Законодательная база Российской Федерации



Статья 130 Конституции России

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Комментарий к Ст. 130 Конституции Российской Федерации

1. Пункт первый комментируемой статьи, развивая нормы ст. 3, 12 Конституции о местном самоуправлении как одной из основ конституционного строя, содержит понятие местного самоуправления и его основную цель — обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 10 июня 2008 г.)*(701), законами субъектов Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения с учетом статуса муниципальных образований разграничены указанным Федеральным законом на вопросы местного значения поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15) и городского округа (ст. 16).

При этом органы местного самоуправления поселения, муниципального района, городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

2. В муниципальном образовании прямое, непосредственное представительство местного сообщества выражается через выборные органы и через выборных должностных лиц местного самоуправления. К ним относятся, прежде всего, депутаты представительных органов местного самоуправления и сами представительные органы, а также главы муниципальных образований, избранные гражданами, иные выборные должностные лица, избранные населением.

Примером опосредованного представительства являются главы муниципальных образований, главы администраций муниципальных образований, избранные либо назначенные представительными органами; органы местной администрации, сформированные главами муниципальных образований, главами администраций муниципальных образований; муниципальные избирательные комиссии, члены с решающим голосом которых назначены представительными органами.

Нормами Федерального закона от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»*(702) регулируются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих*(703).

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», помимо обязательного, согласно Федеральному закону от 1995 г.*(704), представительного органа местного самоуправления, в структуре органов местного самоуправления предусматривается (ст. 34) глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Народ, обладая всей полнотой власти, при формировании представительных органов и иных выборных должностных лиц, поручая им ежедневное осуществление властных функций в законом установленных рамках, не отчуждает ее от себя. Наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

Таким образом, в местном самоуправлении органически сочетаются формы непосредственной и представительной демократии, что является одним из основных принципов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в ст. 3 и 130 определяет основные институты непосредственной демократии, которые обеспечивают населению муниципальных образований реальную самостоятельность при принятии им решений по вопросам местного значения. Она относит к таким институтам местный референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления граждан.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления расширен*(705).

Похожее:  Тест опросник шкалы локуса контроля Дж Роттера

К другим формам прямого волеизъявления граждан, помимо выборов и референдума, законодатель отнес:

отзыв населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (консультативный референдум);

сходы, собрания, конференции граждан, правотворческую инициативу, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан, обращения граждан.

Законом предусмотрены другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации. К этой группе форм непосредственной демократии можно отнести следующие формы непосредственного народовластия, используемые в субъектах Российской Федерации: наказы избирателей, отчеты органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, народное обсуждение проектов нормативных правовых актов, собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и иные не противоречащие законодательству формы прямого волеизъявления.

Муниципальная власть — самостоятельный уровень публичной власти. Это подтверждается позицией Конституционного Суда РФ. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ Конституционный Суд РФ распространяет понятие публичной власти не только на государственную власть, но и на местное самоуправление: «в соответствии со ст. 130 (часть 2) Конституции РФ местное самоуправление — как публичная… власть осуществляется…» (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда от 2 апреля 2002 г. N 7-П*(706)); «…организация публичной власти на местах, вне зависимости от того, осуществляется она органами государственной власти местного уровня или муниципальными органами, не входящими в систему органов государственной власти…» (п. 4 мотивировочной части определения Конституционного Суда от 11 июня 1999 г. N 105-О*(707).

Источник

Законодательная база Российской Федерации

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Источник

Законодательная база Российской Федерации

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Источник

К вопросу о правомерности наделения органов местной администрации полномочиями по управлению муниципальным имуществом

В научной и практической среде по сей день не прекращаются споры о том, правомерно ли наделение органов местной администрации (муниципальных органов), входящих в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации, полномочиями на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования, в том числе земельными участками, функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций.

Речь идет о таких отраслевых (функциональных) структурных подразделениях местных администраций, чаще всего известных под такими наименованиями, как «Комитет по управлению имуществом», «Управление (Департамент, Отдел) земельных и имущественных отношений» и т.п.

Похожее:  Вопросы и задания к 1 разделу Современный облик планеты Земля

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) не раскрывает понятия «орган местной администрации». Данное понятие встречается нам в части 8 статьи 37 названного закона, в которой, в частности, говорится, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Под самой структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования – отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными подразделениями муниципального хозяйства, например, ЖКХ, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями понимают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например, за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью и т.д.[1]

Понятие «орган местной администрации» также встречается в части 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Как справедливо отмечает Селихова О. Г., примечательно, что органы местной администрации как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной "Органы местного самоуправления как юридические лица". Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в названии органы как целое и их структурные подразделения[2].

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В актах федерального законодательства мы нередко видим, что законодатель использует термин «органы местного самоуправления» наряду с термином «органы государственной власти», обозначая, что от имени публично-правового образования (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) действуют, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 125 ГК РФ; статья 39.2 ЗК РФ). Данные термины в некотором смысле соотносимы друг с другом. Орган местного самоуправления – это тоже орган публичной власти, но ограниченный в своей юрисдикции территорией соответствующего муниципального образования и предусмотренной законом компетенцией.

Правительство Российской Федерации, осуществляя, как орган государственной власти, исполнительную власть в государстве, осуществляет управление федеральной собственностью (статьи 1 и 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). Причем, Правительство Российской Федерации осуществляет данное полномочие не непосредственно, а через специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[3].

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Например, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 07.06.2006 г. N 33 «О Правительстве Республики Дагестан»[4] Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан (статья 1). Правительство Республики Дагестан осуществляет в соответствии с законом управление и распоряжение государственной собственностью Республики Дагестан (статья 13). Здесь также следует отметить, что названное полномочие осуществляется Правительством Республики Дагестан не непосредственно, а через специально созданный орган исполнительной власти Республики Дагестан – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан[5].

Как видим, от имени органов государственной власти соответствующего уровня по вопросам управления собственностью публично-правового образования действуют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или региональные).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В свете изложенного, возникает резонный вопрос: только лишь местная администрация должна осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом, или же от имени данного органа местного самоуправления может выступать уполномоченный орган местной администрации? Можно ли в этом смысле соотнести понятия «орган исполнительный власти» и «орган местной администрации»?

По мнению В. В. Волкова органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?[6]

Иной точки зрения придерживается Баженова О. И., на взгляд которой эффективное осуществление компетенции структурного подразделения во многих случаях невозможно без предоставления ему права выступать от имени муниципального образования в отдельных правоотношениях: это позволяет сосредоточить процесс принятия и реализации решений в одном месте. Вопрос лишь в том, какие это правоотношения. Ответ зависит от компетенции подразделения, закрепляемой в уставе либо иных муниципальных нормативных правовых актах. Возможно, различные виды полномочий следует закреплять актами, принимаемыми разными органами местного самоуправления: наиболее важные из них, в том числе связанные со вступлением в имущественные правоотношения, — решением представительного органа, а остальные — решением местной администрации[7].

Похожее:  7 Составьте заранее список вопросов и задавайте их по одному

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Каких «должностных лиц местного самоуправления» подразумевает указанная выше норма закона? Следует ли под указанным лицом понимать руководителя функционального органа местной администрации, отвечающего за управление муниципальной собственностью?

Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей)[8].

Например, частью 1 статьи 46 Устава г. Ростов-на-Дону предусмотрено, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления (в том числе в области управления муниципальной собственностью) под руководством и контролем главы Администрации города[9].

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону — отраслевой (функциональный) орган администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера[10].

Органы местной администрации с аналогичной компетенцией созданы во многих муниципальных образованиях нашей страны.

Например, Комитет земельных и имущественных отношений, согласно положению, утвержденному Казанской городской Думой от 29.12.2010 №20-3, в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г.Казани[11].

В соответствии с решением Городской думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, в числе основных задач которого – управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара[12].

Комитет по управлению имуществом г. Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования «Город Саратов» права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами[13].

Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы является функциональным органом Администрации города Махачкалы, входит в его структуру и уполномочен на осуществление функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Махачкалы, в том числе и земельными участками, функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций (решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 18.03.2010 г. N 24-3и)[14].

Очевидно, что перечисленные выше муниципальные органы действуют от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации. В этом смысле можно говорить о некотором соотношении между понятием «орган исполнительной власти» (действует от имени органа государственной власти) и понятием «орган местной администрации» (действует от имени органа местного самоуправления). Конечно, данное соотношение достаточно условно, но оно позволяет понять место и роль органа местной администрации в системе властеотношений.

В заключение хотелось бы отметить, что во многих российских регионах органы прокуратуры считают передачу полномочий от органов местного самоуправления к функциональным органам местной администрации вполне законной (письмо прокуратуры г. Новороссийска от 29.03.2013 г. N 273ш-12-2207; письма прокуратуры Краснодарского края от 11.09.2012 г. N 22-21-2012 и от 13.08.2013 г. N 22-211-2012; /prokuratura-krasnodar.ru)[2].

[1] Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Издание Государственной Думы, 2020.

[2] О. Г. Селихова. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // "Российский юридический журнал", N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" // "Собрание законодательства РФ", 09.06.2008, N 23, ст. 2721.

[5] Постановление Правительства Республики Дагестан «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» от 17.052018 г. N 48 // /docs.cntd.ru/document/550110017.

[6] В. В. Волков. Статус юрлица для органов местной администрации. Вопрос целесообразности // /bujet.ru/article/231858.php

[7] О. И. Баженова. Органы муниципального образования как его представители: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 3.

Источник

Рубрики Вопрос

Законодательная база Российской Федерации

Законодательная база Российской Федерации

Изучение физической культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

— развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;

— воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;

— овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;

— освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;

— приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.

<*> С учетом медицинских показаний, уровня физического развития, физической подготовленности и климатических условий региона.

Оздоровительные системы физического воспитания.

Ритмическая гимнастика: индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью.

Аэробика: индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и напряжение мышц.

Атлетическая гимнастика: индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГИМНАСТИКА ПРИ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ; ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ХОДЬБА И БЕГ.

Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту с разбега; передвижениях на лыжах; плавании; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА.

Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре; ПЛАВАНИЕ НА ГРУДИ, СПИНЕ, БОКУ С ГРУЗОМ В РУКЕ.

В результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:

— влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;

— способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

— правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;

— выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

— выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

— преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

— выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

— осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

— подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

— организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;

— активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Изучение физической культуры на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

— развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

— воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

— овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания и прикладной физической подготовки;

— освоение знаний о физической культуре; ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, ее роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;

— формирование компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ТУРИЗМА, ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации, массажа и самомассажа, банные процедуры.

Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности.

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ.

Ритмическая гимнастика (индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью, статическим и динамическим равновесием).

Аэробика (индивидуально подобранные композиции из дыхательных, силовых и скоростно-силовых упражнений, комплексы упражнений на растяжение и произвольное напряжение мышц).

Атлетическая гимнастика (индивидуально подобранные комплексы упражнений с дополнительным отягощением локального и избирательного воздействия на основные мышечные группы).

Техническая подготовка в избранном виде спорта. Физическая подготовка средствами избранного вида спорта. Тактические действия и приемы в избранном виде спорта (индивидуальные, групповые и командные).

Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки.

Полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение ходьбой, бегом, прыжками с грузом на плечах (на возвышенной и ограниченной опоре, по наклонной плоскости); плавание на груди и спине, на боку с грузом в руке.

Основные направления профессиональной деятельности специалиста физической культуры. Формы организации занятий физической культурой (начальное представление).

Самостоятельная организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Проведение фрагментов уроков с элементами обучения движениям и развития физических качеств (в роли помощника учителя).

Судейство спортивных соревнований по избранному виду спорта.

В результате изучения физической культуры на профильном уровне ученик должен:

— влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

— формы занятий физической культурой, их целевое назначение и особенности проведения;

— требования безопасности на занятиях физической культурой;

— способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности;

— планировать и проводить индивидуальные занятия физическими упражнениями различной целевой направленности;

— выполнять индивидуально подобранные композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы атлетической гимнастики;

— преодолевать полосы препятствий с использованием разнообразных способов передвижения;

— выполнять приемы самообороны, страховки и самостраховки;

— выполнять комплексы упражнений общей и специальной физической подготовки;

— выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия в избранном виде спорта;

— осуществлять судейство в избранном виде спорта;

— проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, фрагменты уроков физической культуры (в роли помощника учителя);

— выполнять простейшие приемы самомассажа;

— оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

— выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

— подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, МЧС России;

— организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях.

Источник

Результаты физической культуры среднего общего образования


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физической культуре составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

— Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (в действующей редакции);

— Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Ляха, А.А.Зданевича М.:Просвещение.

Рабочая программа по физической культуре создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трём основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).

В рабочей программе для среднего (полного) общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия рабочей программы «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья учащихся и воспитание бережного к нему отношении. Через свое предметное содержание она нацеливается на формирование интересов и потребностей школьников в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческом использовании осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.

В разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» содержатся сведения о роли занятий физической культурой в предупреждении раннего старения организма человека, способах и средствах профилактики профессиональных заболеваний, возникающих в процессе трудовой деятельности. Здесь же приводятся знания об оздоровительных системах физического воспитания, средствах и формах активного восстановления и повышения работоспособности человека.

Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» представлено учебное содержание, ориентированное на укрепление индивидуального здоровья учащихся, повышение функциональных возможностей основных систем их организма. Данное содержание включает в себя комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, учитывающих интересы учащихся в гармоничном развитии собственных физических способностей, формировании индивидуального типа телосложения, культуры движений.

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» раскрываются способы самостоятельной организации и проведения оздоровительных форм занятий физической культурой, приемы наблюдения за показателями собственного здоровья и работоспособности, индивидуального контроля и регулирования физических нагрузок на занятиях физическими упражнениями.

Похожее:  Интересная постановка вопроса это как

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность с прикладно-ориентированной физической подготовкой» соотносится с интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся сведения об основах самостоятельной подготовки учащихся к соревновательной деятельности, даются понятия тренировочного процесса и тренировочного занятия, раскрываются общие представления о прикладно-ориентированной физической подготовке и ее связи со спортивно-оздоровительной деятельностью.

Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной физической подготовкой» дается учебное содержание, ориентированное на повышение физической и технической подготовленности учащихся по одному из базовых видов спорта, а также физические упражнения и комплексы, нацеленные на физическую подготовку учащихся к предстоящей жизнедеятельности. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности с прикладно-ориентированной физической подготовкой» приводятся практические умения, необходимые и достаточные для организации и проведения самостоятельных оздоровительных тренировок в режиме спортивной подготовки.

Цели обучения

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, рабочая программа среднего (полного) общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих целей:

  • · развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
  • · воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • · овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
  • · освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
  • · приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Физическая культура» на этапе среднего (полного) общего образования, из расчёта 3 часов в неделю в 10 и 11 классах.

Задачи физического воспитания учащихся 10 — 11 классов

Задачи физического воспитания учащихся 10—11 классов направлены на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состо­яния здоровья, противостояния стрессам;
  • формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
  • расширение двигательного опыта посредством овладения но­выми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
  • дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координацион­ных (быстроты перестроения двигательных действий, согла­сования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
  • формирование знаний о закономерностях двигательной ак­тивности, спортивной тренировке, значении занятий физи­ческой культурой для будущей трудовой деятельности, выпол­нении функции отцовства и материнства, подготовку к служ­бе в армии;
  • закрепление потребности к регулярным занятиям физически­ми упражнениями и избранным видом спорта;
  • формирование адекватной самооценки личности, нравствен­ного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
  • дальнейшее развитие психических процессов и обучение ос­новам психической регуляции.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Физическая культура» на этапе основного общего образования являются:

В познавательной деятельности:

– определение существенных характеристик изучаемого объекта;

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

– формулирование полученных результатов.

В информационно-коммуникативной деятельности:

– поиск нужной информации по заданной теме;

– умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить

– владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам

и правилам ведения диалога.

В рефлексивной деятельности:

– понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

– объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

– владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета физической культуры приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов и задаются по трем базовым основаниям: «Знать/понимать», «Уметь» и «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Критерии оценивания подготовленности учащихся

по физической культуре

Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными.

Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.

Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.

Осуществляя оценивание подготовленности по физической культуре, учителя реализуют не только собственно оценочную, но и стимулирующую и воспитывающую функции, учитывая темп (динамику изменения развития физических качеств за определенный период времени, а не в данный момент) и индивидуальные особенности учащихся (типы телосложения, психические и физиологические особенности). При этом учителю необходимо быть максимально тактичным, внимательным, не унижать человеческое достоинство обучающегося, заботясь о повышении и дальнейшем развитии интереса к физической культуре.

И т о г о в а я о т м е т к а выставляется учащимся за овладение темы, раздела

за полугодие, за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.

К р и т е р и и о ц е н и в а н и я у с п е в а е м о с т и по базовым составляющим физической подготовки учащихся:

I. Знания

При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.

С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание

сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики или

Оценка «4» ставится за ответ, в котором допущены небольшие неточности и незначительные

Оценка «3» учащийся получает за ответ, в котором отсутствует логическая

последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной

аргументации и умения использовать знания в своём опыте.

Оценка «2» выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического

II. Техника владения двигательными умениями и навыками

Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Оценка «5» выставляется: движение или отдельные его элементы выполнены правильно,

с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно,

слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность

движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно

выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может

определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно

выполняет учебный норматив

Оценка «4» — при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но

допустил не более двух незначительных ошибок.

Оценка «3» — двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна

грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений,

неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и

сложных в сравнении с уроком условиях. знания

Оценка «2» выставляется, если движение или отдельные его элементы выполнены

неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка.

III. Владение способами и умение осуществлять

физкультурно-оздоровительную деятельность

Оценка «5» — учащийся умеет: – самостоятельно организовать место занятий;

– подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

– контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги.

Оценка «4» — учащийся: – организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с

– допускает незначительные ошибки в подборе средств;

– контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги.

Оценка «3» — более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью

учителя или не выполняется один из пунктов.

Оценка «2» — учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов.

IV. Уровень физической подготовленности учащихся

Оценка «5» выставляется: исходный показатель соответствует высокому уровню

подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и

программой физическоговоспитания, которая отвечает требованиям

государственного стандарта и обязательного минимума содержания обучения

по физической культуре, и высокому приросту ученика в показателях

физической подготовленности за определенный период времени.

Оценка «4» выставляется: исходный показатель соответствует среднему уровню

подготовленности и достаточному темпу прироста в показателях физической

подготовленности за определенный период времени.

Оценка «3» выставляется: исходный показатель соответствует низкому уровню

подготовленности и незначительному приросту в показателях физической

подготовленности за определенный период времени.

Оценка «2» выставляется: учащийся не выполняет обязательный минимум по физической

подготовленности, предусмотренный программой по физической культуре,

которая отвечает требованиям государственного стандарта, нет темпа роста

показателей физической подготовленности.

При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми, достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.

Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, баскетболу, волейболу, лёгкой атлетике, кроссовой подготовке – путём сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.

Оценка успеваемости за учебный год выставляется на основании оценок за учебные полугодия с учётом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Похожее:  7 Составьте заранее список вопросов и задавайте их по одному

Источник



ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Пономарев Александр Васильевич

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех известных миру воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Скачать:

Вложение Размер
konferentsiya_2017.doc 170 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Ластольская СШ» филиал «Вознесенская СШ-ДС »

ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ученик 11 класса

МБОУ « Ластольская СШ»

филиал «Вознесенская СШ-ДС »

МБОУ « Ластольская СШ»

филиал «Вознесенская СШ-ДС »

ГЛАВА 1 Методы исследования. ……….4

ГЛАВА 2 Организация исследования…………………………………………………. …4

ГЛАВА 3 Анализ физической подготовленности школьников 5-6-х классов…………..5

ГЛАВА 4 Оценка физической подготовленности школьников 7-8-х классов………….8

  1. Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех известных миру воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

Актуальность исследования. Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания, учащихся с 1-го по 11 класс должен быть «физически совершенный» человек.

Таким образом, развитие физических качеств, по существу, является основным содержанием общей физической подготовки в общеобразовательной школе.

Целью исследования – является оценка динамики физической подготовленности учащихся средних классов в малокомплектной средней школе.

  1. Выявить физическую подготовленность школьников средних классов
  2. Определить уровень развития физических качеств учащихся.

Объектом исследования являются учебный процесс общеобразовательной средней школы.

Предметом исследования является физическая подготовленность школьников в системе физического воспитания.

Предполагаемый результат (гипотеза) предполагается, что учащиеся развиваются согласно динамике физического развития и физической подготовленности.

1 Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Анализ специальной научно-методической литературы.
  2. Оценка физического развития
  3. Контрольные испытания (тесты).

1. Теоретический анализ научно-методической литературы проводился для изучения особенностей физического развития учащихся в возрасте 11-15 лет, динамики процесса физического воспитания школьников, средств и методов развития основных двигательных качеств школьников, уточнения методов исследования.

2. Система педагогических контрольных испытаний (тестов) использовалась для определения уровня развития двигательных качеств у школьников. При тестировании двигательной подготовленности руководствовались теоретическими положениями и рекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов [12, 13, 17, 25]. Для тестирования было использовано шесть двигательных тестов:

— прыжок в длину с места;

— подтягивания на высокой перекладине (мальчики), отжимание в упоре лежа (девочки);

— подъем туловища лежа на спине за 30 сек.;

— вис на перекладине согнув руки, удержание;

— челночный бег 3х10 м;

2 Организация исследования

Исследование происходило в спортивном зале МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа». МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа» является малокомплектной сельской школой, поэтому наполняемость классов небольшая и составляет от двух до восьми человек в каждом классе. В исследовании участвовали две группы испытуемых в количестве 19 человек:

  • первая группа — школьники 5-6 класса в возрасте 11-12 лет;
  • во второй группе — школьники 7-8 класса, в возрасте 13-14 лет.

На первом этапе исследования были проанализированы литературные источники по теме исследования. Были определены: тема исследования, её актуальность, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.

В сентябре 2009 г. был проведен второй этап исследований, в ходе которого было проведено тестирование по физической подготовленности учащихся. Затем в течение учебного года учащиеся занимались физической культурой на уроках и посещали различные секции. Кроме этого большая часть учащихся школы принимала активное участие в школьной спартакиаде, посвященной 65-летию со Дня Победы, посещая дополнительные тренировочные занятия и факультативы по физической культуре. Каждый ученик был заинтересован в том, чтобы как можно больше принести зачетных очков в копилку своего класса. Победители школьных туров спортивных состязаний готовились к выступлениям за честь школы на районных и областных соревнованиях.

В апреле 2010г был проведен третий этап исследования – повторном тестирование по контрольным упражнениям, процедура тестирования была такая же, как на первом этапе исследования.

3 Анализ физической подготовленности школьников 5-6-х классов

В ходе исследования было проведено тестирования учащихся по основным физическим качествам. Оценка контрольных упражнений проводилась отдельно у мальчиков и девочек (табл. 1).

Результаты физической подготовленности школьников 5-6 классов

1. Подъем туловища из положения лежа

2. Вис, согнув руки

4. Челночный бег,

Проанализировав контрольные тесты среди учащихся 5 – 6 классов по основным физическим качествам, мы наблюдаем следующую картину. Подъем туловища из положении лежа при проведении повторного тестирования показал прирост на 5 – 7% как среди девочек, так и среди мальчиков, причем он оказался с небольшой разницей, что говорит о том, что развитие ребят в данном направлении является равномерным.

В висе согнув руки, мальчики показали гораздо больший прирост результата (23,12%), чем девочки (6,90%). Это показывает, что у мальчиков силовая выносливость лучше развита, чем у девочек в этом возрасте. Прыжок в длину с места также зафиксировал повышение прироста результата, по сравнению с первым тестом, и опять же у мальчиков оно более заметно (5%), чем у девочек (1%).

В челночном беге результаты показали наименьший прирост, как у девочек (0,21%), так и у мальчиков (-1,27%). Анализ периодов развития физических качеств указывает о сенситивном развитии скоростно-силовых способностей в данном возрасте, как у мальчиков, так и у девочек. Следовательно, можно утверждать о недостаточном развитии скоростно-силовых способностей школьников 5-6 классов.

Очень большую разницу в приросте среди учащихся показал тест на гибкость. У девочек он составил 10%, а у мальчиков почти 89%. Такой прирост у мальчиков получился вследствие очень низкого начального результата. У девочек гибкость находится на среднем уровне, как в начале, так и в конце исследования.

И, наконец, подтягивание на высокой перекладине у мальчиков и сгибание, разгибание рук в упоре лежа у девочек, также отразили прирост в выполнении тестовых упражнений. У мальчиков он оказался 32,40%, а у девочек почти 20%.

При оценке t – критерия Стьюдента результатов физической подготовленности школьников 5-6 классов, достоверность различий не выявлены ни по одному показателю.

Рис. 1 . Годовой прирост физической подготовленности школьников

Оценивая прирост полученных результатов, можно сделать заключение, что прирост физической подготовленности мальчиков в течение учебного года выше, чем у девочек (рис.1). Полученные результаты не согласуются с данными литературных источников, указывающих, что в 5-6 классах девочки опережают по физической подготовленности мальчиков. Следовательно, это является особенностью сельских мальчиков, занятых не только обучением, но и домашним трудом.

4 Оценка физической подготовленности школьников 7-8-х классов

В ходе исследования школьников 7-8 классов были соблюдены все требования для проведения тестирования в первом и во втором срезе (табл.2).

Анализ данных исследований говорит о том, что по всем контрольным упражнениям результаты физической подготовленности увеличились как у девочек, так и у мальчиков. Так, подъем туловища из положения лежа при проведении повторного тестирования показал прирост на 8 — 10% как среди мальчиков, так и среди девочек, причем он оказался с небольшой разницей, что говорит о том, что развитие ребят в данном направлении является равномерным.

Источник

Анализ образовательного стандарта по физической культуре: ФГОС

Анализ образовательного стандарта по физической культуре: ФГОС

ФГОС – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки учеников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Цель внедрения федерального государственного образовательного стандарта – повышение качества образования и его доступности, в том числе в области физической культуры [14]. Современные условия жизни формируют новые социальные запросы, связанные с появлением новых требований к различным видам профессиональной деятельности, повышением профессиональной мобильности, необходимостью непрерывного образования. Исходя из этого, в стандарте второго поколения наблюдается ориентация не только на достижение предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования.

В рамках реализации данных условий, учитель должен выступать не только как носитель готовых знаний, но и как организатор познавательной деятельности учащихся. Активными участниками процесса познания непосредственно являются сами учащиеся, так как они предлагают собственные способы решения поставленных на уроке задач, работают с первоисточниками, сопоставляя полученные сведения, анализируют и делают выводы.

В соответствии с изложенным, необходимо отметить, что главной особенностью ФГОС второго поколения является его деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося [14]. Современное образование переходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков к реальным видам деятельности. Развитие личности учащегося в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, являющихся основой образовательного и воспитательного процесса.

Концепция ФГОС, базируется на реализации системно-деятельностного подхода, который предполагает [14]:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям [14]:

придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в предметной области познания.

Согласно современным положениям, выделяется три типа уроков физической культуры: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью имеют свои отличительные особенности. Уроки с образовательно-познавательной направленностью позволяют сформировать у учащихся не- обходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий по физическому развитию, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» [14].

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки (Н.Г. Яковлева) [15, с. 102]. Согласно требованиям ФГОС второго поколения, на уроках физической культуры должно происходить определенное физиологическое развитие школьников, уровень которого необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания, а так- же при подборе практических заданий для формирования предметных и метапредметных результатов [14].

В связи с этим для определенной группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, а также оценку их достижений. При этом, дифференцированный и индивидуальный подходы приобретают особое значение при построении образовательного процесса с учащимися, имеющими низкие, или наоборот, высокие результаты в области физической культуры.

При выборе содержания и методов необходимо учитывать половые особенности занимающихся. Наиболее целесообразно сообщение знаний увязывать с освоением и совершенствованием конкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей, формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Переходу на ФГОС предшествовало очень много вопросов, касающихся не только новых принципов деятельности учителя и учащихся на уроке, но и организации процесса физического воспитания в целом. Дети, обучающиеся в рамках новых стандартов, не такие как были несколько лет назад – у них другие интересы и цели. В связи с этим, процесс обучения должен соответствовать потребностям современного общества, быть более интересным и содержать применение инновационных технологий. Как показывает опыт, с введением ФГОСа второго поколения, педагоги столкнулись с необходимостью перестраиваться на новую и не знакомую им систему обучения школьников.

Первой проблемой для учителей стало не незнание, а непонимание требований, предъявляемых к работе по новым стандартам. Даже ознакомившись с правовыми документами о ФГОС, картина для многих не прояснилась. Только после прохождения курсов повышения квалификаций и регулярного посещения методических совещаний, стало понятно, что в процессе обучения по новому стандарту активно взаимодействуют две стороны образовательного процесса: учитель, учащиеся и их родители.

Особое значение данное взаимодействие имеет в начальной школе, т.к. на уроке закладывается база, а дома происходит закрепление, которое должно осуществляться с непосредственным участием родителей. Перед тем как преступить к работе по федеральному образовательному стандарту второго поколения, было необходимо поменять все рабочие программы и составить УМК.

Огромный поток бумажной работы, а так же заполнение электронного журнала, являются с недавних пор неотъемлемой деятельностью учителя, помимо проведения самого урока. Подготовка к уроку так же изменилась – по новым требованиям необходимо заполнение технологической карты, которая заменила привычный план – конспект урока. Работа по ней очень не удобна, так как структура и содержание урока, не находят в данной форме оформления необходимого отражения.

Время подготовки заполнения этой карты составляет от 1,5 до 2 часов. Это очень много, так как учитель может проводить до 7 уроков в день, следовательно другую половину дня необходимо потратить на под- готовку к урокам на следующий день.

Как показала практика, молодые учителя легче перестраиваются на ФГОС, чем опытные педагоги с уже сложившимися взглядами на организацию образовательного процесса по физической культуре. Для них – это разрушение давно сложившихся стереотипов, содержания урока, наработанных годами педагогических технологий (Н.Г. Яковлева) [15, с. 105]. В то же время, учитель – это человек готовый меняться, развиваться, идти в ногу со временем, использовать новые методики обучения в образовательном процессе для повышения качества урока.

Современный урок физической культуры изменился с учетом интересов учащихся, а так же способствует активизации их деятельности и формированию потребности в занятиях. Как показала практика, применение системно-деятельностного подхода, лежащего в основе нового стандарта, позволяет сделать урок по физической культуре гораздо информативнее и эффективнее. В то же время, у педагогов возникает опасение, что применение данного подхода может привести к значительной интенсификации образовательного процесса. Современные школьники посещают не только уроки, но и внеурочные занятия, а так же различные кружки и спортивные секции. На отдых у многих из них остается очень мало времени. Если нет возможности для полноценного отдыха, то может возникнуть переутомление влекущее за собой нежелание учится, что может негативно сказаться на эффективности обучения.

С целью предупреждения возникновения состояния переутомления и сохранения высокого уровня работоспособности на теоретических дисциплинах, учителям предметникам рекомендуется в учебном процессе широко использовать физкультминутки, физкультурные паузы и упражнения для снятия утомления и усталости, а также упражнения на координацию наполнив процесс обучения здоровьесберегающими технологиями.

Урок физической культуры так же изменился. Учитель теперь не объявляет тему и задачи урока – это делают сами ученики, но педагог наводящими вопросами или заданиями в виде игры подводит детей к правильному и нужному для него ответу, решению. Учитель теперь не строит образовательный процесс, а управляет им.

Урок по ФГОС – это урок дискуссия, диалог, рассуждения, обсуждения и даже круглый стол. Ребенок самостоятельно должен прийти к решению о правильной технике выполнения упражнения; понимать для чего ему это нужно; уметь помогать одноклассникам; прийти к поставленной цели, возможно путем нескольких проб и ошибок. Образовательный процесс на уроке физической культуры согласно требованиям ФГОС, проходит делением класса на группы. Реже применяется индивидуальная форма, когда поставленные задачи урока позволяют это сделать. В то же время в связи с увеличением учебной нагрузки, уроки физической культуры проводятся в спортивном зале одновременно у двух классов, что делает применение рекомендуемой ФГОСом индивидуальной формы затруднительным.

Система работы по использованию личностно-ориентированного подхода на уроках физкультуры состоит в комбинировании элементов личностно- ориентированных и здоровьесберегающих технологий, создании системы использования всех сторон методики урока: организации урока; подбора средств; использования методов обучения и методов физического воспитания.

В своей педагогической деятельности учитель не только формирует жизненно важные двигательные умения и навыки, но и воспитываю потребность в самоорганизации и умении самостоятельно выполнять физические упражнения. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В рамках реализации ИКТ, на уроках при освоении теоретического материала, ознакомлением с новыми темами и разделами учебной программы использую CD -диски с фильмами о знаменитых спортсменах и тренерах, фрагментами выступлений выдающихся спортсменов на Чемпионатах мира, Олимпийских играх с целью знания истории советского и российского спорта, имен знаменитых спортсменов, так как многим обучающимся это поможет добиться успеха в своей спортивной деятельности.

В результате использования данных технологий и методик в обучении повышаются:

положительная мотивация к урокам физической культуры;

результативность учебного процесса;

творческая активность обучающихся на уроках;

интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.

Эффективность применения данных технологий и методик, эффективность совместной деятельности (моей и моих обучающихся) подтверждается высокими показателями качества обученности и позитивной динамикой. Среди обучающихся основной и подготовительной группы нет неуспевающих по предмету, результатами выпускных экзаменов, а так же данными психолого-педагогической диагностики. При применении методов диагностики предпочтение отдаю как неэкспериментальным методам (анкетирование, наблюдение, беседа), так и диагностическим (тестирование, составление индивидуальных карт).

Результаты анкетирования показывают высокий уровень удовлетворенности обучающихся и родителей совместной деятельностью педагога и обучающихся. Большинство школьников отмечают, что занятия физкультурой и спортом помогают укреплять здоровье, а знания и умения, полученные на уроках и во внеурочное время, обязательно пригодятся в дальнейшей жизни. Данные психолого-педагогического наблюдения свидетельствуют о сохранении устойчивой динамики результатов тестирования, высокого уровня развития мотивации к занятиям физической культурой и значительного уровня компетенции самоорганизации обучающихся.

Организация учебного процесса и внедрения современных систем физического воспитания способствует положительной динамике уровня сформированности разносторонне физически развитой личности, что соответствует поставленной цели – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Источник