Опросник Кеттелла: 187 вопросов, которые расставят все точки над «і»
Опросник Кеттелла – это, по сути, анкета-тест, где человек отвечает на вопросы о самом себе и выполняет несложные задания на сообразительность и общую эрудицию. Подобная компоновка вопросов позволяет выявить наиболее устойчивые личностные характеристики человека, а также мобильность и пластичность его мышления, способность быстро ориентироваться и улавливать закономерности различных процессов и явлений. Тест доказал свою эффективность, выдержал проверку временем и по сей день используется для психодиагностики, хотя формы опросника претерпели изменения с момента первой публикации.
Из истории возникновения опросника Кеттелла
Способ проверки личностных характеристик человека при помощи многофакторного опроса предложил британский и американский психолог Реймонд Бернар Кеттелл в 1949 году. Этому предшествовали годы исследовательской работы, в ходе которой Кеттелл смог привести все основные характеристики человека к некому «общему знаменателю», а именно к 16 факторам, предопределяющим суть личности.
Работая над составлением опросника, Кеттелл взял за основу труды своих коллег Гордона Уилларда Олпорта и Генри Одберта, которые проанализировали актуальные на тот момент словари английского языка и выбрали 18 тысяч слов, так или иначе описывающих личность. Из них 4,5 тысячи слов – это прилагательные, которые относились к постоянным характеристикам человека. Таким образом, они пришли к выводу, что среднестатистический человек описывает себя и других вполне конкретным набором слов.
Реймонд Кеттелл упорядочил выявленный список слов по группам, и вывел сначала 12, а потом еще 4 фактора, к которым сводятся все слова из этого списка. К слову, справиться с анализом такого большого массива данных Кеттеллу помогли наработки профессора Чарльза Эдварда Спирмена, чьей основной специализацией была разработка методов математической статистики.
В ходе применения методики 16-факторный опросник Кеттелла претерпел определенные изменения и дополнения. Так, в 1956-1957 годах вышло дополненное издание, а в 1961-1962 годах тест был дополнен вновь. К 1970 году опросник имел шесть форм, адаптированных под разные образовательные уровни испытуемых. В дальнейшем эти формы также были расширены, и теперь тест имеет варианты, адаптированные, в том числе, под особенности детского восприятия.
Личностный опросник Кеттелла – модификации:
- Тест 16 PF, формы А и В – полные версии на 187 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
- Тест 16 PF, формы C и D – сокращенные версии на 105 вопросов для лиц от 16 лет с образованием не ниже 8-9 классов (неполное среднее).
- Тест 16 PF, формы E и F версии – на 128 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
- Тест 13 PF – сокращенная версия на 79 вопросов для лиц от 16 лет с образованием менее 8 классов.
- Тест 14 PF, форма HSPQ – на 142 вопроса для подростков 12-16 лет.
- Тест 12 PF, форма CPQ – на 120 вопросов для детей 8-12 лет.
Обратите внимание, что группировка по 16 факторам в ходе тестирования применяется только для лиц, достигших совершеннолетия. Для детей и подростков группировка характеристик ведется по меньшему количеству факторов, поэтому применяется 12-факторный или 14-факторный опросник Кеттелла. Во всех случаях нужно выбрать один из трех вариантов ответа на поставленный вопрос. Есть вопросы, на которые можно просто ответить «да», «нет» или «не уверен».
Сокращенные версии для взрослых обычно используются, когда время на тестирование ограничено или же проводится групповое тестирование. Сегодня есть возможность пройти любой из тестов Кеттелла онлайн. Верхней возрастной границы тест не имеет, однако на некоторых онлайн-ресурсах, предлагающих пройти опрос, есть технические ограничения, не позволяющие указать возраст старше 70 лет.
Суть метода и группировка факторов по Кеттеллу
Итак, что и как выявляет 16 PF опросник Кеттелла и по какому принципу группирует факторы? За каждый ответ присваивается определенное количество баллов от 0 до 2. Далее набранные баллы по специальным формулам переводятся в так называемые «стены». Получается значение от 1 до 10, каждое из которых, согласно методике Кеттелла, имеет свою интерпретацию и обозначает степень выраженности того или иного качества.
В отличие от большинства тестов большее итоговое значение не означает лучший результат. Здесь, в принципе, нет правильных или неправильных ответов. Любой ответ является не более чем отличительной особенностью испытуемого, поэтому особенность личности не может быть оценена как правильная или неправильная. Вряд ли можно однозначно сказать, что для человека лучше быть серьезным, чем веселым. Или лучше быть жестким реалистом, чем сентиментальным романтиком. Или что консерватизм лучше, нежели стремление к новому и неизведанному. Или наоборот.
Полученное цифровое значение указывает лишь на то, что у человека более выражен тот или иной фактор личности. Для удобства диапазон значений от 1 до 4 обозначается знаком «-», от 7 до 10 – знаком «+». Значения 5 и 6 указывают на то, что человеку примерно в равной степени свойственны исследуемые характеристики.
16 PF опросник Кеттелла – группы факторов:
№ | Фактор | Расшифровка |
1 | A + | Открытость – готовность к новым знакомствам, приветливость, внимательность к людям, уживчивость |
A — | Замкнутость – склонность к уединению, концентрация на своих мыслях, скептицизм | |
2 | В + | Гибкое мышление – сообразительность, способность анализировать, обобщать, сопоставлять, быстро усваивать новую информацию |
В — | Ограниченное мышление – сложности в обучении, умении анализировать, обобщать материалы, сопоставлять | |
3 | С + | Эмоциональная стабильность – спокойствие, зрелость, уверенность, готовность к решению проблем |
С — | Эмоциональная неустойчивость – неуверенность, раздражительность, тревожность, прокрастинация | |
4 | Е + | Независимость – пробивные способности, желание лидировать, неуступчивость |
Е — | Податливость – мягкость, готовность уступать, вероятность попасть в зависимость | |
5 | F + | Беспечность – беззаботность, оптимизм, готовность проявлять чувства, веселиться и радоваться |
F — | Озабоченность – серьезность, сдержанность, рассудительность, склонность к пессимизму | |
6 | G + | Сознательность – выдержка, решимость, обязательность, ответственность, следование социальным нормам |
G — | Беспринципность – небрежность, легкомыслие, непостоянство, нежелание связывать себя обязательствами | |
7 | Н + | Смелость – склонность к авантюризму, готовность к новым знакомствам, предприимчивость |
Н — | Застенчивость – нерешительность, желание избегать ответственности и нежелание рисковать | |
8 | I + | Чувственность – сентиментальность, стремление к прекрасному, склонность к боязливости и ипохондрии |
I — | Твердость – реализм, практичность, готовность брать на себя ответственность, самостоятельность, склонность к цинизму и скептицизму | |
9 | L + | Подозрительность – замкнутость, ревность, раздражительность |
L — | Доверчивость – спокойствие, снисходительность, милосердие, умение ладить с людьми | |
10 | M + | Мечтательность – богатое воображение, склонность к теоретическим знаниям, отсутствие хозяйственной жилки |
M — | Практичность – склонность к практическим действиям, нацеленность на результат, хозяйственность | |
11 | N + | Утонченность – эстетическая разборчивость, честолюбие, склонность к светскому образу жизни |
N — | Простота – открытость, спонтанность, отсутствие излишних притязаний в жизни | |
12 | О + | Чувство вины – тревожность, боязливость, сильное чувство долга, склонность к депрессии |
О — | Самоуверенность – бесстрашие, нечувствительность к мнению окружающих, в том числе о себе, склонность к упрямству | |
13 | Q1 + | Радикализм – готовность сомневаться в общепринятых нормах, скептицизм, стремление к экспериментам |
Q1 — | Консерватизм – стремление «оставить все как есть», сомнение во всем новом и незнакомом | |
14 | Q2 + | Самостоятельность – независимость взглядов и мнений, самостоятельность в решениях и действиях |
Q2 — | Зависимость от группы – конформизм, оглядка на чужое мнение, стремление «не выделяться» | |
15 | Q3 + | Самоконтроль – дисциплина, точное следование социальным требованиям, забота о репутации |
Q3 — | Индифферентность – отсутствие самодисциплины, спонтанность в поведении, следование своим страстям | |
16 | Q4 + | Внутренняя напряженность – нетерпеливость и раздражительность |
Q4 — | Внутренняя расслабленность – флегматичность, легкая лень, склонность к релаксу, часто отсутствие мотивации что-либо делать |
Кроме того, 16-факторный опросник Кеттелла дает возможность оценить адекватность человека и выяснить, какая у него самооценка: адекватная, заниженная или завышенная. Разумеется, большинство людей стремятся давать социально ожидаемые ответы, поэтому каждый фактор перепроверяется группой вопросов, завуалированных под вполне невинные жизненные ситуации.
Например, ответ на первый же вопрос относительно того, понял ли испытуемый инструкцию к опроснику, которую прочитал только что, можно отнести как к характеристике интеллекта, так и к показателю тревожности, когда человек постоянно сомневается, все ли он правильно сделал, понял и т.д. Для уточнения показателей в тесте будут даны другие вопросы и ситуации, чтобы уточнить и уровень интеллекта, и уровень тревожности.
А, к примеру, ответ на вопрос о предпочитаемом месте жительства – в большом городе или глухом лесу – может свидетельствовать как о степени замкнутости, так и об уровне самостоятельности. Эти факторы также перепроверяются другими вопросами. Чтобы лучше понять, где вопросы «пересекаются», нужно знать, что каждый исследуемый фактор условно входит в блок тех или иных характеристик личности.
Блоки характеристик личности в опроснике Кеттелла:
- Коммуникативные характеристики (факторы А, Н, Е, L, N, Q2).
- Интеллектуальные характеристики (факторы В, М, N, Q1).
- Эмоциональные характеристики (факторы С, F, H, I, O, Q4).
- Регуляторные характеристики (G, Q3).
Также тест дает возможность оценить человека по дополнительным факторам: F1 (тревожность), F2 (экстраверт или интроверт), F3 (чувствительность к различным раздражителям), F4 (конформность). Что дает такая модель личности Кеттелла? Где можно применять личностный опросник Кеттелла? Сфера применения, на самом деле, достаточно широка.
Сфера применения опросника Кеттелла
Как уже говорилось ранее, тест Кеттелла применяется в целях психодиагностики. Этот опросник полезен для оценки личностного потенциала, лидерских качеств, стрессоустойчивости, творческих способностей, умения коммуницировать, готовности рисковать.
Таким образом, тест Кеттелла можно использовать для профессиональной ориентации детей и школьников, первичного профотбора поступающих в учебные заведения, требующие особых личных качеств (летные и военные училища), а также на работу в силовые структуры.
Еще тест Кеттелла можно использовать при найме сотрудников на работу, требующую усидчивости и выполнения однообразных монотонных операций. Тут даже не важно, что ответит кандидат на конкретные вопросы. Гораздо важнее его готовность отвечать на 187 вопросов, а не просто сразу перейти к рассмотрению следующей вакансии, где работодатель не увлекается тестированием.
Есть и обратная сторона медали: такой длинный тест может отпугнуть подходящего кандидата, склонного к активной практической деятельности и принятию быстрых решений. Поэтому данную анкету лучше не использовать при отборе менеджеров по продажам и представителей любых других профессий, требующих активности, мобильности, креативности и творчества.
Также 16-факторный опросник Кеттелла не рекомендован для выявления патологий в психиатрической практике. Подборка вопросов не ориентирована на поиск психических отклонений и, как говорилось выше, тут нет деления ответов на правильные и неправильные. Разумеется, ярко выраженные патологии опросник выявит, однако и в этом случае он не будет самодостаточным инструментом психодиагностики.
Собственно, любую психологическую диагностику лучше проводить с применением нескольких инструментов, релевантных поставленной задаче. И обязательно обращать внимание на дату составления теста. Мы помним, что в последний раз тест дорабатывался в 20 веке, а сейчас уже позади два десятилетия 21-го столетия, прошедших в условиях все ускоряющегося темпа жизни.
Вполне возможно, что у самого Реймонда Бернара Кеттелла, будь он жив сегодня, возникло бы желание доработать тест и поставить новые вопросы, соответствующие сегодняшнему темпу жизни и миру цифровых технологий. Но, так или иначе, личностный опросник Кеттелла по-прежнему актуален, что подтверждается стабильным интересом к нему психологов всех мастей, HR-менеджеров, родителей и людей, ищущих себя. Мы желаем, чтобы вы обязательно нашли себя, а все стороны вашей личности были в гармонии!
Источник
16-Факторный личностный опросник (16-pf), форма «с» (№ 105) р. Кеттелла
Опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитываются баллы по каждому из 16 личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Инструкция по проведению тестирования
В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы Вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос Вы должны дать ответ, выбрав одну из трех альтернатив (а, b , с), которая в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему представлению о себе.
Выбор Вашего ответа (a , b или с) на каждый последующий вопрос занесите в Бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу, например «a», в кружок. Форма бланка приведена в конце тест-опросника.
Средний темп проработки теста — 6 — 7 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.
Тест-опросник 16 PF
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да
3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника:
4. Когда я ложусь спать, я:
засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
пропустить вперед большинство машин
обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады видеть меня:
9. Я бы скорее занимался:
фехтованием и танцами
борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
16. Я думаю, что я менее чувствительный и легковозбуждаемый, чем большинство людей:
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
моим хорошим друзьям
в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный», — это:
21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
22. Меня больше раздражают люди, которые:
своими грубыми шутками вгоняют людей в краску
создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
не все надо делать одинаково тщательно
любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
26. Мои друзья чаще:
советуются со мной
делают то и другое поровну
дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
28. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер
который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
играть в шахматы
играть в городки
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
36. На предприятии мне было бы интереснее:
работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое слово не связано с другими словами: а) кошка
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
не беспокоит совершенно
39. Если бы у меня было много денег, то я:
позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти
жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
42. Мне говорили, что ребенком я был:
спокойным и любил оставаться один
живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них:
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
48. В музыке я наслаждаюсь:
маршами в исполнении военных оркестров
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
в деревне с одним или двумя друзьями
возглавляя группу в туристическом лагере
50. Усилия, затраченные на составление планов:
никогда не лишни
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
53. Я предпочел бы скорее работать:
в учреждении, где мне пришлось *бы руководить людьми и все время быть среди них
Источник
Тест Кеттелла 16 PF в подборе персонала. Опыт применения.
Применение таких психодиагностических методик как MMPI, тест Кеттелла 16 PF, чернильные пятна Роршаха было мегапопулярно лет 15 назад. Некоторые организации создавали целые отделы по оценке персонала под данные инструменты.
Сейчас интерес к ним заметно снизился и вот почему:
1. Длительность проведения. От 40 минут до нескольких часов.
2. Инструменты психодиагностики могут использовать только специалисты с образованием психолога.
3. Валидные методики стоят денег).
4. Расшифровка результатов теста требует немалого опыта от психолога.
5. Не всегда, например, выявленная "шизотимия" в тесте помогает определить успешность человека в профессиональной деятельности.
6. На смену психодиагностике, пришли вербальные, числовые тесты. Оценка по компетенциям ( star, parla), которые легче в применении и более информативны в плане оценки "профессионального поведения".
В общем, пару лет назад довелось мне столкнуться с таким запросом от директора: " все кандидаты, которые будут проходить собеседование, должны "сдавать" тест Кеттелла: от продавцов до руководителей.
Как человек с дипломом психолога, я выпала, мягко говоря, в осадок от такого заявления. Я вообще противница таких методов в оценке. Мои доводы "против" были безаппеляционно отвергнуты.
Итак, тест Кеттелла оценивает 16 черт/факторов личности. Имеется несколько форм опросника, состоящих из 187 вопросов. 187. ( хорошо директор не запросил MMPI. Там вообще более 500 вопросов. ) среднее время прохождения 30-40 минут.
Собеседование. Специалист среднего звена. Поговорили с кандидатом. Провела оценку по компетенциям. Все отлично. Опыт соответствует. Рекомендован на должность. Но: "Это еще не все!" — сообщаю я кандидату с улыбкой до ушей. "У нас еще ОПРОСНИК для вас. Надо пройти. Это займет совсем немного времени — примерно 30 минут". Соискатель нервно смотрит на часы, вежливо соглашается. Проходит. Результаты не показываю. Встает, прощается. Больше я его не видела. От работы отказался. И такая ситуация через раз. Замечу, что фирма маленькая, но требования в подборе как в космос)))
Со временем я привыкла к такой "работе". Предоставляла заключения тестирования директору на тех кандидатов, с которыми он проводил финальные собеседования. Естественно, только с письменного согласия самих соискателей ( так как это персональные данные).
Однако, мои внутренние протесты не утихали и я не понимала как можно отказать кандидату, всего лишь потому, что у него низкая нормативность (шкала G) или расслабленность ( шкала Q4), но есть соответсвующий опыт и желание работать в нашей компании.
Дальше было интересней: наблюдая за сотрудниками, которые были приняты в компанию, я отмечала, что, если по каким-то из шкал человек набирал крайние значения: либо очень низкие, либо максимальные, то эти "акцентуации" влияли на профессиональное поведение. Расслабленность по шкале Q4 "мешала" сотруднику добиваться цели, самостоятельно добиваться результата — приходилось контролировать и бодрить.
Нонконформизм проявлялся в противопоставлении себя коллективу, в нежелании работать по установленным правилам и т.д.
Опрос 16 PF оказался полезным для подбора. Его результаты подтверждались поведением сотрудников. А если ты знаешь особенности личности своего подчиненного, еще до его прихода в компанию, тебе легче найти к нему подход.
Вывод к которому я пришла мне особо не понравился. Он означал, что я не права в своем недоверии к психодиагностике в проф.деятельности))) Но, я так и не смогла полюбить данный подход. Оцениваю по компетенциям и считаю, что опытный и мудрый руководитель и без личностных опросников сможет эффективно работать со своими сотрудниками.
Источник
Тест Кеттелла онлайн
Тест Кеттелла онлайн — идеальная возможность познать себя как личность, свой внутренний мир. Это стандартный опросник, определяющий проблемы личности, даёт понимание, насколько вы развиты, определяет склонности, особенности характера, помогает узнать себя лучше, даёт возможность разобраться в себе, проливает свет на происходящее. Создан тест англо-американским учёным в сфере изучения личности Кеттеллом Реймондом Бернардом. В основе теста лежит “теория личностных черт”. Если верить теории, человек — это личность, состоит из взаимосвязанных стабильных элементов (свойств, черт характера), которые определяют внутреннюю сущность индивидуума.
Для чего используется тест Кеттелла онлайн?
Тест Кеттелла онлайн — один из самых известных тестов психологии в мире. Вопросы этого теста отражают жизненные ситуации, это нужно для того чтобы понять, как вы ведёте себя в реальной жизни. Иногда опросник Кеттелла используется в силовых, государственных структурах для проверки психологических, интеллектуальных и личностных качеств. Также с помощью теста проводят педагогическое, психологическое и брачно-семейное консультирование.
Тест Кеттела онлайн включает в себя все виды испытаний: и отношение к какому-либо явлению, и решение текста, и оценку. В своём тесте Реймонд Кеттелл охватывает наиболее существенные психические проявления, такие как: темперамент, индивидуальность, характер и т.д.
Тест Кеттелла включает в себя три формы: А – форма, включающая в себя 187 вопросов, альтернативная – В-форма, С-форма — состоящая из 105 вопросов. Пройдя этот тест, вы узнаете много нового о себе, погрузитесь в процесс познания своей личности.
Источник
Прохождение теста Кеттелла онлайн 105 вопросов
16 факторный тест Кеттелла существует в нескольких формах. Форма А чаще используется при индивидуальной работе, форма С — при групповой работе, часто предполагающей временные ограничения. В не зависимости от формы тест диагностирует 16 личностных черт.
Тест Кеттелла 105 вопросов часто используется рекрутинговыми агентствами и отделами по управлению персоналом при отборе соискателей, поскольку дает подробное описание личностных качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности.
Пройти тест Кеттелла интересно и для самоанализа коммуникативных особенностей, интеллектуальных свойств, эмоциональной сферы и волевых качеств.
Интерпретация факторов
Дружелюбность, коммуникабельность, высокая социальная активность.
Ориентированность на себя, а не на отношения с окружающими, не инициативность в общении.
Оптимистичность, легкое отношение ко всему, беспечность.
Сдержанность, рассудительность, глубокомысленность, вдумчивость.
Чувствительность, сентиментальность, желание получать поддержку, сочувствие.
Самостоятельность, ответственность, настойчивость.
Независимость, наличие собственного мнения и умение отстаивать его.
Зависимость от мнения окружающих.
Высокие интеллектуальные способности, широта мышление, хорошие аналитические способности.
Развитое воображение, мечтательность, увлеченность высокими материями.
Практичность, серьезность, озабоченность практическими вещами.
Дипломатичность, гибкость в отношениях.
Склонность к нововведениям, желание постоянных улучшений.
Консервативность, не желание что-либо менять.
Способность противостоять стрессам, преодолевать негативные чувства и возвращаться в эмоционально спокойное состояние.
Высокая эмоциональность, чувствительность, впечатлительность. Не способность «брать себя в руки» в стрессовых ситуациях.
Недоверчивость, независимость, ориентация на собственное мнение.
Открытость, доверчивость, умение ладить с людьми.
Тревожность, подверженность настроению.
Уверенность в себе, спокойное отношение к чужому мнению.
Избыток целей и желаний, нетерпеливость, возбужденность.
Удовлетворенность нынешним состоянием дел и отсутствие желания сделать лучше, расслабленность, незаинтересованность.
Источник