Консультация для родителей Сто тысяч почему Отвечаем на детские вопросы

Консультация для родителей «Сто тысяч почему. Отвечаем на детские вопросы»

Сто тысяч почему. Отвечаем на детские вопросы.

Почему только научившись разговаривать, ребенок почти сразу начинает безостановочно лопотать, задавать много простых, но очень уж каверзных вопросов, заставляя родителей хорошенько задуматься, прежде чем ответить на них. Это значит, что ваш ребенок достиг возраста «почемучки», а вам выпала роль стать его учителем. Как же не допустить ошибку, наговорив лишнего, отвечая на многочисленные, казалось бы, бесконечные вопросы малыша?

Главные принципы ответов на детские вопросы

Если вы хотите сохранить уважение и доверие малыша – не врите ему, говорите только правду, насколько бы странными ни были вопросы. Адаптируйте эту правду в соответствии с возрастом и интеллектуальным развитием ребенка. Не забывайте, что дети понимают значительно больше, чем могут выразить словами.

В лексиконе родителей не должно быть слова «не знаю». Для ребенка, его родители настоящие герои, образцы для подражания, поэтому они просто не могут чего-то не знать. Если вы знали, как зачать ребенка, будьте добры, знайте и ответы на вопросы своего крохи. Ответив на вопрос «не знаю», вы огорчите малыша, вызовете его недоверие (он ведь уверен, что вы знаете абсолютно все обо всем, разочарование, он будет попытаться найти ответ при помощи других источников, что не слишком хорошо, ведь никто не даст ему ответа лучшего, чем мама и папа.

Отвечайте спокойно

Сохраняйте спокойствие, помните о терпении – малыш исследует мир, ему интересно абсолютно все. В свое время вы вели себя абсолютно так же, тоже когда-то были «почемучкой». Заполните «чистый лист» вашего ребенка нужной и правильной информацией.

Очень хорошо, если ваши слова будут подкреплены наглядными примерами – тогда малыш будет лучше усваивать информацию, не будет трижды задавать одни и те же вопросы.

А почему небо синее, травка зеленая? «Видишь ли, доченька (сыночек, в этом мире у всего есть своей цвет. У каждого человека, вещи и даже явления — он свой. Задолго до твоего рождения на свет, природа покрасила землю – в коричневый, лес – в зеленый, а небо в синий. Так всегда было и так всегда будет».

А почему кошечка мяукает, а собачка гавкает? «Кошечка мяукает, собачка гавкает потому, что коровка мукает, свинка хрюкает, и ты задаешь сейчас этот вопрос. Так они разговаривают, точно также как и мы с тобой. У животных есть свои языки, как и у любого народа живущего на нашей прекрасной Земле. Хотя у нас с животным разные языки, они нас прекрасно понимают – если ты улыбнешься собачке, погладишь ее, она поймет, что так ты ее приветствуешь. Чтобы поприветствовать тебя взамен, она тоже что-нибудь для тебя сделает – лизнет в ухо или подаст лапу. Пойми доченька (сынок, слова не главное, главное то, что мы ими хотим выразить, а именно наши действия».

Мамочка, а откуда дети берутся? Услышав этот вопрос из уст ребенка, главное не начинай краснеть, бледнеть, заикаться или вовсе отмалчиваться. Это абсолютно нормальный и вполне логичный вопрос, один из тысяч. Поэтому, не нужно такими реакциями показывать ребенку, что он (этот вопрос) особенный и постыдный. Вы можете ответить ребенку примерно следующими словами: «Ты – наш с папой ребенок, и родился от нашей любви. У мамы, как у цветочков стоящих на окне, было семечко, у папы была водичка, и когда мы с ним встретились, затем поженились, мы обзавелись своим собственным горшочком и почвой – домом. Потом мама посадила свое семечко, папа полил его водичкой, а спустя некоторое время родился ты, как из цветочка рождается росточек. Как росточек вырастает в новый цветок, так и ты когда-нибудь вырастешь и станешь таким же, как мы с папой».

Конечно же, в качестве ответа на этот вопрос вы можете рассказать и про аистов. Но эта история стара как мир и не дает полноценного ответа на вопрос малютки. Вскоре он узнает об этом и вновь подойдет к вам с этим же вопросом. Так пусть правду ему скажете вы, а не ребята во дворе.

Итак, когда ребенок будет задавать вам эти и сотни других вопросов, услышьте его и дайте достойные ответы. Тогда вы вскоре увидите, как «незнайка» превратившийся в «почемучку» вновь превращается, но уже в «знатока»!

Консультация логопеда для родителей «Детские ошибки» Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Вопросы ребенка взрослому — проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись.

Консультация для родителей «Детские страхи» Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития.

Консультация социального педагога «Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома» Семь рисков приемной семьи: почему детей возвращают в детские дома «А потом мы отвели его обратно в детский дом» — эта фраза вызывает едва.

Консультация для родителей «Кто в детском саду сможет ответить на все интересующие вопросы?» В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться,.

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?» Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на них готовые ответы. Как же правильно отвечать на детские вопросы?.

Памятка для родителей «Как правильно отвечать на детские вопросы» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ?» Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» — ждут на.

Консультация для родителей «Почему дети задают вопросы и как на них отвечать» «Почему дети задают вопросы и как на них отвечать» Примерно в 2,5 года у ребенка начинается новый период в жизни – время открытий и интересных.

Источник

Сто тысяч почему

Сто тысяч почему
Из стихотворения английского писателя Джозефа Редьярда Киплинга (1865—1936) «Есть у меня шестерка слуг. » в переводе Самуила Яковлевича Маршака (1887— 1964):
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, —
Все знаю я от них.
Но у меня есть милый друг —
Особа юных лет.
Ей служат сотни тысяч слуг —
И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак,
В ненастье, дождь и тьму
Пять тысяч Где, семь тысяч Как,
Сто тысяч Почему.

Выражение «сто тысяч почему» стало особенно популярным после того, как С. Я. Маршак так назвал свою книгу (1929), изданную под псевдонимом «М. Ильин». В этой книге он рассказывает детям о происхождении и свойствах самых обыкновенных вещей, которые их окружают.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое «Сто тысяч почему» в других словарях:

Сто тысяч почему — Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /em> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468 … Большой словарь русских поговорок

ПОЧЕМУ — Сто тысяч почему. Разг. Множество вопросов (обычно употребляется при характеристике любознательности). /em> Восходит к стихотворению Р. Киплинга «Шесть слуг». БМС 1998, 468. Через почему? Жарг. мол. (Одесск.). По какой причине? Смирнов 2002, 248 … Большой словарь русских поговорок

Лапшин, Николай Фёдорович — Лапшин Николай Фёдорович Дата рождения: 6 января 1888(1888 01 06) Место рождения: Санкт Петербург Дата смерти: 1942& … Википедия

М. Ильин — Имя при рождении: Илья Яковлевич Маршак Дата рождения: 29 декабря 1895 (10 января 1896)(1896 01 10) Место рождения: Бахмут Дата смерти … Википедия

Ильин М. — (псевдоним; настоящие фамилия и имя Маршак Илья Яковлевич) [29.12.1895 (10.1.1896), г. Бахмут, ныне Артёмовск, 15.11.1953, Москва], русский советский писатель. Окончил Ленинградский технологический институт (1925). В 1927 опубликовал… … Большая советская энциклопедия

Маршак, Илья Яковлевич — Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Похожее:  Вопросы главе администрации от детей

Илья Маршак — Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Илья Яковлевич Маршак — (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический факультет… … Википедия

Маршак, Илья — Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Маршак И. — Илья Яковлевич Маршак (псевдоним М. Ильин, 10 января 1896 1953) советский писатель, инженер химик. Младший брат С. Я. Маршака. Осенью 1915 поступил на физико математический факультет Петербургского университета. В 1920 году поступил на химический … Википедия

Источник



Вопросы или сто тысяч почему

Часто можно услышать выражение: «Сначала родители учат детей говорить и ходить, а потом сидеть и молчать». Это немного перефразированное выражение принадлежит Марселю Паньолю. Почему так? Дети очень любознательные от природы, они стремятся собрать как можно больше знаний о мире. Родители же выступают для детей первым и самым главным источником этих знаний. Однако шквал самых разнообразных детских вопросов может поставить в тупик даже самого искушенного родителя. Какое значение имеют детские вопросы? Нужно ли отвечать на все детские вопросы? И как на них отвечать, если не знаешь ответа? Сегодня в рубрике «Я.Ты.Мы» постараемся разобраться в данной теме.

Познавательный интерес ребенка это основа и движущая сила его развития. Первые годы жизни ребенок познает мир, ощупывая и облизывая все доступные предметы его окружения. По мере взросления он овладевает новым инструментом познания — речью. Речь — это мощное орудие, которое позволяет исследовать мир на совершенно новом уровне, на уровне смыслов. В процессе формулирования вопросов и обдумывания ответов на них, происходит развитие мыслительных способностей ребенка. Качество вопросов, которые задает ребенок, отражает уровень его развития. Побуждая ребенка спрашивать, взрослый стимулирует познавательный интерес и создает интеллектуально развивающую среду.

Прежде, чем отвечать на детский вопрос взрослому необходимо понять, что же лежит в его основе. Как было сказано ранее, детский вопрос — это ключ к познанию, а поскольку мир очень противоречив и информация из него поступает самая разнообразная, ребенку необходимы многочисленные уточнения. Задавая вопрос снова и снова, ребенок убеждается: да я понял все правильно, и этот кусочек мира я уже знаю. Помимо познания есть и другие причины многочисленных детских вопросов. Так ритуал «спрошу у мамы» —- это способ или просьба подтвердить, что малыш значим и любим, к его потребностям и словам прислушиваются, с ним готовы общаться. В этом случае не столько ответ важен для ребенка, сколько важно внимание взрослого и общение с ним. Иногда вопросы нужны малышу, чтобы выразить свои чувства. Так, обилие вопросов после смерти кого-то из родственников или потери домашних любимцев необходимо ребенку, чтобы справиться с болью, научиться переживать потерю близких. Есть вопросы, которые вырастают из страха. Больше всего пугает то, что не понятно, отвечая на вопросы малыша, мы снимаем элемент неизвестности и прогоняем страх.

Несмотря на то, что большинство детей, вступающие в возраст «почемучек», задают вопросы тоннами, встречаются дети, не задающие или почти не задающие вопросы. Одной из причин может быть снижение познавательной активности как особенность развития современных детей. Так, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. Ломоносова Ольга Карабанова на IV Всероссийском съезде работников дошкольного образования заметила, что дети буквально «перекормлены» различными данными. Их мозг постоянно получает различную информацию. В итоге, нужные вопросы родителям ребята уже не задают. «Одна из особенностей развития современных детей — то, что они живут и воспитываются в информационном обществе, и возникает проблема крайне низкого уровня любознательности детей. Уровень познавательной мотивации крайне низок, дети «перекормлены» информацией, они не испытывают того желания, стремления, которое было раньше характерно для детей и дало возможность описывать дошкольное детство как возраст «почемучек», возраст любознательности», — заметила Ольга Карабанова. Эксперт считает данную тенденцию достаточно тревожной.

Однако снижение познавательной активности является не единственной причиной отсутствия у ребенка вопросов. Так, трудности с речью, задержка речевого развития, проблемы эмоционального характера (неуверенность в себе, кризисная ситуация в семье), задержка когнитивного развития (ситуации, когда ребенок еще не понимает, что общение с другими является источником информации) — все это может быть причиной отсутствия вопросов у ребенка и безусловно должно насторожить взрослого.
В норме активный и любознательный ребенок задает вопросы, и полученная информация побуждает его спрашивать еще больше. Задача же взрослого на данном этапе — сохранить любознательность малыша и помочь получать удовольствие от познания. Если ребенок чувствует, что его вопросы неуместны, что он мешает взрослым и раздражает их, он не будет стремиться расширить свои познания.

Маленький сын спрашивает у папы:

—Пап, а почему трава зеленая?
—А фиг ее знает.
—Пап, а почему звезды только ночью видно?
—А фиг их знает.
—Пап, я, наверное, надоел тебе со своими вопросами?
—Да нет, сынок, ты спрашивай. Кто ж тебе все объяснит, кроме папки-то?

И чтобы не получилось, как в анекдоте, проанализируем наиболее типичные ответы взрослых на детские вопросы.

«Ответ-отговорка». Ответы из серии: «Вырастешь — узнаешь», «Потому что». Такие ответы экономят наше время, но не несут никакой информации, более того, транслируют, что заданный вопрос глуп и не заслуживает достойного ответа. Сюда же можно отнести ответы: «Потому что так бог решил» или «Так устроен мир», если нет цели религиозного воспитания, такой ответ так же не несет никакой понятной информации и ни о чем ребенку не говорит. В лучшем случае такие ответы порождают новые вопросы: «Кто такой бог?», «А как устроен мир?» и вот на них уже нужно будет отвечать.

«Научный ответ». В попытках ответить честно, взрослый не замечает, как начинает использовать сложные термины и не доступные еще ребенку формулы или расчеты. Отвечая на самые примитивные вопросы важно адаптировать всю информацию с учетом возраста ребенка, избегая ненужных подробностей и сложных примеров.

«Сказочный ответ». Желая упростить и сделать ответ интересным, мы можем также увлечься и начать выдумывать. Например: «Трава зеленая, потому что один волшебный художник раскрасил ее своей кисточкой в зеленый цвет». Сказочные ответы не соответствуют действительности, с которой рано или поздно ребенок столкнется, и придется объяснять причины такой выдумки.

«Ответ с вариантами». Поскольку мир очень разнообразен, на многие вопросы нет однозначного ответа. Так предлагая несколько вариантов ответа, мы расширяем кругозор и поощряем к размышлению. Однако ответы не должны быть излишне подробны. Ответ с вариантами особенно хорош, когда мы имеем свое аргументированное мнение.

«Ответ-вопрос». Всегда отвечать вопросом на вопрос не получится, поскольку это довольно сложный вариант и у ребенка может просто не быть нужных знаний. Однако поразмышлять вместе над вопросом может быть очень полезно, таким образом мы развиваем логику и речевые навыки ребенка.

Итак, как же отвечать на детские вопросы? Сформулируем несколько основных принципов ответа:

 Ребенку не нужно знать больше, чем он спросил. Отвечайте просто.
Слишком подробные ответы или попытки предугадать вопросы губительны для детской любознательности.
 Отвечайте правдиво, адаптируя ответ к возрасту ребенка.
Если вы не знаете ответа, просто признайтесь в этом малышу. И поищите ответ вместе. Такой подход только укрепит ваш авторитет, а вот ложь, напротив, разрушит. Рано или поздно все равно придется объяснять причины лжи.
 Отвечайте серьезно. Избегайте насмешек, если хотите чтобы и дальше ребенок обращался к вам с вопросами.
 Старайтесь понять, что именно стоит за вопросом.

Как уже было сказано ранее, вопрос — это не всегда потребность в знаниях. Иногда просьба о внимании и сигнал о страхе.

Способы найти ответы на каверзные вопросы детей:

1.Поисковые системы. Алгоритмы поиска постоянно совершенствуются и можно добыть ответ практически на любой вопрос.
2. Теоретический сайт для взрослых (/sfaq.ru/) «Глупые часто задаваемые вопросы». Многие вопросы могут быть и от детей, например: «Можно ли по количеству черных точек узнать возраст божьей коровки», «Может ли вылупиться птица из магазинного яйца, если за ним ухаживать» и т.д.
3. Сервисы вопросов-ответов для взрослых.
Русскоязычные варианты: TheQuestion (thequestion.ru), Askee — вопросы и ответы (askee.ru ), генон (genon.ru).
4. Детские сайты ответов на вопросы.
«Все для детей» /allforchildren.ru/why/index1.php ответы на детские вопросы распределены по рубрикам, что упрощает поиск.
Email науки — вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (/elementy.ru/email) — здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы.
Сайт «Хваталкин» содержит раздел «Почемучки», посвященный ответам на детские вопросы (/hvatalkin.ru/pochemuchki)
5. Детская литература, энциклопедии:
Татьяна Яценко «Почему трава зеленая и еще 100 детских почему». Кэтрин Рипли. «Почему? — самые интересные детские вопросы о природе, науке, и мире вокруг нас».

Похожее:  Как связаться с разработчиками world of tanks

Автор: педагог-психолог государственного учреждения Ярославской области «Ярославский областной молодежный информационный центр» Наталья Мочалова

Источник

От двух до пяти. Глава вторая. III. "СТО ТЫСЯЧ ПОЧЕМУ"

Все это так. Но этим не должно заслоняться от нас основное
стремление детского разума овладеть наибольшим количеством знаний,
необходимых для правильной ориентации в мире.
Какой бы неустойчивой и шаткой ни казалась нам (особенно в первые
годы) умственная жизнь ребенка, мы все же не должны забывать, что ребенок
от двух до пяти — самое пытливое существо на земле и что большинство
вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его
неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее.
Главное отличие человека от всех, даже высших, животных заключается в
том, что животные, встречаясь с каким-нибудь жизненным фактом, никогда не
спросят себя, почему этот факт существует.
Вопросы «почему?», «отчего?» возникают лишь в уме у человека.
«Желание узнать причины, как что делается возле нас, совершенно
естественно человеку в каждый возраст, — утверждает А.И.Герцен в своих
«Разговорах с детьми». — Это всякий испытал на себе. Кому не приходило в
голову в ребячестве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда
месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде
может жить, а кошка не может. Людям так свойственно добираться до причины
всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную
причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься
ею.
Такого любопытства — знать, что и как делается, — звери не имеют.
Зверь бегает по полю, ест, коли что попадется по вкусу, но никогда не
подумает, почему он бегает и отчего он может бегать, откуда взялся съестной
припас, который он ест. А люди всем этим заботятся»*.
______________
* А.И.Герцен, Разговоры с детьми, Собр. соч. в 30-ти томах, т. XIV, М.
1958, стр. 206.

Больше всего люди «заботятся» этим в ребячестве. С возрастом
пытливость угасает, особенно у тех, кто привык думать и жить по инерции.
Не то ребенок — в возрасте от двух до пяти.
Вот стенографическая запись вопросов, заданных с пулеметною скоростью
одним четырехлетним мальчуганом отцу в течение двух с половиной минут.
— А куда летит дым?
— А медведи носят брошки?
— А кто качает деревья?
— А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого
верблюда?
— А осьминог из икры вылупляется или он молокососный?
— А куры хожут без калош?
И вот вопросы другого ребенка:
— Как небо получилось?
— Как солнце получилось?
— Отчего луна такая ламповая?
— Кто делает клопов?*
______________
* К.Рождественская, Особенности детского восприятия. Журнал «Детская
литература», 1940, ь 5, стр. 10.

Иногда эти вопросы следуют один за другим более замедленным темпом. В
неизданном дневнике Ф.Вигдоровой приводятся такие вопросы ее пятилетней
дочери:
«Кто такой гигант? — А гигант может поместиться в нашей комнате? — А
если встанет на четвереньки? — А гиганты ходят в одежде или голые? — А что
гиганты кушают? — Они добрые или нет? — А может один гигант убить всех
фашистов?
Все это не сразу, а порознь. Значит, голова продолжает работать,
раздумывать».

Машенька о радио:
— А как же туда дяди и тети с музыкой влезли?
И о телефоне:
— Папа, когда я с тобой говорила по телефону, как же ты туда, в
трубочку, забрался?

Мне сообщают о трехлетнем мальчугане, который задал такой же вопрос.
Его тетка, физик по образованию, тотчас же принялась объяснять ему
устройство телефонного аппарата.
Он внимательно слушал ее, но после всех объяснений спросил:
— А как же папа оттуда вылез?

— Кто сделал дырки в носу?

— И почему у одних только мамов есть молоко для маленьких, а у папов
нет?

Гораздо реже, чем «отчего?» и «почему?», ребенок задает вопрос:
«зачем?» Но все же задает его с горячим упорством.
К трем годам — порою даже раньше — он проникается твердой
уверенностью, что все окружающее существует не «просто так», а для
какой-нибудь точно обозначенной цели, — главным образом для удовлетворения
его собственных нужд и потребностей. Корова — чтобы давать ему молоко,
яблоня, чтобы снабжать его яблоками, тетя Зина, чтобы по праздникам угощать
его тортом. Когда же целесообразность окружающих его людей и предметов
остается непонятной ему, он видит здесь нарушение строго установленных
законов природы и заявляет протест:
— Мама, зачем это в каждую черешню кладут косточку? Ведь косточки все
равно надо выбрасывать.

— Зачем снег на крыше? Ведь по крыше не катаются ни на лыжах, ни в
санках!

— Ну хорошо: в Зоопарке звери нужны. А зачем в лесу звери? Только
лишняя трата людей и лишний испуг.

Иногда вопросы «для чего?» и «зачем?» возникают у малых детей в самых
неожиданных случаях.
Трехлетняя Верочка от кого-то услышала, что не следует вставать с
левой ноги, и решила всегда вставать с правой. Но запомнить, где левая
нога, а где правая, было не так-то легко, и Вера не раз ошибалась. Эти
ошибки очень огорчали ее. В конце концов она чуть не со слезами
воскликнула:
— И зачем это приделали левую ногу?

У Чехова есть крохотный рассказ «Гриша», где собрано столько
наблюдений над малым ребенком, сколько иной профессиональный психолог не
сделает за всю свою жизнь. Гриша (двух лет восьми месяцев), как и всякий
человек его возраста, задает себе вопросы «почему?» и «зачем?» по поводу
многих предметов и лиц, причем считает их существование оправданным лишь в
той мере, в какой они служат ему. Так, по его убеждению, часы в столовой
нужны исключительно для того, чтобы махать маятником и звонить. Еще больше
оправдано существование няни и мамы:
«Они одевают Гришу, кормят и укладывают его спать, но для чего
существует папа — неизвестно»*.
______________
* А.П.Чехов, Собр. соч. в 12-ти томах, т. 4, М. 1955, стр. 188.

С возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою
неустойчивость, и уже к пяти-шести годам он начинает серьезнейшим образом
относиться к материалу своей интеллектуальной работы.
Очень убедительно говорится об этом в письме, которое написала мне из
города Пушкина юная мать, Нина Васильева, о своем четырехлетнем Николке:
«. Он настойчиво расспрашивает меня, что такое война, что такое
граница, какие народы живут за границей, кто с кем воевал и с кем дружно
жил, с кем собирается воевать и что побуждает к войне тех или других и т.п.
Отбою нет: так настойчиво, точно хочет заучить.
Я часто отказываюсь отвечать ему, потому что не знаю, как примениться
к четырехлетнему уму; он раздражается и даже начинает презирать меня за
незнание.
— Как устроен водопровод, паровой котел, трактор, автомобиль,
электрическое освещение, что такое гроза, откуда берутся реки, как охотятся
на диких зверей, на каждый вид в отдельности, отчего заводятся в утробе
матери детеныши — «от пищи, что ли?» — подробно о птицах, о жителях прудов,
где мы копаемся сачком, — вот его вопросы, они исходят исключительно от
него самого без всякого толчка с моей стороны, и все они трактовались еще в
прошлом году, когда ему было три года.
Часто я отвечаю ему в духе: «Вырастешь, Саша, узнаешь», — как у
Некрасова. Он серьезнейшим образом, очень продуманно говорит:
— Не будешь мне отвечать, я буду глупый; а если ты не будешь
отказываться мне объяснять, тогда, мама, я буду все умнее и умнее. »
Не всякий ребенок способен так отчетливо и внятно мотивировать
требования, которые он предъявляет ко взрослым, но всякий предъявляет их с
такой же настойчивостью.
Эти требования четырехлетний Сережа лаконически выразил в таком
обращении к маме:
— Я почемучка, а ты потомучка!
И те взрослые, которые брезгливо отмахиваются от «докучных» вопросов
ребенка, совершают непоправимо жестокое дело: они насильно задерживают его
умственный рост, тормозят его духовное развитие. Правда, в жизни ребенка
бывают периоды, когда он буквально замучивает своих бабок, отцов, матерей
бесконечными «почему» и «зачем», но чего бы стоило наше уважение к ребенку,
если бы мы ради личных удобств лишили его необходимейшей умственной пищи?
«Есть детский возраст, — пишет Борис Житков, — это между 4-мя и 6-ю
годами, когда дети неотступно, просто автоматически, кажется, на каждое
слово взрослых отвечают, как маньяки, как одержимые: почему?
— Птичка летает, птичка порхает! — пробует отвлечь их взрослый.
Но ребенок неукоснительно спрашивает:
— Почему порхает?
Даже «серенький козлик» не утешает, сейчас же вопрос:
— Почему серенький?
Но не только «почему серенький?» — вопросы ставят родителям прямо
деловые, конкретные вопросы. Тут у родителей часто не хватает сведений, а
тогда чаще не хватает смелости ответить: «Не знаю. Погоди, справлюсь,
скажу».
Родители в таких случаях зачастую врут.
Врут из двух соображений: во-первых, чтобы отстать от надоедливого
«почемучки», и, во-вторых, чтобы не потерять авторитета всезнайства.
Вопросы ребят самые универсальные; нужно, конечно, быть энциклопедистом,
чтобы на все эти вопросы дать ответы, а зачастую и быть философом. Какая уж
там энциклопедия и философия, когда трое на все голоса пристают и за юбку
дергают! И родители волей-неволей брякают, что в ум взбредет. Но слово
родителей — авторитет. И вот над авторитетной санкцией размышляют жадные
умы.
Часто ни разу в жизни не придется больше поставить этот вопрос, и,
право, на всю жизнь западет это раздраженно брошенное слово, и кто знает,
когда оно выплывет и окажет незримое свое действие в поступках взрослого
человека.
Взрослый давно забросил эти «почему»: то ли устав спрашивать, то ли
отчаявшись получить исчерпывающий ответ. Но ребенок, раз поверив в ум и
знания взрослых, не отстает и спрашивает:
— А почему глиняный?
А взрослый отвечает что попало, в надежде: вырастет — сам поймет, в
чем дело, когда поумнеет. А этот маленький, от которого он отмахивается
авторитетной глупостью, не глупей его. Его ум еще не засорен и жадней к
знанию»*.
______________
* Жизнь и творчество Б.С.Житкова, М. 1955, стр. 385-386.

Похожее:  Вопросы для викторины Золотой ключик или приключения Буратино

Но, разумеется, далеко не все родители отвечают что попало.
Чувство своей социальной ответственности за правильное воспитание
ребенка заставляет многих матерей и отцов усиленно заниматься
самообразованием — специально для того, чтобы исподволь подготовиться к
неизбежным вопросам четырехлетних мыслителей.
«Надо признаться, что у меня часто не хватает знаний, чтобы ответить
на ряд вопросов детей, — пишет одна мать в стенгазете детского сада. — Те
элементарные сведения, которые я получила в школе в области естествознания,
биологии, не всегда достаточны, наполовину забыты, а ведь вопросы ребят
бывают очень разнообразны. Отвечать на эти вопросы надо, и надо ответить
так, чтобы ребенок понял. И вот приходится ходить в планетарий, брать
книжку «Правда о небе», браться за ботанику, зоологию. «*
______________
* Э.И.Залкинд, Как отвечать на вопросы детей. Сборник «Воспитание
ребенка в семье», М. 1950, стр. 230.

Наш воспитательский долг — не только отвечать малышам на их
бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число
этих вопросов росло. Нужно ли говорить, что из года в год, а порою из
месяца в месяц эти вопросы становятся все содержательнее?
Отсюда, конечно, не следует, что мы должны сразу перегружать детский
мозг всей своей тяжеловесной эрудицией. «Толково ответить на вопрос
ребенка, — писал Горький, — большое искусство, оно требует осторожности».
Наши ответы на вопросы детей должны быть строго дозированы. Ведь дети
совсем не требуют от нас, чтобы мы раскрывали перед ними всю истину — всю
до конца, во всей ее сложности и глубине. Вот один из многих примеров,
которые ежедневно убеждают нас в этом.
— Мама, как едет трамвай?
— По проводам идет ток. Мотор начинает работать, вертит колесики,
трамвай едет.
— Нет, не так.
— А как же?
— А вот как: динь, динь, динь, ж-ж-ж-ж!
По наблюдениям советских педагогов, «даже дети дошкольного возраста не
всегда своими вопросами стараются добиться настоящей, доподлинной причины
того или другого явления, объяснение которого можно дать только в научной
форме, недоступной ребенку».
Детям понятны главным образом поверхностные, внешние связи между
явлениями природы. Поэтому ребенок удовлетворяется иногда простой
аналогией, ссылкой на пример»*.
______________
* Э.И.Залкинд, Как отвечать на вопросы детей. Сборник «Воспитание
ребенка в семье», М. 1950, стр. 225-226.

Источник

Вопросы и ответы к ивенту "Сто тысяч почему от Паймон"

Тут не все вопросы есть. Арт для привлечения внимания.

> Когда обновляется еженедельное испытание Борея?

Ответ: Понедельник, 4:00

> Сколько всего типов Гидро мимиков может призвать океанид?

>Что из перечисленного не позволит вам получить ключ от Усыпальницы глубин?

Ответ: Завершение заданий Легенд

>Какой титул у Кэ Цин в Цисин?

Ответ: — Нефритовое Равновесие

>Какая из этих локаций находится не на территории Ли Юэ?

Ответ: – Каньон Светлой Короны

>Кого обожает Флора из цветочной лавки «Шепот Ветров» в Мондштадте?

>Некоторые атаки Лизы способны наложить на врагов статус Проводник. Сколько раз накапливается эффект этого статуса?

>В каком месте, если верить жителям Ли Юэ, обитают Адепты?

Ответ: – Заоблачный Предел

>Какая из харрактеристик Ноэлль влияет на количество урона, поглощаемого щитом навыка «Бронефартук»?

>Кто установил янтарные ловушки на горе Хулао?

Ответ: — Творец Гор

>От каких факторов зависит продолжительность нахождения Оза на поле боя?

Ответ: — Продолжительность фиксирована

> Какой номер у Тартальи в Предвестниках?

> Какой элемент является наиболее эффективным для атак по слабым местам Крио папоротника?

>У какого персонажа в детстве не было черепашки?

>Какую реакцию вызовет элементальная атака Пиро, использованная против Анемо гипостазиса: Бет?

>0 какой красной девушке говорил Рейзор?

>Какое животное хочет завести Ци Ци?

> Верно ли следующее утверждение: Объекты, призываемые Чжун Ли, Нин Гуан и главным героем, имеющим Гео элемент, позволяют карабкаться по ним?

>Какая локация сформировалась во время войны Архонтов?

Ответ: — Каменный лес Гуюнь

>Какое из следующих утверждений об элементарных реакциях является неверным?

Ответ:– Взаимодействие Анемо с Гео запускает реакцию Рассеивание,

> Где находится символ героев Мондштадта?

Ответ: – Долина Ветров

> Талант Барбары “Да Начнется Шоу» периодически применяет Гидро к активному персонажу. Этот навык можно использовать, чтобы снять статус Электро с персонажа

> Использование Гео атак против Анемо гиростазиса: Бет вызовет реакцию Кристалл? —

> Какой из перечисленных предметов не выпадает после победы над Электро гипостазисом 40-го уровня?

Ответ: – Кусок Аметиста Ваджрада

> К каким из перечисленных элементов Борей не имеет иммунитета?-

> Какой из перечисленных предметов нельзя получить из испытания «Воспоминания: Ужас Бури I»?

Ответ: — Кусок Аметиста Ваджрада

> Какой из перечисленных персонажей больше всего подойдет к битве с Электро гипостазисом: Алеф?

> Сколько испытаний артерий земли может существовать в Мондштадте и Ли Юэ одновременно?

>Что значит слово «Лупикал»?

> Какой из этих предметов не принадлежит региону Мондштадта

Ответ: – Львиный Зев

> Какое из перечисленных утверждений о навыке Ужас бури «Caelestinum Finale Termini» неверно?

Ответ: — Пролёт на планере над расколотыми платформами наносит персонажу урон.

> Какое из этих утверждений о Сахарозе неверно

Ответ: — Пассивный талант Сахарозы «Нестабильное изобретение» даёт 25% шанс восстановить часть ресурсов, использованных при создании материалов.

> Какое из этих утверждений о Синь Янь неверно?

Ответ: Пассивный талант Синь Янь «Вот это рок-н-ролл!» может увеличивать физ урон персонажа находящегося под действием щита навыка «Решительный жар» на 15%

> С какой регулярностью происходит Церемония Сошествия?

Ответ: — Раз в год

> Сколько элементальных резонансов может одновременно активировать один отряд?

> Какое из данных утверждений о Гео конструкциях верно?
Ответ: Гео конструкции можно использовать для защиты от атак некоторых монстров

>Синь Янь — единственный представитель____ музыкального жанра в Ли Юэ?
Ответ: — Рок-н-ролл

Источник