко сформулировал стратегию развития факультета как «курс на практико-ориентированность, активное использование цифровых технологий в образовательном процессе и интернационализацию».
Источник