Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

Об актуальном этапе евразийской экономической интеграции

1 января 2015 г. вступил в силу подписанный президентами Белоруссии, Казахстана и России в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) 29 мая 2014 г. в Астане Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [1] .

С присоединением к ЕАЭС Армении (2 января 2015 г.) и Киргизии (12 августа 2015 г.) полноправными членами Союза являются пять государств. Таким образом, сформирован единый рынок c «емкостью» более 184 млн. потребителей и совокупным ВВП свыше 1,9 трлн. долларов США. 14 мая 2018 г. статус государства-наблюдателя при ЕАЭС получила Республика Молдова, 11 декабря 2020 г. – Республика Узбекистан и Республика Куба.

Евразийский экономический союз является эффективным, отвечающим современным требованиям интеграционным объединением. В его рамках создаются условия для стабильного развития экономик государств-членов в интересах увеличения благосостояния населения, их всесторонней модернизации и повышения конкурентоспособности в глобальном масштабе. При его создании учитывался как собственный опыт интеграционного взаимодействия государств-членов, прежде всего, в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства, так и передовой международный опыт, включая практику ВТО.

В 2015-2021 гг. проведено 41 заседание руководящих органов ЕАЭС: 15 заседаний Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств и 26 заседаний Евразийского межправительственного совета (ЕМС) на уровне глав правительств. На регулярной основе проводятся заседания Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров.

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 не помешала плановой работе органов Союза. Несмотря на чрезвычайные обстоятельства, оперативно были приняты комплексные меры, направленные на стабилизацию санитарно-эпидемиологической обстановки, обеспечение жизненно важных потребностей населения, поддержание свободного передвижения товаров и взаимной торговли, создание условий для последующего экономического роста и возобновления пассажирского сообщения.

В пределах таможенной территории Союза во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Реализуются четыре свободы – движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Функционирование ЕАЭС предполагает координацию экономической политики государств-членов в ключевых отраслях – финансовый сектор, транспорт и энергетика, промышленность и агропромышленный комплекс, торговля.

Расширяется договорно-правовая база Союза. В развитие Договора о Евразийском экономическом союзе был подписан ряд соглашений по различным направлениям экономической деятельности (транспорт, промышленность, сельское хозяйство, субсидии, конкуренция, энергетика, цифровизация, маркировка товаров, система прослеживаемости и пр.). Также утверждены и реализуются программы формирования общего электроэнергетического рынка (29 мая 2019 г. подписан Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС в части формирования электроэнергетического рынка), общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

С 1 января 2018 г. заработал один из ключевых документов – новый Таможенный кодекс. С его принятием существенно повысился уровень унификации таможенного законодательства в ЕАЭС. Сохраняющиеся в Кодексе отсылки на национальное законодательство носят преимущественно технологический (технический) характер и, как правило, устанавливают подробную детализацию действий участников соответствующих правоотношений. Документ также значительно расширил полномочия ЕЭК в сфере таможенного регулирования и передал на наднациональный уровень ряд новых компетенций. Кодекс переводит на качественно новый уровень таможенное регулирование. Один из его главных приоритетов – упрощение таможенных процедур. В частности, на это нацелены механизмы «единого окна», электронные методы таможенного декларирования и т.д. Данные нововведения соответствуют передовой мировой практике, а по некоторым аспектам даже опережают ее.

В 2017 г. завершен процесс формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий. На смену национальным нормам принят пакет из более 40 документов, регламентирующих весь цикл обращения этой продукции на таможенной территории Союза. Это позволяет сделать эти социально значимые рынки более прозрачными, снизить цены на товары для потребителя и эффективнее бороться с контрафактной продукцией.

На заседании ВЕЭС 1 октября 2019 г. в Ереване утверждена Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС, систематизирующая работу по подготовке международных соглашений, регулирующих данную сферу. В документе определены направления создания инфраструктуры общего финансового рынка, этапность реализации ключевых направлений его формирования и развития.

Продолжается работа по формированию единого рынка услуг. Действующие на территории Союза унифицированные правила в 55 секторах услуг (что составляет более 50% от общего объема услуг, предоставляемых в рамках ЕАЭС) позволили максимально упростить процедуры ведения бизнеса: предпринимателям нет необходимости проходить повторно процедуру учреждения в другом государстве ЕАЭС, получать разрешения на деятельность и на работу своих сотрудников.

Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению. Формирование единого рынка услуг происходит в соответствии с планами либерализации (в течение переходного периода).

Последовательно устраняются барьеры в рамках торгово-экономического взаимодействия стран Союза. Одним из важных достижений на этом направлении стало признание эквивалентности системы ветеринарно-санитарного контроля Киргизии. В соответствии с Решением ВЕЭС от 8 мая 2015 г. № 6 на киргизско-казахстанском участке государственной границы отменен ветеринарно-санитарный контроль (надзор) с 30 мая 2019 г. Россия принимала активное участие в создании и оснащении специализированных лабораторий на территории Киргизии.

На системной основе ведется работа по ликвидации различного рода ограничений на союзном рынке. С 2016 г. устранен 51 барьер. На заседании ЕМС 4 декабря 2020 г. была утверждена «дорожная карта» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза в 2021-2022 гг. (12 позиций).

11 октября 2017 г. в Сочи главы государств-членов ЕАЭС утвердили Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. – программный документ, определяющий контуры сотрудничества при формировании единого цифрового пространства Союза, создании соответствующей инфраструктуры и развитии кадрового потенциала.

Запущена разработка цифровых проектов: «Евразийская сеть промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий», «Унифицированная система поиска «Работа без границ»», «Экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС». С 1 июля 2021 г. всеми государствами-членами Союза вводится в промышленную эксплуатацию «Унифицированная система поиска «Работа без границ»».

В 2020 г. на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции разработано мобильное приложение «Путешествую без COVID-19».

Одним из новых и перспективных направлений деятельности ЕАЭС стала работа по введению маркировки товаров средствами идентификации, нацеленная на борьбу с серым импортом и защиту прав потребителей.

Промышленная политика в рамках Союза реализуется государствами-членами в соответствии с пятилетним планом – Основными направлениями промышленного сотрудничества, утвержденными Решением ЕМС от 8 сентября 2015 г. На основе этого документа разработаны, в частности, перечень приоритетных евразийских технологических платформ (в сфере космоса, медицины, информационно-коммуникационных технологий и др.), Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере, учрежден Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению. На заседании ВЕЭС 29 мая 2019 г. в Нур-Султане подписано решение о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС.

Для эффективного использования научного и инновационного потенциала стран Союза в сфере агропромышленного комплекса в ходе ЕМС 26 мая 2017 г. в Казани утвержден Порядок организации совместных НИОКР в данной отрасли. В ходе заседания ВЕЭС 14 мая 2018 г. в Сочи создан Совет по агропромышленной политике ЕАЭС. Он занимается разработкой общей стратегии развития агропромышленного комплекса и скоординированного продвижения союзной продукции на рынки третьих стран. На заседании ЕМС 17 июля 2020 г. было принято распоряжение о разработке карты развития агроиндустрии ЕАЭС – информационного ресурса, который включает сведения о крупных инвестиционных и инновационных проектах в сфере АПК, реализуемых и планируемых к реализации в государствах-членах; направлениях, на которых целесообразно реализовывать проекты в целях ресурсного обеспечения АПК и импортозамещения; о сельскохозяйственных товарах и ресурсах, по которым наблюдается большая доля импорта на рынке ЕАЭС.

На территориях государств-членов Союза функционирует общий рынок труда; реализуется свобода передвижения рабочей силы. Гражданам государств-членов ЕАЭС, желающим работать в странах Союза, не требуется оформлять разрешительные документы, такие как патенты или разрешения на работу.

Взаимное признание дипломов, полученных в учебных заведениях государств-членов, производится в автоматическом порядке. Налог на доходы физических лиц внутри ЕАЭС уплачивается по резидентной ставке с первых дней работы по найму. Гражданам стран ЕАЭС не нужно заполнять миграционные карты при пересечении внутренних границ стран ЕАЭС по заграничным паспортам, если срок их пребывания не будет превышать 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел на срок пребывания до 30 суток.

Другая важнейшая особенность Договора о ЕАЭС – возможность применения национального режима для трудящихся граждан государств-членов и членов их семей в части социального обеспечения, в том числе медицинского обслуживания. В частности, государства-члены на своей территории предоставляют трудящимся государств-членов и членам семей права на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

В соответствии со Статьей 98 Договора пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами. С вступлением с 1 января 2021 г. в силу Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС, подписанного 20 декабря 2019 г., данная категория граждан сможет сформировать, сохранить и реализовать свои пенсионные права на всей территории ЕАЭС независимо от того, в каком государстве приобретен стаж.

На заседании ВЕЭС 6 декабря 2018 г. в Санкт-Петербурге была подписана Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, которая дополняет имеющиеся в ЕАЭС договоренности по формированию общих рынков новыми инициативами и сферами сотрудничества государств-членов. В орбиту евразийской интеграции были включены такие темы, как образование и наука, здравоохранение, туризм, спорт, торговое межрегиональное сотрудничество. В Декларации указана необходимость стимулирования научно-технического развития, включая проработку совместных проектов в области зеленых технологий, энергосбережения, энергоэффективности, возобновляемых источников энергии, биоинженерии и нанотехнологий, охраны окружающей среды. Сферы, в которых могут реализовываться кооперационные проекты, дополнены космической деятельностью, ядерными и радиационными технологиями.

В целях реализации Декларации на заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. были утверждены Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. – ключевой программный документ Союза, разработанный ЕЭК совместно с правительствами государств-членов. Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня конкретных мер и механизмов (332 позиции), сгруппированных в 11 системных блоков по основным направлениям деятельности ЕАЭС:

  1. завершение формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
  2. повышение эффективности функционирования рынков товаров;
  3. совершенствование таможенного регулирования;
  4. обеспечение гарантий качества и безопасности товаров;
  5. формирование цифрового пространства Союза;
  6. выработка механизмов целевого содействия экономическому развитию;
  7. выстраивание системы управления совместными кооперационными проектами, развитие высокопроизводительных секторов;
  8. стимулирование НТП;
  9. повышение эффективности институциональной системы ЕАЭС;
  10. расширение экономического сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта; 11) международная деятельность Союза.
Похожее:  Смешные вопросы для детей для викторины на день рождения веселимся и играем

Задачи, зафиксированные в Стратегии, должны быть выполнены к 2025 году. 5 апреля 2021 года Совет ЕЭК утвердил План мероприятий по реализации Стратегических направлений, который содержит наименование конкретных мероприятий по выполнению мер и механизмов программного документа с указанием сроков и результатов их исполнения, а также ответственных исполнителей. В целом в соответствии с Планом предусматривается разработка и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативно-правовых актов Союза, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС, а также изменений в национальные законодательства государств-членов.

В целях создания единой площадки для взаимодействия представителей бизнеса государств-членов ЕАЭС 21 мая 2015 г. в Астане было подписано Соглашение о создании Делового совета Евразийского экономического союза – постоянно действующего координационно-совещательного органа предпринимательских кругов государств-членов Союза. В состав Делового совета вошли Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Армении, Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей) Белоруссии, Национальная палата предпринимателей Казахстана, Киргизский союз промышленников и предпринимателей и Российский союз промышленников и предпринимателей. 24 мая 2016 г. на должность Президента Делового совета был назначен бывший председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко.

Согласно Решению ВЕЭС от 1 октября 2019 № 16, уже зарекомендовавший себя Международный выставочный форум «Евразийская неделя» преобразован в Евразийский экономический форум. Мероприятие будет ежегодно проходить поочередно в государстве-члене ЕАЭС, председательствующем в органах Союза, в привязке к заседанию ВЕЭС.

Регулярное наполнение получает международная повестка дня Союза.

Действует Соглашение о международных договорах Евразийского экономического союза с третьими государствами, международными организациями или международными интеграционными объединениями, регулирующее порядок рассмотрения государствами-членами инициатив по заключению международных договоров с третьими сторонами в формате ЕАЭС, деятельность единой переговорной делегации нашего интеграционного объединения, порядок координации позиций государств-членов в ходе соответствующих переговоров.

Более 50 государств выразили заинтересованность в торгово-экономическом сотрудничестве с ЕАЭС. Первое соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС заключил 29 мая 2015 г. с Вьетнамом (вступило в силу 5 октября 2016 г.). 17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли ЕАЭС-Иран. На заседании ВЕЭС 11 декабря 2020 г. подписано решение о начале переговоров с целью заключения постоянного и полноформатного соглашения о свободной торговле с Ираном. 1 октября 2019 г. «на полях» заседания ВЕЭС в Ереване было подписано соглашение о свободной торговле ЕАЭС-Сингапур. 25 октября 2019 г. в г. Москве подписано торговое соглашение между ЕАЭС и Сербией.

Ведутся переговоры по проектам ССТ с Израилем и Египтом, одобрен запуск переговорного трека по либерализации торговли с Индией.

На площадке Комиссии прорабатывается перечень новых потенциальных партнеров ЕАЭС. В частности, созданы совместные исследовательские группы с целью изучения целесообразности заключения ССТ с Монголией и Индонезией, планируется проведение предварительных консультаций с Алжиром по вопросу развития торговых отношений с ЕАЭС.

Налажена практика установления Союзом диалоговых механизмов сотрудничества с государствами и интеграционными объединениями, стремящимися к повышению уровня торгово-экономического сотрудничества с ЕАЭС. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между ЕЭК и правительствами Узбекистана, Монголии, Перу, Чили, Камбоджи, Сингапура, Южной Кореи, Марокко, Иордании, Индонезии, Эквадора, Кубы, Таиланда, Бангладеш, Фарерских островов, а также с Андским сообществом, АСЕАН, Африканским союзом, Исполкомом СНГ, Латиноамериканской экономической системой (ЛАЭС), МЕРКОСУР, Тихоокеанским альянсом, Секретариатом по экономической интеграции в Центральной Америке (СИЕКА), и Совместная декларация о сотрудничестве ЕЭК и правительства Греции.

В ходе заседания ВЕЭС 16 октября 2015 г. в Казахстане было принято Распоряжение № 3 «О взаимодействии государств-членов Евразийского экономического союза по вопросам сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП)». Данный документ предполагает взаимодействие стран-участниц Союза по вопросам участия в китайском проекте ЭПШП (в настоящее время называется «Один пояс, один путь»), в том числе по вопросам соответствующих двусторонних меморандумов с КНР и параллельно с переговорами по заключению торгово-экономического соглашения в формате ЕАЭС-КНР.

17 мая 2018 г. в рамках Астанинского экономического форума было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР. Документ регламентирует вопросы отраслевого сотрудничества, конкуренции, таможенного и технического регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, электронной торговли, госзакупок, а также меры защиты внутреннего рынка, санитарные и фитосанитарные меры. 25 октября 2019 г. Соглашение вступило в силу.

21 ноября 2020 г. вступило в силу подписанное 6 июня 2019 г. в Санкт-Петербурге «на полях» Петербургского международного экономического форума Соглашение об обмене информацией о товарах и транспортных средствах международной перевозки, перемещаемых через таможенные границы ЕАЭС и КНР. Оно призвано ускорить процедуры таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенные территории Союза и Китая, а также повысить транзитную привлекательность стран-участниц Соглашения.

По инициативе есовского Брюсселя, увязывающего налаживание отношений между ЕЭК и Еврокомиссией в полном объеме с выполнением Россией Минских соглашений, свернут политический диалог ЕАЭС и ЕС, в т.ч. по продвижению инициативы о формировании общего экономического пространства на евразийском континенте. Контакты между ЕЭК и Еврокомиссией сведены до экспертного уровня и ограничиваются согласованием технических вопросов (СФС-меры, техрегулирование, таможенная проблематика).

[1] На заседании ВЕЭС 31 мая 2016 г. в Астане главы государств-членов достигли неформальной договоренности об использовании аббревиатуры Евразэс в отношении Союза наряду с аббревиатурой ЕАЭС, зафиксированной в Статье 1 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 г. Ранее аналогичный по звучанию термин – ЕврАзЭС – употреблялся в отношении Евразийского экономического сообщества, прекратившего свою деятельность с 1 января 2015 г.

Источник

Об осуществлении трудовой деятельности на территории Российской Федерации граждан ЕАЭС

Трудовая деятельность граждан государств-членов Евразийского экономического союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Армения) регламентируется положениями статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключенного в г. Астана 29 мая 2014 г.

В отношении трудящихся указанных стран не применяются ограничения, определенные законодательством Российской Федерации в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных указанным Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств — членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания. При этом трудящимся государств ЕАЭС не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Трудовая деятельность трудящегося государства ЕАЭС регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом положений указанного Договора. Исходя из положений Договора, работодателем или заказчиком работ (услуг) является юридическое или физическое лицо, которое предоставляет трудящимся государств ЕАЭС работу на основании трудового или гражданско-правового договора.

Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомить территориальный орган МВД России, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанная норма применяется в отношении всех иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.

Не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа МВД России о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, влечет привлечение работодателя или заказчика работ (услуг) к административной ответственности в соответствии с п. 3 ст. 18.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За 7 месяцев 2020 г. на территорию Тамбовской области с целью осуществления трудовой деятельности прибыли 10602 иностранных гражданина и лиц без гражданства, из стран ЕАЭС с указанной целью приехали на территорию области 1140 (10,8%) иностранцев (Республики Беларусь — 100 чел., Республики Казахстан – 109 чел., Кыргызской Республики – 292 чел. и Республики Армения – 639 чел.). Сотрудниками УВМ УМВД России по Тамбовской области оформлено 1541 патент, для работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 612 иностранцам, для работы у физических лиц – 929 иностранцам. 71 иностранцу оформлены разрешения на работу, из них, 62 иностранца прибыли с визовым порядком въезда, 9 иностранцев – с безвизовым порядком въезда. Оформлены 11 иностранным гражданам разрешения на работу, как высококвалифицированным специалистам, труд которых используется на предприятиях сельскохозяйственного назначения, производства деревянных строительных конструкций и столярных изделий, в области спорта.

От юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые привлекают трудовых мигрантов поступило всего 1823 уведомления о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранцами, из общего количества поступило 396 уведомлений о заключении трудовых договоров о привлечении трудовых мигрантов, прибывших из стран ЕАЭС, 937 уведомлений о расторжении трудовых договоров.

За 7 месяцев 2020 г. 5 юридических лиц, 2 индивидуальных предпринимателя, 6 должностных лиц и 63 физических лица были привлечены по ч.3 ст. 18.15. КоАП РФ, наложены административные штрафы на общую сумму 131600 рублей, в одном случае применено административное приостановление деятельности в отношении юридического лица.

Ирина Глумова.

Начальник организационно-методического отделения УВМ УМВД России по Тамбовской области, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Источник



Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (с изменениями и дополнениями)

  • +–Часть первая. Учреждение Евразийского экономического союза (ст.ст. 1 — 22)
    • +–Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 — 2)
      • Статья 1. Учреждение Евразийского экономического союза. Правосубъектность
      • Статья 2. Определения
      • Статья 3. Основные принципы функционирования Союза
      • Статья 4. Основные цели Союза
      • Статья 5. Компетенция
      • Статья 6. Право Союза
      • Статья 7. Международная деятельность Союза
      • Статья 8. Органы Союза
      • Статья 9. Занятие должностей в структурных подразделениях постоянно действующих органов Союза
      • Статья 10. Высший совет
      • Статья 11. Порядок работы Высшего совета
      • Статья 12. Полномочия Высшего совета
      • Статья 13. Решения и распоряжения Высшего совета
      • Статья 14. Межправительственный совет
      • Статья 15. Порядок работы Межправительственного совета
      • Статья 16. Полномочия Межправительственного совета
      • Статья 17. Решения и распоряжения Межправительственного совета
      • Статья 18. Комиссия
      • Статья 19. Суд Союза
      • Статья 20. Бюджет Союза
      • Статья 21. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органов Союза
      • Статья 22. Внешний аудит (контроль)
      • +–Раздел V. Информационное взаимодействие и статистика (ст.ст. 23 — 24)
        • Статья 23. Информационное взаимодействие в рамках Союза
        • Статья 24. Официальная статистическая информация Союза
        • Статья 25. Принципы функционирования таможенного союза
        • Статья 26. Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)
        • Статья 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов
        • Статья 28. Внутренний рынок
        • Статья 29. Исключения из порядка функционирования внутреннего рынка товаров
        • Статья 30. Формирование общего рынка лекарственных средств
        • Статья 31. Формирование общего рынка медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники)
        • Статья 32. Таможенное регулирование в Союзе
        • Статья 51. Общие принципы технического регулирования
        • Статья 52. Технические регламенты Союза и стандарты
        • Статья 53. Обращение продукции и действие технических регламентов Союза
        • Статья 54. Аккредитация
        • Статья 55. Устранение технических барьеров во взаимной торговле с третьими странами
        • Статья 56. Общие принципы применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер
        • Статья 57. Применение санитарных мер
        • Статья 58. Применение ветеринарно-санитарных мер
        • Статья 59. Карантинные фитосанитарные меры
        • Статья 60. Гарантии защиты прав потребителей
        • Статья 61. Политика в сфере защиты прав потребителей
        • +–Раздел XIII. Макроэкономическая политика (ст.ст. 62 — 63)
          • Статья 62. Основные направления согласованной макроэкономической политики
          • Статья 63. Основные макроэкономические показатели, определяющие устойчивость экономического развития
          • Статья 64. Цели и принципы согласованной валютной политики
          • Статья 65. Цель и предмет регулирования, сфера применения
          • Статья 66. Либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
          • Статья 67. Принципы либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций
          • Статья 68. Административное сотрудничество
          • Статья 69. Транспарентность
          • Статья 70. Цели и принципы регулирования финансовых рынков
          • Статья 71. Принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения
          • Статья 72. Принципы взимания косвенных налогов в государствах-членах
          • Статья 73. Налогообложение доходов физических лиц
          • Статья 74. Общие положения
          • Статья 75. Общие принципы конкуренции
          • Статья 76. Общие правила конкуренции
          • Статья 77. Государственное ценовое регулирование
          • Статья 78. Сферы и субъекты естественных монополий
          • Статья 79. Взаимодействие государств-членов в сфере энергетики
          • Статья 80. Индикативные (прогнозные) балансы газа, нефти и нефтепродуктов
          • Статья 81. Формирование общего электроэнергетического рынка Союза
          • Статья 82. Обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики
          • Статья 83. Формирование общего рынка газа Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа
          • Статья 84. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Союза и обеспечение доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов
          • Статья 85. Полномочия Комиссии в сфере энергетики
          • Статья 86. Скоординированная (согласованная) транспортная политика
          • Статья 87. Сфера применения
          • Статья 88. Цели и принципы регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок
          • Статья 89. Общие положения
          • Статья 90. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности
          • Статья 91. Правоприменение
          • Статья 92. Промышленная политика и сотрудничество
          • Статья 93. Промышленные субсидии
          • Статья 94. Цели и задачи согласованной (скоординированной) агропромышленной политики
          • Статья 95. Основные направления согласованной (скоординированной) агропромышленной политики и меры государственной поддержки сельского хозяйства
          • Статья 96. Сотрудничество государств-членов в сфере трудовой миграции
          • Статья 97. Трудовая деятельность трудящихся государств-членов
          • Статья 98. Права и обязанности трудящегося государства-члена
          • +–Раздел XXVII. Переходные положения (ст.ст. 99 — 106)
            • Статья 99. Общие переходные положения
            • Статья 100. Переходные положения в отношении раздела VII
            • Статья 101. Переходные положения в отношении раздела VIII
            • Статья 102. Переходные положения в отношении раздела IX
            • Статья 103. Переходные положения в отношении раздела XVI
            • Статья 104. Переходные положения в отношении раздела XX
            • Статья 105. Переходные положения в отношении раздела XXIV
            • Статья 106. Переходные положения в отношении раздела XXV
            • Статья 107. Социальные гарантии, привилегии и иммунитеты
            • Статья 108. Вступление в Союз
            • Статья 109. Государства-наблюдатели
            • Статья 110. Рабочий язык органов Союза. Язык международных договоров в рамках Союза и решений Комиссии
            • Статья 111. Доступ и опубликование
            • Статья 112. Разрешение споров
            • Статья 113. Вступление Договора в силу
            • Статья 114. Соотношение настоящего Договора с иными международными договорами
            • Статья 115. Внесение изменений в Договор
            • Статья 116. Регистрация Договора в Секретариате Организации Объединенных Наций
            • Статья 117. Оговорки
            • Статья 118. Выход из Договора

            Договор
            о Евразийском экономическом союзе
            (Астана, 29 мая 2014 г.)

            С изменениями и дополнениями от:

            10 октября, 23 декабря 2014 г., 8 мая 2015 г., 15 марта 2018 г.

            ГАРАНТ:

            Протоколом, подписанным в Ереване 1 октября 2019 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

            Протоколом, подписанным в Ереване 1 октября 2019 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

            Протоколом, подписанным в Нур-Султане 29 мая 2019 г., в настоящий Договор внесены изменения. Протокол не вступил в силу

            Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

            основываясь на Декларации о евразийской экономической интеграции от 18 ноября 2011 года,

            руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

            желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

            выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

            движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

            обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

            подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

            принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

            подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права, договорились о нижеследующем.

            Совершено в городе Астане 29 мая 2014 года в одном экземпляре на белорусском, казахском и русском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу.

            В случае возникновения разногласий для целей толкования настоящего Договора используется текст на русском языке.

            Подлинный экземпляр настоящего Договора хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Договора, направит каждой Стороне его заверенную копию.

            Источник

            Евразийский экономический союз

            29 мая 2014 г. в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года. 2 января 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу. 12 августа 2015 г. Киргизская Республика присоединилась к Договору о Евразийском экономическом союзе. В настоящее время в составе Евразийского экономического союза представлены пять стран: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

            Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС урегулированы в следующих разделах и приложениях:

            Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;

            Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;

            Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».

            Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийского экономического союза.

            Постоянно действующим регулирующим органом Союза является Евразийская экономическая комиссия. Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

            Евразийская экономическая комиссия имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

            Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 10 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.

            Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, в рамках которого обеспечивается экспертная проработка вопросов в сфере транспорта и подготовка предложений по их реализации.

            В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта.

            В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК действуют следующие подкомитеты по:

            — автомобильному транспорту и дорожному хозяйству;

            — инфраструктуре и логистике.

            В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.

            Решением Высшего Евразийского экономического совета № 13 от 14 мая 2018 г. создан Совет руководителей уполномоченных органов в области транспорта государств-членов Евразийского экономического союза.

            Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 г. № 19 утверждены Основные направления транспортной политики (далее – Основные направления), что позволило объединить усилия и приступить к системной работе, направленной на достижение задачи, поставленной Президентами – снятие имеющихся ограничений на перевозки всеми видами транспорта до 2025 года.

            Основными задачами, стоящими перед государствами-членами ЕАЭС на ближайшее будущее, остаются реализация действующих Планов мероприятий «дорожных карт» на 2018-2020 годы и подготовка очередных Планов мероприятий «дорожных карт» на 2021-2023 годы, предусматривающих конкретные мероприятия, нацеленные на создание общего рынка транспортных услуг и снятие всех имеющихся ограничений.

            22 ноября 2018 г. «на полях» Транспортной недели-2018 в Москве российской и армянской сторонами подписано Соглашение о создании и деятельности Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов.

            1 февраля 2019 г. в ходе заседания Евразийского межправительственного совета в г. Алма-ата (Республика Казахстан) подписано Соглашения о судоходстве.

            Реализуются мероприятия, направленные на развитие воздушного сообщения, обеспечение справедливой и добросовестной конкуренции, формирование общего рынка услуг воздушного транспорта Союза. Одобрен Перечень сфер, регулирование которых осуществляется законодательством государств-членов ЕАЭС, подлежащим гармонизации.

            Согласованы меры, направленные на обеспечение свободы транзитных автомобильных перевозок грузов перевозчиками одного государства-члена Союза через территории других государств-членов; прорабатываются общие подходы по урегулированию спорных ситуаций, возникающих на внешней границе Союза с перевозчиками третьих стран.

            Функционирует Рабочая группа по выработке общих подходов по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сторонами одобрен перечень проектов, наиболее интересных для каждой из сторон. Проводятся переговоры с Евразийским банком сотрудничества относительно возможного финансирования проектов.

            Наряду с этим проводится работа по:

            — снятию барьеров и ограничению по доступу на внутренний рынок государств-членов ЕАЭС;

            — совершенствованию положений Договора о ЕАЭС;

            — реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности;

            — внедрению технических регламентов ЕАЭС;

            — по подготовке проектов соглашений между ЕАЭС и третьими странами в части, касающейся вопросов транспорта.

            Ключевым направлением взаимодействия является внедрение современных цифровых технологий: интеллектуальных транспортных систем, цифровой логистики; систем электронного обмена информацией и документооборота; внедрение электронной накладной; онлайн-сервисов, основанных на принципе «единого окна».

            Источник

            Какие вопросы регулирует договор о евразийском экономическом союзе

            (с изменениями на 1 октября 2019 года)

            Документ с изменениями, внесенными:

            Международным договором от 10 октября 2014 года (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org, 30.10.2014);

            Международным протоколом от 8 мая 2015 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.08.2015, N 0001201508170022) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 8 мая 2015 года);

            Международным протоколом от 15 марта 2018 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2019, N 0001201904010002) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Международного протокола от 15 марта 2018 года);

            Международным протоколом от 1 октября 2019 года (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2019, N 0001201912300052) (временно применяется для Российской Федерации c 1 января 2020 года).

            Ратифицирован
            Федеральным законом
            от 03.10.2014
            N 279-ФЗ

            Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,

            руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина,

            желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций,

            выражая убежденность в том, что дальнейшее развитие евразийской экономической интеграции отвечает национальным интересам Сторон,

            движимые стремлением укрепить экономики государств — членов Евразийского экономического союза и обеспечить их гармоничное развитие и сближение, а также гарантировать устойчивый рост деловой активности, сбалансированную торговлю и добросовестную конкуренцию,

            обеспечивая экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами — членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики,

            подтверждая стремление к дальнейшему укреплению экономического взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с другими странами, а также международными интеграционными объединениями и международными организациями,

            принимая во внимание нормы, правила и принципы Всемирной торговой организации,

            подтверждая свою приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций, а также другим общепризнанным принципам и нормам международного права,

            договорились о нижеследующем.

            Часть первая

            Учреждение Евразийского экономического союза

            Раздел I

            Статья 1

            Учреждение Евразийского экономического союза.
            Правосубъектность

            1. Настоящим Договором Стороны учреждают Евразийский экономический союз (далее — Союз, ЕАЭС), в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

            2. Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.

            Статья 2

            Для целей настоящего Договора используются понятия, которые означают следующее:

            "гармонизация законодательства" — сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах;

            "государства-члены" — государства, являющиеся членами Союза и Сторонами настоящего Договора;

            "должностные лица" — граждане государств-членов, назначенные на должности директоров департаментов Евразийской экономической комиссии и заместителей директоров департаментов Комиссии, а также руководителя Секретариата Суда Союза, заместителей руководителя Секретариата Суда Союза и советников судей Суда Союза;

            "единое экономическое пространство" — пространство, состоящее из территорий государств-членов, на котором функционируют сходные (сопоставимые) и однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм, и существует единая инфраструктура;

            "единая политика" — политика, осуществляемая государствами-членами в определенных ими сферах, предусмотренных настоящим Договором, предполагающая применение государствами-членами унифицированного правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза в рамках их полномочий;

            "международные договоры в рамках Союза" — международные договоры, заключаемые между государствами-членами по вопросам, связанным с функционированием и развитием Союза;

            "международные договоры Союза с третьей стороной" — международные договоры, заключаемые с третьими государствами, их интеграционными объединениями и международными организациями;

            "общий (единый) рынок" — совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

            "распоряжение" — акт, принимаемый органами Союза, имеющий организационно-распорядительный характер;

            "решение" — акт, принимаемый органами Союза, содержащий положения нормативно-правового характера;

            "скоординированная политика" — политика, предполагающая осуществление сотрудничества государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов Союза, необходимых для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;

            "согласованная политика" — политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах, предполагающая гармонизацию правового регулирования, в том числе на основе решений органов Союза, в такой степени, которая необходима для достижения целей Союза, предусмотренных настоящим Договором;

            "сотрудники" — граждане государств-членов, работающие в органах Союза на основе заключаемых с ними трудовых договоров (контрактов) и не являющиеся должностными лицами;

            "таможенный союз" — форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной;

            "третья сторона" — государство, не являющееся членом Союза, международная организация или международное интеграционное объединение;

            "унификация законодательства" — сближение законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных настоящим Договором.

            Иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему.

            Раздел II

            Основные принципы, цели, компетенция и право Союза

            Статья 3

            Основные принципы функционирования Союза

            Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, на основе следующих принципов:

            уважение общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности;

            уважение особенностей политического устройства государств-членов;

            обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов Сторон;

            соблюдение принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции;

            функционирование таможенного союза без изъятий и ограничений после окончания переходных периодов.

            Государства-члены создают благоприятные условия для выполнения Союзом его функций и воздерживаются от мер, способных поставить под угрозу достижение целей Союза.

            Статья 4

            Основные цели Союза

            Основными целями Союза являются:

            создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

            стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

            всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

            Статья 5

            1. Союз наделяется компетенцией в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

            2. Государства-члены осуществляют скоординированную или согласованную политику в пределах и объемах, установленных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

            3. В иных сферах экономики государства-члены стремятся к осуществлению скоординированной или согласованной политики в соответствии с основными принципами и целями Союза.

            Для этого решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов Сторон, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям и (или) даваться поручения Евразийской экономической комиссии по координации взаимодействия Сторон в соответствующих сферах.

            Статья 6

            1. Право Союза составляют:

            международные договоры в рамках Союза;

            международные договоры Союза с третьей стороной;

            решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

            Решения Высшего Евразийского экономического совета и Евразийского межправительственного совета подлежат исполнению государствами-членами в порядке, предусмотренном их национальным законодательством.

            2. Международные договоры Союза с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования Союза.

            3. В случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках Союза и настоящим Договором приоритет имеет настоящий Договор.

            Решения и распоряжения органов Союза не должны противоречить настоящему Договору и международным договорам в рамках Союза.

            4. В случае возникновения противоречий между решениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии:

            решения Высшего Евразийского экономического совета имеют приоритет над решениями Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии;

            решения Евразийского межправительственного совета имеют приоритет над решениями Евразийской экономической комиссии.

            Статья 7

            Международная деятельность Союза

            1. Союз имеет право осуществлять в пределах своей компетенции международную деятельность, направленную на решение задач, стоящих перед Союзом. В рамках такой деятельности Союз имеет право осуществлять международное сотрудничество с государствами, международными организациями и международными интеграционными объединениями и самостоятельно либо совместно с государствами-членами заключать с ними международные договоры по вопросам, отнесенным к его компетенции.

            Порядок осуществления Союзом международного сотрудничества устанавливается решением Высшего Евразийского экономического совета. Вопросы заключения международных договоров Союза с третьей стороной определяются международным договором в рамках Союза.

            2. Проведение переговоров по проектам международных договоров Союза с третьей стороной, а также их подписание осуществляются на основании решения Высшего Евразийского экономического совета после выполнения государствами-членами соответствующих внутригосударственных процедур.

            Решение о выражении согласия Союза на обязательность для него международного договора Союза с третьей стороной, прекращении, приостановлении или о выходе из международного договора принимается Высшим Евразийским экономическим советом после выполнения всеми государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур.

            Источник

Adblock
detector