Индекс материала |
Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий 2 |
Здоровьесберегающая среда обучения и воспитания |
Здоровье как интегративный критерий качества образования |
Все страницы |
Здоровье как интегративный критерий качества образования
Принято считать, и это вполне правомерно, что самым непосредственным и работоспособным «агентом» будущего является сфера образования. Именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя психофизические и личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а, следовательно, в конечном итоге – экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом. В ситуации глобальных кризисов – экологического, демографического, геополитического, этнического, нравственного, с одной стороны, и беспрецедентных темпов изменений в технико-технологической и социальной сферах жизнедеятельности, с другой стороны, естественно требование к повышению качества образования. Качество образования, как известно, определяется «как совокупность оптимально сочетающихся его важнейших характеристик, отражающих уровни достигнутых количественных и качественных результатов, организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и созданных для этого условий, отвечающих интересам государства и общества и удовлетворяющих запросы субъектов образования. Важнейшей проблемой повышения качества образования является определение критериев и показателей его оценки. В последние годы в среде ученых и практиков образования крепнет понимание, что состояние здоровья субъектов образования – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Более того, есть основания рассматривать здоровье не как один из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса или природно-генетическое условие достижения целей образования, а именно как интегративный критерий качества образования. Такие основания предопределяются многоплановостью, многоаспектностью, междисциплинарностью понятия «здоровье». Теоретические и прикладные исследования категории «здоровье», хотя и не дают единых объективных его критериев (одних определений в литературе приводится от восьмидесяти до трехсот), тем не менее выделяют необходимые и существенные его характеристики, которые могут служить в качестве показателей качества образования или, (что по сути одно и то же) его целевых ориентиров. Так, медицинские модели здоровья подчеркивают отсутствие болезней, нормальное функционирование организма. В биомедицинских моделях главным являются адаптационные и компенсаторные возможности человека, его способность приспосабливаться к меняющимся условиям, субъективное ощущение здоровья (оптимистически-действенное отношение к миру). Биосоциальная модель здоровья делает упор на эффективность ведущей деятельности (например, учебной или профессиональной), работоспособность деятеля. Ценностно-социальная модель подчеркивает моменты общения и взаимодействия людей, определяет необходимость личностной значимости (ценности) здоровья для каждого человека, обращает внимание на жизнеспособность и жизнетворчество. Добавим сюда упоминание о выделяемых в настоящее время видах здоровья: физическое (соматическое), репродуктивное, психическое, психологическое, социальное, духовно-нравственное, личностное… и получим еще ряд показателей, свидетельствующих о том, что здоровье – действительно интегративный критерий качества образования. Заметим, что методологической основой образования является педагогическая антропология – весь фонд знаний о человеке (и его здоровье ) из разных научных дисциплин в контексте его образования. Но особую роль в свете проблем, рассматриваемых на конференции, имеет научная дисциплина, сравнительно недавно получившая самостоятельный статус – психология здоровья – наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Безусловно, психология здоровья опирается на теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний, как соматических, так и нервно-психических, однако этим не ограничивается, так как включает в понятие «здоровье» конкретные формы поведения человека, его цели, мотивы, которые позволяют улучшать качество жизни, достигать высокой степени самореализации. В.А.Ананьев утверждает: «главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью здоровья свою миссию». Безусловно, психология здоровья не может не рассматривать критерии и показатели собственно психологического здоровья. На наш взгляд, наиболее интересными и актуальными для системы образования являются идеи представителей гуманистической психологии – «психологии с человеческим лицом». Так, А.Маслоу писал о двух составляющих психологического здоровья: во-первых, это стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через «самоактуализацию», и, во-вторых, стремление к гуманистическим ценностям. Он выделял следующие характеристики «самоактуализирующихся» личностей: реалистичное спокойное восприятие действительности (такой, как она есть); непосредственность; принятие себя, других и природы; чувствительность к проблемам, центрированность на проблеме, а не на себе; автономность и независимость; уважение всех, способность к близким отношениям с людьми; сочувствие и сострадание; доброжелательное чувство юмора; креативность; духовность, нравственные качества. К.Роджерс, А.Эллис, А.Комбс и другие представители гуманистической психологии дополняют критерии психологически здорового, «адекватного», «развивающегося» человека такими качествами: положительная самооценка и самопринятие, в целом позитивная Я-концепция, интерес к самому себе, общественный интерес, открытость для опыта, доверие, оптимизм, эмпатия (проникновенное понимание других), открытость переживаниям и способность принимать свои мысли и чувства за основу для выбора поведения, самоконтроль, стрессоустойчивость, подвижность и восприимчивость к внешним изменениям. Российский психолог Б.С.Братусь в своей монографии «Аномалии личности» делает вывод, что «нормальной, здоровой» личности должны быть присущи:
— творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; — возможность самопроектирования будущего, вера в осуществимость намеченного; — потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению; — стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни; — отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; — способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; — ответственность перед собой, перед другими людьми, прошлыми и будущими поколениями. Уместно вспомнить определение психологического здоровья И.В.Дубровиной. По ее мнению, это то, что делает личность самодостаточной, что вооружает ее средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с другими людьми в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Указанные идеи гуманитарно-антропологического понимания здоровья имеют безусловно эвристическую ценность и уже доказали свою практическую значимость для становления гуманистического, личностно-развивающего образования. Таким образом, здоровье давно уже перестало восприниматься только на уровне отсутствия болезней и/или функциональных нарушений, но имеет отношение к ключевым аспектам жизни людей, восходя к целеценностным ориентациям и смыслам человеческого существования.
Из представлений о здоровье как интегративном критерии качества образования можно сделать следующие выводы:
1. Многоаспектность понятия здоровья отражает невозможность сохранять и укреплять здоровье субъектов образования, заботясь только о физическом (соматическом) или только о психологическом здоровье. Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам, а предполагает комплексное их использование в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. 2. Многообразие критериев и показателей здоровья показывает направления и методы совершенствования здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса, иначе говоря, определяет критерии и показатели качества учебно-воспитательного процесса. Так, например, показатели психологического здоровья актуализируют необходимость реализации требований личностно-развивающих технологий: благоприятный морально-психологический климат, создание ситуации успеха, рефлексивно-развивающая среда, высокий уровень самостоятельности и самодеятельности субъектов образования, интерактивные методы взаимодействия, учебное сотрудничество и т.д. Важно не утерять это многообразие критериев при решении отдельных частных задач здоровьесбережения. 3. Перспективность преобразований, проводимых в учреждениях образования в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной научно обоснованной непротиворечивой программы действий, предполагающей интеграцию усилий всех школьных специалистов, их тесное взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения, физкультуры и спорта, социально-педагогическими и психологическими, коррекционно-развивающими центрами и др. При любых стратегиях и тактиках реализации здоровьесберегающей педагогики следует не забывать, что «образование, обеспечивающее детям культурно и духовно наполненную среду, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой поддержания здоровья детей» (А.В.Шувалов)
Источник: Психология здоровья: теоретические основы и практика использования здоровьесберегающих технологий: материалы областной научно-практической конференции 4–5 ноября 2008 г. В 6 ч. Ч.1. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2008. Редакционная коллегия: Л.Ю.Слепцова, Л.В.Зенькова, Ю.В.Маханьков, Г.Д.Воднева, Е.В.Гречихо, Е.В.Белова, П.В.Зязюлькин, И.А.Ситникова, И.В.Исаченко, С.И.Тарарышко
Источник
Здоровье как результат образования
С середины ХIХ века, когда в России возникла и стала развиваться педагогическая психология, исследователей занимали вопросы научного обоснования обучения; исследования проводились по следующим направлениям:
- изучение умственного труда обучающихся и его правильная организация (гигиена умственного труда);
- психологические основы дидактики.
Основной интерес приобретал в те годы анализ деятельности учителя с точки зрения гигиены труда и исследование его личностных качеств (Ви-рениус А.С.,1888). Анализируя систему образования, Ф. Ф. Эрисман (1898) показал, что неправильная организация учебной деятельности сводится к следующим факторам: обширные учебные программы не соответствовали возрасту и возможностям обучающихся; нерациональное распределение разных по трудностям учебных предметов по дням недели; недостаточное внимание уделялось физической культуре и физическому воспитанию. При этом задача воспитания гармонически развитого человека определялась как первостепенная. В предложенных программах доминировали: физическое развитие ребенка и состояние его нервной системы; знания о перенесенных заболеваниях, ослабляющих умственную работоспособность, а также знание определенных параметров здоровья (рост, масса тела, цвет лица, мышечная сила и другие). Необходимым считалось изучение семейного анамнеза учащихся (алкоголизм в семье, туберкулез, душевные и нервные болезни). (9,20).
Сегодня произошли значительные изменения в постановке и содержании учебного процесса. Изменилось его содержание, введены новые формы и способы подачи учебной информации (технические средства обучения, программированное обучение и т. д.), направленные на повышение активности обучения и усиление мыслительной деятельности учащихся, что повлекло за собой значительную интенсификацию учебной деятельности школьников. В связи с чем, возникла необходимость изучать влияние учебной нагрузки на организм учащихся с целью ее валеологической рационализации (16).
Высокая учебная нагрузка, нерациональное распределение учебного времени неблагоприятно сказывается на уровне здоровья детей. Число детей с нормальным уровнем физического развития снижается к окончанию учебного года с 17 до 8%; у 39,8% детей не завершена адаптация к школе по показателю эмоционально-поведенческих реакций, при этом астено-невротические жалобы документированы у 12,4% обучающихся от 3-го до 10 класса; жалобы соматического характера выявлены у 21,5% детей на фоне снижения эмоционального тонуса и дискомфортности, соответственно у 13,8 и 16,6% обучающихся; а заболевания органов дыхания встречаются у 45- 58% детей. (6,7,8,10,17).
Исследование умственной работоспособности выявило ухудшение ее показателей к концу учебного дня и недели, свидетельствуя о развитии утомления, что объясняется высоким уровнем учебной активности учащихся и повышенной трудностью специализированных предметов.
Учитывая низкий уровень работоспособности учащихся, устанавливающийся уже с 4-го урока, и продолжающееся снижение к 6-му уроку, следует считать 4-е и 6-е уроки малоэффективными для учебных занятий и учитывать это при составлении расписания занятий.
Анализ показателей работоспособности 6-классников показал, что после уроков географии, истории, математики и литературы отмечается низкая работоспособность по всем показателям. У учащихся 7-х классов наиболее низкий уровень работоспособности отмечен после уроков физики; в 8-м — после уроков географии, химии и зоологии; в 9-м классе — после уроков химии; в 10-м — после уроков географии, литературы, химии и математики; в 11-м — после литературы и химии.(11,12).
Важным показателем хорошей учебы школьников является соблюдение режима дня. Правильный режим дня школьника — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям, распорядок суточной деятельности, предусматривающий повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима проводились строго последовательно и в одно и то же время, что способствует образованию устойчивых условных рефлексов, причем каждый предыдущий этап дневного ритма является условным сигналом для выполнения последующего.
В процессе обучения возможно переутомление. Чаще всего оно бывает следствием неправильной организации учебного процесса. Известный русский физиолог Введенский Н. Е. считал, что достигнуть высокой работоспособности и предотвратить переутомление можно, соблюдая несколько обязательных условий:
- начиная любую работу, нужно входить в нее постепенно;
- в любом виде деятельности нужно соблюдать определенную последовательность и систематичность;
- следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых;
- обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и окружающих.
К организации школьного учебного процесса можно применить все эти пункты, немного переформулировав их, а именно:
При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся зависит и определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может как усилить, так и ослабить ее, или оставить на прежнем уровне.
Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком другого предмета, не близкого им.
То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов .
Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствует и правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя, надо сказать, что понятия эти относительны, а в ряде случаев субъективны. Нельзя утверждать с полной определенностью, что данный предмет для всех учащихся данного класса является «трудным» или «легким». Здесь многое зависит от психики ученика, его познавательных интересов и способностей, от возраста, при этом большое значение имеет и методическое мастерство учителя, характер его взаимоотношений с классом в целом и каждым учеником в отдельности. «Трудность» и «легкость» предмета не исчерпывается только его названием, ибо внутри каждого предмета , есть как «трудные», так и «легкие» темы.(1,4,11,16,19).
Общеизвестно, что развитие познавательного интереса, активизация мыслительной деятельности учащихся, атмосфера благожелательности и внимания со стороны учителя на уроке, высокий эмоциональный фон — все это способствует тому, что даже самый «трудный» предмет становится понятным и доступным для его усвоения даже в неблагоприятный день и на непродуктивном уроке. Следует учитывать также, что для каждого конкретного ученика трудность или легкость усвоения учебного предмета зависит в значительной степени от способностей и склонностей этого ученика .
Таким образом, при составлении расписания необходим учет степени профессионального мастерства учителя, стиля и методов его работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленности» конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического цикла .
Гигиенические требования к составлению расписания занятий в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня и недели, а также «трудности» учебных предметов и преобладания статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, трудового и производственного обучения, музыки и изобразительного искусства.
И еще следует остановиться на использовании технических средств обучения в учебном процессе. Их применение, с одной стороны, способствует повышению работоспособности учащихся, так как нарушает монотонность урока, придает занятиям эмоциональность; с другой стороны, способствует утомляемости учащихся, ибо создает повышенную нагрузку на центральную нервную систему и вызывает частую переадаптацию учащихся к меняющимся условиям внешней среды.
Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:
Необходимо создать наилучшие условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего необходимо:
- обеспечить строгий учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики их работоспособности;
- учесть сложность учебных предметов для восприятия обучаемыми при одновременном учете эффективности их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом. Необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.
Необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя, недопущения снижения его работоспособности, как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели, для чего необходимо:
- предусматривать в расписании «окна» для рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя, на случай замены заболевшего учителя;
- предоставлять по возможности учителю методический день для повышения его педагогического мастерства;
- учитывать психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;
- обеспечить единство работы учителя-предметника и учителя — классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя групп продленного дня.
Необходимо учесть материально-технические условия:
- предоставить всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах образовательного учреждения, спортивном зале, учебных мастерских, кабинете музыки и т. д.;
- создать условия для активного использования на занятиях технических средств обучения, в том числе учебного телевидения и ЭВМ.
Необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу образовательного учреждения (как собственных, так и вышестоящих организаций), особенно в части норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся как уроками, так и домашними заданиями.(1,11,19).
В конечном счете, необходимо помнить, что расписание уроков преследует цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условий для ученика и учителя и составляется только исходя из требований организации нормального режима работы образовательного учреждения.
Таким образом, правильная организация учебного процесса (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит утомляемость учащихся, повысит их работоспособность и приведет к успешному усвоению знаний и сдаче экзаменов.
Здоровье человека есть способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров традиционного потока сенсорной, вербальной и структурной информации (14). Здоровье определяет возможности выполнения основных функций с учетом способности организма к адаптации и саморегуляции, в основе которой лежат физическое и духовное, природное и социальное, наследственные и приобретенные начала. Соматический компонент здоровья подразумевает совершенство саморегуляции в организме, гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде, а социально-психологический компонент определяет систему ценностей, установок и мотивов адекватного поведения в социальной среде (14).
В таблице 1 представлена характеристика учебной деятельности учащихся школ.
По мнению учителей, проводимых вместе с нами обследование установлено, что 7.7% школьников не готовы к обучению в школе, слабо подготовлены к обучению 29.2% обучающихся, причем из этого числа 36.4% -учащиеся 7 класса, а 22.0% -учащиеся 10 класса; удовлетворительную подготовку к обучению в школе имели 36.9% школьников, тогда как из всего числа тестируемых школьников лишь 28.1% — подготовлены хорошо, из этого числа учащихся 37.7% обучались в 10-м классе, а 18.5% — в 7 -м классе; при этом плохая успеваемость по основным предметам отмечена у 42.2% школьников, этот процент выше у учащихся 7 класса (61.4), против обучающихся в 10-м классе ( 22.9% р<0.001).
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной информационно-воспитательной работе в учебное и внеурочное время с привлечением государственных и общественных организаций, поскольку многие поведенческие стереотипы формируются под влиянием социальной среды еще в дошкольном и младшем школьном возрасте, но могут в течение длительного латентного периода не проявляться, создающаяся ситуация «черного ящика» затрудняет деятельность педагога. Совместные усилия педагога и учащегося в создании мотивации здорового образа жизни становятся успешными лишь на фундаменте общности целей, доверительных межличностных отношений и взаимного удовлетворения информационных запросов. Любая попытка работы по единому шаблону со всем ученическим коллективом обречена на провал; в частности, это относится к предупреждению и преодолению вредных привычек.
Недостаточный учет интересов, индивидуальных особенностей и условий жизни ребенка, как правило, делает, так называемые, "превентивные" воспитательные меры запоздалыми и неадекватными (4,5,10,18).
Суточный режим школьника, подростка, построенный на гигиенических принципах, создает ровное настроение, интерес ко всем видам деятельности, предпосылки к нормальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, усталости, обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие. Основными гигиеническими принципами организации режима жизнедеятельности обучающихся являются: дозировка продолжительности компонентов режима, содержания, объема и интенсивности информации в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей и состояния здоровья; чередования бодрствования, сна, различных видов деятельности, предупреждая истощение функциональных резервов организм.
С учетом проведенного анализа и с учетом психолого-педагогических характеристик обучающихся школьников, по мнению их учителей, причинами слабой учебной деятельности явились педагогическая запущенность в 35.2% случаев, в 28.2% случаев — несформированность учебной мотивации; в одинаковом проценте случаев ( 17.8 и 17.2) регистрировались слабые интеллектуальные возможности и нарушение произвольного внимания.
В таблице 2 представлены показатели эффективности мер педагогического воздействия с целью улучшения качества учебной деятельности школьников. Помощь учащимся по организации их учебной деятельности была эффективна у 37.3% школьников, без эффекта — у 22.6% учащихся, тогда как индивидуальная помощь учащимся в выполнении учебных занятий была значительнее эффективнее и составила соответственно 70.8% против 37.3% при оказании помощи только в организации учебной деятельности, р<О.001).
Источник
Расти умным и здоровым: как образование влияет на продолжительность жизни
По данным центров по контролю и профилактике заболеваний США, уровень смертности среди людей, имеющих высшее образование, действительно ниже, чем среди тех, кто его не получил. Кроме того, люди с более высоким уровнем образования меньше страдают тревожностью и депрессиями, такими серьезными заболеваниями, как диабет и астма, а также имеют меньше проблем с сердечно-сосудистой системой.
Исследования также доказали связь между образованностью и продолжительностью жизни: экономист из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Адриана Ллерас-Муни, опираясь на законы штата об обязательном образовании, принятые между 1915 и 1939 годами, выяснила, что наличие дополнительного года обучения к 1960 году увеличило ожидаемую продолжительность жизни калифорнийцев на 1,7 года. Другие исследования показали, что повышение уровня образованности ведет к снижению склонности к курению. Как объясняют ученые, следить за здоровьем людей заставляет, вероятно, тот факт, что любое «рискованное» поведение может потенциально угрожать высокому доходу. Образование также способствует получению навыков для анализа информации и решения сложных проблем, что также ведет к осведомленности в вопросах здоровья и получению медицинской помощи. Высокий уровень образования также связан с более высоким доходом, получением медстрахования и облегчением доступа к медицинскому обслуживанию. Следовательно, образованные люди более здоровы.
Но что причина, а что следствие? Ведь формула работает в обоих направлениях: людям с плохим здоровьем изначально может быть труднее получать знания. Нужно быть достаточно здоровым, чтобы упорно трудиться на работе, при этом хронический стресс ухудшает память, и, следовательно, обучаемость и работоспособность. Влияние социального и материального статуса на здоровье также велико: дети обеспеченных родителей обычно здоровее своих менее богатых сверстников, предположительно, из-за лучшего дородового ухода матери и проживании в менее загрязненной среде.
Таким образом, на наше здоровье влияют и образ жизни, и гены, и окружающая среда, и система здравоохранения, при этом образование играет свою немаловажную роль. Но каким образом и в какой степени — до сих пор точно не известно.
Источник
Захаров Владимир Александрович
Перед Россией, вставшей на путь духовного возрождения и решения экономических задач, встала проблема: стране нужны не только огромные материальные ресурсы, но и люди, способные максимально эффективно использовать их для достижения поставленных целей. В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.
По данным различных авторов, насчитывается лишь 14–23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы [1].
Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья обучающихся. За время учёбы число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.
alt=»statia-002″ width=»300″ height=»83″/>У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависит от педагогической деятельности в образовательных учреждениях.
По данным Д.Н. Исаева, доктора медицинских наук, профессора института специальной педагогики и психологии Международного университета имени Рауля Валленберга, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья обучающихся, связанных с образовательным учреждением, первое место занимает учебная перегрузка, второе – отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье – неприятие коллективом, смена его и т.д. Профессиональная деятельность педагога также не способствует сохранению его здоровья.
Таким образом, состояние здоровья участников образовательного процесса, как физическое, так и нравственное, входит в противоречие с потребностями модернизации российского общества. Ведь для развитого постиндустриального, информационного общества, которое мы хотим иметь, необходима социально и профессионально мобильная личность, способная адаптироваться к реальной жизни в этом сложном, динамичном мире, способная взять на себя ответственность за свои решения в условиях свободы выбора, творчески выполнять работу, общаться в микрогруппе и, что немаловажно, быть здоровой.
Исходя из сложившейся ситуации, общество и государство предъявляют образовательной системе социальный заказ на здоровую личность. В условиях инновационного развития и вариативности образовательных программ, выбирая приоритетные направления своей деятельности, каждое образовательное учреждение должно учитывать, как эти инновации повлияют на здоровье обучающихся. Современные образовательные учреждения должны стать образовательно-оздоровительными, а педагогика здоровья должна обеспечить высокий уровень образования при сохранении и укреплении здоровья всех участников образовательного процесса.
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогическое сотрудничество, личностно-ориентированная педагогика и др.). Ее главной отличительной особенностью является приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса. Это определяет необходимость последовательного формирования организационно-педагогических условий – здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, обучающиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя ответственность за результаты [2; 3]. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья от неблагоприятных воздействий, но и развитие и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, формирование у них культуры здоровья.
Среди многочисленных компонентов, оказывающих негативное влияние на показатели состояния здоровья и заболеваемости всех участников образовательного процесса, факторы образовательной среды составляют до 30%. Поэтому забота образовательных учреждений о здоровье не дань моде, реформам, модернизации, а острая потребность сегодняшнего дня.
Понятие «здоровье» определяется всемирной организацией здравоохранения (ЮНЕСКО) как отсутствие патологических отклонений в организме и состояние полного комфорта – физического, психического и социального. Правомерно и необходимо также добавить, что и духовного.
В педагогике здоровья данное определение можно представить в следующей конкретизации: здоровье – это такое психофизическое и духовное состояние обучающихся, которое обеспечивает им достаточно высокий уровень интеллектуальной и физической работоспособности, а также адаптированности к постоянно изменяющейся учебной, социальной и природной среде.
Как показывают исследования, влияние факторов, от которых зависит наше здоровье, распределяется примерно следующим образом:
- биологические факторы – генетика и наследственность –20%;
- природные – внешняя среда –20%;
- медицинские факторы или организация медицинской помощи –10%;
- социальные и социально-экономические – условия и образ жизни – 50%.
Факторы влияющее на здоровье
Все названные 4 группы факторов воздействуют как на здоровье одного человека, так и на здоровье всего населения, причем они взаимосвязаны и между собой. Но сила влияния этих факторов на здоровье неодинакова.
Ведущее (основное) значение в формировании здоровья принадлежит социальным факторам. Это подтверждается различиями в уровне общественного здоровья в зависимости от степени социально-экономического развития страны. Как свидетельствует практика, чем выше уровень экономического развития страны, тем выше показатели общественного здоровья и здоровья отдельных граждан, и наоборот.
В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование навыков здоровья – здорового образа жизни.
Учитывая, что среди факторов, влияющих на наше здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50%), именно система образования должна взять основные функции в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся [4]. Разработка здоровьесберегающих технологий, в рамках педагогики здоровья направленных на формирование здорового образа жизни и активное включение их в образовательный процесс, должны стать приоритетной для образовательной системы страны.
Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся [5].
Реальными, апробированными средствами, позволяющими сохранить и улучшить здоровье обучающихся, являются:
- предупреждение учебных перегрузок, приводящих к состоянию переутомления (научная организация и планирование учебно-воспитательного процесса);
- формирование компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья и здоровьесберегающих технологий. По данным социологов, только 4% обучающихся в учебных заведениях получает информацию о способах сохранения и поддержания здоровья от преподавателей и беда не только в том, что педагог в своей деятельности не ориентируется на охрану здоровья студентов, он и сам не научен беречь свое здоровье;
- правильная организация физической активности студентов, профилактика гиподинамии (рабочие учебные программы, организация работы спортивных клубов);
- создание благоприятного экологического пространства в учебном заведении, разумная организация питания;
- целенаправленная забота о благополучии психологического здоровья обучающихся;
- формирование культуры здоровья обучающихся;
- приобщение родителей студентов к программе сохранения и укрепления здоровья их детей.
Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий предполагает участие в нем различных специалистов (медиков, педагогов, психологов), призванных обеспечить:
- формирование у обучающихся потребности в здоровье, у педагогов – идеологии здоровья;
- физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ;
- условий режимов обучения, труда и отдыха;
- здоровьесберегающую оценку педагогических технологий;
- формирование научного понимания сущности здорового образа жизни.
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении представляет собой довольно обширную работу. Естественно, что выполнить её в полном объёме в короткий промежуток времени (даже в течение одного учебного года) весьма проблематично, поэтому необходимо разработать детальную программу и поэтапный план её выполнения только в этом случае сама работа будет носить целенаправленный характер, позволяющий рассчитывать на успех. Обязательным требованием должно быть то условие, что определение приоритета здоровья образовательного учреждения, является той общей идеей, которая объединяет и сплачивает работу всех участников образовательного процесса и прежде всего, педагогов. Как показывает практика, чаще всего для этого важнейшим условием является активная позиция администрации образовательного учреждения, направленная на придание образовательной системе здоровье формирующего и безопасного характера.
Самое ценное, что есть у человека – это здоровье. Учащаяся молодежь, студенчество относится к возрасту, стоящему на пороге репродуктивного периода. Поэтому от состояния здоровья этой категории населения во многом зависит здоровье будущего поколения. Кроме того, состояние здоровья обучающихся определяет качество подготовки молодых специалистов, поскольку овладение профессией на современном этапе развития требует от студентов больших умственных, психоэмоциональных и физических нагрузок.
Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются сами собой, это есть результат целенаправленного педагогического воздействия.
Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры, оно даёт человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни.
Библиографический список:
1. Макарова Л.П., Корчагина Г.А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Вестник Герценовского университета. – 2007. – № 6. – С. 47-48.
2. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии : уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издат. центр «Академия», 2008. – 192 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.
4. Основы валеологии : уч. пособ. / под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 204 с.
5. Макарова Л.П. [и др.] Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2012. – № 2. – С. 286-289.
6. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 400 с.
7. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз»: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. 316 с.
8. Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4;
Источник
Похожее: Результаты войны по условиям договора
|