ЕГЭ. Познание
Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – (от греч. знание, учение) -это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
- Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
- Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
- Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.
Роль чувственного познания
- При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
- Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
- Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
- При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.
Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.
Ступени рационального познания
- Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
- Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.
Пример.
Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Роль рационального познания.
- Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
- Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.
Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.
Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.
Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)
Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Основные особенности интуиции:
- непосредственность,
- неожиданность,
- неосознанность путей получения нового знания.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Источник
1.3 Виды знаний
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Природу познания, его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности знания изучает раздел философии, называемыйгносеологией (теорией познания). 1
Существуют две основные точки зрения на процесс познания:
- гностицизм;
- агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);
сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе». 2
Познание как вид деятельности
Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности:
- потребность,
- мотив,
- цель,
- средства,
- результат.
Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.
Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Цель познания — получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Средствами (методами) познания можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д.
Действия в процессе познания также многообразны. Например, внаучном познаниипринята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.
Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.
Если рассматривать процесс познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Помимо объекта в познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук являетсячеловек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение,культурологии- на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д. 3
Уровни познания
Чувственное и рациональное — два уровня познания, выделяемые в философии.
Чувственное — это непосредственное познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), поскольку чувства прямо связывают нас с окружающим миром, предполагая тесный контакт с ним.
Особенности чувственного познания: непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон.
Основными элементами (формами) чувственногопознания являются:
- ощущение — отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств;
- восприятие — непосредственное воздействие на органы чувств целостного образа предмета;
- представление — чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
На характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют не только особенности органов чувств, но также индивидуальный и культурно-исторический опыт. Известно, сколь различно восприятие расстояния и пространства у детей и взрослых, у людей разных культур. Конечно, в своей обобщающей способности чувства всегда бывают ограничены, т.к. они — лишь начальная стадия обобщения. Чувственное знание не дает полного знания объекта, оно обеспечивает знание лишь отдельных сторон изучаемых объектов. Результатом чувственного познания является субъективный образ объективного мира.
Рациональное познание — познание посредством мышления, это наиболее высокий уровень познавательной деятельности, приносящий опосредованное знание.
Особенности рационального познания: опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщенность; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Основными формами рационального познания являются:
- понятие — мысль, отражающая предметы и явления в их общих, существенных признаках;
- суждение — форма мысли, в которой через связь понятий что-либо утверждается или отрицается; (или это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе);
- умозаключение — вывод, основанный на логической связи суждений.
- индуктивное (от частного к общему);
- дедуктивное (от общего к частному);
- по аналогии.
Рациональное познание обеспечивает глубокое проникновение в реальность, обнаружение существенных связей и отношений. В результате достигается более полное и правильное понимание того, что происходит вокруг, обнаруживается истина.
Между чувственным и рациональным познанием существует неразрывная связь. Вопрос о том, какой из источников знаний — разум или чувства — является определяющим в познавательной деятельности человека, стал предметом острого спора среди философских направлений и школ. 4
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности.
Что такое знание?
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
- знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
- знание как познавательно-значимая информация;
- знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний :
- Житейское — строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию).
- Практическое — строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира.
- Художественное — строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии).
- Научное — строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы).
- Рациональное — отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.
- Иррациональное — отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
- Личностное (неявное) — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности. 5
Типология вненаучного знания
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы. 6
Источник
5 Виды знаний
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).
Рациональное познание – познание посредством мышления.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
- индуктивное (от частного к общему);
- дедуктивное (от общего к частному);
- по аналогии.
- мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
- интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
- непосредственность;
- наглядность и предметность;
- воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
- опора на результаты чувственного познания;
- абстрактность и обобщенность;
- воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности интуиции:
- внезапность;
- неполная осознанность;
- непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Источник
Знание и виды знания. Истина и ее критерии.
Субъект – активно действующий индивид, обладающий сознанием и способностью целеполагания или группа индивидов.
Объект – то, на что направлена активность человека (субъекта).
Гносеология – теория познания. Она изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса.
Вопрос о том, возможно ли познать мир полностью, породил три направления в гносеологии:
Агностицизм – принципиальное отрицание возможности познать мир.
Скептицизм – сомнение в возможности познания мира.
Гностицизм – уверенность в том, что мир познаваем (данной позиции придерживается большинство ученых).
Вид познания | Чувственное | Рациональное | Интуиция |
Средства познания | Органы чувств (обоняние, осязание, зрение, слух, вкус). | Мышление. | Озарение, наитие. |
Формы познания | Ощущение, восприятие, представление. | Понятие, суждение, умозаключение. | Мистическая (связана с переживаниями) и интеллектуальная (связана с умственной деятельностью) |
Особенности познания | Воспроизводит внешние признаки предмета, непосредственное (происходит при контакте с предметом), наглядное. | Опирается на результаты чувственного познание, абстрактно и обобщено, воспроизводит внутренние закономерности и отношения. | Непосредственно возникающее знание, внезапное, неполное и не до конца осознанное. |
Чувственное познание
В качестве источника знания рассматривает человеческую чувственность, то есть все знания основываются на деятельности органов чувств. Только с помощью непосредственных ощущений, которые возникают при контакте с внешним миром, человек может получить достоверную информацию.
Сторонники чувственного познания: Эпикур, Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеций, Дидро.
Формы чувственного познания:
- Ощущение – восприятие отдельных свойств предмета, явления процесса при непосредственном контакте.
- Восприятие – целостная картина, образ предмета, основанный на чувственных впечатлениях.
- Представление – образ объекта, запечатленный в памяти.
Рациональное познание
Название данной формы познания происходит от лат. ratio – «разум». Человек может строить идеальные схемы деятельности, то есть познавать мир на основе предварительной работы мысли. Главной задачей для рационалиста является проработка идеи, формирование идеального плана действий, рационалист предпочитает действовать согласно установленным правилам.
Рационализм – это способность человека работать с идеальными моделями и отражать мир в понятиях. Главные составляющие рационального мышления – разум, рассудок и логика.
Последователи рационализма: Декарт, Лейбниц, Гегель.
Формы рационального познания:
- Понятие – мысль, утверждающая отдельное свойство предмета, явления, процесса.
- Суждение – утверждение или отрицание чего-либо о предмете, явлении, процессе.
- Умозаключение – выведение нового суждения с помощью связи нескольких суждений.
Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания привел к появлению двух противоположных концепций:
Эмпиризм , согласно которому все знания о мире мы получаем непосредственно с помощью органов чувств.
Рационализм , согласно которому знания мы можем получать только с помощью мыслительных процессов.
Однако резко противопоставлять эмпирический и рациональный пути познания нельзя, так как они взаимосвязаны: рационалистические выводы основаны на эмпирическом опыте, таким образом эмпиризм – низшая ступень познания, а рационализм – высшая.
Знание
Знание является результатом познавательной деятельности.
Существуют следующие виды знания:
- Заблуждение – знание, которое не соответствует воспринимаемому объекту, но считается истинным.
- Житейской – основано на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании.
- Практическое – основано на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
- Художественное – основано на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
- Научное – основано на системе понятий и категорий, общих принципов и законов, характеризуется логичностью, объективностью.
Виды знания (классификация по источнику знания):
Рациональное – строится на рациональном мышлении, терминах, фактах, характеризуется объективностью.
Иррациональное – строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью, субъективностью.
Истина и ее критерии
Достижение истины – цель научного познания.
Истина это:
- «Соответствие мыли и предмета, знания и действительности» (Аристотель).
- Знание, соответствующее предмету познания.
- Объективное отражение действительности в сознании человека.
Споры о критериях истины ведутся на протяжении 2,5-тысячелетней истории человечества. Уже Платон говорил о необходимости отделять истинное знание (эпистеме) от мнения (доха).
В разные времена выдвигались разные критерии истины: Гегель считал, что действительность должна соответствовать абсолютной идее, Кант считал, что истине присущи всеобщность и необходимость, Декарт считал главными критериями истины простоту и ясность.
Недостаток всех перечисленных выше подходов в том, что они выводят критерии истины только из самого знания, в то время как истинность можно установить, только сравнивая знания с объектом, то есть только в ходе практической деятельности.
Таким образом истина – это знание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Источник