Конспект консультации для педагогов «Как правильно провести мастер-класс»
(Слайд 2) Мастер-класс – это открытая педагогическая система, с помощью которой педагоги передают коллегам новые возможности педагогической практики. Это актуальная форма для обобщения и распространения инновационного педагогического опыта. Ее особенность заключается в том, что она основана на практических действиях педагога и включает творческое решение познавательной задачи или проблемной ситуации.
В методической работе мастер-класс занимает ведущее место. Большой популярностью пользуются мастер-классы, где педагоги имеют возможность узнать технологию изготовления продукта и получить его самостоятельно. Это делает данную методическую форму привлекательной для воспитателей.
Ключевые правила проведения мастер-класса
Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.
Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.
Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.
Педагог-мастер должен обеспечить интерактивную форму общения в ходе мастер-класса, т. е. дать возможность участникам практически познакомиться с предлагаемыми технологией и приемами.
Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.
У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.
Мастер-класс имеет определенную структуру: (Слайд 3)
• показ или демонстрацию технологии процесса;
• практическую часть – создание продукта;
• презентацию продукта (афиширование);
• выводы (рефлексию).
На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. (Слайд 4) Согласно ему, педагог-мастер:
• определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
• представляет участникам мастер-класса технологию;
• формирует рабочие творческие группы;
• организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
• предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.
Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.
Предлагаю вам заранее продумать расположение столов и стульев для практической работы. Существует множество способов размещения участников мастер-класса в зависимости от целей и формы поведения. (Слайд 5 — 8)
Пример подготовки и проведения мастер-класса
Рассмотрим один из вариантов подготовки и проведения мастер-класса.
Это будет мастер-класс по ознакомлению педагогов с технологией изготовления лепбуков.
Структура мероприятия включает три части: общую организационную (теоретические аспекты, основную практическую (работу участников по отдельным мастерским) и заключительную (презентацию полученных продуктов).
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА «Использовани елепбуков в работе с детьми дошкольного возраста»
• Рассказ о видах лепбуков и возможности их применения.
• Создание творческих групп и распределение тем работы
• Практическая часть (мастерские) – создание лепбуков.
• Обсуждение и обмен мнениями.
На этапе подготовки мастер-класса формируется инициативная группа. В нее могут входить методисты или старшие воспитатели, воспитатели, которые владеют практическими технологиями и выступают в качестве педагогов-мастеров, и инициативные родители.
Инициативная группа определяет тематику и количество мастерских,решает организационные вопросы: подготавливает помещение, необходимое оборудование и материалы, оформляет презентации.
После определения цели и этапов практической работы участники разбиваются на творческие группы по 3 – 4 человека. В мастерских они определяют форму своего лепбука и самостоятельно изготавливают его.
На заключительном этапе – этапе афиширования -участники мастер-класса демонстрируют изготовленные лепбуки, и предлагают варианты их использования в образовательной деятельности.
Цель подобных практических мастер-классов не просто изготовить продукт, а продумать последующее его применение в игровой, познавательно-исследовательской и других видах деятельности.
Изготовление лепбуков – увлекательное занятие. Педагог в совершенстве овладевший этой техникой может не только изготавливать их самостоятельно, но и привлекать к работе детей и их родителей. Лепбук можно использовать как для изучения какого-либо предмета или явления, но и для закрепления знаний по заданной теме. Работать с лепбуком ребенок может как самостоятельно, так и в группе сверстников. Создание лепбука может стать отличным завершением любого проекта.
Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов
1. Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.
2. Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.
3. Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.
4. Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.
5. Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.
6. Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.
7. Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.
8. Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.
9. Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.
10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.
Источник
Мастер-класс с педагогами школы: Сотрудничество — путь к успеху
(минус Mercy Follows)
Уважаемые коллеги, добрый день! Наш мастер-класс мне бы хотелось начать с высказывания автора книги «Революция в обучении», современного телеведущего 22 международных телевизионных программ по обучению — Гордона Драйдена:
У каждого из нас есть свой любимый
способ обучения и любимый стиль работы.
Кто-то относится к ученикам-зрителям.
других можно назвать «аудиоучениками»…
Кто-то «печатно ориентирован»: учится,
читая книги. Кто-то «интерактивен»:
учится, взаимодействуя с другими.
1. Уважаемые коллеги, а вы себя к какой относите группе учеников?
2. Давайте, поступим следующим образом, поднимите руки те кто относит себя к ученикам – зрителям? А присутствуют ли здесь аудиоученики? А кто печатноориентирован? А есть ли здесь интерактивные ученики?
3. А как вы считаете, какой способ обучения наиболее актуален? И почему?
Да, действительно в условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является — сформировать у учащихся навыки общения в группе и коллективе.
И поэтому наш мастер-класс звучит так:
«Сотрудничество – путь к успеху»
Как вы понимаете термин «учебное сотрудничество»?
Если обратиться к психологическому словарю:
— УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО — форма взаимодействия педагога и учащихся, в котором совместно ставится и решается проблема, умственная задача.
Между какими субъектами может быть выстроено взаимодействие на уроке?
(учитель-ученик, ученик-ученик, я-я)
Уважаемые коллеги, организуя сотрудничество мы должны помнить о самой главной идее обучения — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?
Давайте проверим:
Игра «Пчелы и змеи»
1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.
2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – змеи.
3. Вам необходимо выбрать своего короля.
4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать полминуточки, я вас позову.
5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а змеи прячут условную ящерицу.
(Приглашаем королей)
6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король змей — ящерицу.
7. А вы Пчёлы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.
8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.
Вопросы:
— Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (змей)?
— Ваши группы хорошо вам помогали?
— Вы остались довольны вашими подданными?
— Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?
— Змеи, вы как взаимодействовали друг с другом?
— Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?
Ответ: Определить конкретную цель (задание) (т.е., что нужно было искать конкретно)
Следующее упражнение называется «Неожиданные картинки»
1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.
2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)
3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)
4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.
5. Снова обменяемся рисунками.
Вопросы:
— Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?
— Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
— А можем ли мы этот прием использовать на своих уроках?
Правило 2: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.
Игра «Рисунок в два этапа»
1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.
2. Положите между собой лист ватмана и поставьте фломастер в центр листа и, не отрывая руку, закройте глаза.
3. В течении минуты (пока звучит музыка) вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.
4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге.
5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.
6. Завершить рисунок и решить, как Вы его назовете.
Правило №3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.
Итак, делаем общий вывод. В ходе нашего мастер-класса мы выделили
3 ключевых правила.
Используете ли вы эти правила на практике?
А для того, чтобы подвести итог нашей работы, я предлагаю вновь поработать в парах. Вам необходимо составить общее мнение о нашем мастер-классе начиная со слов «Мы хотим сказать…»
А я надеюсь, что правила которые мы определили, будут полезны.
Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!
Коллеги, а на прощание я хочу сказать: благодарю вас за работу, желаю вам успешного учебного сотрудничества!
Источник
Мастер-класс как современная форма методической работы
На современном этапе развития образования актуальным становится выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта. Одной из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта является такая современная форма методической работы как мастер-класс.
Данное понятие широко используется во многих сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают урок, мероприятие, презентацию достижений педагога, но это не совсем так.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия “мастер-класс”. В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.
В первую очередь, мастер-класс – это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины.
Мастер– класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера ( под Мастером подразумевается педагог, ведущий мастер-класс)
Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия
Итак, мастер-класс – это форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики:
- вызов традиционной педагогике;
- личность учителя с новым мышлением;
- не сообщение новых знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия;
- плюрализм мнений;
Обобщая сказанное, можно выделить важнейшие особенности мастер– класса, а именно:
- Новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы.
- Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями.
- Создание условий для включения всех в активную деятельность.
- Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций.
- Приемы, раскрывающие творческий потенциал, как Мастера, так и участников мастер-класса.
- Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам.
- Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
- Форма взаимодействия – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии его проведения главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работ – одна из важнейших задач для Мастера. Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию. Это достаточно технологически сложный процесс с определенными требованиями к его организации и проведению.
Требования к организации и проведению мастер-класса
Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастер– класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Основными элементами технологии проведения мастер – класса, методическими приемами является индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Индукция. Системообразующим элементом мастер – класса является проблемная ситуация – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания – чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое – вопросное состояние субъекта (участника), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним, определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию, присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индуктором (индукцией).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у участников.
Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у педагога вообще нет потребности в развитии, то одного индуктора недостаточно, нужна серия мотивационных приемов мастерских по формированию этой потребности. Существуют и другие, не менее значимые потребности: быть личностью, потребность в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и др. Мастер в процессе мастер-класса должен стремиться реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию потребности саморазвития.
Если подобного интереса нет, Мастеру необходимо направит действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы участники сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы – необходимое средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
В технологии проведения мастер-класса обычно используется определенный алгоритм поиска решения педагогической проблемы.
Примерный алгоритм проведения мастер-класса:
- выделение проблемы
- панель
- объединение в группы для решения проблемы
- работа с материалом
- представление результатов работы
- обсуждение и корректировка результатов работы
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса.
Важнейший элемент технологии мастер-класса – групповая работа (малые группы могут определяться Мастером, образовываться стихийно, по инициативе участников). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников (экстра и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем, участники свободны в выборе метода, пути поиска, темпа работы. Каждому предоставлена независимость, в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно, чтобы в отчете были задействованы все. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников мастер-класса, дает им возможность самореализоваться, что позволяет учесть и включить в работу различные способы познания каждого педагога.
Афиширование – это представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов и др.)
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого понятия слова “озарение”, “инсайт”, “понимание”. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв – это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученого, исследователя, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия – последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.
Источник
Мастер-класс — что это такое, рекомендации по его проведению
Количество мастер-классов сейчас превышает число проводимых семинаров и тренингов. Итогом каждого из них прогнозируется обретение невероятных навыков, которые приведут к успеху и позволят обрести власть над всеми, кто мастер-класс не прошел. Что же такое мастер-класс?
Мастер-класс — это способ обучения и оттачивание практического навыка. Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое имя, заставляющее публику приходить на обучение.
Мастер-класс построен на обоюдном взаимодействии ведущего и участника. Это одно из главных отличий этого способа обучения от других. Семинары, тренинги и другие способы передачи навыков такого не предполагают: в ходе них тренер не обращается к кому-то персонально, он работает для всей аудитории сразу, и зачастую эта аудитория не ограничивается одним десятком лиц. Число участников мастер-класса крайне ограничено, обычно оно не превышает десятка, а ведущий ищет подход к каждому и налаживает контакт в процессе занятия.
Главный принцип мастер-классов можно описать как:
я знаю и умею делать правильно, и легко научу этому каждого из вас.
Только профессионал высокого уровня может проводить мастер-классы.
Как организовать и провести хороший мастер-класс: технология организации
Если вы владеете каким-то навыком настолько хорошо, что готовы поделиться своими знаниями с другими, то вам пригодится информация, как организовать мастер класс и это сделать. Мы подготовили ряд советов, которые помогут наметить курс на грамотную организацию мастер-класса и зададут правильный вектор.
Процесс подготовки состоит из трех этапов: подготовительный, активный, итоги. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Подготовительный этап: этот этап займет больше всего ресурсов. От тщательности его проработки зависит то, насколько легко будет потом. Он подразумевает:
- выбор темы мастер-класса и идеи, через которую она будет раскрываться — для этого необходимо детально определить цель проведения мастер-класса и разбить ее достижение на ряд конкретных задач;
- определить аудиторию и уровень ее осведомленности в вопросе: чем точнее будет портрет ЦА, тем проще будет заинтересовать пришедших;
- выбрать форму мастер-класса, которая поможет передать знания и умения и получить позитивную обратную связь от участников занятия;
- разработать проблему, которая заинтересует участников и заставит их участвовать в мастер-классе;
- подготовить план занятия, в котором стоит прописать четкий алгоритм и вписать весь мастер-класс в отведенное время;
- найти место для мастер-класса, подходящее под число участников и другие требования.
Мастер-класс состоит из мелких деталей, которые в конечном итоге влияют на ощущения участников и степень их удовлетворенности уроком. Если вы уверены, что все детали учтены, можно переходить ко второму этапу.
Активный этап. Здесь тоже есть моменты, которые нельзя игнорировать, потому что от них зависит успех:
- перед проведением мастер-класса проверьте, все ли необходимое на месте, все ли техническое оснащение работает;
- не забудьте поприветствовать учащихся и коротко рассказать им о себе и о мастер-классе;
- говорите внятно и с разной интонацией: следите за своей речью, все должно быть понятно и четко;
- не забывайте о жестикуляции и мимике, ведите себя расслаблено — вы специалист, которому доверяют;
- будет отлично, если вы запомните имена всех участников — это позволит обращаться к каждому лично и создать доверительную атмосферу;
- постарайтесь уделить внимание каждому учащемуся — они приходят учиться, мастер-класс подразумевает как раз личный контакт со всеми учениками;
- следите за временем — все задачи, которые нужно решить в ходе мастер-класса, должны быть решены вовремя;
- не забудьте получить от учеников обратную связь — отзывы позволят работать над качеством мастер-классов.
Подведение итогов. Ошибочно относить эту часть к окончанию мастер-класса, ведь итоги могут быть и промежуточными. Вообще есть два вида итогов: один для учеников, а другой — для самого себя. Это помогает избежать повторения ошибок и отточить свое мастерство как учителя. Не стоит переживать, если недочетов оказалось слишком много — это значит, что есть к чему стремиться и куда расти. И если вы это осознаете, самое время начать готовиться к новому мастер-классу.
Подготовка к мастер-классу
При подготовке к мастер-классу нужно понять, какой способ его проведения будет эффективным. В мастер-классе важна наглядность, информация подкрепляется практическими навыками. Демонстрация опыта помогает быстро освоить навыки, связанные с тематикой мастер-класса.
Важна личность того, кто проводит мастер-класс. У него должна быть личная концепция работы, он эксперт, который умеет располагать людей и делать так, чтобы их слушали. Он должен иметь собственные приемы, которые отличают его от других мастеров и делают занятия особенными.
Заменить мастера в проведении его персонального мастер-класса нельзя. Если такое случится, то урок получится совершенно другим, вероятно, даже с другими результатами.
К проведению мастер-класса ведущий готовится всю свою жизнь, ведь в его основе — весь личный опыт. В подготовку мастер-класса включены:
- уместность форматов;
- многогранность личности и воздействия;
- уникальность приемов и методик.
Большое значение и имеют характеристики личности ведущего. В частности:
- голос, дикция и интонация;
- мимика, умение жестикулировать;
- пантомимика и мнемотехника;
- умение общаться;
- харизма;
- умение импровизировать;
- умение поддержать разговор;
- знания психологии и т.д.
Цель и задачи мастер-класса
Основная цель мастер-класса в передаче опыта участникам. Задач у мастер-класса несколько:
- Изложение релевантного тематике занятия опыта.
- Отработка приемов на практике, проверка полученной информации практическим путем.
- Мотивация к самопознанию в обозначенной области.
- Помощь в разработке персональных программ развития, связанных с темой занятия.
Формы мастер-класса и выбор тематики
Мастер-класс может быть проведен в нескольких формах. Популярные из них:
- обучающая игра, в которой участвуют все присутствующие и учатся взаимодействовать друг с другом в ситуациях, которые предлагает ведущий в обучении;
- производство коллажей;
- уроки для взрослых, в ходе которых ими оттачиваются навыки эффективной работы с оппонентами или детьми (если речь идет о педагогах);
- моделирование ситуаций, круглые столы;
- посещение открытых мероприятий;
- дискуссии, подкрепленные практикой и т.д.
Форматов проведения мастер-класса крайне много. Список ограничивается фантазией автора и его техническими возможностями. В рамках одного урока комбинируется несколько форматов, которые помогают полно раскрыть тематику.
К слову о тематике. Ее выбор не должен занимать много времени. Проведением мастер-класса занимается профессионал, который погружен в определенную сферу и связал с ней жизнь. Он точно знает, в чем является экспертом, в рамках какого направления готов передать свой опыт. Выбор тематики зависит исключительно от знаний и навыков автора мастер-класса. Если же никакой экспертной области для него нет, то стоит задуматься: а нужно ли вообще тратить свое время на организацию уроков? Может быть лучше заняться саморазвитием и самому посетить несколько профильных семинаров.
Кому стоит подумать над проведением мастер-класса
Как уже говорилось выше, проводить мастер-классы стоит тому, кто является экспертом в какой-либо области. При этом важно, чтобы его экспертность отмечал и он сам, и специалисты, работающие в той же сфере. Хорошо, если его навыки подкреплены какими-то документами и сертификатами, есть награды, а его имя известно всем.
Списка областей, в которых лучше всего проводить мастер-классы, нет. Это могут быть как известные бизнес-тренеры, так и учителя — главное, чтобы им действительно было о чем рассказать и чем поделиться.
Передаваемый навык должен быть важен для участников мастер-класса. Он должен решать их проблему, помогать в развитии и жизни в целом. Только тогда занятие будет успешным и посещаемым, о нем будут рассказывать друзьям и знакомым с похожей проблемой или желанием прокачаться в этой сфере.
Выше мы уже говорили, что для ведущего важны не только навыки, но и харизма — без нее удержать внимание публики и понравиться ей не удастся. Это можно тоже развить, иногда она приходит с опытом. Главное поставить себе цель и понять, зачем вам нужно проведение мастер-класса, к чему лично вы хотите прийти с его помощью.
Оценка эффективности мастер-класса
Оценивать эффективность мастер-класса можно разными способами. Например, по окончании занятия можно дать участникам опросный лист, в котором указать ключевые вопросы по результативности мастер-класса. Ответы можно давать не развернутые или, например, с помощью цифр. В последнем случае стоит создать шкалу от 0 до 5, в которой 0 — означает совсем нет, а 5 — полностью согласен. Это простой и быстрый способ понять, зашел мастер-класс участникам или нет. В конце можно оставить открытый вопрос, в котором предложить каждому рассказать, что понравилось, а чего им не хватило.
Такой же опросный лист можно заполнить и самому. Так вы сможете понять, насколько ваши личные ощущения сошлись с мнением участников мастер-класса.
Опросный лист важно составить таким образом, чтобы он помогал выявлять пробелы и в дальнейшем их устранять. Уже спустя несколько занятий вы перестанете делать большую часть ошибок и повысите качество своих мастер-классов.
Заключение
Мастер-класс — один из эффективных способов передать свое мастерство тем, кто хочет быстро им овладеть. Его специфика заключается в тесном контакте ведущего и участников, в возможности лично пообщаться с каждым, кто пришел на обучение. Здесь вся теоретическая информация подкрепляется практическими навыками, поэтому она лучше запоминается и усваивается.
С точки зрения организации мастер-класса работы чуть больше, чем при проведении семинаров и тренингов. Необходимо подготовить материалы и техническое оснащение, подобрать площадку и продумать все мелочи.
Во время мастер-класса важно наблюдать за аудиторией, слушать, что она говорит. Часто в процессе люди озвучивают проблемы, которые им хотелось бы решить, но которые к теме мастер-класса относятся лишь косвенно.
Например, мастер-класс посвящен контенту в соцсетях, а людям интересно узнать, как продвигать ролики на ютубе. Вы можете взять на вооружение эту информацию и сделать ее основой следующего мастер-класса. Чем точнее будут ваши наблюдения, тем больший отклик вы получите от аудитории и тем сильнее будет ваша экспертность.
Внимание к участникам мастер-класса — это ключ к успеху. Все, кто работает с людьми, должны им помогать. Тогда отдача будет быстрой и позитивной, гарантируем: вас полюбит любая публика.
Источник
Итоги работы мастер-класса учителя-мастера Селюковой Екатерины Игоревны, учителя русского языка и литературы МБОУ Школа №127 ГО г.Уфа РБ по теме «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»
В работе мастер-класса приняли участие 17 учителей русского языка и литературы образовательных учреждений ГО г.Уфа РБ, в том числе учителей Октябрьского района – 6 человек, Калининского района – 4 человека, Орджоникидзевского района – 3 человека, Кировского района – 3 человека, Советского района – 1 человек.
Этапы работы:
- Ознакомление участников мастер-класса с теоретическими основами организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал обучающихся на уроках русского языка и литературы.
- Обучение использованию игровых и информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
- Ознакомление использованию инновационных подходов к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.
- Моделирование уроков русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы с использованием игровых и информационных технологий.
- Обсуждение вариантов игровых заданий по развитию творческих способностей обучающихся.
- Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и составления индивидуальной работы по самообразованию.
- Подведение итогов мастер-класса.
Просмотр содержимого документа
«Итоги работы мастер-класса учителя-мастера Селюковой Екатерины Игоревны, учителя русского языка и литературы МБОУ Школа №127 ГО г.Уфа РБ по теме «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы»»
Итоги работы мастер-класса учителя-мастера
Селюковой Екатерины Игоревны, учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №127 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ по теме
«Развитие творческого потенциала обучающихся
на уроках русского языка и литературы»
В 2012-2013 учебном году на базе МБОУ СОШ №127 Октябрьского района города Уфы проводился городской мастер-класс по теме «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы».
Цель: обобщить опыт проведения уроков с использованием игровых и информационных технологий и передать его желающим педагогам, предложить банк идей, педагогических находок для развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
- Собрать практический материал по названной теме, систематизировать его.
- Привлечь внимание коллег к актуальности этой проблемы.
- Повысить профессионализм учителей русского языка и литературы.
- Повысить уровень и качество проведения уроков русского языка и литературы.
- Создать технологические разработки уроков.
- Обеспечить учителей русского языка и литературы методическими разработками.
В работе мастер-класса приняли участие 17 учителей русского языка и литературы образовательных учреждений ГО г.Уфа РБ, в том числе учителей Октябрьского района – 6 человек, Калининского района – 4 человека, Орджоникидзевского района – 3 человека, Кировского района – 3 человека, Советского района – 1 человек.
Этапы работы мастер-класса:
- Ознакомление участников мастер-класса с теоретическими основами организации учебной деятельности с применением технологий, развивающих творческий потенциал обучающихся на уроках русского языка и литературы.
- Обучение использованию игровых и информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
- Ознакомление с использованием инновационных подходов к анализу лирического текста при изучении литературы и родного (русского) языка и литературы.
- Моделирование уроков русского языка, литературы, родного (русского) языка и литературы с использованием игровых и информационных технологий.
- Обсуждение вариантов игровых заданий по развитию творческих способностей обучающихся.
- Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и составления индивидуальной работы по самообразованию.
- Подведение итогов мастер-класса.
Прием «Найди соответствия»
1-г, 2-а, 3-е, 4-б, 5-в, 6-д
- Сравнение
- Метафора
- Метонимия
- Олицетворение
- Гипербола
- Эпитет
а) Это скрытое сравнение; перенос значения с одного предмета на другой по сходству.
б) Перенос свойств человека на неодушевленные предметы или явления.
в) Преувеличение
г) Сопоставление предметов или явлений при наличии общего существенного признака
д)Художественное определение, создающее запоминающийся, яркий образ, обнаруживающий неповторимость авторского взгляда на мир.
е) Перенос значения по смежности явлений
Прием «Кластер» (гроздья)
Решаем кроссворды
1 п 2 с 3 о 4 м
Творческие работы
Представление творческих работ учеников
Занятия мастер-класса проводились в различных формах:
- Лекция.
- Беседа.
Занятия мастер-класса проводились в различных формах:
- Работа в группах.
- Практическое занятие.
Занятия мастер-класса проводились в различных формах:
Открытые уроки и защита проектов
В результате проделанной работы слушатели мастер-класса:
- овладели игровыми, информационными технологиями, позволяющими развивать творческие способности обучающихся;
- собрали практический материал, пополнили раздаточный материал к урокам русского языка и литературы, продолжили формирование банка мультимедийных презентаций;
- самостоятельно составляли игровые задания и презентации к урокам русского языка и литературы;
- начали активно использовать игровые и информационные технологии в педагогической деятельности.
Адреса для работы школьников в сети
Интернет. http :// www . rubicoh . coh / Рубикон. База данных сетевых энциклопедий и словарей. Поиск.
http :// mega . km / ru / Mega / km / ru / Коллекция онлайновых энциклопедий
/ everyday . com . ua Ноопортал – текстовая и табличная информация по различным отраслям знаний, структурированная по рубрикам.
/ drofa . ru издательство «Дрофа» мультимедийные пособия.
/ alleng . ru образовательные ресурсы Интернета.
/ allbest . ru каталог ресурсов по предмету.
/ fcior . edu . ru федеральный образовательный портал.
- / everyday . com . ua Ноопортал – текстовая и табличная информация по различным отраслям знаний, структурированная по рубрикам. / drofa . ru издательство «Дрофа» мультимедийные пособия. / alleng . ru образовательные ресурсы Интернета. / portal — school . ru школьный портал. / allbest . ru каталог ресурсов по предмету. / fcior . edu . ru федеральный образовательный портал.
Электронные учебники
Диагностика качества знаний при использовании ИКТ в 5-9 классах
Развитие и удовлетворение познавательных потребностей учащихся
Итоги мастер-класса
По итогам работы мастер-класса получены положительные отзывы. Все участники мастер-класса планируют использовать в педагогической деятельности представленные технологии, многие продолжат составление плана индивидуальной работы по самообразованию.
Девизом каждого учителя сегодня пусть станут слова Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…»
Источник