Одаренные дети Выявление одаренных детей

Одаренные дети. Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей – процесс достаточно трудный. Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются не понятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания – видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть “белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируют.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических, направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом, анамнестическом, этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап можно как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, шкала интеллекта Станфорда-Бине, тест Слоссона и т. п.).

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты, могут быть, отдельные склонности – к языку, и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Станфордский тест достижений).

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего, их творческих наклонностей (тест Торренса) и личностных характеристик (опросник Айзенка, Личко, тест Люшера и т. п.)

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко привлекать на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки, физической силы. Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых — сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия – консультации и т. п., а также разносторонние программы в лицее, гимназиях, колледжах).

И вырастет талант…

Для всех педагогов-практиков, работающих с одаренными детьми, небезразлично, с какой психологической реальностью они имеют дело. “Какого ребенка считать одаренным?”— в ответ на этот вопрос в 1972 году Комитет по образованию США опубликовал следующие определения:

Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов,в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной из нескольких сферах:

Творческого или продуктивного мышления;

Общения и лидерства;

Психологи выявили признаки одаренности в каждой сфере. Вот некоторые из них.

Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную разностороннюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, обладает умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знает многое из того, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

Сфера академических достижений.Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и т. д.Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, упорядочению предметов и т. д.Естествознание: интерес к опытам, наблюдениям и т. д.

Творчество (креативность). Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, часто делает все по-своему (независим); изобретателен в играх, изобретательной деятельности; легко высказывает разные соображения по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях, играх и т. д.

Проблемы одаренности.

В отечественной психологии наработаны свои закономерности проявления детских способностей, которые не укладываются в приведенную выше схему селекции одаренных детей. Это фундаментальные работы Л. С. Выготского, В. Д. Небылицина, Б. М. Теплова, Н. С. Лейтеса, исследования лабораторий по проблемам способностей, руководимым Л. А. Вегнером, Э. А. Голубевой, В. Д. Шадриковым и др.

Проблема первая. Критерии одаренности как опережение сверстников в развитии не универсальны. Успех “вундеркиндов” — это непостоянно прогрессирующий процесс. Часто мы имеем дело со спадами в ходе развития таких детей, со случаями несоответствия между “заявленным” в детстве и достигаемым в годы зрелости; с замедлением темпа развития и выравниванием способностей.

Известно и другое: немало выдающихся людей в самых разных областях деятельности отставали в развитии от своих сверстников. Следовательно, одаренность – непостоянный атрибут в развитии конкретного ребенка, отсюда возникает вопрос о том, правомочен ли любой отбор по признаку одаренности, если это величина переменная?

Вторая проблема. Критерий одаренности по задаткам.

Существует представление о том, что одаренность – это совокупность природных задатков к определенной деятельности или ко многим ее видам. Но еще нет точных сведений,в чем именно задатки состоят: в особых ли свойствах нервных процессов, в преимущественном ли развитии полушарий головного мозга, особой чувствительности анализаторов или развитости тонкой моторики? Задатки, как правило, входят в структуру наследственности. Изучены и противоположные факты, те, которые показывают действие внешних условий – среды, воспитания и обучения – на развитие способностей. В итоге сделан интереснейший вывод о том, что средовой фактор обладает весом, соизмеримым с фактором наследственности, и может иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего. Нивелировка одаренности происходит при частых психических травмах, когда бурный энергопотенциал ребенка “откачивается” на неконструктивные переживания.

Проблема третья. Известно, что самая яркая психологическая одаренность детей с ранним расцветом способностей – высокая тяга (склонность) к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Такие дети могут буквально часами изо дня в день заниматься интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно и труд, и игра. Однако нелегко определить, как именно связаны высокие достижения детейи их эмоциональная увлеченность: что здесь причина, а что следствие? Во всяком случае, повышенная мотивация и вызываемая, ею напряженная активность являются безусловными признаками одаренности. Отсюда очевидно, что излишнее принуждение гасит спонтанную активность ребенка и может “засушить” его способности.

Проблема четвертая. Критерий одаренности по результату, продукту деятельности. В психологии принято считать, что одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достичь больших или меньших успехов в выполнении той или другой деятельности.

По величине успеха различают три грани или три уровня одаренности:

Способный — блестяще копирует по готовому образцу, талантливый — создает новое, оригинальное, а гениальный – генерирует принципиально новые идеи, опрокидывающие общепринятые представления. Поэтому в общественном сознании таланты и гении часто квалифицируются как чудаки, безумцы, шизофреники и т. д. Неудивительно, что учителям, родителям, сверстникам и даже специалистам зачастую трудно определить по поведению ребенка, являются ли его особенности признаком таланта или патологии. Социальная дезадаптация одаренного усуглубляется такими его личностными проявлениями, как гиперстремление к самосовершенствованию, у ребенка развивается чувство неудовлетворенности, нереалистический уровень притязаний, сверхчувствительность, нетерпимость.

Имея в виду вышеупомянутые проблемы воспитания одаренных детей, мы должны определиться в стратегии этого процесса. Во-первых,ответить на вопрос: хотим ли мы главным образом сконцентрировать свое внимание на подготовке элиты для “почтовых ящиков” и престижных конкурсов. Тогда, безусловно, отбор и селекция и, вероятно, по уже разработанным западным моделям, необходимы целевое финансирование и специальная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми.

Если же опираться на отечественные психологические разработки, преследующие прежде всего гуманистическую цель гармоничного развития личности, тогда необходимо думать о создании обогащенной среды для развития каждого ребенка. На этой благодарной почве из зерна наследственности с непредсказуемой статистической закономерностью, но с очевидной вероятностью вырастет талант.

Будущее — гораздо ближе к нам, чем принято думать,оно — совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее – дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у России будущего, если нет настоящего у ее подрастающего поколения.

* «Одаренный ребенок в развитии, общении, учении.» Р. Гильмеева, И. Сибгатуллина; учебно-методическое пособие, 1998.

* «Ступени творчества или развивающие игры.»М., Просвещение, 1990. Б. П. Никитин

* Журнал – «Народное образование.» Специальный выпуск, №8, 1996.

* «Возрастная психология», М., издательство УРАН, 1998. И. Ю. Калугина.

* «Значение ранних периодов детства для формирования детской личности. – В кн. “Принципы развития в психологии”. М. Просвещение, 1978. А. В. Запорожец.

Буклет «Одаренные дети» рекомендации для родителей Буклет. Одаренные дети. Рекомендации для родителей[/b] Портрет одаренного ребенка. Важно замечать признаки одаренности у ребенка:.

Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей. Опросник определения компетентности педагогов ДОУ в области одаренных детей. ФИО.

Особенности работы психолога в образовательном учреждении для одаренных детей Рассмотрим возможные направления работы психолога в образовательном учреждении, специализирующемся на обучении и психологическом развитии.

Особенности работы с родителями одаренных детей Особенности работы с родителями одаренного ребенка Для начала нужно понимать, что родители бывают разные, и многие родители видят в своем.

Презентация для педагогов «Одаренные дети» Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких.

Программа для интеллектуально-одаренных детей «Умники и умницы» Содержание 1. Актуальность…. 2-3 2. Цель, задачи…3-4 3. Научные, методологические и методические основания.

Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей в ДОУ Старший воспитатель Арабина Е. Ю. В нашем дошкольном образовательном учреждении осуществляется поддержка одаренных детей. Одаренные дети,.

Похожее:  Алгоритмы оперативного контроля процедуры анализа

Консультация «Создание комфортных условий для развития одаренных детей в области музыки» Старкова Ирина Владимировна Воспитатель ГБОУ ВО «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия, (институт) им. В. А. Босикова» Создание.

Эссе «Одаренные дети среди нас»Эссе «Одаренные дети среди нас» Что дар для нас? Лишь то, что сверху нам дано? Иль то, что воспитать мы в детях рады? А может то,чему все сердце будет отдано? Иль то, что.

Выявление и сопровождение одаренных детей «Выявление и сопровождение одаренных детей» Подготовила: методист Д. Ю. Семенова В соответствии с основными принципами концепции физической.

Источник

Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект № 95 — 06 — 17422.

Наиболее полное раскрытие потенциала одаренных и талантливых детей составляет актуальную задачу современного образования. Психологические исследования продемонстрировали сложность и многоуровневость феномена одаренности, зависимость ее развития от условий воспитания и обучения одаренных детей. Современные концепции одаренности выделяют разные стороны и даже виды интеллекта, соответственно различая виды одаренности [8], [9], [13]. Так, например, Г. Гарднером были описаны особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логикоматематической, музыкальной, лингвистической и социальной одаренности [8], а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одаренности: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей [З].

Большинство психологов рассматривает креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших и в известной мере независимый фактор одаренности [2], [З], [10], [II], [13]. Американский психолог П. Торренс определил креативность как процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез о путях ее решения, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления [9], [16], причем креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.

Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационноличностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала [З], [10], [II], [15], [16]. Согласно концепции Дж. Рензулли, развитие одаренности основано на взаимосвязи трех конструктов: интеллекта выше среднего уровня, креативности и приверженности к задаче [II]. В Мюнхенском исследовании высоко одаренные учащиеся продемонстрировали особенности мотивации достижений и Я-концепции, высокую стабильность мышления и др. [З].

В то же время остаются дискуссионными вопросы о взаимодействии основных составляющих феномена одаренности в процессе развития ее разных видов и уровней, об особенностях развития одаренности мальчиков и девочек, о роли обучения и воспитания в этом процессе. Наиболее плодотворным методом решения указанных вопросов являются лонгитюдные исследования разнообразных выборок одаренных детей с помощью комплексных и надежных диагностических методов [4], [II]. До настоящего времени в нашей стране такие исследования не проводились.

Одно из известных зарубежных исследований — Мюнхенское лонгитюдное исследование одаренности — было осуществлено в Германии под руководством профессора К.А. Хеллера [З], [5], [12]. Оно основывалось на многофакторной модели, в которой высокие индивидуальные достижения рассматривались как результат взаимодействия когнитивной одаренности (интеллектуальной, творческой, социальной и др.), личности (мотивации, интересов, Я-концепции) и социальной среды (климата семьи и школы, условий обучения, отношений со сверстниками).

В указанном исследовании шесть разновозрастных потоков одаренных школьников в течение трех лет ежегодно обследовались с помощью комплекса методик диагностики интеллектуальных способностей, креативности, личности, успеваемости, внешкольных достижений, интересов, социального окружения. Разработка этого диагностического комплекса, доказательство его надежности и валидности, выявление взаимосвязей когнитивных, мотивационноличностных и социальных факторов при разных формах и уровнях одаренности на всех этапах школьного обучения составили основные результаты исследования [З]. Мюнхенское исследование одаренности получило международное признание, что позволяет использовать его опыт.

Цель Московского лонгитюдного исследования одаренности школьников включала выявление особенностей развития интеллектуальных и творческих способностей и мотивационноличностных особенностей одаренных детей по сравнению с их обычными сверстниками на разных этапах школьного обучения. Таким образом, в нашем исследовании участвовали не только одаренные, но и учащиеся со способностями разного уровня, так, как они обычно представлены в классах.

Основная задача первого этапа исследования заключалась в идентификации одаренных детей для последующего прослеживания. Известны различные критерии такого отбора: реальные достижения (успехи в учебной деятельности, победы на конкурсах, публикации), оценки окружающих, самооценки, психометрические данные и др. [4], [II]. Однако ни один из них не может гарантировать как от завышения уровня одаренности (ошибки 1-го типа), так и от ее необнаружения

(ошибки 2-го типа). Для научного исследования особенно нежелательны ошибки 1-го типа, препятствующие выявлению специфики одаренных детей, тогда как для индивидуальной психологической помощи более опасны ошибки 2-го типа. Как показывает опыт, оптимальным является применение нескольких критериев и ступеней идентификации одаренности. Но в любом случае деление на одаренных и обычных учащихся носит относительный характер и определяется как концептуальными взглядами психолога, так и используемыми им средствами.

В связи со сказанным задачи начального этапа включали разработку процедуры и методов идентификации одаренных учащихся, а также доказательство стабильности различий между одаренными их сверстниками по показателям когнитивных способностей и достижений в учебе и других видах деятельности на разных этапах школьного обучения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исходная выборка учащихся десяти школ Москвы (более 3500 учащихся I, III, V, VII и IX классов) случайным образом была поделена на экспериментальные и контрольные группы. Контрольные группы включали от 73 до 80 учащихся каждой возрастной параллели (по три класса без отбора) и обследовались теми же методами и в те же периоды, что и группы отобранных учителями и по тестам учащихся (см. схему). Соотношение мальчиков и девочек во всех группах было одинаковым.

Экспериментальные группы в начале исследования включали свыше 600 человек каждого возраста. Для отбора одаренных детей из этих групп использовалась двухступенчатая процедура. Сначала учителя каждого класса оценивали интеллект и творческие способности учеников с помощью специальных оценочных листов. По этим оценкам отбиралось около 200 человек каждого возраста, получивших наивысшие баллы.

На второй ступени из групп отобранных учащихся снова отбиралось около 70 человек, показавших высокие результаты либо по тестам интеллекта (выше 70-го процентиля по общей шкале), либо по тестам креативности (выше 70-го процентиля) при интеллектуальном показателе не ниже среднего для данного возраста. Таким образом, к одаренным было отнесено примерно 10 — 12% первоначальной выборки учащихся.

На втором и третьем этапах исследования проводилось повторное аналогичное обследование одаренных учащихся и контроль с интервалом в один год. В конце лонгитюда численность групп уменьшилась до 60 — 64 человек (уход учащихся из школы, болезни, переезды)1.

При обследованиях учащихся использовались следующие методики.

1. Специальные оценочные листы для учителей были разработаны нами на основе Мюнхенских оригиналов и содержали объяснение критериев оценки проявлений интеллектуальной и творческой одаренности школьников в разных видах деятельности, поведении, интересах.

2. Многоуровневые тесты познавательных способностей — Kognitive Fahigkeits Tests (KFT), специально предназначенные для дифференцирования высоких уровней интеллекта [б], [7], были адаптированы нами в

предварительном исследовании 1989 — 1990 гг. [I]. Результаты адаптации продемонстрировали высокий уровень сложности заданий и удовлетворительную надежность и валидность русской версии KFT. Эквивалентные формы этого теста предъявлялись каждому испытуемому попеременно через год: АВА или ВАВ. Уровень сложности заданий соответствовал возрасту учащихся.

Школьники I класса (1983 — 1984 г. рождения)

Схема организации лонгитюдного исследования одаренности

Тестовые задания для первого класса состояли из рисунков, объединенных в субтесты на понимание слов

и отношений, логическое и математическое мышление. Тесты для последующих классов (со II по XI) включали три шкалы: вербальную (словарь и завершение предложений), математическую (количественные отношения и составление уравнений) и невербальную (классификация и аналогия фигур). Общий показатель интеллектуальных способностей определялся сложением всех шкал.

3. Для выявления креативности учащихся I, II и III классов использовался модифицированный субтест «Завершение рисунков » П. Торренса. Система категорий и шкалы для оценки оригинальности и разработанности ответов разрабатывались по ходу исследования на основе статистического анализа ответов. Общий показатель креативности представлял собой сумму баллов по оригинальности и разработанности ответов.

4. Тест «Необычное использование » (по Дж. Гилфорду) применялся для оценки креативности учащихся VXI классов. На первом и третьем этапах предъявлялись два предмета: «Газета » и «Деревянная линейка «; на втором: «Кирпич » и «Канцелярская скрепка «. Экспрессанализ результатов проводился по показателям продуктивности: сумме релевантных ответов за вычетом нелепых и повторяющихся. Мюнхенское исследование показало, что продуктивность высоко коррелирует с гибкостью и оригинальностью вербального творческого мышления.

5. С помощью специального опросника выяснялся характер внешкольной деятельности и достижений старшеклассников в начале и конце исследования. Опросник разрабатывался на основе Мюнхенского списка активности (Munich Activity Inventory) применительно к московским условиям.

6. Ежегодно регистрировались годовые оценки по основным предметам у учащихся всех (кроме I и II) классов.

7. С помощью опросников изучался широкий спектр мотивационноличностных особенностей учащихся. В данной статье рассматриваются показатели мотивации достижений: надежды на успех и страха неудачи.

8. Все результаты обследований кодировались, вводились в компьютер и статистически обрабатывались с помощью SPSS.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕРВОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ полученных результатов показал, что около 49 — 64% оценок учителей совпадало с показателями тестов интеллектуальных способностей и креативности, что согласуется с литературными данными [5]. При этом более трети учащихся, отобранных по учительским оценкам, не продемонстрировали высоких интеллектуальных и творческих показателей по тестам. В то же время в контрольных группах у 7 — 13% учащихся тестовые показатели способностей были существенно выше, чем их оценили учителя. Можно предположить, что случаев недооценки способностей было гораздо больше, но они остались за пределами отобранной выборки.

Учительские оценки интеллектуальных способностей старшеклассников чаще совпадали с тестовыми, чем в младших классах, но наибольшее число несовпадений было отмечено у пятиклассников. Несмотря на указанные расхождения, полученные результаты указывают на эффективность первой ступени отбора: показатели тестов интеллекта во всех отобранных группах (кроме V класса), были выше, чем в контроле (табл. 1).

Источник



Одаренные дети: особенности и сложности развития

В статье рассматриваются теоретические представления и эмпирические данные об особенностях развития одаренных детей. На основании обзора современных отечественных и зарубежных исследований описываются показатели познавательной, мотивационной, эмоциональной и психосоциальной сфер одарённой личности. Также в статье рассматриваются особенности одарённых детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, показываются особенности психического развития неуспешных одарённых детей. Описаны сложности и проблемы одарённого ребёнка, которые сопровождают его в процессе развития и творческого самовыражения.

Тема «одарённости» одна из старейших научных тем. Однако, по сравнению с предыдущими исследованиями, на современном этапе её изучения можно наблюдать важную тенденцию смещения вектора с изучения одаренности, как уникального явления и ее идентификации, на изучение особенностей и условий, в которых развивается одаренность и качественные показатели психического развития одаренного человека: по гармоничному или негармоничному (неравномерному, диссинхронному типу).

Очень часто одарённость остаётся неоцененной или даже незамеченной в ситуациях, когда ребёнок недостаточно успешен в учебной деятельности. Ведь большинство учёных (и педагогов) напрямую связывают одарённость и школьную успеваемость. По нашему мнению, одарённость необходимо рассматривать как потенциал, а детские достижения в учебной деятельности, как одно из проявлений этого потенциала. Такой подход отличается от общепринятого тем, что происходит смещение акцентов от отбора к содействию реализации возможностей одарённой личности. В таком аспекте важным становится понимание проблем и трудностей одарённого ребёнка в учебной деятельности, выявление причин школьной неуспеваемости с целью оказания психологической помощи и поддержки в их преодолении.

Похожее:  Олимпиада по обслуживающему труду

Авторы «Рабочей концепция одаренности», выделяя детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития, пишут о том, что одаренность с гармоничным типом следует считать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту психологической и физической зрелостью. По мнению авторов, именно эти одаренные дети, повзрослев, добиваются неординарных успехов в предпочтенной ими профессиональной деятельности.

У детей с дисгармоничным типом развития дела обстоят иначе. По мнению авторов, их особенности определяются другими генетическими ресурсами, а также другими механизмами возрастного развития. Основу такого типа представляет другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств и свойств личности, а в некоторых случаях вообще ставит под вопрос наличие одаренности. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в связи с чем, они могут быть причислены к «группе риска». Конечно, эта концепция носит теоретический характер, и в реальности разделение на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом достаточно условно.

Познавательная сфера.

К. Хеллер, анализируя данные по высокоодаренным и среднеодаренным детям, делает ряд интересных выводов. Высокоодаренным детям в большей степени свойственны высокие интеллектуальные способности: сверхчувствительность к знаниям, интерес к дивергентным задачам, высокая концентрация внимания. Их отличают выдающиеся креативные способности. Сюда автор относит оригинальность мышления, продуктивность мышления, ассоциативность мышления. По мнению Хеллера, высокоодаренные дети обладают феноменальной памятью, высокой способностью к быстрому усвоению знаний, интеллектуальным любопытством.

Однако, неординарные особенности детей могут быть восприняты окружающими как нарочитое желание выделиться, что, в свою очередь, может вызвать неодобрение учителей и насмешки сверстников. Возникновение сложностей в обучении одарённых детей, как правило, бывает связано с их стремлением к самостоятельному исследованию интересующих их тем и целостному восприятию картины мира. Зачастую способность выявлять и понимать сложные причинно-следственные связи, высокая скорость мыслительных процессов, высокий уровень развития вербальных способностей позволяет одарённым детям строить собственные теоретические гипотезы и модели, которые могут вступать в противоречие со строго последовательной системой учебного материалам, особенностями подачи и изложения занятий.

К. Хеллер в своих исследованиях показывает, что одарённым детям присуща позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой. Способность к реальной самооценке обеспечивает самодостаточность, самоконтроль, уверенность одаренного ребенка в себе, в своих способностях, в своих решениях, определяя этим его самостоятельность, неконформность и
многие другие интеллектуальные и личностные качества. Наряду с этим, одарённые дети могут восприниматься и отвергаться за «зазнайство» и заносчивость. Развитая оценочная функция может выражаться в слишком высоких требованиях по отношению к себе, чрезмерной самокритичности и недовольстве собой. Дж. Уитмор отмечает, что ощущение собственной неполноценности, нереалистические цели — является частыми проблемами одарённых детей, которые сопровождаются пессимистическим мировосприятием, чувствительностью, мнительностью и ранимостью.

Е.И. Щебланова отмечает, что у одаренных детей особо выражена способность к прогнозированию. Это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни. Одарённые дети достаточно рано проявляет интерес к интуиции, интуитивному знанию, предвидению будущего. Из-за своей открытости новому опыту такие дети могут попадать под негативное влияние лжеучений и сект.

Н.С. Лейтес замечает, что большинство одарённых детей обладают развитым чувством умора. Они улавливают связи, которые не видят их сверстники. Однако, их юмор может носить достаточно грубый характер и быть обидным для окружающих. Насмешки и «подковырки» часто становятся основанием для конфликтов в межличностном общении.

Мотивационная сфера

Как отмечает Д.Б. Богоявленская, уровень и направленность мотивационного развития ребенка является системообразующим фактором в структуре одаренности. Именно характер мотивационного профиля, за которым стоит система личностных ценностей, может быть как стимулирующим фактором, так и фактором, тормозящим развитие способностей одарённого ребенка.

Особенность мотивации одаренных детей состоит в значительном доминировании внутренней мотивации над внешней. Т.О. Гордеева отмечает, что внутренняя мотивация присуща всем одаренным людям, ее конкретная наполненность во многом определяется типом одаренности. При интеллектуальной одаренности изначально у ребенка ведущую роль в структуре мотивации играет познавательная мотивация, проявляющаяся в страстном стремлении понимать окружающий мир, разгадывать его тайны и познавать новое. Мотивация достижения и мотивация компетентности характерны для всех типов одаренности, являясь основой, определяющей смысл деятельности в контексте базовых потребностей в саморазвитии, совершенствовании и достижения в ней высоких результатов, независимо от того, совершенное исполнение это или новый продукт.

Чрезмерная поглощенность одаренных детей интересующих их делом, непомерное упорство в достижении поставленных целей, способность к длительному сохранению интереса могут приводить к противодействию необходимости прервать или прекратить свою деятельность. Жесткие временные ограничения при выполнении заданий могут приводить к фрустрации и способствовать полному отказу даже от интересной работы.

Чрезмерное упорство и высокая устойчивость поведения в достижении цели могут приводить к стремлению доводить все до полного совершенства. Увлечение какой-либо деятельностью или идеей сверх отведенного для этого времени может расцениваться как отсутствие гибкости и саморегуляции, упрямство и своеволие. Настойчивость и эмоциональная увлеченность выбранным делом, творческим процессом может приводить к физическому и нервному истощению и перенапряжению одаренных людей. Несмотря на убежденность ранних исследователей одаренности в ее неразрывной связанности с психической и физической патологией, современные исследования показывают, что одаренные люди, как правило, отличаются здоровьем, как физическим, так и психологическим. Проблемы с психическим и физическим здоровьем — не условие одаренности, а следствие высокой настойчивости или одержимости выполняемым делом, ей свойственные.

Широта интересов и большая любознательность могут вызывать трудности их согласования с учебными задачами. Одаренные дети не всегда способны рассчитать свои силы, часто берутся одновременно за множество дел или проектов. Сильная потребность в самоактуализации мотивирует одаренных детей следовать их интересам, но она же может вызывать фрустрацию при отсутствии такой возможности, потерю уверенности в своих силах, вплоть до полного отказа заниматься такой деятельностью.

Эмоциональная сфера.

Анализ исследований относительно особенностей эмоциональной сферы одарённых детей не позволяет сделать однозначного вывода об этой сфере. В одних исследованиях подчёркивается, что в основном одарённые дети высоко мотивированы, хорошо адаптированы, социально зрелые, независимые, спокойны в ситуации неопределённости.

В исследованиях Дж. Фримен мы находим информацию иного характера. Она пишет о том, что одарённые дети постоянно сталкиваются с эмоциональными и социальными трудностями. Кроме того, некоторые группы детей (например, из неблагополучных семей, исключительно высокоодарённые) могут попадать в зону риска неуспешной социальной адаптации. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях может принимать довольно «острый» характер, проявляясь в склонности к бурным, ярким аффектам, в других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, проявляясь в излишней застенчивости в общении, в трудностях засыпания, а иногда и в некоторых психосоматических заболеваниях. Отмечены случаи психопатического поведения.

В целом обзор зарубежных и отечественных исследований позволяет говорить о том, что в качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка большинство исследователей отмечают повышенную уязвимость. Источником ее является, как правило, сверхчувствительность, которая обусловлена особенностями интеллектуального развития.

В некоторых исследования мы находим данные о том, что одаренные учащиеся могут подвергаться опасности развития внутренних нарушений, обусловленных тем, что они чаще, чем обычные дети, подвергаются изоляции и одиночеству. Их повышенные чувствительность, эмоциональность и интенсивность также могут вносить свой вклад в нарастание тревожности и страхов. Появление высокого уровня тревожности у одарённых детей может провоцироваться их чрезмерным стремлением соответствовать ожиданиям взрослых. Родительские, собственные, социальные требования быть успешным могут вести к боязни неудачи, ощущению собственной неполноценности или к перфекционизму.

В случае неудачи одаренные ученики не способны контролировать свой негативный аффект, так как они почти не обладают опытом преодоления неудач. Так, в одном зарубежном исследований было обнаружено, что в конце начальной школы академически одаренные школьники демонстрировали более сильные отрицательные эмоции и физиологические реакции стресса в ответ на экспериментально введенную неудачу, по сравнению с группой неодаренных сверстников. Есть сведения о том, что одаренные дети имеют такой же или даже меньший риск возникновения внутренних проблем, как и их неодаренные сверстники. Было показано, что они проявляют, ту же самую степень интереса и удовольствия при работе в классе; испытывают меньше стрессовых событий, демонстрируют столько же или меньше внутренних негативных симптомов, случаев депрессии и мыслей о самоубийстве, как и другие учащиеся.

В нашем исследовании одарённых старшеклассников и студентов первого курса (победителей олимпиад по математике) были получены достаточно интересные данные. Проанализировав особенности победителей олимпиад по математике, нами было выявлено, что они отличаются высокой внутренней мотивацией к достижению, целеустремленностью, способностью к эмоциональному самоконтролю, высокой любознательностью. Это согласуется с результаты многих современных учёных. Однако, изучение субъективного благополучия одаренных юношей и девушек оказались несколько неоднозначными. По шкале психологического благополучия на основании коэффициента достоверности различий по t-критерию Стьюдента выборка (из 250 человек) разделилась на три подгруппы в соответствии с выделенными значениями. В первую группу вошли респонденты с высокими значениями, вторую группу составили средние значения и третью группу образовали низкие значения по шкале. Такие данные говорят о том, что одаренным детям присущ как высокий индекс общего психологического благополучия, так и низкий. Было выявлено, что представителям третьей подгруппы было свойственно низкие значения по шкале «самопринятие», «цели в жизни» и «личностный рост». Результаты корреляционного показали, что уход от проблем у таких детей, сопровождается обшей неудовлетворенностью собственной жизненной ситуацией.

Особенности психосоциального развития.

Результаты большинства исследований психосоциального развития одаренных детей и подростков говорят об успешной социальной адаптации. Однако наряду с этими исследованиями, существуют данные, которые говорят о серьёзных сложностях в процессе психосоциального развития. Е.И. Щебланова отмечает, что, как правило, результаты о социальном благополучии одарённых детей получены в исследованиях умеренно одаренных, что очень важно. Она отмечает, что ещё Л. Терманом и Л. Холинворт было доказано, что дети с показателями интеллекта выше 170-180 часто обладают значительно большими трудностями в социальной адаптации, чем умеренно одаренные дети. Эти данные находят своё подтверждение и в современных исследованиях. M. Gross, сравнивая математически умеренных и чрезвычайно одарённых детей, показал, что умеренно одаренные учащиеся считали себя и считались своими ровесниками более популярными, социально активными и ценимыми, чем чрезвычайно одаренные. При этом учащиеся с чрезвычайно высоким вербальным интеллектом признавали свое социальное положение самым низким.

Gross, сравнивая концепции дружбы у средних, умеренно одаренных и исключительно одаренных детей, показал, что эти концепции образуют развивающуюся иерархию возрастных стадий с ожиданиями дружбы и веры в дружбу и становятся с возрастом более сложными. В возрасте, когда их ровесники со средними способностями искали лишь партнеров для игры, одаренные дети начинали искать близкую и устойчивую дружбу, основанную на доверии и безоговорочном принятии. Большинство исключительно одаренных детей в возрасте 6-7 лет уже демонстрировали концепции дружбы, которых не было у детей со средними способностями до возраста 11-12 лет.

Высокий уровень самосознания одаренных детей, как правило, сопровождается ранним пониманием своего отличия от других убежденностью в собственной эффективности и самостоятельностью суждений. Это тоже может восприниматься негативно и приводить к самоизоляции или чувству отчуждения.

Также, оценка ребенком и окружающими одаренности как заслуги может развивать у него высокомерие и чувство превосходства над другими. А.И. Савенков указывает на то, что одарённый ребёнок не склонен добиваться успеха в ситуациях, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу. В общении со сверстниками он довольно часто берет на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел.

У многих одаренных детей в довольно раннем возрасте появляются интернальный локус контроля и высокий уровень личностной ответственности. Это может вызывать трудности в согласовании своих и чужих приоритетов, к отрицанию ценностей, заданных извне, что может восприниматься как вызов школе, семье, обществу. Высокий уровень моральных суждений может приводить к нетерпимости и отсутствию понимания других людей, в том числе и сверстников, отторжению и изоляции, деформациям личности.

Похожее:  Как понять результаты первого скрининга

По утверждению американского психолога К. Тэкэкс неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника, привычка исправлять других, также служить причиной сложных отношений со сверстниками.

Выводы.

Обзор современных отечественных и зарубежных исследований, посвящённый исследованию одарённости показал, что полученные данные в этой области достаточно разнообразны и противоречивы. Отличительной особенностью научных изысканий в этой области становится изучение качественных показателей, особенностей и условий развития не только успешных одаренных детей, но и неуспешных. Такой подход особенно важен, ведь именно сложности и трудности в различных сферах жизнедеятельности, которые испытывают одарённые и чрезвычайно одарённые дети, требуют особого внимания и изучения. Речь идёт о создании особых условиях и в школе, и в семье, позволяющих раскрывать и развивать одарённость, ограждать её от возможных опасностей, которые сопровождают или даже препятствуют творческому развитию ребёнка. Мы предлагаем основное внимание уделить не отбору одарённых детей, а содействию реализации одарённости через изучение и понимание проблем одарённого ребёнка в различных сферах жизнедеятельности.

Источник: Суднева О.Ю.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №11(19), 2012

Источник

Современные психологические исследования одаренности детей

Основные проблемы в области одаренности. Классификация одаренности, показатели, способствующие ее развитию у детей и психосоциальные аспекты ее особенностей. Организация, проведение и результаты исследования. Рекомендации психологической работы с детьми.

Рубрика Педагогика
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 13.03.2014
Размер файла 150,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные психологические исследования одаренности детей

  • Введение
    • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
      • 1.1 Основные проблемы и исследование в области одаренности
      • 1.2 Классификация одаренности
      • 1.3 Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
      • ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОН ИССЛЕДОВАНИЕ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
      • 2.1 Организация и проведение исследования
      • 2.2 Результаты исследования
      • 2.3 Выводы и рекомендации

      Введение

      Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте.

      В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. Решение этой проблемы носило свой специфический характер, имело определенный национальный колорит, несмотря на то, что в Америке, Англии и Германии наработок и опыта по этому вопросу было больше.

      В российской педагогике обозначились основные направления научных дискуссий в области одаренности:

      социальная необходимость выявления и развития одаренности;

      определение понятия одаренности;

      происхождение и структура одаренности.

      Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей. Определенной степенью оригинальности отличались исследования и методы диагностики, выполненные Г.И. Россолимо. Он был представителем ассоциативной психологии, которая представляла собою систему совокупности познавательных интересов (или функций) человека: внимание, восприятие, память, мышление и связанные с мышлением волевые действия в виде принятия решений. В 1909-1910 гг. этим ученым была создана система диагностики. С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности.

      Его работы являются показателем того, как на основе диагностики познавательных процессов и оценки их уровня были предприняты попытки оценки уровней одаренности.

      В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как «отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности». Важным в изучении одаренности Лейтес Н.С. считает вопрос о соотношении способностей и склонностей, выделяя у одаренных детей следующие склонности к умственным нагрузкам: постоянную готовность к сосредоточению внимания и эмоциональную захваченность процессом познания, повышенную восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний и т.д.

      В конце 80-х годов проблема одаренности актуализировалась в нашей стране. С точки зрения творческого потенциала индивида к проблеме одаренности подходит А. М Матюшкин. В концепции Матюшкина четко выражен интегративный подход к исследованию одаренности обозначенной и заявленной в нашей стране в лонгитюдных исследованиях Лейтеса. Важность такого направления отмечена В.Д. Шадриковым. Это направление интегрального толка состоит в том, чтобы понять природу одаренности как обычную предпосылку развития творческого человека.

      В настоящее время разрабатываются специальные комплексные программы для одаренных учащихся, в рамках которых ученик может более свободно приобретать знания, чем по обычной программе, ограниченной пределами и задачами только одного школьного предмета. Четко налажена координация различных проектов по изучению природы одаренности, программ подготовки учителей и организаторов образования, работающих с одаренными детьми.

      Наиболее частое проявление одаренности это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычная внимательность, любопытство и отличная память.

      Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977).

      Одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной наиболее проявленной способности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, психомоторные способности).

      Одаренность в основном определяется взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

      В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личностные системы ценностей у маленьких одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

      Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них.

      Один из способов в изучении одаренных людей, Гаугэн (1972), называет экстрасенсорное восприятие в качестве одного из исключительных свойств людей, принадлежащих к этой категории. Относиться к ним нужно с пониманием, так как недоверие может усугубить их подозрения о собственной ненормальности. Они нуждаются в поддержке, а не в насмешке. Может быть, они видят более ясно то, что менее восприимчивые смертные “видят в мутном зеркале”.

      Чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности — каждый ребенок проявляет свои способности по-своему.

      Одаренность ребенка чаще всего остается не замеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

      Особенно часто не замечается раннее развитие ребенка в рабочих семьях, где родители не получили должного образования. Иногда родители сопротивляются причислению своих детей к одаренным. Объясняется это, очевидно, что родители одаренных детей, как члены своего общества подвержены системе отношений и ценностей общества в целом.

      Отрицание или игнорирование уникальных способностей ребенка в угоду общественным нравам, во всяком случае, никак не поможет ребенку найти свое место в жизни и стать счастливым.

      Идеальная родительская реакция радостного приятия должна, вероятно, лежать где-то посредине между игнорированием и эксплуатацией способностей ребенка.

      Ребенок делает открытие собственной одаренности. То, как это происходит, представляет громадный интерес и для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое сознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с братьями, сестрами и сверстниками, понимание собственного отличия может прийти рано. У других сознание своих особых способностей происходит в школе с неизбежным сравнением себя с другими детьми.

      Родителям важно, чтобы ребенок, обладая здоровым самовосприятием и пониманием того, что способности и интересы других людей (как детей, так и взрослых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные. Социальные и эмоциональные последствия этих различий гораздо тоньше, чем простое понимание. Почти во всем одаренный ребенок такой же, как и все другие дети, а уникален лишь в чем-то немногом.

      Задача, стоящая в этом плане перед родителями заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается в реакциях и отношениях родителей и других окружающих к ребенку.

      Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями — это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

      Одаренные дети, обладающие разносторонними возможностями, часто сталкиваются с трудностями в выборе будущей профессии, поскольку избрание одного пути, естественно исключает все остальные. Но, так или иначе, ребенок должен делать выбор сам. Родителям не следует быть чрезмерно активными в направлении такого выбора. Возможно, что делая самостоятельный выбор ребенок в последствии приблизится к сфере интересов родителей. Но это будет уже его собственный выбор.

      Как правило, отложенное решение не рождает больших проблем, но есть сферы, где достижение вершин требует раннего старта и узкой спецификации.

      Таким образом, актуальность исследования проблемы одаренности и степень разработанности определили цель нашей дипломной работы.

      Цель: выявить основные психологические показатели одаренности детей в современном обществе.

      изучить научно-методическую литературу по проблеме одаренности детей;

      выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;

      исследовать одаренность у школьников;

      наметить направления психологической работы с одаренными детьми.

      Объект исследования: учащиеся начальных классов.

      Предмет: психологические показатели одаренности учащихся начальных классов. одаренность психосоциальный исследование ребенок

      Нами была выдвинута гипотеза: одним из показателей одаренности является высокий уровень интеллектуальных способностей: одаренность проявляется в уровне мыслительных операций. Поэтому, изучая уровень интеллектуальных способностей можно выявить одаренность школьников.

      Теоретико-методологической базой исследования послужили следующие теории и концепции:

      теория развития личности (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эриксон Э.Г);

      системный и деятельностный подходы в формировании личности (Андреева Г.М., Бодалев А.А., Блонский П.П., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Петровский А.В., Петровский В.А., Платонов К).

      В исследовании применены следующие методы: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования; наблюдение, анкетирование и психологическое тестирование; математическая обработка данных, полученных с помощью:

      — метода опроса (устного и письменного);

      Исследование было проведено поэтапно:

      1 этап — 2002-2003 — сбор материала и работа с научно-методической литературой;

      2 этап — 2003-2004 — проведение полевого эмпирического исследования, связанного с изучением основных факторов феномена одаренности в городе Набережные Челны;

      3 этап — 2004-2005 — обработка результатов исследования, анализ эмпирических данных, написание дипломной работы с оформлением выводов и рекомендаций.

      Эмпирическая база. Исследование проводилось на базе СОШ №40 г. Набережные Челны. В работу включены учащиеся начальных классов в количестве 106 человек.

      Положения, выносимые на защиту. Своевременное психологическое изучение — определение уровня интеллектуальных способностей детей на ранних этапах школьного обучения позволит своевременно в полной мере развивать одаренных учащихся.

      Практическая значимость. Результаты дипломной работы можно рекомендовать использовать в общеобразовательных учреждениях для изучения одаренности среди учащихся. Данные дипломной работы можно применять как методический материал при чтении курса лекций по работе с подрастающим поколением.

      Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

      Источник

Adblock
detector